В Рус. Списке с подлинника: – поживе 73 лета, подобием надсед, брада подоле Златоустовой. – 10 дня. Преподобный отец Фома Дефуркин, в маститой старости, немного истощав телом, предал Богу дух свой. (Из Синакс. 12 века). В Рус. Списке с подлинника: – подобием стар, надсед, брада гораздо меньше Богословли, власы просты, мало повились на плечи, в руках лестовка. – 12 дня. Преподобный Спиридон был нравом просто и сердцем смирен. (Из Синаксарей 12 века и 1249 года). В Рус. Списке с подлинника: – подобием стар, сед и проч. – 16 дня. Св. пророк Аггей был волосист, престарел, с круглою бородою, всеми почтен и любим, как добродетельный муж и преславный и великий пророк Божий. (Из Синаксаря 12 века). В Рус. Списке с подлинника: – в Минеи и Прологе пишется: бяше же плешив и стар, окружену имеет браду, и образом честен. В иных подлинниках пишут: сед, аки Илия пророк: но сие мнится несправедливо. – Того же дня. Св. Модест, архиепископ иерусалимский, перешёл в вечные обители на 97 году от рождения. (Из Синаксаря 12 века). – 17 дня. Св. пророк Даниил был сух по виду, но весьма красив по благодати Всевышнего. (Из Синакс. 12 века). В Рус. Списке с подлинника: – лицом млад, власы кудреват, препоясан ширинкою. – 26 дня. Преподобный Константин из иудеев на 79 году от рождения предал дух свой Богу. (Из Синакс. 12 века). – 30 дня. Св. мученик Филетер, родившийся в Никомидии от Епарха, был высок ростом и благообразен, а волосы на голове и в бороде его были золотистые и издавали блеск золота. Он замучен был при Диоклитиан. (Из Синакс. 12 века). В Рус. Списке с подлинника: – в Прологе пишется: бяше же святый велик возрастом и благолепен, власы же главы его и брады поистине яко злато блещашеся. Того ради царь Диоклитиан бога его пачете, а не человека, а был сын епархов. Месяц январь – 1 дня. Св. Василий Великий , архиепископ Кесарии каппадокийской, по телесному виду, был высок ростом и прям, сух и худощав, смугл, с желтизной в лице, долгонос, с круглыми бровями и сморщенною над ними кожею, задумчив; чело у него немного изрыто морщинами, щеки длинноваты, виски впалы, волосы немного подстрижены, борода достаточно длинна; есть проседь. (Из Синаксаря 12 века).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В завершение своей речи Святейший Патриарх Алексий призвал народы России и Словакии беречь то, что служит объединению и укреплению отношений дружбы и сотрудничества. Президент Словацкой Республики И.Гашпарович пригласил Его Святейшество посетить Братиславу и принять участие в освящении кафедрального собора, в освящении закладного камня которого Святейший Патриарх Алексий участвовал в 1996 году. Постановили: 1) Сообщение принять к сведению. 2) С удовлетворением отметить положительное значение проведенной встречи для укрепления единства народов наших стран. ЖУРНАЛ Слушали: Доклад Преосвященного архиепископа Орехово-Зуевского Алексия, председателя Синодальной Богослужебной комиссии, о подготовленных комиссией: 1. Службе общей мученику XX века (новомученику) единому; 2. Службе общей мученице XX века (новомученице) единей. Справка: Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 7 мая 2003 года (Журнал Синодальной Богослужебной комиссии поручено составить прославленным новомученикам и исповедникам Российским XX века общие службы по чинам святости по такому же образцу, как это имеется в Минее Общей. Ранее на заседаниях Священного Синода рассмотрены, утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению: 26 декабря 2003 года - Служба общая священномученику XX века единому, 24 декабря 2004 года - Служба общая преподобномученице XX века единей, 16 июля 2005 года - Служба общая преподобномученику XX века единому. Постановили: 1) Представленные богослужебные тексты: Службу общую мученику XX века (новомученику) единому и Службу общую мученице XX века (новомученице) единей - утвердить. 2) Рекомендовать утвержденные Службы к общецерковному богослужебному употреблению и направить тексты Служб в Издательский Совет Русской Православной Церкви для публикации. ЖУРНАЛ Слушали: 1. Прошение Преосвященного епископа Бакинского и Прикаспийского Александра о благословении на открытие Крестовоздвиженского женского монастыря в городе Кизляре республики Дагестан и о назначении игумении Михаилы (Сафоновой) настоятельницей обители.

