Кроме этого здания, других деревянных сооружений XV, XVI и XVII веков в Кириллове до наших дней не осталось. Ни житие преп. Кирилла, ни акты XV века, не дают также указаний, какие мастера и из каких местностей были руководителями при бревенчатых постройках (до начала каменного дела в Кириллове), возводившихся здесь не только руками окрестных, но и пришлых из далека рабочих. В конце же XVI века все деревянные поделки здесь исполнялись окрестными монастырскими или наемными плотниками, или наемными корелами 270 . В начале XVII века подмонастырная деревня Каргободь, состоявшая из 6 вытей, была населена исключительно плотниками (Гришею Ортюшиным и соседями), с которых монастырь не взимал оброку потому, что они «делали в монастыре всякое плотнишное дело» 271 . Крестьяне других подмонастырных деревень также занимались плотничною и столярною работою в монастыре, получая годовой оброк 272 или задельную плату. В начала XVII-ro века на таких условиях нанимались плотники из деревень: Понтина, Погорелого 273 и Иванова Бору 274 и плотники Кивуйские, приходившие из за Белого озера 275 . Но все эти «деловые люди» трудились, очевидно, без содействия опытных мастеров, так как не оставили после себя образцов типически-оригинальной местной архитектуры, и Кирилловские деревянные постройки начала XVII-ro века в наше время, поразили бы своей простотою и бедностью. Приближаясь к Кириллову по Шексне и проезжая по горицкой, вологодской и другим окрестным дорогам, можно видеть жилые крестьянские дома, пережившие века и состояние просто на просто из сруба и кровли. На чертеже Кириллова монастыря, относящемся к началу прошлого века, еще показано несколько односрубных строений, с двухскатными или четырехскатными крышами, совершенно однородных с крестьянскими избами или клетями старых времен. Несмотря на богатство строевого леса в окрестностях Кириллова 276 , местная деревянная архитектура (за недостатком мастеров), вероятно, остановилась на первых ступенях своего развитая, будучи вытеснена каменным делом 277 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

podpisUз неофиц. ч. Костром. Епарх. Ведом. 1896 г. Часть 2 Отдел III. Краткая история, библиография и семиография греческого церковного пения с древнейших времен 1. Главные пункты истории греческого церковного пения и перечень творцов греческих мелодий По имеющимся у нас ныне сведениям, в истории греческого церковного пения от начала христианства доныне можно различать шесть периодов, именно: 1) Период первоначального состояния и развития церковного пения от времен апостольских до половины 4 века. Период этот характеризуется преобладанием в пении народных дохристианских начал, а также непосредственного чувства и вкуса поющих, без строго определенных правил. 2) Второй период простирается от 4 до 8 века, или от начала вселенских соборов и времен великих святителей церкви до времен св. Иоанна Дамаскина . Это – период развития искусного, преимущественно, хорового пения и борьбы церкви с мирским направлением в пении – еретическим и театральным. 3) Третий период, от 8 до 10 века включительно, есть время окончательного, твердого установления оснований церковного пения в виде системы церковного осмогласия и применения этой системы ко всякого рода церковным песнопениям и текстам. К этому же времени относится и всеобщее распространение крюковой системы нотописи, заменившей собой нотопись буквенную. 4) Период четвертый, от 11 до 13 века, обозначается появлением искусственности в церковном пении и больших мелодических украшений: кратимат, аненаков, терентисм, характеризующих пение доброгласное (καλοφωνικν), а также и видоизменением крюковой нотописи. 5) Пятый период, с 14 века или со времен Иоанна Кукузеля до 18 века, характеризуется сильным развитием начавшихся в четвертом периоде мелодических украшений, а также умножением анаграмматисм, сложностью и искусственностью мелодического пения, а сообразно с сим и сложностью певческих знамен. 6) Шестой период, начавшийся во второй половине 18 века, охарактеризовавшийся особенно в первой четверти 19 века и продолжающийся доныне, есть период позднейших преобразований в церковном пении, особенно же упрощения его нотописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

