Вопреки ярости иудейской В " Охридском прологе " святитель Николай Сербский так пишет о подвиге первого христианского мученика: " Силою веры Стефан совершал великие чудеса в народе. Злобные евреи часто вступали с ним в спор, но каждый раз бывали побеждаемы его мудростью и Духом Святым, глаголавшим чрез него. Тогда, посрамленные, прибегли они к испытанному своему средству: клевете и наветам. И возбудили народ и старейшин, и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион. И представили ложных свидетелей, которые подтвердили: сей человек говорил хульные слова на Моисея и на Бога. Но все сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лицо его, как лицо Ангела, т.е. лицо его было озарено благодатным светом, как некогда у Моисея, когда он разговаривал с Богом. И отворил Стефан уста и изрек много чудес и благодеяний Божиих, которые Бог соделал в прошлом для Израильского народа, помянул также и множество злодеяний и противлений Богу со стороны этого народа. Нарочито же изобличил евреев в убийстве Господа Иисуса Христа, назвав их предателями и убийцами. И пока они скрежетали зубами, Стефан воззрел на отверстые небеса и увидел славу Божию. И то, что видел, он объявил евреям: Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7). Они же в бешенстве устремились на него, и, выведя за город, побили его камнями " . С такой же жестоковыйной яростью ополчилась тайна беззакония на Православную Сербию на закате XX столетия. Ибо не могли этнические вырожденцы и духовные отпрыски главного человекоубийцы спокойно взирать на сербскую честь и достоинство. Словно раскаленные угли, жгли их нечистую совесть воспоминания о тех благодеяниях, что соделал для них в годы Второй мировой войны великодушный народ сербский, укрывавший в своих домах - нередко с риском для собственной жизни - еврейских беглецов (так и святитель Николай Сербский спас в ту пору еврейскую семью Трифуновичей, за что спустя сорок лет после своей блаженной кончины был " удостоен " самых грязных оскорблений в " Еврейском обозрении бюллетени союза еврейских общин Югославии " за июнь 1996 г., где ему - узнику Дахау - приписывалось, в частности, сотрудничество с нацистами).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Они сами неверием, нравственною испорченностью и умственною слепотой ускорили свою гибель, вместо того, чтобы предотвратить ее. Но хотя они и были достойны своей участи, Бог , по своему милосердию, и их предостерегал, побуждал исправиться, и угрожал бедствиями. Еще живы были некоторые из тех, которым Иоанн Креститель говорил: Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния; и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь ( Мф.3:7–10 ;  Лк.3:7–10 ). Быть может оставались в живых и некоторые из тех, которым Иисус Христос говорил: Думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам: но если не покаетесь, все также погибнете ( Лк.13:5 ). Действительно, иудеи, неуверовавшие во Христа, погибли. Во время Иудейской войны на иудеях исполнилось проклятие, которым они безрассудно заклеймили самих себя, когда сказали: Кровь Его на нас и на детях наших ( Мф.27:25 ). Напротив, иудеи, принявшие христианство , спаслись. По свидетельству историка Евсевия Кесарийского 4 , находившиеся в Иерусалиме и Иудее христиане, помня предсказание Господне о разгроме Иерусалима, воспользовались Его советом поспешно бежать из Иудеи в горы. Хотя раньше взятия Иерусалима Римлянами не было еще мерзости запустения на святом месте, но сопоставляя предсказания Иисуса Христа с совершавшимися событиями, они догадались, что время это наступает и что поэтому нужно, ни мало не медля, бежать из Иерусалима и Иудеи в безопасное место, а иначе гибель неизбежна. Они вспомнили слова Иисуса Христа:  Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками: тогда знайте, что приблизилось запустение его. Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы ( Лк.21:20,21 ). Приближение римских войск к Иерусалиму убедило их, что время запустения наступает: и они бежали в город Пеллу, находившийся на границе Иудеи с Сирией, и спаслись от тех нестерпимых бедствий и ужасной смерти, которые выпали на долю оставшихся в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Может быть также, слова апостола показались ему дерзким самохвальством и даже Богохульством, после того как Павел обвинялся в нарушении закона и осквернении храма. Как бы то ни было, поступок первосвященника был явным беззаконием, которое не должно было остаться без столь же сильного вразумления. Здесь был оскорблен не только закон, а и правда. Здесь была оскорблена и чистота совести апостола, и, наконец, личная честь его, как римского гражданина, и оскорблена самим судиею! Очевидно, резкое слово апостола нисколько не нуждается в оправдании: оправдание его в самих обстоятельствах дела. При том апостол «не хотел подвергнуться презрению тысяченачальника (по-видимому, здесь присутствовавшего, ср. Деян.23:10 ). Если этот не осмелился бичевать его и хотел предать его иудеям, то, когда слуги стали бить его, тогда он явил еще большее дерзновение, обратился не к слуге, но к самому повелевшему» (Златоуст). Деян.23:3 .  Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбелен­ная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня. «Бог будет бить тебя». Это и укоризна, и пророческое предсказание, что Бог отмстит нанесенную обиду. И действительно, спустя несколько лет, в начале Иудейской войны, Анания погиб от руки сикариев, как изменник (Флав., О войне, II, 17, 9). «Стена подбеленная!» – образное обозначение пустоты и низости кажущегося величия (подобно выражению «гроб повапленный» Мф. 23, 27 ), извращения личности, лицемерия. « Стеной подбеленной» называет его потому, что хотя Анания принимал светлый образ человека, который как бы защищает закон и судит по закону, но мысль его полна беззакония. Поэтому Павел и изобличает в нем лицемерный вид наружного расположения к закону» (Феофил.). Некоторые сравнивают поступок Павла с подобным же случаем на суде Спасителя и находят, что Павел показал пример менее достойный для подражания, чем пример Спасителя. Так, блаж. Иероним, приводя укорительное выражение Павла, задается вопросом: «где же то терпение Спасителя, Который, будучи ведом, как агнец на заклание, не отверзает уст Своих, и так кротко спрашивает ударившего: «если Я сказал худо, покажи, что худо, а если хорошо, что ты бьешь Меня?» Но кто же осмелится произнести осуждение на действие апостола, сравнивая самообладание человеческое с самообладанием Богочеловека, Который, страдая телом, стоял превыше всякой плотской неправды и человеческой слабости!».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Христос рождается – славите; Христос с небес – срящите (встречайте) ; Христос на земли – возноситеся. Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися. Поклонение волхвов Когда Господь Иисус Христос родился в Вифлееме, из далекой восточной страны пришли в Иерусалим волхвы и спрашивали: «Где родившийся Царь Иудейский? Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Царь Ирод, услышав это, весьма встревожился и решил погубить родившегося Царя. Он призвал к себе первосвященников и книжников и спросил их: «Где должно родиться Христу?» Они отвечали: «В Вифлееме иудейском, потому что так написано у пророка Михея». Тогда Ирод тайно призвал волхвов, выведал у них время явления звезды и сказал им: «Идите в Вифлеем и разведайте о Младенце и, когда найдете Его, известите меня, чтоб и я мог поклониться Ему». Волхвы пошли в Вифлеем, и звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними и привела к тому месту, где был Младенец Иисус. Волхвы поклонились Ему и принесли дары: золото, ладан и смирну. Затем они хотели идти в Иерусалим к Ироду, но во сне получили повеление от Господа и другим путем возвратились в свою страну. Когда Ирод узнал, что волхвы обманули его, разгневался и послал воинов избить младенцев мужского пола, от двух лет и ниже. Войны пошли и убили четырнадцать тысяч младенцев. Ирод рассчитывал, что в том числе будет убит и родившийся Царь. Но Иосиф и Мария, по велению ангела, заранее ушли с Младенцем в Египет и возвратились оттуда в Назарет только после смерти Ирода. Волхвами назывались мудрецы. Они гадали по звездам и верили, что при рождении каждого человека появляется на небе новая звезда; поэтому , когда явилась необыкновенная звезда, они решили, что родился ожидаемый иудеями великий Посланник Божий. Принесенными дарами, они выразили веру в то, что родившийся Младенец – Царь, Бог и вместе человек, так как золото приносят царям, ладан – Богу, а смирна – душистая мазь, которою натирали тела умерших, – нужна смертному человеку. Сретение Господне (2-го февраля)

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

