Смерть Иисуса Христа воспоследовала через тридцать семь лет до разрушения Иерусалима. Есть единогласные свидетельства древности, что три Евангелия были обнародованы и что, по крайней мере, двое из евангелистов умерли за несколько лет до этого события. Списки с Евангелия распространялись в разные стороны так быстро, что всякий обман был бы мгновенно открыт могущественными, многочисленными и бдительными врагами креста. Доказательства в пользу раннего распространения Евангелий столь сильны, что его не отрицают ни Юлиан, ни Порфирий, ни Цельс 86 . Таким образом, истинность и подлинность пророчества имеют непоколебимое основание, и факты, которые их подтверждают, неоспоримы. Иосиф Флавий был один из самых отличных генералов в начале иудейской войны; он был очевидцем повествуемых им фактов; он ссылается на Веспасиана и на Тита относительно истины своей истории; его история получила особенное письменное удостоверение последнего в том, что она верна; она была издана в то время, когда факты были еще новы и гласны, и крайняя заботливость, которую он прилагает, чтобы не упомянуть имени Иисуса Христа в истории иудейской войны, столько же замечательна, как и строгая точность, с которой он описывает происшествия, свидетельствующие о верности предсказаний Иисуса Христа. Немало событий рассказано также Тацитом, Светонием, Филостратом и Дионом Кассием. Различные пророчества Иисуса Христа, по отношению к Иерусалиму, заключаются в следующем: «И вышедши, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здание храма. Иисус же сказал им: видите все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено. Когда же сидел Он на горе Елеонской; то приступили к нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда все это будет, и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус же сказал им в ответ: берегитесь, чтобы никто не прельстил вас. Ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: я Христос. И многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

ст. 41. …В сто семидесятом году (сирийского владычества) снято иго язычников с Израиля... Это произошло, спустя 446 лет после упразднения престола иудейского и после разрушения Иерусалима и храма Соломонова, в шестом году сорок пятой седьмины Данииловой 1147 . Это был 143 год до Р. X., сделавшийся началом нового летосчисления иудейского. Глава 14. Утверждение Симона в достоинстве архиерея и вождя а) Пленение Димитрия Никатора в Персии царем Арсаком (ст. 1–3). б) Мирное и счастливое царствование Симона первосвященника (ст. 4–15). в) Возобновление союза с Римлянами и Спартанцами (ст. 16–24). г) Торжественное утверждение достоинства архиерея и вождя за Симоном и его потомством (ст. 25–49). Ст. 28. …в Сарамели, в великом собрании священников и народа и князей народных и старейшин страны… , утверждено звание вождя и архиерея за Симоном и его потомством... Это было 18-го Елула (августо-сентябрь) 140 г. до Р. X. 1148 Но, что такое Сарамель? По объяснению некоторых, это есть еврейское слово otzar-am-el и значит – «сокровищница народа Божия». Так что избрание Симона произошло, будто-бы, в сокровищнице храма 1149 . Другие же, это слово переводят – «притвор Мелон» 1150 . Ст. 41. …Иудеи и священники согласились, чтобы Симон был у них начальником и первосвященником навек (т. е. в своем потомстве), доколе восстанет пророк верный... «Эти слова народного определения показывали, что пророков, доказавших свое божественное посольство сверхъестественными знамениями, уже давно не являлось. В самом деле, со времени последнего богодухновенного пророка Малахии, современника Неемии, прошло около трехсот лет. Но, тем сильнее была уверенность в пришествие Мессии, и тем живее ожидание видеть Его, или, по крайней мере, слышать провозвестника Его» 1151 . Глава 15. Столкновение Симона Маккавея с царем Антиохом Сидетом а) Благосклонное письмо Антиоха к Симону (ст. 4–9). б) Антиох берет верх над противником своим, Трифоном, и осаждает его в Доре (ст. 10–14). в) Римское посольство с письмами к царям и странам, чтобы не причиняли зла Иудеям, как союзникам римским (ст. 15–24). г) Симон отправляет к Антиоху в Дору вспомогательное войско в 2000 воинов, но Антиох требует от Симона 500 талантов за Иоппию, Газару и крепость Иерусалимскую, и еще 500 – в возмездие за причиненные им разорения в сирских городах (ст. 25–32). д) Отказ Симона, и посольство Антиохом Кендевея, для войны против Иудеи (ст. 33–41).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Мф.24:20 .  Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, (Ср. Мк.13:18 – пропускает слова «в субботу».) У Луки совсем нет этого стиха. Речь о неимоверных трудностях спасения. Заметка у Матфея «в субботу» характерна и отличается чисто еврейским характером. Были случаи, когда иудеев избивали враги только потому, что они не хотели ничего делать в субботу ( 1Мак.2:32–37 ; 2Мак.5:25–26 ). Христос говорит, что бедствие может застигнуть Его учеников в такие дни, когда они будут наслаждаться покоем. Такая речь общего характера носит на себе и несколько специальный колорит, относясь, собственно, к ученикам Спасителя из иудеев. О каком-либо фарисейском соблюдении субботы здесь совсем не говорится. Это просто образное выражение, цель которого была побудить не стесняться даже религиозными установлениями, чтобы избежать опасности. Мф.24:21 .  ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. (Ср. Мк.13:19 ; Лк.21:23 .) Речь Христа очень сходна с Дан.12:1 : «и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени» ( κενη μρα θλψεως οα οκ γενθη φ´ ο γενθησαν ως τς μερας κενης ср. Иер.30:7 ; 1Мак.9:27 ). «Ибо» относят не только к предшествующему (19-му) стиху, но вообще ко всей речи стихов 16–20. Слово «тогда» не относится только ко времени разрушения Иерусалима. Относительно разрушения Иерусалима предсказание Спасителя полностью подтверждается сообщениями Иосифа Флавия в «Иудейской войне». Мф.24:22 .  И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. (Ср. Мк. 13:20 ; Лк. 21:24 .) У Марка речь сходная с Матфеем, у Луки совершенно иначе. По толкованию Августина, под днями понимаются сами бедствия (mala ipsa), подобно тому как в других местах Священного Писания говорится о несчастных, бедственных и лукавых днях ( Быт.47:9 ; Пс.93:13 ; Еф.5:16 ). «Никакая плоть» – гебраизм («ло кал») значит: никто из живущих людей и даже животных. Это, конечно, имеет общий смысл. Но Златоуст думает, что здесь под всякой плотью Спаситель «разумеет иудеев». Предсказание Христа исполнилось над иудеями. Более миллиона их погибло во время осады Иерусалима Веспасианом и Титом, 97 000 отведено в плен. Всего же, если положиться на свидетельства Иосифа Флавия, во время иудейской войны погибло 1 356 460 иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дальнейшие сведения о судьбе Идумеи сохранились уже в книгах Маккавейских. В 1Мак.5:3, 65 сообщается: «Тогда Иуда ополчился против сынов Исава в Идумее, в Акравиме, так как они держали в осаде Израиля, и поразил их великим поражением и смирил их, и взял добычи их (ст. 3)... После того вышел Иуда и братья его и воевали против сынов Исава в земле, лежащей к югу, и поразил Хеврон и селение его и разрушил укрепление его и сжег башни его вокруг него» (ст. 65). Это было около 165 года до Р. X. 647 Во 2Мак.10:14–18 сообщается: «Горгий же 648 , сделавшись в тех местах военачальником, содержал наемные войска и непрерывно поддерживал войну против Иудеев. Вместе с ним и Идумеи, владевшие удобными укреплениями, тревожили Иудеев и, принимая к себе изгнанных из Иерусалима, предпринимали войны. Бывшие же с Маккавеем, совершая моление и прося Бога быть помощником им в войне, устремились на укрепление Идумеев. И, сделавши на них сильное нападение, они овладели этими местами, отмстили всем сражавшимся на стенах, умерщвляли всех попадавшихся на встречу и побили не менее двадцати тысяч. Не менее десяти тысяч бежали в две весьма крепкие башни, снабженные всем против осады». Окончательно уничтожилась Идумея, в качестве особой национальности и особой страны, при Иоанне Гиркане. Иосиф Флавий повествует (кн. 13, гл. 9, § 1): «Гиркан завоевал Идумейские города Адору и Мариссу и, покорив всех Идумеев, позволил им жить в земле своей, ежели они примут обрезание и законы Иудейские. Идумеи, жалея оставить отечество свое, допустили совершить над собою обрезание и приняли все обычаи Иудейские. С того времени сделались они Иудеями» 649 . Это было около 130 или 120 г. до Р. X. 650 Посте этого уже вместе с Иудеями Идумеи подпадают римскому владычеству; но самобытность их, как народа, должна считаться прекратившеюся еще при И. Гиркане. Св. Ефрем Сирин исполнение пророчества настоящего стиха видит именно в победах Иуды Маккавея и Иоанна Гиркана 651 . § 22. . Выражение следует переводить «и назовут их», или лучше – «прозовут их». Глагол ( – 3 л. мн. ч. perf. по виду каль) значит 1) «кричать», 2) «звать», «кликать», 3) «называть», «именовать», 4) «читать (вслух)» 652 . Третье из этих значений и имеет место в нашем случае. В этом значении гл. соединяется с дополнением в винительном падеже для обозначения имени, которым называют, и в дательном для обозначения лица называемого. Так