Означенный сборник весьма обширный; он состоит из пяти больших томов с 3000 страниц текста. Вот имена подвижников, труды которых приведены в сборнике. Подвижники IV века: Антоний Великий , Авва Евагрий, Ефрем Сириянин, Макарий Великий и Марк Подвижник . Подвижники V века: Диодох епископ Фотики, Исайя Нитрийский, Исихий Иерусалимский , Иоанн Карпавский, Иоанн Кассиан Римлянин , Нил Синайский и Зосима Палестинский . Подвижники VI века: Исаак Сириянин, Иоанн Лествичник , Варсануфий и Иоанн. Подвижники VII века: Авва Дорофей , Максим Исповедник , Авва Фалассий . Подвижники IX века: Феодор Эдесский и Феодор Студит . Подвижники Х века: Симеон Благоговейный и Симеон Новый Богослов . Подвижник XI века. Никита Стифат . Подвижники XIV века: Игнатий Ксанфопул, Каллист Патриарх, Каллист Таликуд, Никифор Уединенник, Феолипт Филадельфийский , Григорий Синаит и Григорий Палама . Относительно времени жизни подвижников Симеона Архиепископа Солунского, Ильи Пресвитера, Максима Капсокаливита, Аввы Филимона, Филофея Синайского, Феогноста преподобного и Феодора преподобного, сочинения которых тоже помещены в сборнике Добротолюбие, сведений в этом сборнике не приведено. В Сборнике Добротолюбие не помещены труды Отцов Церкви: Василия Великого , Иоанна Златоуста и Григория Богослова , но в своих трактатах многие из перечисленных подвижников ссылаются на творения Отцов Церкви и цитируют их изречения. Сборник Добротолюбие издавался у нас в России много раз, и первое его издание на славянском языке вышло в 1793 году. Название этого первого издания на славянском языке было: Добротолюбие или Словесы и Главизны Священного Трезвения. Перевод с еллиногреческого языка в трех частях. Греческий же подлинник, с которого было переведено это Добротолюбие, был составлен по образцу Филокалии, 9 составленной в четвертом веке св. Василием Великим и Григорием Богословом в бытность их в уединении. После своего первого издания на славянском языке, состоявшегося в 1793 году, Добротолюбие издавалось по-славянски пять раз. В первом славянском издании оно заключало в себе сочинения только 17 подвижников. Засим первое издание Добротолюбия на русском языке было напечатано за время с 1883 г. по 1890 г. и составляет труд покойного Преосвященного Тамбовского Феофана (умер в 1894 году). В этом русском издании были уже помещены творения 35 подвижников. Затем по-русски оно издавалось еще раз. В последнем издании Добротолюбия 1905 года помещены уже творения 38 подвижников.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

165 . Основатели и настоятели Выговского старообрядческого общежительства: иноки Корнилий и Виталий, Петр Прокофьев. Данила Викулин, Андрей и Семен Денисовы. Рисованная религиозная картинка. Конец XVIII-nepbaя половина XIX века. ГМИР. А —4591—IV. 166 . Портрет А.Л. Ордина-Нащокина. Конец XVII- начало XVIII века. ГИМ. 167 . Димитрий Ростовский . Вторая половина XVIII века. ГМИР (цв. табл. 12). 168 . Надпись на обороте иконы «Чудо Георгия о змие». XVII век. Из каталога: Косцова, Побединская, РИ, 1990, илл. на с. 89, кат. 13. 169 . Богоматерь Взыскание погибших. Конец XVIII века. 24х18. ГММК. 170 . Рождество Богоматери. XVIII век. ГММК 171 . Нил Столбенский, 30-е годы XIX века. 44х31,5. ГМЗК. 172 . Богоявление. Фрагмент иконы «Нил Столбенский». XVIII век. ГМЗК. 173 . Тихон Филатьев. Троица Ветхозаветная из Успенского собора Московского Кремля. 1700. гммк. 174 . Св. Екатерина. Крит. Виктор Критянин. XVII век. 120х85. Из альбома: МВД, 1970, с. 55. илл. 1. 175 . Фрагмент иконы Тихона Филатьева «Иоанн Богослов», 1691. 