Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАНАКАН ВАРДАПЕТ [арм. ; Ованнес Тавушеци] (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель. Род. в провинции Тавуш, обл. Утик. Образование получил в мон-ре Нор-Гетик у Мхитара Гоша , учителя к-рого тоже звали Ованнес вардапет Тавушеци. Чтобы различать этих одноименных авторов, младшего Ованнеса Тавушеци принято называть В. В. Вернувшись по окончании обучения на родину, В. В. построил мон-рь Хоранашат в Тавуше, в к-ром основал б-ку (матенадаран) и школу. Будучи настоятелем этого мон-ря он воспитал мн. учеников, ставших выдающимися деятелями арм. культуры XIII в. ( Вардан Великий , Григор Акнерци, Тэр Исраэл, Киракос Гандзакеци , Маркос, Состенос и др.). В 1236 г. его деятельность была прервана вторжением монголо-татар. В. В. с учениками попал в плен и был освобожден через неск. месяцев благодаря выкупу, собранному жителями крепости Гаг. В том же году В. В. выкупил «плененное» в 1233 г. монголо-татарами рукописное Евангелие из его мон-ря (содержащее колофон с информацией о нем). Мнение ученого вардапета часто было решающим при обсуждении конфессиональных и др. важных вопросов. В. В. завещал похоронить себя на кладбище бедняков с вост. стороны мон-ря Хоранашат. Научное наследие В. В. обширно и разнообразно: толкования на ВЗ и НЗ (самым объемным из этих комментариев является «Толкование на книгу Иова»), проповеди, энкомии, утерянный исторический труд, который, согласно его ученикам Вардану и Киракосу (для к-рых он, очевидно, служил источником), представлял собой историю Армении с древнейших времен до 1-й пол. XIII в. Важнейшим дошедшим до нас его произведением признана книга вопросов и ответов (эротематический сборник). В этой своеобразной энциклопедии истории арм. культуры до XIII в. вопросы и ответы представлены в сжатом, законспектированном виде, доступном и понятном образованному читателю того времени, но не всегда поддающемся расшифровке в наст. время (не опубл.).

http://pravenc.ru/text/154041.html

318 Филон Александрийский (приблиз. 20 г. до н. э.–50 г. н. э .) – античный философ, представитель иудейско-греческой философии. Оказал влияние на христианское учение. Саркаваг пользовался математическими трудами Филона Александрийского и Никомаха (см.: Г. Петросян. Математика в Армении в древние и средние века. Ереван, 1959, с. 147–156). 320 Этот же эпизод рассказывает Киракос Гандзакеци, только вместо Барсеха у него Степанос, по прозвищу Зомзома (см.: История Армении, с. 114–115). 321 Погос вардапет Таронеци – современник Ованеса Саркавага, был из монастыря св. Лазаря в Муше. По поручению сасунского князя Чортануела написал «Послание против Теофистэса, армяно-ромейского философа». В армянской литературе упоминается как «великий философ», «чудесный муж», «второй просветитель» (см.: Маттеос Урхаеци. Хронография, с. 179–355). 322 Рим – так в тексте. По-видимому, имеется в виду Константинополь. Византия по-армянски именовалась «страной Ромейской». 323 Саргис Харкаци – о нем Р. Ачарян пишет: «Согласно Самвелу Анеци, великий вардапет из Парисоса, сын священника. Его учениками были Иеремия [Андзрев], Хачатур, Григор, Ованес и Самвел Анеци. Умер в 578 г. (1129 г.). Все это другие рассказывают о вардапете Ованесе». В частности, см. случай с Иеремией Андзревиком... из чего следует, что речь идет об одном и том же человеке. Воскян находит, что у Анеци этот фрагмент является интерполяцией, или имя «Саргис» следует читать «Саркаваг». Мецопеци также в числе видных армянских богословов упоминает Саргиса Ахпатеци, который не может быть никем иным, как вардапетом Ованесом Саркавагом, датой смерти которого считается 1129 г. Костанян относит эту дату к 1139 г. (Словарь собственных имен, т. IV. Ереван, 1941, с. 412, 67). 325 Черная гора (по армянски Сеав-леарн)– северо-восточная часть Таврских гор. В XII-XIII вв. славилась множеством армянских, греческих, латинских монастырей. 326 Гора Кармир – в Киликии. На горе Кармир находился Кармир ванк, крупный очаг книжности. См. в предисловии к «Житию Нерсеса Шнорали».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

