«История страны Агванк» - компилятивный сборник по истории Албании Кавказской , составленный во 2-й пол. X в. Мовсесом Каланкатуаци (или Дасхуранци), родом из обл. Утик. Мало что известно об Ухтанесе (возможно, он был епископом Севастии), авторе «Истории отделения грузин от армян». До наст. времени не дошла 3-я часть его труда, посвященная армянам-халкидонитам . Историк XI в. Степанос Таронеци , прозванный Асолик (Асохик; арм. сказитель), оставил малооригинальную трехчастную историю от сотворения мира до своего времени. Его современник Аристакес Ластивертци , автор «Повествования», описал историю 2 поколений (с 1000 по 1071) А., его рассказ о бедствиях, постигших А., часто прерывается поэтизированными сетованиями и выражением скорби. Ученый эрудит вардапет Ованнес Саркаваг Имастасер написал помимо разных поэтических и научных трудов «Историю сельджуков», от к-рой дошли лишь фрагменты. Первым арм. летописцем считается автор XII в. иером. Маттеос Урхаеци (Матфей Эдесский) - автор «Хронографии», охватывающей период с 952 до 1136 г. Она является историческим источником, содержащим сведения о византийцах, турках и крестоносцах. До 1180 г. довел свою летопись Самвел Анеци (Самуил Анийский), труд к-рого продолжил до 1336 г. неизвестный хронист. Дошла до нас 1-я часть «Истории» Мхитара Анеци, протоиерея собора в г. Ани. В Захаридской А. историографией занимался ученик Мхитара Гоша вардапет Ванакан, создавший несохранившуюся «Современную историю», а также ученик Ванакана вардапет Киракос Гандзакеци , автор «Истории Армении» (в 2 ч.), доведенной до 1265 г. Др. учеником Ванакана был автор «Всемирной истории» Вардан Аревелци Великий (1200-1271), к-рый также написал различные ученые и поэтические произведения. Третьим знаменитым учеником Ванакана был инок Малакия (Махакия), автор «Истории народа стрелков», посвященной истории татар. Хронист Мхитар Айриванеци - автор летописи от Адама до 1289 г. Брат арм. царя Хетума I Смбат Спарапет в «Хрониках» описывает события 951-1331 гг., книга написана на разговорном диалекте Киликийской А. Еп. Сюникский Степанос Орбелян составил историю своей епархии, к-рая стала примером региональной арм. историографии. Товма Мецопеци, ученик знаменитого Григора Татеваци, был автором «Истории Тамерлана», а также «Памятной записи», повествующей о перенесении в 1441 г. арм. патриаршего престола из Сиса в Валаршапат (Эчмиадзин). «Повествование о делах армянских» (Narratio de rebus Armeniae) - это образец полемической церковной историографии, созданный неизвестным автором-халкидонитом (см. Аноним армянский ) и сохранившийся только по-гречески. Философская лит-ра Крупнейшим арм. философом является неоплатоник Давид Анахт (Непобедимый), ученик Олимпиодора Александрийского, написавший в VI в. комментарии к «Введению» Порфирия и к соч. Аристотеля. Великий энциклопедический ум - Анания Ширакаци (VII в.) создал множество сочинений в разных областях науки и философии, в т. ч. «Стихометрию» и «Трактат о мерах и весах». Богословская лит-ра

http://pravenc.ru/text/76104.html

Житие написано Киракосом Банасером (Словесником), учеником Товмы Мецопеци 663 . По мнению В. Акопяна, автор жития и автор маленькой «Хроники» Киракос Рштунци, который в памятной записи к «Хронике» упоминается как Киракос Банасер, одна и та же личность 664 . «Хроника» завершается 1443-м годом. Из «Памятной записи» Товмы можно заключить, что Киракос был его приверженцем и горячим сторонником Киракоса Вирапеци (католикоса Армении в 1441–1443 гг.), после низложения которого монахи Эчмиадзина «оклеветали перед неверными и вардапета Киракоса Рштунци, и нашего рабунапета Саргиса из св. Салнапатской обители: по навету епископов Захарии и Антона с одного взыскали 13 тысяч дахеканов, с другого – 6 тысяч дахеканов» 665 . «Житие Товмы Мецопеци», видимо, было написано вскоре после его смерти. Товма Мецопеци родился в 1378 г. 666 в селении Алиовит, в богатой и знатной семье. «В отроческие годы он воспитывался и учился в св. Мецопской обители... при вардапете Ованесе». Уже первые годы учебы Товмы были отмечены походами Тамерлана, от полчищ которого Товма