л. 204 об. Светилна вскресны и стихиры евангельския, творение Лва царя премудраго. 437. (1356.) Стихирарь крюковый, полууст., XVII века, в осьмую долю, 295 листов. л. 2. Книга глаголема (Ирмолой), творение препод. отца нашего Иоанна Дамаскина . л. 160. Охтайник, сиречь осмь гласов. л. 203. Обиход церковный. Рукопись ветхая, некогда принадлежавшая какому-то Даниилу сыну Калины. 438. (1355.) Стихирарь крюковый, полууст. небрежный, в скоропись переходящий, XVII века, в осьмую долю, 368 листов, заставки неискусны. л. 3. Книга глаголемой Ермолой, творение Ивана Дамаскина. л. 173. Охтай. Во второй половине ркп. разные статьи, из более замечательного на обор. л. 302 Имена знамению. На конечных порожних листах: Ерьмолой попа Ивана Григорьева Присецкого (села Присек Тверской губернии). 439. (1337.) Стихирарь крюковый месячный, устав., исх. XIV или нач. XV века, в четверть, 166 листов, с наклейками. Стихиры избранным Святым и праздникам (без надписи), по порядку месяцеслова, начиная с 1-го сентября. Из русских Святых положены стихиры только под 24 июля святую мученику Борису и Глеба, да в дополнениях, начин. с л. 152, св. Леонтию епископу ростовскому и другие стихиры Борису и Глебу. 440. (1334.) Стихирарь крюковый месячный, полууст., исх. XVI века, в четверть, 144 листа. Заглавие: Стихирарь месячный о Бозе, починаем. С л. 129 дополнения, без крюков. 441. (1330.) Стихирарь крюковый месячный, полууст., исх. XV нли нач. XVI века. в четверть 121 лнст. 442. (1341.) Стихирарь крюковый месячный, скороп., XVII века, в осьмую долю, 512 листов, с л. 489 «припелы на поелиосе» и др. отрывки из церковного обихода. 443. (1346.) Стихирарь крюковый мес. октябрь (полный), скороп., XVII века, в осьмую долю, 255 листов, заглавная заставка с золотом. Под 7 числом положены стихиры препод. Сергию обнорскому, под 14-м препод. игумену Козме иже на Яхроме, под 30 Стефану кралю сербскому. 444. (1336.) Октоих крюковый, полууст., исх. XV века, в четверть, 107 листов. л. 1. Заглавие: Октаик, сиречь осмогласник, о Бозе починаем, по уставу иже в святых отца нашего Савы. Пред каждым гласом были нарисованы разные красивые заставки, уцелели при 1, 3, 5 и 7, прочие оторваны.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Русская Церковь на перепутье ХХ века. Опыт исторического осмысления РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_88878.html 19 сентября 2011 Михаил Тюренков Русская Церковь на перепутье ХХ века. Опыт исторического осмысления Источник:  http://www.taday.ru/text/1207498.html Татьянин день В сентябре в издательстве " Арефа " вышла новая книга члена Синодальной комиссии по канонизации святых, магистра богословия, профессора Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Георгия Митрофанова " Русская Православная Церковь на историческом перепутье ХХ века " . Писать об очередной книжной новинке профессора-протоиерея Георгия Митрофанова для меня, уж простите за тавтологию, не в новинку. В 2004-м в журнале " Посев " вышла моя рецензия " Нравственный приговор большевизму " на книгу отца Георгия " Россия XX века – " восток Ксеркса " или " восток Христа " . Духовно-исторический феномен коммунизма как предмет критического исследования в русской религиозно-философской мысли первой половины XX века " . Пару лет назад мне довелось принять активное участие в дискуссии вокруг сборника публицистических статей и проповедей " Трагедия России: " запретные " темы истории ХХ века в церковной проповеди и публицистике " , итогом которой стал текст " Послевкусие Гражданской войны " , где я сам для себя смог пусть не расставить точки над " i " , но хотя бы обозначить некоторое многоточие под самой трагичной и при этом важнейшей историософской проблемой XX века. Увы, точку под Русской гражданской войной в обозримом будущем поставить едва ли удастся. И если испанский каудильо Франко еще в 1959 году торжественно открыл гигантский военный мемориал – " Долину павших " – памяти жертв Гражданской войны всего двадцатилетней давности, увековечив память как " белых " , так и " красных " , то представить себе, что в 1937-м товарищ Сталин (которого нередко пытаются представить чуть ли не русским термидорианцем) открыл бы подобный мемориал, к примеру, в том же Севастополе, да еще и пригласил бы из Парижа на его открытие генерала Деникина, можно только в горячечном бреду. Впрочем, даже сегодня, когда многие из власть имущих одновременно чтят память Феликса Эдмундовича и Юрия Владимировича и при этом участвуют в торжественных перезахоронениях останков белых генералов и антисоветских философов, представить подобное достаточно сложно. И не столько потому, что деяния властей кажутся лицемерными (уверен, что многие из высших чиновников совершенно искренни в своих действиях), сколько в связи с отсутствием в нашем обществе внятного осмысления наиболее трагических страниц отечественной истории.