354. (962.) Часослов, полууст. красивый, XVII века, в четверть, 436 листов, заставки с красками искусны. л. 1. Полунощница воскресная. л. 13. Часословец, имеяй дневную и нощную службу, по уставу иже в Иерусалиме св. лавры препод. и богон. отца нашего Савы Освященнаго. л. 207. Последование церковнаго пения и собрания вселетнаго по уставу иже в Иерусалиме св. лавры препод. и богон. отца нашего Савы Освященнаго. Святцы полные. л. 391. Последование Четыредесятницы и Пятидестницы. л. 408. На Господьския празники стихи (на псал. 148, 149 и 150). Припелы или стихи припевные разные. л. 411. Последование о усопших в пяток вечер. л. 425. Тропари и кондаки некоторым русским Святым, в том числе: мес. генваря 8, страдание св. священномученика Сидора новаго и иже с ним пострадавших за Христа 72 в Юрьеве граде от Немец поганых. См. 626, л. 669. Внизу первых листов припись, повторенная скорописью на верхней доске: Чесослов Живоначальныа Троицы Сергиева монастыря келаря старца Симона Озаръина. 355. (959.) Часослов, полууст., XVII века, в четверть, 397 листов, за исключением двух конечных статей сходен с пред. 354. 356. (965.) Часы царские, полууст., XVII века, в четверть, 113 листов. Заставки с красками и золотом, в первой изображение рождества И. Христа, во второй крещения Его, в третей распятия. л. 1. Часы царския на Рождество Господа нашего Ис. Христа. л. 35. Часы царския на Богоявление Господне. л. 67. Часы царския страстем Господним, творение Кирила архиеп. александрьскаго. 357. (967.) Часослов с месяцесловом, полууст., XVII века, в четверть, 257 листов. 358. (969.) Часослов с месяцесловом, полууст., исх. XVI и XVII века, в четверть, 337 листов, ветхий, без конца. 359. (970.) Часослов, полууст., XVII века, в четверть, 200 листов, с л. 184 канон за единого умершего с предисловием. 360. (971.) Часослов, полууст., XVII века, в четверть, 107 листов, без начала и конца, с наклейками. 361. (975.) Часослов, полууст., XVII века, в осьмую долю, 115 листов, ветхий. Внизу конечных листов: «Дмитрия Иванова Бочарыгина».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

д) Христианство, как религия духа и силы, нравственной строгости и святости, авторитета и разума. 1905 г., том I, часть II, 19, 347–366. е) Христианство, как благовестие о новом народе и третьем роде (историческое и политическое сознание христианства). 1905 г., том I, часть II, 24, 664–692. ж) Христианство, как религия книги и исполнившейся истории. Борьба против политеизма и идолослужения в древнехристианском мире. 1906 г., том I, часть I, 2, 95–117. з) Миссионеры, действовавшие в первые три века христианства. (Апостолы, евангелисты, пророки, учителя; обыкновенные миссионеры). 1906 г., том I, часть I, 6, 279–298; 9, 462–478. и) Методы миссионерской проповеди христианства и первые три века. Имена верующих во Христа в первые три века христианства. 1906 г., том I, часть I, 11, 553–592. i) Общинный строй древних христиан и значение его для миссии. Препятствия, встречавшиеся на пути распространения христианства в первые три века его истории. 1906 г., том I, часть II, 13, 18–37. к) Суждения языческой философии о христианстве (Распространение христианства среди различных классов общества в первые три века его истории), 1906 г., том I, часть II, 15, 124–139. л) Распространение христианства в придворных кружках в первые века, 1906 г., том I, часть II, 17, 259–268. м) Распространение христианства среди военного сословия и среди женщин в первые три века. 1906 г., том I, часть II, 20, 443–468. 23а. То же. Отдельный оттиск, под заглавием: Проф. А. Гарнак. Религиозно-нравственные основы христианства в историческом их выражении. (Из истории миссионерской проповеди христианства за первые три века). Перевод проф. А. Спасского. Харьков, 1907. Стр. II+340. Ср. 52. Рец. В.И. «Странник» 1907 г., том I, часть 2, 5, 789–790. 24 . К вопросу о начале нового периода во всеобщей истории. (Всту- —100— пительная лекция по кафедре новой гражданской истории в 1893 г.). «Богословский Вестник» 1906 г., том III, 11, 503–528. 25 . Начальная стадия арианских движений и первый вселенский собор в Никее. «Богословский Вестник» 1906 г., том III, 12, 577–630.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