118х83. ГТГ. 176 . Иоанн Воин. Последняя четверть XVII века. ГММК. 177 . Прокопий Устюжский, XVIII век. 37х29. ГМЗК. 178 . Великие князья Владимирские чудотворцы Андрей Боголюбский, Георгий и Глеб. Фрагмент иконы конца XIX-haчaлa ХХ века. Палех. М.И. Парилов. Собрание З.И. Холиной, Палех. 179 . М. Радоуш. Эпитафия Солимены Кобоневой с Распятием, сценой Воскресения и ангелом-хранителем. Из церкви св. Михаила в г. Хрудим. Восточная Чехия. 1582. Фотография из архива Я. Вацковой, Прага. 180 . Распятие с ангелом-хранителем и избранными святыми. Палех. Конец XVIII века. 32х23. ГТГ, собрание П.Д, Корина. 181 . Зосима и Савватий Соловецкие с избранными святыми. XIX век. Частное собрание, Москва. 182 . «Четырехчастная» икона из Благовещенского собора Московского Кремля. 1547–1551. ГММК 183 . О прении живота и смерти. Печатный лубок. XVIII век. Из книги: Ровинский, 1900, илл. 239. 184 . Богоматерь Неопалимая купина с богородичными образами. XIX век. 141х95. Собрание ГНИИР.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

IV-V века. (начало) Прекращение гонений, оживление богословия, под влиянием христологических споров, и расцвет монашества не могли не оказать самого благотворного влияния на развитие богослужения в IV и V в. Если уже к концу III в. создается в некоторых церквах твердый и сложный (с. 142) чин, кроме литургии, и для утреннего, как важнейшего, богослужения, то в два следующие века такой чин создается уже почти для всего нынешнего круга суточных служб. И хотя этот чин различен у отдельных церквей и последующему времени он передал далеко не все из своего состава, тем не менее к началу VI в. по всему востоку вырабатывается тот довольно однообразный и устойчивый тип богослужения, или вернее – несколько таких типов, из видоизменения и слияния которых к началу IX века наметился в существенных чертах нынешний чин суточного богослужения. Вместе с тем, в эти века, IV и V, возникает впервые месяцеслов святых, и цикл великих праздников из 3–4 предшествующего века расширяется почти до нынешнего количества из. Наиболее плодотворные в богословии, с самым сильным биением церковной жизни, эти века были самыми творческими и в церковном богослужении: оно создавалось теперь в доживших доныне (бессмертных) основах строя своего в теперешней форме своей и схеме, которую VI-VIII века заполнили только гимнографическим содержанием, а IX-XII века отделили до эстетического изящества. Уничтожение агапы В области богослужебных чинов IV-V в. ознаменовались прежде всего уничтожением агапы. Ближайшей причиною этого уничтожения явился широкий внешний рост Церкви, в которой оказалось теперь много недостойных членов; у последних агапа превращалась в то, чем она являлась некогда для недостаточно проникшихся идеалами новой веры языко-христиан времен апп. Павла и Иуды; и тогда как таких христиан тогда было немного, и они постепенно возвышались до достойного участия в агапе, этом «пиршестве Слова» (по выражению Климента Александрийского ), в IV-V в. таких христиан, плевел в пшенице церкви, становилось все более, и церковь вынуждена была отказаться надолго, если не навсегда, от древнего и высокого своего учреждения. Кроме того агапа не вполне мирилась и с тем аскетическим духом, которым, под влиянием полного юной свежести и силы подвижничества, теперь стало проникаться христианское богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Ганнибал Исаак Абрамович (1743–1806) — четвертый сын «арапа Петра Великого», дяди А. С. Пушкина. Ганнибал Исаак Абрамович (1743–1806) — четвертый сын «арапа Петра Великого», дяди А. С. Пушкина. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. София — уездный город в 22 верстах от Петербурга, заложенный в (ныне — часть г. Пушкина). София — уездный город в 22 верстах от Петербурга, заложенный в (ныне — часть г. Пушкина). Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Бороздин М. С. (1740–1796) — генерал-поручик, впоследствии сенатор. Бороздин М. С. (1740–1796) — генерал-поручик, впоследствии сенатор. Ириней (в мире Климентьевский, 1751–1818) — духовный писатель и проповедник; с 1792 г. — епископ Тверской; с 1796 г. — архиепископ Псковский. Ириней (в мире Климентьевский, 1751–1818) — духовный писатель и проповедник; с 1792 г. — епископ Тверской; с 1796 г. — архиепископ Псковский. Глазов П. М. (ок. 1747–1814) — в 1790–1793 гг. — московский обер-полицмейстер; с 1793 г. — петербургский обер-полицмейстер. Глазов П. М. (ок. 1747–1814) — в 1790–1793 гг. — московский обер-полицмейстер; с 1793 г. — петербургский обер-полицмейстер. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Уникальна по своему составу, древности и художественной значимости произведений византийская коллекция музея. Светильники-подсвечники, различные по форме и назначению кресты, поликанделоны, лампады и другие предметы литургического убранства VII–XII веков позволяют отчасти реконструировать образ византийского храмового пространства и церквей новокрещеной Киевской Руси, украшенных в домонгольское время привезенными сюда изделиями греческих мастеров. К числу особо ценных памятников относятся редкие выносные запрестольные кресты IX–XII веков. Коллекция поствизантийских греческих икон музея — явление совершенно нетипичное для частного собирательства в России. Ее шедевром является небольшой образ Богоматери Гликофилусы первой половины XV века, созданный в мастерской знаменитого Ангелоса Акотантоса, предопределившего иконографию и стиль критских икон второй половины XV–XVI века. Грандиозным явлением в музейной практике является резной греческий иконостас конца XVII века, сохранивший свои размеры — почти девять метров шириной, с иконами праздничного, местного ряда и Царскими вратами в центре. Этот ансамбль и его габариты потребовали создания специального зала, спроектированного для его экспонирования, неизбежно получившего название «греческого». Необычен и сам зал, где представлен иконостас: это своего рода храмовое пространство, в котором воссоздан апсида-алтарь, украшенный фреской (высокохудожественной копией знаменитой византийской росписи XII века), престолом-витриной, на которой с помощью музейных экспонатов реконструировано литургическое убранство, запрестольным крестом и даже одеждой священнослужителя. Перед Царскими вратами поставлены подлинные греческие храмовые светильники, создано подобие святилища для почитаемой иконы, западная стена украшена характерными для нее образами Страшного суда и Голгофы. Важнейшее место в музее занимает собрание русской иконописи XIV–XVII веков, в их числе есть целый ряд шедевров. Среди них — ростовские образы Святителя Николая Мирликийского около середины XIV века из архангельской деревни Кялованьги на реке Онега и «Чуда Георгия о змие» последних двух десятилетий того же столетия. Уникален образ благоверных князей Феодора, Давида и Константина конца XV века — древнейшее из известных нам изображений ярославских святых, близкое ко времени их прославления после обретения мощей в 1463 году. Шесть икон принадлежат одному деисусному чину, когда-то принадлежавшему крупному собору Ростовской земли.  Значительным произведением столичного искусства второй четверти XV века является икона «Пророк Гедеон», один из самых ранних примеров украшения пророческого ряда, прямо следовавшего за рублевской традицией. Храмовая икона «Богоматерь Грузинская» конца века — один из самых ранних примеров иконографии этого почитаемого в Новгороде образа.

