В издательстве Сретенского монастыря выходит в свет книга " Письма патриарха Алексия I своему духовнику. Здесь опубликованы некоторые из этих писем. ПИСЬМА СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ I СВОЕМУ ДУХОВНИКУ СЛОВО К ЧИТАТЕЛЯМ 17 апреля 2000 года исполняется тридцать лет со дня блаженной кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского). Его архиерейское служение проходило в чрезвычайно сложное время. Россию потрясали трагические события: первая мировая война, падение самодержавия, революция 1917 года, расколы и нестроения в Церкви 20-х годов, гонения на Церковь, Великая Отечественная война. Патриаршество Святейшего Патриарха Алексия I началось, когда подходила к концу одна из самых страшных войн, пережитых человечеством, оставившая за собой десятки тысяч разрушенных городов и селений, скосившая миллионы жизней, опустошившая множество душ, искалечившая огромное число человеческих судеб. На Первоиерарха Русской Церкви, всегда разделявшего с народом все его испытания, ложилось бремя великих забот. Необходимость преодолеть и исцелить зло, принесенное войной, предотвратить ее повторение в еще более губительных масштабах — стало заботой и задачей Предстоятеля Русской Церкви в первые годы его патриаршества. У Церкви свои пути и средства: она стремится укоренить братство на месте недоверия и духом любви преодолеть дух ненависти. «Если мы, православные архипастыри и пастыри, теперь же не встанем все вместе и дружно на охранение жизни наших словесных овец, это будет означать, что мы сами потеряли веру в истинность слова Божия и в действенность силы этого слова», — говорил Патриарх Алексий I. В своем первом патриаршем послании архипастырям, пастырям и верным чадам Русской Православной Церкви Святейший Алексий определил основы своего предстоящего служения. «Долг Патриарха, — говорилось в Послании, — хранить неизменность и неприкосновенность церковного учения, священных канонов и преданий церковных; охранять вверенную ему Поместную Церковь от разделений и расколов; насаждать доброе житие в своей пастве; иных “страхом спасать”, иных по апостолу “обличать”, “запрещать”, “да всяко некие спасутся”. Великое обетование Христово: “Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее” (Мф. 16, 18) — относится к Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Поместная же Церковь, по словам одного древнего писателя, иногда возносится к Небу, иногда опускается в бездну, иногда Христовою управляется силою, иногда колеблется страхом, иногда покрывается волнами страстей, иногда всплывает на веслах исповедания. Охранять ее от падения, возносить дух ее горе, поддерживать в ней горение духа — все это лежит на Патриархе и требует от него непрестанного бодрствования, “не давая сна очима и веждома дремания”, принося Богу в жертву все способности и силы, весь труд и покой, и утешения, и скорби, и самою жизнь, должен он нести до конца принятый им подвиг, “внимая себе и всему стаду” ради Церкви Господа Бога, “юже стяжа Христос кровию Своею”».

