392. (308.) Триодь постная, полууст., нач. XVI века, в четверть, 235 листов, начальная тетрадь утратилась. Первая половина, оконч. второй неделею поста. 393. (301.) Триодь постная, полууст , нач. XVI века, в четверть, 290 листов. Вторая половина, начин. с понедельника третьей недели поста. Впереди на порожнем листе: Живоначалныя Троицы, сея книгу не отдати в раздачю. 394. (307.) Триодь постная, первая половина, полууст., XI века, в четверть, 202 листа, без начала. 395. (305.) Триодь постная, вторая половина, полууст., XI века, в четверть, 287 листов, начальный утрачен. По листам внизу, начиная с 34, скорописью XVII века: А се книга Ортемия Васильсва сына Попова, а положил со Иван Микитин сын Ушаков. Кроме сей подписи, находящейся и в предыд. 394, с л. 100 следует другая: Книга, глаголемая Треодь посная, боярина и ружничева Григория Гавриловича Пушкина села Мамонова церкви Вознесения Господа нашего Ис. Христа. Вклады последнего владельца были в 1648 и 1650 годах, сконч. в 1656 году. 396. (303.) Триодь постная, вторая половина, полууст., XVI века, в четверть, 288 листов. 397. (300.) Триодь постная, вторая половина, полууст., исх. XVI века, в четверть, 318 листов, конечный утрачен. На первых листах внизу: Сию книгу Треодь постную дал инок Гурии Шушлеба по своей души в дом пречистые Усиление в Клементиево – село подмонастырное. Другая ркп. Гурия Шушлебы Триодь цветная, по Оп. 1642 г., отдана в село Хупан. 398 (297.) Канон Андрея критского , устав. весьма крупный, XVII века, в лист, 227 листов. Канон на первые 4 дня великого поста, повторенный и в четверг 5 недели на утрени. Запевный стих вместо нынешнего: Помилуй мя Боже, помилуй мя, пишется: Слава Тебе Боже нашь, слава Тебе. В самом начале приписана (полууст.) молитва 42 мученикам иже во Аммории, марта 6. 399 (314.) Триодь цветная, полууст. XVI века, в лист, 371 лист. Начинается: В пяток 6 недели вечер. С л. 334 приложены синаксари от субботы 6 недели, канун на плачь св. Богородици гл. 6 и правило певаемо на боготелесное погребение Господа Бога и Спаса нашего Ис. Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Но знаки времени многих настораживают, и многие благочестивые христиане, а также и подвижники Божии, как святой Иоанн Кронштадтский , говорили и говорят о наступивших последних временах и ожидают скорого, может, и при своей жизни имеющего наступить, конца времён и Второго пришествия Господня. Многие говорят об уже наступившей предантихристовой апостасии ( 2Сол. 2:3 ). Другие же, как святой Николай Японский , видят историю христианства только в своём начале, а само христианство ещё далеко не раскрывшимся во всей полноте своего благодатного пребывания на земле юным организмом. Правда Божия присутствует в тех и других, в мнении одних и мнении других. Решать будет Бог и никто из людей, ведь даже пророки и патриархи склоняют свои главы пред тайной судеб Божиих в мире. Стрелка часов на циферблате приближается к отметке смены веков, смены тысячелетий. Да, кстати, при рассуждении о тысячелетиях как-то остаются в тени века. Но заглянем в российскую историю: Начало ХХ века – революции, крушение «старого мира». Начало XIX века – наполеоновские войны в Европе. Отечественная война в России. Начало XVIII века – Петровские реформы. Русь святая меняет свой курс и выходит на пути европейского развития. Россия становится империей. Санкт-Петербург становится столицей и окном в Европу. Начало XVII века – Смутное время. Прервалась династия Рюриковичей. Едва не рухнула самобытность святой Руси. Утверждение царствующего Дома Романовых. Начало XVI века – освободившаяся от монголо-татарского ига Русь строит Московское царство – Третий Рим. Начало XV века – нет перелома эпох, но есть динамика развития. Подъяремная Русь крепнет и стремительно движется к своей грядущей славе. Начало XIV века – в недрах народных порабощенной захватчиками земли процветают подвижники святой Руси, ожидая своего часа «набухают почки» новой державы, начавшей собираться вокруг Москвы. Начало XIII века – догорают костры междоусобной розни удельной Руси. Близится расплата за братоубийство. С восточных степей и пустынь несутся всеуничтожительные вихри грядущей беды.