http://e-vestnik.ru/culture/muzey_russko...

от Чебоксаро-Чувашской епархии: игуменью Тамару (Сатси; 1876 — 1 мая 1942). 15 апреля 2008 г. от Московской епархии: священника Михаила (Виноградова; 1873 — 31 мая 1932), монахиню Евгению (Лысову; 1892 — 17 ноября 1935), инокини Магдалины (Забелиной; 1863 — 8 декабря 1931); от Чебоксаро-Чувашской епархии: протоиерея Николая (Троицкого; 1895 — 10 марта 1945) и священника Илию (Измайлова; 1882 — 17 сентября 1937). 23 июня 2008 г . от Московской епархии: игумена Сергия (Чернухина; 1879 — 9 ноября 1942); от Йошкар-Олинской епархии: священника Анатолия (Ивановского; 1863 — 30 октября 1918); от Казанской епархии: епископа Чистопольского Иоасафа (Удалова; 1886 — 2 декабря 1937). [vii] Были одобрены для общецерковного употребления службы: преподобномученице XX века единей (24.12.2004); преподобномученику XX века единому (16.07.2005); мученику XX века (новомученику) единому (26.12.2006); мученице XX века (новомученице) единей (26.12.2006); преподобноисповеднице XX века единей (21.08.2007); исповеднице XX века единей (21.08.2007); служба общая исповеднику XX века единому, служба общая священноисповеднику XX века единому (15.04.2008). А также: Акафист и молитва святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому (24.12.2004), Акафист священномученику Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому (15.04.2008). [viii] Епархии, образованные в межсоборный период: 1. Бобруйская — 24.12.2004, 2. Бельцкая — 06.10.2006, 3. Унгенская — 06.10.2006, 4. Бердянская —м29.03.2007, 5. Нежинская — 31.05.2007, 6. Северодонецкая — 31.05.2007, 7. Шепетовская — 31.05.2007, 8. Александрийская — 27.07.2007. 9. Кременчугская — 14.11.2007, 10. Каховская — 14.12.2007 (ныне Новокаховская), 11. Уманская — 08.05.2008. Из приходов, входивших в состав Ташкентской и Среднеазиатской епархии, расположенных на территории Республики Туркменистан, образовано благочиние в ведении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (12.10.2007). [ix] В межсоборный период были рукоположены епископы: 1. Алатырский Савватий (Антонов), викарий Чебоксарской епархии (30.01.2005);

http://pravmir.ru/doklad-svyatejshego-pa...

Не бывшая нетленною прежде страдания,/Творцом принятая наша плоть, / после Его страданий и воскресения/недоступной тлению соделалась/и обновляет смертных, восклицающих:/«Все творения, воспевайте Господа/и превозносите во все века!» Богородичен: Твоя, Дева, чистота/и непорочность совершенная/нечистоту и мерзость вселенной очистила;/и Ты, Всечистая, сделалась виновницей/нашего с Богом примирения./Потому мы все Тебя благословляем, Дева,/и превозносим во все века. Канон 2 Добровольно Претерпевшего страдания,/и ко Кресту Пригвожденного по Своему хотению,/и Уничтожившего силы ада,/священники, воспевайте,/люди, превозносите во все века! Упразднившего власть смерти,/и Воскресшего из гроба во славе,/и Спасшего человеческий род,/священники, воспевайте,/люди, превозносите во все века! Богородичен: Единое милосердное и предвечное Слово,/в последние времена от Девы родившееся,/и отменившее древнее проклятие,/священники, воспевайте,/люди, превозносите во все века! Канон 3 Сиянием рождения от Тебя/Ты вселенную просветила/необычайным образом, Божия Родительница;/ибо истинного Бога носишь в Своих объятиях,/просвещающего верных, непрестанно восклицающих:/«Все творения, воспевайте Господа/и превозносите во все века!» Воспеваем благоговейно, Чистая,/Твое чрево, Бога вместившее,/неизъяснимо воплотившегося/и давшего сияние Богопознания/всем верным, непрестанно восклицающим:/«Все творения, воспевайте Господа/и превозносите во все века!» Света Твоего блистаниями/воспевающих Тебя световидными соделай,/Матерь Света, Богородица чистая;/ибо явилась Ты скинией Света,/озаряющей светом непрестанно восклицающих:/«Все творения, воспевайте Господа/и превозносите во все века!» Затем поем Песнь Пресвятой Богородицы: «Величает душа Моя Господа:» Песнь 9 Канон 1 Ирмос: Не нарушив девства во чреве носившая / и всеискусному Слову плоть давшая,/Матерь, не знавшая мужа, Дева Богородица,/вместилище Невместимого,/обитель Беспредельного Создателя Твоего,/Тебя мы величаем. Замолчите все, неправо мыслящие,/Божеству приписывающие страдания;/ибо Господа славы, плотию распятого,/но по естеству Божественному не распинаемого,/как Единого в двух естествах,/мы величаем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=992...

