Святой Ипполит Римский пишет об этом так: «Он призовёт к себе весь народ (иудейский) из всех стран, в которых он разсеян; он присвоит их себе, как своих собственных детей; возвестит им, что он возстановит страну и возставит их царство и храм, – и все это с тою целию, чтобы они поклонились ему как богу по слову пророка» с.243–245]. Есть основание полагать, что период, в границах которого антихрист будет маскироваться под праведника, начнётся по окончании войны, воздвигнутой против десяти «римских» царей, но до того, как он станет единовластным распорядителем мира. Трудно представить даже и при наличии очень богатой фантазии, как антихрист мог бы выказывать добродетельность агнца в условиях распространяемого им пожара глобальной войны. Не менее трудно вообразить, как он являл бы себя кротким, незлобивым агнцем после того, как занял бы трон мирового диктатора (в этот последний период существования нашего мира антихрист будет олицетворением самого мерзкого злодейства, отступничества от Добра: «тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» ( Мф.24:21 )). Театральное притворство будет употребляться сыном погибели единовременно с проповедью Еноха и Илии. Иоанн Богослов повествует о нём как о звере о десяти рогах и семи головах, выходящим из моря, после сообщения об убийстве этих посланцев с Небес. Тогда как антихрист, прорываясь к неограниченной власти, будет ложно выказывать добродетели, чародействовать, творить чудеса, Илия и Енох, облачившись во вретища, будут изобличать беззакония жителей земли, предостерегать их от заблуждений. В конце концов, по окончании проповеди , их убьёт зверь, выходящий из бездны: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней... И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их» ( Откр.11:3–7 ). На следующем этапе, после убийства зверем из бездны Еноха и Илии, антихрист изменит своё поведение с демонстративно благочестивого на тираническое и злодейское. Тогда многие из прежде поклонившихся ему жертв испытают ужас полнейшего разочарования, но, увы, будет поздно: страх перед возможной расправой заставит их слушаться, кланяться и молчать. Вероятно, в этот период ко Христу обратятся многие из иудеев, осознав, что антихрист – всё же не тот, за кого себя выдаёт.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена (обстроятся улицы и стены, но в трудные времена). И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет (т. е. хотя и не будет в Нем никакой вины ср. Ис.53:8–9 ); а город и святилище (т. е. храм) разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения (т. е. потом град и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и истребятся, как потопом, и до конца войны предопределены опустошения). И утвердит завет (т. е. новый) для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение (т. е. совершится отмена ветхозаветных жертв и приношений), и на крыле святилища (храма) будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя (т. е. и близ крыла или кровли храма будут поставлены мерзости опустошителя, и даже до кончины времени предастся, т. е. храм вместе с градом, опустошению – Дан.9:24–27 ). Под седминами в пророчестве разумеются не седмины дней или недели (см. Втор.16:9 : ср. Дан.10:2 ), равно и не седмины иудейских субботних годов ( Лев.25:8, 10–11 ), а седмины лет, т. е. круг субботнего года – семилетия ( Быт.29:27 ; Лев.25:3–5 ), следовательно, семьдесят седмин составляют круг времени (70х7 л.) в 490 лет. Счисление седмин должно начинать с того времени, как вышло повеление о восстановлении Иерусалима (25 ст.). По наиболее принятому мнению таким повелением был четвертый из указов царей персидских относительно иудеев (второй Артаксеркса Лонгимана), данный на имя Неемии ( Неем.2:1–17 ) и им приведенный в исполнение, что было в 453 г. до Р. X. по христианскому счислению. 