http://religare.ru/2_88878_1_21.html

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. С удовлетворением отметить положительное значение проведенной встречи для укрепления единства народов наших стран.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного архиепископа Орехово-Зуевского Алексия , председателя Синодальной Богослужебной комиссии , о подготовленных комиссией: 1. Службе общей мученику XX века (новомученику) единому; 2. Службе общей мученице XX века (новомученице) единей. Справка: Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 7 мая 2003 г. (Журнал Синодальной Богослужебной комиссии поручено составить прославленным новомученикам и исповедникам Российским XX века общие службы по чинам святости по такому же образцу, как это имеется в Минее Общей. Ранее на заседаниях Священного Синода рассмотрены, утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению: 26 декабря 2003 г. — Служба общая священномученику XX века единому, 24 декабря 2004 г. — Служба общая преподобномученице XX века единей, 16 июля 2005 г. — Служба общая преподобномученику XX века единому. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Представленные богослужебные тексты: Службу общую мученику XX века (новомученику) единому и Службу общую мученице XX века (новомученице) единей — утвердить. 2. Рекомендовать утвержденные Службы к общецерковному богослужебному употреблению и направить тексты Служб в Издательский Совет Русской Православной Церкви для публикации.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: 1. Прошение Преосвященного Епископа Бакинского и Прикаспийского Александра о благословении на открытие Крестовоздвиженского женского монастыря в г. Кизляре Республики Дагестан и о назначении игумений Михаилы (Сафоновой) настоятельницей обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Крестовоздвиженского женского монастыря в г. Кизляре Республики Дагестан. 2. Назначить игумению Михаилу (Сафонову) настоятельницей Крестовоздвиженского женского монастыря г. Кизляра Республики Дагестан.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204211...

194 Васильев А.А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. Императоры Василий I, Лев VI и Константин VII Багрянородный. C. 184. 197 Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей. Книга VI. Царствование Александра, брата Льва. Глава 1. C. 235, 236. 202 Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей. Книга VI. Царствование Александра, брата Льва. Главы 3–7. C. 236–237. 206 Грегоровиус Фердинанд. История города Рима в Средние века (от V до XVI столетия). М., 2008. C. 421, 422. 208 Грегоровиус Фердинанд. История города Рима в Средние века (от V до XVI столетия). C. 423–425. 209 Робертсон Дж. С. История христианской Церкви от апостольского века до наших дней. Т. 1. Пг., 1916. C. 892. 211 Робертсон Дж. С. История христианской Церкви от апостольского века до наших дней. Т. 1. C. 897. 216 Грегоровиус Фердинанд. История города Рима в Средние века (от V до XVI столетия). C. 428, 429. 219 Огицкий Д.П. Сущность римского католицизма//Хрестоматия по сравнительному богословию. М., 2005. C. 262, 263. 224 Лиутпранд, епископ Кремонский. Книга об Оттоне//Лиутпранд, епископ Кремонский. Антаподонис. Книга об Оттоне. Отчет о посольстве в Константинополь. М., 2006. C. 114. 225 Робертсон Дж. С. История христианской Церкви от апостольского века до наших дней. Т. 1. C. 898. 227 Грегоровиус Фердинанд. История города Рима в Средние века (от V до XVI столетия). C. 440, 441. 230 Грегоровиус Фердинанд. История города Рима в Средние века (от V до XVI столетия). C. 445, 446. 