Коллектив авторов Скачать epub pdf Глава 3 – Церковное Благочестие Поведение в храме О БЛАГОЧЕСТИИ . Под церковным благочестием следует понимать отношение к храму, к святыням, которые в нем находятся, отношение к самому себе как к участнику церковных богослужений, как к христианину, как к дому Святого Духа. Церковное благочестие – отношение к богослужению, к иконам, ко всем предметам, которые так или иначе связаны с христианским вероучением. Церковное благочестие – это система правил, канонов, традиций, принятых Православной Церковью. Конечно, церковное благочестие начинается с отношения к храму. Если человек приходит в храм с благоговением, безусловным уважением к святыням, то такого человека примут со всей душевной теплотой. И, конечно, вне зависимости от того, умеет ли такой человек вести себя в храме, он не будет чувствовать себя здесь чужим. Но не следует пренебрегать и правилами церковного благочестия. ПЕРЕД ВХОДОМ . Прежде всего, подходя к храму, православные люди совершают крестное знамение и поясной поклон. При этом взирают прежде всего на его святые купола и кресты. Крестное знамение должно совершаться благоговейно. Крестясь, человек изображает на себе символ Христовых страданий за грехи человеческие. Поэтому делать это следует с величайшим благоговением и вниманием. Небрежное совершение крестного знамения является грехом. Нужно заметить, что все православные храмы, по крайней мере в России, по древней традиции сориентированы на восток. Встречаются и отклонения, но они обусловлены необходимостью вписаться в городскую застройку или другими причинами. Есть храмы, которые сориентированы с юга на север, но это исключение из общих русских православных правил. Поэтому, говоря о храме и употребляя такие понятия, как “западная стена”, “северная стена”, “южная стена”, мы подразумеваем, что такой храм ориентирован по традиции, то есть алтарь выходит на восток, а вход напротив алтаря с запада. ВНУТРИ ХРАМА . Входя на паперть, мы еще раз осеняем себя крестным знамением, потому что здесь уже есть святые иконы. Не обязательно каждую святую икону целовать, но нужно ощущать себя как в святом месте. Необходимо оставить все разговоры, не относящиеся к храму, к Церкви, за порогом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Кормчая книга, судя по сохранившимся спискам ее XV и XVI в., употреблялась тогда у нас в разных видах. Списывалась еще, а следовательно и употреблялась, она и в том виде, в каком известна была в России до митрополита Кирилла II, когда содержала в себе одни каноны без толкований. Два списка ее XVXVI в. представляют Номоканон Схоластиков (VI в.), в котором помещены только правила святых апостолов, четырех Вселенских и шести Поместных Соборов, и святого Василия Великого , и притом правила изложены не отдельно: сперва апостольские, потом каждого Собора порознь и Василия Великого , а все сведены в один состав, распределены по предметам и расположены в некоторой системе – в 50 титлах, или гранях-отделениях. Впрочем, наши Кормчие, по Номоканону Иоанна Схоластика, содержали в себе, кроме этого Номоканона в его древнейшем, болгарском, переводе, и некоторые правила двух остальных Вселенских Соборов, Шестого и Седьмого, вместе с сведениями о них, равно как немало и других дополнительных статей позднейшего происхождения, греческого и болгарского. Другие два списка Кормчей XV-XVI в. представляют сборник церковных правил, известный под именем патриарха Фотия, только еще неполный: тут прежде всего находится после пролога, или предисловия, Номоканон, в котором так же, как и в Номоканоне Схоластика, все каноны расположены по предметам в некоторой системе, но не в 50, а в 14 титлах-гранях, и самые правила не приведены в тексте, а только сделаны указания на них; затем следует изложение σνταγμα самого текста правил: святых апостолов, святых Соборов – сперва Вселенских, всех семи, потом Поместных, кроме двух последних по времени (бывших в Константинополе по делу Фотия и находящихся уже собственно в Фотиевом сборнике канонов), и святых отцов; наконец помещены разные дополнительные статьи не только греческого происхождения, между ними и известные 87 глав, извлеченных Иоанном Схоластиком из новелл Юстиниана, но, по крайней мере в одном списке, и русского, каковы – правило церковное митрополита Uoahha II и ответы Новгородского владыки Нифонта на вопросы Кирика. Правила в этой Кормчей все не сокращенные, а полные, как и в помянутых выше Кормчих по Номоканону Схоластикову, но перевод правил здесь совершенно другой, хотя также весьма древний. Очень естественно, если Кормчие с одними канонами без толкований списывались у нас в XV и XVI столетиях весьма редко и сохранились в небольшом числе экземпляров, потому что хотя и такими Кормчими, по Номоканону ли Схоластикову или Фотиеву, неполному, еще можно было пользоваться, но они не представляли уже тех удобств, какие можно было находить в Кормчих не с одними канонами, а с толкованиями на каноны, появившихся у нас со времени митрополита Кирилла II.