И. Флавий определяет число пленных, взятых во время войны, в 97,000, а число тех, которые погибли во время осады, в 1.100,000. Все число погибших во время войны определяется страшною цифрою в 1.337,490, а число пленных в 101,700; но даже эти расчеты не включают всех потерь во время многих стычек и битв и не принимают во внимание множества тех, которые на протяжении всей страны погибли от бедствия голода и болезней. Можно вполне сказать, что народ этот был как бы обречен на истребление; 2,000 гниющих тел найдены были даже в подземных ходах города. Во время осады все де­ревья в окрестностях были вырублены, и отсюда весь вид местности с ее обугленными и окровавленными развалинами настолько изменился, что всякий, кто бы вдруг прибыл в нее, не в состоянии был бы узнать, где он находится. Самый город был, по-видимому, столь неприступен с его массивными и не­сравненными укреплениями, что Тит открыто заявлял, что в этой победе он явно видит руку Божию. Страшный суд Божий, постигший народ иудейский за его неверие и жестоковыйность, совершился во исполнение ясных предсказаний Христа. В своей прощальной беседе, под грустным впечатлением окончательного отвержения со стороны избран­ного народа, Христос предсказал, что он опять скоро посетит народ иудейский, но посетит уже в качестве грозного судии, для праведного возмездия ему. Посещение это должно было совершиться еще при жизни того самого поколения, которое по­винно было в отвержении Христа и совершении ужаснейшего преступления богоубийства. «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет» ( Мф. 24:34 ), и предсказание это в точности соответствовало страшной действительности. Сначала, говорил Христос, «услышите о войнах и о военных слухах; восстанет народ на народ и царство на царство». И действительно весь восток в это время был в чрезвычайном возбуждении, Иудея в открытом восстании, а войска из Испании, Галлии и Германии с одной стороны и из Иллирии и Сирии с другой устремлялись в Рим для решения вопроса, к кому после смерти Нерона должен был перейти императорский престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

§ 29. О том мнении, что было широко распространено на востоке около времен Иудейской войны, упоминают ТАЦИТ и СВЕТОНИЙ. Пишет об этом также Иудей ИОСИФ, который жил тогда и принимал в этой войне важное участие. Однако Иосиф говорит, что это пророчество было найдено в священных письменах (Кн. 6 «Иудейской войны», Гл. 31). Если под священными письменами Иосиф понимал Священное Писание, поскольку он действительно ничего другого не мог почтить этим именем, следовательно, это мнение возникло на основании Священного Писания, и более того, должно было быть предметом веры. Ведь упорные Иудеи видели, конечно, что от них отнят скипетр Иуды, так что считали, что или уже пришел, или скоро придет тот, кому должны будут повиноваться народы, как предсказал Патриарх Иаков ( Быт. 49, 10 ). То же самое они могли заключать также из других мест, как и было в действительности. Хотя и Иосиф приложил это к Веспасиану, но нелепо и несообразно. Ведь Веспасиан не царствовал во всем мире; и что можно было позаимствовать из Священного Писания особенным образом относящееся к его владычеству, хотя бы немногое? Следовательно, пророчества провозглашали о царствовании Того, Кому Бог в Псалме говорит: Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе ( Ис.2:8 ), как хорошо замечает ЕВСЕВИЙ Памфил , – там, где он приводит тот же самый рассказ (Кн. 1 «Церковной истории», Гл. 8-я). § 30. III . Павел учит, что язычники познавали Бога ( Рим.1 ), притом познавали Его не иначе, как из созерцания устроения этого мира. Что можно, говорит он, знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны (ст. 19:20). Следовательно, достаточным началом для познания Бога (что, безусловно, является Богословием) будет это сотворенное и даже телесное, которое можно, конечно, видеть глазами, творение. Отвечаю. Человек