232 Лиутпранд, епископ Кремонский. Книга об Оттоне//Лиутпранд, епископ Кремонский. Антаподонис. Книга об Оттоне. Отчет о посольстве в Константинополь. М., 2006. Книга IV. C. 114. 257 Рансимен C. Восточная схизма//Рансимен C. Восточная схизма. Византийская теократия. М., 1998. C. 27. 260 Дагрон Жильбер. Император и священник. Этюд о византийском «цезаропапизме». СПб., 2010. C. 129, 130. 264 Барсов Т. Константинопольский патриарх и его власть над Русской церковью. СПб., 1878. C. 102, 103.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На нижней доске небрежною скорописью XVII века: Сия книга лежит в закладе у старца. 381. (253.) Шестоднев служебный, полууст., двух почерков, XVI века, а четверть, 240 листов. Первым почерком написаны (л. 1–80) службы седмичные, начальный лист коих утрачен, вторым (л. 81) службы воскресные, начин. 2-м гласом, (л. 219 об.) служба Преображению Господню, канон Одигитрии и служба дек. 6, святителю Николаю, без конца. 382. (257.) Шестоднев служебный, полууст., в скоропись переходящий, исх. XVI или нач. XVII века, в осьмую долю, 274 листа. Заглавие: Начало осмогласника, сиречь Шестодневец, с Богом починаем, творение препод. отца нашего Иоанна Дамаскина . С л. 251 написана служба в день Пятидесятницы. Впереди на белом листе: Шестоднев уставщика старца Филарета. Уставщик Троиц. Серг. монастыря Филарет скон. 7127 (1619) года. См. 41. 383. (255.) Шестоднев служебный, полууст. тщательный, XVII века, в болыпую четверть, 604 листа. На первых листах внизу: Лета 7173 (1665) дал в дом Живоначальные Троицы в Сергиев монастырь сию книгу Шестоднев келарь старець Симон Азарьин во веки неотъемлемо никому. 384. (192.) Шестоднев служебный неполный, полууст., XVII века, в осьмую долю, 376 листов. Шестоднев обыкновенный содержит сначала воскресные службы всех 8 гласов, потом службы седмичные: в понедельник 1-го гласа, во вторник 2-го, в среду 3, в четверг 4, в пятницу 5, субботу 6, а Шестодневы XVII в. – в пягпницу 6, субботу 8 гласа. В сем списке помещены только седмичные службы с обычными дополнениями, какими заключаются и печат. Шестодневы. В самом конце прибавлена служба суботная усопшим, последний лист коей утрачен. 385. (294.) Триодь постная, полууст. в два столбца, XV века, в лист, 225 листов, заглавная заставка киноварная. Заглавие: Трипеснец надежю имуще на Бога начинаем в неделю о мытари и фарисеи. На втором листе уставом XVII века: Книга Треодь постная треи святителей Отен… (угол листа, где было окончание, оторван). 386. (309.) Триодь постная, полууст. XV века, в четверть, 477 листов, заглавная заставка киноварная.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Отношение языческой литературы к христианству с III века Попытки языческих ученых оживить и восстановить языческую религию на новых началах Сочинение Филострата: жизнь Аполлония Тианского Сочинение Парфирия Последние нападения языческой литературы на христианство в IV веке Внешняя история церкви с IV века Биография Константина Великого Оценка личности Константина Великого Правление сыновей Константина Великого (337–361) Юлиан Отступник (361–363) Религиозное состояние общества после реформы Константина Великого Истрия появления ересей и расколов в христианстве О значении изучения этой истории Источники Происхождение сект Общие причины Частные причины Иудействующие секты Происхождение их Гностические секты Учение о Боге Учение об эонах О происхождении эонов Дуалистические воззрения гностиков Учение о происхождении мира Учение о человеке Учение об искуплении и Искупитель Учение о будущей жизни Частные гностические системы Гностические системы в I веке Симон Маг Николаиты Киринфиане Гностические секты II века. Сатурнин (Саторнил), Василид, Карпократ Валентин и Маркион Последователи Валентина