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Таким образом, во время игуменства Никона – его наставник жил и трудился над книгами в Константинополе, и неудивительно, что библиотека лавры могла быть столь богата, снабжена лучшими христианскими писателями, греческими, сирскими и отчасти латинскими. Так было до конца XV века. Но с конца этого века и вплоть до конца XVI века библиотека, как и сама лавра, разделяла печальную судьбу старых центров русской жизни. В них наступило время упадка духовной жизни, который отразился и на книжном деле. Уже в середине XVI века вспоминали: «преж сего в российском царствии на Москве и в великом Новгороде и по иным городам множе училища бываша, грамоте и писати чести учили», и потому «тогда грамоте и писати и пети и чести гораздых много было. Певцы и чесцы и доброписци (переписчики книг) тогда славни были по всей земли и до днесь» (Стоглав, глава 25). Как же этот упадок отразился на нашей библиотеке? При поверхностном обзоре можно получить совершенно неожиданное впечатление – на долю XVI века приходится значительно больше рукописей, чем в века предшествующие и последующие – около половины всех рукописей библиотеки (400 из 823). Рукописи прекрасные, с любовью изукрашенные. Орнамент достигает своего расцвета. Можно подумать, что это период процветания. Но если присмотреться к составу книг, то они говорят о другом. Мы уже указывали, что XVI век как бы забывает ряд авторов, суживается круг чтения, не видно переписанных в XVI веке Исаака Сирина , Иоанна Дамаскина , Григория Синаита и др. И внимание с одних авторов ( аввы Дорофея и «Лествицы») переносится на других (Златоуст). Это исключительное внимание к Златоусту дает ключ к пониманию XVI века. Особый дар и необычен талант его. Но вся сила его могучей проповеди направлена и приспособлена к такому уровню слушателей, которых приходится убеждать оставить самые грубые пороки и хотя бы долю внимания отвлечь от пьянства, игр, разврата, погони за наживой и т. п., и хотя бы частицу жизни уделить высшим потребностям души. Особый дар Златоуста – уяснять до последней степени возможной доступности высокие истины, чтобы приблизить, поднять на возможную высоту упавший дух человека, чтобы отвести, отвлечь его от бесплодной, безыдейной земной суеты. Понятно, что слушателей, бегущих с его проповеди в цирк или на пирушку, или с базара зашедших послушать популярного проповедника, он с осторожностью ведет к предметам, требующих благоговейного внимания. Естественно поэтому, что руководители русского общества XVI века усердно переводили ( Максим Грек ) и переписывали и рассылали по России эти проповеди (преподобный Дионисий).

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

на степень простых безличных проявлений одного и того же верховного Божества. Отсюда и церковно-полемическая литература этого времени тоже носит на себе более частный характер; против монархианства раскрывается в церковно-полемических произведениях III и отчасти IV века главным образом только один догмат, именно догмат троичности Лиц в Божестве, учение о личном и отдельном бытии Бога Отца, Бога Сына, и Бога Духа Святого. Против монархианства писали более или менее все церковные писатели III и даже IV века, именно Тертуллиан , св. Ипполит, Ориген , Дионисий александрийский , св. Афанасий и св. Василий Великий . – С наступлением IV века внешнее положение христианства, как известно, совершенно изменяется сравнительно с состоянием его в первые три века. Гонения на христиан прекращаются, и христианство становится господствующей религией в Римской империи. Вследствие этого совершенно изменяется и направление церковно-христианской литературы. Доселе преобладающей формой церковной литературы была апологетическая форма; весь период церковно-христианской письменности в первые три века называется обыкновенно периодом апологии христианства. Но с наступлением IV века и с прекращением гонения на христиан, само собою понятно, потребность в апологии христианства кончается, христианство и без того признается единою истинною религией, неизмеримо превосходящей все другие религии, как прежние, так и существующие. Теперь, с наступлением IV века, преобладающей формой церковно-христианской письменности является форма полемическая, так как теперь внутреннее противодействие христианству со стороны религиозных и философских воззрений древнего мира особенно усиливается и достигает высшей своей степени. С самого начала IV века и в продолжение всего так называемого соборного периода церкви беспрерывно появляются в христианском мире одна ересь за другою, которые составляют главное содержание и главный интерес всей церковной истории этого времени. Из противодействия этим ересям появляется весьма разнообразная и замечательно богатая по своему содержанию церковная литература, в которой христианская истина достигает своего полного и всестороннего раскрытия, в которой окончательно определяются и христианская догматика, и христианская мораль, и христианская церковная практика.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

