389 «Местом своего воспитания» историк называл монастырь Нор Гетик. Киракоса отличали пристрастие к литературе, интерес к религии и политике. Никаких иных трудов Киракоса Гандзакеци, кроме «Истории Армении», не сохранилось. Сочинение стоило автору «многих трудов и стараний». Собирая и обрабатывая материалы, автор уповал, что «История» станет ему памятником не каменным, «а живым, ибо упомянуто в ней будет имя Киракоса». Помимо этого, Киракос сохранил свое имя в акростихе, где «Кюракос» образовано из начальных предложений Введения к его сочинению. 390 Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер. с др.–арм., предисл. и коммент. Л.А. Ханларян. М., 1976. 391 Повествуя о тех или иных событиях, автор иногда делает ссылки на свои источники. Например, говоря о путешествии царя Хетума, о виденном и слышанном им, он добавляет: «Много неизвестного и удивительного рассказывал нам царь о варварских народах...» Или, описывая взятие Багдада, пишет: «Все это рассказал нам князь Гасан, называемый Прош... который был очевидцем и свидетелем этих происшествий». Сообщаемые им сведения, почерпнутые из подобных источников, представляют собой большую ценность для изучения истории Восточной и Западной Армении и Грузии. Киракос весьма подробно пишет о деятельности братьев Закарэ и Иванэ, а также других князей и вардапетов восточных областей Армении, об основанных ими монастырях, часто в подтверждение своих слов приводит документы, особенно если они касаются религиозных вопросов. Очень подробно он останавливается на походах татар, их завоеваниях и взаимоотношениях с армянами. Иногда Киракос приводит древние сказания, которым верит. В целом его труд – разноплановое освещение очень важного для Армении политического периода. Изложение Киракоса пронизано нескрываемым оптимизмом: «Желая оставить грядущим поколениям память о татарах, так как мы надеемся освободиться от гнета нас давящего, в кратких словах опишем для любознательных читателей их черты и язык» (История монголов по армянским источникам. Вып. 2. С. 45).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1421 по 1437 гг. южная Армения вновь становится театром войн Искандара, Шахруха, Джаханшаха и курдов. Писцы этих лет жалуются на «злое и горькое время», когда «вся страна разорена нечестивыми туркменами». В 1430 г. Товма вынужден был бежать на остров Лим. В 1436 г. он и его ученики спасаются бегством в Хлат, затем в Арчеш и Арцке 673 ; их настигли курды «и хотели предать смерти. Однако нас уберег Бог . Бросив все, мы бежали в горы и с помощью Божьей и его милостью спаслись» 674 . Они нашли приют у епископа Степаноса, который пишет об этом: «В этот год великий учитель Товма и Карапет с семью вардапетами и многими другими учениками бежали из области Арчеш, [они] оставались некоторое время у нас, и многие обогатились их мудростью» 675 . Значительным делом последних лет жизни Товмы Мецопеци было его активное участие в перенесении патриаршего престола из Сиса в Эчмиадзин. Идея перенесения католикоса назревала постепенно. Прогрессивная часть армянского общества в перенесении патриаршего престола из Сиса в Эчмиадзин в условиях падения Киликийского армянского государства видела защиту остатков политической независимости и национальной культуры. В то же время перенесение католикосата в Эчмиадзин окончательно пресекало католическую экспансию и ограждало автокефалию армянской церкви от интриг униатов. Идея восстановления Эчмиадзина как духовного центра Армении вызвала рост патриотических настроений. Эти настроения звучат в словах Киракоса, который пишет, что Товма «постоянно молил Бога, чтобы Эчмиадзин был восстановлен, католикос и царь воссели бы в Эчмиадзине». О том, насколько большое значение придавал этому Товма, явствует также из его слов: «Бог да оградит меня от смерти, пока не увижу открытыми врата Эчмиадзина» 676 . Усилиями Товмы