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Критика экуменической мысли Зандера Очевидно, что в кратком обзоре невозможно адекватно изложить все сомнения и возражения, которые неизбежно возникают даже при беглом чтении этой книги. При внимательном рассмотрении аргументации первоначальное замешательство лишь усиливается. Это очень личная книга. Она отнюдь не типична для православной позиции. В каком-то смысле это «голос с Востока», но голос, говорящий не «восточное» и не «православное». Автор воспитан в определенной традиции, и его трактовка «экуменической реальности» имеет явственный оттенок его особых убеждений. Возникает вопрос, совместимы ли эти убеждения с основными догматами Православной веры. Более того, совместима ли новая концепция «экуменизма», которой придерживается автор, с главными принципами исторического Экуменического Движения. Автор, по-видимому, не слишком интересуется проблемами «Веры» и «Устройства». Он предпочитает обитание вне догматов, канонов и обрядов. «Экуменизм» в понимании автора, имеет мистическую сущность. Он не связан с внешними событиями и не интересуется историческими достижениями. «Единство, которое составляет его цель, есть единство любви, не осуществимое в какой-то исторической форме, но обещанное в жизни мира грядущего». В этом смысле экуменизм есть «предвидение царства». Экуменизм по сути своей парадоксален и металогичен. «Экуменизм возможен только вопреки логике или, скорее, независимо от нее». Историческое планирование отвергается и порицается. Такой опыт «сравнительного богословия» лишь усугубляет раскол. «Это едва ли можно назвать экуменическим трудом». Никакое «смыкание раскола» невозможно в истории, и все усилия бесполезны. Автор не верит в возможность экуменического прогресса на уровне истории. Нам предлагается некое «эсхатологическое» видение, без призыва к трезвому и ответственному действию. Возникает сомнение: что если это не «видение», а обычное мечтание? «Эсхатологическая интерпретация, с одной стороны, свободна от всяких исторических ошибок. Перспектива “постоянного разделения» для нее не страшна; вся история Церкви есть история разделений и, следовательно, она не может считаться неким предисловием к еще не написанной книге о единстве; историческая трагедия христианства это неизбежное условие грешного человечества – и эта грешная реальность является предметом вечного преображения и будущего parousia» . Автор явно упускает из виду тот факт, что «видимое единство», а именно «единство в вере», составляет один из отличительных признаков Церкви, согласно учению Нового Завета, и Церковь предназначена Христом быть «столпом и утверждением истины». Вопрос не в «неминуемом» прогрессе, а в долге и предстоящей позитивной задаче.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БУРХАРД [лат. Burchardus] (ок. 965, Гессен - 20.08.1025, Вормс), еп. Вормса, канонист. Основным, хотя и не всегда надежным, источником сведений о его жизни является житие (Vita Burchardi), написанное Эббоном, схоластиком вормсского кафедрального собора. Предположительно Б. происходил из знатного графского рода Райхенбах-Циенхайн. Как младшего ребенка его с детства готовили к духовной карьере (puer oblatus), он воспитывался в Кобленце в монастырской школе при ц. св. Флорина. Вероятно, стал клириком в период своего пребывания в Льежском еп-стве в мон-ре Лоб или в общине регулярных каноников г. Льежа. Ок. 993 г. архиеп. Виллигиз Майнцский назначил Б. своим камерарием, сделав приором канониката св. Виктора. В 997 г. он был рукоположен во пресвитера. Ок. 995 г. нем. кор., впосл. герм. имп., Оттон III , ввел Б. в состав королевской придворной капеллы, в 1000 г. при содействии архиеп. Виллигиза Майнцского назначил его епископом Вормса. Б. активно участвовал в политической жизни империи: поддержал политику имп. Генриха II (1002-1024), сопровождал его в итал. походах (1001-1002 и 1013-1014), участвовал в церковных Соборах в Диденхофене (1003), Дортмунде (1005) и во Франкфурте (1007), где было вынесено решение об основании Бамбергского еп-ства. На епископском подворье в Вормсе воспитывался кор. Конрад II (1024-1039). При Б. в городе были возведены новые здания кафедрального собора св. Петра (освящен 9 янв. 1018 в присутствии Генриха II), монастырских церквей св. Павла, св. Андрея и св. Мартина; была реорганизована система городских приходов. Сочинения Б. был одним из крупных правоведов XI в., с его именем связаны «Декрет Бурхарда» (Decretum Burchardi), посвященный церковному праву (вопросам церковной иерархии, дисциплины, совершения таинств), и «Закон людей Вормсской Церкви» (Lex familiae Wormatiensis ecclesiae), содержащий нормы сеньориального права. «Декрет», иногда называемый «Сборник канонов» (Collectarium canonum) или «Книга декретов» (Liber decretorum), позднее он стал также называться «Брокард» (Brocardus), был создан между 1008 и 1012 гг.