дважды спасается бегством вместе с населением Каджберуника. В 1395 г. 667 «он и двенадцать сверстников отправились в Сухарский монастырь к великим учителям Саргису и Вардану». Саргис, вначале обосновавшийся в Астапатской школе, в 1389 г. перебирается в Сухарский монастырь (в Каджберуник) и остается здесь до самой своей смерти (1401 г.). Будучи учеником Ованеса Воротнеци и воспитанником Татевского университета, Саргис, возглавив Сухарскую школу, видимо, привил здесь некоторые традиции Татевского университета. В этом отношении интересны сведения Киракоса, который сообщает подробности об учебной программе воспитанников Сухарского монастыря. Здесь, пишет Киракос, Товма и его товарищи «изучили четыре метода научного мышления, а именно: определение, разделение, доказательство, анализ». Речь идет о науке логики, преподававшейся в монастырских школах Армении на основе трудов Аристотеля и Давида Анахта. Товма Мецопеци, согласно Киракосу, оставался в Сухарском монастыре двенадцать лет, сначала обучаясь у Саргиса, затем у Вардана. После смерти Вардана, в 1406 г., он с двенадцатью товарищами отправился в Татев. В Татевском университете Товма учится у Григора Татеваци, который «в это время сиял как факел... в ночной тьме... И все устремлялись к нему, дабы просветить душу и разум сладкоречивыми наставлениями его. Среди них и я, слабый душой и несчастный, – пишет Товма Мецопеци, – влекомый его славой, отправился с двенадцатью братьями [в Татев], и оставались [мы] у него два года, опекаемые и любимые им» 668 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

389 «Местом своего воспитания» историк называл монастырь Нор Гетик. Киракоса отличали пристрастие к литературе, интерес к религии и политике. Никаких иных трудов Киракоса Гандзакеци, кроме «Истории Армении», не сохранилось. Сочинение стоило автору «многих трудов и стараний». Собирая и обрабатывая материалы, автор уповал, что «История» станет ему памятником не каменным, «а живым, ибо упомянуто в ней будет имя Киракоса». Помимо этого, Киракос сохранил свое имя в акростихе, где «Кюракос» образовано из начальных предложений Введения к его сочинению. 390 Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер. с др.–арм., предисл. и коммент. Л.А. Ханларян. М., 1976. 391 Повествуя о тех или иных событиях, автор иногда делает ссылки на свои источники. Например, говоря о путешествии царя Хетума, о виденном и слышанном им, он добавляет: «Много неизвестного и удивительного рассказывал нам царь о варварских народах...» Или, описывая взятие Багдада, пишет: «Все это рассказал нам князь Гасан, называемый Прош... который был очевидцем и свидетелем этих происшествий». Сообщаемые им сведения, почерпнутые из подобных источников, представляют собой большую ценность для изучения истории Восточной и Западной Армении и Грузии. Киракос весьма подробно пишет о деятельности братьев Закарэ и Иванэ, а также других князей и вардапетов восточных областей Армении, об основанных ими монастырях, часто в подтверждение своих слов приводит документы, особенно если они касаются религиозных вопросов. Очень подробно он останавливается на походах татар, их завоеваниях и взаимоотношениях с армянами. Иногда Киракос приводит древние сказания, которым верит. В целом его труд – разноплановое освещение очень важного для Армении политического периода. Изложение Киракоса пронизано нескрываемым оптимизмом: «Желая оставить грядущим поколениям память о татарах, так как мы надеемся освободиться от гнета нас давящего, в кратких словах опишем для любознательных читателей их черты и язык» (История монголов по армянским источникам. Вып. 2. С. 45).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