Неизвестно, как и где произошло посвящение Ипполита во епископа; но можно думать, что в этом отношении не было нарушения установленных Церковных порядков: сам Ипполит называет себя «преемником Апостолов» и участником в благодати Святого Духа по преемству (Philos., prooem.). В Церковном предании он известен также с именем «предстоятеля», епископа (Eus. Hist. eccl. 6, 20; Hier. De vir. ill., 61; Theodor. Ep. 145 и др.). В противоположность обществу или «школе» каллистиан, Свою общину Ипполит считал действительною «Церковью» содержащих анти-Церковное учение. Таким образом, Ипполит был Римским епископом. Подтверждением этого факта, который является прямым выводом из сообщений самого Ипполита в «Философуменах», служит также и то обстоятельство, что в Риме сосредоточены и внешние знаки почтения к личности Ипполита: здесь открыта его могила; недалеко от нее найдена мраморная статуя Ипполита, воздвигнутая его почитателями; в Риме же было построено в честь Ипполита несколько храмов. Затем, Восточные писатели до VII века, определенно называвшие место его епископства, говорят об Ипполите Римском ; даже с VII века, когда начинает распространяться Западное предание о том, что Ипполит был епископом Пристани близ Рима, рядом с этим продолжает упорно держаться предание о нем, как епископе Римском ( Леонтий Византийский – VI века, Евстратий, пресвитер Константинопольский – VI века, Анастасий Синаит – VII-ro века, патриарх Герман, Иоанн Дамаскин – VIII века, патриарх Никифор – IX века, Феофилат Болгарский – XI века: см.: Migne, PG 10, 575–576). Многочисленные манускрипты произведений Ипполита называют его Римским епископом; то же большею частью и в Греческих календарях, синаксарях, прологах и минеях. В виду этого в настоящее время считается твердо обоснованным и почти неопровержимым положением, что Ипполит был Римским епископом и являлся первым анти-папой. Стало быть, необходимо перестать именовать его епископом Пристани близ Рима. Сколько времени продолжался этот первый церковно-иерархический раскол в Римской Церкви, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

IV–V века. Прекращение гонений, оживление богословия, под влиянием христологических споров, и расцвет монашества не могли не оказать самого благотворного влияния на развитие богослужения в IV и V b. Если уже к концу III b. создается в некоторых церквах твердый и сложный чин, кроме литургии, и для утреннего, как важнейшего, богослужения, то в два следующие века такой чин создается уже почти для всего нынешнего круга суточных служб. И хотя этот чин различен у отдельных церквей и последующему времени он передал далеко не все из своего состава, тем не менее к началу VI b. по всему Востоку вырабатывается тот довольно однообразный и устойчивый тип богослужения, или вернее — несколько таких типов, из видоизменения и слияния которых к началу IX века наметился в существенных чертах нынешний чин суточного богослужения. Вместе с тем в эти века, IV и V, возникает впервые месяцеслов святых, и цикл великих праздников из 3–4 предшествующего века расширяется почти до нынешнего количества их. Наиболее плодотворные в богословии, с самым сильным биением церковной жизни, эти века были самыми творческими и в церковном богослужении: оно создавалось теперь в доживших доныне (бессмертных) основах строя своего в теперешней форме своей и схеме, которую VI–VIII века заполнили только гимнографическим содержанием, а IX–XII века отделили до эстетического изящества. Уничтожение агапы В области богослужебных чинов IV–V b. ознаменовались прежде всего уничтожением агапы. Ближайшей причиною этого уничтожения явился широкий внешний рост Церкви, в которой оказалось теперь много недостойных членов; у последних агапа превращалась в то, чем она являлась некогда для недостаточно проникшихся идеалами новой веры языко-христиан времен апп. Павла и Иуды; и тогда как таких христиан тогда было немного, и они постепенно возвышались до достойного участия в агапе, этом «пиршестве Слова» (про выражению Климента Александрийского), в IV–V b. таких христиан, плевел в пшенице Церкви, становилось все более, и Церковь вынуждена была отказаться надолго, если не навсегда, от древнего и высокого своего учреждения. Кроме того агапа не вполне мирилась и с тем аскетическим духом, которым, под влиянием полного юной свежести и силы подвижничества, теперь стало проникаться христианское богослужение.