И посему присовокуплено: и не раскается; потому что Бог всяческих неоднократно домостроительствовал многое, и попускал, что подвергалось сие изменениям. Так священство иудейское учредил и отменил... Благоволив же, чтобы священство сие (новое. – Г.Ф.) было вечное, как сказано, поклялся, что не раскается... Мелхиседек– иерей не иудеев, но язычников; так и Владыка Христос не за иудеев только, но за всех человеков принес Себя в жертву Богу. Начинает же священство в ту ночь, в которую претерпел страдание; когда прием хлеб, и благословив преломи, и рече: приимите ядите от него: сие есть тело Мое; а также и чашу растворив, даде ученикам Своим, глаголя, пийте от нея вси: сия бо есть кровь Моя, Новаго завета, яже за многия изливаема во оставление грехов ( Мф. 26:26–28 ). Находим же, что Мелхиседек – и иерей, и царь (потому что был образом истиннаго иерея и царя), и приносит Богу не безсловесныя жертвы, но хлеб и вино. Ибо сие принес и Аврааму, духовно провидя в чреслах патриарха первообраз собственного своего первосвященства. Посему, если от Давида Христос но плоти, Давид же от Иуды, а Христос приял первосвященство по чину Мелхиседекову; то священство левитское престало, благословение же высшаго священства перешло на колено Иудово» Толк, на Псалтирь, 109, ст. 4]. Следуя древним отцам, толкует и монах Евфимий Зигабен : «Ты иерей во век, по чину Мелхиседекову. Господь был иерей, по чину Мелхиседека; потому что Он преподал апостолам на таинственной вечери хлеб и вино, как и Мелхиседек поднес хлеб и вино Аврааму и бывшим с ним, по возвращении их с войны с победою... Христос есть иерей во век, как не имеющий, по божеству, ни начала дней, ни конца жизни, как и Мелхиседек не имел начала и конца по умолчанию о сем книги Бытия. Но Мелхиседек не имеет сего, потому что о том умолчала история Писания, не открыв, от каких родителей он родился и когда умер; а Христос действительно не имеет ни начала, ни конца» Толковая Псалтирь, Пс. 109, 4 ]. Апостол Павел уже в христианские времена скажет: ...имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса сына Божия ( Евр. 4:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Главное же, в Энрофе вообще не совершилось коренного сдвига. Законы остались законами, инстинкты – инстинктами, страсти – страстями, болезни – болезнями, смерть – смертью , государства – государствами, войнывойнами, тирании – тираниями. Образование церкви в человечестве, обремененном прежней самостью и не огражденном от темных инспираций, не могло вызвать того стремительного прогресса – духовного и нравственного, который совершился бы, если бы Гагтунгр не оборвал жизнь Христа» 24 . Однако «Роза Мира» утверждает, что через два-три столетия планетарный логос придет опять 25 . «Роза Мира» признает законы кармы и перевоплощений, положительно относится к магии и оккультизму 26 . Но странно то, что все это отнюдь не мешает Даниилу Андрееву утверждать, например, следующее: «…магия утилитарна и корыстна по самому своему существу» 27 . В «Розе Мира» подробно описывается «тонкая география» шаданакара и то, как события, происходившие в «тонких мирах», проявлялись в истории России. Как уже говорилось выше, главной целью создания «Розы Мира» была отсрочка наступления мировой диктатуры антихриста. Так как само понятие «антихрист» заимствовано Даниилом Андреевым из христианства, то мы предлагаем читателю познакомиться с христианским учением об антихристе. 2. Православное учение об антихристе Согласно православному вероучению, антихрист – это человек, который перед Вторым пришествием Господа нашего Иисуса Христа будет править миром. Приставка «anti» в греческом языке может иметь два значения: «против» и «вместо» 28 . Антихрист попытается поставить себя на место Христа, он будет противником Христа: «Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не] [придет], доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог , выдавая себя за Бога» ( 2Фес.2:3–4 ). Антихрист открыто назовет себя Богом 29 . Каков будет храм, в котором он «сядет»? Об этом нет четкого представления, нигде в Священном Писании не говорится, что он «сядет» именно в Иерусалимском храме, известно точно лишь то, что это будет «храм Божий» 30 . По Преданию, антихрист произойдет из народа иудейского 31 и будет являться потомком одного из 12 сыновей Иакова, Дана: «Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад» ( Быт.49:17 ). О пришествии антихриста в Священном Писании сказано: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время» ( 1Ин.2:18 ). В общем смысле антихристом можно назвать любого человека, отвергающего Евангелие и Иисуса Христа, но «особым образом и по преимуществу Антихристом называется имеющий прийти при скончании века» 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajna-ro...