389 Киракос – один из видных вардапетов XII в., ученик Григора Вкайасера. Последнему принадлежала первая основательная редакция древнеармянских сборников, положивших начало армянским четьям-минеям. Киракос в средневековой армянской литературе прежде всего известен как продолжатель дела Григора Вкайасера. Он дополнил и закончил Праздничные минеи (Чашоц) Григора Вкайасера. Об этом свидетельствует имеющая исключительную историческую ценность памятная запись самого Киракоса к Праздничным минеям: «Я, Киракос, убогий ученый и недостойный слуга Божий, уведомляю вас о святом наследии – Праздничных минеях св. церкви и памяти божественных [святых]. Как известно вам, с начала утверждения нашей веры... и [поминовения памяти] всех святых, угодных богу в нашем народе, они до сего дня были в небрежении в писаниях церковных из-за [неурядиц] времени. И великие праздники Креста и Богородицы, мучеников и святых патриархов, [церковных] отцов, отшельников и дев-мучениц были несовершенны и лишены торжественности, и возникали неудобства из-за отсутствия этих речей. И вот св. Дух внушил Григорису, боголюбу и мучениколюбу, и он заново сочинил эти [речи] достойно каждому празднику, [присовокупив] к ним соответствующие псалмы и божественные речи. Но он не завершил все, что было необходимо и достойно празднования. И потому он поручил мне, который постоянно при нем бывал и во всех божественных делах ему был подмогой и опорой, радел о делах духовных и о [памяти] угодников Божьих, не пренебречь после его смерти этим делом, а дополнить [минеи] достойными чтениями, что я и сделал. Ибо Бог обязал нас праздновать их память. Таким образом, 46 праздников установил св. патриарх, а 30 добавил я, презренный, итого [стало] 76 речей, которых, как мы считаем, вместе с [другими] чтениями и мартирологами хватит на целый год...» (Г. Овсепян. Памятные записи рукописей, с. 270–271). Умер Киракос, как свидетельствует Маттеос Урхаеци, «в 576 г. армянского летосчисления... и похоронен в монастыре, именуемом Дразарк, и монастырь стал называться усыпальницей святых вардапетов, ибо там был похоронен и святой вардапет армянский, которого называют Мегрик». [Маттеос Урхаеци. Хроника. Иерусалим, 1869, с. 460–461].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Долговременное отсутствие католикосов из Вел. Армении приучило здешнее духовенство к свободе и независимости. Отвыкшее от дисциплины, это духовенство не могло сразу войти в положение надлежащей покорности католикосу; а Киракос, очевидно, не делал ничего с своей стороны, чтобы отблагодарить своих избирателей. He смотря на добрые качества Киракоса, в духовенстве началось скрытое недовольство против него. Этим недовольством воспользовался и еще больше усилил некий епископ Марк. Он составил себе партию и стал оспаривать самую законность избрания Киракоса. Он говорил, что Киракос сначала должен был получить посвящение в епископы от руки католикоса, а потом уже быть избранным в католикосы, и что он не имел права снимать анафему с ахтамарского католикоса. Партия противников Киракоса росла и наконец явилась в Эчмиадзин с бывшим председателем эчмиадзинского собора во главе, чтобы низложить Киракоса. Киракос бежал, но скоро был разыскан и представлен мусульманскому правителю, жившему в Эривани. Злоба против католикоса была так велика, что не постыдились даже обвинить его в том, что он не крещен. Правитель с позором прогнал их от себя; но они в конце концов добились таки разрешения этого правителя избрать нового католикоса. Тогда католикосом был избран епископ Григорий, а Киракос удалился в монастырь, где и умер. Лишь только Григорий X (1443–1462) начал свое правление, ахтамарский католикос и его духовенство снова перестали признавать над собой власть армянского католикоса. Сисский католикос, который не захотел присоединиться к восточным после избрания Киракоса, продолжал и теперь самостоятельно управлять своей киликийской епархией. После его смерти один монах, по имени Карапет, явился к киликийскому правителю и предложил ему, что он, Карапет, будет платить правителю ежегодно известную сумму денег, если он назначит его католикосом. Правитель согласился и с тех пор сисские католикосы стали платить ежегодную дань за свою кафедру. Эта дань обеспечила дальнейшее отдельное существование сисского католикосства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Ереван, 5 ноября , Благовест-инфо. В турецком городе Диярбакыре начаты работы по восстановлению армянской церкви Сурб Киракос. С ходом этих работ ознакомился исполняющий обязанности