Мецопеци и Ованеса Колотенца, ученика Григора Татеваци, которому принадлежала идея перенесения престола, в 1441 г. в Эчмиадзине был созван собор, на котором католикосом был избран Киракос Вирапеци. С этого времени Эчмиадзин вновь становится центром армянской церкви и патриаршей резиденцией. Киракос, оценивая в этом роль Товмы, пишет: «Причиной этого, пособником и помощником свободы и благословения стала светлая душа, великий вардапет Товма, который подобно солнцу освещал армянский народ». Перенесение престола вызвало огромное воодушевление у Товмы, который остался там со своими учениками и участвовал в благоустройстве, «расчистке Эчмиадзина, [церквей] Рипсимэ и Гаянэ и в строительстве стен, келий и домов». Однако вскоре из-за интриг Ованеса Колотенца и его сторонников патриарх Киракос Вирапеци был свергнут. Товма покинул Эчмиадзин и возвратился в Мецопский монастырь. После этого он жил всего три года и в 1446 г. скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Однако просветительская деятельность Ванакана на новом месте длилась недолго. Татары овладели всей Персией, а затем «достигли Агвании со всем своим имуществом и массой войска, они остановились и разбили свои шатры в равнине Мугань, исполненной всяких благ, водой, деревом, плодами и дичью. Здесь пребывали они в течение зимы. С наступлением весны они распространялись в разные стороны, производили набеги и опустошения и снова возвращались в свои лагеря» (История монголов по армянским источникам. Вып. 2/Пер. и объяснения К. Патканова. СПб., 1874. С. 15). Они разрушили Гандзак, постепенно разорили, разграбили и уничтожили население Армении, Агванка и Грузии. Жители окрестных деревень, спасаясь от захватчиков, укрылись в пещере Ванакана, где татары осадили их. Ванакан вместе с двумя другими священниками направился к татарам, и в результате переговоров ему удалось спасти народ от избиения, однако самого Ванакана и Киракоса Гандзакеци татары увели с собой. В конце того же 1235 г. Ванакан, за которого уплатили выкуп, был освобожден татарами, а Киракосу Гандзакеци удалось бежать. Обо всем этом Киракос очень подробно рассказывает в своей книге. После освобождения Ванакан сначала перебрался в Тифлис, а затем возвратился в монастырь Хоранашат для того, чтобы заняться его восстановлением. Здесь он скончался и был похоронен в 1251 г. 388 В предисловии к своему сочинению Киракос Гандзакеци, перечисляя предшествующих историков, упоминает Ванакана как ученого, написавшего историю, а затем, в конце повествования о соборах в Лори и Ани, добавляет: «Обо всем – о всех речах и делах этих соборов написал многомудрый и ученейший вардапет Ванакан в своей истории, ибо он был очевидцем событий и слышал все своими ушами, будучи учеником великого вардапета (Мхитара Гоша. – К.А.). Это и многое другое найдут в его книге те, кто пожелает учиться с прилежанием». А Вардан пишет: «Начиная с 685 г. армянского летосчисления до 714, в котором мы живем (т.е. с 1236 до 1265 г.), все, что совершил народ стрельцов с царями и царствами (, находившимися) по сию сторону великого моря: с Персией и землею Алованов, с Арменией и Иверией, армяне, сиряне, греки, тачики и туркманы – со всей подробностью описали: отец наш, с божьими святыми прославленный, Ванакан вардапет, и друг наш Киракос вардапет, шедший во всем по стопам отца нашего» (Всеобщая история Вардана Великого/Пер. Н. Эмин. М., 1864. С. 179–180).