Мк.13:18 .  Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою. Мк.13:19 .  Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог , даже доныне, и не будет. Мк.13:20 .  И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни. Если бы бегство случилось зимой, то трудность времени препятствовала бы желающим бежать. И вообще скорбь будет тягчайшая из всех когда-либо бывших и имеющих быть. «И если бы Господь не сократил тех дней», то есть, если бы скоро не окончил войны римлян, «то не спаслась бы никакая плоть», не осталось бы ни одного иудея. Но «ради избранных», то есть уверовавших из евреев и имеющих уверовать впоследствии, война кончилась скоро. Ибо Бог , предвидя, что по пленении многие из евреев уверуют, ради сего не попустил до конца погибнуть иудейскому народу. Но можно разуметь это и в нравственном отношении. Так, «мерзость запустения» есть всякое помышление сатанинское, стоящее «на святом месте», – в разуме нашем. В сем-то случае «находящиеся в Иудее да бегут в горы», то есть, исповедуясь, пусть восходят на горы добродетелей (Иудея – значит «исповедание», «проповедь»). А кто стоит уже на высоте, пусть не сходит с нее. Ибо когда какой-либо страстный помысл станет в нас, тогда надлежит посредством исповеди спешить на высоту добродетели и не сходить с сей высоты. И делающий доброе пусть не возвращается взять прежнюю совесть – ветхую одежду, которой он совлекся. Горе же бегущему зимой: ибо должно нам бежать от греха с теплотой, то есть с покаянием, а не с холодностью, неподвижно, – что и означает бегство зимой. Мк.13:21 .  Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, – не верьте. Мк.13:22 .  Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Мк.13:23 .  Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам всё. Мк.13:24 .  Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего,

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Полного осуществления своих коварных замыслов Птоломею не удалось достигнуть, несмотря на удачу первого шага и предусмотрительное принятие всех других предварительных мер. Иоанн, главный соперник его, благополучно избежал несчастной участи отца и братьев и, заняв престол и первосвященство отца, продолжил славную историю Маккавейской династии. Повествованием о гибели Симона Маккавея (143–135 г. до Р. Х.) с его семейством от руки Птоломея и избежании подобной же участи Иоанном, обрывается кодекс священных Ветхозаветных книг в их хронологическом порядке, оставляя читателя в совершенном неведении почти 1 1/2 векового периода до новозаветных событий. К счастью, здесь приходит на помощь известный историк Иосиф Флавий, а потом мало-помалу и другие классики, которые более или менее обстоятельно, смотря по умелости употребления, поведают нам и то, что знать так важно и интересно за пределами книг библейских. 1Мак.16:22–24 Услышав об этом, Иоанн весьма смутился и, схватив мужей, пришедших погубить его, убил их, ибо узнал, что они искали погубить его.Прочие же дела Иоанна и войны его и мужественные подвиги его, славно совершенные, и сооружение стен, им воздвигнутых, и другие деяния его, вот, они описаны в книге дней первосвященства его, с того времени, как сделался он первосвященником после отца своего. История Иоанна, известного под именем Гиркана (Hyrkanus), только, так сказать, озаглавлена писателем, и тотчас же заменяется простою отсылкою к другим специальным источникам («книга дней первосвященства его»). К сожалению, эта драгоценная книга не только не сохранилась до нашего времени, но трудно сказать и то, использована ли она главным описателем истории Иоанна в настоящем ее виде – Иосифом Флавием. Интересующиеся этой в высшей степени поучительной историей и вообще вопросом, что происходило за 1 1/2 века до Христа Спасителя в Иудее, лучше всего удовлетворять свое похвальное любопытство, прочитав специальный отдел об этом (277–355 с.) под заглавием: «От Библии до Евангелия» в недавно вышедшем ученом труде: «История Иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия», иеромонаха Иосифа (Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1903 г., ц. 2 р. 50 к.). – Особенного внимания и интереса каждого просвещенного и верующего христианина требует история известного Ирода, убийцы вифлеемских младенцев, изобилующая захватывающими душу событиями и картинами (с. 323–355 в том же труде).