и Маркиона Гностики III века О причинах упадка гностицизма Манихейство Развитие христианского богословия в первые века Иоан Богослов Св. Ириней Тертуллиан Ипполит Пантен Климент Александрийский Ориген Монархианизм Алом Христианское богословие III века (догмат Св. Троицы) Секты раскольнические Раскольнические секты во II и начале III века Монтанизм Раскольнические секты во III – IV веков Хилиазм Новацианство Раскол Мелетианский Донатисты Религиозные волнения в христианской церкви в период вселенских соборов Особенные причины, характер и значение этих волнений волнений Арианство Судьба арианства Христианские споры в церкви. Вопросы о личности Христа и его состояний до V века Несторианство, Эфесский собор. Судьба несторианства Ересь монофизитская Иконоборство и 7-й вселенский собор Западно-христианские ереси конца IV и V ст     Первая лекция была посвящена указанию пособий при изучении Церковной истории. Вот эти пособия: Сочинения Неандера, Куртца, Шаффа и Альцога – на немецком языке. Сочинение Куртца, сокращенное (есть на русском языке в переводе Рудакова) самое удобное, но оно, как и все другие, не удовлетворяет Министерской программе. На русском языке – семинарское руководство Евграфа Смирнова. По историографии на русском языке единственное сочинение профессора Московской Духовной Академии Лебедева, обнимающее только часть предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

+ Устюжская – Благовещение, 1290 года, 8 июля Утешительница Скорбящих, 24 октября + Утоли моя печали, 1640 г., 25 января Фалковичская, 15 августа + Феодоровская – 1239 г., 14 марта Феодоровская – в с. Дмитровец, 1812 г., 14 марта + Феодоровская-Городецкая, 14 марта Феодоровская-Костромская, 1613 г., 16 августа + Феодотьевская, 1487 г., 2 июля Филафет – Правдолюбие, 15 августа + Филермская, 1799 г., 12 октября Флорищевская- Владимирская, 26 августа + Хахульская, 15 августа + Холмская, XIII века, 8 сентября Христофоровская, XVI века, 28 июля + Царевококшайская-Мироносицкая, 1647 г., 1 мая + Цареградская, 25 апреля Цареградская, 1071 г., 17 сентября + Цесарская, 792 г., 9 апреля Цесарская-Боровская, 30 мая + Целительница Целительница, IV века, 18 сентября + Цикланская, IV века, 15 августа + Ченстоховская, 6 марта Ченстоховская – в Сыроватке, 6 марта + Черниговская-Гефсиманская, 1860 г., 1 сентября Черниговская-Елецкая, 1060 г., 5 февраля Черниговская-Ильинская, 1658 года, 16 апреля Честнокрестная – в г. Грубешове, 14 сентября + Чирская, или Псковская, 1420 года, 16 июля Численская + Численская, 30 октября Чистительная, IV века, 9 июля Чудесно изобразившаяся – в Молдавии + Чухломская, или Галичская, 1350 г., 20 июля Шестоковская, 6 марта + Шуйская Одигитрия, 28 июля Шуйская-Смоленская, 11 июля + Югская, 28 июля + Явление Пресвятой Богородицы пономарю Георгию, 1383 г., 14 августа + Явление Пресвятой Богородицы прп. Сергию, XIV века, 24 августа Якобштадтская Яноборская, в неделю Всех святых + Ярмарковая, или Густынская0 + Ярославская, XIII века, 8 июня + Ярославская-Казанская, 1588 г., 8 июля Ярославская-Печерская, 14 мая Яскинская, 682 г., 3 мая Ястребская, IV века, 9 июля + Яхромская, 1482 г., 14 октября3 Читать далее Источник: ΙSΒΝ 978-5-91459-006-9. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон. Сост. София Снессорева. — М.: Терирем, 2010. — 640 с. УДК 271.22-526.62. ББК 86.372