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Об этом периоде учебы Товмы в Татевском университете Киракос ничего не сообщает, упоминая лишь, что Григор Татеваци в Ереване посвятил его в сан вардапета. Однако из памятных записей в «Истории» Товмы известно, что после двухлетнего пребывания Товмы в Татевском университете он вместе с Григором Татеваци и его учениками вынужден был бежать в Мецопский монастырь, спасаясь от грабежей и преследований вторгшихся в Армению туркменских племен Кара-Коюнлу. Здесь Товма продолжает учиться у Григора Татеваци, который «круглый год просвещал всех своими знаниями» 669 . Пребывание Григора Татеваци в Мецопском монастыре оставило неизгладимый след на дальнейшей судьбе этой школы. Он развернул здесь бурную педагогическую деятельность, занимался также толкованиями сочинений о каллиграфическом искусстве Аристакеса и Георга Скевраци, тем самым заложив основы высшей каллиграфической школы Мецопа. Пребывание Григора Татеваци в Мецопском монастыре было неожиданно прервано. «Пришли его любимые ученики и похитили его ночью», – сообщает Товма. «И мы отправились вслед за ним с вардапетами, и епископами, и учениками-писцами и догнали его в Айраратской области» 670 . Однако «ни мольбы, ни слезы не смогли убедить его вернуться обратно» 671 . В Ереване Григор Татеваци, согласно Киракосу, вручил Товме жезл вардапета. Этим завершился двадцатипятилетний период учебы его в Мецопском, Сухарском монастырях и Татевском университете. Товма возвратился в Мецопский монастырь и возглавил Мецопскую школу. Киракос Банасер, подытоживая знания, полученные Товмой, перечисляет все науки, которые освоил последний, а также основные сочинения, которые были изучены им за это время. Согласно Киракосу, Товма посвятил педагогической деятельности тридцать пять лет своей жизни. «И пришел он в Мецопский монастырь, в котором провел в трудах и дерзаниях шестьдесят лет, тридцать пять лет давая уроки всем обучавшимся Писанию, и многих прославил, и семи ученикам вручил [вардапетский жезл]». Из памятных записей известно, что Товма здесь занимался толкованием Св. писания и сочинений отцов церкви. Он развил основы искусства письма, заложенные здесь Григором Татеваци, сам написал учебник об этом искусстве и превратил Мецопский монастырь в один из самых крупных скрипториев Армении, имена выпускников которого известны своими рукописями по сей день. Киракос сообщает, что он «подготовил двадцать четыре искусных писца». Немало, видимо, сделал Товма как глава этой школы. Он приглашает видных ученых читать лекции в Мецопской школе. Сохранилась памятная запись Акопа Крымеци, подтверждающая это: «Я, вардапет Акоп Крымеци, в 865 г. армянского летосчисления г.] прочел курс учения о календаре в знаменитой Мецопской школе по просьбе рабунапета Товмы и учеников» 672 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Зайят Х. – Habib Zayat. Vie du patriarche melkite d " Antioche Christophore (m. 967) par le protospathaire Ibrahim b. Yuhanna. Document inedit du Xe siecle/Proche-Orient Chretien. 2 (1952). P. 11–38, 333–366. Зевульф. – Путешествие Зевульфа в Святую Землю 1102–1103 гг./Житье и хожденье Даниила, Русскыя земли игумена 1106–1108 г. Ч. 2. Приложение 5. СПб. 1885. С. 263–291. Зосима. – (Прокофьев Н.И.) Хождение Зосимы в Царьград, Афон и Палестину/Вопросы Русской Литературы. М. 1971. УЗ МГПИ. Т. 455. С. 12–42. Иаков Веронский. – Хождение ко святым местам августинского монаха Иакова Веронского в 1335 г./СИППО. 1896. С. 94–115. Игнатий. – Описание путешествия отца Игнатия в Царьград, афонскую гору, Св. землю и Египет. 1766–1776 гг. СПб. 1891. Игнатий Смолнянин. – Хождение Игнатия Смолнянина. СПб. 1887. Ильминский Н.И. – Общий отчет бакалавра Н.И. Ильминского за время пребывания его на Востоке/В память о Николае Ивановиче Ильминском . Казань. 1892. С. 357–386. Иоанн Фока. – Иоанна Фоки сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима... конца XII века СПб. 1889. Иоанникий. – Собственноручные записки Иоанникия, патриарха Александрийского, о синайских делах в Египте/Материалы для истории архиепископии Синайской горы. Т 2. С. 210–263. СПб. 1909. Иона. – Повесть и сказание о похождении в Иерусалим и во Царьград черного диакона Ионы Маленького. 