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О зле, утаиваемом человеком в сердце своем, так говорится в книге Иова: „если бы я скрывал проступки мои, как человек, утаивая в груди моей пороки мои...“ ( Иов. 31:33 ). Все эти изречения, вместе взятые, достаточно выясняют значение пророчества стихов 6–7. Господь напоминает Израилю, что Он, карающий преступления и измену, не умолчит, что время долготерпения проходит, что Господь поразить в сердце беззаконных Иудеев вместе с беззаконными отцами их, которые, отступив от Бога завета, воскуряли на горах фимиам (см. выше 3 стих) богам чуждым и поносили этими действиями Бога Всемогущего, не смотря на все Его благодеяния, и, как бы намеренно, оскорбляли Его. Им и назначается наказание, которое поразит их до глубины души их. Это наказание не преходящее, это – тоска сердца, не видящая спасения. Этому именно наказанию „в недро“ подверглись Иудеи, отвергнувшие Господа Иисуса. Пусть читают страшную повесть войны Иудейской Флавия Иосифа, чтобы понять это наказание. Из Иудеев, однако, все верующие в Господа спасены, как бы исхищенные из огня адского. Господь, как праведный Судья, по выражению ст. 6–7: „воздаст в недро преступников их собственные беззакония и отмерит в недро их прежния деяния их“. Слова эти указывают, что Господь предает народ последствиям их собственного безумия; грех и зло не могут принести добра и покоя совершающему их; они сами несут за собою свои наказания. Но кающихся Господь милует и „кого хочет, ожесточает“ ( Рим. 4:18 ). Кого милует, Тому Он Заступник. Но Исаия LIX, 16, перечисляя (2–15) грехи Израиля, боится, что павшему низко народу нет заступника. (Ниже ст. 20 он видит Искупителя). 8 . Так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок, тогда говорят: „ не повреди ее, ибо в ней благословение“. То же сделаю Я и ради рабов Моих, чтобы не всех погубит. 9 . И произведу от Иакова семя, и от Иуды наследника гор Моих, и наследуют это избранные Мои, и рабы Мои будут жить там. 10 . И будет Сарон пастбищем для овец и долина Ахор – местом отдыха для волов народа Моего, который взыскал Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

После завоевания Ханаана Израиль ведет оборонительные В. во времена Судей (Суд 3-12), при царях Сауле и Давиде (1 Цар 11-17; 28-30; 2 Цар 5. 17-25; 8. 1-14; 10). Характерно, что, когда израильтяне вопреки Божией воле просят прор. Самуила поставить над ними царя, они вменяют в обязанность царю вести В. по воле народа («войны наши» - 1 Цар 8. 20), а не В. Господни; и поставленный по Божию попущению на царство Саул впосл. был лишен царства Богом именно за искажение идеи В. Господней, за ведение В. по своей воле (1 Цар 15). В повествованиях о царе Давиде, напротив, подчеркивается, что он был послушен Богу, вел В. Господни (1 Цар 18. 17; 25. 28). Победой над хорошо вооруженным филистимским силачом Голиафом Давид, вышедший на поединок лишь с пращой и камнями, был обязан упованию на Господа (1 Цар 17. 37-51). Став царем, Давид в хвалебной песне Господу исповедует, что именно Бог дарует ему военные победы: «Бог препоясует меня силою... научает руки мои брани и мышцы мои напрягает, как медный лук» (2 Цар 22. 33, 35; ср.: Пс 17. 33 и сл.); военное могущество царя Давида - это проявление Божия могущества (2 Цар 23. 8-39). Силой Божией побеждает ефиоплян иудейский царь Аса (2 Пар 14. 9-15); молитвенное призывание Бога перед битвой иудейского царя Иосафата с моавитянами и аммонитянами принесло иудеям победу: «...дал им Господь торжество над врагами их... Сам Господь воевал против врагов Израиля» (2 Пар 20. 20-29). С упованием на Бога сражаются израильтяне с врагами при Маккавеях : язычники «надеются на оружие и отважность,- говорит Иуда Маккавей ,- а мы надеемся на всемогущего Бога, Который одним мановением может ниспровергнуть и идущих на нас и весь мир» (2 Макк 8. 18). Как о великих праведниках, «которых весь мир не был достоин» (Евр 11. 38), говорит ап. Павел о ветхозаветных воителях: «о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и [других] пророках, которые верою побеждали царства... угашали силу огня, избегали острия меча... были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр 11. 32-34). В концепции В. Господней находит оправдание вооруженная борьба.

http://pravenc.ru/text/155138.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010