9 . Лабиринт. XVIII век. ГМИР. 10 . Таинство Креста. Около 1814 года. 45х35,7. ГМИР. 11 . Страшный суд. Холуй. Кузьма Богданов. Вторая половина XVIII века, 16х11,5. MXI. 12 . Димитрий Ростовский . Вторая половина XVIII века. 41х29. ГМИР. 13 . Максим Грек . XVIII век. 31х26. Собрание Н. и С Воробьевых, Москва. 14 . Димитрий Солунский. Вторая половина XVIII века. 61х39. ГМИР. 15 . Зосима и Савватий Соловецкие. Русский Север. XVIII век. 25х20. ГМИР. 16 . «И почи Бог в день седьмой». Вторая половина XVIII века. ГМИР. 17 . Иконостас. Первая половина XIX века. 36х31. ГМЗК. 18 . Богоматерь «Всех Скорбящих Радости». Москва. И. Михайлов. 1801. На обороте надпись «Сей образ писан в царствующем граде Москве в селе Покровском писал иконописец Тульской мещанин Иван Михайлов в приходе Елохове Богоявление Господне у Гаврикова переулка живущего в доме купца Саркованова месяца мая дня. 90х73. ГМИР. 19 . Фрагмент той же иконы. 20 . Мария Египетская с житием. Урал. Невьянск. И. В. Богатырев. 1804. На обороте надпись: «Написан бысть сей святий образ в лето от создания мира=1804] месяца апреля в КВ день во святой и великий пяток страстной недели совершися. А писан в Сибири в Невьянском заводе иконописцем Иваном Васильевым Богатыревым». 63х54. ГМИР. 21 . Царство Небесное. Первая половина XIX века. 73х60. ГМИР. 22 . Сотворение мира. XIX век. 31,7х27. ГМИР. 23 . «Величит душа моя Господа...» XIX век. ГМИР. 24 . Рождество Христово. Первая половина XIX века. 35х23. ГМЗК. 25 . Фрагмент той же иконы. 26 . Символ веры . XIX век. 53х40. ГМИР. 27 . София Премудрость Божия. XIX век. 36х30. ГМИР. 28 . Страшный суд. XIX век. ГМИР. 29 . Фрагмент той же иконы. 30 . «Божию милостию...» Калуга. 1837. 32х37. ГМИР. 31 . Поклонение волхвов. Тверь. Максим Культепин. 1844. На обороте надпись: «Сию святую икону в день освящения кладбищенского теплого храма в Торжке и тезоименитства купцов Степану Никитину Г-ну Уварову посвящает тверской иконописец Максим Ив. Культепин. 1844 г. ноября 28 дня». 45х36. ГМИР. 32 . Троица Ветхозаветная. Холуй. Первая половина XIX века. 85х71. MXI.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

С листа 147 нумерация тетрадей начинается с начала: с I по XII. Листы 219 и 220 вклеены вместо отрезанных. Лист 227 находится не на своем месте. Первоначально он был в XII тетради после 229 листа (по смыслу), но когда парный ему чистый лист был вырван, то л. 227 выпал, в XIX веке его ошибочно поместили после л. 226 в XI тетрадь и пронумеровали, поэтому в XI тетради стало 9 листов (вместо 8), а в XII – 6 листов (вместо 8). Ошибку чернильной пагинации повторили в нижней карандашной пагинации. Форзацных листов в конце рукописи нет. К внутренней крышке переплета приклеен последний лист XII тетради. Записи На корешке переплета приклеена бумажная этикетка с номером: «1151». На листе, наклеенном на внутреннюю сторону верхней крышки переплета, наклеена этикетка с чернильной записью XIX века: « Соф. 1151 » – этот шифр присвоен рукописи после 1859 года, после передачи Софийско-Новгородской библиотеки в Санкт-Петербургскую Духовную академию; под этим шифром она значится и сейчас. Ниже чернильная помета XVIII века – 789» – это предыдущий шифр рукописи, который она получила в конце 1770-х годов после поступления части библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря в Софийско-Новгородскую библиотеку. В середине листа чернилами в круге полууставом середины XVII века: «Обиходник келарской старца Матфея Никифорова». На л. I вверху современная карандашная помета с инвентарным номером «инв. 1156». Ниже карандашная помета XIX века: «Исход. 17» и «Кипр». В середине листа почерком XIX века чернилами: «229 листов записанных». На л. I об. скорописью XVII века чернилами: «Звони 13 часов, к вечерни за 3 часа. Звони 9 часов, вечерня в отдачю. Обедня в два часа, в среду и в пяток – полтретья часа». На л. II запись почерком XIX века чернилами: «Келарский обиходник, в котором имеется царский церемониал на случай царского пришествия в монастырь». На л. 1 на правом поле чернильный оттиск овальной печати: «Из библиотеки С.П.бургской Духовной Академии». На нижнем поле чернилами запись XIX века: «Библиотеки Софийского собора. 1856 г.»