415 С этого времени до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины (т. е. 7х7=49 л. и 62х7=434 л.), т. е. всего 483 г., значит не до года рождения Христа Владыки, а до года крещения Его в 30-летнем возрасте пред выступлением на открытое мессианское служение роду человеческому в 15-й год Тиверия Кесаря ( Лк.3:1, 21 ), в 30-й год по нашему счислению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Ибо какая польза от этих описаний войн тем, кому Господь говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» ( Ин.14:27 ) и кому через Апостола повелевается: «Не мстите за себя» ( Рим.12:19 ) и «лучше оставайтесь обиженными, лучше терпите лишения» ( 1Кор.6:7 )? И, зная, что мы должны вести не вещественные войны, а сражения души с духовными противниками, Апостол, как военачальник, отдает воинам Христовым приказ, говоря: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» ( Еф.6:11 ). А для того, чтобы показать нам примеры таких духовных войн из деяний давно минувших дней, он хочет, чтобы истории о подвигах древних читались нам в Церкви, дабы, если мы духовны, услышав, что «закон духовен» ( Рим.7:14 ), мы соотносили «духовное с духовным» ( 1Кор.2:13 ) в том, что слышим, и на примере народов, видимо воевавших против Израиля по плоти, видели, сколь многочисленны противные силы из духовных родов, названных «духами злобы поднебесными» ( Еф.6:12 ), которые воздвигают войны против Церкви Господней – истинного Израиля. Приходят моавитяне и аммонитяне и все эти цари и роды невидимые, о которых мы упоминали прежде; они приходят сражаться против нас, чтобы склонить нас ко греху; ибо как тело умирает от раны, нанесенной мечем, так и душа умирает, получив рану греха. И я полагаю, что говорить «вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно» ( Фил.3:1 ). Я только хочу, чтобы вы уразумели, что говорится вам столь часто и что многократно запечатлевается в ваших душах, дабы, прочитав обо всем этом, вы не обрели ни иудейского, ни еретического понимания. Теперь, после того, как мы извлекли из этих отрывков общие предостережения, будет отнюдь не лишним кое-что из прочитанного нам рассмотреть подробно. Поэтому, снова начав сначала, исследуем то, что мы не удостоили вниманием в предшествующем обсуждении. 2 . Сказано: «И поступил Иисус с ними так, как сказал ему Господь: коням их перерезал жилы и колесницы их сожег огнем. В то же время, возвратившись, Иисус взял Асор и царя его убил мечом.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Ср. Мф.23:37–39 ); 3)Иудеи отведутся в плен во все народы и Иерусалим будет попираем язычниками ( Лк.21:24 ); настанут «времена язычников». Под язычниками здесь должно разуметь вообще всех не – иудеев; если период ветхого завета может быть назван временем иудеев, новозаветный период до того времени, когда «Израиль спасется» и не принявшие некогда Мессию воскликнут: «благословен Грядый во имя Господне!», – очевидно, называется «временем язычников». 45 Имея в виду выражения евангелия «прежде же всего того» ( Лк.24:12 , и «этому надлежит быть прежде» (ст. 9), мы в ряду признаков, предшествующих пакипришествию Господа, должны далее поставить войны, военные слухи, глады, моры, землетрясения по местам ( Лк.24:9–11 ; Мф.24:6–8 ; Мк.13:7–8 ); это все – начало болезней, но еще не конец. Появятся лжеучители, лжепророки, во многих охладеет любовь, Евангелие будет проповедано всем народам и тогда придет конец ( Луки 21:8 ; Мф.24:10–14 ; Мк.13:6 ; Мк.13:10 ). «И будут знамения на солнце, луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море возшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесныя поколеблются и тогда увидят Сына Человеческаго, грядущаго на облаке с силою и славою великою» ( Лк.24:25–27 ; Мф.24:27–31 ; Мк.13:22–27 ). Нужно заметить, что слово ττε – тогда, встречающиеся в речи Господа, указывает на связь предсказываемых событий: при разрушении Иерусалима были, по свидетельству Иосифа Флавия войны, голод, землетрясения, появление кометы; эти предвестники гибели былого значения священного иудейского города и храма в миниатюре, в малом виде являются типом, или образом того, что будет пред кончиной мира – в чрезвычайных великих размерах. Сектанты – адвентисты настойчиво утверждают, что признаки второго пришествия Христова сбылись – именно: землетрясение имело место в Лиссабоне в 1755 году, темный день и ночь – 19 мая 1780 года и необычайное падение звезд, наблюдавшееся в С. Америке, – 13 ноября 1833 года.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