711 Тохтамыш (ум. в 1406/1407 гг .) – хан Золотой Орды. В 1387 г. впервые столкнулся с войсками Тимура в Закавказье и был разбит ими. В 1394 г. вновь возобновил борьбу с Тимуром в Закавказье, в 1395 г. потерпел поражение на реке Терек и бежал. В дальнейшем вел безуспешную борьбу за власть в Золотой Орде с Темур-Кутлугом и Едигеем. 713 Арамов народ – то есть армяне. Арам считается одним из родоначальников армян. Согласно Мовсесу Хоренаци, от имени Арам происходит слово Армения. Рассказывают, что Арам совершил много воинских подвигов в боях, что он «расширил пределы Армении на все стороны. Все народы называют нашу страну его именем: Греки – Армен, Парсы и Сиряне – Арменн». (История Армении Моисея Хоренского. Пер. Н. Эмина, с. 48). 714 Иафет (Яфет) – один из трех сыновей Ноя, считается предком армян (см.: История Армении Моисея Хоренского, с. 34 и др.). 718 Мкртич Наапетенц – именуется также Мецопеци. Всю свою жизнь был сподвижником Товмы Мецопеци в том же Мецопском монастыре. Вместе с Товмой участвовал в Эчмиадзинском соборе. 719 Карапет – позже стал игуменом Харабастского монастыря. В 1436 году во время набегов Шахруха и Искандара вместе с Товмой бежал в Багеш. Участвовал в Эчмиадзинском соборе. 720 Мкртич Огулбекенц – он же Мкртич Орбеленц, именуется также Беркрци. Игумен монастыря Усика. Им переписано несколько рукописей. 722 Саргис Салнапатеци – участник Эчмнадзинского собора, горячий сторонник Киракоса Вирапеци. Был оклеветан после низложения Киракоса. 724 Эчмиадзин – первопрестольная резиденция армянских католикосов с 301 г., которая в связи с политическими событиями перемещалась то в Двин, то в Ани, затем в Киликию. После падения Киликийского армянского царства духовенство Восточной Армении задалось целью перенести патриарший престол в Эчмиадзин, что и увенчалось успехом в 1441 г. благодаря усилиям Товмы Мецопеци и Ованеса Колотенца. 726 Киракос Вирапеци – католикос армянский в 1441–1443 гг. Родом из Каджберуника. Ученик Саргиса и Вардана вардапетов. 732 Эчмнадзинский кафедральный собор в Вагаршапате был построен в 303 г. Подвергся коренной перестройке в 80-х годах V в.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

В третьем крестовом походе участвовали все крупные европейские державы с их самодержцами – французским королем Филиппом II Августом, английским королем Ричардом Львиное Сердце, германским императором Фридрихом I Барбароссой. Вот, что пишет об этом в своей памятной записи сам Нерсес Ламбронаци: «После сего в 626 г. г.] (должно быть 1187 г. – К. Тер-Давтян) за грехи наши взят был святой город Иерусалим царем исмаильтян Иосепом и его прислужниками и войсками, рассеявшимися по эту и ту стороны моря. А патриарх Римский двинул царей, князей, войска и людей разных народностей сюда на спасение святых мест, и все, [путеводимые] крестом Христа, с готовностью прибыли, преодолев большие трудности. Вместе с ними прибыл алеманский царь Филтиик (Фридрих. – К. Тер-Давтян), самодержец Римской империи, самый могущественный из всех царей. Не морем, а сушей совершил он свой путь, с бесчисленным войском вступил в Венгрию и провел зиму в Македонии, в городе Филипполе, а в пасхальный праздник пересек Средиземное море и с большими потерями, разбив бесчисленные войска турок-сельджуков, прибыл с армией в Селевкию Сирийскую. Услышав об этом, католикос Григорис и князь Левон, под властью которого находилась Селевкия, с великой радостью поспешили вместе с нами навстречу ему, как спасителю этих земель. Но тяжесть наших грехов приостановила путь царя, ибо при переправе через реку Селевкию он пожелал выкупаться, но по старости не смог преодолеть течения и утонул. Мы же, с горестью встретив епископов, идущих следом за ним, и сына его с войсками, возвратились в Тарс...» (См.: Г. Овсепян. Памятные записи рукописей, с. 537). 452 В тексте «Нергинеци». Речь идет о крупнейшем армянском философе-неоплатонике V-VI вв. Давиде Непобедимом. См. примеч. 18 к «Житию Саака и Маштоца». 455 Биографию Ованеса Ванакана см.: А. Воскян. Ованес Ванакан и его школа. Вена, 1922 (на арм. яз.); Киракос Гандзакеци. История Армении. Текст подготовил и снабдил предисловием К. А. Мелик-Оганджанян. Ереван. 1961. с. 13–23 (на арм.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