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Композиционная схема донаторского или ктиторского портрета с изображением Христа и предстоящих Ему высокопоставленных лиц была хорошо известна в Киевской Руси уже со второй четверти XI века, о чём свидетельствует частично сохранившаяся фреска Софийского собора в Киеве, воспроизведённая в рисунках XVII века с учётом ныне утраченной её центральной части. О том же даёт представление и выходная миниатюра Изборника Святослава 1073 года, равно как и одна из миниатюр, добавленных вскоре после 1073 года к латинской Трирской Псалтири (около 983 года), принадлежавшей тогда Гертруде — жене киевского князя Изяслава 16 . Восседающему на троне Христу предстоят венчаемые Им сын и невестка этой княжеской четы — Ярополк и Кунигунда. Ярополк в 1086 году был убит, и позже его память была внесена в Месяцеслов под 22 ноября как святого. Однако его иконы неизвестны, и, таким образом, упомянутое портретное изображение не было использовано в сакральном искусстве, поскольку почитание Ярополка никогда не носило даже определённо выраженный локальный характер: оно скорее осталось лишь зафиксированным в письменных памятниках. Примеры позднего изображения князя Владимира на иконах позволяют утверждать, что иконописные образы не всегда следуют ранним портретным прототипам. Вероятно, так дело обстоит и с внешностью скончавшегося в 1299 году псковского князя Довмонта-Тимофея, представленного на иконе второй половины XVI века, повторяющей оригинал XIII века, может быть, лишь в его общей композиционной схеме 17 . В тверской рукописи Хроники Георгия Амартола, датируемой первой третью XIV века, находится миниатюра, изображающая тронного Христа с предстоящими Ему великим князем Михаилом Ярославичем Тверским и его матерью Оксинией 18 . Князь Михаил выглядит молодым, с короткой окладистой бородой и коротко подстриженными волосами. Как известно, 22 ноября 1318 года он был убит по проискам московского князя Георгия Даниловича в Орде, и уже вскоре началось его местное церковное почитание в Твери 19 . На наиболее ранних иконописных изображениях Михаила Тверского, относящихся к концу XVII века, он обычно представлен с епископом Арсением либо с княгиней Ксенией 20 . Здесь налицо портретная типология, хотя и с заметно смягчёнными чертами, стирающими индивидуальность. Иконы XIX века более схематичны даже по отношению к образцам XVIII века, поддерживающими представление об иконографической традиции.

http://pravmir.ru/ikonografiya-russkih-s...

В иконописном подлиннике XVIII века под 22 июля об Анне Кашинской сказано: «Подобием аки Евдокия, в схиме, мантия багряная, исподняя зеленая». В Воскресенском соборе Кашина находился древний чтимый образ святой. В сохранившихся прорисях с икон XVII-XIX веков святая представлена старицей в монашеской мантии и куколе, с поднятыми в молении руками, в рост; на одной из прорисей – на архитектурном фоне, где помещен сюжет ее жития. Поясное прямо-личное изображение Анны Кашинской в мантии и схиме, без нимба, с прижатой к груди правой рукой и свитком в левой, имеется на литографии второй половины XIX века с подписью: «Изображение благоверной великой княгини Анны Кашинской». Известно, что во время коронационных торжеств императора Александра III ему была поднесена в Твери икона Анны Кашинской. В росписи конца XIX века в Анастасиином Богоявленском монастыре Костромы святая была изображена среди русских праведниц, в княжеских одеждах и венце. Существовали иконы-картины «Прощание благоверного князя Михаила Тверского с благоверной княгиней Анной и детьми». Наиболее распространенный иконографический извод появился, очевидно, после восстановления почитания Анны Кашинской в начале XX века: молодая княгиня в схиме, прижав правую руку к груди, с четками в левой, стоит на берегу реки Кашинки, склонив голову перед благословляющим ее Христом в облачном сегменте; слева Воскресенский собор с колокольней (1817), где почивали мощи святой. К этому изводу относятся икона начала XX века над ракой с мощами Анны