Лидия Преподобные Варсонуфий и Иоанн, затворники Газские, на вопрос монаха, что лучше: читать Псалтирь или Иисусову молитву,– дали такой ответ: «Надо одно делать и другого не оставлять» 130 . Современные подвижники монах Кассиан и схиархимандрит Виталий (когда он жил в пустыне) ежедневно прочитывали всю Псалтирь. Монах Иларион из селения Латы знал наизусть несколько акафистов и канонов, а также значительную часть псалмов. Ежедневно он читал акафисты Иисусу Сладчайшему, Божией Матери и святителю Николаю. А когда шел по дороге в пустыню или город, то любил петь ирмосы канонов. Иисусова молитва, совершаемая внимательно, требует от человека постоянного сосредоточения и напряжения мысли; по сравнению с ней в книжных молитвах больше разнообразия и, следовательно, простора для ума. Когда монах сжимает ум в восьми словах молитвы и пребывает в них, то ему открывается таинственная глубина этих слов. Но Иисусова молитва должна опираться на книжные молитвы, особенно – на Псалтирь, как стена дома – на фундамент. Это правило еще в большей степени относится к людям, проживающим в миру. Если они захотят заменить все молитвенное правило одной Иисусовой молитвой, то их ожидает неудача: или Иисусова молитва постепенно иссохнет, как обмелевший ручей летом, или же, что еще хуже, из-за перенапряжения ума наступит нервный срыв. В древние времена во многих монастырях от монаха требовалось в течение первых трех лет выучить наизусть всю Псалтирь и Евангелие, и сама Иисусова молитва изливалась из уже подготовленного сердца, как ручеек – по очищенному от камней руслу. В одном из селений, находившемся невдалеке от Тбилиси, жила женщина уже преклонных лет, по имени Лидия. Однажды, прочитав книгу об Иисусовой молитве, она загорелась желанием приобрести непрестанную молитву; это стало главной задачей ее жизни. Она была человеком решительным и самоотверженным. Жила она в бедности. У нее был маленький домик с двумя комнатками, одну из которых она превратила в курятник, и небольшой огород. Можно сказать, что единственным ее имуществом были книги. Она часто приходила к нам домой и рассказывала о том, что прочитала об Иисусовой молитве. Особенно ей нравилась книга о молитве Журавского 131 , которую в то время перепечатывали на пишущей машинке. Я не раз говорил ей, что святые отцы считали необходимым для христиан чтение Псалтири. Святитель Иоанн Златоуст писал, что «лучше солнцу не светить, чем людям не читать Псалтирь» 132 . Но Лидия отвечала, что Псалтирь она плохо понимает и что не у всех одинаковый духовный путь. Так как работа по хозяйству отвлекала ее ум от молитвы, она купила магнитофон, записала Иисусову молитву на всю ленту и, когда занималась каким-нибудь делом, слушала ее. Она считала, что таким образом молитва у нее не прекращается.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАШТОЦ [Арм. ], богослужебная книга, требник Армянской Апостольской Церкви , к-рый содержит чинопоследования таинств, а также молитвы и чины освящений и благословений на разные случаи (см. также ст. Армянский обряд ). Происхождение названия традиционно связывается с именем св. Месропа Маштоца (V в.) или, согласно историку XIII в. Киракосу Гандзакеци , с именем арм. католикоса Маштоца I Егивардеци. В арменоведении более достоверным считается свидетельство Киракоса Гандзакеци. М. формировался с IV-V вв., сохраняя следы даже ряда древнейших обрядов, распространенных в дохрист. Армении. В процессе формирования М. участвовали святые Григорий Просветитель , католикосы Саак I Партев , Григор II Вкаясер , Нерсес IV Шнорали , Григор Татеваци и др. В М. вошли переводы цикла канонов и отдельных проповедей и молитв святителей Василия Великого , Григория Богослова , Ефрема Сирина , Кирилла Иерусалимского, а также самостоятельные сочинения ритуального содержания армянских авторов. Существует несколько типов М.: 1) малый, или «ручной», М. ((?), ) содержит обряды, совершаемые священником; 2) большой, или епископский, М. ( ) составлен из текстов обрядов рукоположения, вручения жезла, освящения храма, помазания, погребения священника, а также содержит большие благословения; 3) М. католикоса ((?) ), включающий обряды, совершаемые католикосом (помазание на царство, рукоположение во епископа, освящение мира и др.). В рукописных М. тексты канонов перемежаются с невмированными псалмами, шараканами, гандзами и тагами. В позднем средневековье появились сборники смешанного типа - М.-Гандзаран, М.-Тагаран, в которых появляются светские и народные таги и вохбы (плачи). Наличие канонических и неканонических песнопений в последованиях М., тенденция к т. н. открытым формам данных последований составляют основное отличие М. от др. арм. музыкально-богослужебных книг. Арм. писцы создали ряд образцовых М. К их числу относятся рукописи Матен. 1001 (IX-X вв.), N 457 б-ки Конгрегации ордена мхитаристов о-ва Сан-Ладзаро-дельи-Армени в Венеции (IX-X вв.), N 2027 б-ки Армянского Иерусалимского патриархата (1266).

