Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРАКОС ДРАЗАРКЦИ [арм. Ki8akws D8aga8kci ] (ок. 1056-1127, мон-рь Дразарк, Киликия), арм. вардапет, один из крупнейших деятелей арм. культуры т. н. серебряного века. Вместе с Геворгом Мегриком учился у вардапета Геворга Лореци и затем подвизался в мон-ре Дразарк. Духовным отцом К. Д. был католикос Григор II Вкаясер , с которым тот сотрудничал в течение мн. лет. Среди современников К. Д. был известен как ученый, однако сведений о его сочинениях нет или они не сохранились. Он редактировал переводы на арм. язык, выполненные иностранными книжниками, такими как риторы Кириак и Феопист. Так, в 1085 г. в К-поле К. Д. редактировал и корректировал перевод комментария к «Деяниям святых апостолов» свт. Иоанна Златоуста, сделанный греком Кириаком по заказу Григора II Вкаясера (сохр. лишь текст перевода в редакции К. Д., изд.: К-поль, 1717 (на арм. яз.)). В 1117 г. К. Д. редактировал арм. перевод комментария свт. Иоанна Златоуста к Евангелию от Иоанна, выполненный еще в V в. (главы 1-13 по сир. переводу, главы 14-88 с греч. оригинала). Впосл. большая часть этого перевода была утеряна, в XI в. сохранились только первые 13 глав; новый перевод, сделанный сирийцем Андреем Диаконом по заказу Григора Вкаясера, не удовлетворил К. Д. По его просьбе Григор Вкаясер заказал новый перевод с греческого Феописту, греку по происхождению, к-рый служил нотарием у кн. Арона. Григор Вкаясер умер в 1105 г., когда перевод еще не был окончен, К. Д. был вынужден оплатить работу Феописту. Однако язык этого перевода оказался столь витиеватым и искусственным, что в 1112 г. К. Д. начал серьезно редактировать текст. Он сравнивал перевод с греч. оригиналом, сир. переводом и с сохранившимися частями древнеарм. перевода. Согласно хронике Самуэла Анеци, в 1121 г. К. Д. и Геворг Мегрик продолжили труд Григора Вкаясера, к-рый работал над дополнениями к арм. Лекционарию, составляя паремии к 46 праздникам, из них паремии к 30 праздникам были выполнены К. Д. Текст этого Лекционария в редакции К. Д. (с незначительными добавлениями) сохранился до наст. времени. К. Д. был похоронен в мон-ре Дразарк, где долгие годы жил и трудился. Лит.: Алишан Г. Сисуан. Венеция, 1885. С. 231 (на арм. яз.); он же. Айапатум. Венеция, 1901. С. 353 (на арм. яз.); Ачарян P. Словарь арм. личных имен. Ереван, 1944. Т. 2. С. 621-622 (на арм. яз.); Акинян Н. Киракос Ученый (1050-1127)//Ams. W., 1952. T. 66. C. 481-546 (на арм. яз.); Норайр Погарян, еп. Армянские авторы, V-XVII вв. Иерусалим, 1971. С. 203-206 (на арм. яз.); Thomson R. W. A Bibliography of Classical Armenian Literature to 1500 AD. Turnhout, 1995. P. 140-141. М.-Э. С. Ширинян Рубрики: Ключевые слова: ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель

http://pravenc.ru/text/1840143.html

Одним из крупных очагов книжности средневековой Армении был монастырь Хоранашат, возникновение которого связано с именем основателя этой школы Ованеса Ванакана (1186–1251 гг.), выдающегося педагога, историографа, литературного и общественного деятеля. Будучи питомцем знаменитой Нор-Гетикской школы и учеником Мхитара Гоша, он продолжил традиции этой школы и сам подготовил множество вардапетов 455 . Многие из его учеников стали видными деятелями армянской культуры XIII-XIV вв. Это, прежде всего, армянские историографы Киракос Гандзакеци, Вардан Аревелци (1200–1269), Григор Акнерци (XIII в.). В своих трудах они сохранили благодарную память об учителе и подробно описали его жизнь и деятельность в тяжелые годы монгольского нашествия. О том, насколько высоко они ценили своего