http://pravoslavie.ru/20041.html

Отвегнув Халкидон, сирийские богословы — как диофизиты («несториане»), так и монофизиты («севириане») — оказались в оппозиции к официальной Церкви Византии. Во 2–й половине V века участились случаи давления на богословские центры Церкви Востока со стороны византийских императоров. Так в 489 году по приказу императора Зенона была закрыта эдесская «школа персов». За несколько лет до этого ее руководитель Нарсай вместе с учениками переселился в Нисибин, что было важным событием для будущего развития Персидской Церкви. К концу V века Нисибийская школа становится одним из главных духовных и богословских центров сиро–персидской Церкви. В конце VI века Энана, возглавивший эту школу в 572 году, предпринял попытку заменить библейские толкования Феодора на свои собственные, в которых использовался аллегорический метод Оригена. Эта попытка не увенчалась успехом: Собор 585 года подтвердил незыблемый авторитет Феодора, запретив кому–либо «явно или скрыто порицать этого Учителя Церкви или отвергать его святые книги». Впоследствии два Собора, в 596 и 605 годах, осудили толкования Энаны и повторили анафемы против «отвергающих комментарии, толкования и учения верного учителя, блаженного Феодора–Толкователя, и пытающихся ввести новые и странные толкования, исполненные безумия и злохуления»  . Вероучение Церкви Персии стало «верой Феодора», или «верой Феодора и Диодора»: имя Диодора Тарсийского в восточно–сирийской традиции было также окружено ореолом святости и непререкаемого богословского авторитета. Рубеж VI и VII веков ознаменован богословской деятельностью Бабая Великого, который много писал на христологические темы. Его христология является продолжением и своего рода синтезом христологий Феодора Мопсуестийского и Диодора Тарсийского  . Будучи лидером консервативной партии, ратовавшей за строгое следование учению Феодора, Бабай возглавил оппозицию Халкидонскому Собору. Развивая христологические воззрения Феодора, Бабай пользовался «Книгой Гераклида», написанной Несторием в качестве апологии после его осуждения III Вселенским Собором и переведенной на сирийский язык в середине VI века  . К середине VII века в диптихах Церкви Востока поминались уже «три учителя» — Диодор, Феодор и Несторий  . Политические обстоятельства VII века не способствовали сближению Персии с Византией. Напротив, первые десятилетия этого века ознаменовались серией вооруженных конфликтов между двумя великими империями. В конце 627 года византийский император Ираклий одержал победу над персидскими войсками у Ниневии. Впрочем, византийское присутствие в Персии было недолгим. Уже в 30–х годах VII века началось массовое вторжение в Персию арабских мусульманских полчищ. В 637 году пала столица империи Сасанидов Ктесифон, и последний шах Ездегерд III бежал в Загрос. К середине VII века Персия была в руках арабов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

