«Народы под Тобою падут» – языческие народы не враги, «стрелы заостренные» не про них. Народы « " падут» – уверуют, воздавая Царю должное поклонение» (ПсСвОт) 251 . Пс.45:9             Придите, видьте дела Божии –                         какие Он произвел разорения на земле… «Разорения» – как следствие оставленности; «да оставлены (разорены) будут говорящие мне: ага! ага!» ( Пс.40 /39:16) 252 . Пс.45:10             …упраздняя войны до края земли,                         лук сокрушит и рассечет копье,                         колесницы сожжет огнем. «Упраздняя войны» (шават) – «давая почить», как Бог-Творец «почил в день седьмой», субботу, «от всего труда Своего» ( Быт.2:2 ). Христос «упразднил войны» – это никак не пацифизм: чтобы сокрушить лук и разложить копье, нужно одержать победу. Знак окончательной победы – «сжечь колесницы огнем» ( Нав.11:6 ). Однако «Господь сил ни одного из противников Своих не уязвляет и не низлагает, но «сокрушает лук, рассекает копье " » – отбирает оружие (ПсСвОт). Войны на земле не прекращаются, и «надлежит всему тому быть» ( Мф.24:6 ). Христов мир не есть отсутствие войны. «Упразднение войны» происходит не по логике мира сего: «из уст младенцев и грудных Ты устроил силу… чтобы упразднить (шават) врага и мстителя» ( Пс.8:3 ). Христос принес на землю духовный «мир» (шалом). Миротворение есть главное дело Бога Сына, ибо Отец «умиротворил Кровью креста Его и земное, и небесное» ( Кол.1:20 ). Христос «есть мир наш» ( Еф.2:14 ). Псалом говорит, что Господь произвел великие «разорения на земле» (этот Пс., ст.9), и их нужно видеть и понимать: Храм Иерусалимский был разрушен; и одновременно Христос «упразднил войны», то есть принес на землю мир – примирил земное и небесное. То же говорит Евангелие о временах перед концом земной истории: «услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть» ( Мф.24:6 ). Не войны страшны, а то, что духовный мир начнет оскудевать: «тогда соблазнятся многие, друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга… и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» ( Мф.24:10,12 ). И вновь внимание должно обратиться к Храмовой горе: «увидите мерзость запустения… стоящую на святом месте» ( Мф.24:15 ). Разоренный Господом храм иудейский будет восстановлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Кроме Иерусалима, Иоафам, подобно Иасафату ( 2Пар.17:12 ), укрепил прежние и воздвигал новые города и по всей стране (ст. 4). 2Пар.27:5 .  Он воевал с царем Аммонитян и одолел их, и дали ему Аммонитяне в тот год сто талантов серебра и десять тысяч коров пшеницы и ячменя десять тысяч. Это давали ему Аммонитяне и на другой год, и на третий. 2Пар.27:6 .  Так силен был Иоафам потому, что устроял пути свои пред лицем Господа Бога своего. Подобно же Иоасафату ( 2Пар.20:1–25 ), Иоафам имел благоприятную для Иудеи войну с аммонитянами, которые и теперь, как при Озии ( 2Пар.26:8 ) вынуждены были платить иудейскому царю. Размер дани приблизительный: около 150 000 рублей и около 14 000 четвертей пшеницы и ячменя (Гуляев, «Исторические книги», с. 561). Впрочем, этот приток богатой дани в страну гибельно отразился на нравственности жителей, как видно из относящихся к этому времени пророческих речей Исайи ( Ис.1–3 ) и др. 2Пар.27:7 .  Прочие деяния Иоафама и все войны его и поведение его описаны в книге царей Израильских и Иудейских: 2Пар.27:8 .  двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме. 2Пар.27:9 .  