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Андрей Белый: проблемы творчества. М., 1988. Анна Ахматова и русская культура начала XX века. М., 1989. Аверинцев С.С. «Скворешниц вольных гражданин...». Вячеслав Иванов: путь поэта между мирами. СПб., 2001. Бавин С., Семибратова И . Судьбы поэтов серебряного века. М., 1993. Баранов В. Огонь и пепел костра. Горький, 1990. Беззубов В. Леонид Андреев и традиции русского реализма. Таллин, 1984. Белый А. Символизм. М., 1910. Богомолов Н. В зеркале «Серебряного века»: Русская поэзия начала XX века. М., 1990. Быков Л.П., Подчинёнов А.В. Снигирёва Т.А. Русская литература XX века: проблемы и имена. Екатеринбург, 1994. Восприятие русской литературы за рубежом. XX век. Л., 1990. Время и судьбы русских писателей. М., 1981. Гейдеко Валерий. А.Чехов и Ив.Бунин. М., 1987. Долгополов Л. На рубеже веков: о русской литературе конца XIX-haчaлa XX века. Л., 1977. Долгополов Л.К. Александр Блок: личность и творчество. Л., 1980. Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Вып.1-2. Петрозаводск, 1994, 1998. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973. Жирмунский В.М. Поэзия Александра Блока. Преодолевшие символизм. М., 1998. Иван Бунин. М., 1973.— Лит. наследство; Т.84, кн.1-2. Иезуитова Л.Н. Творчество Леонида Андреева (1892-1906). Л., 1976. Ильин И.А . О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин— Ремизов— Шмелёв. Мюнхен, 1959. Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. М., 1990. Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. М., 1975. Кодрянская Н. Алексей Ремизов. Париж, 1979. Котельников В.Л. Православная аскетика и русская литература (на пути к Оптиной). СПб., 1994. Лепахин Валерий. Икона в изящной словесности. Сегед, 1999. Линков В.Я . Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина. М., 1989. Любомудров А.М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б.К.Зайцев, И.С.Шмелёв. СПб., 2003. Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал.Блока. Л., 1981. Максимов Д.Е. Русские поэты начала века. Л., 1986.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Содержание проповеди отцов V и VI века, безупречное с православной точки зрения, он оттеняет слишком густыми темными красками, с своей протестантской точки зрения усматривая в богопреданном учении Церкви, ими излагаемом, – ложь и заблуждение. «С пятого века (говорит он) греки начали выносить на церковную кафедру свои споры, свои суеверия, свои ложные и вымышленные чудеса, свои сказки о силе святого креста, о святых, об иконах и других подобных нелепостях, и наконец, дошли до того, что уже больше не проповедовали или только в большие праздники читали народу какую-нибудь проповедь древнего учителя». 64 Человеку, хоть немного знакомому с греческой проповедью тех веков, о которых говорит Мосгейм, и чуждому предвзятых воззрений, совершенно очевидна грубая ошибочность таких суждений. Но они встречаются и у позднейших протестантских писателей и даже выражаются в более резкой форме. Такой же несправедливый отзыв Мосгейма и о латинской проповеди пятого и шестого века. «Латиняне (по его словам) впали в грубейшее невежество и с пятого века почти не проповедовали более». 65 Между тем, латинская проповедь в пятом веке достигла высшего развития в сравнении с предыдущим веком, и больше имела видимых представителей, чем проповедь четвертого века. Тогда проповедовали и проповедью приобрели высокий авторитет св. Лев Великий , Петр, архиепископ равеннский, Максим Туринский, Иларий Арелатский, Фавст Регийский и другие. Первые памятники латинского проповедничества, до нас дошедшие, не восходят ранее половины четвертого века, и латинская проповедь четвертого века, хотя имела таких деятелей, как св. Амвросий Медиоланский и блаж. Августин, носила явно подражательный характер. С пятого века начался период самостоятельной латинской проповеди, и тогда выработался и утвердился особый оригинальный тип латинской проповеди, отличный от проповеди греческой, – тип краткого практического поучения. В дальнейшем обозрении истории проповеди суждения Мосгейма более отвечают действительности, и здесь яснее высказываются его сочувствия ораторскому направлению проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Румянцева и Ф.А. Толстого. Чтоб иметь понятие об этой редкой и достойной внимания библиотеке П. Я. Актова, сделаем выписку из С.