5. Богородский Я.В., проф. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. —  Казань, 1906. – С. 201. 6. Лосский В.Н. Очерк Мистического Богословия Восточной Церкви. Догматическое Богословие. – М., 1991, с. 253. 7. Иустин (Попович), преп. Философские пропасти. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 36, 39. 8. Ефрем Сирин, преподобный. Толкование на книгу Бытия//Творения. Т. 6. – М.: Отчий дом, 1995, с. 249. 9. См., например: Быт. 9:22; Быт. 42: 9-12; Исх. 20:26, Иез. 16:8; Иез. 23:10; Ис. 20:2-4;  Ис. 47:3;  Плач. 1:8; Мф.25:36;  2 Кор. 5:3; Откр. 3:17-18; Откр. 16:15. 10. Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли.//Сочинения. Т. 3 (1). – М.: Мысль, 1996. — С. 403, 436-437. 11. Синаксарий в Неделю сырную, в тот же день вспоминаем отпадение первозданного Адама от сладости Рая//Синаксари Постной и Цветной триодей. – М.:ПСТГУ, 2009. — С. 50-57. 12. Пс. 18:2-4: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их…» и далее. Прем. 11:21:  «Ты все расположил мерою, числом и весом». Екклесиаст 1:13: «И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем». Рим. 1:20:  «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…». 13. Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли.//Сочинения. Т. 3 (1). – М.: Мысль, 1996. — С. 378-379, 401. 14. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. — С. 549. 15. Зубов А.Б. История религий. Кн. I. – М.: Институт «Открытое общество», 1997. – С. 131; Мерперт Н.Я. Очерки археологии библейских стран. — М.: Библейский институт св. ап. Андрея, 2000. – С. 50-80. 16. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. — С. 548-549. 17. Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание//Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). – М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2006. – С. 80-81; 85-86.

http://pravmir.ru/biblejskij-vzglyad-na-...

3) Павел не проповедовал новую религию. Он учил, что христианство было исполнением иудаизма ( Рим.10:4, 9–11 ; Кол.2:16–17 ), о чем говорил и Иисус ( Мф.5:18 ; Лк.16:16–17 ). 4) Суть Евангелия, которое проповедовали и Павел, и Иисус, одна. Оба учили, что люди грешны ( Мк.3:38 ; Рим.3:23, 6:23 ) и что Иисус умер, пролив кровь для искупления греха ( Мф.26:28 ; Мк.10:45 ; Еф.1:7 ; Рим.5:8 ). Иисус умер, был погребен, а затем воскрес ( Лк.24:46–47 ; Ин.20:25–29 ; Рим.10:9 ). Человек же не может спастись сам, но нуждается в благодати и Божьем водительстве ( Мф.19:25–26 ; Ин.4:44 ; Еф.2:8–9 ), которые даются через веру в подчинение Христу ( Мк.1:15 ; Рим.10:9–11 ). Результатом становится измененная жизнь и следование за Христом ( Лк.14:25–35 ; Ин.15:1–11 , 2Кор.5:17 ; Еф.2:10 ). 5) Павел был Апостолом язычников ( Рим.11:13–14 ). Иисус тоже повелевал ученикам нести Евангелие язычникам ( Мф.28:19–20 ; Лк.24:47 ; Ин.10:16 ; Деян.1:8 ) и учил, что в Царстве Божьем будут не только евреи ( Мф.8:11–12 ; Ин.17:20 ). Это учение представляет собой исполнение ветхозаветных обетований ( Быт.12:3 ; Ис.19:18–25 ), а не новую доктрину. 6) Первые Апостолы проверили и одобрили Евангелие, которое проповедовал Павел ( Гал. 2:1–10 ) – официальное признание того, что его учение не противоречило учению Иисуса. Уже упоминалось, что послания Павла были признаны как Писание сразу после их появления ( 2Пет.3:15–16 ; Климент Римский ; Игнатий Антиохийский и Поликарп). 7) Мы также говорили о важной связи между Воскресением Иисуса и истинностью Его учения. Так как учение Павла следует учению Иисуса, эта связь распространяется и на учение Павла. Таким образом, мы приходим к заключению: Павел не был основателем христианства и не искажал учения Иисуса. И Иисус, и Павел учат одним и тем же основам веры. Кроме того, в раннем вероисповедании в 1Кор.15:3 и далее, появившемся до Павла, представлен такой же взгляд на божество Иисуса и природу Евангелия. Как отмечал выдающийся специалист по Новому Завету Ч.Г. Додд, проповедь Павла соответствовала проповеди раннего христианства, и бремя доказательства лежит на тех, кто утверждает обратное 193 . Иисус как путешественник

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drevnie...