учителя, свидетельствуют их восторженные отзывы о нем. Вардан называет его «знаменитым вардапетом», который оставил «по себе доброе имя в учениках своих и в книгах церковных гимнов» 456 . Киракос Гандзакеци, ближайший ученик и неразлучный спутник Ованеса Ванакана, с любовью и почтением описал его жизненный путь. Наряду с целым рядом хвалебных эпитетов в адрес учителя он отмечает, что Ованес Ванакан «как наставник превзошел своих современников плодотворностью мысли и богоугодными делами» 457 . А Григор Акнерци следующим образом характеризует его: «В это бедственное время блистал, как солнце над землей восточной, св. учитель наш Ванакан, прозванный вторым Востоком, исполненный света и познаний всеведущего Духа святого» 458 . Произведения названных авторов хорошо известны научной общественности, а благодаря переводам на русский язык – и широкому кругу читателей. Сохранилось также менее известное проложное житие Ованеса Ванакана, составленное на основе сообщений названных историографов. Наиболее древний список жития Ванакана относится к 1439 г. 459 . Однако составители пользовались и другими источниками (письменными и устными). Об этом свидетельствуют некоторые подробности биографии Ованеса Ванакана, отсутствующие в повествованиях его учеников. Так, лишь из Пролога известно, что Ванакан был уроженцем Тауша, в нем сохранилось имя первого учителя Ванакана – его старшего брата Погоса. Житие оставило нам описание внешности Ванакана.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Из армянских авторов сведения о Саркаваге сообщают историографы Самвел Анеци 294 , Киракос Гандзакеци 295 , Вардан Аревелци 296 и Мхитар Айриванеци 297 . Они наделяют Саркавага самыми восторженными эпитетами, называя его «велемудрым вардапетом», «философом», «поэтом», «софистом». Киракос Гандзакеци пишет о нем: «Велемудрый Ованес, прозванный Саркавагом, в науках был умудреннее многих и исполнен ума во всем» 298 . Или: «Муж сей был весьма мудр и украшен божественным даром; все речи его изложены философским слогом, как у Григория Богослова , а не просторечно» 299 . Но несмотря на щедрые эпитеты, их сведения о жизни и деятельности Саркавага весьма скупы. Они дают самое общее представление об этом выдающемся представителе армянской средневековой культуры. И по сей день многие стороны биографии и научно-литературной деятельности Саркавага все еще остаются непроясненными. Сравнительно недавно в одной из армянских рукописей 300 было обнаружено «Житие Саркавага» 301 . Оно частично восполняет пробел, имеющийся в биографии Саркавага, и содержит ценные сведения о созданных им школах, о системе обучения. Рукопись эта переписана в 1378 г. писцом Маттеосом в селении Ангехакот 302 . В житии содержатся факты, свидетельствующие о том, что оно будто написано спустя несколько лет после смерти Саркавага. Рассказывая о чудотворениях Саркавага, автор добавляет: «[Рассказать] об этом я просил в письме, и они, уточнив [услышанное ими] из уст очевидца, прислуживавшего ему мужа, написали мне, что я и записал». И далее: «Этот достоверный рассказ, что мы записали, поведал нам монах, ученик чудотворца, трижды блаженного вардапета Ованеса Саркавага, благодаря которому еще более прославилось слово Божье». Исходя из того, что агиограф видел ученика Саркавага и его современников и от них получил сведения о нем, А. Абрамян полагает, что житие написано не позже 10–20 лет после его смерти, т. е. приблизительно в середине XII века 303 . Однако приведенные из жития выдержки недостаточны для определения времени его создания. Больше оснований для этого дают подробности