И почил Иоафам с отцами своими, и похоронили его в городе Давидовом. И воцарился Ахаз, сын его, вместо него. О войне Иоафама с царями сирийским и израильским, упоминаемой в ( 4Цар.15:37 ), 2 Паралипоменон не говорит прямо, сообщая лишь о войне с аммонитянами (ст. 5), неизвестной из 4 Царств: очевидно, обе книги в данном случае, как и во многих других, взаимно восполняют друг друга. Что, впрочем, и священному писателю 2 Паралипоменон известны были войны Иоафама и кроме аммонитской, можно видеть из выражения (ст. 7): «все войны его... описаны в книге царей Израильских и Иудейских». Хотя оба здесь упомянутые источника после разрушения Израильского царства, во время плена или вскоре после него, могли объединиться и составить как бы один исторический документ, но упоминание о деятельности и войнах Иоафама, царя иудейского, в летописях царей израильских возможно было только в том случае, когда Иоафам вел войну с царем израильским; следовательно, известность священному писателю 2 Паралипоменон войны сиро-израильской с иудеями – вне сомнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если миром называть только отсутствие военных действий, то можно уверенно сказать, что не всякий мир есть благо. Мир могут содержать между собою люди, соединившиеся для дурных целей, напр. разбойники, червонные валеты. Мирны были Содом и Гоморра перед своим разрушением, Ниневия перед проповедью Ионы. Плох и тот мир, когда представители истинной веры примиряются со всеми неправильностями общественной и государственной жизни. Ненавистен Богу тот мир, когда от малого до большого, каждый из них предан корысти, и от пророка до священника – все действуют лживо; врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: «мир! мир!», а мира нет ( Иер.6:13,14 ). Писание не заповедует мира во что бы то ни стало, но внушает: если возможно, мир имейте со всеми людьми ( Рим.12:18 ), т. е. будьте мирны, но не в ущерб истине и благочестию. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ( Лк.6:26 ). Не разборчивое человекоугодие есть измена Христу. Он сам говорит: Огонь пришел Я низвести на землю... Думаете ли вы, что Я пришёл дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение ( Лк.12:49,51 ). Не мир пришел Я принести, но меч ( Мф.10:34 ). Здесь Господь говорит о том разделении, об имени Его, по вере и жизни, которое на первой очереди отозвалось в Его семейной жизни, затем в народе Иудейском произошла о Нем распря ( Ин.7:43,12,9:16,10:19 ); далее это разделение вышло за пределы Еврейской земли в Грецию, Рим и Египет, охватило всю землю и продолжается до ныне. Эта борьба света с тьмою необходима, чтобы ложный мир обратить в мир истинный. Не всегда эта борьба выражается в форме международной войны, но должно сказать, что редкая война совершенно лишена религиозного характера. По крайней мере, русский солдат доселе уверен был, что он борется за веру, царя и отечество. § 66. Вопрос о достоинстве войны Не следует ли отсюда, что война – добро? Война – явление смешанного характера. Она может быть смесью добра и зла, может она быть и чистым злом, но беспримесным добром она никогда не бывает. Дан меч не напрасно ( Рим.13:4 ), но для обороны, для водворения попранной справедливости, хотя не всякое нарушение международной справедливости должно решаться мечем. Похвальны войны для защиты и освобождения слабых народностей от сильных, злоупотребляющих силою. Но прежде начатия подобных войн нужно испытать все средства к мирному водворению справедливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Между тем Асмонеи не только не думали о прекращении войны, но, как это видно из книг Маккавейских, не хотели также изменить принципа, возвещенного Маттафией, даже и после того, как крайность миновала и свободному отправлению религиозных обрядов уже ничто не угрожало. Так, Ионафан высказывает тот же самый принцип и проводит его практически, когда сирийский полководец Вакхид захотел воспользоваться субботним покоем для поражения иудеев 1334 . Ионафан делает тщетным его намерение, говоря: «встанем теперь и сразимся за жизнь нашу, ибо ныне не то, что вчера и третьего дня» 1335 . Таким образом книги Маккавейские свидетельствуют нам, что Маккавеи и в последующее время войны с легким сердцем продолжали нарушать закон о субботе, хотя этот принцип никогда не был признан в иудействе непреложным, так как и в позднейшие времена строго было запрещено вести войну в субботу 1336 . Ввиду этого асидеи тем более должны были укрепиться в своем намерении отказаться от продолжения военных действий и возвратиться к своим благочестивым занятиям. Таковы были, по нашему мнению, те важнейшие основания, которые