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Византийская капитель в церкви Сергия и Вакха Византийская капитель в ц. Сергия и Вакха Архитрав в церкви Сергия и Вакха Византийская капитель в церкви св. Димитрия Византийская капитель в церкви св. Димитрия Мозаика V века в церкви Панагия на Кипре Обломок мозаики в церкви Панагия Обломок мозаики VI века в церкви Панагия Ангел из слоновой кости Решетка в церкви св. Аполлинария в Равенне Решетка в церкви св. Аполлинария Миниатюра их эчмиадзинского евангелия VI века Миниатюра из эчмиадзинского евангелия Византийское изделие VI-ro века из слоновой кости Внутренний вид мечети Эль-Акса, в Иерусалиме, бывшей при Юстиниане церковью Сцены из жизни Иосифа (барельеф кафедры Максимиана) Византийская ткань, хранящаяся в Сансе Даниил среди львов (миниатюра) Миниатюра из ватиканского Козмы  Миниатюра из евангелия св. Матфея Мозаика в церкви св. Аполлинария in Classe Крест Юстина II, в церкви св. Петра в Риме Византийский город VI века (Реституция де Вогюэ) Византийский дом VI века Барельеф на обелиске Феодосия на Ипподроме Площадь Атмеидан, бывший Ипподром Развалины Ипподрома 150–151 Диптих консула Ареобинда и диптих VI века Диптих консула Филоксена Представление в цирке. Мозаика из Гафзы Печать или свинцовая булла капитула церкви св. Софии Наружный вид церкви св. Софии в настоящее время Внутренний вид церкви св. Софии в настоящее время План церкви св. Софии Внутренний разрез ц. св. Софии Паперть церкви св. Софии Внутренний вид в церкви св. Софии Верхние галереи в церкви св. Софии Верхние галереи в ц. св. Софии Миниатюра из сирийской библии VI-ro века План монастыря св. Симеона Общий вид монастыря св. Симеона Южный портик церкви св. Симеона Абсид церкви св. Симеона Восьмиугольный двор в монастыре св. Симеона Общий вид византийского монастыря в Тебессе 536–537 Монастырь Мар-Саба Монетная гиря Византийская гиря в один фунт Бегство в Египет. Барельеф на кафедре Максимиана Вхождение Христа в Иерусалим. Барельеф Санский диптих Диптих консула Ареобинда Пилястра сирийской работы в ц. св. Марка в Венеции

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

9–10). 35 См.: Соколов И.И. Каллиник II//Православная богословская энциклопедия. СПб., 1907. Т. 8. Стб. 30. 37 Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. Сергиев Посад, 1914. С. 293. 41 См.: Крылова Т.К. Русская дипломатия на Босфоре в 1700–1709 годах//Исторические записки. М., 1959. Т. 65. С. 254. 43 См.: Морозов A.A. Проблема барокко в русской литературе XVII-haчaлa XVIII века//Русская литература. Л., 1962. No 3. С. 3–38; Он же. Основные задачи изучения славянского барокко//Славянское славяноведение. М., 1971. No 4. С. 59. 44 См. подробнее: Лихачев Д.С. Развитие русской литературы веков. Л., 1973. Гл. 5; Панченко A.M. Русская стихотворная культура XVII века. Л., 1973; Робинсон А.Н. Борьба идей в русской литературе XVII века. М., 1974; Панегирическая литература петровского времени. М., 1979; Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность. М., 1982. 45 См.: Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания. М., 1963; Елеонская A.C. Русская публицистика второй половины XVII века. М., 1978. С. 186–231; Понырко Н.В. Сочинение старца Леонтия и школа протопопа Аввакума... С. 156–163. 46 См.: Гурьянова Н.С. Царь и государственный герб в оценке старообрядческого автора XVIII века//Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода. Новосибирск, 1982. С. 80–86. 47 См.: Алексеев И. История о бегствующем священстве//Летописи русской литературы и древности. М., 1862. Т. 4. С. 56–57. 48 См.: Прокофьев Н.И. О некоторых гносеологических особенностях литературы русского барокко//Проблемы жанра и стиля в русской литературе. М., 1973. С. 7–8. 51 См. подробнее: Травников СМ. Писатели петровского времени. Литературно-эстетические взгляды. Путевые записки. М., 1989. 52 См.: Демин A.C. Русская литература второй половины XVII-haчaлa XVIII века. М., 1977; Травников С.