из жизни Саркавага, сведения о его происхождении, о родителях, об Анийской школе и пр. Некоторым ориентиром может служить памятная запись от 1195 г 304 , автор которой, судя по ее содержанию, был знаком с житием. Говоря о скопированной им рукописи Саркавага, он восторгается ею и повторяет имеющуюся в житии мысль о важном значении знаков препинания для правильного понимания написанного. Здесь неопытный писец уподобляется «дурному повару». То же образное сравнение «с дурным поваром» применяет и автор памятной записи 305 . Отсюда можно заключить, что житие Саркавага уже было известно переписчикам второй половины XII века.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Сам католикос является личностью неопределенною. Он был племянник покойного католикоса и, когда умер его дядя, был еще очень молодым человеком. Патриаршествование Григория V было очень кратковременно. «Завистливые епископы, – говорит Киракос, – выдумали ложные предлоги, чтобы предать его царю Леону». Леон заключил его в крепость и приказал разобрать его дело. Не находя достаточного основания к осуждению Григория, царь написал вардапетам и епископам Восточной Армении: «Чего вы хотите от этого человека?» Но прежде чем был получен какой-либо ответ, дело Григория решилось другим путем. Однажды утром за стеной крепости нашли труп Григория с обрывком веревки вокруг туловища. «Говорят, что епископы, его враги, надеясь занять его место, столкнули его со стены», пишет Киракос в своей Истории: «Между ними, говорят, находились Иоанн, позже занявший кафедру, Анания, который был антикатоликосом в Севастии, во владениях греческого султана, и другие в числе шести. Некоторые говорили, что Григорий, желая бежать ночью из крепости, хотел спуститься со стены при помощи тонкой веревки, которая оборвалась, и он, упавши, убился до смерти» 221 . При преемнике Григория V Григории VI Апирате (1195–1202) отношения между греками и армянами были очень враждебны. В 1197 г. случилась снова так называемая ложная пасха (zurazatic), повторявшаяся чрез каждые 95 лет. Греки снова стали преследовать армян, живших в их владениях, и принуждать их праздновать пасху вместе с греческой церковью. По этому случаю Нерсес Лампронский должен был путешествовать к императору (1197) и хлопотать о прекращении преследований. Путешествие кончилось ничем. Эти притеснения со стороны греков еще больше побудили Леона искать покровительства на западе. Он обратился к папе Целестину и римскому императору, испрашивая инвеституру и царскую корону и заявляя, что «желает быть зависимым только от одних франков». Папа и римский император прислали ему царскую корону, а для возложения ее – архиепископа Конрада. При этом со стороны римского престола были заявлены три условия, или требования: 1) праздновать праздники господские и всех святых в дни, на которые они падают; 2) совершать неопустительно моления ночные и дневные, что давно уже было оставлено в Армении из боязни измаильтян, за исключением свят.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВААН I СЮНЕЦИ [Ваган Сюни; арм. (?) ] (? - 971/2, Дзораванк, гавар Тосп, Васпуракан), арм. католикос с 968 г., преемник Анании Мокаци . Сын кн. Джеваншера, правителя гавара Багац (Бахк, Балк) в Сюнике. Образование получил в мон-ре Ваанаванк под наставничеством своего дяди Ваана. Приняв духовный сан, был посвящен во епископа и стал настоятелем Ваанаванка. С 963 (Католикосы всех армян. С. 114) или 958 г. (Христ. Армения. С. 949) возглавлял епархию Сюника, где развернул строительство мон-рей и приумножил монастырские владения. Деятельность католикоса