Моав – это сын от отца. То есть она гордится, она кичится, что родила от собственного отца!.. Она не стыдится – она как содомлянка! О грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло (Ис. 3, 9). И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми [говоря: он сын рода моего]. Он отец Аммонитян доныне (Быт. 19, 38). Бен-Амми – это скромнее уже. Это означает – сын скорби, печали. Здесь уже трагедия: она осознает, что она натворила. От Моава произойдут моавитяне, от Бен-Амми – аммонитяне. Из моавитян, племени, которое возникло через кровосмешение, через много-много поколений выйдет одна праведная душа. Это Руфь Моавитянка. Через много-много поколений, потому что грех не сразу выходит из родовых линий. И Руфь присоединится к еврейскому народу, пройдет очищение и станет прабабкой царя Давида. Жена Моисея, Сепфора, тоже произошла от моавитян. Что до аммонитян – когда евреи во время Исхода приблизятся к ним, Бог предупредит израильтян: …не вступай с ними во вражду, и не начинай с ними войны, ибо Я не дам тебе ничего от земли сынов Аммоновых во владение, потому что Я отдал ее во владение сынам Лотовым (Втор. 2, 19). Лот же ведь племянник Авраама! Несовершенный, но праведник!   Ефрем Сирин . Беседы на Книгу Бытия.   В Ветхом Завете понятие " брат "  понимается в самом широком смысле и начинается от ближайшего родственника даже до единомышленника.  Эти два ангела, очевидно, медлили в пути, ибо путь от Хеврона до Содома не такой продолжительный. Возможно, они медлили, ожидая, что Авраам сможет умилостивить Бога.   Иоанн Златоуст . Гомилии на Книгу Бытия.   Иосиф Флавий . Иудейские древности.   Иоанн Златоуст . Фрагменты.   ЦезарийАрльский . Проповеди.  В этом комментарии Цезаря Арльского содержится ответ на волнующих многих вопрос: почему Бог одним народам открылся в полноте, а другим как бы только приоткрыл двери познания. Арльский проповедник пишет: «Поскольку заслугами он значительно уступал Аврааму, то нет у него откормленного тельца, и таинство Троицы он не признает в трех сатах муки». Похоже, и народы и племена тоже должны иметь некие заслуги, и тогда они смогут познать « всю Троицу, не вечером, но в полдень»  своего нравственного развития и становления.

http://pravoslavie.ru/106201.html

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за проеду, ибо их есть Царство Небесное ( Мф 5:3–10 ). Заповеди Нагорной проповеди резко отличались от ветхозаветных Моисеевых десяти заповедей. Ведь каждая заповедь Моисея представляет собой жесткий запрет: «Не убий!», «Не укради!», «Не пожелай жены ближнего своего!», «Не произноси имени Бога твоего всуе!» Нарушение заповеди – это в буквальном смысле «преступление». Этими законами-запретами со всех сторон был огражден ветхозаветный иудей. Совсем по-другому учит Христос. Не запрет, а побуждение к добродетельности, не угроза наказания, а обещание блаженства. И при этом человеческая этика, которая до сих пор представлялась нормальной, словно вывернута наизнанку. Разве приходит кому-нибудь в голову, что счастлив, а по-евангельски «блажен», не тот, кто богат, а тот, кто нищ? Не тот, кто смеется, а тот, кто плачет? По евангельскому учению это именно так. Более того, сами радость и счастье трактуются не как «награда» и «воздаяние», а как естественное состояние человека, «чистого сердцем» и делающего добро. Тот, кто поступает по заповедям Христа, не только в будущей жизни будет награжден «блаженством» за сотворенные дела. Само исполнение заповедей, сама эта трудная, слезная, до кровавого пота работа и есть для христианина награда и блаженство. Поэтому: блаженны нищие… плачущие… гонимые… Трудно поверить, что это писалось во времена Калигулы и Нерона, римского завоевания Британии и Иудейской войны. К тому же писалось не великими писателями и философами, а простыми галилейскими рыбаками, которые лишь совсем недавно были призваны стать апостолами, то есть «посланниками», нового учения. Писалось не в далекой Палестине, а в