1649–1652. СПб. 1895. Историческое сказание о подвижничестве Илии Нового. – Историческое сказание о подвижничестве святого великомученика Илии Нового из илиополитов, пострадавшего в Дамаске/Сборник палестинской и сирийской агиологии. Вып. 1. СПб. 1907. С. 49–68. Камаль ад-Дин ибн аль-Адим. – Камаль ад-Дин ибн аль-Адим. Сливки, снятые с истории Халеба/Семенова Л.А. Из истории средневековой Сирии. Сельджукский период. М. 1990. С. 104–217. Каптерев Н.Ф. Сношения иерусалимских патриархов. – Каптерев Н.Ф. Сношения Иерусалимских патриархов с русским правительством. Т. I–II. СПб. 1895–1898. Киракос Гандзакеци. – Киракос Гандзакеци. История Армении. Пер., предисл., комм. Л.А. Ханларян. М. 1976.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Великая царица Тамара (1189–1212 г.), принимала деятельное участие в судьбах св. Земли. Так армянский писатель Киракос свидетельствует, что Тамара заключила мир с султанами стран Дамаска (Сирии) и Египта Гузом-Мелик-Келмом и Ашрафом, потомками Саладина, завоевателя Иерусалима, причем полководец Тамары Захаре Мхаргрдзели обязался выдать свою племянницу, дочь случайно захваченного в плен жителями города Хлата брата своего, полководца Тамары, Иване, за одного из этих султанов, под условием, чтобы Иване был освобожден из плена. По прибытии в Грузию Иване Мхаргрдзели отправил свою дочь султану Гузу, которая вышла замуж сначала за Гуза, затем, по смерти Гуза, за Ашрафа. «Вступление в дом султанов этой особы было великим счастьем, говорит тот же Киракос, ибо султаны стали обращаться человечно с христианами, обитавшими в их владениях... были облегчены подати, требуемые от монастырей... Султаны запретили грабить или оскорблять христиан-обитателей их владений, Отправлявшихся в паломничество на поклонение в Иерусалим, в особенности это почтение соблюдалось относительно грузинского народа, так что грузины находились в исключительном почёте и были изъяты от налога в их (мусульманских) городах (странах) и даже в Иерусалиме. Эта царица пользовалась там (в св. Земле) большим почетом. Таким образом воцарились мир и дружба между Грузиею и княжествами султанов» 154 В 1192–1193 г.г. царица Тамара и грузины, рассказывает Иби-Шеддад, предлагали султану Саладину 200 тысяч динаров за захваченный мусульманами в 1188 году, при взятии ими Иерусалима, Крест, на котором был распят Спаситель и просили того же султана о возвращении отнятых у них Иерусалимских обителей и самое основание святою царицей Тамарою трапезундской империи имело целью своею: став лицом к лицу с мусульманским миром, зорко следить за ним и, в случае враждебных с его стороны действ по отношению к христианству и святым местам, немедленно защищать силою оружия дорогие святыни от врагов Креста Господня. Известно, что крестоносцы в 1219 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одним из крупных очагов книжности средневековой Армении был монастырь Хоранашат, возникновение которого связано с именем основателя этой школы Ованеса Ванакана (1186–1251 гг.), выдающегося педагога, историографа, литературного и общественного деятеля. Будучи питомцем знаменитой Нор-Гетикской школы и учеником Мхитара Гоша, он продолжил традиции этой школы и сам подготовил множество вардапетов 455 . Многие из его учеников стали видными деятелями армянской культуры XIII-XIV вв. Это, прежде всего, армянские историографы Киракос Гандзакеци, Вардан Аревелци (1200–1269), Григор Акнерци (XIII в.). В своих трудах они сохранили благодарную память об учителе и подробно описали его жизнь и деятельность в тяжелые годы монгольского нашествия. О том, насколько высоко они ценили своего учителя, свидетельствуют их восторженные отзывы о нем. Вардан называет его «знаменитым вардапетом», который оставил «по себе доброе имя в учениках своих и в книгах церковных гимнов» 456 . Киракос Гандзакеци, ближайший ученик и неразлучный спутник Ованеса Ванакана, с любовью и почтением описал его жизненный путь. Наряду с целым рядом