Быт.17:8 . и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. Торжественное заключительное обещание, которым заканчивается ряд обязательств завета со стороны Бога. Вечность обладания Палестиной имеет точно также условный характер, простирается до конца отдельного и самостоятельного существования еврейского государства. Быт.17:9 . И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Отсюда начинается изложение обязательств завета от другой из договаривающих сторон – от Авраама и его потомства ( Быт. 17:9–14 ). Установление обрезания, как знамения завета Быт.17:10–11 . Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Вся суть этих требований сводилась к одному основному – к соблюдению обрезания, которое во внешнем символическом действии заключало сущность этого завета. С внешней своей стороны обрезание, прежде всего, было тем пролитием крови, которое считалось важной гарантией прочности подобных союзов и у людей. Затем, по самой связи фактов и цели его установления, обрезание должно было служить постоянным и наиболее, так сказать, ощутительным напоминанием о том завете с Богом, в который некогда вступил отец верующих, а в его лице и все его потомство ( Быт.17:11 ). Наконец, обрезание было знамением завета и в том смысле, что оно являлось внешним отличительным признаком принадлежности к богоизбранному народу и вступления в ветхозаветную церковь . Еще важнее было идейное, внутреннее значение обрезания; хотя с этой стороны оно, по всей вероятности, еще долго не сознавалось во всей своей силе, будучи раскрыто только позднее, отчасти у пророков и главным образом у Апостола Павла ( Лев. 26:41 ; Втор. 10:16, 30:6 ; Ис. 52:1 ; Иер. 4:4, 9:25 ; Иез. 44:7–9 ; Деян. 7:51 ; Рим. 3:1, 4:11 ; Флп. 3:3 ; Кол. 2:11–12 и др.). В этом отношении обрезание, состоявшее в отсечении крайней плоти детородного органа, символизировало собой отсечение плотских похотей и нечистых пожеланий, или, как это выразительно называет Библия, – «обрезание сердца» ( Втор. 10:16 ; Рим. 2:29 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скотоложство – порок народов, отвергнутых Богом ( Лев.18:23 и др.), является попранием закона и целей брака, оскверняет землю ( Лев.18:28 ). Исх.22:20 .  Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен. Как народ богоизбранный, евреи должны служить Иегове; приносящий жертву другим богам является нарушителем закона, лежащего в основании завета между Богом и народом избранным ( Исх.20:5 ). Исх.22:21 .  Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской. Гуманное отношение к пришельцам ( Исх. 23:9 , Лев.19:33, 25:35 , Втор. 10:19 , Иер. 7:6 , Мал.3:5 ), лицам других национальностей, представляет по своим мотивам – «ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской» – применение к частному случаю общего правила; «не делай другому того, что нежелательно для себя» ( Мф.7:12 ). Как видно из Лев.19:33–34 , закон разумеет не одно только избежание обид и пристрастное отношение к ним, но гораздо большее, именно любовь к ним: «люби его, как себя». Исх.22:22 .  Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; Исх.22:23 .  если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, Исх.22:24 .  и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами. Легкая возможность притеснять вдову и сироту, не имеющих для себя заступника, отказать им в законных требованиях ( Втор. 27:19 ), отнять их собственность ( Ис. 10:2 , Мих. 2:9 ), обратив их в рабов ( 4Цар. 4:1 ), не должна служить приманкой для своекорыстных людей. Защитником вдов и сирот вместо умершего главы семейства является сам Бог ( Пс. 67:6 ); Он услышит вопли их, как и вопли всех нуждающихся ( Иов. 34:28 ), и накажет притеснителей вдовством их жен и сиротством детей. В основе, гуманного отношения к вдовам и сиротам лежит то же начало, что и в основе сострадательного отношения к пришельцам (см. выше). Исх.22:25 .  Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста. Ссуда имеет целью не обогащение, наживу кредитора, а поддержание обедневшего ближнего ( Лев.25:35–37 ), поэтому с него и нельзя брать процентов, ни серебра, ни хлеба отдавать в рост ( Втор. 23:20 , Пс. 14:5 , Иез. 18:8, 13 и др.). Основанием для этого частного предписания является общее положение, что в народе еврейском не должно быть бедности ( Втор. 15:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