http://pravoslavie.ru/archiv/pisma.htm

В Москве состоялась презентация выставки «Искусство христианской Армении» 13.02.2024 13:35:43 МОСКВА 11 февраля 2024 года в московском культурно-просветительском центре «Книжная палата в Черниговском» состоялась презентация выставки «Искусство христианской Армении». Организаторами экспозиции выступили Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Музей армянского церковного искусства «Тапан» Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви. Выставка, которая проводится в контексте деятельности учебного курса «Древние Восточные Церкви» — совместного проекта ОВЦС и кафедры церковно-практических дисциплин ОЦАД, — представляет собрание реликвий, уникальных артефактов и художественные произведения армянских художников рубежа XX-XXI столетий из основной экспозиции музея «Тапан». В залах Книжной палаты были представлены, в частности, хранимая Армянской Апостольской Церковью святыня общехристианского значения — частица мощей священномученика Власия, епископа Севастийского, и значимые памятники армянского церковного искусства — печатные издания Евангелия и Требника в кожаном обрамлении (XVII в.), рукописная Книга канонов Армянской Церкви (XVII в.), юбилейная серебряная медаль имени Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Вазгена I. Модерировал презентацию сотрудник ОВЦС, преподаватель курса «Древние Восточные Церкви» С.Г. Алферов, в вводном слове подчеркнувший значимость проведения подобных мероприятий для упрочения братских связей христианских народов России и Армении, что особенно важно в нынешний период истории, несущий серьезные вызовы для всего мира. Открыл выставку председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, настоятель храмов Черниговского Патриаршего подворья протоиерей Максим Козлов. Обращаясь к собравшимся, отец Максим, в частности, отметил: «Выставка — пример того, как в наше непростое и во многих отношениях лукавое время нужно делать шаги христианской любви навстречу друг другу. Не следует думать, что такие шаги ничего не значат. Проявление любви, доброжелательности, взаимного интереса — это то, что так необходимо нам сегодня».

http://radonezh.ru/2024/02/13/v-moskve-s...

Второй год в нашей стране происходит распространение программы поддержки классического христианского образования «Классические беседы». Однако, несмотря на формирование разветвленной сети сообществ «Классических бесед», открытых для посещений всеми заинтересованными лицами, выход учебных пособий и даже специальной книги, излагающей самую суть метода (имеется в виду книга «Классическое христианское образование в доступной форме» ) , вопросов становится не меньше, а больше, и накал полемики не снижается, а лишь возрастает. С одной стороны, это хорошо, потому что свидетельствует об интересе к классическому образованию, о том, что эта тема мало кого оставляет равнодушным: даже убежденные противники не могут спокойно пройти мимо и жить своей жизнью, но считают своим долгом непременно и как можно детальнее донести свою отрицательную точку зрения до всех, до кого могут дотянуться, от практиков классического образования до людей, с ним не знакомых вообще (тем самым попутно повышая уровень осведомленности общественности). С другой стороны, это плохо, потому что на ровном месте возникает противостояние и разделение людей, которые ранее мирно занимались общим делом – воспитанием и образованием детей в семье. Чем же вызвано данное противостояние? Как выяснилось, несколькими вещами. Во-первых, разногласиями в трактовке термина «классический» вообще. Во-вторых, расхождениями в трактовках более узкого термина «классическое образование». В-третьих, совсем слабым пониманием сути метода, лежащего в основе программы «Классические беседы», а именно Тривиума как единства трех универсальных «инструментов учебы» – грамматики, логики (или диалектики, что взаимозаменяемо) и риторики. Данная статья будет посвящена в значительной мере обзору этих трех главных вопросов. Что такое «классика» и «классический»? Все мы пользуемся этими словами почти автоматически, не осознавая их. «X и Y – современные классики», «N – классический педант», «Ты что, не читал (не видел, не слышал) Z? Это же классика жанра!» и т.д. и т.п. При этом, обратившись к латыни, мы убедимся, что употребляем слово довольно точно: латинское слово classicus имеет значение «образцовый» (и более частные коннотации «показательный, характерный, типичный»). В этом смысле собирательное существительное «классика» можно трактовать как «набор образцов, моделей, канонов», а качественное прилагательное «классический» можно расширительно понимать как «относящийся к определенному образцу, типу, канону».