http://pravenc.ru/text/153683.html

Митрополит Киккский Никифор: Одностороннее решение Патриарха Варфоломея по Украине грозит всеправославному единству расколом чудовищных размеров Источник: Патриархия.ru 16 сентября 2021 года на заседании конференции «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения», которая проходит в Москве в Храме Христа Спасителя, прозвучал совместный доклад митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора и митрополита Тамасосского и Оринийского Исайи (Кипрская Православная Церковь). Перед этим митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия обратился к участникам конференции со словами приветствия, сказав: «Ваше Святейшество, Ваши Преосвященства, глубокоуважаемые участники конференции! Я хотел бы поблагодарить вас за то, что пригласили как меня, так и моего старца митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора участвовать в этом важном богословском форуме. Мы с митрополитом Никифором решили представить совместный доклад, который базируется на недавно вышедшей книге митрополита Киккского Никифора, посвященной теме разрешения современной украинской проблемы на основании священных канонов. Эта книга была недавно переведена на русский язык. …Как митрополиту Никифору, так и мне и другим кипрским архиереям было совсем не просто писать, говорить и в целом выступать по данной теме, потому что, как вы знаете, геополитические события заставляют Кипр следовать в русле евро-американской политики со всеми со всеми вытекающими отсюда последствиями. Несмотря на это, мы и говорим, и пишем, а также умоляем Бога просветить нас право править слово Истины, как нам подсказывает наша архиерейская совесть, несмотря на негативные для нас последствия. Не буду долго задерживать ваше внимание и представлю вам некоторые мысли митрополита Никифора, надеясь, что мученики и все святые православного Кипра и России будут предстательствовать пред Господом нашим Иисусом Христом и Пресвятой Богородицей о единении Православной Церкви и скорейшем разрешении этой серьезной церковной проблемы, которая и возникнуть не должна была».

http://pravoslavie.ru/141850.html

Мм. гг. Литература отечественной этнографии недавно обогатилась двумя капитальными приобретениями. Я разумею изданную в начале настоящего года в Казани профессором церковной истории в тамошнем университете г. Добротворским монографию: «Люди Божии, русская секта так называемых духовных христиан» и две статьи г. Мельникова в «Русском Вестнике»: «Тайные секты» и «Белые голуби». Книга г. Добротворского и статьи Мельникова посвящены одному и тому же предмету – изследованию истории, учения и обрядов секты, известной в народе под именем Хлыстовщины и более точно названной г. Добротворским «Людьми Божьими» – именем, которое усвояет себе в своих песнях сама секта. Но, не смотря на замечательное обилие сведений, сообщаемых двумя почтенными исследователями, нельзя сказать, чтобы этот важный и интересный предмет был исчерпан ими вполне, так, чтобы науке ничего более не оставалось делать, как только подвести итог и сделать окончательные заключения о секте. Вот почему, мм. гг., я испросил у вас позволение обратить ваше внимание на собранные мною новые материалы, относящиеся к тому-же предмету, которому посвятили свои труды гг. Добротворский и Мельников. С давних пор занимаясь с особенным вниманием изучением русских сект, я имел возможность, между прочим, из разных источников, преимущественно в г. Липецке (летом 1868 г.) собрать 145 песен секты Людей Божиих, отчасти исторических и догматических, отчасти – обрядового и смешанного содержания 1 . Отвергая богослужение Церкви и находя ее песнопения недостаточными для своих радений, сектанты учат, что нужно Господевя воспевать всегда песнь нову. На практике, конечно, этот принцип строго не выдерживается сектантами; есть много церковных песнопений, употребляемых и хлыстами: это те песни, которые хлысты находят возможным истолковать в смысле своего учения (преимущественно песни церковных канонов). Некоторые хлыстовские песни представляют текст песен православных в извращенном и испорченном виде, или в стихотворном переложении, как напр.: Бога человеком