He удивительно, что в это время народ, лишенный надлежащего духовного руководства, шел за всяким проходимцем, выдававшим себя за посланника Божия и чудотворца. Тот же Киракос рассказывает, что в деревне Дцар, в восточной Армении, некто Давид, бывший сторожем на маслобойной мельнице, объявил, что Сам Христос явился ему ночью и велел проповедовать и исцелять. Из самого толстого бревна, какое только было на мельнице, он, не обращая внимания на протест хозяина, устроил крест и поставил его у входа в церковь . Молва быстро распространилась о новом проповеднике. Из простого сторожа он превратился в пустынника Давида и чудотворца. Народ стекался к нему со всех сторон. Пред его крестом стали приносить жертвы; мясо и кости приносимых в жертву животных стали раздаваться присутствующим как священные предметы, равно как и стружки от креста и зерна, сохранившиеся на мельнице. Собиравшихся к нему больных он исцелял таким образом: бесноватых он немилосердно бил палкой и наступал им на горло, больных ногами заставлял прыгать и плясать, горбатых и с искривленными членами приказывал растягивать, так что трещали все суставы, а целитель еще ходил по телу и топтал бока и спину. Случалось, что больной умирал под такой пыткой. Прокаженным он отпускал только грехи, заявляя, что Бог запретил ему исцелять таких больных; слепым он тоже предпочитал отпускать грехи и отверзать очи духовные вместо телесных. Собравшийся народ – мужчины и женщины наполнили окрестность и, расположившись под открытым небом по случаю теплого времени, предавались необузданному распутству. К обманщику присоединились даже некоторые священники, побуждаемые жадностью и корыстолюбием, которые обмывали ему ноги и этой водой окропляли себя на глазах народа. Если случалось, что кто-нибудь благоразумный останавливал народ, изобличая обман, то про него говорили, что он одержим завистью, потому что сам не может совершать ничего подобного. Обманщик простер свою дерзость до того, что называя себя аршакидом, требовал, чтобы один его сын был сделан царем, а другой католикосом. Арестованный он однако был отпущен снова после того, как дал клятву не обманывать народ. 230

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Но предположение Киракоса неосновательно: в постановлениях собора, сообщенных Захарию, видна собственная инициатива собора исправить церковные нестроения и ввести то, что давно рекомендовано в сочинениях Нерсеса Благодатного и уже принято в киликийской Армении. Католикос Иоанн с своей стороны послал князю Захарию палатку с куполом на подобие церкви, людей, чтобы собирать и ставить эту палатку, мраморный престол и свящ. сосуды; кроме того прислал епископа Мину, диакона, чтецов и священников. Для выслушания ответа католикоса и царя, а также для торжественной постановки церкви–палатки, по приказанию Захария, в Лори созван был (1205) собор восточных епископов с знаменитыми настоятелями монастырей и учеными вардапетами. Выслушав постановления сисского собора, некоторые подчинились, но большинство восстало против этих постановлений; произошел раздор между собравшимися, многие бежали ночью из города, порицая своих товарищей. Захарий послал своих людей в монастыри своих владений, чтобы силой заставить праздновать Успение и Воздвижение креста не в воскресенье, как прежде, а в те дни, в которые они приходятся. Возбуждение против этих «нововведений» было так велико, что посланный в Гахбат упомянутый епископ Мина с своими людьми был, по распоряжению гахбадского епископа, встречен палками, причем Мина был избит до полусмерти, а его вьючные животные сброшены в пропасти. «В самом деле, – говорит Киракос, – давно уже отвыкли делать то, чего требовал Захарий, праздновать праздники в их числа, не нарушать поста по случаю праздников; служить с диаконом, а не с одними священниками, помогающими друг другу. Я думаю, что это было вследствие тирании мусульман, которые не позволяли христианам свободно отправлять свое богослужение. Нельзя было даже отворить церковных дверей во время совершения таинства во избежание оскорблений со стороны чужестранцев, не говоря о другом, что нравилось Захарию». 225 Чрез два года волнений Захарий снова собрал собор в г. Ани (1207). Собравшиеся здесь епископы и вардапеты ничего не хотели решить без ученого вардапета Мхитара, который отсутствовал, ссылаясь на болезнь.