Глава 12 1–9. Три дня в лагере Олоферна. 10–20. Пир с приглашением Иудифи. Иудиф.12:1 И приказал ввести ее туда, где хранились серебряные сосуды его, и велел ей пользоваться пищею от стола его и пить вино его. 1 . «Туда, где хранились серебряные сосуды его…», т.е. в столовую комнату, для которой эти сосуды были также богатым украшением. Иудиф.12:2 Но Иудифь сказала: не буду есть этого, чтобы не было соблазна, но пусть подают мне то, что принесено со мною. 2 . Надлежит отметить здесь мудрую осторожность Иудифи при объяснении причин отказа от пищи Олоферна. Она избегает обнаружить свое нерасположение к пище язычников, как нечистых с точки зрения позднейшего иудея, а переводит центр тяжести на род самой пищи, запрещенной Богом в законе иудейском. Это должно было еще более укреплять доверие к Иудифи, только что объяснявшей свое бегство от иудеев именно ревностью к закону, подвергавшемуся опасности подобного же нарушения вкушением священного, неприкосновенного. Иудиф.12:3 Олоферн сказал ей: а когда истощится то, что с тобою, откуда мы возьмем, чтобы подавать тебе подобное этому? Ибо среди нас нет никого из рода твоего. 3 . «Среди нас нет никого из рода твоего», т.е., кто бы мог добыть законную пищу и уметь приготовить ее для Иудифи согласно ее вкусам и убеждениям. Иудиф.12:4 Иудифь отвечала ему: да живет душа твоя, господин мой; раба твоя не издержит того, что со мною, прежде, нежели Господь совершит моею рукою то, что Он определил. 4 . «Да живет душа твоя, господин мой!» – особый род клятвы, укрепляющейся на силе пожелания здравия тому, пред кем клянутся и кого желают видеть непременным свидетелем исполнения того, что подтверждается этой клятвой. «Раба твоя не издержит того, что со мною, прежде, нежели Господь совершит моею рукою то, что Он определил». Таким искусным двусмысленным выражением Иудифь обозначает самый предмет или содержание клятвы, рассеивающей последние сомнения Олоферна. Замечательна здесь также та уверенность, с какою Иудифь трактует задуманное ею дело, как дело непосредственно руки и определения Божия. Очевидно, так может говорить и действовать только истинная избранница и посланница Божия, как бы ни рассуждать о намерениях ее историка, давшего столь назидательное и увлекательное о ней повествование.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 1–12. Ассирийский царь Навуходоносор объявляет войну мидийскому – Арфаксаду, с союзными ему народами. 13–16. Поражение Арфаксада и смерть. Разрушение его столицы (Екбатан). Торжество Навуходоносора. Иудиф.1:1 В двенадцатый год царствования Навуходоносора, царствовавшего над Ассириянами в великом городе Ниневии,– во дни Арфаксада, который царствовал над Мидянами в Екбатанах: 1 . Начало 1-го стиха имеет свое прямое продолжение в 5-м стихе, вставка же об Арфаксаде (со второй половины 1-го стиха по 4-й включительно) – есть как бы вводное предложение, знакомящее точнее с некоторыми побочными обстоятельствами и временем повествуемого события. Вместо «12-го» года Сирийский текст имеет 13-й. Навуходоносор, царь Ниневии, есть – быть может – Ассурбанипал (667–647). Правда, ни один из ассирийских царей не носил имени Навуходоносора (значение имени: «да покровительствует короне Небо!»), потому что бог Небо почитался лишь в Вавилонии. Однако, так как Ассурбанипал царствовал над обеими странами, Ассирией и Вавилонией, естественно было бы, если б он, в качестве вавилонского царя, принял и имя Навуходоносора, служившее выражением почтения богу страны. Надписи того времени, открытые при раскопках и прочитанные, рассказывают об Ассурбанипале, что именно он победил мидян и потом, после этой победы, пожелал восстановить свою власть над всей западной Азией, возмутившейся против него – от Лидии, где царствовал Гигес († 650 г.), до Мемфиса в Египте, где царствовал Псамметих