-Петербургской литературной газеты 1812 года, 27, июля 19-го числа: «мы недавно еще писали в нашей газете о собрании древних, редких 1045 книг, составляющих библиотеку надворного советника Актова. Теперь к прискорбию нашему должны известить о внезапной кончине этого деятельного и почтенного библиомана русского. Библиотека его теперь продается вся его наследниками. Это настоящая находка для собирателей редких книг. Чтоб ознакомить их несколько с библиотекою г. Актова, мы поместим, здесь краткий перечень главнейших сочинений: 1) Рукописи: а) на пергаменте 27, в числе коих: Евангелие на словинском языке XIV века, святцы XIV „века, слово о полку Игореве, имеющее свойство и вид старинного почерка; на латинском языке – молитвенник, присланный Папою Львом Карлу Великому, служебник католический XI века, история Иустина XII века, Булла Папская XV века, Помянник 1455 года и Сенека 1550 года; на Армянском языке толкование Апостольских посланий 1189 года и на Французском языке Парижские и Орлеанские акты 14; Судебные процессы и другие записки нотариальные 1618–1701 годов; так же в подлиннике протокол первого Лицея в Гамбурге, 2-го мая, 1797 года о премиях за сочинение оды на кончину Императрицы Екатерины II. 6) На пергаменте и Бомбаццие Евангелие славянское XIV века с Молдавскими надписями, с) На бумаге 324, в них XV века 52 и XVI века 51, из коих на славянском языке аа) 14 экземпляров евангелия и других священно-церковных рукописей были иноземные и шесть служебных миней Молдавии содержат в себе жизнеописания многих таких греческих святых, кои не упоминаются в России, bb) Устав церковный 1401 года, писанный в Царь-граде Афанасием, учеником Св. Сергия Радонежского, для его монастыря; сс) в подлинниках 16 царских грамот 1651–1701 г.; 39 квитанций на платеж в казну денег, четыре отпускные, две венечные памяти; 6 других записей XVII века и 34 грамоты 1459 и 1699 годов в списках, из коих духовная Акинфова 1459 года и многие другие неизвестные; dd) 17 книг разных не изданных сочинений и переводов в подлинниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архитектура храма представляет собой синтез разновременных традиций, что характерно для провинциальной архитектуры XVIII века. Тип храма — пятиглавый бесстолпный четверик с сомкнутым сводом, с пристроенной к нему по одной оси с запада трапезной и колокольней в стиле классицизма. В архитектуре XVIII века этот тип повсеместно распространен. В ярославских землях он вырастает из синтеза ярославского зодчества XVII века с московскими традициями. Основным типом ярославских церквей XVII века был массивный столпный пятиглавый храм, бесстолпные же церкви, выполнявшие роль теплых храмов, занимали значительно более скромное положение в ярославской архитектуре. Они значительно более скромных размеров, далеко не всегда имеют пятиглавие, а их декор не отличается пышностью — характерные для московского узорочья «горки кокошников» отсутствуют в ярославских бесстолпных храмах. В то же время, в Москве тип богато декорированного бесстолпного пятиглавого храма, начиная с 1630-х годов становится основным и постепенно получает широкое распространение и за пределами столицы. В итоге к концу XVII века, когда московское влияние активно проникает в Ярославль, формируется «усредненный» тип храма, который становится основным для ярославской архитектуры XVIII века. Внешне он ориентирован на ярославские столпные храмы XVII века с их крупным пятиглавием, воспроизводя их закомары в виде кокошников в аттиковом ярусе, который становится характерной чертой этого типа, однако при этом является бесстолпным. Однако церковь Троицы в селе Новом является усложненным вариантом этого типа. Её аттиковый ярус представляет собой как бы отдельный объем, меньший по площади относительно основного четверика. Вероятно, такая композиция пришла сюда из северо-западных земель Владимирской губернии, куда в свою очередь попала в конце XVII века из архитектуры московского узорочья, представляя собой переработку приема «горки кокошников», и где просуществовала весь XVIII век. Примерами композиции с аттиковым ярусом меньшей площади могут служить церковь Покрова Богородицы в селе Дунилово (1685—1704), церковь Рождества Богородицы в селе Горицы (1760—1762), церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Парское (1773—1785)..Но в церкви в Новом кокошники в аттиковом ярусе заменены на барочные филенки, что, впрочем, не было новаторством — такой прием на момент строительства храма уже был использован в церкви Спаса Преображения в посаде Большие Соли (совр. Некрасовское) 1755 года постройки.

http://sobory.ru/article/?object=08754

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010