Период второй. Отделение первое (312–420 г.). § 96. Знаменитости четвертого века. Четвертый век христианства был веком необыкновенным, единственным в ряду веков христианских; это – век светоносный и по числу, и по величию светил Церкви. В продолжение сего времени писаны сочинения по всем отраслям христианского знания, и Церковь Вселенская признает святоотеческие творения сего века, по преимуществу, образцами для последующих веков, называя в особенности некоторых из св. отцов сего века вселенскими учителями. Даже самая взыскательная, неблагоговейная к достоинству св. отцов критика не отказывает святоотеческим творениям четвертого века в чести быть образцовыми для веков последующих; так неоспоримо высоко их достоинство! Ближайшие века, пятый и шестой, славны своими учителями: но эти учители были только подражателями и учениками богомудрых мужей 4-го века, и великий век, золотой век просвещения христианского, не возвращался более для Церкви. Тем, чем были св. Златоуст, пророк Сирский, Иероним для толкования Священного Писания ; тем, чем были для изложения догматов Богослов Назианзский, Василий Великий , Афанасий Александрийский , Кирилл Иерусалимский , – не были последующие учители Церкви. Макарий и Антоний отцы пустыни, Василий Великий и в пустыне, и на кафедре, соединяли в духовно-нравственных наставлениях опытность зрелого духовного возраста с возвышенностью и глубиною мысли изумительными. А о процветании духовного витийства в четвертом веке излишне и говорить. Одно число великих четвертого века поразительно. Между тем в том же веке еще много было учителей Церкви, хотя не достигших почести отцов Церкви, но которые заслуживают внимания по своей образованности и по влиянию на дела Церкви! 1 1 Таковы: а) Евсевий Памфил , друг мч. Памфила, с 315 г. епископ Кесарийский, подписавшийся под символом Никейским, а после по слабости характера принимавший участие в делах ариан (в 331 и 336 гг.), но не изменявший православных мыслей, умерший 340 г. Его сочинения: аа) апологетические: Приготовления к Евангелию в 15 книгах, изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Из внутренних областей Римской империи во II и III веках христианство распространялось по самым отдаленным ее провинциям и проникало в другие страны. Так, вероятно, посредством торговых сношений жителей Малой Азии с Южной Галлией занесено было в последнюю христианство малоазийскими проповедниками. Во второй половине II века в Галлии являются уже христианские церкви в городах Лионе и Вьене; святые Пофин и Ириней, ученики святого Поликарпа, епископа Смирнского, один за другим были епископами Лионской Церкви. Далее, в III веке, христианство распространялось в Галлии уже из ближайшей Церкви – Римской. Из Галлии христианство чрез тех же малоазийских проповедников занесено было к германцам, обитавшим на восток от нее. В конце III века становятся уже известными церкви в зарейнской Германии, в городах Кельне, Трире и Меце. В конце же III века являются христианские церкви в отдаленной Британии. Сходство в церковном устройстве и обычаях древнебританских церквей с малоазийскими свидетельствует о том, что христианство принесено в Британию или из Галлии малоазийскими проповедниками, или непосредственно из Малой Азии, что при торговых сношениях Малой Азии с Британией было весьма возможно и удобно. В начале II века христианство распространилось и в Африке, именно, в Карфагене, а отсюда – в Мавритании и