может из созерцания природы заключать, что Бог – один, и что Он – всемогущ и премудр, но это – естественное Богословие, общее даже для неверующих и атеистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Народ хотел воевать, а тут Иисус на ослике едет весь в белом Правда ли, что Христа осудили за то, что Он принес мир — подслушано в воскресной школе 1 апреля, 2018 Правда ли, что Христа осудили за то, что Он принес мир — подслушано в воскресной школе “После въезда в Иерусалим Он куда пошел? — Да… В храм пошел, столы переворачивать, торговцев гнать, скандал устраивать” — какой же новый мир принес Христос людям? Священник Сергий Круглов пересказал интересный разговор двух прихожан. В преддверии Вербного в воскресной школе, среди взрослых, ведутся такие например разговоры: — Ну вот за что Иисуса осудили и распяли? — Как за что. Читаем же вот Евангелие. За то, что Он не оправдал чаяния народа иудейского: они думали, что Мессия въедет на коне, во главе войска, и поведет всех на войну против Рима, а Он въехал на каком-то ослике, как шут гороховый… Про это, кстати,  все батюшки проповедуют, и в книгах пишут. Иудеи священную войну хотели, а Он принес мир. Священник Сергий Круглов, фото Анны Гальпериной -Ну, вообще-то, этот образ на Востоке в те времена был традиционен и узнаваем: едет на коне – символ войны, едет на осле – символ мира. Смотрите, в Евангелии никто и не удивляется особо, что Он на ослике, и не возмущается, про это не упоминается, значит, образ прочитан иудеями верно, встречают Мессию , как и ожидалось… «Всё же это было, да сбудется реченное через пророка, который говорит:  «Скажите дочери Сиона: „Се, Царь твой грядет к тебе, кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной“». Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус:  привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды на дороге, а другие резали ветви с деревьев и постилали на дороге;  народ же, шедший впереди и сопровождавший Его, восклицал: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21, 1-9). Значит, за мир, говорите, Его распяли? -Конечно. — А я вот думаю: конечно, в каждом народе всегда есть люди, которые хотят войны, подвигов и прочего такого, хватало в те времена патриотов-сикариев-зилотов  и в Израиле… Но среднестатистический, скажем так, человек, обычный-то обыватель, всегда предпочитает мир. Как вы или я. Во все времена и при всех общественных формациях.

http://pravmir.ru/narod-hotel-voevat-a-t...

Неизвестный автор Причины гибели Иерусалима в 70г. по Р.Х. I. Великое искушение избранного народа. – Преткновение о камень претыкания, полагаемый в Сионе. – Господь наш во Своя прииде и свои не прияша Его. – Обличение вождям избранного народа. – Бесплодие иудейской синагоги. – Пророчество о гибели Иерусалима и рассеянии остатка иудеев по всему миру. Праведен Господь в судьбах Иудеев за ожесточенное противление истине, возвещенной св. пророками, избиение их, отвержение Мессии Сына Божия и убиение Его и, наконец, убиение св. Его учеников и Апостолов. Иудея, как страна избранная, в которой воссияло миру Солнце Правды Христос и Бог наш, незадолго до Его явления подпала в политическом отношении под власть железного царства Рима. В 63 г. до Р. Х. римский полководец Помпей, после трехмесячной войны, занял страну, взял Иерусалим и, уничтожив его самостоятельность, обязал Иудеев платить дань Риму. Вскоре Рим поставил над Иудеями царем жестокого Ирода, которого история называет великим за введение языческих обычаев, зрелищ и украшение храма. При нем-то родился в Вифлееме Христос Спаситель. Пришедшие на поклонение Ему волхвы спрашивали: «Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться Ему» ( Мф. 2:2 ). Это известие было громовым ударом для чужеземца, захватившего царство подарками Римлянам. Смутился весь правительственный Иерусалим. Страх напал на первосвященников и книжников, ибо из пророчеств было известно, что Мессия восстановит