I († 617 г.), сын Нехао I († 666 г.). Арфаксад – есть, быть может, имя, измененное переписчиками из Фраорта или Афраата (617–625), преемника Дейока (700–647), царя мидийского. Иудиф.1:2 и построил вокруг Екбатан стены из тесаных камней, шириною в три локтя, а длиною в шесть локтей; и сделал высоту стены в семьдесят, а ширину в пятьдесят локтей, Иудиф.1:3 и поставил над воротами башни во сто локтей, имевшие в основании до шестидесяти локтей ширины; Иудиф.1:4 а ворота, построенные им для выхода сильных войск его и для строев пехоты его, поднимались в высоту на семьдесят локтей, а в ширину имели сорок локтей:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 5 1–5. Удивленный известиями о приготовлениях израильтян к сопротивлению, Олоферн справляется о них у Ахиора, вождя аммонитян. 6–21. Речь Ахиора об израильтянах. 22–24. Неблагоприятное впечатление речи на все собрание. Иудиф.5:1 Между тем Олоферну, военачальнику войска Ассирийского, дано было знать, что сыны Израиля приготовились к войне: заложили входы в нагорную страну и укрепили стенами всякую вершину высокой горы, а на равнинах устроили преграды. 1 . Приготовления иудеев к сопротивлению, конечно, были смешны до ничтожества, при такой огромности войск Олоферна и таком количестве пройденных ими победоносно ниспроверженных царств и народов. Нет сомнения, и для иудеев это было ясно до очевидности. Но чем очевиднее было ничтожество их приготовлений к защите, тем идейнее и трогательнее был этот слабый порыв к кровавой борьбе за свои священные достояния, – порыв, со всею своею могучей силою заявивший себя в столь трогательном взыскании Божественной помощи. Иудиф.5:2 Он весьма разгневался и, призвав всех начальников Моава и вождей Аммона и всех правителей приморской страны, сказал им: Иудиф.5:3 скажите мне, сыны Ханаана, что это за народ, живущий в нагорной стране, какие обитаемые ими города, много ли у них войска, в чем их крепость и сила, кто поставлен над ними царем, предводителем войска их, Иудиф.5:4 и почему они больше всех, живущих на западе, упорствуют выйти мне навстречу? 2–4. Желая иметь, очевидно, неизвестные дотоле сведения об Израиле, его стране, военных крепостях и силах и о причинах его упорства, Олоферн собирает «всех начальников Моава и вождей Аммона и всех правителей приморской страны» и требует от них этих сведений. Как ближайшие соседи Израиля, они более других осведомлены обо всем этом, и своею многочисленностью и разноплеменностью должны были придать этим сведениям особенную ценность, всесторонность и обстоятельность. Многие находили невероятным, чтобы Олоферн сам ничего не слыхал и не знал об Израиле ранее. Однако неестественного в этом ничего нет ввиду вообще тогдашней замкнутости и малозаметности Израиля среди остального мира. Даже походы Ассирии в Самарию и Иудею мало способствовали более близкому ознакомлению с ними других восточных народов, ввиду того, что сама Ассирия составляла едва лишь 1/22 часть царств западной Азии. Судя по тому, что Олоферн, как указывает это имя, был арийского, а не семитического происхождения, можно не сомневаться, что ему еще менее, чем остальным ассирийцам, было известно все, что касалось израильтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 15 1–7. Иудеи преследуют и поражают врагов. 8–10. Первосвященник и старейшины иерусалимские приходят «видеть Иудифь и приветствовать ее» благословениями. 11–14. Торжества народные по случаю победы. Иудиф.15:1 Когда бывшие в шатрах услышали о том, что случилось, то смутились, Иудиф.15:2 и напал на них страх и трепет, и ни один из них не остался в глазах ближнего, но все они бросившись бежали по всем дорогам равнины и нагорной страны. 