«И усилился голод в городе, и не было хлеба у народа земли. И взят был город, и побежали все военные ночью по дороге к воротам... и погналось войско Халдейское за царем и настигли царя... и сыновей Седекии закололи пред глазами его, а самому Седекии ослепили глаза...» Все обиды, обрушившиеся на Иерусалим и жителей его при нашествии Навуходоносора, описаны в четвертой книге Царств в 25-й главе. Эти несчастия Иудейского народа оплакивает Иеремия пред Господом, говоря: «Виждь, Господи, и призри, кого еси потребил сице? еда снедят жены плод утробы своея? отребление сотвори повар 27 , избиют ли младенцев ссущих сосцы? Убиеши ли во святыни, Господи, жерца и пророка?» ( Плч. 2:20 ), «…девицы моя и юноты мои отидоша в плен, мечем и гладом избил еси» ( Плч.2:21 ), «Руце жен милосердых свариша дети своя, Быша в ядь им, в сокрушении дщере людий моих» ( Плч.4:10 ). Третий раз исполнилось пророчество Моисея при взятии Иерусалима Титом. Иосиф в истории Иудейской войны повествует так: «Одна женщина из жителей Заиорданья, Мария, дочь Элеазара – из селения Бет Эзов (что означает «Дом Иссона»), известная своим происхождением и богатством, бежала в числе прочих в Иерусалим и вместе со всеми переносила осаду. Имущество, что она вывезла с собой из Переи, было разграблено тиранами, а остатки драгоценностей и пищу, что её удавалось припасти, изо дня в день расхищали врывавшиеся в дом приспешники тиранов. И вот женщиной этой овладело крайнее ожесточение, и она стала набрасываться на грабителей с бранью и проклятиями, стремясь натравить их на себя. Но когда не нашлось никого, кто по злости ли или из жалости захотел бы покончить с ней, а сама она уже не имела сил добывать пищу на потребу другим, не говоря уже о том, что и найти что-то теперь уже не было возможности, и когда голод проник ей до мозга костей, а ярость сжигала её внутренности сильнее голода, тогда она, взяв в союзники нужду и ярость, ополчилась против самой природы. Схватив своего ребенка (у неё был грудной младенец), она сказала: «Несчастное дитя! Ради чего мне беречь тебя среди войны, голода и мятежа? У римлян, даже если мы и доживем до их прихода, нас ожидает рабство, еще прежде рабства нас настиг голод, а мятежники хуже их обоих. Так стань же мне пищей, мятежникам – духом мщения, а миру – мифом, тем единственным мифом, которого не достает ещё, чтобы несчастья евреев обрели полноту!» С этими словами она умертвила сына и, изжарив его, съела половину, а вторую половину оставила и прикрыла.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

11, 12:13). Потом, в последней части видения (15–17) Захария представляет всех ложных Мессий, которые являлись до Иисуса Христа и в особенности после него, и из которых самым значительным был Бар-Кохеба, предавший своих сограждан мечу Адриана. Так говорит Господь Бог мой: паси овец, обреченных на заклание, народ еврейский, который с настоящего времени (1, 2–6; VII) носит в себе зародыши своей окончательной гибели, и который должен быть некогда истреблен внешним врагом, народом Римским (V, 1–4). И здесь пророчество прибавляет еще подробность к картине социального и политического состояния Иудейского народа перед временем его погибели: Иудеи будут процветать, но находиться под властью иноплеменников. Паси это стадо, которое продавцы его (Римляне) избивают и не становятся по этому виновными, ибо Всевечный не хочет иметь более жалости к нему (5) и предал его в их руки в наказание за его преступление ( Uep. L, 6, 7 в сопоставлении с II, 3; сравн. XXV, 9; XXII, 7); а купившие его (Ироды например) говорят: благословен Господь; я разбогател! И сами их туземные пастыри, их собственные священники и сановники (Фарисеи, Саддукеи, не жалеют о них более; ибо Я не буду более миловать жителей земли сей, говорит Господь; и вот, Я предам людей, каждого в руки ближняго его (угнетения, внутренние раздоры, междоусобные войны) и в руки царя его иноземного (Иоанн. XIX, 15), который займет место персидского царя, владычествовавшего во время Захарии над Иудеями; и эти иноземцы будут поражать землю, и Я не избавлю от рук их. Эти две причины гибели: внутренние разногласия и междоусобные войны указаны равным образом VIII, 10; Uep. XIX, 9 ; Uc. IX, 7, 18, 19; III, 4 , и история Иозефия доказывает вполне достаточно, что это двойное пророчество исполнилось действительно. 5–6. И буду пасти овец, обреченных на заклание, овец по истине бедных, вас, истинные Израильтяне, которые чувствуете ваше бедственное положение, призываете в ваших мольбах доброго пастыря и одни заслуживаете еще для вашего народа милосердие Бога, свидетельствующего это милосердие тем, что посылает меня к нему (II; Ueз. XXXIV, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