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Они не только возродили строгое монашество в Армении и ввели в монастыри порядок, но и установили новый для Армении вид монашеского жития – монашество скитское. На Саркиса, по словам историка, произвел сильное впечатление вид одиноко умершего на Алагезе пустынника. Он похоронил его и затем, отрекшись окончательно от мира, отправился в Иерусалим. Здесь он встретился с Киракосом. Саркис и Киракос сошлись между собою в мыслях и стремлениях и решились трудиться вместе. Посетив греческие монастыри Палестины, они убедились, как далеко армянское монашество от истинного монашеского идеала. У них зародилась мысль осуществить в своей жизни требования строгого монашества. Отыскивая подходящее уединенное место, они пришли в Сюнию, и здесь нашли такое место на правом берегу небольшой реки Баркушата. Тогда они устроили церковь (1612) и кельи, какие нужны аскетам–пустынникам. т. е. темные и тесные, и здесь основались. Скоро к ним стали стекаться люди, алчущие духовной пищи и спасения. Приходили не только светские, но и многие из духовных, вардапеты, епископы и священники. Между пришедшими были знаменитые потом церковные деятели Армении – вардапет Моисей Сюнийский, впоследствии католикос эчмиадзинский, и вардапет Павел (Погос) Моккский. Основанный Саркисом и Киракосом скит назывался «Великий скит»; он сделался рассадником монашества в Армении: многие из пришедших сюда и подвизавшихся здесь расходились потом по Армении и основывали новые скиты. Таковы были вардапет Нерсес Моккский, основатель скита на острове Лиме (на Ванском озере), славившегося строгостью монашеской жизни 269 , еп. Карапет, из Эчмиадзина, основатель скита на Севане, Аристакес Баркушатский, основатель скита в местности, называемой Тамзафарах, еп. Давид, из фамилии князей Караманец, основатель скита Чарекагет, славившегося особенной строгостью жизни. В деле преобразования армянского монашества и вообще нравов Саркису и Киракосу весьма много содействовал вардапет Моисей. Этот Моисей 15-ти лет получил сан священства. Его выдающиеся способности обратили на него внимание вардапета Срапиона, бывшего потом армянским католикосом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Александр Аннинский Пятый период XXXVI. Бедствия армянской церкви в первое время после возвращения католикоса в Эчмиадзин Общий характер периода. Смуты в патриаршествование Киракоса. Кат. Григорий X. Отпадение ахтамарского католикоса. Возникновение армянской патриаршей кафедры в Константинополе. Учреждение должности эчмиадзинского викария. Непристойная борьба за Эчмиадзинскую кафедру Со времени возвращения кафедры католикоса в Эчмиадзин начался новый период в истории армянской церкви, который можно охарактеризовать как период иерархических смут и самой унизительной зависимости от мусульман. Эти позорные смуты и эта унизительная зависимость были как бы наказанием Божиим армянам за многократную измену своему слову примирения с вселенскою церковью и упорное уклонение от сознаваемой истины ее учения. В тоже время эти смуты были указанием, что армянское христианское общество, враждебное православной церкви и непокорное своим лучшим пастырям и законно составленным соборам, далеко от истинной церкви Спасителя, который сказал: по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин. 13:35 ). На кафедре св. Григория Просветителя воссели низкие честолюбцы, сами себе присвоившие честь и заботящиеся не о церкви, а об наживе, убийцы и люди насилия, борющиеся из-за власти. Вера сильно охладела, церкви пришли в упадок. Паства потеряла любовь к пастырям и к церковной дисциплине, часто восхищала себе право церковного суда и управления и дала печальное зрелище мятущегося и жестокосердого народа. Таков общий характер предлежащего периода. Смуты начались уже вскоре после избрания Киракоса. Кат. Киракос был человек «смиренный, благоразумный в совете, воздержный в словах, строгий в деле самоумерщвления и глубоко начитанный в свящ. писании». Вступив в отправление своих обязанностей, он прежде всего снял анафему с ахтамарского католикоса и со всех тех, которые сисскими католикосами были отлучены от церкви. Затем он принялся за восстановление в Эчмиадзине церквей и патриаршего дворца.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