1–2. «Ни один из них не остался в глазах ближнего». Каждый видел в другом усугубление своего страха, и в одиночном бегстве думал найти вернейшее спасение, облегчая для иудеев довершение поражения по отдельным маленьким частям. Такой смысл могут представлять приведенные слова. Можно понимать их и так, что бегство было всеобщее, без всяких исключений и одинаково у всех поспешное и беспорядочное. Иудиф.15:3 И расположившиеся лагерем в нагорной стране около Ветилуи также обратились в бегство. Тогда сыны Израиля, каждый из них воинственный муж, погнались за ними. 3 . «Расположившиеся лагерем в нагорной стране около Ветилуи» – т.е. идумеи и аммонитяне, ср. Иудиф. 7:18 . Иудиф.15:4 Озия послал в Ветомасфем, Виваю, Ховаю и Холу и во все пределы Израильские, чтобы известить о совершившемся и чтобы все погнались за неприятелями для истребления их. 4 . «Озия послал в Ветомасфем, Виваю, Ховаю и Холу» – см. выше, к Иудиф. 4:4 . Иудиф.15:5 Как скоро услышали об этом сыны Израиля, все дружно напали на них и поражали их до Ховы; равно и пришедшие из Иерусалима и из всей нагорной страны, так как им возвещено было о том, что случилось в стане врагов их, и из Галаада и Галилеи, со всех сторон наносили им большое поражение, доколе они не прошли за Дамаск и за пределы его. Иудиф.15:6 Прочие жители Ветилуи напали на стан Ассирийский, разграбили его и весьма обогатились. Иудиф.15:7 А сыны Израиля, возвратившиеся от поражения, овладели остальным; и села и деревни в нагорной стране и на равнине получили большую добычу, потому что ее было весьма многое множество.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Слава — 1) слава человеческая — высокая степень признания; почетная известность; сложившееся мнение о ком-либо, чём-либо, молва; 2) хвала (например, в случае употребления этого слова в форме возгласа: слава Богу — хвала Богу ( Ис.24:16 )); 3) предмет восхищения ( Иудиф.15:9 ); 4) слава Божия — Божественное действие ( Исх.24:16 ); явление Бога, видимый знак особого Божьего присутствия ( Исх.16:10 ); 5) или статия — одна из трёх частей, на которые делится каждая из 20 частей ( кафизм ) Псалтири . Слава славе рознь Многие люди, живя земной жизнью, мечтают прославиться. Одни ищут славы в текущей земной жизни, другие хотят запечатлеть свое имя в истории и в памяти потомков. Плохо это или хорошо? Обратимся к Священному Писанию . Одно из наиболее ранних библейских упоминаний о людях, овеянных человеческой славой, находится в Книге Бытия и относится к древним исполинам : «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» ( Быт.6:4 ). Исходя из контекста повествования видно, что славными исполины выглядели лишь в очах своих современников. Согласно же Божественной оценке, они были грешниками, преступниками: «мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» ( Быт.6:5 ). По этой причине, в соответствии с Промыслом Божьим , они были уничтожены водами потопа, как злодеи. Так слава их обратилась в бесславие. Другой характерный пример связан со строительством представителями послепотопного человечества Вавилонской башни. Как известно, одной из приоритетных целей возведения башни было достижение земной славы. Об этом свидетельствовали сами строители: «построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя»  ( Быт.11:4 ). Так в погоне за земной славой люди, впервые в истории человечества, организовали всеобщий бунт против Бога. Вмешательство Божье не позволило им осуществить дерзкий замысел. Из представленных выше примеров видно, что по крайней мере не всё то, что почитается славным в кругу людей, славно и в очах Вседержителя . В Книге Притчей Соломоновых, как бы в подтверждение сказанному, так прямо и указывается, что поиск земной славы ради славы может ознаменоваться бесславием: «Как не хорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава» ( Притч.25:27 ). Кроме того, не всякая слава безвредна для духовно-нравственного состояния человека.