побудили асидеев заглушить в себе патриотические чувства и порвать связь с героями освободительной войны: асидеям гораздо легче было вступить скорее в разлад с Маккавеями, чем принести в жертву им свои религиозные принципы. Как же отнесся к асидеям Алким, на мирные предложения которого они так доверчиво отозвались? Последний принял их мирно «и клялся им, и сказал: мы не сделаем зла вам и друзьям вашим» 1337 ; но тем не менее он самым постыдным образом нарушил данную клятву и, приказав схватить из них 60 мужей, казнил их в один день 1338 . Этот вероломный поступок беззаконного первосвященника возмутил весь народ иудейский, вызвав во всех справедливое негодование и ужас 1339 . Сам же Алким, воспользовавшись распространенным им террором, поспешил в Иерусалим и занял его без бою. Здесь, получив в свое распоряжение многочисленный гарнизон, Алким воспользовался своею властью для мести своим врагам, найдя для себя деятельного помощника в этом деле в лице Вакхида, который, расположившись лагерем при Визефе, продолжал там свои неистовства и насилия над иудеями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После бичевания Пилат вывел Иисуса Христа в багрянице и терновом венце к народу и сказал: «Вот Человек! Я не нахожу в Нем никакой вины». Но народ, увидев Иисуса, снова начал кричать: «Распни, распни Его!» Пилат, видя, что народ все более и более возмущается, взял воды, умыл пред всеми руки и сказал: «Я неповинен в крови сего Праведника». Народ в ответ закричал: «Кровь Его на нас и на детях наших»! Тогда Пилат предал Иисуса Христа на распятие. Распятие и смерть Господа Иисуса Христа Войны привели Иисуса Христа на гору Голгофу, близ Иерусалима, и там распяли Его между двумя разбойниками. Над головою Его, по приказанию Пилата, была прибита доска с надписью: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Когда пригвождали Иисуса Христа ко кресту, Он молился за Своих врагов, говоря: «Отче! Прости им: они не знают, что делают». Первосвященники и книжники смеялись над Иисусом Христом и говорили: «Других спасал, а Себя не может спасти. Если Он Царь Израилев, пусть сойдет с креста, и мы уверуем в Него». То же повторяли народ и войны. Даже один из разбойников, распятых с Господом, ругался над Ним и говорил: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». Но другой разбойник останавливал его: «Ужели ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? Но мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал». Потом, обратившись к Иисусу Христу, этот благоразумный преступник сказал: помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем! Иисус Христос ответил ему: «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю». У креста Христова стояли Матерь Его и любимый ученик Иоанн. Иисус Христос, увидя Матерь Свою, сказал Ей: «Вот сын Твой!» Потом сказал ученику: «Вот Мать твоя». И с этого времени Иоанн взял Пресвятую Деву Марию к себе в дом и заботился о Ней, как о своей матери. Когда распяли Иисуса Христа, был полдень, или, по еврейскому счету, шестой час дня. Вдруг солнце померкло, и настала великая тьма, которая продолжалась три часа. В третьем часу по полудни Иисус Христос громко воскликнул: «Боже Мой, Боже Мой! Почто Ты Меня оставил?» Потом сказал: «Жажду». Тогда один из войнов намочил губку уксусом, надел ее на трость и поднес к устам Страдальца. Вкусив уксуса, Иисус Христос произнес: «Свершилось! Отче! В руки твои предаю дух Мой», – склонил голову и испустил дух. В эту минуту земля потряслась, камни расселись, завеса церковная, которая отделяла святое святых от святилища, разодралась надвое, с верхнего края до нижнего, и многие тела умерших святых воскресли. Сотник и войны, бывшие при кресте, видя эти знамения сказали: «Воистину Он был Сын Божий!» А народ, бывший при распятии, в страхе стал расходиться, ударяя себя в грудь.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