Н. Динамика повествования и активность героев в русских барочных «хождениях» начала XVIII века (на материале произведения Иоанна Лукьянова)//Проблемы изучения русской литературы XVIII века: Метод и жанр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рисунок 1. Петрозаводск. Общественная пристань. Начало XX века. Рисунок 2. Петрозаводск. Общественная пристань при отходе парохода в Санкт-Петербург. Начало XX века. Рисунок 3. Петрозаводск. Сенная площадь с каруселью. Начало XX века. Рисунок 4. Петрозаводск. Малая Подгорная улица. Начало XX века. Рисунок 5. Петрозаводск. Соборная улица. Начало XX века. Рисунок 6. Петрозаводск. Панорама. Вид на Кафедральный собор. Начало XX века. Рисунок 7. Петрозаводск. Кафедральный собор. Взорван в 1936 году. Рисунок 8. Петрозаводск. Летний театр в Общественном саду. Здание не сохранилось. Рисунок 9. Петрозаводск. Вдали (справа) здание Олонецкой духовной семинарии. Слева – б. Александровский сталелитейный завод. В центре на переднем плане – речка Лососинка. Начало XX века. Рисунок 10. Петрозаводск. Здание Олонецкой духовной семинарии. Начало XX века. Рисунок 11. Петрозаводск. Памятник Петру Великому. Рисунок 12. Кафедральные соборы в Петрозаводске. Свято-Духовской и Вознесенский. Разрушены в 30-е годы Первым губернатором был здесь известный поэт и государственный деятель Гаврила Романович Державин. Место дома, в котором он жил в Петрозаводске в 1784–1785 годах, отмечено мемориальной доской 20 . До 1916 года, пока Петрозаводск не был связан железной дорогой с Петроградом 21 , он оживлялся только в период навигации, с мая по сентябрь. В остальное время он был отрезан от культурных центров неудобством путей сообщения и жил затихшей узкопровинциальной жизнью, хотя и считался губернским городом. Семья Чуковых жила в Петрозаводске в доме Линдемана, на углу Малой Подгорной (ныне ул. Г. Титова ) и Соломинской (с 1902 года – Жуковской, ныне Куйбышева) улиц, занимая весь верхний этаж (6 комнат) и мезонин. Роды матери Владыки были очень трудными: она мучилась около двух суток. Нарекли мальчика Николаем. Отец хотел назвать сына во имя св. Николая Чудотворца. Но так как в ближайшие дни – 4 февраля – была память преп. Николая Исповедника, игумена Студийского († 868), то и дали ему имя в честь этого святого. Восприемниками при крещении были какой-то знакомый отца из города Осташкова по имени Григорий и жена домохозяина Александра Николаевна Линдеман. Крестного своего отца Владыка совсем не знал; крестная же мать жила до его отроческих лет, и он часто в детстве играл с ее сыном и дочерью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

108. (1578.) Евангелие толковое Феофилакта болгарского на еванг. Матфея и Марка, полууст., XVI века, в лист, 355 листов, заглавные заставки с красками из кружков в. искусны. 109. (15.) Евангелие толковое Феофилакта болгарского на еванг. Матфея и Марка, полууст., XVI века, в четверть, 327 листов, немного не дописано. В начале приложено Евсевиево послание (без надписи) к Карпиану о разделении Евангелий на каноны. См. 70 л. 1. На первых листах внизу, начиная с оборота порожнего: Сии два евангелиста Матфей да Марко попа Медведя Висариона († около 1530 г.). См. синодик ризницы 2 л. 76 об. 110. (10.) Евангелие толковое Феофилакта болгарского на еванг. Матфея и Иоанна, полууст., исх. XIV или нач. XV века, в лист, 366 листов, заглавная заставка (л. 213) из кружков. 111. (12.) Евангелие толковое Феофилакта болгарского на еванг. Луку, полууст. четкий, XVI века, в лист, 278 листов, заглавная заставка из перевитых кругов с красками и золотом. 112. (13.) Евангелие толковое Феофилакта болгарского на еванг. Луку, полууст., XVI века, в лист, 261 лист, в кружке заглавной заставки золотом: «От Лукы св. Евангелие.» 113. (11.) Евангелие толковое Феофилакта болгарского на еванг. Луку и Иоанна, полууст., XVI века, в лист, 554 листа. По листам внизу: Лета 7009 (1561) дал сию Евангелие толковое два евангелиста Лука да Иван старец. Арефа Тормосов в дом к Богоявлению и чудотворцу Сергию на Москву на Троицкой монастырь. 114. (1585.) Евангелие толковое Феофилакта болгарского на еванг. Иоанна, полууст., XVI века, в лист, 342 листа, заглавная заставка из кружков с красками искусна. Читали в Троицком соборе. См. Оп. 1642 года. 115. (1586.) Евангелие толковое Феофилакта болгарского на еванг. Иоанна, полууст., XVI века, в лист, 349 листов, заглавная заставка узорная. На обор. конечного белого листа скорописью: Сия глаголимаа книга Евангелие толковое Матвея Меркульева. Впереди Евангелистов, исключая Матфея 107, 108, 110 помещены главы и предисловия те же, какие и в печат. Благовестник, а в конце Иоанна 113–115 указание разных выносок, начин. Зачало 5 красное, что толкуется Галилеа и что Израиль.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010