древнее благочестие, как сказано: «Он очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде» ( Мал. 3:3 ). Так как они были первыми нарушителями Закона Божия, то нет ничего удивительного, что они были расположены в пользу войны с Мессией тотчас же после Его рождения и согласились с Иродом на избиение младенцев. По смерти тирана Рим разделил Иудею четырем сыновьям его, управлявшим, впрочем, номинально, а в действительности страной правили римские наместники. Таковым для Сирии и Палестины был Квириний, при котором была упоминаемая в Евангелии перепись, и Иудея обложена поголовной данью. Ревнители национальной свободы восстали тогда под предводительством лже-мессии Иуды Галилеянина, но возмущение это, устроенное зилотами, было быстро подавлено римскими войсками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Глава 43. Спасение Израиля по благодати Божией 1. Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой. (И ныне сице глаголет Господь Бог сотворивый тя, Иакове, и создавый тя, Израилю: не бойся, яко избавих тя, прозвах тя именем твоим: мой еси ты). В виду недавно миновавшего Ассирийского нашествия и предстоящего Вавилонского пленения, иудейский народ мог в страхе прийти к отчаянию: Господь успокаивает его, утешая, указывает на неразрушимый с ним союз, как с избранным народом, которому предстоит не погибель, а только наказание и потом – спасение. Залогом этого обетования служит уже само имя Израиля, преблагословенного патриарха Иакова, сохранившееся за народом, не смотря на всяческие перемены и бедствия в тысячелетнюю историческую его жизнь. И теперь Господь говорит народу: «Мой еси ты». А потому им, как народом Божиим, уже не может овладеть навсегда ни Ассирийский царь, ни Вавилонский. 2–3. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой; в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею за тебя. (И аще преходиши сквозе воду, с тобою есмь, и реки не покрыют тебе: и аще сквозе огнь пройдеши, не сожжешися, и пламень не опалит тебе, яко Аз Господь Бог твой, святый Израилев, спасаяй тя: сотворих премену твою Египет и Ефиопию, и Соину за тя). Признавая Израиля Своим рабом и объявляя Себя его Избавителем в будущем, Господь напоминает ему о прошедших знаменательных событиях. Если Израиль будет переходить через воды, то Господь будет с ним, как был при переходе через Красное море при Моисее; если Израиль будет переходить через реки, то они не потопят его, как не потопил Иордан при переходе евреев в землю обетованную при Иисусе Навине; пойдет ли Израиль через огонь, не обожжется, и пламя не опалит его, как то и другое совершилось действительно над избранными сынами Израиля, преданнейшими Богу отцов своих, в печи огненной, в Халдее. Поэтому Израиль не должен бояться ни войск ассирийских, если бы они опять наводнили страну (ср.гл.8:6–8), ни пламени вавилонской войны, имеющей опустошить Иудею со всех сторон (гл.42:25). Господь сотворит премену или обмен Израиля, т.е. даст как бы в выкуп за него другие народы, поразит их всеми бедствиями войны, а именно Египет, (расположенный на нижнем течении Нила), Эфиопию (расположенную на верхнем течении Нила) и Соину, точнее – Савею (счастливую Аравию), именно эти страны, как более достойные гнева Бога-Промыслителя (ср.гл.18:19 и 21:13–17).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава XIV Поход Димитрия в Мидию и его пленение там (Antt. XIII, 5, 11) ( 1Мак.14:1–3 ). Благополучие Иудеи под правлением Симона и его заслуги перед своим народом ( 1Мак.14:4–15 ). Возобновление дружбы и союза с римлянами и спартанцами ( 1Мак.14:16–24 ). Увековечение заслуг Симона и Маккавейской фамилии иудейскому народу на медных досках-памятниках ( 1Мак.14:25–49 ). 1Мак.14:1 В сто семьдесят втором году царь Димитрий собрал войска свои и отправился в Мидию, чтобы получить помощь себе для войны против Трифона. «В 172 году» э. Селевк. – 141–140 г. до Р. Х. Димитрий «отправился в Мидию, чтобы получить помощь себе для войны против Трифона…» Это показание надо понимать не иначе, как так, что Димитрий хотел, прежде всего, покорить Мидию, чтобы затем из этой покоренной страны собрать вспомогательное войско для борьбы с Трифоном. 