Риме, Греции, Эфесе – центрах античной образованности. Так, апостол Марк написал свое Евангелие в 62 году в Риме. Многие историки считали, что оно написано раньше других Евангелий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их», т. е. на Ассура 73 . В другое время, кроме Ахаза, не могло быть речи об «уповании на помощь царя ассирийского. Замечательно, что о помощи Египта и надежде на Египет, с которыми вошел в союз Езекия, отложившись от царя ассирийского, в 10-й главе ничего не упоминается, как постоянно с 20-й главы 74 . А в 10:27 говорится об «ярме» Ассура, лежащем на земле иудейской: это – дань, наложенная на Ахаза Феглаффелласаром ( 2Пар.28:20–21 : «был – Феглаффелласар – в тягость Ахазу»; ср. еще 4Цар.16:7 : «я раб твой», 8 – о дани; 18:7 и Ис.9:4 ). Об «ярме» Ассура, которое сверг Езекия и, вероятно, в начале (о чем ниже) своего царствования ( 4Цар.18:7 ), уместнее было говорить также в царствование Ахаза. Характеристично, наконец, сходство словесного выражения 10-й главы с соседними, написанными при Ахазе. Так, выражения 10-й главы: «поразит тебя жезлом и трость Свою поднимет на тебя, как на Египет» (24 ст.); «поднимет Господь бич на него, как во время поражения Мадиама» (26 ст.), «будет в тот день, снимется с рамен твоих бремя его, и ярмо его с шеи твоей, и распадется ярмо от тука» (27 ст.) встречаются в том же сочетании в одном 4-м стихе главы 9-й; затем ср. 10:19: «дитя будет в состоянии сделать опись» ср. с 11:6; речь о «срубленных» кедрах (10:33) тесно связана с 11:1: – «из усеченного корня»: 10:1–4: «при всем том не отвратится гнев Его и рука Его еще простерта» ср. с 9:12 и др. Равным образом нельзя признать более поздними 75 и поставить вне связи с отделом главы 11:10–12. Глава 12-я составляет самое подходящее заключение отдела, а в главе 11-й предполагается еще существование царства израильского. Выражение 11:13: «прекратится зависть Ефрема, и враждующие против Иуды будут истреблены; Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не будет притеснять (не будет враждовать) Ефрема» подходит только ко времени до падения Самарии (в 6-й год Езекии) и более всего – ко времени сиро-израильской войны (как и пар. 9:19–21) 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

б) Весть второго Ангела: Падение Вавилона ( Откр.14:8 ) 8 И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы. Второй ангел, как глашатай, возвещает падение Вавилона. При этом используется принятое в пророчествах прошедшее время для предсказания того, что произойдет в будущем. «Пал, пал Вавилон, город великий» – это обозначение заимствовано из пророка Даниила, где царь Навуходоносор, расхаживая по своему дворцу, похваляется: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я… силою моего могущества и в славу моего величия!» ( Дан.4:27 ). У Иоанна падение великого Вавилона пророчествует о гибели Рима, который как иудеи, так и христиане стали называть Вавилоном после Иудейской войны 66–70 года Р.Х. В Книге Откровения Рим постоянно называется Вавилоном и никогда прямо – Римом. В древности пророки изображали Вавилон как воплощение власти, похоти, роскоши и греха; в представлении первых христиан из иудеев Вавилон, казалось, возродился в похоти, роскоши и безнравственности Рима. Падение Вавилона перед войсками персидского царя Кира было одним из самых потрясающих событий древней истории. Сами слова, которые употребляет Иоанн, являются эхом тех слов, которыми древние пророки предсказывали падение Вавилона. «Пал, пал Вавилон, и все идолы богов его лежат на земле разбитые» ( Ис.21:9 ). «Внезапно пал Вавилон, и разбился» ( Иер.51:8 ). У Иоанна сказано, что Вавилон «напоил все народы яростным вином блуда своего». В этом предложении слились воедино две ветхозаветные идеи. «Вино» есть одновременно символ как языческого идолослужения, так и суда и гнева Божьего. У пророка Иеремии о Вавилоне сказано: «Вавилон был золотою чашею в руке Господа, опьянявшею всю землю; народы пили из