В критические моменты своей истории, в годины народных бедствий, евреи обращались к храму, как своей национальной святыне как месту, где Бог обитает и принимает моления, – обращались все от старого до малого, и находили здесь себе утешение и успокоение, и почерпали себе новые силы для борьбы с этими бедствиями. Такой момент случился, например, при Иосафате во время нападения на Иудею Моавитян, Аммонитян и др. ( 2Пар.20:1 ). В это время когда на Иудею шло множество великое из из-за моря» (2 стх.), и когда Иосафат «объявил пост по всей Иудее» (3 стх.), то «собрались иудеи просить помощи у Господа, из всех городов Иудиных пришли они умолять Господа» 151 (4 стх.); «все иудеи стояли перед лицем Господним, и малыя дети их, жены их и сыновья их» (13 стх.). В молитве, произнесенной по этому поводу, Иосафат говорит о храме, именно, как национальном святилище, куда евреи должны прибегать во времена бедствия, и где они могут получать спасение от этих бедствий (8–9 стх.). После пророчества Иозиила, сына Захарии (15–17 стх.) произнесенного по этому поводу, «преклонился Иосафат лицем до земли, и все иудеи и жители Иерусалима пали перед Господом, чтобы поклониться Господу» (18 стх.). Наконец, после успешного исхода этой войны, «все Иудеи и Иерусалимляне и Иосафат во главе их ... пришли в Иерусалим с псалтирями и дитрами и трубами к дому Господню» (27–28 стх.), Таким образом, в эту тяжелую минуту храм собрал вокруг себя весь народ царства Иудейского, обратившийся здесь с горячей молитвой к Богу об избавлении; к храму же они пришли, чтобы воздать здесь благодарение Господу. Подобного же рода явление мы встречаем и в царствование Езекии. Когда при этом царе нашествие Ассяриян коснулось и Иудейского царства, и Иерусалим был осажден Рабсаком, Езекия пред лицом всех евреев, находящихся в это время в Иерусалиме, отправился в храм с молитвой к Богу об избавлении от врагов ( 4Цар.19:1 ; 4Цар.19:14–15 ); когда же евреи избавились от нашествия Ассириян, то для выражения благодарности Богу они опять обратились к иерусалимскому храму; ибо «тогда многие, замечает свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Пс.59:8 .  Бог сказал во святилище Своем: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю: «Бог сказал во святилище Своем». Вероятно, разумеется то откровение, которое получил Давид от Господа во храме через урим и туммим первосвященника. Дальнейшие слова: «восторжествую, разделю» и дал. принадлежат Давиду и указывают, что под влиянием этого откровения у него явилась бодрость и вера в победу над врагами. Означенные слова нельзя относить к Богу, так как все содержание их говорит о военной победе и политическом возобладании над врагами, что несвойственно Богу и в чем Ему нет нужды (см. особенно ст. 10, 11, 12). «Сихем» (нынешний Наплус) находился в центре прииорданской Палестины, а долина Сокхоф – в заиорданской. Пс.59:9 .  Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой, Галаад (колена Рувимово и Гадово) – Заиорданская часть Палестины, Манассия (колено Манассиино) расположен там же; Ефремово колено, называется «крепостью главы» за преобладающее влияние в Иудее по своей многочисленности; «Иуда скипетр мой», так как из него избирались цари еврейского народа. Оба последние колена находились в прииорданской области – первые колена находились на севере Палестины, а последние на юге. Таким образом здесь указываются все границы Палестины и тогдашнего царства Иудейского, чтобы показать непоколебимость царства Иудейского и бесплодность нападений врагов. Пс.59:10 .  Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!» Даже больше того – власть Давида расширится подчинением и покорением моавитян и победой над идумеянами, действительно вскоре одержанными Давидом ( 2Цар. 8:2, 10:13–19 ; 1Пар. 18:1–6 ) в долине Соляной. – «Моав умывальная Чаша», чаша, которая употреблялась для омовения ног странников. Выражение показывает, что моавитяне займут по отношению к евреям подчиненное, служебное положение, что и исполнилось: они принуждены были после поражения платить евреям дань. – «На Едома простру сапог». Простирать сапог значит топтать; идумеяне были поражены Иоавом, потоптаны, унижены. – «Восклицай Мне, земля Филистимская!» – приветствуй меня, как своего владыку и земля филистимлян. Приветствие побежденными победителя могло смягчить их участь. Многочисленные войны Давида с соседними народами завершались победами, тоже было и в борьбе с филистимлянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Жена, жившая у тебя в неге и великой роскоши, которая никогда ноги своей не ставила на землю по причине роскоши и изнеженности, будет безжалостным оком смотреть на мужа недра своего и на сына своего и на дочь свою, и не даст им последа, выходящего из среды ног её, и детей, которых она родит; потому что она при недостатке всего, тайно будет есть