Иисус сказал: «Я есмь Алфа и Омега, начало и конец, первый и последний» ( Откр. 22:13 ). И не только это. Он открыл Иоанну тайну ( Откр. 1:1; 22:16 ), сказав о Себе «свидетель верный» ( Откр. 1:5 ) и заверив: «Гряду скоро!» ( Откр. 22:20 ). Очевидно, в Откровении говорится об Иисусе, Который свидетельствует и грядет ( Откр. 1:27 ), ибо по Его наказу ( Откр. 22:16 ) Иоанн записал все. Так что мы должны признать Его Верховенство как «первого и последнего» ( Ис. 48:12 , Откр. 1:17 и 22:13), Господа всего сущего и Бога, воплотившегося в вечном Слове. В Откровении 3:14 утверждается, что Иисус есть «начало создания Божия», а в Послании к колоссянам 1:15 говорится, что Христос «рожден прежде всякой твари». Эти стихи никак не предполагают, что Христос был создан. Греческое слово arche ( Откр. 3:14 ) правильно переводить как «происхождение, начало». Так оно и переводится в Ин. 1:1 в «Переводе нового мира христианских греческих Писаний» 1951 года издания у свидетелей Иеговы. Далее, в Откр. 3:14 говорится, что Христос верный и истинный свидетель, «начало» или «источник» Божия создания. Это находит свое подтверждение в Послании к евреям 1:2 и в Послании к Колоссянам 1:16–17, где Христос называется творцом всего сущего, а, следовательно, Он является Богом ( Быт. 1:1 ). Христос есть начало создания Божия, ибо Он – новое Создание, зачатое без греха ( Лк. 1:35 ), второй Адам ( 1Кор. 15:45, 47 ), исполнение обетования Бога о воплощении Слова ( Ис. 7:14; 9:6 ; Мих. 5:2 ) и Искупитель мира ( Кол. 1:14 ). В Евангелии от Иоанна 3:13 говорится, что никто, кроме Христа, сошедшего на землю, не восходил на небеса. В Послании к филиппинцам 2:11 утверждается, что Он есть Господь (греч. kyrios), в 1Кор. 15:47 – «Господь с неба» и, следовательно, Бог, а не сотворенное существо или «меньший бог». Иисус также «первенец из мертвых» ( Откр. 1:5 ), то есть первый, кто воскрес в прославленном теле (не в духе – см. Лк. 24:39–40 ), которое однажды обретут и все христиане, о чем сказал апостол Иоанн: «...Еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» ( 1Ин. 3:2 ). Мы уверены в исполнении этого обетования, поскольку Он верен в Своем обещании ( Евр. 10:23 ). А все, кто отрицает Божественность Христа, пусть внемлют суровости Его предупреждения:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

2:4). Я так как антихрист придет пред страшным судом и его «Господь Иисус убьет духом уст Своих» (ст. 8), то значит храмы Божии будут на земле до второго пришествия Спасителя. И храмы Божии будут в Православной Церкви, а не у сектантов. «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и. измерь храм Божий и жертвенник и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи, и не измеряй его; ибо он дан язычникам: Они будут попирать святой город сорок два месяца» ( Откр. 11:1–2 ). Вот и попирают теперь святой город, храмы Божии сектанты – современные язычники. Самым живым доказательством происхождения и устройства церквей от времен именно апостольских служат вырытые под землею усыпальницы, или катакомбы. Такие усыпальницы, или катакомбы, сохранились еще доселе во многих местах, где процветало христианство в первые века. Главнейшее назначение этих усыпальниц у первенствующих христиан, – это служить местом погребения тел умерших христиан. Но кроме прямого такого своего назначения, усыпальницы, или катакомбы, в эпоху гонений на христианство служили также безопасным убежищем, куда первенствующие христиане часто собирались для совершения богослужения и где устроились, таким образом, особенные подземные церкви, или храмы. В различных местах этих чрезвычайно обширных пещер и теперь есть еще следы и остатки церквей, которые устроялись обширнее и отличнее от других помещений и усыпальниц ( Н. Ф. Красносельцев «О древн. христ. архитектур.» в Прав. Собес. 