5 [...] и они – наследие Мелхиседека, который 6 вернет их. И освобождение будет провозглашено им, чтобы освободить их [от долгов] всех их беззаконий. Указание на «последние дни» говорит о том, что все это должно произойти в мессианские времена. Автор, правда, пытается подсчитать приход этого времени, который, по его мнению, выпадает на «десятый юбилей» (строка 7). Далее он повествует, что будущий Мессия, прообразом которого выступает Мелхиседек, освободит людей из-под рабства диавола (Велиала) (11Q13 ii 13–14): 13 Но Мелхиседек осуществит отмщение Бож[иих] судов, [и в этот] день он освободит их от руки Велиала и от руки всех духов его жребия. 14 К нему на помощь все боги [праведности; и он] один есть, к[то ...] все сыны Божии, и ... [...] Используя форму выражения из Пс.81:1 (в 11Q13 ii 10), автор кумранской рукописи называет ангелов Божиих « богами » в нарицательном смысле ( по благодати ), и, возможно, еще и « сынами » Божиими (в том же смысле). Далее он говорит (11Q13 ii 15–21): 15 Это [...] – день [мира, о кото]ром Он сказал [... через Иса]ию пророка, который сказал: «[Как] прекрасны 16 на горах ног[и] благовес[тника], возвещающего мир, благовест[вующего радость, проповедующего спасе]ние, [говорящего Сиону: «[воцарился] Бог твой»!» ( Ис.52:7 ). 18 и благовестник – Помазанник (Мессия) Ду[ха], как Дан[иил] сказал о [Нем: «до Мессии Владыки семь седмию» ( Дан.9:25 ). И благовестник] 19 доброго, возвеща[ющий спасение], есть тот, о котором написано, что [...] 20 «утеш[ить сетующих» ( Ис.61:2 ), истолкование этого:] наставить их на все века ми[ра ...] 21 в истине ... [...] ... [...] Совершая спасение человеческого рода из-под власти диавола, новый Мелхиседек исполняет пророчество Исаии: «возвещает мир» и «проповедует спасение» ( Ис.52:7 ). Этот благовестник – грядущий «Помазанник (Мессия) Ду[ха]», утверждает автор, подразумевая, видимо, Дары святого Духа из пророчества Исаии об Отрасли Иессеевой. О Нем предсказывал Даниил, указуя время пришествия, и теперь Мессия является как «благовестник доброго, возвещающий спасение», которое связано с прощением грехов и освобождением из-под власти диавола. Исаия предсказал о Нем, что Он будет «утешать сетующих», и Он готов это исполнить... Нарисованная автором свитка картина передает настроение мессианского Царства, исполненного мира и спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

16:15. Стражи должны ночью стоять на своем посту. Обычно люди в теплое время года спали нагими, но большинство иудеев приходили в ужас при мысли о том, что их могут увидеть обнаженными. Возможно, здесь представлен образ обнаженного хозяина дома, который схватил в своем доме ночного грабителя. Истоки этого образа, вероятно, можно найти в Ветхом Завете, и, возможно, это связано с обычаем обнажатьпленника ( Ис. 47:3 ; Иез. 16:37 ) или с пьяной женщиной ( Авв. 2:16 ; ср.: 3:18; об образе вора см. в коммент. к Отк. 3:3 ). 16:16. Господь обещал собрать народы ( Иоил. 3:2,11 ; Соф. 3:8 ; Зах. 12:3; 14:2 ; ср.: Ис. 13:4 ; Иер. 50 – против Вавилона); этот образ конца времен далее развивается в иудейских преданиях (1 Енох., СвиткиМертвого моря). Народы и дракон, который ведет их, соберутся совсем с другими целями, но Бог собирает их, чтобы окончательно уничтожить. В Ветхом Завете как место этой последней битвы в конце времен указывается долина Иосафата ( Иоил. 3:2,12,14 ), вероятно, стратегическая равнина Мегидцон в Изреельской (Ездрилонской) долине. Это былкоридор между легко доступной путешественникам прибрежной равниной и дорогой на Дамаск в Арамее и, следовательно, важнейший стратегический перекресток, обходной путь мимо гор, для войск ( Суд. 5:19; 6:33 ; 2Пар. 35:22 ; Зах. 12:11 ; фараон Тутмос III в 1483 г. до н. э. и др.). Ме-гиддон (евр. Har – Magedon, Ар-Магедон),буквально означает «гора Магеддон», т. е. «Армагеддон»). Но такое преобразование этого названия Иоанном не противоречит апокалиптической географии (13:1; 17:1,3,9). О чем точно говорит Иоанн, не совсем ясно, но место, связанное с долиной Мегиддон, принимается всеми почти единодушно как путь завоевателей с Востока, которые захватят Рим. 16:17,18. Эта терминология отражает приготовление к теофании – явлению славы Божьей, как на Синае (ср.: Исх. 19:16 ; Отк. 4:5 ); мощное землетрясение может указывать на конец света (6:12; 11:13). 16:19. Праведные будут взывать к Богу, напоминая Ему о направленных против них делах своих притеснителей ( Пс. 136:7 ). О чаше см. в коммент. к Отк. 14:9,10 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