нее вино и безумствовали» ( Иер.51:7 ). Идея сводится к тому, что Вавилон был разлагающей, развращающей силой, завлекшей все народы в какую-то безумную безнравственность. Подразумевается под этим картина блудницы, которая, совращая мужчину, спаивает его, чтобы он уже не мог противостоять ее уловкам (следует заметить, что имя «Вавилон» в других языках – женского рода, как бы «Вавилония»). Таким же был Рим, подобный блестящей блуднице, совращающей весь мир. Но «чаша» символизирует также гнев Божий. Иов говорит о порочном человеке: «Пусть он сам пьет от гнева Вседержителя» ( Иов.21:20 ). Давид в Псалмах говорит о нечестивцах, которые должны пить из чаши, которая в руке Господа:

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Христианская церковь родилась в Иерусалиме, в маленькой общине учеников, соединенных верою в воскресшего Христа и ожидавших его возвращения во славе для суда над миром. Каковы были социальные отношения, установившиеся среди первых христиан? Об этом читаем в «Деяниях Апостолов»: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавали их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (IV, 32– 35). Мы не погрешим против истины, если назовем этот строй братской жизни, где «все было общее», коммунизмом. Из истории Анании и Сапфиры (гл. V) можно видеть, что этот коммунизм не был строго принудительным. Каждый мог сохранить для себя часть имения. Наказывался лишь обман, попытка утаить свое имение от апостолов. Этот свободный коммунизм может быть назван коммунизмом любви (Трельч). Он существует между любящими и супругами, во всякой дружной семье, иногда между преданными друзьями. «Любовь не ищет своего» ( 1Kop. XIII, 5 ), но ищет общения во всем, в небесном и земном, великом и малом. Коммунистические черты встречаются во всяком союзе, рождающемся из любви. Другой особенностью иерусалимского коммунизма была, по-видимому, его нехозяйственность, оторванность от труда и производства. Апостолы и их ученики не собирались устраиваться прочно и надолго на этой земле. Их помыслы были устремлены навстречу грядущему Господу. В молитве и энтузиазме ожидания не удивительно, если материальная сторона жизни осталась в пренебрежении. Мы видим, что апостол Павел устраивает сборы по всем городам в основанных им общинах в пользу «святых» в Иерусалиме. Создается впечатление, что эта община существовала на счет благотворительности других, менее ревностных христиан. Мы не знаем ничего о дальнейшей судьбе иерусалимской коммунистической общины. Она исчезает из истории в страшной катастрофе иудейской войны и разрушения святого города (70 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Вместо переведенного Семьюдесятью имел все перевели отнял. Несчастен Израиль и достоин вечного проклятия, как дошедший до столь глубокого нечестия, что одно только милосердие Божие могло спасти его. Еврейский текст можно читать и в следующем смысле: ты должен погибнуть, Израиль, потому что ничего более тебе не остается, если только не спасет тебя Мое милосердие. Но перевод LXX имеет другой смысл: при разрушении твоем, Израиль, кто поможет тебе, то есть во время плена и крайнего порабощения кто из тех, которых ты считал своими управителями, может оказать тебе помощь? Где твой царь, о котором ты говорил Самуилу: «постави над нами царя, да судит ны, якоже и прочии языки» ( 1Цар. 8:5 ). И когда он не соглашался, ты отвечал: ни, но царь да будет над нами, и будем и мы якоже все языцы: и судити имать нас царь наш, и изыдет пред нами, и поборет... о нас (там же 1Цар. 8:19, 20 ). Так как ты надеялся, что он будет вести войны за тебя, то пусть он теперь поможет тебе в нужде и избавит все города твои от рабства. Где судьи твои? Где цари? Ибо ты говорил: дай мне царя и князей. Поэтому Я дал тебе царя Саула во гневе Моем, так что во дни жатвы Я ниспослал дождь вопреки природе Иудейской страны. И в негодовании Моем Я, говорит, отнял царя, то есть Седекию, так что кого Я дал во гневе, того