Кашинской в Вознесенском соборе Кашина, многочисленные аналойные иконы 10-х годов XX века, некоторые с частицами мощей – например, образ в церкви мученика Иоанна Воина на Якиманке в Москве. На образе Божией Матери «Знамение» и иконе «Собор святых благоверных князей и княгинь Всероссийских» 10-х годов XX века (Государственный Эрмитаж), фирмы Оловянишникова, Анна Кашинская изображена в верхнем ряду, среди святых русских князей и княгинь. Редким памятником является икона «Святые Исаакий Далматский и Анна Кашинская» (1911; Государственный истории религии), написанная в Санкт-Петербурге к 50-летнему юбилею со дня освящения Исаакиевского собора (1858) и новому прославлению Анны Кашинской. В Вознесенском соборе Кашина в настоящее время хранятся ростовая икона святой и шитый покров 1900-х годов; в церкви апостолов Петра и Павла находится деревянная рака 1906 года – дар угличских хоругвеносцев (вместо сгоревшей в 1905 г.). Икона «Святая Анна Кашинская» 1900-х годов (Государственная Третьяковская галерея) письма художника В.М. Васнецова была подарена княгине Анне Куракиной в 1910 году: святая изображена в интерьере облаченной в полную схиму, правая рука поднята для крестного знамения, в левой – книга. К паломническим иконам относится небольшой поясной образ начала XX века (Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева). Образ Анны Кашинской присутствует в композиции «Собор русских святых» (1814 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Сахарова О.М. (Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник). Иконы второй половины XVII века из Входоиерусалимской церкви в Переславле Рязанском в собрании Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. — Казаринова Н.В. (Пермская художественная галерея). Икона «Святой Нифонт, в житии» конца XVII — начала XVIII века из собрания Пермской художественной галереи и борьба со скоморохами. —Пуцко В.Г. (Калужский художественный музей). Святые простолюдины в русской иконографии XVII-XVIII веков. 11 октября. Утреннее заседание. — Тарабарина Ю.В. (НИИТАГ). Собор Алексеевского монастыря в Чертолье. — Вдовиченко М.В. (НИИТАГ). Успенский собор в Смоленске: этап строительства XVII века. — Седов В.В. (Институт археологии РАН, МАРХИ). Новгородские формы собора Зеленецкой пустыни. — Мерзлютина Н.А. (ЦМиАР). Успенская церковь в Воронеже: К вопросу о двустолпных храмах XVII века. — Масиель-Санчес Л.К. (НИИТАГ). Свет Лавры in partibus infidelium: «украинизмы» в архитектуре Сибири второй трети XVIII века. — Алитова Р.Ф. (Музей-заповедник «Ростовский Кремль»). Казанская церковь в селе Курба и реминисценции «нарышкинского» стиля в русской архитектуре второй половины XVIII века. — Никитина Т.Л. (Музей-заповедник «Ростовский Кремль»). Монументальная роспись Казанской церкви в селе Курба — памятник ярославской стенописной традиции. — Тихомирова Е.Л. («Костромареставрация»). Стенопись Ильинской церкви села Яковлевского Костромского района — неизвестный памятник первой четверти XIX века. Дневное заседание. — Ченцова В.Г. (Институт всеобщей истории РАН). Привоз в Москву иконы Влахернской Богоматери: предварительные замечания к изучению греческих грамот. — Чеснокова Н.П. (Институт всеобщей истории РАН). К вопросу об иконах Христианского Востока в Москве в середине XVII века (по документам Посольского приказа). — Комашко Н.И. (ЦМиАР). Русские иконы XVI-XVIII веков в Румынии. — Пискун Ю.А. (Белорусская государственная академия искусств). Иконопись Полесья. — Кондратюк А.Ю. (Киево-Печерский заповедник). Опыт исследования стенописей украинского барокко в семантическом аспекте.

http://patriarchia.ru/db/text/150204.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010