1Мак.14:2 Но Арсак, царь Персидский и Мидийский, услышав, что Димитрий пришел в пределы его, послал одного из военачальников своих взять его живого. " Арсак», Αρσχης – имя общее всех парфянских царей, по имени основателя Парфянского царства. Здесь – полагают – был Арсак VI-й, собственное имя которого – Митридат (I). Этот царь присоединил к своему царству все селевкидские провинции по ту сторону Евфрата, которые со времен Антиоха III старались сделаться независимыми, и распространил таким образом свое царство от Евфрата до Индии. В данном месте он носит титул царя персидского и мидийского по двум важнейшим провинциям, употреблявшимся для обозначения всего царства (ср. VI:56). Арсак посылает военачальника захватить Димитрия «живым». Догадываются, что этим Арсак хотел легче осуществить свое намерение – сделаться самому сирийским царем. Возможно и то, что повеление «захватить живьем» выражало просто презрение к силе противника. 1Мак.14:3 Тот отправился и разбил войско Димитрия, взял его и привел к Арсаку, который заключил его в темницу. Пленение Димитрия, по другим сведениям, состоялось не столь легко. По Иустину (XXXVI, 1 и XXXVIII, 9), он имел несколько («много») битв с парфянами, – наконец, был взят в плен лишь хитростью (под предлогом мирных переговоров и путем засады). Пленником он проведен был напоказ по всем отпавшим от него провинциям для окончательного посрамления его и его приверженцев, но впоследствии расположение Митридата настолько вернулось к нему, что он был даже удостоен брака с дочерью Митридата Rhodoguna, после чего сделал несколько неудачных попыток к бегству, а по Ios. Antt. VIII, 4 – отпущен на свободу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. (Людие ходящии во тме видеша свет велий: живущии во стране и сени смертней, свет возсияет на вы). Жители колен Неффалимова и Завулонова, еще со времени разделения Еврейского царства, поклонялись тельцу, поставленному в северном городе колена Неффалимова, в Дане; и, находясь в торговых связях с языческими народами, они тем легче усваивали язычество. Так был забыт путь в Иерусалим, изменены нравы предков, оставлен закон Моисеев и вообще померк свет откровения. Но, по воле Божией, впоследствии постепенно снова наступит свет истинной веры и спасения; и даже там, где была прежде, «тень смертная» (т.е. тьма, какая бывает в области мертвых, в могиле), воссияет свет, как обыкновенный свет солнца сияет в полдень (ср.гл.42:6–7; 49:8–9; 60:1–3). Впоследствии свет истинной веры, действительно, не только наступил, но и воссиял в Галилеи. После плена Вавилонского, здесь сначала снова утвердилась религия иудейская, в её истинном виде; а затем здесь же впервые воссиял свет совершеннейшего учения Иисуса Христа о Царствии Небесном ( Матф.4:10–16 ). 3. Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи. (Множайшии людие, яже извел еси, в веселии твоем: и возвеселятся пред тобою, якоже веселящиися в жатву, и якоже веселятся делящии корысти). Когда совершилось отделение северных колен от царства Иудина, то упала нравственность, умалилось благочестие, усилился «мрак смертный», наступили войны, оскудело народонаселение, и, вместе с тем, иссякла радость мирная, общая, народная. Но впоследствии, после опустошительного нашествия царей Феглаффеллассара, Салмонассара, Сеннахирима и Навуходоносора, страна Галилейская сделается опять многолюдной, снова настанет мирная жизнь, со всеми её радостями. Опять восстановится законный порядок богослужебных и праздничных дней; народ будет ходить в Иерусалим и веселиться в храме перед своим Богом; сюда будут приноситься жертвы, начатки, десятины. Здесь все будут ликовать, как при сборе пшеницы или при разделе добычи. Хороший урожай пшеницы вознаграждает труды земледельца, обеспечивает его на целый год; раздел добычи вознаграждает лишения, бедствия, страдания и труды воинов во время войны, служит для них лучшей похвалой их силы и преимуществ над врагами. При таких утешительных обстоятельствах жизни общая радость бывает так велика, что ее разделяют даже дети – младенцы ( Пс.8:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Ис.1:7 . Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; по­ля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как по­сле разо­ре­ния чужими. Предшествующая метафора здесь разрешается в прямую речь. «Земля» – собств. поля и нивы. «Все опустело» лучше перевести: все у нас разорено, как может быть опустошена страна каких-нибудь нечестивых язычников (ср. Ис.13:19 ). Ис.1:8 . И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажден­ный город. «Дщерь Сиона» – главный город Иудейского царства Иерусалим. Население города представляется под видом дочери или дочерей, чтобы показать его беззащитность и слабость. «Шатер в винограднике». Приют стража в винограднике, как теперь так и прежде, состоял только в деревянной лачуге, покрытой ветками (Гейки. Святая земля и Библия т. 1 с. 141). «Как осажденный город». Тяжесть осады состоит в том, что все пути сообщения у осажденного города отрезаны и он должен страдать от голода и жажды. Из этого сравнения видно, однако, что речь произнесена была еще тогда, когда настоящей осады, в полном смысле этого слова, еще не установилось. Ис.1:9 . Если бы Го­с­по­дь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре. «Господь Саваоф». Это имя впервые встречается в 1-й кн. Цар ( 1Цар.1:3, 11 ). Саваоф – слово еврейское (zebaoth множ. число от слова zoba), которое может значить: а) воинские отряды ( Чис.1:3 ; Суд.8:6 ; 3Цар.2:5 ); б) с прибавлением haschamaim – небесное воинство, т. е. или небесные светила ( Втор.4:19 ; 4Цар.17:16 ) или воинства ангельские ( 3Цар.22:19 ). Поэтому одни толкователи в словосочетании «Сущий – воинство» видят указание на Господа, как на национального еврейского бога войны, другие под «воинствами» разумеют совокупность творений Божиих, как проявление божественной силы, и выражение «Сущий – воинство» считают синонимом выражению «Вседержитель». Второе толкование более отвечает общему понятию о Боге, какое дает в настоящей главе пророк Исаия: Бог является здесь, в 9-м ст., как Промыслитель Израиля, оставляющий некоторый остаток от него, а не как «бог войны». Поэтому лучше толковать словосочетание «Сущий – воинство» в смысле Вседержителя, имеющего в Своем распоряжении все существа вселенной, даже и ангельские воинства, и направляющего эти «воинства» на служение Своим высоким целям ( Глаголев А. Ветхозав. библ. учение об Ангелах. Киев 1900, с. 238–256).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иуда Маккавей вел боевые действия не только с иноземными захватчиками, но также с иудеями-отступниками и язычниками, почувствовавшими возможность уничтожить народ завета и вернуть былое могущество. Об этом позже, а сейчас хотелось бы обратить ваше внимание на слова, сказанные Иудой Маккавеем перед боем со значительно превосходящим по численности врагом: «ибо не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила. Они идут против нас во множестве надменности и нечестия, чтобы истребить нас и жен наших и детей наших, чтобы ограбить нас; а мы сражаемся за души наши и законы наши. Он Сам сокрушит их пред лицем нашим; вы же не страшитесь их» (Макк 3:19-22). В этих словах и содержится ответ на вопрос, о целях и задачах войны, которые ставили перед собой иудеи, которых сейчас бы назвали фундаменталистами и радикалами. Война за спасение своих душ и за верность законам, данным Богом - вот цель войны, которую вели Маккавеи. Надо сказать и о роли символики, не потерявшей своего значения и в наши дни, просто сейчас, все настолько заполнено мельканием всевозможных «этикеток», «лейблов», «брендов» и