http://pravenc.ru/text/2562736.html

Слово «догмат» в церковном учении означает «правило веры». Догматами мы называем богооткровенные, вероучительные и церковные истины, сформулированные в результате осмысления Писания. Догматы – одна из основ нашего знания о Ноге. А в церковной гимнографии название догматиков получили церковные песнопения в честь Девы Марии. В них в поэтической форме раскрывается христология – учение о Богочеловечестве Иисуса Христа. Таким образом, учение о Деве Марии есть учение о Боговоплощении. С самых древних времен в церковном пении принята система ос –могласия – в ее основе лежат восемь древних мелодических гармоний. Существует определенная библейская символика чисел: так, например, число «шесть» соотносится с человеком, сотворенным в шестой библейский день, число «семь» обозначает полноту – в день седьмой Господь почил от трудов и семь даров Святого Духа перечисляет пророк Исайя. А далее следует число «восемь», которое в символике Священного Писания и церковного учения обозначает жизнь будущего века. В седьмой день ветхозаветной недели Великую Субботу Тело Господа, снятое с Креста, покоилось во Гробе, чтобы воскреснуть на следующий день, ставший одновременно и первым, новым днем после победы над смертью, и восьмым – началом вечности. Восемь гласов, поочередно сменяя друг друга каждый воскресный день, определяют богослужебные песнопения: тропари, кондаки, прокимны, ирмосы канонов, другие молитвословия, а также воскресные догматики, которых, по числу гласов, тоже восемь. Авторство догматиков, согласно общему мнению, принадлежит преподобному Иоанну Дамаскину . Он автор богословских трактатов и он же автор поэтических канонов и песнопений. Это свидетельствует о том, что церковные молитвы есть поэтическое выражение богословских истин. И если мы внимательно вслушаемся в Богородичные догматики, то услышим в них красоту тайны Боговоплощения. Догматики прославляют Христа Бога и Богородицу, Которая есть «Небо и храм божества» 58 , ведь Дева Мария «Родила без Отца Сына плотию прежде век от Отца рожденного без матери» 59 , при этом ни Божество, ни человечество в Господе «никакого не претерпело изменения или смешения или разделения: но обою существу свойство цело сахраншаго» 60 . Сын Божий остался Богом, но стал человеком. При этом человечество не исчезло и не растворилось в Божестве, но Божеством освятилось. Бог вочеловечился – " Да Свой обновит образ, истлевший страстьми, и заблудшее горохищное овчв, на рамо восприим, ко Отцу принесет, и своему хотению, и спасет … мир» 61