оценивается неоднозначно: Нерсес Ламбронаци, Степанос Орбелян, Маттеос Урхаеци отзываются о нем положительно, ревнители традиц. взглядов осуждают за склонность к халкидонитству, к иконопочитанию «на манер ромеев» и попытки воссоединить Армянскую Апостольскую Церковь с К-польской и Грузинской Православными Церквами, о чем свидетельствуют его письма митр. Мелитинскому Феодору и визант. имп. Иоанну Цимисхию (Киракос Гандзакеци, Асолик и др.). Арм. духовенство, встревоженное симпатиями католикоса к халкидонитам, созвало в 969 г. в Ани Собор, в к-ром принял участие царь Ашот III Милостивый. В. был (заочно) низложен, католикосом стал Степанос III Севанци. В. нашел прибежище в Васпуракане под покровительством царя Амазаспа-Апусахла из династии Арцруни, к-рый был не столько его идейным единомышленником, сколько «врагом его врагов» ( Арутюнова-Фиданян. С. 173). Этот конфликт послужил поводом к смуте, конец к-рой положила смерть обоих католикосов (971/2). Вероятно, в связи с этим Самуэл Анеци, Вардан Вардапет и Киракос Гандзакеци исчисляют правление В. в 1-2 года, тогда как др. историки - Асолик, Маттеос Урхаеци и Степанос Орбелян - говорят о 5 годах. Лит.: Христианская Армения. Ереван, 2002. С. 949 (на арм. яз.); Католикосы всех армян. Ереван, 2001. С. 114 (на арм. яз.); Арутюнова-Фиданян В. А. Армяно-византийская контактная зона (X-XI вв.). М., 1994. Е. Д. Джагацпанян Рубрики: Ключевые слова: ВАЗГЕН I (в миру Левон-Карапет Палчян (Балджян)) (1908 - 1994), Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян

http://pravenc.ru/text/153787.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРАКОС ГАНДЗАКЕЦИ [Гетикци, Аревелци; арм. Ki8akws Gan4akeci, Getikci, A87elci ] (1201/1203-1271), арм. историк, вардапет. Прозвание (когномен) Гандзакеци (Гандзакский) стало общепринятым после XVII в. благодаря рукописи 1617 г., содержащей эксцерпты «Из Истории Киракоса Гандзакеци» (Матен. 5587, 16 об.). В XVIII в. этим именем стал называть его арменолог М. Чамчян. Скудные сведения о жизни К. Г. преимущественно содержатся в его основном труде «История Армении» («Краткая история периода, прошедшего со времени святого Григора до последних дней, изложенная вардапетом Киракосом в прославленной обители Гетик»). По тексту «Истории Армении», а также по составленному К. Г. Минологию (арм. Айсмавурк; 1268-1269) устанавливается год его рождения. Упоминая в «Истории Армении» вардапетов Ованнеса Саркавага (Дьякона), Давида Алавкаворди и Григора Токакера, К. Г. сообщает, что все они, так же как и он, родились в обл. Гандзак (История Армении. 1976. С. 94). Сведения о Гандзаке и Алуанке в «Истории Армении» многочисленны и составляют одну из важных тем этого произведения. Известно также, что К. Г. рос и воспитывался в мон-ре Нор-Гетик (позднее Гошаванк), где Мхитаром Гошем († 1213) была основана школа богословия, в к-рой изучали библейскую экзегезу, писали и переписывали толкования на книги Свящ. Писания, учили языки, хранили, покупали и копировали рукописи. В одной памятной записи ( Алишан. Айапатум. 1901. С. 463) К. Г. отметил, что видел Мхитара Гоша, когда был мальчиком лет 10, что был дружен со своим учителем Ванаканом Вардапетом (Ованнесом Тавушеци) в Нор-Гетике и позднее в мон-ре Хоранашат, который был основан Ванаканом близ крепости Тавуш (1215-1225); их дружба длилась до смерти Ванакана. После разгрома мон-ря в 1225 г. войском султана Хорезма Джелал-ад-Дина К. Г. вместе с Ванаканом переселился в небольшую церковь в скалах близ с. Лорут, в районе крепости Тавуш. Здесь деятельность школы Ванакана продолжилась (История Армении.