С Седекией навеки исчезло царство Иудейское, сделавшееся вавилонской провинцией. Этим кончилась самостоятельность и свобода иудейского народа. Разве не ясно, генерал, что: 1) грехи начальников народа являются причиной войны и поражения; 2) ради грехов и беззаконий богоборческих начальников народа страдает и народ, а государство, лишившись самостоятельности и свободы, пропадает. У ДОСТОЙНЫХ НАЧАЛЬНИКОВ В ДЕРЖАВЕ МИР И НА ВОЙНЕ ПОБЕДА Старый пророк и судья Самуил, представляя народу Саула, первого израильского царя, так говорил Израилю: «Только не отступайте от Господа, но служите Господу всем сердцем вашим. И не уклоняйтесь вслед за идолами, которые не помогут вам и не спасут вас; так как ничтожны они» ( 1Цар. 12:20–21 ). Итак: или Господь, или ничтожество! О третьем ни слова, так как не может быть третьего пути, третьего знамени. Начальники народа, чтившие Единого Живого Господа, жившие по Его закону, самою жизнью своею обеспечивали мир государству, и тогда или совсем не было войны, или же если война и была, то они побеждали врага. В том, чтобы иметь Господа знаменем своим, и была добродетель достойных народных начальников, судей, царей, первосвященников, воевод и князей. Пока царь Давид правильно поступал перед лицом Господа, то побеждал всех, и своих и народных, врагов, так что всякая битва была вместе с тем и победой. Потому что Давид «следовал Мне всем сердцем своим, делая только угодное перед очами Моими» ( 3Цар. 14:8 ). Во время царя Соломона постоянный и ничем не возмущаемый мир царил в стране, «и сидели Иуда и Израиль спокойно каждый под виноградником своим и под смоковницею своею» ( 3Цар. 5:5 ). В царствование Асы, «делавшего доброе и угодное в очах Господа», в стране был мир «и не было у него войны в те годы, так как дал Господь покой ему» ( 2Пар. 14:2, 6 ). А когда Аса для большей, так сказать, безопасности собрал сильное войско, около полумиллиона воинов, и укрепил страну башнями и крепостями, то против него выступил Зерах-кушитянин с войском в тысячу тысяч и с тремястами колесниц. Аса вышел навстречу неприятелю, и войска выстроились друг против друга в долине Цефета. Увидев огромное войско врага, Аса в отчаянии воззвал к Господу: «Господи, не в Твоей ли силе помочь сильному или безсильному? Помоги же нам, Господи, Боже наш; потому что мы на Тебя опираемся и во имя Твоё пришли мы против этого множества. Господи! Ты Бог наш, да не превозможет Тебя человек!» И Бог помог праведному царю и его народу. «И поразил Господь Кушитян пред лицом Асы и пред лицом Иуды, и побежали Кушитяне» ( 2Пар. 14:11–12 ). Помощь Божия была так очевидна, что когда народ возвратился домой, то поразбивал всех идолов, ещё оставшихся в стране. После этого царствование Асы протекало мирно в течение 35 лет…

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Толстой перечислил всех англичан, которые выдают себя за гуманных противников войны; но он намеренно, конечно, умолчал о христианской Церкви, которая около 2000 лет ежедневно по несколько раз возносит свои молитвы о мире всего мира и соединении всех, об отвращении междоусобныя брани, нашествия иноплеменников и т. п. Доказывать, что война есть зло весьма легко и удобно, потому что эта истина также ясна, как 2Х2=4. Но с другой стороны для каждого должно быть ясно и то, что это зло неизбежное. Даже Христос, даровавший миру религию любви и всепрощения, с прискорбием должен был утверждать пред учениками, что в этом греховном мире, который весь во зле лежит, войны не прекратятся никогда, и что даже Сам Он принес на землю не мир, но разделение ( Лук. 12, 51 ). «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ея. И враги человеку – домашние его» ( Мф. 10, 34–36 ). История многочисленными фактами подтвердила истину этих слов. Достаточно упомянуть о языческих гонениях на христиан и крестовых походах. Указывая признаки кончины мира, Спаситель также говорил: «Услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь: ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец: ибо возстанет народ на народ, и царство на царство» ( Мф. 24, 6. 