все это и есть в рассматриваемом месте пророка Малахии. Мы переводим будущим временем потому, что выражаемое всем этим предложением содержание представляется следствием упомянутых перед тем неудачных попыток Эдома восстановить разрушенное, а последние, как мы видели, имели совершиться в будущем по отношению к пророку Малахии. Подобным же образом переводят: LXX («κα πικληθσεται ατος»), вульгата («et vocabuntur»), таргум («и назовут»), сирский (тоже), арабский (как LXX). Лютер («und soll heissen sie»), славянский («и нарекутся им»), русский («и прозовут их») и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Ст. 3–6. И сказал им Иеремия: так скажите Седекии: вот что говорит Господь Бог Израилев: вот Я обращу на вас орудия войны. (или военное оружие), которые, в руках ваших и которыми вы сражаетесь против царя Вавилонского и Халдеев, осаждающих вас вокруг стен, и соберу их (или оное) посреди города сего и буду воевать против вас рукою простертою и мышцею крепкою (или высокою) в ярости и негодовании и в гневе великом. И поражу жителей города сего: люди и скоты умрут от язвы великой. Напрасно, говорит, вы хотите сопротивляться осаждающим Халдеем и приготовляете воинские орудия: только в стенах города вы будете делать из них употребления, представляете вооруженными; во время же осады от врагов Я буду воевать против вас рукою простертою и мышцею крепкою и поражу вас Моим гневом и яростью, так что и вы и все живущее умрет в городе от голода и язвы. И мы читаем, что все это и исполнилось. Ибо город был взят после осады без всякого сопротивления и битвы, так что можно было только брать в плен, а побеждать было некого. «Меньше, говорит, было пораженных мечем, чем умерших от голода». Ст. 7. А после того Господь сказал: Седекию, царя Иудейского, и рабов его, и народ его, и оставшихся в городе сем от моровой язвы, меча и голода, Я предам в руки Навуходоносора царя Иудейского, и в руки врагов их, и в руки ищущих душ их; и он поразит их острием меча, и не преклонится и не пощадит, и не помилует. Переведенного нам в руки Навуходоносора, царя Вавилонского. и в руки врагов его у Семидесяти нет. Вместо поставленного нами: не преклонится, и не пощадит, и не помилует. Семьдесят перевели: пощажу, и не помилую (Иерем. 21. 7); но по еврейскому тексту лучше, чтобы видно было, что жестокий и неизменный приговор есть дело более царя Вавилонского, нежели Господа. Прежде предсказывалось о целом городе, а теперь предрекается собственно Седекии и той части его народа, которая останется после моровой язвы, меча и голода, что он будет взят в плен Навуходоносором, царем Вавилонским, и, вместе с своими друзьями, убит мечем, и не должен ожидать никакого милосердия от того, союзу и дружбе которого он вероломно изменил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Но в то же время ему свойственна открытость к иноплеменникам: он проявляет великодушие к сирийским пленным (6,11-23); идет по велению Божию в Дамаск и предсказывает Хазаэлю, что он будет царем сирийским (8,7-15); исцеляет сирийского военачальника Неемана, при этом сурово наказывая своего слугу Гиезия за то, что он взял с Неемана плату (4 Цар 5). В этих поступках Елисея предваряется не только учение великих пророков, он и слова Христовы: «Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф 8,11). Библия упоминает еще одного пророка-патриота той эпохи: Иону, сына Амафиина (4 Цар 14,25). Он предрекал победы Израиля в конце IX века. Но именно он, согласно преданию, был послан в Ассирию, чтобы там возвещать о покаянии. Рассказ об Ионе, направленный против религиозного национализма, лег в основу Книги Ионы, написанной после Плена (см. том II). 4. Переворот Иегу (4 Цар 9-10). В 841 году династия Омри — виновница двоеверия — была свергнута. Душой заговора стал пророк Елисей. Он не мог больше мириться с капищем Мелькарта и множеством его почитателей — финикийцев и израильтян — в Самарии. Иезавель была еще жива и пользовалась авторитетом у своего сына Иорама, который воцарился после смерти Ахава (853). Библия приводит полный драматизма отрывок из летописи, подробно описывающий переворот Иегу. Во время войны с сирийцами, которую совместно вели израильский и иудейский монархи, Иорам был ранен и находился на излечении в Изрееле. Елисей посылает в армию одного из своих помощников помазать на царство военачальника Иегу (греч. Ииуй). Солдаты немедленно провозглашают его царем, и он во главе отряда спешит в город Изреель. Там он начинает действовать быстро и беспощадно. Оба царя — Иорам и Охозия иудейский — убиты на месте, Иезавель выброшена