http://pravenc.ru/text/1840141.html

рукой многогрешного и негодного писца, монаха Акопа в св. обители Аргелан под сенью Креста [Степаноса] сына Иусика и св. нашей Богородицы и других церквей по просьбе блаженного и достопочтенного священника Георга» 486 . В пользу утверждения М. Авгеряна и М. Орманяна, нам кажется, говорит и свидетельство Киракоса Гандзакеци. Последний среди других прославленных армянских вардапетов упоминает имя Степаноса, сына Иусика, «чудотворца и святого муж а, могила которого после смерти приносит исцеление всем недужным» 487 . Это является самым ранним свидетельством о Степаносе. Киракос начал писать свою «Историю Армении» в 1241 г., год окончания неизвестен, но последний год, упоминаемый в «Истории», – 1266-й. Следовательно, Степанос умер ранее 1266 г. Возможно, сам Киракос Гандзакеци, который, по-видимому, является одним из редакторов Пролога, автор этого жития – в противном случае надо полагать, что Гандзакеци уже были известны житие и рассказы о некоторых чудотворениях Степаноса, на основании которых он и назвал его «чудотворцем и святым». Появление такого рода памятника в армянской агиографии в XII-XIII вв. было вполне закономерным, если учесть, что именно в эти века в армянской литературе наряду с возрождением старых шло образование новых жанров. Переживает расцвет жанр басни. В XII-XIII вв. создаются сборники притч Мхитара Гоша и Вардана Айгекци. «Простота и естественное мышление начинают господствовать. В литературу XII века проникает живой, разговорный язык, который уже довольно далек от принятого в литературе древнего языка» 488 . Общие литературные сдвиги оказывают определенное влияние и на житийную литературу. «Житие Степаноса» отличают простота и доступность языка, наличие живых диалогов, элементов сказочности. Хоть в нем и упоминаются исторические события, даты и пр., однако агиограф прежде всего преследует литературные цели, стараясь придать повествованию занимательный характер. И это ему удается сполна. Здесь есть и приключения героев, и расставание, и странствие, и счастливая встреча.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Мхитар Айриванеци: (Жизнь и творчество). Ер., 1985. 401 Помимо «Истории Армении» Мхитару Айриванеци приписывается авторство житий Степаноса Сюнеци [История блаженнейшего, святого и прославленного митрополита Сюникского Степаноса, изложенная владыкой Мхитаром, епископом святой Айриванкской обители (см.: Хомизури Г.П. Армянская апостольская церковь : Святые, мученики, видные священнослужители, богословы, христианские деятели культуры: Словарь)] и Алексианоса, многочисленных поэтических произведений, включая 21 гандза, 4 тага и акростиха. Известно, что, помимо литературной, научной и педагогической деятельности, Айриванеци сочинял музыку для своих стихотворений. 402 Смбат Спарапет происходил из рода Хетумидов. Он был сыном Костандина Пайла и Тама Вици (сестры Нерсеса Ламбронаци) и старшим братом киликийского царя Хетума I. О себе Смбат писал: «В году 657 родился Смбат Гундстабль, составитель сей Истории». Во времена Рубинянов в Киликии титул гундстабль («конюший») давался спарапетам (главнокомандующим войсками). С 1226 г. на протяжении примерно 50 лет Смбат командовал киликийскими войсками и вел победоносные войны. Повествуя о венчании на царство царя Левона II в Киликийской Армении в 1198 г. и восхваляя его, он пишет: «И, если он узнавал, что где–то есть муж мудрый и ученый, удачливый в делах или военной службе, либо в речах и ответах, посылал за ним и призывал обещаниями, и ублажал щедротами. Один из таких – я, Смбат Спарапет, составитель сей книги и истории» (История греков... Смбата Спарапета. С. 99). В труде Смбата упоминается смерть Левона в 1219 г., когда самому Смбату было еще одиннадцать лет, нападение Иконийского (Конийского, Румского, или Сельджукского) султаната на Киликию в 1226 и 1246 гг. Известно, что Смбат Спарапет в 1248 г. по поручению царя Хетума отправился послом к татарскому хану в Каракорум, где вел переговоры о будущем визите Хетума I: «В году 697 я, Смбат Гундстабль, отправился к татарам и в году 699 (1250) вернулся к своему брату, царю Хетуму». Об этом рассказывает и Киракос Гандзакеци: «Вернулся он с великой славой и достоверными грамотами, дал он ему много областей и крепостей, о которых слышал, что прежде принадлежали они царю Левону, а после его смерти были захвачены Аладином, султаном Рума» ( Киракос Гандзакеци.