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Н.М. Гальковский Глава II. §34. Средства и способы борьбы с остатками язычества. Отношение со стороны церкви и государства. Против язычества боролась церковь и государство. Средства борьбы церкви. Канонические постановления. Кормчая. Приступая к исследованию борьбы христианства с остатками язычества в древней Руси, мы прежде всего отметим, что против язычества у нас борьба велась с двух сторон: против него боролись церковь и государство. Иногда церковь и государство действовали совместно, иногда вели борьбу самостоятельно. Говоря о борьбе церкви с язычеством, прежде всего необходимо иметь в виду, что христианское богослужение, таинства, церковные обряды, христианское вероучение, распространяемое и внедряемое устно и письменно, – надежнейшим способом служили к искоренению язычества и способствовали его забвению. Наши иерархи и ревнители благочестия прекрасно это понимали и главным образом заботились о выяснении догматов и нравственного учения христианства. Но жизнь показала, что одного этого мало: древние языческие обряды и верования продолжали жить в народе и церковь принуждена была вступить с ними в борьбу. Средствами борьбы церкви против язычества были: канонические постановления, 2) убеждение. Прежде всего средством борьбы против язычества были канонические постановления вселенской церкви, собранные в книге, известной у нас под именем Кормчей книги. Наши первые митрополиты были греки; приходя на Русь, они приносили с собой греческие церковные традиции, а также, по всей вероятности, и канонические постановления греческой церкви. Но и на славянском языке Номоканон стал у нас известен очень рано, в период до-монгольский 382 . В 13 в. по просьбе митроп. Кирилла 2 была прислана в Россию Кормчая книга с толкованиями канонов в сербском переводе, сделанном арх. св. Саввою. Этот список был представлен митроп. Кириллом 2, на Владимирском соборе в 1274 г. для руководства русским пастырям церкви 383 . Кормчая содержит много указаний на пороки, суеверия и остатки язычества. Но пользоваться Кормчей для характеристики русской жизни можно с большой осторожностью, так как Кормчая имеет в виду прежде всего греко-римский мир, а не русских людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нестор Летописец -преподобный. Было время, когда к преп. Нестору относили все те места Повести временных лет, где идет речь в первом лице, – и получалась довольно обстоятельная биография: указывали точно год и место рождения, время прибытия и поступления в монастырь, год смерти и общий возраст (Миллер, Шлецер, Татищев, м. Евгений, арх. Филарет, м. Макарий, Кубарев, Бутков, архп. Димитрий и мн. др.). Теперь же, когда принадлежность Нестору Начальной летописи оспаривается, требуют значительных ограничений и все эти биографические подробности. Во всяком случае, несомненно, что преп. Нестор был инок Киево-Печерского монастыря: прибыл он сюда при игумене Стефане, который его принял, постриг и возвел в сан диакона. При торжественном открытии мощей преп. Феодосия (1091 г.) Нестор является одним из главных действующих лиц. На большой авторитет Нестора среди братии Печерской обители указывает рассказ Киево-Печерского Патерика об изгнании беса из черноризца Никиты Затворника: здесь, на ряду с такими подвижниками веры и благочестия, как игумен Никон, Пимен Постник, Агапит Лечец, Григорий Чудотворец , Исаакий Печерник, Григорий, творец канонов, Онисифор Прозорливец, – стоит и Нестор, «иже написа летописец», тогда еще сравнительно юный инок. О времени канонизации преп. Нестора ничего определенного сказать нельзя. Имени его нет ни в древнейших Месяцесловах, ни в Прологах, ни в Четьих-Минеях. В Описании иконописи Киево-Печерской Лавры начала XVIII в. упоминается живописное изображение «преп. Нестора диакона» и «преп. Нестора летописца», но как далеко восходит основа этого Описания – вопрос спорный. Житие Нестора впервые находим в славянском печатном издании Киево-Печерского Патерика 1661 г. («сказание многословное, – справедливо замечает преосв. Филарет, – но бедное по содержанию»), откуда оно заимствовано в Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского . Церковная служба ему, как и другим «Преподобным отцем Печерским, ихже мощы в ближной и дальной пещере нетленно почивают», составлена еще позже: первое печатное издание ее относится лишь к 1763 году. Мощи преп. Нестора открыто почивают в Киеве, в Антониевых (ближних) иещерах. Церковь ублажает его, как «богомудраго житий святых списателя первейшаго и ревнителя о нех добраго», «времена и лета многочудесные церкве, житие и добродетели отец первоначальных писанием нам изъявившего». В Иконописном подлиннике о преп. Несторе замечено: «подобием сед, брада аки Богословия, не раздвоилась, на плечах клобук, в правой руке перо, а в левой – книга и четки, ризы преподобжическия».