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковное и каноническое право КАФЕДРА ЕПИСКОПСКАЯ церковно-правовое понятие, указывающее на юрисдикцию епископа или на город, в котором епископ совершает служение КАЮЩИЕСЯ в широком значении слова грешники, приносящие покаяние в своих грехах; в узком значении - термин из области покаянной дисциплины КЕЛЕЙНИК в монашеской традиции монах или послушник, по благословению игумена или архиерея прислуживающий одному из насельников монастыря КИЕВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ высшее духовное учебное заведение, действовавшее в Киеве в 1819-1924 гг. и возрожденное в 1992 г. КИРИАРХАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ церковно-правовое понятие, относящееся гл. обр. к взаимоотношениям между Поместными Церквами, одна из к-рых имеет автокефальный статус, а другая - автономный КНИГА ПРАВИЛ [полное название - «Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец»], офиц. собрание общецерковных канонов, составляющих фундамент действующего церковного права Русской Православной Церкви CODEX IURIS CANONICI обладающий высшей правовой силой силой систематизированный нормативно-правовой акт, к-рый содержит универсальные канонические нормы и является основным источником канонического права в Римско-католической Церкви КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Коптская Ортодоксальная Церковь], принадлежит к семье Древних Восточных (дохалкидонских, нехалкидонских) Церквей КОРМЧАЯ КНИГА название сборников, основную часть к-рых составляют правила Апостольские, Вселенских, Поместных Соборов, отцов Церкви, переведенные с греческого на слав. языки Петр Александрович (1833/34 - 1899), проф. канонического права, исследователь церковной археологии ЛЖЕИСИДОРОВЫ ДЕКРЕТАЛИИ памятники канонического права, созданные в IX в. в империи Каролингов группой авторов, именуемой Лжеисидор МАЛАКС Мануил (нач. XVI в. - ок. 1580), греч. канонист, составитель одного из самых распространенных в поствизант. период номоканонов НИККОЛО ДЕ ТУДЕСКИ [де Тедески, также Панормитан, Палермец] (1386-1445), архиеп. Палермо (с 1435), канонист, юрист, участник

http://pravenc.ru/rubrics/122820_5.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Юридические науки КАФЕДРА ЕПИСКОПСКАЯ церковно-правовое понятие, указывающее на юрисдикцию епископа или на город, в котором епископ совершает служение КАЮЩИЕСЯ в широком значении слова грешники, приносящие покаяние в своих грехах; в узком значении - термин из области покаянной дисциплины КЕЛЕЙНИК в монашеской традиции монах или послушник, по благословению игумена или архиерея прислуживающий одному из насельников монастыря КИЕВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ высшее духовное учебное заведение, действовавшее в Киеве в 1819-1924 гг. и возрожденное в 1992 г. КИПР [Республика Кипр], гос-во в Зап. Азии, на о-ве Кипр, расположенном в сев.-вост. части Средиземного м. КИРИАРХАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ церковно-правовое понятие, относящееся гл. обр. к взаимоотношениям между Поместными Церквами, одна из к-рых имеет автокефальный статус, а другая - автономный КИРИБАТИ [Республика Кирибати], островное гос-во в юго-зап. части Тихого океана, на пересечении экватора и линии перемены дат КИТАЙ [кит. Чжунго, букв.- Срединное государство], Китайская Народная Республика (КНР), гос-во в Вост. и Центр. Азии КНИГА ПРАВИЛ [полное название - «Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец»], офиц. собрание общецерковных канонов, составляющих фундамент действующего церковного права Русской Православной Церкви КОДЕКС ФЕОДОСИЯ один из важнейших памятников постклассического рим. права, первый офиц. сборник конституций рим.Феодосия II императоров CODEX IURIS CANONICI обладающий высшей правовой силой силой систематизированный нормативно-правовой акт, к-рый содержит универсальные канонические нормы и является основным источником канонического права в Римско-католической Церкви КОМОРЫ [Коморские Острова, Союз Коморских Островов (СКО), гос-во близ вост. побережья Африки, расположенное в Индийском океане, в сев. части Мозамбикского прол., между Мадагаскаром и Мозамбиком КОНКУБИНАТ в рим. праве длительное фактическое сожительство мужчины и женщины, называемой в этом случае конкубиной (concubina), по различным причинам не признававшееся браком