хвалебных эпитетов в адрес учителя он отмечает, что Ованес Ванакан «как наставник превзошел своих современников плодотворностью мысли и богоугодными делами» 457 . А Григор Акнерци следующим образом характеризует его: «В это бедственное время блистал, как солнце над землей восточной, св. учитель наш Ванакан, прозванный вторым Востоком, исполненный света и познаний всеведущего Духа святого» 458 . Произведения названных авторов хорошо известны научной общественности, а благодаря переводам на русский язык – и широкому кругу читателей. Сохранилось также менее известное проложное житие Ованеса Ванакана, составленное на основе сообщений названных историографов. Наиболее древний список жития Ванакана относится к 1439 г. 459 . Однако составители пользовались и другими источниками (письменными и устными). Об этом свидетельствуют некоторые подробности биографии Ованеса Ванакана, отсутствующие в повествованиях его учеников. Так, лишь из Пролога известно, что Ванакан был уроженцем Тауша, в нем сохранилось имя первого учителя Ванакана – его старшего брата Погоса. Житие оставило нам описание внешности Ванакана.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Бедийский Иоанн, сопровождавший в К-поль дочь Баграта IV (1027-1072) царевну Марту, буд. супругу Михаила VII Дуки (1071-1078) и императрицу Византии; еп. Чкондидский Иоанн, упомянутый в завещании одной рукописи 1085 г. (возможно, Бедийский архиепископ). Во время походов на Грузию персид. хорезмшаха Джелал-ад-Дина (20-е гг. XIII в.) царица Русудан, католикос-патриарх всей Грузии Арсений III и еп. Савва перешли в Зап. Грузию; католикос-патриарх и еп. Савва поселились в мон-ре Гелати . Здесь по просьбе владетеля Хиханской крепости в Аджарии эристава эриставов Вардана Абусерис-дзе, брата гимнографа св. Тбели Абусерисдзе , еп. Савва написал канон «Песнь о провидении и воплощении Христа» ( Тбели Абусерисдзе. 1998. С. 144-152), сохранившийся в литургическом сборнике св. Тбели (НЦРГ. A 85. Л. 293-297, 1233 г.). Произведение посвящено Нерукотворному образу Спасителя, привезенному из Эдессы прп. Антонием Марткопским в VI в. (см. Анчийский Спас ). Икона, весьма почитаемая в нач. XIII в., по представлению гимнографа олицетворяла «мощь и славу» Грузии, подтверждала «богоизбранность» грузинского народа. В документе груз. права XIII в. «Освящение мира» описана иерархия груз. епископата, согласно к-рой в протоколе венчания царя на царство кариели занимал 28-е место среди 36 архиереев Мцхетского Католикосата (Вост. и Юж. Грузия), после болнели (Болнисского архиерея) и перед харчашнели (Харчашнийским) и тбилели (Тбилисским) (ПГП. 1965. Т. 2. С. 49). В источнике нач. XVI в. «Подвластные католикосу первосвященники и паства Самцхе-Саатабаго» указано, что архиерей К. е. занимал 11-е место среди 13 епископов Самцхе-Саатабаго (Юж. Грузия), после анели (Анийского) и перед банели (Банским) (Там же. 1970. Т. 3. С. 245). Кари сильно пострадал от набегов монголов и румских сельджуков. Арм. историк XIII в. Киракос Гандзакеци описывает, как «татары... разорили город, обезобразили прекрасный вид его и угнали в плен жителей... вслед за ними пришли воины ромейского султана, они безжалостно предали мечу и угнали в плен спасшихся от татар» ( Киракос Гандзакеци.

http://pravenc.ru/text/1681043.html