http://azbyka.ru/slava

иером. Иаков (Цветков) На преполовение пятидесятницы 52 Кондак, глас 4-й. Подоб.: Вознесыйся... В преполовение законнаго праздника, Ты, всех Творец и Владыка, к предстоящим глаголал, Христе Боже: «Приидите и почерпните воду безсмертия». Посему припадаем к Тебе и верно вопиям: «Даруй нам щедроты Твоя, ибо Ты – источник жизни нашея. Икосы: (Τν χερσωθεισαν) Токами кровей Твоих ороси мою душу изсохшую от бездождия прегрешений, и соделай ее плодоносною добродетелями. Ибо Ты, Всесвятый Слове Божий, рек, чтобы все приходили и почерпали воду нетления, живую и очищающую грехи воспевающих славное и божественное Твое возстание, подай, Б лаже, поистине с высоты пришедшую силу (Пресвятаго) Духа ученикам Твоим, ведущим Тебя как Бога. Ибо Ты источник жизни нашея. ( τ Μωσει) Явившийся на горе Синайской Моесею, и начертавший ему скрижали закона, ныне осуждается от Иудеев как оскверняющий субботы; и терпит (φρει) Человеколюбец, благодеющий, врачующий всех заболевших неисцельно и преисполненных вином нечестия (ινω μαρτας), 53 изливающий на них (Свою) Кровь и воду, истекшия из животворящаго ребра Его, и подающий оныя верующим во оставление греьхов ибо Ты источник жизни нашея. (´Υδωρ ιθρων) Содержаний воду воздушную ( Быт.1:7 ) дланями и Правящей глубинами (человеческаго) сердца ( Иудиф.7:14 .), Слово Безначальнаго Отца, просит воды от бедной жены, и дарует ей воду отпущения (грехов): ибо, на Котораго она взирала как на (обыкновеннаго) человека, Того она после проповедует как (всех) Царя и Предведца, Бога и вместе человека. Посему и мы, подражая ныне ей, и непрестанно прося себя» у Христа воды покаяния, отступим от всякою зла; ибо Он есть источник жизни нашея. 52 Переведено с греч. из Anal, sacra. Творение неизвестного песнописца. Кондак и теже икосы находятся и в Афонском кондакарии (См. кондакарии архим. Амфилохия, стран.: 149 и 197). 53 Κα τν ντων πεπληγμνους π τς αμαρτας. Кроме сего, разночтений не встречается, в Афонском кондакарии. Читать далее Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Тест: Ветхий Завет Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем. Правильный ответ: null Верно! Комментарий: Олоферн – военачальник царя ассирийского Навуходоносора, после покорение соседних с Иудею народов явился под стенами города Ветилуи и довел его до последней крайности; но был поражен рукою мужественной и богобоязненной иудеянки Иудифи, спасшей таким образом свой город от погибели ( Иудиф.13:6-8 ).   Голиаф – исполин-силач, на поединок с которым вышел Давид. Молодой Давид, будущий царь Иудеи и Израиля победил Голиафа с помощью пращи, а затем отрубил ему голову ( 1Цар.17:49-51 ). Победой Давида над Голиафом началось наступление израильских и иудейских войск, которые изгнали со своей земли филистимлян ( 1Цар.17:52 ).   В тюрьме, где сидел Иосиф, сидели виночерпий и хлебодар. Однажды они видели сны. Виночерпию снилось, что он собрал с трех виноградных лоз ягоды, выжал из них сок в чашу и подал фараону. Хлебодар же видел, будто он нес на голове три корзины с хлебом, и птицы прилетали и клевали из них. Иосиф объяснил эти сны. Виночерпию он сказал, что через три дня фараон простит его, и он снова будет виночерпием, а хлебодару сказал, что фараон через три дня велит его повесить, и птицы будут клевать его тело. И все исполнилось так, как сказал Иосиф ( Быт.40:16-19 ).   Иаиль – жена Хевера кенеянина, поразившая Сисару, военачальника Иавина, царя асорского. Разбитый и преследуемый победоносным Вараком, военачальник враждебного евреям ханаанского царя Иавина Сисара укрылся в шатре Иаили, которая сперва напоила его молоком, а после того как он уснул, взяла кол от шатра и молот, подошла к спящему Сисаре и вогнала кол ему в висок с такой силой, что он пробил череп Сисары и пригвоздил его к земле ( Суд.4:21 ). Последующие сорок лет были мирными для Израиля. Подвиг Иаили запечатлен в библейской песне Варака и Деворы. Ответить Правильных ответов: Ошибочных ответов: Вы неправильно ответили на следующие вопросы: Похожие тесты 6 комментариев Популярное Сейчас в разделе 51  чел. Всего просмотров 15 млн. Всего записей 344 Подписка на рассылку ©2024 Богословие в тестах к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/test/vethij-zavet