http://pravenc.ru/rubrics/122804_7.html

В 2004 г. московским издательством “Просветитель” была выпущена книга, увенчанная патетическим названием “Старый стиль лучше новых двух. Что такое календарная реформа”. Данное издание представляет собой антологию святоотеческих текстов и статей современных авторов, посвященных календарному вопросу. Все материалы сборника подобраны таким образом, что мнения противников календарной реформы предстают как единственно возможные с точки зрения православного вероучения и канонов Церкви. Боле того, критика нового календарного стиля подчас граничит обвинением в еретичестве сторонников реформирования системы церковного времяисчисления. Не вызывает никаких сомнений, что такая позиция составителей сборника может негативно настраивать читателей в отношении тех Поместных Православных Церквей, которые уже провели календарную реформу и перешли с юлианского на новоюлианский календарь (т.е. на новый стиль). Например, один из публикуемых авторов иеросхимонах Серафим (Ломакин) в своей статье “Ересь ли новый стиль” (Стр. 281–313) делает следующее заключение: “Мы должны либо согласиться с Соборными постановлениями, осуждающими новый стиль и отлучающими последователей его от собрания верных, либо признать, что Православная Церковь с XVI века находилась в крайнем заблуждении”. Таким образом, согласно воззрениям процитированного автора и составителей рассматриваемого сборника, посчитавших целесообразным публикацию подобных суждений, все перешедшие на новый календарный стиль Поместные Православные Церкви должны быть “отлучены от собрания верных”. То есть, “непогрешившими” следует считать только Русскую, Грузинскую, Сербскую и Иерусалимскую Православные Церкви, а к числу “отпадших” следует отнести Константинопольскую, Александрийскую, Антиохийскую, Румынскую, Болгарскую, Кипрскую, Элладскую, Албанскую, Чехо-Словацкую, Польскую и Американскую Церкви.В связи со столь громким утверждением необходимо отметить, что мнение Православной Церкви о вопросе календарной реформы не соответствует мнению составителей сборника “Старый стиль лучше новых двух”. Во-первых, помимо авторов, включенных в рассматриваемое издание, имеется еще целый ряд крупных представителей современной богословской науки, признающих возможность реформирования церковного времяисчисления. К их числу можно отнести авторитетного канониста архиепископа Петра (Льюилье), профессора-протоиерея Ливерия Воронова , профессора Д.П. Огицкого и др. Не следует забывать и о том, что изображенный на обложке рассматриваемого издания святитель Тихон (Белавин) , патриарх Московский и всея России, еще в 1919 г. обратился к патриарху Константинопольскому с проектом реформы церковного календаря. В одном из своих обращений, датированном 1923 г., святитель Тихон писал о том, что календарная реформа “выдвинута потребностями жизни во всех православных Церквях, и можно думать, что в недалеком будущем она будет принята Церквями” (Акты патриарха Тихона… С. 337).

http://azbyka.ru/fiction/staryj-stil-luc...

[греч. Αρμενπουλος] Константин (сер. XIV в.), визант. юрист и канонист. Точные даты жизни неизвестны. В 1345 г. был судьей в Фессалонике, к 1349 г. получил титул номофилакса и должность судьи «царского секрета». Автор «Шестикнижия» («Εξβιβλος»; др. название «Πρχειρον νμων» - Настольная книга законов) - свода визант. гражданского и уголовного права. Задумывалось оно прежде всего как практическое руководство для судей. В основу труда положен сб. визант. законов « Прохирон », в него были включены также выдержки из «Исагоги» , новелл императоров, законодательных актов Патриархов, трактата Юлиана из Аскалона о градостроительстве, сборников «Малого Синопсиса» (составленного из материалов Михаила Атталиата ) и «Пиры» (сборника судебных решений XI в.). А. провел реорганизацию этих материалов для своего сборника, сделав его построение более удобным. В сочинение входят 6 книг, к-рые в свою очередь делятся на титулы (главы), а титулы - на параграфы. Церковного права в «Шестикнижии» касаются законы о браке и 4-й титул добавления, где говорится о поставлении епископов и пресвитеров. А. составил также сборник канонического (церковного) права под названием «Краткое изложение Божественных и святых канонов». Это сочинение состоит из 6 разделов, каноны изложены в них кратко, прямыми словами определений Соборов и отцов Церкви, с указанием источников: 1-й - об избрании и поставлении епископов, 2-й - о поставлении пресвитеров, диаконов и иподиаконов, 3-й - о проч. чинах клира, 4-й рассматривает вопросы, связанные с мон-рями и монахами, 5-й - о мирянах, 6-й - о мирянах, в особенности о женщинах. Вскоре после появления сборник был снабжен краткими схолиями, нек-рые из них надписываются именем К-польского Патриарха Филофея Коккина , др., анонимные, вероятно, принадлежат самому А. ( Павлов. С. 100). Сохранилось неск. др. сочинений А., в т. ч. похвальное слово вмч. Димитрию Солунскому и трактат «О ересях». До сих пор не опубликованы «Алфавитный лексикон, содержащий синонимы глаголов», табель о рангах при имп. дворе и К-польском Патриархате и проч. ( Πιτσκης. Σ. κζ, σημ. 48).