главы Константинопольского патриархата Армянской Апостольской Церкви, глава управления Церковным советом архиепископ Арам Атешян. В Патриархате сообщили «Благовест-инфо» о подробностях поездки архиепископа в Диярбакыр (древний Тигранакерт). Ранее это была одна из столиц Западной Армении, а сегодня – преимущественно населенный курдами турецкий город. По случаю Дня республики Атешян посетил Анкару, где ему рассказали о намерении начать восстановление армянской церкви Сурб Киракос. Сразу после Анкары архиепископ посетил Диярбакыр, где встретился с градоначальником и рядом высокопоставленных турецких чиновников. На этих встречах представитель Армянской Апостольской Церкви в Турции получил более подробные сведения о реставрации уникальной церкви внушительного размера. Церковь находится на балансе городского района Суричи. В связи с этим Арам Атешян встретился и с главой этого городского района Абдуллой Демирбашем. Вместе с ним архиепископ направился к руинам армянского храма, где уже были поставлены подпорки к колоннам и ограждена реставрируемая территория. Визит армянского иерарха сопровождался многочисленными съемками турецких телеканалов и его интервью различным местным СМИ. Событие для самой Турции экстраординарное, поскольку восстановление Сурб Киракоса станет вторым после реставрации церкви Сурб Хач (Святого Креста) на острове Ахтамар (озеро Ван). Однако после ее реконструкции в 2006 году турецкое правительство так и не позволило установить крест на куполе. На его месте водружен флаг Турции с полумесяцем, а сам храм действует как музей, где не совершаются христианские богослужения. В случае с Сурб Киракос малочисленная община армян Турции надеется на иной исход. В беседе с турецкими журналистами Атешян сказал, что Сурб Киракос – единственный армянский храм в юго-восточной Турции, который еще хранит отпечатки былой истории армян. Он рассказал, что в районе города есть еще одна полуразрушенная армянская церковь – Сурб Саргис, и выразил надежду, что и она будет когда-нибудь восстановлена.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

яз.). 457 Киракос Гандзакеци. История Армении. Перевод с древнеармянского, предисловие и комментарий Л. А. Ханларян. М., 1976, с. 146. 462 Гетик – имеется в виду Нор-Гетикский монастырь. Согласно Киракосу Гандзакеци, строительство Нор-Гетика было начато в 1191 г. и завершено через пять лет – в 1196 г. В конце XII – первой половине XIII в. среди образовательных центров северо-восточной Армении наряду с Санаином, Ахпатом, Ани, Агарцином, Авуц-Таром выделяется школа Нор-Гетика, основанная одним из самых замечательных фигур армянской средневековой культуры, Мхитаром Гошем. 463 А. Воскян считает более близкими к истине сведения Пролога из собрания рукописей Венской конгрегации мхитаристов (рук. 7, 1439 г.), согласно которому Ванакан обучался у своего старшего брата до прибытия в Нор-Гетик. В последнем он сразу становится учеником Мхитара Гоша (см.: А. Воскян. Ованес Ванакан и его школа, с. 44). 465 Основание Хоранашата имело место в 1215–1220 гг. Монастырь представлял собой целый комплекс сооружений. 467 Киракос Гандзакеци точно указывает местоположение пещеры Ванакана: «К этому времени великий вардапет, прозывавшийся Ванаканом, собственными трудами вырыл себе пещеру на вершине высоченной скалы, возвышавшейся против селения Лорут, к югу от крепости Тавуш» (Киракос Гандзакеци, с. 158). 468 Октай-хан, или Угедей хакан (1229–1241), – сын Чингиз-хана. После смерти отца был избран великим ханом Монгольской империи. При нем татаро-монголы завоевали Армению и другие страны Закавказья. 469 Вот как описывает Киракос Гандзакеци жизнь Ванакана и его учеников в плену у монголов: «Долгие дни [татары] заставляли нас, босых, в нужде и лишениях, пешком следовать за собой. А надзирателями над нами назначены были персы – люди, жаждущие крови христианской. Они еще более отягчали существование наше всякими муками, [заставляя] нас идти с быстротой лошади во время набегов. И если случалось кому-нибудь из-за слабости телесной или увечья замешкаться в пути, ему безжалостно разбивали череп, били батогами по телу, так что [люди] не могли вынуть занозу, если она попадала в ногу, и никто не мог напиться воды в страхе перед насильниками.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