4 ради Бо[га» ( Втор. 15:2 ). Истолкование: это] о последних днях и касается пленников, как [Он сказал: «проповедовать пленным освобождение» ( Ис. 61:1 ). 5 […] они — наследие Мелхиседека, который 6 вернет их. И освобождение будет провозглашено им, чтобы освободить их [от долгов] всех их беззаконий. Далее автор повествует, что будущий Мессия, прообразом которого выступает Мелхиседек, освободит людей из-под рабства диавола (Велиала) (11Q13 ii 13:15–21): 13 Но Мелхиседек осуществит отмщение Бож[иих] судов, [и в этот день он освободит их от руки Ве]лиала и от руки всех духов его жребия. 15 Это […] — день [мира, о кото]ром Он сказал [… через Иса]ию пророка, который сказал: «[Как] прекрасны 16 на горах ног[и] благовес[тника], возвещающего мир, благовест[вующего радость, проповедующего спасе]ние, [гово]рящего Сиону: «[воцарился] Бог твой»!» ( Ис.52:7 ). 18 и благовестник — Помазанник (Мессия) Ду[ха], как Дан[иил] сказал о [Нем: «до Мессии Владыки семь седмин» ( Дан. 9:25 ). И благовестник] 19 доброго, возвеща[ющий спасение] Совершая спасение рода человеческого из-под власти диавола, новый Мелхиседек исполняет пророчество Исаии — «возвещает мир» и «проповедует спасение» ( Ис.52:7 ). Кто же Он, этот благовестник? — Автор рукописи переходит от прообразной речи к прямому указанию на главное действующее лицо: «благовестник — Помазанник (Мессия) Ду[ха]», имея в виду, вероятно, Дары святого Духа из пророчества Исаии об Отрасли Иессеевой. О Нем предсказывал Даниил, указуя время пришествия, напоминает автор кумранской рукописи. И теперь Мессия является как «благовестник доброго, возвещающий спасение», которое связано с прощением грехов и с освобождением из-под власти диавола, а ведь именно в этом, как и в ходатайстве перед Богом, состоит любое священническое служение. Исаия предсказал о Нем, что Он будет «утешать сетующих» — и вот, Он готов это исполнить. Нарисованная автором картина хорошо передает настроение мессианского Царства как Царства мира и спасения. В целом данное кумранское произведение можно рассматривать как типологическое истолкование личности Мелхиседека для описания священнического служения Мессии, имевшее хождение в Палестине во времена накануне христианской эры. Поэтому можно утверждать, что прообразовательный метод толкования Священного Писания имел место еще в ветхозаветной Церкви.

http://azbyka.ru/tipologicheskij-metod-t...