) означает «сумрак», «утренняя заря», «рассвет» – смысл этого выражения в том, что Сын Божий рождается прежде появления света, прежде «утренней зари» мироздания, то есть прежде сотворения мира. Рождение Его «подобно росе» - как роса таинственно рождается из невидимой влаги и имеет общую с ней водную природу, так и Сын Божий непостижимо рождается от Отца и имеет общую с Ним Божественную природу. См., напр., Пс. 101, 26; Мк. 10, 6; Евр. 4, 3 и др. Иегова (евр. ) – главное и святейшее из всех имен, которыми в Ветхом Завете именуется Бог. Также и в другом месте: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же…» (1 Кор. 12, 4-6) – здесь на первом месте поставлен Дух Святой. Стоит вспомнить здесь известные слова Христа: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14,9). Еще Благодать часто называется в Библии «славой Господа». Например, у пророка Иезекииля читаем: «И поднял меня дух, и ввел меня во внутренний двор, и вот, слава Господа наполнила весь храм» (Иез. 43,5). (См. также Ис. 60, 1; Лк. 2, 9; Апок. 21, 23 и мн. др.) Здесь апостол цитирует близко к тексту следующие слова Бога Иеговы: «И поставлю жилище Мое среди вас… и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Лев. 26, 11-12). Кстати, по этой причине и говорит о Себе Бог при сотворении человека во множественном числе: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему » (Быт. 1, 26) – ибо человека создал Единый Бог в Трех Лицах. Эта единая природа Божества имеет следующие свойства: вечность, неизменяемость, всемогущество, вездеприсутствие, совершенное всеведение, совершенная премудрость. Все эти свойства в равной степени принадлежат каждой из трех Божественных Ипостасей. Богословы говорят, что догмат о Троице является крестом для человеческой мысли и что восхождение ума к Троице есть восхождение на Голгофу. Однако, указывая на все это, отцы предупреждали, что эти подобия – очень грубые и что в них «если и отыскивается малое некое сход­ство, то гораздо большее ускользает» (святитель Григорий Богослов), а святой Иларий говорит: «Если мы, рассуждая о Божестве, употреб­ляем сравнения, пусть не думает никто, что это есть точное изоб­ражение предмета. Между земным и Богом нет равенства...» Кстати, и сама молекула воды (а вода – это не только вещество, лежащее в основе всякой жизни на земле, но еще и стихия, лежащая в основе всего мироздания, ибо сказано, что «…в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою» (2 Пет. 3, 5) – сама молекула воды несет на себе отпечаток троичности: она, как известно, состоит из трех атомов - одного атома кислорода и двух атомов водорода - H2O. Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются:

http://zavet.ru/a/post_1307277423.html

родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. «Не сказал Ангел Иосифу родит тебе сына, замечает св. Златоуст, а сказал только: родит сына, потому что Мария родила не от Иосифа, и не Иосифу, а целой вселенной. «И не удивляйся сему, как бы так продолжал ангел: это чудесное рождение предопределено Господом и давно предсказано пророком». Об имени Иисус чит. в объясн. 