1874 г. Декабрь, стр. 281 и далее. По образцу этих, между прочим, церквей с той поры и до ныне начались устраиваться храмы Божии. Тексты Св. Писания, на которых сектанты пытаются обосновать свое лжеучение о храме. Иер. 7:4 ; Мар. 13:1–2 ; Иоанн. 4:21–24; Деян. 7:48–50, 17:24–25 ; 3Цар. 9:7–8 ; Мк. 13:1–2 ; Иоан. 2:19 ; 1Тим. 2:8 ; 1Кор. 3:16 ; 2Кор. 6:16–18 ; Еф. 2:21 ; Евр. 3:6 ; Ис. 66:1–2 . Тексты Св. Писания, опровергающие лжеучение сектантов: Исх. 25:1,8,9, 25–27 и 30 главы; 1Пар. 28:11–19 ; 3Цар. 8:12–13, 17–19, 9:3 ; Иоан. 2:13–17 ; Мк. 11:17 ; Мф. 23:21 ; Иоан. 7:14, 28, 10:23 ; Мф. 26:55 ; Лук. 19:47, 22:53 ; Лк. 24:53 ; Деян. 2:46 ; Чит. гл. 3, 4; Деян. 24:11–12, 22:17–21, 11:26 ; 1Кор. 11:18, 22, 14:34–35 ; Откр. 11:1–2, 19, 15:5–8, 4:2–11; 2 Фесс. 2:1–4; Псал. 131:13–14 . Храм, или дом молитвы, по имени собирающейся в ней живой церкви иногда называется в Св. Писаниях «церковью»: Деян. 11:26 ; 1Кор. 11:18–24, 14:34 – 35 . Строить храмы повелел Сам Бог еще в Ветхом Завете: Исх. 25:1–9; 1 Парал. 22:19; 2 Парал. 6: 8–9. Господь живет в храме: 3Цар. 9:2–3 ; Ис. 57:15 ; Иезек. 43:5; Мф. 23:21 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Было бы совершенно неосновательным утверждать, будто подобный образ Раба Господня – Праведника чужд 1-ой части книги пророка Исаии. В ней не только встречается название «раб Господа», но и самое изображение раба Господня весьма сходно с изображением 2-ой части. Так например, называется «рабом Господа» Исаия (20:3), который «уповал на Господа» (8:17; 20:5–6, – в противоположность современникам, надеявшимся на помощь Египта), затем – Давид ( Ис.37:35 ), а во 2Пар.32:16 – может быть, на основании истории Исаии (ср. 32:32) – Езекия, который сам исполнен был живого упования или преданности Господу ( Ис.38:3; 38:18; 37:4, 15–21 ) и народу внушал надежду на помощь Божию (ст. 7–8). Правда, название «раб Господень» в собирательном значении не встречается в 1-ой части книги, но за то там встречаются другие названия подобного рода, напр. «Отрасль», «Камень краеугольный» (ср. «семя святое» в 6:13), которые прилагаются и к Мессии и ко всему народу. И наоборот, во 2-ой части на ряду с собирательным понятием: «раб Господа» встречается: «рабы Господа». Если, далее, сам Эммануил не называется в первой части книги Рабом Господа, то нравственный образ и деятельность Эммануила и «Раба Господня» описываются чертами весьма сходными. Так, уже изображая младенческий возраст Эммануила, пророк останавливается на том времени, когда младенец «будет разуметь () отвергать худое и избирать доброе» (7:15–16). В 9:6–7 Он называется «Советником», который «утвердит царство Свое судом и правдою». В 11:2, 5 говорится: «почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится... и будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина» (11:2, 3, 5). И вся «земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (ст. 9). То же самое говорится о Камне краеугольном (28:16–17, нач. 29:24; ср. еще 32:1, 4, 16; 33:5); везде правда и познание Господа являются отличительными качествами Эммануила и царства Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Седмьдесят седмин сократишася о людех твоих и о граде твоем святем (24 ст.) – т. е. 490 (70 х 7) лет определены (греч. συνετμθησαν, срезаны, отрезаны далее – решительно определены, – ср. «сказал, что отрезал») касательно народа твоего и святого города или для (греч. π, см. объяснение на Ис. 60:1 ) народа, для города. Народ разумеется – еврейский, а город – Иерусалим, о которых молился пророк (ср. 16–17 ст.). – Яко да обетшает согрешение (в греческом этих слов не имеется); обетшать собственно значит – устареть, обветшать (ср. Пс. 101:27 ), ослабеть, потерять силу (ср. Пс. 13:3 ), и даже совсем исчезнуть (ср. Пс. 48:15 по греко-слав. тексту); отсюда выражение: обетшает согрешение получает значение – «грех будет упразднен», или, как сказано ниже, скончается грех. Иисус Христос действительно явился для уничтожения греха: во отметание греха явися ( Евр. 9:26 , ср. Рим. 6:2–14 ). – Запечатаются греси – запечатать что либо значит скрыть это от стороннего глаза, напр. – запечатать письмо – значит – скрыть содержащуюся в нем тайну и чрез это сохранить в секрете, предохранить от разглашения; а в дальнейшем смысле – придать забвению. Отсюда выражение – запечатаются греси получает значение – «грехи будут забыты» или простятся (ср. Иез. 33:16 ), следов тоже, что ниже – загладятся неправды и очистятся беззакония. Иисус Христос действительно сотворил Собою очищение грехов наших ( Евр. 1:3 ). – Приведется правда вечная, т. е. придет на землю Иисус Христос, Который бысть нам от Бога правда ( 1Кор. 1:30 ср. Иер. 23:6 ), и водворит на земле правду вечную предсказанную пророками ( Ис. 51:5 ; Пс. 84:11 ). Запечатается видение и пророк – эти слова можно понимать двояко. Во-первых, придерживаясь указанного выше значения слова запечатается, можно в них видеть мысль о том, что по прошествии 70-ти седмин, с пришествием в мир Мессии, закончатся ветхозаветные откровения и пророчества (бл. Иероним, св. Ефрем Сирин ). Основанием для этого может служить свидетельство св. еванг. Луки, что ветхозаветный закон и пророки только до Иоанна (Крестителя), а оттоле царствие Божие благовествуется ( Лк. 16:16 ), ибо и все ветхозаветное, как сеновное, с наступлением самой истины, должно было уступить место последней: прейде сень законная благодати пришедши (Догматик 2 гласа).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Богородский Я.В., проф. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. - Казань, 1906. – С. 201. Лосский В.Н. Очерк Мистического Богословия Восточной Церкви. Догматическое Богословие. – М., 1991, с. 253. Иустин (Попович), преп.Философские пропасти. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 36, 39. Ефрем Сирин, преподобный. Толкование на книгу Бытия//Творения. Т. 6. – М.: Отчий дом, 1995, с. 249. См., например: Быт. 9:22; Быт. 42: 9-12; Исх. 20:26, Иез. 16:8; Иез. 23:10; Ис. 20:2-4; Ис. 47:3; Плач. 1:8; Мф.25:36; 2 Кор. 5:3; Откр. 3:17-18; Откр. 16:15. Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли.//Сочинения. Т. 3 (1). – М.: Мысль, 1996. - С. 403, 436-437. Синаксарий в Неделю сырную, в тот же день вспоминаем отпадение первозданного Адама от сладости Рая//Синаксари Постной и Цветной триодей. – М.:ПСТГУ, 2009. - С. 50-57. Пс. 18:2-4: « Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их…» и далее. Прем. 11:21 : « Ты все расположил мерою, числом и весом». Екклесиаст 1:13: « И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем». Рим. 1:20 : « Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…». Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли.//Сочинения. Т. 3 (1). – М.: Мысль, 1996. - С. 378-379, 401. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. - С. 549. Зубов А.Б.История религий. Кн. I. – М.: Институт «Открытое общество», 1997. – С. 131; Мерперт Н.Я. Очерки археологии библейских стран. - М.: Библейский институт св. ап. Андрея, 2000. – С. 50-80. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. - С. 548-549. Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание//Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). – М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2006. – С. 80-81; 85-86.