их, в стеснении и осаде своей, в которой стеснит тебя враг твой в жилищах твоих» 79 . Ни комментатор, ни усердный читатель Священного Писания и иудейской истории не могли не заметить неоднократных примеров исполнения этого поразительного и ужасного предсказания. Когда Самария, в то время столица Израиля, была осаждена всеми войсками царя сирийского, голова осла продавлась за восемьдесят монет серебряных 80 . Когда Навуходоносор осаждал Иерусалим, голод господствовал в городе, и не было хлеба для народа. Иосиф Флавий в своей истории иудейской войны рассказывает об ужасных бедствиях иудеев во время последней их осады, и прежде, чем не стало у них города. Голод свирепствовал с такой силой, что заставил умолкнуть все другие страсти; все, что прежде уважалось, было теперь презираемо. Дети вырывали пищу из самых уст своих родителей; и даже матери, подавив в себе нежнейшие чувства природы, отнимали у своих погибающих детей последние крохи, которые могли бы поддержать их жизнь. В каждом доме, в котором оставалось хоть сколько-нибудь пищи, возникал спор, и ближайшие родственники дрались за жалкие средства существования 81 . Иосиф Флавий присовокупляет в высшей степени возмутительную подробность 82 . В то время, когда, во всех этих случаях, око человека смотрело так злобно на своего собрата, у осажденных иудеев, всего лишенных и теснимых своими неприятелями, состоялся между двумя женщинами из Самарии бесчеловечный союз, какому не было подобного, и который подал повод к горькому плачу Иеремии над бедствиями осады, коих он был свидетелем. «Руце жен милосердых свариша дети своя, быша в яд им, в сокрушение дщере людей моих»; и в ужас приводящий рассказ Иосифа Флавия о знатной женщине, убившей собственными руками и тайно съевшей своего грудного младенца (открытие этого факта поразило ужасом даже весь страдающий от голода город), – все эти записаны факты, которые записаны без малейшего намека на предсказания, слишком верно и самым буквальным образом осуществляют страшные возвещения пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Еврейская и христианская традиции отождествляют этот источник с тем «Евфратом», рядом с которым пророк Иеремия спрятал свой льняной пояс: «Так сказал мне Господь: пойди, купи себе льняной пояс и положи его на чресла твои, но в воду не клади его. И я купил пояс, по слову Господню, и положил его на чресла мои. И было ко мне слово Господне в другой раз, и сказано: возьми пояс, который ты купил, который на чреслах твоих, и встань, пойди к Евфрату и спрячь его там в расселине скалы. Я пошел и спрятал его у Евфрата, как повелел мне Господь. По прошествии же многих дней сказал мне Господь: встань, пойди к Евфрату и возьми оттуда пояс, который Я велел тебе спрятать там. И я пришел к Евфрату, выкопал и взял пояс из того места, где спрятал его, и вот, пояс был испорчен, ни к чему стал не годен». (Иер., 13:1-7). Множество расселин скал, где Иеремия мог бы спрятать свой пояс, и поныне видно в округе ключа. Прямо над источником, в скальном утесе с южной стороны ущелья имеется рукотворная пещера, которая, согласно Патриху, вместе с несколькими менее крупными пещерами была высечена в скале для военных нужд за два с лишним века до Харитона, во время Иудейской войны 66-71 гг., и, по-видимому, служила полевым штабом повстанцев восточной части удела Вениаминова и тогда, и впоследствии – во время Великого восстания Бар-Кохбы 132-135 гг. По предположению Патриха, именно об этом урочище говорит Иосиф Флавий, описывая деятельность Симона Бар-Гиоры (казнен в 70 или 71 г.) в период, предшествовавший Иудейской войне: «...в одной ложбине, называющейся Фараном, он устроил много пещер, кроме еще тех, которые нашел здесь готовыми, и превратил их в казнохранилища и магазины [склады. – С.] для помещения добычи; в них он хранил награбленный хлеб, в них также помещалась значительная часть его шайки» (Иудейская война, IV, 9:4). (В некоторых списках вместо «Фаран» указывается «Феретай», под каковым названием, как предполагается, скрывается древнее и современное «Прат».) После завершения, как сказали бы сегодня, нескольких витков эскалации напряженности на Ближнем Востоке, в окрестностях пещеры не осталось ни еврейских инсургентов, ни евреев вообще, и пещера, ко времени путешествия Харитона, была облюбована греко-сирийскими разбойниками, «шалившими» на двух указанных дорогах в Иерусалим.

http://sobory.ru/article/?object=18570

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010