7 ). Хотя в Евангелиях нигде не говорится о том, признавал ли Господь войну дозволенною, как в Ветхом Завете: но можно думать, что для жизни государств Он не отрицал ее политического значения, как средства защиты от нападения врагов. По крайней мере, на вопрос Пилата: «Ты Царь Иудейский?» Спаситель отвечал так: «Царство Мое не от мира сего: если бы от мира сего было Царство Мое, то служители – Мои подвизались бы за Меня (ο πηρται ν ο μο γωνζοντο), чтобы Я не был предан Иудеям» ( Ин. 18, 36 ). Пусть Толстой и подобные ему утописты мечтают найти средство для уничтожения войн, хотя они, без сомнения, и сами не верят тому, что говорят. Но истинный христианин не может предаваться таким пустым мечтаниям праздной фантазии. Ему, по примеру Самого Христа, приходится только скорбеть о греховности мира и о неизбежности такого зла, как война; веруя словам Спасителя, что войны будут ведены до конца мира, он будет поступать по христианскому человеколюбию, когда, отказавшись найти средства для совершенного уничтожения войн, будет заботиться об устранении различных поводов к войне и об облегчении тех ужасных бедствий, которые всегда влекут за собою ожесточенные войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

§ 29. О том мнении, что было широко распространено на востоке около времен Иудейской войны, упоминают ТАЦИТ и СВЕТОНИЙ. Пишет об этом также Иудей ИОСИФ, который жил тогда и принимал в этой войне важное участие. Однако Иосиф говорит, что это пророчество было найдено в священных письменах (Кн. 6 «Иудейской войны», Гл. 31). Если под священными письменами Иосиф понимал Священное Писание, поскольку он действительно ничего другого не мог почтить этим именем, следовательно, это мнение возникло на основании Священного Писания, и более того, должно было быть предметом веры. Ведь упорные Иудеи видели, конечно, что от них отнят скипетр Иуды, так что считали, что или уже пришел, или скоро придет тот, кому должны будут повиноваться народы, как предсказал Патриарх Иаков ( Быт. 49, 10 ). То же самое они могли заключать также из других мест, как и было в действительности. Хотя и Иосиф приложил это к Веспасиану, но нелепо и несообразно. Ведь Веспасиан не царствовал во всем мире; и что можно было позаимствовать из Священного Писания особенным образом относящееся к его владычеству, хотя бы немногое? Следовательно, пророчества провозглашали о царствовании Того, Кому Бог в Псалме говорит: Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе ( Ис.2:8 ), как хорошо замечает ЕВСЕВИЙ Памфил , – там, где он приводит тот же самый рассказ (Кн. 1 «Церковной истории», Гл. 8-я). § 30. III . Павел учит, что язычники познавали Бога ( Рим.1 ), притом познавали Его не иначе, как из созерцания устроения этого мира. Что можно, говорит он, знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны (ст. 19:20). Следовательно, достаточным началом для познания Бога (что, безусловно, является Богословием) будет это сотворенное и даже телесное, которое можно, конечно, видеть глазами, творение. Отвечаю. Человек может из созерцания природы заключать, что Бог – один, и что Он – всемогущ и премудр, но это – естественное Богословие, общее даже для неверующих и атеистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

И. Флавий определяет число пленных, взятых во время войны, в 97,000, а число тех, которые погибли во время осады, в 1.100,000. Все число погибших во время войны определяется страшною цифрою в 1.337,490, а число пленных в 101,700; но даже эти расчеты не включают всех потерь во время многих стычек и битв и не принимают во внимание множества тех, которые на протяжении всей страны погибли от бедствия голода и болезней. Можно вполне сказать, что народ этот был как бы обречен на истребление; 2,000 гниющих тел найдены были даже в подземных ходах города. Во время осады все де­ревья в окрестностях были вырублены, и отсюда весь вид местности с ее обугленными и окровавленными развалинами настолько изменился, что всякий, кто бы вдруг прибыл в нее, не в состоянии был бы узнать, где он находится. Самый город был, по-видимому, столь неприступен с его массивными и не­сравненными укреплениями, что Тит открыто заявлял, что в этой победе