В разд. 1. 1-5 Павел определяет свое служение как апостольское, отказываясь при этом от человеческого посредничества или авторитета для подтверждения легитимности своего апостольства. Он избран Самим Иисусом Христом и Богом Отцом. Он провозглашает, что только Крест Христов - путь к свободе от «настоящего лукавого века», поэтому все попытки дополнить его делами закона должны быть отвергнуты. Тем же, кто будут проповедовать что-то иное, ап. Павел возглашает анафему (1. 8-9). Он стремится угождать Богу, а не людям (1. 10), а Евангелие, к-рое проповедует,- не человеческое предание, а откровение Иисуса Христа (1. 11-12), Который есть одновременно и источник, и содержание Благой вести. Автобиографическое сообщение, к-рое Павел приводит далее (1. 13-2. 21), призвано доказать его верность этой Благой вести. Он говорит, что был призван к проповеди Самим Богом (1. 16), защищал Евангелие от лжебратий в Иерусалиме (2. 1-10) и в конфликте с ап. Петром (2. 11-14). Сущность Евангелия ап. Павел воплотил в своей жизни (2. 15-21). Подобно ветхозаветным пророкам, он был избран от утробы матери (Гал 1. 15; ср.: Иер 1. 5; Ис 49. 1), а затем послан проповедовать язычникам (Гал 1. 16). Поэтому он не пошел в Иерусалим за подтверждением своего избранничества, а отправился в Аравию и Дамаск (1. 16-17). Только спустя 3 года он встретился с апостолами Петром и Иаковом (1. 18-19). Затем он проповедовал в Сирии и Киликии, тогда как церкви в Иудее о нем только слышали, но в лицо не знали (1. 21-24). Но даже при этом он получил поддержку со стороны иерусалимских христиан (2. 1-10). Он не испугался противостоять давлению со стороны иудействующих и отказался обрезать своего спутника из язычников Тита (2. 3-5). Конфликт в Антиохии (2. 11-14), к-рый Павел излагает далее, является своего рода отражением конфликта в Галатии. В целом жизнь Павла может служить образцом для всех христиан (2. 15-21). Хотя он по рождению принадлежал к избранному народу (2. 15), апостол знал, что оправдан только верой в Иисуса Христа (2. 16). С т. зр. закона Павел - грешник, раз ест вместе с язычниками, но он оправдан во Христе. Причина того, что он разделил трапезу с язычниками,- единая вера во Христа. Если это так, то Христос - причина, по к-рой нарушен закон (2. 17). Однако Павел отвергает даже намек на то, что Господь Иисус Христос может привести ко греху.