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopis...

Песнопения на двунадесятые праздники Рождество Пресвятой Богородицы Стихиры на Господи воззвах, гл. 6. Днесь иже на разумных престолех почиваяй Бог, престол свят на земли Себе предуготова, утвердивый мудростию небеса, небо одушевленное человеколюбием содела: от неплоднаго бо корене сад живоносен израсти нам Матерь Свою, Иже чудес Бог, и ненадеюшихся надежда, Господи, слава Тебе. – Днесь неплодная врата отверзаются, и дверь девическая Божественная предгрядет. Днесь плод раждати благодать начинает, являющи миру Божию Матерь; Ею же земная с небесными совокупляются, во спасение душ наших. Слава, и ныне. гл. 6. Днесь иже на разумных... (См. 1-ю стихиру). Стихира на литии, гл. 8. В благознаменитый день праздника нашего, вострубим духовною цевницею: яже бо от семене Давидова днесь раждается Мати живота, тьму разрешающи, Адамово обновление, и Евино воззвание, и нетления источник, тли пременение: Ея же ради мы обожихомся, и от смерти избавлени быхом, и возопиим Той с Гавриилом, вернии: радуйся Благодатная, Господь с Тобою, Тебе ради даруя нам велию милость! Стихира на стиховне, гл. 4. Ангеловым проречением, плод пречист от Иоакима и Анны праведников днесь произыде Дева, небо и престол Божий и приятелище чистоты, радость провозвещающи всему миру, живота нашего Ходатаица, клятвы отнятие, благословения подание. Тем в рождестве Твоем. Дево Богозванная, миру мир испроси, и душам нашим велию милость. Тропарь, гл. 4. Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней; из Тебе бо возсия Солнце правды – Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный. Величание. Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое. Стихира по 50-м псалме, гл. 6. Сей день Господень, радуйтеся людие: се бо света чертог, и книга Слова животнаго из утробы произыде, и яже к востоком дверь рождшися, ожидает входа Святителя великаго, Едина и Единаго вводящи Христа во вселенную, во спасение душ наших. Ирмосы канонов

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Киккский Никифор: одностороннее решение Патриарха Варфоломея по Украине грозит всеправославному единству расколом чудовищных размеров 16 сентября 2021 года на заседании конференции «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения» , которая проходит в Москве в Храме Христа Спасителя, прозвучал совместный доклад митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора и митрополита Тамасосского и Оринийского Исайи (Кипрская Православная Церковь). Перед этим митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия обратился к участникам конференции со словами приветствия, сказав: «Ваше Святейшество, Ваши Преосвященства, глубокоуважаемые участники конференции! Я хотел бы поблагодарить вас за то, что пригласили как меня, так и моего старца митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора участвовать в этом важном богословском форуме. Мы с митрополитом Никифором решили представить совместный доклад, который базируется на недавно вышедшей книге митрополита Киккского Никифора , посвященной теме разрешения современной украинской проблемы на основании священных канонов . Эта книга была недавно переведена на русский язык. …Как митрополиту Никифору, так и мне и другим кипрским архиереям было совсем не просто писать, говорить и в целом выступать по данной теме, потому что, как вы знаете, геополитические события заставляют Кипр следовать в русле евро-американской политики со всеми со всеми вытекающими отсюда последствиями. Несмотря на это, мы и говорим, и пишем, а также умоляем Бога просветить нас право править слово Истины, как нам подсказывает наша архиерейская совесть, несмотря на негативные для нас последствия. Не буду долго задерживать ваше внимание и представлю вам некоторые мысли митрополита Никифора, надеясь, что мученики и все святые православного Кипра и России будут предстательствовать пред Господом нашим Иисусом Христом и Пресвятой Богородицей о единении Православной Церкви и скорейшем разрешении этой серьёзной церковной проблемы, которая и возникнуть не должна была».

http://mospat.ru/ru/news/88052/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010