http://pravoslavie.ru/111258.html

«Колосс на глиняных ногах». Как пророк Даниил предсказал падения государств О чем сказали огненные слова на стене и видение о морских чудовищах 30 декабря, 2021 О чем сказали огненные слова на стене и видение о морских чудовищах 30 декабря Церковь вспоминает пророка Даниила. Монахиня Елизавета (Сеньчукова) рассуждает, что значат его пророчества о конце человеческой истории. Монахиня Елизавета (Сеньчукова) Сон языческого царя Книга пророка Даниила, память которого совершается 30 декабря, композиционно и жанрово несколько отличается от других пророческих книг Ветхого Завета. Помимо собственно пророчеств в ней содержится несколько сюжетных рассказов, причем одна глава написана от имени вавилонского царя Навуходоносора. Сам Даниил — центральный, но не единственный герой книги: показаны его отношения с правителями, продемонстрирована сила еврейского народа на примере трех его друзей. К тому же в греческой версии описаны события, раскрывающие житейский ум пророка: детективная история об оклеветанной женщине Сусанне, которую он спасает от позора и казни, и два эпизода о раскрытии им обмана язычества. Пожалуй, из пророческих книг эта — самая известная. Все знают выражение «колосс на глиняных ногах», основой десятков произведений искусства стали сюжеты «Сусанна и старцы», «Даниил во рву со львами», «Мене, текел, фарес», а «Отроки благочестивые в печи» еще и вспоминаются на каждом богослужении (ирмосы седьмой и восьмой песен канонов). В этом литературном богатстве прослеживается несколько конкретных тем: мудрость и прозорливость лично Даниила, данные ему от Бога за верность; самодурство вавилонских и персидских царей, разбивающееся об истинное богопочитание; эсхатологические пророчества. Во дни Рождественского поста, пожалуй, наиболее интересна последняя — пророчества Даниила о конце человеческой истории. Форма этих пророчеств иногда нетипична: во второй главе речь идет не о его видении, а о толковании сна царя Навуходоносора — языческого, подчеркну, царя. «Сон Навуходоносора». Фреска монастыря Дечаны, Сербия

http://pravmir.ru/koloss-na-glinyanyh-no...

Разделы портала «Азбука веры» 25 Ноя 2021 Профессор Болонского университета усматривает грядущий «конец света для канонического права» в реформах папы Франциска В Избранное Профессор Болонского университета, доктор церковно-канонического права Джеральдина Бони заявила о грядущем «конце света для канонического права» в реформах папы Франциска, который давно уже вводит новые канонические нормы самовольно и единолично, в обход законодательных департаментов Ватикана. Об этом сообщает сайт «Cедмица.RU» . В течение восьми лет с момента своего избрания, папа Франциск проявил себя весьма активным законодателем. Помимо его широко обсуждаемых и явных реформ, он занимается еще и многими другими, далеко не столь явными, изменениями в церковных канонах и правилах. Внося эти изменения, понтифик чаще всего действует единолично. При этом он игнорирует департаменты Ватикана, несущие ответственность за обсуждение новых норм и их приведение в соответствие с действующими канонами. Такова главная мысль недавно изданной книги, а ее общее послание еще шире и заключается в том, что понтифик не только произвольно меняет ряд правил и процедур, но и подрывает тем самым все здание канонического права. Книгу под названием «Нововведения в церковной нормотворческой деятельности: конец света для канонического права?» выпустила в свет Джеральдина Бони, профессор церковно-канонического права Болонского университета, которая с 2011 года служит консультантом Папского совета по законодательным текстам. В книге приводится хроника постепенного отстранения Папского совета от исполнения возложенных на него обязанностей, когда его все чаще лишали права голоса в обсуждении серьезных канонических реформ и использовали только в единичных случаях по мере надобности. Книга также дает глубокий анализ метаморфоз нормотворческой деятельности при понтификате папы Франциске. В своем труде профессор Бони подробно анализирует многие новые нормы и показывает множество проблем, связанных с трактовкой церковных догматов, канонов и правил.