прочего, что современный человек привык к этому и в большинстве случаев не придает особого значения различным символам и знакам. В описываемые в Маккавейских книгах времена все было иначе, символов и способов их тиражирования было несоизмеримо меньше и потому та или иная символика четко определялась как принадлежность тому или иному мipy. Глобалисты Маккавейских времен, торжествуя, как они думали, свою победу, ставили на иудейские «книги закона» изображения своих идолов. Разгромив противников, Иуда, разрушив «мерзость запустения» воздвигнутую Антиохом над жертвенником, построил новый жертвенник и возобновил святилище, но до полной победы было еще очень далеко. Война, которую пришлось вести иудейским фундаменталистам, спасаясь от духовной смерти, была довольно кровопролитной, велась на нескольких ТВД (театрах военных действий), так, например, на одном ТВД действовал Иуда и его брат Ионафан, а его брат Симон, на другом. Противниками Маккавеев были не только войска Селевкидов, но и довольно многочисленные местные отступники и воинские контингенты различных уцелевших противников Израиля, например, Иуда воевал и против потомков Исава - Идумеян. Сопровождалась война большим кровопролитием и жестокостью, что, к сожалению, не удивляет, так как эта война не была «обычной», «классической» войной, ради достижения политических или экономических целей. Шла война идеологий, война смыслов и компромисс в ней был не возможен. С одной стороны ортодоксам-иудеям противостояла грозная военная машина государства Селевкидов, с другой - довольно многочисленная «пятая колонна», состоящая из иудеев-изменников.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/12/...

Мих.2:7 .  О, называ­ю­щийся домом Иакова! раз­ве умалил­ся Дух Го­с­по­день? таковы ли действия Его? не бла­го­творны ли слова Мои для того, кто по­ступает справедливо? Ст. 7-й, как и предыдущий очень труден для понимания и толкуется различно. Составители русского перевода, по-видимому, видели в ст. 7-м порицание пророком Михеем ложных пророков, к которым обращены и слова ст. 6-го. Ложные пророки, спокойно смотря на безнравственность народа, объясняли постигающие его бедствия тем, что умалился Дух Иеговы, т. е. ослабела Его сила, и Он не может спасти. Опровергая подобное воззрение, пророк, обращается ко всему дому Иакова, указывает, что действия Божии не таковы, что они доказывают Его всемогущество, и если Он не спасает народа, то только по вине последнего, за его нечестие: слова Господа благотворны, но только для тех, которые поступают справедливо (Юнгеров). По Вульг. и по толкованию большинства комментаторов ст. 7-й представляет возражение со стороны ложных пророков или всего народа на грозные пророчества Михея и других истинных пророков. Против истинности пророчества Михея о предстоящем бедствии современники пророка (вместо чтения рус. т. « о, называющийся домом Иакова» в Вульг.: «дом Иакова говорит») выставляли то, что Дух Господень, долго терпевший народу прежде, не умалился и теперь (т. е. не сделался менее долготерпеливым), и что величие дел Господа не в том, чтобы губить народ (« Таковы ли действия его?»). В ответ на это пророк от имени Господа говорит, что слова Божии благотворны только для поступающих справедливо. Мих.2:8 .  Народ же, который был пре­жде Мо­им, восстал как враг, и вы отнимаете как верхнюю, так и нижнюю одежду у про­ходящих мирно, отвраща­ю­щихся войны. Ст. 8 труден для понимания и переведен в рус. т. предположительно. По смыслу русского перевода раскрывая выраженную в конце предшествующего стиха мысль о том, что Господь благ только для поступающих справедливо, пророк показывает в ст. 8-м, как далек народ Иудейский от справедливости. Народ стал как бы врагом Божиим, потому что поступает вопреки Его повелениям: у мирных странников, у людей, отвращающихся войны и насилия отнимают и верхнюю, и нижнюю одежду.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010