22. же вс бысть, да сбдетс реченное гда пррокомъ, глаголющимъ: А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: 23. с, два во чрев и родитъ сна, и наректъ им сказаемо: съ нами бгъ. Слова эти нужно понимать не так, чтобы родился Спаситель для того, чтобы исполнилось пророчество; а так, что пророчество дано потому, что Спаситель долженствовал родиться, и поэтому оно сбылось. Пророк Исаия, предсказавший о рождении Спасителя, жил за 700 лет до Р. Хр. Однажды, когда союзные цари Сирийский и Израильский хотели истребить род Давидов, от которого должен был произойти Мессия; в это время явился тогдашнему царю иудейскому Ахазу пророк Исаия и высказал пророчество о рождении Мессии от Девы и тем дал знать, что союзники не могут сделать ему зла, дом Давидов не лишится царства, ибо из него в свое время должен произойти Мессия, родившись от Девы ( Ис. 7:14 ). Так действительно и было тогда. Еммануил ,,с нами Бог», т. е. Бог явился на земле и обитал между человеками и в человеческом образе, соединяя в себе Божество с человечеством ( Иоан. 1:14 Злат.). 24. Воставъ же сна, сотвор коже повел агглъ гдень, и жен свою, Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, 25. и не знаше дондеже род сна своего первенца, и нареч им и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус. Дондеже (до тех пор пока). Это слово не всегда означает, чтобы после известного времени переменялось обозначаемое им обстоятельство, а иногда означает неопределенное время. Так, напр., говорится о вороне, выпущенном Ноем из ковчега, что он не прилетал до тех пор, пока не иссякла вода; тогда как он совсем не прилетел ( Быт.8:7–14 ; Еще, Пс.109:1 ; Мф.18:84 ; Григ. Бог . и Злат.). Первенца (первородного). Это слово не показывает, что у Пресв. Богородицы были дети, рожденные после Иисуса, потому что первенцем назывался и единственный сын. В Евангелии хотя и упоминается о братьях И. Христа ( Мф.12:46–47 и в др. мест.), каковы Иаков, Иосия, Симон и Иуда, а также о сестрах Его; но то были не родные, а названные братья Его, т. е. дети Иосифа от первого брака (Григ. Дв., Кир. Алек, и др.), или даже двоюродные Его братья, дети Клеопы, брата Иосифа, обручника Пресв. Богородицы, и Марии сестры Её (Феод. и Авг.). О приснодевстве Пресв. Богородицы предречено св. пророком ( Иез.44:2–3 ). Ее приснодевою наименовали и св. отцы пятого и шестого Вселенских соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Полная титулатура - «Яхве [в синодальном переводе - «Господь»], Бог Израилев» - встречается в И. п. к. лишь однажды (Иез 44. 2), неск. раз используется сокращенный вариант «Бог Израилев» (Иез 10. 20 и др.). Яхве нигде в И. п. к. не назван Царем Своего народа, однако идея теократии все же выражена в Его обещании: «Живу Я, говорит Господь Бог (    ): рукою крепкою и мышцею простертою и излиянием ярости буду господствовать (  ,   букв.- воцарюсь, буду царем) над вами» (Иез 20. 33). Вероятно, одно из наиболее ярких в ВЗ описаний славы Господней находится в видении, бывшем Иезекиилю «при реке Ховаре» (Иез 1). Его исключительность выражается в том, что в отличие от сходных по содержанию текстов, напр. из Книги прор. Исаии (Ис 6) и Псалтири (Пс 46, 48, 76), где слава Господа является в Иерусалиме, Иезекииль удостоился видения не только за пределами Иерусалима, но и вообще в изгнании, вдали от Св. земли. В приводимом Иезекиилем описании славы Господней о Самом Боге говорится лишь прикровенно ( Zimmerli. 1979. Vol. 1. P. 54). Смысл этого видения состоял в другом - в провозглашении близости Яхве, Бога, живущего в Иерусалиме, к изгнанникам, живущим вдали от родины, и в наделении одного из этих изгнанников, Иезекииля, представителя священнического рода, особыми полномочиями - обличать народ в грехах, проповедовать ему волю Божию и возвещать грядущее спасение. Суть пророческого служения По рождению Иезекииль, хотя он и принадлежал к священническому роду (Иез 1. 3), согласно И. п. к., ничем не отличался от др. людей: Бог многократно обращается к нему «сын человеческий» (   - Иез 2. 1, 3, 6 и др.), что в соответствии с одним из значений слова «сын» (  ) в древнеевр. языке может быть понято как «принадлежащий к человеческому роду», «один из людей» (TDOT. 1975. Vol. 2. P. 151-153). Этот человек, к-рого Бог лишь однажды называет по имени («И будет для вас Иезекииль знамением...» - Иез 24. 24), избран для того, чтобы возвещать волю Божию народу Израиля. Сыны Израилевы узнают, что «был пророк среди них» (Иез 2.