Глава 3 1–5. Посольство испуганных жителей приморской страны к Олоферну с изъявлением покорности. 6–10. Прибытие Олоферна в окрестные Иудее страны и введение в них культа Навуходоносора. Иудиф.3:1 И послали к нему вестников с таким мирным предложением: Иудиф.3:2 вот мы, рабы великого царя Навуходоносора, повергаемся перед тобою: делай с нами, что тебе угодно. Иудиф.3:3 Вот перед тобою: и селения наши, и все места наши, и все нивы с пшеницею, и стада овец и волов, и все строения наших жилищ: употребляй их, как пожелаешь. Иудиф.3:4 Вот и города наши и обитающие в них – рабы твои: иди и поступай с ними, как будет глазам твоим угодно. 1–4. «Поступай (с нами и со всем достоянием нашим) как будет тебе угодно!» – в смысле умилостивительном, в целях возбуждения сострадания. И действительно, в описании действий Олоферна в приморской стране нет, напр., таких ужасающих подробностей, какие приводятся выше, II гл., 26–27 ст. По-видимому, Олоферн ограничился здесь лишь тем, что уничтожил прежнее богопочитание приморцев и навязал им нового бога – Навуходоносора, что более всего, конечно, должно было навести ужас на соседнего Израиля, боявшегося и для себя той же участи. Иудиф.3:5 И пришли к Олоферну мужи и передали ему эти слова. Иудиф.3:6 Тогда он пришел в приморскую страну с войском своим, окружил высокие города стражею и взял из них отборных мужей в соратники себе. Иудиф.3:7 А они и вся окрестность их приняли его с венками, ликами и тимпанами. 5–7. В то время как у других народов Олоферн «избил» даже и «всех юношей их острием меча», к приморцам и здесь он является как будто более гуманным, позволив себе пополнить ими свое войско. К этой гуманности могли располагать Олоферна приморцы и своим подкупающим отношением, повсюду принимая его с венками, ликами и тимпанами. Иудиф.3:8 Он же разорил все высоты их и вырубил рощи их: ему приказано было истребить всех богов той земли, чтобы все народы служили одному Навуходоносору, и все языки и все племена их призывали его, как Бога. 8 . «Рощи» – с посвященными Астарте деревами ( 2Пар. 14:2 ). Иудиф.3:9 Придя к Ездрилону близ Дотеи, лежащей против великой теснины Иудейской, 9 . «Близ Дотеи». Вместо «Дотеи» ( Δωταα) – стоит в других местах ( Иудиф. 4:6, 7:3, 8:3 ), евр. ??? ( Быт. 37:17 ; 4Цар. 6:13 ). Иудиф.3:10 он расположился лагерем между Гаваем и городом Скифов и оставался там целый месяц, чтобы собрать весь обоз своего войска. 10 . «Между Гаваем» – Γαιβα – Γεβλ, Γαβα – испорченное евр. ??? – горная цепь и деревня. «Город Скифов» – Скифополь, древний евр. ???. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 2: Исторические книги. - 1054 с./Книга Иудифи. 992-1052 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

протоиерей Николай Попов Патриархи народа еврейского Призвание Богом Аврама, первое обетование Божие ему, переселение его в Харран и из Харрана в землю Ханаанскую (3469 год от сотворения мира, 2040 год до Рождества Христова) 71 Когда между людьми стало распространяться идолопоклонство, Бог, для сохранения истинной веры в Него, избрал Аврама, одного из потомков Сима. Отец Аврама, Фарра, жил в Месопотамии, в Уре Халдейском 72 . У него были три сына: Аврам, Нахор и Аран. Аран родил Лота и умер. Бог явился Авраму и сказал: «выйди из земли твоей, и из родства