http://azbyka.ru/news/professor-kanonich...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРМОЛОГИЙ [греч. Ερμολγιον, Ιρμολγιον; церковнослав.        ], богослужебная певч. книга визант. традиции, содержащая ирмосы - 1-е строфы каждой из 9 песней гимнографических канонов Октоиха, Постной и Цветной Триодей и Минеи, являющиеся образцами для распевания остальных строф - тропарей. Тексты ирмосов, как правило, содержат аллюзии на библейские песни , послужившие основой для гимнографических канонов: 1) прор. Моисея после перехода израильтян через Чермное м. (Исх 15. 1-19), 2) прор. Моисея во время шествия в пустыне (Втор 32. 1-44), 3) Анны, матери прор. Самуила (1 Цар 2. 1-10), 4) прор. Аввакума (Авв 3. 1-19), 5) прор. Исаии (Ис 26. 9-19), 6) прор. Ионы (Иона 2. 1-10), 7) трех вавилонских отроков (Дан 3. 26-56), 8) тех же отроков (Дан. 3. 57-88а), 9) Пресв. Богородицы (Лк 1. 46-55) и св. прав. Захарии, отца Иоанна Предтечи (Лк 1. 68-79). Почти все И. состоят из 8 разделов по числу гласов , на которые распеты соответствующие ирмосы (хотя встречаются исключения, когда последования ирмосов расположены по датам праздников и памятей независимо от гласовой принадлежности, напр. греч. список Ath. Dionys. 95, XIII в.). По способу расположения ирмосов внутри гласовых разделов выделяют 2 типа И. (в научной лит-ре впервые это сделал Э. Кошмидер ). В 1-м типе ирмосы сгруппированы по канонам: сначала все ирмосы одного канона, затем другого и т. д. (И. с последованиями канонов); во 2-м типе - по песням: сначала ирмосы 1-й песни всех канонов, затем 2-й песни и т. д. (И. с последованиями песней). Греческий И. появился не позднее кон. VIII в. в связи с резким увеличением числа канонов и с появлением практики заимствования ирмосов для новых канонов из уже существовавших. Накопление большого количества ирмосов и канонов привело к созданию сборника, содержащего ирмосы-образцы. Такой сборник, с одной стороны, облегчал авторам новых канонов заимствование готовых ирмосов, с другой - мог использоваться певчими как пособие для заучивания наизусть ирмосов, на мелодии которых исполнялись тропари канонов. Грузинский И.

http://pravenc.ru/text/674073.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОРОДИЧНИК Богородичник прп. Никодима Святогорца. Титульный лист. Волос, 1991 Богородичник прп. Никодима Святогорца. Титульный лист. Волос, 1991 [греч. Θεοτοκριον], гимнографическая книга, содержащая каноны в честь Пресв. Богородицы. Формирование Б. как особого типа литургической книги связано с деятельностью Иоанна Мавропода (2-я пол. XI в.), автора мн. канонов, посвященных Божией Матери (так, в ркп. Vindob. gr. 299, XII-XIII вв., насчитывается 67 его канонов Богородице - Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 326-329). Основное содержание Б.- каноны в честь Божией Матери, употребляемые ежедневно на повечериях , расположенные по 8 гласам, а внутри каждого гласа - по дням седмицы. Т. о., Б. тесно связан с Октоихом , книгой седмичных песнопений, и со временем вошел в его состав (ср. заглавие Октоиха в ркп. Hieros. Sab. 362, нач. XIII в.: «Οκτηχος σν τ θεοτοκαρ» (Октоих с Богородичником)). Кроме того, в Б. обычно входили и др. богородичные каноны покаянного или благодарственного содержания, иногда - стихиры Богородице Павла Аморийского (Hieros. Sab. 345, 1550 г.; 434, XVI в.); нередко в состав Б. также включались каноны Св. Троице Митрофана, еп. Смирнского (напр., Hieros. Sab. 666, XIII-XIV вв.). Во мн. рукописях авторство Б. ошибочно приписывается прп. Иоанну Дамаскину. В 1643 г. Б. был издан в Венеции Агапием, с тех пор многократно переиздавался ( Petit. Bibliogr. d. acolouthies Grecques. P. 139-142). Издание 1796 г. было подготовлено прп. Никодимом Святогорцем. Книга получила большое распространение в греч. мире и переиздается до сих пор (напр.- Θεοτοκριον νον. Βλος, 199110). В заглавии издания 1796 г. указывается, что книга содержит 62 канона 22 песнотворцев; в издании 1991 г. 63 канона. Последним помещен канон, «во все субботы вечером читаемый на святоименной горе Афон». Каноны из Б. Никодима широко используются в греч. богослужебной практике (см., напр.: Святогорский устав церковного последования. Серг. П., 2002. С. 21, 24-25, 27).