http://pravenc.ru/text/293579.html

«Жестокие сердцем, далекие от правды». Хотя под «жестокими сердцем» Священное Писание обыкновенно разумеет весь «жестоковыйный» Израиль, не уверовавший в Мессию, несмотря на все данные ему благодеяния и чудеса ( Иез.2:6 ; Иез.3:7 ; Ис.50:2 ; Ис.65:2 ), однако, по ходу мыслей автора, в данном случае мы должны видеть не весь Израиль, а его наиболее безнадежную часть. В обличительно-увещательной речи пророка есть своя градация и это – высший и последний член данной градации, т. е. не обыкновенные иудеи, а наиболее закоренелые из них, в частности, напр., их книжники и первосвященники, которые и сами не входят в Царство Небесное и других, хотящих войти в него, не пускают ( Мф.23:13 ). Они названы также еще и далекими от «правды»; под «правдой» же, на языке Библии, обычно разумеется Тот, Кто сказал впоследствии о Себе: «Аз есмь путь..., истина и живот» ( Ин.14:6 ), Его решения, Его праведные суды. Более частный смысл этой «правды» раскрывается в следующем стихе. Ис.46:13 . Я при­близил правду Мою, она не далеко, и спасе­ние Мое не замедлит; и дам Сиону спасе­ние, Израилю славу Мою. «Я приблизил правду Мою, она недалеко, и спасение Мое не замедлит». Под приближенной Богом «правдой» здесь разумеется, ближайшим образом, то спасение народа Божия из вавилонского плена, которое является отправным пунктом всех речей пророка. Но, как всюду, так и в данном случае, это ближайшее историческое событие имеет и соответствующее аллегорическое значение, служа прообразом того духовного спасения, о котором говорится дальше. «И дам Сиону спасение, Израилю – славу Мою». По терминологии пророка Исаии, слово «Сион» имеет довольно определенный смысл, – указывает на центр будущего, восстановленного и духовно-обновленного Израиля, имеющего возникнуть уже по пришествии Мессии ( Ис.1:26–27 ; Ис.29:1 ; Ис.38:11 ; Ис.40:10 ; Ис.62 и др.). А так как, по слову апостола, это спасение придет «от Иудеев» ( Ин.4:22 ), т. е. чрез посредство сего богоизбранного племени, то оно, конечно, послужит и в прославление его истинных сынов, как отметил это и Симеон Богоприимец в заключительных словах своей молитвы: «свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк.2:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

На основании всех представленных данных, можно считать 24–27 главы подлинным пророчеством Исайи. Оно объяснимо только из исторического положения Иудеи его времени и из связи пророчества с другими частями его книги. Эта мысль подтверждается большим сходством этих глав с неоспоримо подлинными речами пророка Исайи. Например, сравнение страдающих до потери сознания с пьяными, лишившимися ума – Ис.24 ­­ 19:14; 29:9. Еврейский оборот – Ис.24 ­­ Ис.16:13; 18:4; 21:17 – Гезениус признает доказательством подлинности Ис.21:17 . Общий плач жителей земли – Ис.24:5, 7,11 ­­ Ис.19:8 . Сохранение небольшого, как в обобранном плодовом саду, «остатка ()» народа – Ис.24 ­­ Ис.6:13; 16:13–14 . Гезениус в Ис.16:13–14 это выражение считает доказательством подлинности. В Ис.24 – ­­ 17 Гезениус считает «заимствованием» у Исайи. Такие «заимствования» можно находить едва не в каждом стихе рассматриваемого отдела. Вопреки заверениям критиков о происхождении этого отдела в конце – или после – вавилонского плена, видно знакомство с ним у допленных пророков. Например, описание опустошения земли очень сходно в Ис.24:1–4 и у Софонии 1:2–3 и у Иезекииля 26:13. Особенно сходны Ис.24:17–18 и Иер.48:43–44 ; Ис.26 ­­ Иез.24:7–8 . Уподобление египетского фараона морскому чудовищу – Ис. 27 ­­ Иез.32 и мн. др. Пророчество 