Это значит, что до скончания века должно продолжаться то служение, которое проходили апостолы. Они померли, но дело, им порученное, не должно умирать в лице их преемников. Кто же эти преемники? Члены священноначалия, то есть предстоятели Церквей – епископы с их ближайшими сотрудниками пресвитерами. Они наследовали от апостолов непрерывно от них переходящую чрез одних к другим власть учить, священнодействовать и руководить верующих ко спасению, – и будут пользоваться этою властию до скончания века. Вследствие этого до скончания века сохранится истинная вера, в которой наставляли апостолы и наставляют пастыри Церкви, – до скончания века пребудет в Церкви благодать Св. Духа, преподаваемая чрез таинства, совершаемые законными священнослужителями, – до скончания века будет процветать истинно-христианская жизнь под руководством богопоставленных церковных пастырей. А все это равносильно тому, что до скончания века будет существовать святая Церковь , окормляемая теми, с которыми и чрез которых с нею сам Христос обещал пребывать до скончания века. – Говоря, что рассматриваемое обетование обнимает не одно церковное служение, совершаемое пастырями Церкви, но всю Церковь , не одно священноначалие, но всех членов Церкви, мы говорим так потому, что Церковь немыслима помимо священноначалия. Если пастырство существует для пасомых и без них невозможно, то и паства церковная неотделима от них, так что то’ общество не есть уже истинная Церковь, в котором недостает богопоставленных пастырей, и Христос уже не пребывает в таком обществе. «Без епископа, говорит св. Игнатий богоносец , Церковь не именуется». «Епископ в Церкви, учит св. Киприан, и Церковь в епископе, и таким образом кто не в единении с епископом, тот не в Церкви» (Макария Догм. Богосл. т. III, стр. 282–283. 1851 г.), следственно, прибавим, не в общении со Христом, который обещался пребывать в ней до скончания века. Помимо общения с Церковию и ее священноначалием, напрасно стал бы кто мечтать, что находится в общении со Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Ранние надписи (1560-е годы – 1670 год) о вложенных мощах гравированы на гладком окладе креста: на рукояти в верхней её части, а также на оборотной и на боковых поверхностях. Более поздними (начало XVII века) являются надписи о вложенных мощах, гравированные также на рукояти креста: в нижней её части на оборотной стороне, на боковых поверхностях и полностью на лицевой стороне. Поздние надписи были вырезаны более мелким шрифтом, чем первоначальные. Тогда же, вероятно, в начале XVII века, все резные изображения и надписи были выделены золочением. Ранние гравированные изображения на кресте сделаны под влиянием образцов местной ранней иконописи XVI века 1353 , в отличие от несколько ремесленно-сниженного уровня поздних поновлений. Все резные изображения и надписи, сделанные первоначально, имеют заметные следы изношенности и затёртости, в сравнении с более поздней гравировкой. Нижняя перекладина креста расположена горизонтально, что изредка встречается среди новгородских и московских предметов середины XVI – начала XVII века 1354 , повторяющих формы более древних памятников. Итак, если допустить, что крест является вкладом Иоанникия Строганова, следовательно, он датируется 1560-ми годами – 1570 годом, а поновления – началом XVII века. Стилистический и технологический анализ резных изображений на предмете допускают такую датировку. К интереснейшим образцам русского серебряного дела относится восьмиконечный напрестольный крест, украшенный с лицевой и с боковых сторон сканью и эмалью по канфаренному фону, крупными жемчужинами и камнями (кат. 2). Этот крест является вложением Никиты Григорьева сына Строганова во Введенский (тогда ещё деревянный) собор, освящённый в 1596 году 1355 . В конце XIX – начале XX века крест хранился в ризнице собора 1356 , а в настоящее время находится в собрании Сольвычегодского музея. По особенностям стиля и технологии его следует датировать концом XVI – началом XVII века. Этот сольвычегодский памятник аналогичен кресту 1595 года из Печерского монастыря Нижнего Новгорода 1357 и псковскому кресту 1603 года из Светогорского монастыря 1358 . Схожи не только формы всех трёх крестов, но и композиционное расположение литых дробниц на фоне сканого узора с эмалью: Распятия, поясных фигур предстоящих, скорбящих ангелов, Спаса Нерукотворного. Однако на этих крестах тип сканого узора, цвет эмали, характер пластики Распятия имеют отличия, свидетельствующие, что они сделаны разными мастерами и в разных художественных центрах.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

93 . Косма Яхромский или Яхренский, основатель Козмина Успенского монастыря, который находится в Юрьевском уезде Владимирской губернии, скончавшийся 18-го Февраля 1492-го года. О начала местного празднования ему ничего не может быть сказано кроме того, что служба ему составлена не позднее XVII века. 1485 94 . Макарий, митрополит Киевский, 1-го Мая 1497-го года убитый на дороге, во время одного путешествия, Крымскими Татарами. Мощи, открыто почивающие в Киево-Софийском соборе, были обретены и местное празднование ему (в день кончины), по причине чудес от мощей, было установлено когда-то до 1625-го года. 1486 95 . Паисий Галичский, игумен и устроитель Успенского Паисиева (по его имени) монастыря, который находится близь города Галича Костромской губернии, живший во второй половине XV века. Об установлении местного празднования (23-го Мая) должно быть сказано то же, что о праздновании Косме Яхромскому. 1487 96 . Тихон Медынский, основатель Тихоновой пустыни, которая находится в Медынском уезде Калужской губернии, живший во второй половине XV века. Местное празднование (16-го Июня) установлено как будто не позднее времени Грозного (1533–1584). 1488 97 . Андрей, князь Смоленский, живший в правление вел. кн. Ивана Васильевича III (1462–1505). Выше мы говорили о неудачной попытке преп. Даниила Переяславского установить ему празднование. Но когда-то впоследствии (после 1531-го года, к которому относится попытка Даниилова) местное празднование (27-го Октября) было ему установлено. —227— XVI века: 98 . Паисий Угличский, основатель Покровского Паисиева монастыря, который находится близ города Углича Ярославской губернии, скончавшийся 6-го Июня 1504-го года. Судя по записям о чудесах при его гробе 1489 , должно думать, что местное празднование ему установлено в конце XVI-haчaлe XVII века. Служба ему известна по рукописям XVII века. 1490 99 . Лаврентий, юродивый Калужский, скончавшийся 10-го Августа 1515-го года. Местное празднование ему установлено во второй половине XVI или первой половине XVII века. 1491