http://pravenc.ru/text/149543.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРАКЛИТИК Молебный канон 3-го гласа бесплотным си-лам в греч. Параклитике. 992 г. (Sinait. gr. 794. Fol. 16 (фрагмент)) Молебный канон 3-го гласа бесплотным си-лам в греч. Параклитике. 992 г. (Sinait. gr. 794. Fol. 16 (фрагмент)) [Параклит; греч. Παρακλητικ; церковнослав.    ], одна из 2 древнейших форм или частей (наряду со стихирокафизматарием) правосл. богослужебной кн. Октоих , содержащая преимущественно гимнографические каноны 8 гласов для служб седмичного круга. Ее название связано с определением нек-рых будничных канонов - παρακλητικς (молебный), однако эта книга часто включала и воскресные каноны, а в греч. традиции и др. многострофные песнопения - блаженны и степенны. В некоторых ранних рукописях «молебными» назывались не только каноны, но и стихиры (они же могут называться «подобными» - Sinait. gr. 824, сер. IX в.; 781+782, X в.; 785+795, XII в.; по-видимому, самые ранние из этих стихир посвящены Пресв. Богородице; см.: Крашенинникова. 2006. С. 319). Наименование, состав и структура ранних визант. сборников этого типа не были устойчивыми. По всей вероятности, П. выделился из раннего греч. Тропология , сложившегося в VII в. (в соответствующем ему груз. Иадгари 965 г. Sinait. georg. 34 некоторые песнопения, распределенные по посвящениям на определенные дни недели, носят название «саведребелни» - «молебные песнопения»; см.: Хевсуриани. 1984. С. 145-146; Крашенинникова. 2006. С. 301, 328), поэтому сборники, аналогичные П. по содержанию, могли называться Тропологиями (напр.: Sinait. gr. 777, XI в., в надписании упом. и молебные каноны), Октоихами (напр.: Crypt. Δ. γ. XIV, кон. X - нач. XI в.,- «Новый Октоих» прп. Иосифа Песнописца ) или не иметь названия (напр., сборник кон. VIII - нач. IX в. с жанровой организацией Sinait. gr. 1593 + Lond. Brit. Lib. 26113 + Cantabr. Add. 1879.3 + Sinait. gr. 776); для ряда списков названия не могут быть определены из-за утраты первых листов (напр., палимпсест Sinait. gr. 794, 992 г.; Crypt. Δ. γ. VI, кон. XI в.). Мн. рукописи имеют 2-частную композицию: сборник стихир и седальнов и сборник канонов (Sinait. gr. 1593 + 776; 779, X в.; 780, X-XI вв.; 778, 790, оба - XI в.; 795, XII в.).