отнял в негодовании. Другие полагают, что дан был во гневе царь Иеровоам, сын Наватов, а взят в негодовании Осия, последний царь десяти колен. Изъясненное нами [в отношении в прошедшему времени]: Я дал тебе царя и отнял царя во гневе Моем, евреи относят к будущему времени: в то время, говорит, когда ты говорил: дай мне царя и князей, Я отвечал тебе чрез Моисея, что дам его тебе во гневе Моем и отниму в негодовании Моем. Всякий еретик находится в состоянии погибели и обречен на разрушение, потому что кто разрушает храм Божий, того разрушит Господь, и нигде он не может иметь помощи, как только в милосердии Божием, которое достигается чрез покаяние. Царь и судьи еретиков – это диавол и демоны или все представители (principes) превратных учений, которые не могут спасать их во время нужды и бедствия, которые даны во гневе и будут отняты в негодовании, – не потому, что Господь хотел, чтобы они имели таких царей, и Он не отнимет также тех, коих дал согласно с Своим желанием, но потому, что Он представил их собственной воле, чтобы они, насытившись и отолстев, возымели отвращение и как бы извергли чрез ноздри свои и начали ненавидеть тех, за коими следовали с такою ревностию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

—405— человек. на которых упала башня Силоамская и побила их. виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам: но если не покаетесь, все также погибнете ( Лк.13:5 ). Действительно, Иудеи, не уверовавшие во Христа, погибли. Во время Иудейской войны на Иудеях исполнилось проклятие, которым они безрассудно заклеймили самих себя, когда сказали: Кровь Его на нас и на детях наших ( Мф.27:25 ). Напротив, Иудеи, принявшие христианство, спаслись. По свидетельству историка Евсевия Кесарийского 1898 , находившиеся в Иерусалиме и Иудее, христиане, помня предсказание Господне о разгроме Иерусалима, воспользовались Его советом поспешно бежать из Иудеи в горы. Хотя раньше взятия Иерусалима Римлянами не было еще мерзости запустения на святом месте, но, сопоставляя предсказания Иисуса Христа с совершавшимися событиями, они догадались, что время это наступает и что поэтому нужно, ни мало не медля, бежать из Иерусалима и Иудеи в безопасное место, а иначе гибель неизбежна. Они вспомнили слова Иисуса Христа: Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками: тогда знайте, что приблизилось запустение его. Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы ( Лк.21:20:21 ). Приближение Римских войск к Иерусалиму убедило их, что время запустения наступает; и они бежали в город Пеллу, находившийся на границе Иудеи с Сирией и спаслись от тех нестерпимых бедствий и ужасной смерти, которые выпали на долю оставшихся в Иерусалиме. Не оправдались ли на них во всей точности слова Иисуса Христа, что из Иудеи нужно было бежать с величайшей поспешностью, чтобы спастись? Спасение этих благоразумных беглецов не указывает ли на то, что именно в это время совершились те ужасные бедствия, одним из которых было и осквернение святыни, поставление мерзости запустения на святом месте? Вполне исполнилось в это время предсказание Иисуса Христа и относительно тех несчастных, которые или не могли бежать во время из Иудеи, каковы беременные и пи- —406— тающие сосцами женщины, или и не желали, и не думали ни бежать, ни принять других действительных мерь к спасению 1899 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На вопрос: «когда будет конец этих чудных происшествий»? (6) муж в льняной одежде сказал, что к концу времени, а времен, и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого все это совершится (7). Когда же Даниил не понял этих слов, то ему, кроме прочего, было сказано: сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени (9)… Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней (11). Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней (12). Даже и без сравнения этих пророчеств с параллельными местами Нового Завета ясно обнаруживается, что указываемое у Даниила поставление мерзости запустения вместе с прекращением ежедневной жертвы есть не та мерзость запустения, которая была в Иерусалимском храме после завоевания Иерусалима Титом в 70 г. по Р. X: пророчество Даниила, указывая как бы мимоходом на годину мерзости запустения в Иерусалиме после завоевания Иерусалима Римлянами при Тите, изображает другую, более страшную, годину мерзости запустения. Это видно из того, что многие черты пророчества Даниила осуществились только отчасти, или и совсем не исполнились при Иудейской войне, и в ближайшее после нее время. Так, ни Тит, который вел Иудейскую войну со всеми ее страшными последствиями для Иудейского царства и народа, для Иерусалима и храма, ни отец его Веспасиан, бывший в это время императором, по характеру совершенно не походят на царя, изображенного в 11 гл. Даниила. с 21 по 45 ст., и в 12-й гл. Как Веспасиан, так и царствовавший после него Тит были императоры не воинственные, а миролюбивые, просвещенные, добрые и попечительные о благе подданных. В особенности Тит столько любил своих подданных и был так добр сердцем, что считал тот день потерянным, когда не находил случая оказать добро подданным; Римляне прозвали его «отрадой человечества». Жестокости во время Иудейской войны были вызваны упорством самих Иудеев, ко- —414— торых Тит раньше осады Иерусалима убеждал добровольно покориться и не бунтовать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда Иисус Христос окончил молитву, в сад пришел Иуда с толпою воинов и служителей архиерейских. Он предупредил их: «Кого я поцелую, того вы и берите». Затем подошел к Господу и со словами: «Радуйся, Учитель!» Поцеловал Его. Войны взяли Иисуса Христа и повели Его к первосвященникам; апостолы же в страхе разбежались. Ночью у первосвященника Каиафы собрались книжники и старейшины иудейские для суда над Иисусом Христом. Явилось множество лжесвидетелей, но они не могли сказать ничего, за что можно было бы осудить Иисуса Христа на смерть. Тогда первосвященник Каиафа спросил Его Самого: «Скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» Иисус Христос ответил ему: «Да, Я». Каиафа при этих словах разодрал одежды свои и сказал: «На что еще нам свидетелей? Вы сами слышали богохульство. Как вам кажется?» И все ответили: «Повинен смерти». После этого слуги архиерейские вывели Иисуса Христа из дома Каиафы на двор и здесь били Его, плевали Ему в лицо, а некоторые закрывали Ему лицо, ударяли по ланитам и с насмешкой спрашивали: «Скажи нам, Христос, кто ударил Тебя?» Господь терпеливо переносил все это. Суд над Иисусом Христом у Понтия Пилата В пятницу, рано утром, первосвященники повели связанного Иисуса Христа к римскому правителю Понтию Пилату, чтобы он утвердил смертный приговор над Иисусом Христом. Пилат вышел к ним и спросил: «В чем вы обвиняете этого Человека?» Первосвященники и книжники отвечали: «Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе». И начали обвинять, говоря: «Он развращает народ и называет Себя Христом Царем». Пилат допросил Иисуса Христа, но не нашел в Нем никакой вины. Зная, что Его предали из зависти, Пилат обратился к народу и сказал: «У вас есть обычай, чтобы я одного узника отпускал вам на пасху; кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?» Народ, побуждаемый первосвященниками, закричал в ответ: «Не Его, а Варавву!» Варавва же был разбойник. Пилат спросил: «Что же вы хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете царем иудейским?» Все ответили: «Да будет распят!» Тогда Пилат предал Иисуса Христа бичеванию. Воины отвели Его внутрь двора и, привязав к столбу, бичевали; затем в насмешку одели на Него багряную одежду, на голову возложили венец из терновника, дали в руку трость, вместо царского скипетра, становились перед Иисусом Христом на колени и говорили: «Радуйся, царь иудейский!» а затем плевали на Него, и, взяв из рук Его трость, били Его по голове.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010