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Церковь Двенадцати апостолов пострадала от варварского артиллерийского обстрела Кремля в начале ноября 1917 г. Но вскоре реставраторы отремонтировали храм. В 1929 г. музейные работники установили в нем пятиярусный, из резного золоченого дерева иконостас конца XVII – начала XVIII века, спасенный из взорванного Вознесенского кремлевского монастыря. Позднюю роспись забелили, сохранив лишь фрагменты живописи XVII века, открытые реставраторами в барабане центрального купола. Пол выложили керамической плиткой по образцу пола 1681 г., обнаруженного в алтаре. Значительные реставрационные работы были проведены в Мироваренной палате, где разобрали перегородки и расписали своды по мотивам древнерусских орнаментов. Весь второй этаж Патриаршего дома ныне занят экспозицией Музея прикладного искусства и быта России XVII века. В помещении храма Двенадцати апостолов, кроме старинного иконостаса, на стенах находится более двадцати икон XVII века. Среди них две из кремлевского Успенского собора: " Распятие с апостольскими страстями " , написанная Федором Рожковым в 1699 г., и " Рождество Божией Матери " , написанная Кириллом Улановым в 1698–1699 г.х. Из разрушенного кремлевского Чудова монастыря поступили Царские врата работы Симона Ушакова и старинные иконы: апостола Андрея Первозванного, написанная Федором Зубовым в 1699 г., праотца Исаака, Распятия с праздниками, Толгской Божией Матери. В музейной экспозиции находится икона из упраздненной еще до революции церкви Похвалы Божией Матери – мученика Феодора Стратилата, написанная Симоном Ушаковым в 1676 г. Примыкающая к храму с запада церковная трапезная знакомит с произведениями русского художественного шитья XVII века. Среди них хранившиеся ранее в Патриаршей ризнице покров " Митрополит Алексий " – вклад царя Алексея Михайловича в Чудов монастырь (1650 год), пелена подвесная " Божия Матерь Владимирская " (1639 год), плащаница – вклад царя Михаила Федоровича (1627 год), а также различные покровцы, хоругви и т. д. В двух небольших палатах, примыкающих к трапезной, показано внутреннее убранство богатого московского дома XVII века. В парадных сенях, расположенных перед трапезной, помещены священные и бытовые предметы, принадлежавшие русским патриархам: клобук, посох, саккос и кафтан патриарха Никона, клобук и братина патриарха Филарета. Крупнейшая экспозиция прикладного искусства помещена в огромной Крестовой палате. Здесь выставлены оклады икон, богослужебные сосуды, подсвечники, чаши, ковши, кувшины, братины, блюда, чарки и т. д. Среди них множество памятников западноевропейского и восточного искусства, привезенных в Россию в прошлые века. В центре же палаты под резной деревянной сенью стоит печь для варки святого мира и серебряная, украшенная изображениями, массивная кадь – дар императрицы Екатерины II.