http://pravenc.ru/text/76106.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Богослужение Православной Церкви ЗНАКИ ПРАЗДНИКОВ МЕСЯЦЕСЛОВА символы, используемые в правосл. богослужебных книгах для обозначения особенностей совершения службы в связи со степенью значимости того или иного праздника или памяти святого ИЗМЕНЯЕМЫЕ ЧАСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ исполняемые в определенные моменты тексты (гимнографические и из Свящ. Писания), связанные с одним из богослужебных кругов ИРМОЛОГИЙ Ирмологий, богослужебная певч. книга визант. традиции, содержащая ирмосы - 1-е строфы каждой из 9 песней гимнографических канонов Октоиха, Постной и Цветной Триодей и Минеи, являющиеся образцами для распевания остальных строф - тропарей ИРМОЛОГИОН украинско-белорус. церковно-певч. сборник смешанного состава на 5-линейныхнотах, включающий традиционный монодийный репертуар и сокращенно излагающий певч. циклы Обихода, Октоиха, Ирмология, Минеи и Триоди КАЛЕНДАРЬ система счисления времени, основанная на периодической повторяемости определенных природных явлений КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ 3-е воскресенье Великого поста в правосл. традиции, в которое совершается торжественное изнесение Креста из алтаря и поклонение ему верующих ЛАЗАРЕВА СУББОТА в правосл. традиции - 6-я суббота Великого поста, предшествующая празднику Входа Господня в Иерусалим ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО чин полной евхаристической литургии, некогда использовавшийся в византийской богослужебной традиции по воскресеньям и праздникам, а в настоящее время совершаемый в православной Церкви 10 раз в год ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА в правосл. Церкви основное чинопоследование евхаристической литургии с послеиконоборческого времени и до наших дней МИНЕИ-ЧЕТЬИ в восточнослав. и южнослав. рукописной традиции - комплект помесячных сборников агиографических и гомилетических текстов на весь церковный год по неподвижному циклу МИРОПОМАЗАНИЕ таинство, совершаемое после таинства Крещения и состоящее в помазании новокрещеного св. миром с произнесением определенных слов