http://bogoslov.ru/article/2246328

Когда все окружало тихое безмолвие и ночь в своем течении достигла средины, сошло с Небес от Царственных Престолов на средину погибельной земли всемогущее Слово Твое, как грозный воин. Оно несло острый меч – Неизменное Твое Повеление и, став, наполнило все смертью ( Прем.18:14–16 ) Как видим, здесь Слово Божье изображено как Воин, несущий острый меч. Все прочие предположения не отличаются большой оригинальностью и говорят примерно о том же самом. Например, называя Христа-Судью и Христа-Победителя Словом Божьим, Иоанн, мол, имел в виду, что во Христе воплощено Слово божественной правды и божественного суда. Такое объяснение тем более похоже на истинное, что далее действительно говорится о том, что из уст Христа исходит острый меч – известный символ суда Божьего, отделения истины от лжи. г) Первое видение. Строфа 4. Христос-воитель. Слово Божье ( Откр.19:15 ) 15 Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным. И снова воспроизводятся образы Христа, приведенные в начале книги: «из уст Его выходил острый с обеих сторон меч» ( Откр.1:16 ). Свой суд Иисус Христос осуществляет мечом. Но этот меч выходит из Его уст, то есть суд осуществляется Его словом. Этот образ взят из соединения двух мест пророчества Исаии о Мессии: И соделал уста Мои как острый меч ( Ис.49:2 ) И Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого ( Ис.11:4 ). Тот же образ грядущего Царя и Судьи мы находим у псалмопевца Давида: Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника ( Пс 2:9 ). Однако в переводе этого псалма на греческий язык была допущена ошибка. Вместо глагола «поразишь» был употреблен глагол «будешь пасти», что отразилось и в тексте Апокалипсиса. Но, конечно, никакой пастух никогда жезлом железным не пас свое стадо. Что касается сравнения Слова Божьего с мечом, то достаточно вспомнить знаменитые слова Послания к Евреям: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» ( Евр.4:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Ср. Исх 14.21. 3 И далее: Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич. Эпиграф взят из Библии: «Изыде сеятель сеяти семена своя» (Лк 8.5). 4 Ср. Ин 8.32–34. 5 Баталов Э. Я. В мире утопии, М., 1989. 6 Ср. Ис Нав 24.11. 7 См. 1 Цар 8. 8 В синодальном переводе — белокур. См.: 1 Цар 16. 12. 9 См. 3 Цар 21. 10 Имеется в виду статья отца Александра: К проблематике «осевого времени». — Журнал «Народы Азии и Африки», 1990, 1. 11 Корниль Карл (1854—1920), немецкий протестантсткий библеист. 12 См.: Мф 9. 13. 13 См.: Ис 7.14 — первое мессианское пророчество пророка Исайи. 14 Стихи из пророков цитируются автором в собственном переводе. 15 Речь идет о рассказе Севера Гансовского «День гнева». 16 Второй пророк, о котором отец Александр собирался рассказывать, был, несомненно, великий пророк–мистик Иезекииль, который проповедовал своему народу в вавилонском изгнании. К сожалению, эта запись не сохранилась. 17 Перевод С. Аверинцева. 18 Ср. Притч 1. 7. 19 Песнь Песней о. Александр цитирует в переводе И. Дьяконова. 20 Еф 5. 31–32. 21 «К воспоминаниям же домашним причитаю и воспоминания о священной истории, которую в доме родительском, хотя и ребенком, я очень любопытствовал знать. Была у меня тогда книга, священная история, с прекрасными картинками, под названием: «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового завета», и по ней я и читать учился. И теперь она у меня здесь на полке лежит, как драгоценную память сохраняю». Ф. М. Достоевский. Братья Карамазовы, Кн. VI, ПСС, т.14, М., 1976, с. 264. 