Нумидии. При Тертуллиане , в конце II века, Карфагенская Церковь уже была в цветущем состоянии; в конце II века и в половине III здесь уже были большие соборы из местных епископов. Постоянные сношения этой Церкви с Римской говорят о том, что она получила свое начало от последней. Распространение христианства в Испании тоже было во II веке и шло тем же путем из Рима, как и в Кар­фаген. Испанская Церковь на самых первых порах находилась в постоянных сношениях с Римской Церковью . Кроме стран, входивших в состав Римской империи, христианство распространялось и среди народов, не знавших римского господства. Так из пограничного города Эдессы, в котором основал Церковь Фаддей, спутник апостола Фомы, христианство проникло отчасти в Персию. Еретик Вардесан в половине II века говорит о распространении христианства в Мидии, Персии, Парфии, Бактрии; появление в III веке манихейства говорит за то, что в Персии было уже христианство. Кроме того, знаменитые учители Александрийского училища – Пантен, в конце II века, и Ориген , в первой половине III, – путешествовали для распространения христианства: Пантен в Индию, Ориген в Аравию. Последний приглашен был для проповеди одним аравийским князем, вероятно, находившимся в подчинении римлянам. § 15. Гонение на Церковь Христову со стороны иудеев

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Панагия 65 с отлично вырезанными по гелиотропу изображениями – с одной стороны святого Игнатия, с другой пророка Даниила – греческая работа XIV века. Панагия золотая обронной работы чернью; в середине – резанное из сапфира изображение Христа – итальянская работа XVI века, сзади – черневые изображения Марии Магдалины и Ксении Римляныни – русская работа конца XVI века или начала XVII века, с золотой тонкой работы цепью; эта панагия висела на образе Троицы – копии XVI века. Панагия 13 с резным изображением на яшме Божией Матери с Младенцем Христом. Панагия 25 круглая, складная; на ней снаружи изображение Вознесения Господня, литое, а внутри гравированое изображение Троицы и Знамения Божией Матери. Редкие крестовидной формы панагии 99 и 100 серебряные с рельефным Распятием и гравированным изображением святых, высокая работа раннего периода. Панагия 82 резная из мягкого камня, с изображением Божией Матери с Младенцем Христом, а с обратной стороны святителя Николая; в серебряной сканной оправе крупного рисунка. Панагия 81 напоминает описанную под 25, но буквы на ней наведены чернью и изображение Знамения Божией Матери и Троицы окружены также черненым орнаментом. Панагия 61 глубоко резана из мягкого камня, на лицевой стороне Успение Божией Матери, сзади в пяти кругах Николай Чудотворец и четыре евангелиста, между кругов – поясные изображения трех мучеников и святителя Стефана: XIII–XIV века. Интересны панагия 35, резная по камню, с изображением Бориса и Глеба на конях, начала XV века; 84, резанная из дерева, сверху Преображение, сзади поясное изображение святителя Николая, тонкой резьбы XV века, 24 двухчастные створы прямоугольной формы, с изображением на одной стороне «О Тебе радуется», на другой «Хвалите Господа с небес» хорошей резьбы из кости, конца XVI века; половина панагии 13 с изображением Знамения Божией Матери, а на обороте, в середине, изображение Благовещения, окруженное двенадцатью пророками в кругах – прекрасная резьба XVI века – и целый ряд других первоклассных панагий.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010