из окна собственным слугой. Затем начинается расправа над многочисленными князьями дома Омри. Все семьдесят перебиты, и их головы доставлены Иегу. Гибель постигла не только родных царя, но и «всех вельмож его, и близких его, и священников его, так что не осталось от него ни одого человека» (10,11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Приступает же Аарон, говоря премудрому Моисею: «господин мой! не поставь нам в грех , что мы поступили глупо и согрешили» ( Чис. 12, 11 ). Ибо происходящие из рода Израилева и по плоти не чуждые синагоги иудейской, но поставленные распорядителями таинств Спасителя нашего, имели возносить молитвы за согрешивших по неведению, хотя в начале и пали вместе с ними. Да не подпадут они, вместе с теми, гневу Отца, умоляют они Христа, что делал Павел, говоря: «Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение» ( Рим. 10, 1 ). Но говорящий это был и строитель тайн Божиих и священнодействователь Божественной проповеди , как и Аарон в то время. Когда же Моисей возопил к Богу за прокаженную и умолял исцелить ее ( Чис. 12 13), Бог откладывает свое согласие на это, говоря: «пусть будет она в заключении семь дней вне стана, а после опять возвратится» ( Чис. 12, 14 ). 4. Эти слова опять как бы в образе показывают нам, что Божественное естество скоро преклоняется на милость и по некоему обыкновению склонно к тому, чтобы умолену быть; но часто множеством или великостью грехопадений наших задерживается и лишает своего Человеколюбия повинных (греху). Но то же самое означает, по нашему мнению, и то, что многие ходатайства святых за Израиль восходят к Богу; однако невозможно не быть наказанным ему, который изобличен в столь великих грехах. Посему Бог и поставил милость после Суда. А что Бог часто раздражаем бывает нашими грехопадениями, так что иногда откладывает применение и самого, более всего любезного Ему, милосердия, это не трудно увидеть и из следующего. Когда Бог открывал чрез Святого Духа пророку Иеремии имевшее быть по времени убиение в стране Иудейской, при нападении на нее, по закону войны, вавилонян, причем уже и пали многие и видимы были мертвыми, то сказал святому пророку: горе мне! душа моя изнывает пред Походите по улицам Иерусалима, и посмотрите, и разведайте, и поищите на площадях его, не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? Я пощадил бы Иерусалим " ( Иер. 4:31, 5:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Бог нам прибежище и сила Скорый помощник в бедах. Посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, И горы двигнулись в сердце морей .... (Иегова Саваоф с нами, Бог Иакова заступник наш) .... Бог посреди нас – не поколеблемся, Бог помогает нам с раннего утра. Восшумели народы, двинулись царства; Всевышний дал глас Свой, и растаяла земля, Иегова Саваоф с нами, Бог Иакова заступник наш. Идите и смотрите на дела Иеговы: Он совершил истребление в стране (нашей) Прекратил брани до края земли, Сокрушил лук и переломил копье …. Иегова Саваоф; с нами, Бог Иакова заступник наш ( Ис. 45 ). Поход Санхериба сопровождался для Иудеи очень важными последствиями. С удалением великого завоевателя в пределы своего отечества окончились и те ужасы, которые переживала страна. Городские и сельские жители, во время войны частью собравшиеся в своей столице, частью искавшие защиты у соседних народов, или укрывавшиеся в горных пещерах, теперь возвратились к своему очагу, и деятельно принялись за восстановление разрушенных жилищ и возделывание земли. Богатая добыча, которую при поспешном и позорном бегстве оставили ассирияне, помогла залечить раны. Иудея очень скоро не только оправилась от погрома, но и значительно возвысилась сравнительно с прежним, и начала лучшую жизнь. Последние 15 лет царствования Езекии составляют один из самых цветущих периодов в истории этой страны. Иудейский царь после удаления Санхериба значительно расширил пределы своего государства. Есть основание думать, что он присоединил к своим владениям несколько городов, принадлежавших прежде Израильскому царству, но теперь находившихся под властью Ассирии. 29 Затем он восстановил прежние границы своего государства на западе, отнявши у филистимлян те земли, которыми они завладели при его отце Ахазе. 30 В тоже время выходцы из Симеонова колена спустились на юг в Герар, избили жившие там пастушеские племена хамитского происхождения, и поселились на их месте. 31 Наконец в моавитской земле, при помощи оружия или дипломатии – хорошо неизвестно, поставлен был иудейский наместник.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pohozh-...