твоего, и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя; и благословятся в тебе все племена земные» 73 . Поэтому Фарра взял Аврама, жену его Сару и Лота и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дошедши до Харрана, остановился там и умер. По смерти Фарры, Аврам, по повелению Божию, с женою своею Сарою и племянником Лотом переселился в землю Ханаанскую 74 . Когда Аврам дошел до дубравы Мамре, до места, где впоследствии был город Сихем, явился ему Бог и сказал: «Потомству твоему отдам Я землю эту». Аврам создал там жертвенник Богу. Другой жертвенник он поставил около того места, где потом был Вефиль. Отсюда Аврам пошел со своими стадами к полудню, затем, по случаю голода, отправился в Египет. Здесь, боясь, что могут убить его, чтобы отнять у него Сару, которая отличалась красотою, он выдавал ее за сестру свою, и здесь она едва не стала женою фараона 75 . Из Египта он возвратился к Вефилю ( Быт. 11:26–32, 12, 13:1–4 ; Деян. 7:2–4 ; Иудиф. 5:5–9 ). Разлучение Аврама с Лотом. Плен Лота и освобождение его из плена. Мелхиседек. Бог вступает в завет с Аврамом. Агарь. Рождение от Агари Измаила У Аврама и Лота было так много скота, что они не могли жить вместе. Между пастухами Аврамовыми и Лотовыми произошло несогласие; потому Аврам сказал Лоту: «Чтобы не было раздора между нами, отделись от меня. Если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево». Лот выбрал себе равнину Иорданскую, которая была прекрасна, как сад Господень, раскинул на ней шатры свои и поселился в городе Содоме. Аврам двинулся и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

п. С другой стороны, в Вульгате встречаются, сравнительно с греческим текстом, пропуски и сокращения. Так, в Вульгате в значительно-сокращённом виде излагается первая глава книги [сн. греч. ( Иудиф.1:7–10 ) с Вульг. 1, 7–9; греч. ( Иудиф.1:12 ) с Вульг. 1, 12] и речь Навуходоносора, сказанная им пред отправлением Олоферна в поход против непокорных народов [сн. греч. ( Иудиф.2:8–13 с Вульг. II, 5–6]. Вульгата умалчивает о великом множестве союзников в Олоферновом войске ( Иудиф.2:20 ), о разрушении храма иерусалимского ( Иудиф.5:18 ), о недавнем возвращении всего иудейского народа из плена и об освящении дома Господня с его принадлежностями от осквернения ( Иудиф.4:3 ). Она не говорит также о пребывании старейшин всего народа израильского в Иерусалиме ( Иудиф.4:8 ), о позициях, занятых сынами Исава, Аммона и десятью тысячами ассириян при осаде Ветилуи ( Иудиф.7:17–18 ), о месте погребения Манассии, мужа Иудифи ( Иудиф.8:3 ), о праздновании дней пред субботами и новомесячиями ( Иудиф.8:6 ), о страшном опустошении всей Иудеи и разграблении святынь иудейских, как неизбежном следствии сдачи Ветилуи в руки врагов ( Иудиф.8:21–23 ), об известной всему народу мудрости Иудифи и о неминуемой нужде сдать город неприятелям, с согласия старейшин ( Иудиф.8:29–30 ), об убиении иноплемённых князей на постелях их, о поражении рабов подле владетелей и владетелей на тронах их за совершённое ими осквернение девы ( Иудиф.9:2–3 ), о просьбе Иудифи отворить ей ворота и об исполнении этой просьбы ( Иудиф.10:9 ), о торжественном хоре израильских женщин в честь Иудифи ( Иудиф.15:13 ) и т. п. – Встречаются ещё разности в собственных именах и числах. Так, в Вульгате стоит Jadason вместо δσπην (I, 6), Cedar вместо Γαλαδ (I, 8), Jesse вместо Γεσμ (I, 9), Eliachim вместо ωακεμ. [IV, 5, гр. ( Иудиф.4:6 )], Charan вместо Χαναν (V, 9), Idox, Oziae, Elai, Jamnor, Raphaim, Achitob, Melchiae, Enan, Nathaniae, Salathiel, Simeon, Ruben вместо ξ, ζιλ, λκα, νανου, Ραφαν, κυθν, λιο, λιβ, Ναθαναλ, Σαλαμιλ, Σαλασαδα, ελ (VIII, 1); место жительства Иудифи в греческом тексте постоянно называется Βαι(ε)τυλοα ( ), а в Вульгате – Bethulia (VI, 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010