22 В синодальном переводе: «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова?» (Иов 1. 8). 23 В синодальном переводе: «Кожу за кожу», см. Иов 2. 4. 24 См.: Булгаков Ф. И.Иов, Прометей и Фауст. — «Исторический вестник», 1884, 9. 25 Из стихотворения А. С. Пушкина «Брожу ли я средь улиц шум ных». 26 Книгу Иова о. Александр цитирует в переводе С. С. Аверинцева. 27 Книгу Экклезиаста о. Александр цитирует в переводе И. Дьяконова. 28

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

а) Пришедши призвать грешников на покаяние ( Мф.9:13 ), Спаситель взывал к ним: Покайтеся и веруйте во Евангелие ( Мк.1:15 ) или, как еще прежде говорил Его Великий Предтеча: сотвори плоды достойны покаяния ( Лк.3:8 ); и когда грешники с сознанием своего недостоинства и живою верою обращались к Нему, Он врачевал их души, властию Божества Своего и силою обитавшей в Нем благодати отпуская грехи их, и притом более или менее смотря по степени любви к Нему ( Лк.7:37–38 ). Сию-то власть и благодатную силу Св. Духа угодно было Его неизреченному человеколюбию оставить в Своей Церкви и по вознесении Своем на небо. Чтобы приготовить к принятию столь великого дарования Св. Своих Апостолов, Иисус Христос предварительно обетовал им оное: Дам ти, говорил Он Апостолу Петру, исповедавшему Его Сыном Бога живого, ключи Царства Небесного: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех: и еже аще разрешено на земли будет разрешено на небесах. ( Мф.16:19 ). – Ключи Царства означают как власть правительственную, так и судебную; Царством же Небесным Господь называет здесь, подобно как и при других случаях 57 , Свою Святую Церковь , об устроении которой Он сказал в стихе предыдущем ( Мф.16:18 ). По сему в первой половине приведенных слов Спаситель обещает облечь Св. Апостола Петра тою властью, которою облек Он в последствии всех пастырей Своей Св. Церкви и строителей тайн, и которой принадлежит суд над совестию членов Церкви. О сем-то действии власти Церковной он и говорит далее: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех и пр. Слова сии по сравнению с предыдущими: дам ти ключи царства, имеют то значение, что ими Господь обещает власть отлучать людей от Своей Церкви, или же снова принимать в общение с оною. Ибо как связанный по телу, хотя бы и находился среди какого-нибудь общества, не участвует в действиях и благах общества; так точно связанный по духу в Церкви Христовой лишается участия в благах Церкви, каковы напр. Таинства, – а в сем и состоит Церковное отлучение. Поскольку же Христианин отлучается от Церкви собственно чрез грехи, которые делают его недостойным общения с Св. Церковью : то понятно, что под властию вязать и решить Спаситель разумеет власть не прощать или прощать грехи. Сие видно из того, что слово разрешать, в общем употреблении означая снятие уз или освобождение узника ( Пс.101:21 ; Ис.14:17 ; Иер.33:1 ), в приложении к нравственному, греховному состоянию людей, означает в Св. Писании прямо прощение грехов ( Ис.40:2 ). Таким образом Господь обещал Апостолу Петру власть прощать грехи или не прощать.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010