рукой многогрешного и негодного писца, монаха Акопа в св. обители Аргелан под сенью Креста [Степаноса] сына Иусика и св. нашей Богородицы и других церквей по просьбе блаженного и достопочтенного священника Георга» 486 . В пользу утверждения М. Авгеряна и М. Орманяна, нам кажется, говорит и свидетельство Киракоса Гандзакеци. Последний среди других прославленных армянских вардапетов упоминает имя Степаноса, сына Иусика, «чудотворца и святого муж а, могила которого после смерти приносит исцеление всем недужным» 487 . Это является самым ранним свидетельством о Степаносе. Киракос начал писать свою «Историю Армении» в 1241 г., год окончания неизвестен, но последний год, упоминаемый в «Истории», – 1266-й. Следовательно, Степанос умер ранее 1266 г. Возможно, сам Киракос Гандзакеци, который, по-видимому, является одним из редакторов Пролога, автор этого жития – в противном случае надо полагать, что Гандзакеци уже были известны житие и рассказы о некоторых чудотворениях Степаноса, на основании которых он и назвал его «чудотворцем и святым». Появление такого рода памятника в армянской агиографии в XII-XIII вв. было вполне закономерным, если учесть, что именно в эти века в армянской литературе наряду с возрождением старых шло образование новых жанров. Переживает расцвет жанр басни. В XII-XIII вв. создаются сборники притч Мхитара Гоша и Вардана Айгекци. «Простота и естественное мышление начинают господствовать. В литературу XII века проникает живой, разговорный язык, который уже довольно далек от принятого в литературе древнего языка» 488 . Общие литературные сдвиги оказывают определенное влияние и на житийную литературу. «Житие Степаноса» отличают простота и доступность языка, наличие живых диалогов, элементов сказочности. Хоть в нем и упоминаются исторические события, даты и пр., однако агиограф прежде всего преследует литературные цели, стараясь придать повествованию занимательный характер. И это ему удается сполна. Здесь есть и приключения героев, и расставание, и странствие, и счастливая встреча.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Мхитар Айриванеци: (Жизнь и творчество). Ер., 1985. 401 Помимо «Истории Армении» Мхитару Айриванеци приписывается авторство житий Степаноса Сюнеци [История блаженнейшего, святого и прославленного митрополита Сюникского Степаноса, изложенная владыкой Мхитаром, епископом святой Айриванкской обители (см.: Хомизури Г.П. Армянская апостольская церковь : Святые, мученики, видные священнослужители, богословы, христианские деятели культуры: Словарь)] и Алексианоса, многочисленных поэтических произведений, включая 21 гандза, 4 тага и акростиха. Известно, что, помимо литературной, научной и педагогической деятельности, Айриванеци сочинял музыку для своих стихотворений. 402 Смбат Спарапет происходил из рода Хетумидов. Он был сыном Костандина Пайла и Тама Вици (сестры Нерсеса Ламбронаци) и старшим братом киликийского царя Хетума I. О себе Смбат писал: «В году 657 родился Смбат Гундстабль, составитель сей Истории». Во времена Рубинянов в Киликии титул гундстабль («конюший») давался спарапетам (главнокомандующим войсками). С 1226 г. на протяжении примерно 50 лет Смбат командовал киликийскими войсками и вел победоносные войны. Повествуя о венчании на царство царя Левона II в Киликийской Армении в 1198 г. и восхваляя его, он пишет: «И, если он узнавал, что где–то есть муж мудрый и ученый, удачливый в делах или военной службе, либо в речах и ответах, посылал за ним и призывал обещаниями, и ублажал щедротами. Один из таких – я, Смбат Спарапет, составитель сей книги и истории» (История греков... Смбата Спарапета. С. 99). В труде Смбата упоминается смерть Левона в 1219 г., когда самому Смбату было еще одиннадцать лет, нападение Иконийского (Конийского, Румского, или Сельджукского) султаната на Киликию в 1226 и 1246 гг. Известно, что Смбат Спарапет в 1248 г. по поручению царя Хетума отправился послом к татарскому хану в Каракорум, где вел переговоры о будущем визите Хетума I: «В году 697 я, Смбат Гундстабль, отправился к татарам и в году 699 (1250) вернулся к своему брату, царю Хетуму». Об этом рассказывает и Киракос Гандзакеци: «Вернулся он с великой славой и достоверными грамотами, дал он ему много областей и крепостей, о которых слышал, что прежде принадлежали они царю Левону, а после его смерти были захвачены Аладином, султаном Рума» ( Киракос Гандзакеци.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010