http://pravenc.ru/text/2578971.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИШОБОХТ [Бохтишо; сир.  ] (2-я пол. VIII - нач. IX в.?), митр. Рев-Ардашира в Парсе (юрисдикция Церкви Востока ), юрист и писатель. И.- автор написанного на среднеперсид. языке (пехлеви) трактата из 6 книг, который посвящен брачному праву, праву наследования и долговому праву и дополняет свод церковных канонов, составленный в то же время по благословению католикоса патриарха Тимофея I (780-823). После смерти И. патриарх Тимофей повелел сделать сир. перевод его трактата, известный под названием «Книга судов»; в XI в. был выполнен арабский перевод. И. видел свою задачу в создании правового кодекса для христиан «всей Церкви под небом». Его трактат синтезирует множество источников, включая закон Моисеев (в талмудической трактовке), вавилонское, римское (сиро-рим. сборник V в.), сасанидское (сб. «Книга тысячи судебных решений») и мусульм. право (обзор см.: Taubenschlag. 1925); однако сам И. из источников называет только НЗ. И. изложил и самостоятельную правовую теорию, что позволяет считать его одним из первых средневек. юристов-теоретиков. В основе права, по И., лежит закон (сир.  , от греч. νμος) - идеальное выражение социальной допустимости-недопустимости, который для христиан сформулирован в НЗ. Применение закона в соответствии с обстоятельствами - суд, или приговор (  ), является всеобщим гражданским правом. И. признает также существование «моральной правоты» (  ), к-рая может иногда приходить в формальное противоречие с судом; в использовании И. этой категории исследователи видят влияние зороастрийской этики ( Dauvillier. 1942. Col. 342; Aoun. 2005. P. 89). Большое место И. отводит диспенсации. В рукописях сохранились трактат И. «О вселенной» (в отрывках), мемра об атмосфере, изъяснение «Категорий» Аристотеля, соч. «О потенциальности». Как указывает Ж. Б. Шабо ( Chabot J.-B. Note sur l " ouvrage syriaque intitulé Le Jardin des Délices//Orientalische Studien/Hrsg. C. Bezold. Gieszen, 1906. Bd. 1. S. 495-496), в сир. сборнике комментариев на Лекционарий «Сад наслаждений» (рукописи с XIII в.) цитируются комментарии И. на Евангелие от Матфея.

http://pravenc.ru/text/1237965.html

Вениамин (Новицкий), архиепископ Будущий архиепископ Вениамин (в миру Сергей Васильевич Новицкий) родился 25 сентября 1900 г. в с. Кривичи Минской губ. В августе 1928 г. поступил в число братии Успенской Почаевской лавры. Принял монашеский постриг, в том же году пострижен в мантию, рукоположен во иеродиакона и во иеромонаха. Окончил православный богословский факультет Варшавского университета. С 1934 г. архимандрит. С 1936 г. настоятель церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы во Львове; благочинный православных приходов Галиции. С июля 1937 г. состоял в числе братии Успенской Почаевской лавры. В декабре 1937 г. удостоен степени магистра богословия за диссертацию на тему «Об изменяемости канонов Православной Церкви». 15 июля 1941 г. хиротонисан во епископа Пинского и Полесского, викария Волынской епархии (в кафедральном соборе г. Луцка); хиротонию возглавлял митрополит Киевский Николай (Ярушевич) . Имел местопребывание в Успенской Почаевской лавре. С июня 1941 по 1943 г. находился на оккупированной немцами территории; вошел в состав епископата Автономной Украинской Православной Церкви. В августе 1945 г. Собором епископов 1942 г. Автономной Украинской Православной Церкви был избран епископом Полтавским и Лубненским. В сентябре 1943 г. при отступлении немцев из Полтавы возвратился в Успенскую Почаевскую лавру. В 1944 г. по вызову властей приехал в Киев и там был арестован. В 1945–1956 гг. в заключении в лагере на Колыме. 30 сентября 1956 г. участвовал в богослужении в Свято-Троицкой Сергиевой лавре вместе с епископом Афанасием. С 22 ноября 1956 г. епископ Омский и Тюменский. С 1958 г. архиепископ. С 21 февраля 1958 г. архиепископ Иркутский и Читинский; в. у. Хабаровской и Владивостокской епархией. С 31 мая 1973 г. архиепископ Чебоксарский и Чувашский. 14 октября 1976 г. скончался в Чебоксарах. 1. 2 апреля 1957 г. Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыко! Сердечно Вам благодарен за память, выраженную в присылке мне напечатанного канона предстоящего праздника Благовещения. Благодарение Богу, уставность служб здесь люди любят.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010