он явно видит руку Божию. Страшный суд Божий, постигший народ иудейский за его неверие и жестоковыйность, совершился во исполнение ясных предсказаний Христа. В своей прощальной беседе, под грустным впечатлением окончательного отвержения со стороны избран­ного народа, Христос предсказал, что он опять скоро посетит народ иудейский, но посетит уже в качестве грозного судии, для праведного возмездия ему. Посещение это должно было совершиться еще при жизни того самого поколения, которое по­винно было в отвержении Христа и совершении ужаснейшего преступления богоубийства. «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет» ( Мф. 24:34 ), и предсказание это в точности соответствовало страшной действительности. Сначала, говорил Христос, «услышите о войнах и о военных слухах; восстанет народ на народ и царство на царство». И действительно весь восток в это время был в чрезвычайном возбуждении, Иудея в открытом восстании, а войска из Испании, Галлии и Германии с одной стороны и из Иллирии и Сирии с другой устремлялись в Рим для решения вопроса, к кому после смерти Нерона должен был перейти императорский престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Наконец, третье упоминание явления огня с неба мы находим в Новом Завете, в описании сошествия Св. Духа на апостолов. Когда апостолы собрались в горнице на праздник Пятидесятницы, на них сошел Св. Дух в виде огненных языков. Это событие стало, по словам апостола Петра, исполнение предсказания пророка Иоиля: «Но это есть предреченное пророком Иоилем: “И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать”» (Деян 2; 16-18). Таким образом, огонь здесь является символом присутствия Св. Духа. Итак, мы видим, что огонь как символ реального присутствия Бога характерен и для Ветхого и для Нового Завета. Точно так же явление небесного огня как знамения, ныне ежегодно происходящее в Иерусалиме, имело место еще во времена пророка Илии. В явлении Бога Моисею мы видим символическую связь огня с единством божественной и человеческой природы Христа, а в вознесении Илии мы видим прообраз чуда воскресения как чудесного преображения человеческой природы. Однако нельзя не отметить, что все эти смысловые связи имеют скорее символический характер. Существуют ли в еврейских источниках какие-либо упоминания о чудесах, непосредственно предшествовавших современному чуду Благодатного Огня (или Святого Света)? Определенно существуют! Историк Иосиф Флавий, рассказывая о чудесных событиях, происходивших перед началом иудейской войны, в частности приводит такое сообщение: «Затем, накануне отпадения от Рима , когда стали уже появляться признаки войны, на 8-й день месяца Ксантика, когда народ собрался на праздник Опресноков, на исходе ночи алтарь и Храм вдруг озарились необычайно ярким светом; можно было бы подумать, что на дворе стоит день; сияние это длилось около получаса» [Флавий 2008, с. 394]. Здесь мы находим самое древнее упоминание о явлении, напоминающем будущее чудо Благодатного Огня. Это чудо, как следует из сообщения Флавия, произошло ночью 15 нисана, накануне еврейского праздника Опресноков в иерусалимском Храме. Точно так же Благодатный огонь сейчас нисходит накануне православной Пасхи в Храме Гроба Господня – кафедральном соборе иерусалимских патриархов, который являются непосредственными наследниками ветхозаветных иерусалимских первосвященников. Сияние, упомянутое Флавием, можно сопоставить с молниями и сполохами, которые часто описывают свидетели чуда. Также следует отметить и то, что в I в. н.э. общепринятая дата празднования христианской Пасхи еще не была установлена, и малоазийские церкви праздновали христианскую Пасху одновременно с иудеями – вечером 14 нисана. Таким образом, сияние, упомянутое Флавием, явилось не только в день иудейской, но и в день древней христианской Пасхи. Таким образом, текст Иосифа Флавия позволяет датировать первое упоминание о явлении, напоминающем Благодатный Огонь, не IV, а I в. н.э.

http://zavet.ru/a/rss_1303138284.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010