http://sobory.ru/article/?object=03384

40 В описании города Боровска XVII века сказано: «подле торговой площади и Калужской дороги построена богадельня, а в ней живут нищие, да подле той же богадельни построена школа для учения детям». 41 Но о существовании приходских учителей, или мастеров, как духовных, так и светских, а также о значительном распространении грамотности в народе, мы имеем ценные сведения, не только из эпохи XVII века, но и о времени более раннем, а именно о положении приходского школьного дела в XVI и даже в XV веке. Из житий святых XV–XVII веков узнаем о существовании многих сельских и деревенских школ, не только под Москвой, но даже в таких глухих местностях России, как напр. в Обонежье, в Беломорской области, у Белого озера. Вообще громадное количество писанных книг и документов (самого разнообразного юридического содержания, тонко составленных и с многочисленными рукоприкладствами), дошедших до нас от XV–XVII веков, привело ученого исследователя древне-Московской образованности. Соболевского, к заключению, что грамотность, не говоря о высших классах, была настолько распространена в простом народе, что в эпоху XVI–XVII века между простолюдинами встречалось около 15–20 % грамотных. 42 Другой исследователь по тому же предмету Д. Мордовцев, на основании изучения азбуковников XVII века утверждает, что в то время существовали отдельные училища, особые дома, где собиралось русское юношество для научения книжного. 43 Из эпохи XVII века сохранился, как известно, весьма любопытный акт о выборе сельского пономаря; этот акт может служить интересной иллюстрацией для быта и жизни древнего прихода. В этом акте прихожане Никольской слободы Сторожевского монастыря приговорили быть у церкви в приходе пономарем Архипа Пименова сына Второва и, возлагая на него надзор за всем церковным имуществом и за книгами, обязывали его смотреть за малыми ребятами «в кои дни доведетца по книгам говорить» и накрепко приказывали ему, пономарю, следить «чтобы они (то есть дети) говоря по книгам, книги берегли и не драли и воском слов не закапывали, по домам из церкви книг без спросу и без ведома никто не брал, а ему, пономарю, к себе в дом для научения своих детей церковных книг не имать».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Переходя к анализу гипотез зарубежных исследователей, в первую очередь отметим, что некоторые из них повторяют вывод свт. Иоанна Златоуста с теми или иными модификациями. Некоторые исследователи добавляют, что в вопросе учеников про разрушение Храма, помимо парусии, также понимается кончина века (Карсон ), а Ридербос пишет только о связи разрушения Храма с кончиной века . Однако, скорей всего, как свт. Иоанн Златоуст, так и эти исследователи предполагали, что речь идёт о связи всех трёх событий: разрушения Храма, парусии и кончины века, что вполне следует из самого евангельского текста Матфея . При этом зарубежные исследователи предпочитают, что мнение учеников относительно связи разрушения Храма и парусии ошибочно (например: Карсон, Ридербос, Хагнер). В то же время, ряд исследователей предположили, что вопрос о парусии не относится ко Второму пришествию, и вопрос о кончине века не относится к Концу. Так, Брей пишет: «На самом деле они спрашивали Его, что будет признаком Его присутствия (парусии), и они связали это присутствие с разрушением Иерусалима, о котором Он говорил» . Относительно конца века ряд исследователей предположили, что это также относится к разрушению Иерусалима: «Под концом века следует понимать конец еврейской эры, который соответствовал разрушению Иерусалима в 70 году нашей эры» . В то же время исследователи, раскрывая, каким образом вторая часть вопроса у евангелиста Луки (Лк. 21, 7б) содержит в себе указание на парусию и кончину века (Мф. 24, 3б), отмечали использование Лукой слова τατα (множественное число). Бок пишет: «Множественное число показывает, что, хотя падение Храма является основным вопросом, это не единственная тема Речь идёт обо всех событиях, связанных с разрушением храма» . В другом месте исследователь пишет, что Лука «освещает оба события, потому что для Иисуса разрушение Иерусалима похоже на последнее время» . Грин придерживается подобных взглядов, но обосновывает их, основываясь на ответе Спасителя, а не на вопросе учеников . Однако немало исследователей склонны к тому, что анализируемый вопрос у евангелиста Луки касается только разрушения Иерусалима .

http://bogoslov.ru/article/6174595

Эти черты вошли в предание о Никите, очевидно, под влиянием повести о мученической кончине кн. Михаила и боярина его Федора, составленной современником и очень распространенной в древнерусской письменности; но в этой повести не находим и намека на сношения кн. Михаила с переяславским столпником 55 . Таким образом, источники и взаимное отношение различных частей жития уясняются легче, нежели время их составления. Мы видели, что память о святом в продолжение двух столетий была достоянием устного предания, не переходя в обряды церковного чествования. Впервые стремление к этому встречаем в попытке митр. Фотия, не имевшей желанного исхода. Известие о ней дает опору предположению. Житие не всегда являлось вследствие открытия мощей или церковного прославления святого; иногда бывало наоборот. Выше было указано, почему житие Никиты нельзя считать следствием попытки Фотия. Если в начале XV века является мысль открыть мощи святого, то в этом можно видеть если не влияние самого жития, перед тем появившегося, то действие пробужденного предания о святом, поведшего и к написанию жития, которое поэтому можно отнести к концу XIV или к началу XV века После Фотия следы памяти о святом опять исчезают. Даже его поиски в могиле столпника впервые описаны более 100 лет спустя по преданию, из третьих рук. Повесть о чудесах Никиты XVI века, записавшая это предание, не говорит о повторении попытки. Несмотря на то что житие Никиты встречается обыкновенно в древнейшей по уцелевшим спискам группе северных житий, имени его не находим в месяцесловах XV века между именами Леонтия и Игнатия Ростовских, митр. Петра, Сергия Радонежского и других святых Северной Руси, прославленных открытием мощей раньше половины этого века 56 . Из этого видно, что он чтился только местно. Но память о нем опять заметно оживляется с начала XVI века: с этого именно времени возобновляется ряд описанных чудес его; здесь находим и другие, относящиеся также к началу XVI века, указания на усиленное стремление обновить память о святом 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010