115 Асохик, стр. 74 р. п.; Стеф. Орб. Hist de la Sioux. p. 75 et 84, Вардан, стр. 92–93, Киракос, Deun. hist. p. 36. 123 Вот отрывки из его сочинения против диофизитов: «едина в Христе сущность, едино лице, едино естество, у которого равным образом едина воля, и страдание, и действие: ибо в едином естестве не может быть иная и иная воля, иная, говорю, божественная и иная человеческая: нельзя утверждать того, чего быть не может; но одна только (unica) у него воля и одно только (unica) действие». (Galani Conciliatio. P. I. Т. II. Qu. II, § 111., p. 76). «Господь повелел апостолам крестить во имя Троицы; следовательно из двух естеств Христовых одно должно быть устранено, чтобы из Троицы не образовалась четверица... Если бы плоть Христова была нечто сотворенное, то ее нужно было бы включить в число творений, считать ее за одно с другими сотворенными вещами и не воздавать ей поклонения» (ibidem, р. 71). «Естество без личной субстанциональности (sine propria subsistentia) никоим образом существовать не может» (ibid. р. 81). «Говорят (диофизиты), что два естества и одно лице: отсюда, по их словам, одно из этих естеств должно быть личным, а другое лишено личности; но невозможно в одном лице существовать двум естествам и притом противоположным одно другому; и кроме того невозможно, чтобы одно естество было лишено своей личности. О страшное и удивления достойное заблуждение» (ibid. p. 82). «Но обратим внимание на тех, которые принимают синтез из двух равнородных (heterogenas) естеств, соединенных в одном лице. Ибо если на их взгляд человеческое естество лишено собственной личности: то, очевидно, они разумеют лишь половину человека, а не совершенного человека: но каким образом ум наш может допустить то, что не возможно, именно, человека без свойственной ему личности» (ibid. р. 82). Троицкий, «Излож. веры.» стр. 258–259. Изложенные мысли вполне соответствуют Стефану Сюнийскому, как он характеризуется у Стефана Орбелиана. 124 Ухтанес епископствовал 672–684, после него Илиазар, или Елеазар (684–690), а затем известный мученик за веру Нерсес Бакур (690–707).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОВАННЕС ГАРНЕЦИ [арм. (?)(?) (?)] (ок. 1180, близ Гарни, Армения - ок. 1254 (?), Ромкла, Киликия), блж. Армянской Апостольской Церкви (пам. 29 дек.), вардапет, богослов. Основные сведения об О. Г. сообщает Киракос Гандзакеци (XIII в.) в кратком Житии блаженного в составе «Истории Армении» ( Киракос Гандзакеци. 1976. С. 348-355). О. Г. получил образование в мон-ре Гегард , там же принял монашеский постриг и был рукоположен во иерея. Изучая Свящ. Писание, О. Г. решил использовать лучшую известную ему рукопись Псалтири. Он отправился в мон-рь Ахпат , где хранился манускрипт Ованнеса Имастасера († 1129), созданный на основе 1-го арм. перевода Библии (V в.). По этой рукописи О. Г. отредактировал арм. Псалтирь, разделив ее на главы и строфы; впосл. редакцию О. Г. называли «избранным и уточненным образцом» (Памятные записи арм. рукописей, XIII в. Ер., 1984. С. 259 (на арм. яз.)). В 1222-1223 гг. О. Г. подвизался в мон-ре Татула (обл. Аршаруник). С жизнью в мон-ре, а также с паломничеством О. Г. в 1222 г. на Св. землю и на Синай связана серия чудес и видений (в пересказе Вардана Великого ), к-рые объясняются в контексте армяно-визант. и армяно-католич. межцерковных споров того времени. В период активизации движения за унию в Армении чудеса О. Г. утверждали истинность исповедания Армянской Церкви. В г. Колония (М. Армения) О. Г. обратил в христианство мн. мусульман, за что был приговорен к сожжению, но чудесным образом был спасен. На основе описаний странствий и видений О. Г. было выдвинуто предположение о том, что он послужил прототипом для арм. архиепископа, узревшего «Вечного жида», в хронике «Цветы историй» (Flores Historiarum) англ. мон. Роджера Уэндоверского († 1236) и в «Большой хронике» его ученика Матвея Парижского (сер. XIII в.) ( Мушегян А. Армянские истоки одной немецкой легенды//Международные связи армянской лит-ры. Ер., 1987. Кн. 2. С. 21-66 (на арм. яз.)).

http://pravenc.ru/text/2578135.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010