http://pravenc.ru/text/161503.html

Далее преосвященный пишет: «Повествуют о преподобном Иларионе Суздальском: когда он читал в церкви акафист, слова вылетали из уст его как бы огненные, с необъяснимой силой и действием на предстоящих» 303 . В житии прп. Кирилла Белоезерского рассказывается, что однажды ночью, во время чтения акафиста Пресвятой Богородице, он услышал от иконы Ее голос: «Иди на Белоозеро, там тебе место» 304 . В житии прп. Александра Свирского также рассказывается, что при чтении акафиста Пресвятой Богородице он однажды удостоился видения Богоматери с Предвечным Младенцем, окруженной ангелами. Имеются и другие примеры 305 . Кроме акафистов Пресвятой Богородице и Господу Иисусу Христу, библейское содержание имеют акафисты святым пророкам и апостолам. Для того чтобы поддержать в богоизбранном народе, томившемся под игом первородного греха с его тяжелыми последствиями, благочестие и веру в грядущего Избавителя, Бог избирал некоторых из людей на особое служение – пророческое. Вдохновляемые Святым Духом (см. 2Цар.23:2 ; 1Цар.10:10 ), удостоивавшиеся божественных видений (см. Ис.1:1 ) и слышавшие слова Господни (см. Иез.3:16–17 ), святые пророки призывались к черезвычайному служению – они делались посредниками между Богом и людьми, вестниками и посланниками Божиими (см. 2Пар.36:15 ); передавали людям волю Божию (см. Исх.4:15 ; Втор.18:18 ), руководили ими, обличая нечестивых за пороки и идолопоклонство и утешая людей благочестивых предсказанием об имеющем явиться Мессии (см. Ис.7:14 ; Ис.9:6 ). Для утверждения людей в вере в пророчества о будущих событиях (см. 2Пет.1:2 ) Бог давал истинным пророкам к дару предведения грядущего дар чудотворений (см. Исх.7:20–21 ; 4Цар.8:5 ; Евр.11:33–35 ). Среди акафистов святым из лика пророческого в нашей Церкви имеются только акафисты св. пророку Илии и св. Иоанну Крестителю. Содержанием акафиста св. пророку Божию Илии служат известные из священной и библейской истории сказания о его праведной жизни и пророческом служении; только в 1-м икосе содержатся воспоминания о детстве пророка, взятые из преданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Произвольность объяснения очевидна сама собой. Повод к предостережению, равно и к наименованию предметов роскоши, от которых должно остерегаться, подали апостолу, без сомнения, недостатки современного общества, а не поведение Иудифи, оправдываемой и спасаемой Господом, в пользу чего говорит, между прочим, молчание апостола о некоторых других предметах украшения Иудифи ( 1Пет.3:3 ср. Иуд.10:3–4 ). Апостол мог говорить здесь вполне самостоятельно, не имея в виду изречений пр. Исаии ( Ис.18:3 и особенно Ис.61:10 ), как думает Кэрль 17 , которые даже и не могут быть параллельными. Далее, по мнению Штира, речь архангела Гавриила к Пресвятой Деве не только по мысли, но даже и по букве (?!.) представляет комбинацию разных мест из Ветхого Завета ( Лк.1:28 «Господь с Тобою», – ср. Суд.6:12 ; Суд.13:3 ; Лк.1:30 , – «не бойся», – ср. Быт.18:14 ); причём ангел воспользовался будто бы этим случаем исправить преувеличенную похвалу Иудифи в словах: «благословенна Ты между женами» ( Иудифь.13:18 ; Иудифь.15:10 ; Иудифь.14:7 ), усвоив её Пресвятой Деве, которая одна воистину более всех жён благословенна 18 . Против такого сближения справедливо возражает Кэрль вслед за Фричем: «если слова архангела не оригинальны, то они скорее, может быть, заимствованы из книги Судей Суд.5:24 » 19 . Да и странно допустить, чтобы ангел, приводя изречение ελογημνη συ, имел в виду лишь исправить неправильное место в неканонический книге. Изречение Господа о наказании всех нечестивых в Евангелии Мф.13:42–50 ; Мк.9:44 , Штир считает параллельным с угрозами язычникам в кн. иуд. Иуд.16:17 , причём слова «огонь и червя» признаёт заимствованными в Евангелие и книги Иудифь из пр. Исаии Ис.66:24 , а слово «вопль» в Евангелии Мф.13:42–50 , – из книги Иуд.16:17 20 . Но «вопль и скрежет зубов» суть естественные обнаружения страдания и как слово «скрежет зубов» употреблено самостоятельно, так и слово «вопль» не есть ссылка на Ветхий Завет . А где же контраст, требуемый Штиром от всех мест первой группы? Или Господь имел в виду исправить изречение в книге Иудифь о наказании одних язычников, противопоставляя ему изречение о наказании всех нечестивых, следовательно, не только язычников, но и иудеев? Но такая поправка была бы неуместной, потому что иудеи в то время хорошо вели себя и потому не заслуживали наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Speran...