С 1421 по 1437 гг. южная Армения вновь становится театром войн Искандара, Шахруха, Джаханшаха и курдов. Писцы этих лет жалуются на «злое и горькое время», когда «вся страна разорена нечестивыми туркменами». В 1430 г. Товма вынужден был бежать на остров Лим. В 1436 г. он и его ученики спасаются бегством в Хлат, затем в Арчеш и Арцке 673 ; их настигли курды «и хотели предать смерти. Однако нас уберег Бог . Бросив все, мы бежали в горы и с помощью Божьей и его милостью спаслись» 674 . Они нашли приют у епископа Степаноса, который пишет об этом: «В этот год великий учитель Товма и Карапет с семью вардапетами и многими другими учениками бежали из области Арчеш, [они] оставались некоторое время у нас, и многие обогатились их мудростью» 675 . Значительным делом последних лет жизни Товмы Мецопеци было его активное участие в перенесении патриаршего престола из Сиса в Эчмиадзин. Идея перенесения католикоса назревала постепенно. Прогрессивная часть армянского общества в перенесении патриаршего престола из Сиса в Эчмиадзин в условиях падения Киликийского армянского государства видела защиту остатков политической независимости и национальной культуры. В то же время перенесение католикосата в Эчмиадзин окончательно пресекало католическую экспансию и ограждало автокефалию армянской церкви от интриг униатов. Идея восстановления Эчмиадзина как духовного центра Армении вызвала рост патриотических настроений. Эти настроения звучат в словах Киракоса, который пишет, что Товма «постоянно молил Бога, чтобы Эчмиадзин был восстановлен, католикос и царь воссели бы в Эчмиадзине». О том, насколько большое значение придавал этому Товма, явствует также из его слов: «Бог да оградит меня от смерти, пока не увижу открытыми врата Эчмиадзина» 676 . Усилиями Товмы Мецопеци и Ованеса Колотенца, ученика Григора Татеваци, которому принадлежала идея перенесения престола, в 1441 г. в Эчмиадзине был созван собор, на котором католикосом был избран Киракос Вирапеци. С этого времени Эчмиадзин вновь становится центром армянской церкви и патриаршей резиденцией. Киракос, оценивая в этом роль Товмы, пишет: «Причиной этого, пособником и помощником свободы и благословения стала светлая душа, великий вардапет Товма, который подобно солнцу освещал армянский народ». Перенесение престола вызвало огромное воодушевление у Товмы, который остался там со своими учениками и участвовал в благоустройстве, «расчистке Эчмиадзина, [церквей] Рипсимэ и Гаянэ и в строительстве стен, келий и домов». Однако вскоре из-за интриг Ованеса Колотенца и его сторонников патриарх Киракос Вирапеци был свергнут. Товма покинул Эчмиадзин и возвратился в Мецопский монастырь. После этого он жил всего три года и в 1446 г. скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Об этом периоде учебы Товмы в Татевском университете Киракос ничего не сообщает, упоминая лишь, что Григор Татеваци в Ереване посвятил его в сан вардапета. Однако из памятных записей в «Истории» Товмы известно, что после двухлетнего пребывания Товмы в Татевском университете он вместе с Григором Татеваци и его учениками вынужден был бежать в Мецопский монастырь, спасаясь от грабежей и преследований вторгшихся в Армению туркменских племен Кара-Коюнлу. Здесь Товма продолжает учиться у Григора Татеваци, который «круглый год просвещал всех своими знаниями» 669 . Пребывание Григора Татеваци в Мецопском монастыре оставило неизгладимый след на дальнейшей судьбе этой школы. Он развернул здесь бурную педагогическую деятельность, занимался также толкованиями сочинений о каллиграфическом искусстве Аристакеса и Георга Скевраци, тем самым заложив основы высшей каллиграфической школы Мецопа. Пребывание Григора Татеваци в Мецопском монастыре было неожиданно прервано. «Пришли его любимые ученики и похитили его ночью», – сообщает Товма. «И мы отправились вслед за ним с вардапетами, и епископами, и учениками-писцами и догнали его в Айраратской области» 670 . Однако «ни мольбы, ни слезы не смогли убедить его вернуться обратно» 671 . В Ереване Григор Татеваци, согласно Киракосу, вручил Товме жезл вардапета. Этим завершился двадцатипятилетний период учебы его в Мецопском, Сухарском монастырях и Татевском университете. Товма возвратился в Мецопский монастырь и возглавил Мецопскую школу. Киракос Банасер, подытоживая знания, полученные Товмой, перечисляет все науки, которые освоил последний, а также основные сочинения, которые были изучены им за это время. Согласно Киракосу, Товма посвятил педагогической деятельности тридцать пять лет своей жизни. «И пришел он в Мецопский монастырь, в котором провел в трудах и дерзаниях шестьдесят лет, тридцать пять лет давая уроки всем обучавшимся Писанию, и многих прославил, и семи ученикам вручил [вардапетский жезл]». Из памятных записей известно, что Товма здесь занимался толкованием Св. писания и сочинений отцов церкви. Он развил основы искусства письма, заложенные здесь Григором Татеваци, сам написал учебник об этом искусстве и превратил Мецопский монастырь в один из самых крупных скрипториев Армении, имена выпускников которого известны своими рукописями по сей день. Киракос сообщает, что он «подготовил двадцать четыре искусных писца». Немало, видимо, сделал Товма как глава этой школы. Он приглашает видных ученых читать лекции в Мецопской школе. Сохранилась памятная запись Акопа Крымеци, подтверждающая это: «Я, вардапет Акоп Крымеци, в 865 г. армянского летосчисления г.] прочел курс учения о календаре в знаменитой Мецопской школе по просьбе рабунапета Товмы и учеников» 672 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Однако просветительская деятельность Ванакана на новом месте длилась недолго. Татары овладели всей Персией, а затем «достигли Агвании со всем своим имуществом и массой войска, они остановились и разбили свои шатры в равнине Мугань, исполненной всяких благ, водой, деревом, плодами и дичью. Здесь пребывали они в течение зимы. С наступлением весны они распространялись в разные стороны, производили набеги и опустошения и снова возвращались в свои лагеря» (История монголов по армянским источникам. Вып. 2/Пер. и объяснения К. Патканова. СПб., 1874. С. 15). Они разрушили Гандзак, постепенно разорили, разграбили и уничтожили население Армении, Агванка и Грузии. Жители окрестных деревень, спасаясь от захватчиков, укрылись в пещере Ванакана, где татары осадили их. Ванакан вместе с двумя другими священниками направился к татарам, и в результате переговоров ему удалось спасти народ от избиения, однако самого Ванакана и Киракоса Гандзакеци татары увели с собой. В конце того же 1235 г. Ванакан, за которого уплатили выкуп, был освобожден татарами, а Киракосу Гандзакеци удалось бежать. Обо всем этом Киракос очень подробно рассказывает в своей книге. После освобождения Ванакан сначала перебрался в Тифлис, а затем возвратился в монастырь Хоранашат для того, чтобы заняться его восстановлением. Здесь он скончался и был похоронен в 1251 г. 388 В предисловии к своему сочинению Киракос Гандзакеци, перечисляя предшествующих историков, упоминает Ванакана как ученого, написавшего историю, а затем, в конце повествования о соборах в Лори и Ани, добавляет: «Обо всем – о всех речах и делах этих соборов написал многомудрый и ученейший вардапет Ванакан в своей истории, ибо он был очевидцем событий и слышал все своими ушами, будучи учеником великого вардапета (Мхитара Гоша. – К.А.). Это и многое другое найдут в его книге те, кто пожелает учиться с прилежанием». А Вардан пишет: «Начиная с 685 г. армянского летосчисления до 714, в котором мы живем (т.е. с 1236 до 1265 г.), все, что совершил народ стрельцов с царями и царствами (, находившимися) по сию сторону великого моря: с Персией и землею Алованов, с Арменией и Иверией, армяне, сиряне, греки, тачики и туркманы – со всей подробностью описали: отец наш, с божьими святыми прославленный, Ванакан вардапет, и друг наш Киракос вардапет, шедший во всем по стопам отца нашего» (Всеобщая история Вардана Великого/Пер. Н. Эмин. М., 1864. С. 179–180).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010