http://pravenc.ru/rubrics/122648_4.html

Один из самых распространенных иконографических типов Богородичных икон получил название «Одигитрия». К нему относятся Казанская, Смоленская, Тихвинская, Иверская, Ченстоховская и другие известные образы Богоматери. «Одигитрия» означает «Путеводительница»: на иконах этого типа Дева Мария рукою указывает на Своего Сына как на Путь, Истину и Жизнь для всякого человека, ищущего Бога. А на одной из икон у Девы Марии сразу три руки, и называется этот образ «Троеручица». Его история связана с именем преподобного Иоанна Дамаскина . Прежде чем принять монашество в Лавре Саввы Освященного, в той земле, где прошла земная жизнь Христа Спасителя и Его Пречистой Матери, Иоанн жил в Сирии, в Дамаске. И если в империи в те годы – в начале VII века – бушевала ересь иконоборчества (уничтожались древние иконы и фрески, защитников икон, монахов, отправляли в ссылки и убивали), то хорошо образованный Иоанн в находящемся под властью халифа Дамаске мог аргументированно, ссылаясь на Писание и творения святых отцов, писать в защиту святых икон. Тогда император – иконоборец Лев Исавр решил оклеветать Иоанна. Получив донос о политической измене, дамасский правитель повелел отрубить преподобному руку. Современная медицина способна делать операции по соединению разобщенных частей тела, а тогда для исцеления необходимо было чудо. Его и сотворила Дева Мария – после молитвы перед Ее иконой кисть срослась с рукой. Иоанн, чтобы свидетельство о чуде сохранилось на века, добавил к образу Девы, перед которым молился, серебряное изображение исцеленной руки. Со временем, вследствие появления многих списков с этой иконы, третья рука превратилась в собственную руку Девы Марии, и в этом мы усматриваем таинственный смысл. «Двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши, третию от напастей и бед верно к Тебе прибегающих избавляеши», – так говорит об этом тропарь в честь образа «Троеручица». Преподобный Иоанн много потру –дился исцеленной рукой. Ему принадлежит и «Точное изложение православной веры» – свод святоотеческого учения, и он же автор многочисленных церковных песнопений, в том числе канонов, которые звучат на утрене Пасхи, Рождества, Благовещения, Успения и других праздников, а также молитв из Последования перед Таинством Причащения. Его творчество оказало решающее влияние на развитие церковной поэзии и гимнографии. Особое же значение для преподобного Иоанна имело прославление Девы Марии Богородицы; обращаясь к Ней, он писал: «Ты жила не для Себя Самой и не для Себя Самой родилась. Для Бога Ты жила, для Него вступила в жизнь, чтобы послужить всемирному спасению, чтобы через Тебя исполнился древний Совет Божий о воплощении Слова и нашем обожении» 50 . То, что в совершенстве исполнилось на Деве Марии и святых, касается и нас тоже. И об этом апостол Павел говорит всем Христовым ученикам: «Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем. – всегда Господни» [ Рим. 14:7–8 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

От издателя. Православное пастырство и христианское единство Русский Христианский гуманитарный институт издает в серии «Живая традиция» уже вторую книгу о православном пастырстве. Автор первой из них – известный православный иерарх и яркий миссионер-проповедник архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) . Автор этой книги – не архиерей, но весьма опытный священник, занимавший с 1911 г. должность протопресвитера армии и флота Российской империи, отец Георгий Шавельский , со дня рождения которого в этом году исполнилось 125 лет. Третья книга по православному пастырству, которую, безусловно, нужно читать, – архимандрита Киприана (Керна) – уже переиздана. Тот, кто читал книгу «Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота» 297 , конечно же, отметил богатейший жизненный опыт автора, который родился в бедной семье сельского дьячка, прошел все ступени духовного образования вплоть до академических степеней, проделал путь от преподавателя духовного училища до профессора богословия, служил деревенским священником, был проповедником на заводе, служил в великокняжеском имении и был настоятелем одной из столичных церквей. В русско-японскую войну, в бытность полковым священником, отец Георгий проявил выдающиеся оганизаторские способности и исключительную доблесть, за что был награжден орденами св. Георгия и св. Владимира с мечами. Весь этот опыт и стал основой размышлений о православном пастырстве, которыми о. Георгий делился в своих университетских лекциях 70 лет назад, будучи в эмиграции в Софии. Уже тогда он говорил о связи с современностью, понимая под этим своего рода осовремененивание. Это диктовалось, по его словам, «проверенным опытом автора, самыми разнообразными его пастырскими переживаниями и существенными потребностями нашего лукавого времени, предъявляющего к современному пастырству исключительные запросы». Будь автор жив сегодня, безусловно, многое он отредактировал бы (в частности, главу об инославии). Подробно останавливается опытный пастырь на теме «соблюдение правил, канонов» и утверждает необходимость пересмотра канонического наследия Вселенским собором.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010