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зайят Х. – Habib Zayat. Vie du patriarche melkite d " Antioche Christophore (m. 967) par le protospathaire Ibrahim b. Yuhanna. Document inedit du Xe siecle/Proche-Orient Chretien. 2 (1952). P. 11–38, 333–366. Зевульф. – Путешествие Зевульфа в Святую Землю 1102–1103 гг./Житье и хожденье Даниила, Русскыя земли игумена 1106–1108 г. Ч. 2. Приложение 5. СПб. 1885. С. 263–291. Зосима. – (Прокофьев Н.И.) Хождение Зосимы в Царьград, Афон и Палестину/Вопросы Русской Литературы. М. 1971. УЗ МГПИ. Т. 455. С. 12–42. Иаков Веронский. – Хождение ко святым местам августинского монаха Иакова Веронского в 1335 г./СИППО. 1896. С. 94–115. Игнатий. – Описание путешествия отца Игнатия в Царьград, афонскую гору, Св. землю и Египет. 1766–1776 гг. СПб. 1891. Игнатий Смолнянин. – Хождение Игнатия Смолнянина. СПб. 1887. Ильминский Н.И. – Общий отчет бакалавра Н.И. Ильминского за время пребывания его на Востоке/В память о Николае Ивановиче Ильминском . Казань. 1892. С. 357–386. Иоанн Фока. – Иоанна Фоки сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима... конца XII века СПб. 1889. Иоанникий. – Собственноручные записки Иоанникия, патриарха Александрийского, о синайских делах в Египте/Материалы для истории архиепископии Синайской горы. Т 2. С. 210–263. СПб. 1909. Иона. – Повесть и сказание о похождении в Иерусалим и во Царьград черного диакона Ионы Маленького. 1649–1652. СПб. 1895. Историческое сказание о подвижничестве Илии Нового. – Историческое сказание о подвижничестве святого великомученика Илии Нового из илиополитов, пострадавшего в Дамаске/Сборник палестинской и сирийской агиологии. Вып. 1. СПб. 1907. С. 49–68. Камаль ад-Дин ибн аль-Адим. – Камаль ад-Дин ибн аль-Адим. Сливки, снятые с истории Халеба/Семенова Л.А. Из истории средневековой Сирии. Сельджукский период. М. 1990. С. 104–217. Каптерев Н.Ф. Сношения иерусалимских патриархов. – Каптерев Н.Ф. Сношения Иерусалимских патриархов с русским правительством. Т. I–II. СПб. 1895–1898. Киракос Гандзакеци. – Киракос Гандзакеци. История Армении. Пер., предисл., комм. Л.А. Ханларян. М. 1976.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Великая царица Тамара (1189–1212 г.), принимала деятельное участие в судьбах св. Земли. Так армянский писатель Киракос свидетельствует, что Тамара заключила мир с султанами стран Дамаска (Сирии) и Египта Гузом-Мелик-Келмом и Ашрафом, потомками Саладина, завоевателя Иерусалима, причем полководец Тамары Захаре Мхаргрдзели обязался выдать свою племянницу, дочь случайно захваченного в плен жителями города Хлата брата своего, полководца Тамары, Иване, за одного из этих султанов, под условием, чтобы Иване был освобожден из плена. По прибытии в Грузию Иване Мхаргрдзели отправил свою дочь султану Гузу, которая вышла замуж сначала за Гуза, затем, по смерти Гуза, за Ашрафа. «Вступление в дом султанов этой особы было великим счастьем, говорит тот же Киракос, ибо султаны стали обращаться человечно с христианами, обитавшими в их владениях... были облегчены подати, требуемые от монастырей... Султаны запретили грабить или оскорблять христиан-обитателей их владений, Отправлявшихся в паломничество на поклонение в Иерусалим, в особенности это почтение соблюдалось относительно грузинского народа, так что грузины находились в исключительном почёте и были изъяты от налога в их (мусульманских) городах (странах) и даже в Иерусалиме. Эта царица пользовалась там (в св. Земле) большим почетом. Таким образом воцарились мир и дружба между Грузиею и княжествами султанов» 154 В 1192–1193 г.г. царица Тамара и грузины, рассказывает Иби-Шеддад, предлагали султану Саладину 200 тысяч динаров за захваченный мусульманами в 1188 году, при взятии ими Иерусалима, Крест, на котором был распят Спаситель и просили того же султана о возвращении отнятых у них Иерусалимских обителей и самое основание святою царицей Тамарою трапезундской империи имело целью своею: став лицом к лицу с мусульманским миром, зорко следить за ним и, в случае враждебных с его стороны действ по отношению к христианству и святым местам, немедленно защищать силою оружия дорогие святыни от врагов Креста Господня. Известно, что крестоносцы в 1219 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010