34–35 глав. Пророк обращает внимание всех народов на страшное проявление гнева Господня. Он говорит об истребительной войне, от которой вся земля покроется человеческими трупами ( Ис.34:1–3 ). Ужасную для жителей земли войну будут сопровождать не менее ужасные знамения на небе. Небо свиется как свиток, и звезды, как листья с дерева, спадут (4 ст.). Особенно ужасная участь постигнет Идумею. Меч Господень сойдет на эдомскую землю и поразит жителей ее. Земля наполнится кровью идумеев в возмездие за Сион (5–8 стт.). Реки эдомские превратятся в смолу, и будет земля эдомская вечно гореть (9–10 стт.). Она будет запустелой и послужит пристанищем диким пустынным зверям и привидениям (11–17 стт.). Затем в 35 главе пророк предрекает «веселие» опустошенной Идумее. Она процветет и покроется зеленой растительностью ( Ис.35:1–2 ). Окрепнут ослабевшие от отчаяния и печали руки и колена, откроются глаза слепых, и язык немого будет благовествовать (3–6 стт.). Сухая пустыня превратится во влажное озеро. Для искупленных откроется святая дорога, по которой они возвратятся в Сион, где будут вечно радоваться (7–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

а) Ангелология книги пророка Иезекииля . Херувимы ховарского видения. Призвание Иезекииля к пророчеству совершается посредством таинственного видения славы Иеговы, mar’eh demuth kevod Iehovali ( Иез. 2:1 ), при реке Ховар ( Иез. 1:4  и след.). Существенную часть видения составляли четыре таинственных существа «животные» – херувимы, hakerubim ( Иез. 10:15, 20 и др.), которые своеобразно соединены были при колеснице ( Иез. 10:15–21 ) 513 . Над головами херувимов (al raschei hachaiah) было подобие свода, raki‘a ( Иез. 10:22 ), над сводом подобие престола – по виду, как бы из камня сапфира, а над подобием престола было как бы подобие человека, – вверху на нем. Выражение «слава Господня» – kevod Iehovah – обычно употребляется в Библии для обозначения блеска и величия, в котором Иегова благоволил являться Своему народу 514 – в пустыне ( Ис. 16:7, 10 ), на Синае ( Ис. 24:16 ). Эта же слава, как знак присутствия Иеговы, наполняла скинии ( Ис. 40:34 ) и храм ( 3Цар. 8:11 ; 2Пар. 7:1 ). В последнем смысле, в смысле пребывания Иеговы в Своем храме, kevod Iehovah наиболее часто употребляется, как вообще в Ветхом Завете, так, в частности, и у пророка Иезекииля. Во многих местах его книги о славе Господней говорится в связи с храмом; она является пророку в храме или вблизи храма ( Иез. 8:3–4; 9:3; 10:3, 11, 22; 43:4  и след.). Образ явления Иеговы в храме Моисею был определен Иеговою ( Исх. 25:22 ; Лев. 16:2 ; Числ. 7:89 ) так, что Он имеет открываться посреди двух херувимов, которые над ковчегом завета.... Поэтому явление славы Иеговы над четырьмя животными-херувимами, имевшее место в стране плена, среди пленников, напоминая о храме и откровениях Божиих в нем, должно было служить для народа Божия уверением в том, что Иегова не отверг Своего народа и даже в земле плена удостаивает Его откровений 515 . Но настоящее же ховарское видиние указывало пророку, а чрез него и другим пленникам, что отношения Иеговы к народу, оставаясь заветными, должны, однако, измениться и иметь неодинаковый характер, частью грозный 516 , – и такой прежде всего, а затем – милующей, прощающий. Последнее значение видения выражалось в том, что пророку над светлою твердию на престоле виделось подобие человека, то есть, виделся Иегова или Ангел Иеговы, причем окружавшая Его радуга (ср. Откр. 4:3 ) была символом милости и прощения Божия 517 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010