«Аса, царь иудейский, делавший в иных случаях угодное в очах Господа, которому Господь даровал блестящую победу над кушитянами, согрешил только в одном. Он взял сокровища из храма Божиего и подкупил ими сирийского царя Венадаца, из Дамаска, чтобы он расторгнул свой союз с израильским царём и стал союзником Асы. Сирийский царь взял сокровища и сделал больше, чем требовалось от него, а именно: он не только уничтожил союз с израильским царём, но внезапно напал на него и отнял несколько городов. Всё это не принесло Асе никакой пользы. Сокровища, взятые из храма, были растрачены напрасно. Тогда пришёл к Асе прозорливец Ханани и стал укорять его следующими словами: «Так как ты оперся на царя Сирийского и не оперся на Господа, Бога твоего, за то спаслось войско царя Сирийского от руки твоей. Не были ли Кушитяне и Ливияне с силою большею и с колесницами и всадниками очень многочисленными? Но так как ты оперся на Господа, то Он предал их в руку твою». Укорив так царя Асу, пророк добавил ещё следующие значительные слова: «Потому что очи Господни обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чьё сердце вполне предано Ему». И потом предсказал царю: «За то отныне будет у тебя война». Так и было…» Другой пример: иудейский царь Охозия делал неугодное пред очами Господними, главным образом по вине своей недоброй матери, Гофалии. Среди остального зла, сделанного им, было ещё и заключение союза с нечестивым и беззаконным Иорамом, сыном Ахава. Они выступили против Азаила, сирийского царя, для завоевания Рамофа Галаадского. Союзники проиграли войну, Иорам был тяжело ранен и с трудом перенесён в свою столицу Изреель. Охозия, возвращаясь с похода, решил посетить в Изрееле раненого союзника. «И от Бога было погибелью Охозии, что он пришёл к Иораму». Как раз в эти дни против Иорама восстал воевода Ииуй и убил его, а сам воцарился на его месте, Охозия бежал и скрывался в Самарии. Но его поймали, и привели, к Ииую и умертвили. Все эти примеры ясно показывают, насколько зависит исход войны от моральных достоинств союзников. Сербы это хорошо знали и руководились этим в течение всей истории. Эта истина и теперь ещё жива в сознании балканских народов. Королевич Марко был, по преданию, союзником турок в их войне с румынами. Марко говорил: пусть я первый погибну, только бы победили христиане! Так и было: христиане победили, а Марко погиб.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

1Мак.14:27 . И вот список сей надписи: «В осмнадцатый день Елула (месяца) сто седмьдесят втораго года, – это третий год Симона первосвященника, – 1Мак.14:28 . в Сарамеле, при великом собрании священников и народа и начальников народных и старейшин страны признано нами: 1Мак.14:29 . Так как многократно бывали войны в стране нашей: то Симон сын Маттафии, сын сынов Иарива, и братья его обрекли себя на опасность, и противостали врагам народа своего, да устоят святыни и закон, и славою великою прославили народ свой. 1Мак.14:30 . И совокупил Ионафан народ свой, и был у них первосвященником, и приложился к народу своему [Т. е. скончался, и погребен, как и другие из народа]. 1Мак.14:31 . И вознамерились враги их вторгнуться в страну их, чтобы раззорить страну их, и поднять руки на святыни их. 1Мак.14:32 . Тогда возстал Симон и ратовал за народ свой, и издержал много собственных денег, и снабдил оружием ратных мужей народа своего, и давал им жалованье. 1Мак.14:33 . И укрепил города Иудеи и Вефсур, что на границах Иудеи, где прежде были оружия неприятелей, и поставил там стражу – мужей иудейских. 1Мак.14:34 . И укрепил Иоппию, что у моря, и Газару, что у пределов Азота, в которой прежде жили неприятели, и водворил там Иудеев, и все, что было нужно для исправления этих мест, поместил там. 1Мак.14:35 . И видел народ действие Симона и ту славу, которую хотел он приобресть народу своему; и поставили его вождем своим и первосвященником за то, что он сделал все это, и за справедливость и соблюдаемую им верность народу своему, и за то, что всемерно старался возвысить народ свой. 1Мак.14:36 . И во дни его благопоспешно было дело рук его при удалении из страны язычников и живших в городе Давида в Иерусалиме, которые построили Акру, выходили из нея, и сквернили окрестность святынь, и производили великий вред в праздник очищения. 1Мак.14:37 . И водворил в ней мужей Иудейских, и укрепил ее для безопасности страны и города, и возвысил стены Иерусалима. 1Мак.14:38 . Да и царь Димитрий поэтому утвердил за ним первосвященство,

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010