Для посвящения первенца было не обязательно приносить его в храм, поэтому здесь подразумевается, кроме обычного посвящения, также от-дание ребенка на службу Богу, — подобно тому, как Самуил был отдан родителями на службу пред Господом в Силоме (1 Цар 1:11,22,28). Закон Моисеев (Исх 13; 22:29; 34:19–20; Чис 3:11–13; 8:16–18; Втор 15:19–20) требовал, чтобы всякий первенец человека или животного был посвящен Господу. Животное должно было быть принесено в жертву, а вместо ребенка уплачен выкуп. Однако в качестве заместителя жертвоприношения первенцев у людей было избрано колено Левия, а вместо всего первородного скота сынов Израилевых — скот левитов. За тех 273 израильтян, на которых число первенцев оказалось больше числа левитов, Аарону и сынам его был уплачен выкуп по 5 сиклей за человека (Чис 3:40–51). Впоследствии выкуп должен был вноситься за всех первенцев (Чис 18:15–16) и мог быть уплачен священнику в любом месте. Поскольку действие происходит в храме, куда принесли Младенца, и выкуп за Него не упоминается, ясно, что речь идет не о выкупе, а о посвящении Его Господу. Очищение матери новорожден-ного осуществлялось жертвоприношением однолетнего агнца и птенца голубя или горлицы в качестве жертвы всесожжения и жертвы за грех соответственно (Лев 12:6). Закон предусматривал и уступку, которой воспользовались Иосиф и Мария: будучи бедны, они ограничились жертвоприношением двух горлиц или двух птенцов голубиных (Лев 12:8; ср. также Лев 5:7, где описывается сходная жертва за грех неведения, Лев 14:22 и Чис 6:10). Sumeèn ‘Симеон’ — обычное еврейское имя (евр. sim‘œn, Быт 29:33; Деян 13:1; Откр 7:7), причем грецизированная форма S…mwn ‘Симон’ (6:15) более обычна в НЗ. Этот человек характеризуется как d…kaioj ‘праведный’ (как и Захария в 1:6) и eÙlab»j ‘благочестивый’. Последнее слово первоначально значило ‘осто¬рожный’, откуда — ‘неукоснительный в исполнении того, что предписано религией’ (Деян 2:5; 8:2; 22:12); в ка-честве обозначения благочестия это слово впоследствии не закрепилось у христиан, однако вполне естественно, что здесь оно применено к челове-ку, строго соблюдающему Моисеев закон. Про Симеона далее говорится, что он был чающий утешения Израилева; к prosdšcomai ‘ожидать’ в этом значении см. 2:38 (об Анне), 23:51 (об Иосифе Аримафейском); выраже-ние может восходить к Быт 49:18; Пс 118:166; Ис 25:9. par£klhsij ‘утеше-ние’ под влиянием Ис 40:1–2 означало даруемое Богом утешение, насту-пающее в мессианскую эру. Симеон получил откровение, что он не умрет раньше, чем увидит Христа; выражение не увидит смерти из Пс 88:49; ср. также не дашь святому Твоему увидеть тления в Пс 15:10. Хотя вы-ражение ™n тщ pneЪmami ‘по вдохновению’, точнее — ‘в Духе’ может означать пророческое исступление, определенный артикль скорее означа-ет, что Симеон пришел в храм, ведомый Духом Святым; ср. сходное вы-ражение без артикля в Откр 1:10 ™n pneЪmami ‘в духе’ [в синодальном переводе — со строчной буквы — Реф.].

http://pravmir.ru/evangelie-ot-luki-komm...

Серию чтений открывал Пс 117 с припевом Пс 117. 24 («Сей день егоже сотвори Господь...»; на основании данных др. источников можно предположить, что свой псалом был перед каждым чтением); чтения завершались молитвой с коленопреклонением: Быт 1. 1 - 3. 24 (сотворение мира и грехопадение); Быт 22. 1-18 (жертвоприношение Авраама - акеда); Исх 12. 1-24 (устав ветхозаветной П.); Иона 1. 1 - 4. 11 (история пророка Ионы); Исх 14. 24 - 15. 21 (переход через Красное м. и последующая песнь); Ис 60. 1-13 («Светися, светися, Иерусалиме...»); Иов 38. 2-28 (величие замыслов Божиих); 4 Цар 2. 1-22 (вознесение Илии); Иер 31. 31-34 (обетование Нового завета); Нав 1. 1-18 (обещание Иисусу Навину); Иез 37. 1-14 (пророчество о «сухих костях»); Дан 3 [LXX] (история вавилонских отроков, молитва Азарии и песнь трех отроков). Шестое («Светися, светися...») и 12-е (песнь трех отроков) чтения исполнялись как песнопения, с прибавлением небиблейских припевов-тропарей. Т. о., серия из 12 чтений структурно представляла собой 2 серии по 6 чтений, с тропарями в конце. Впрочем, библейская песнь из Исх 15 также пелась с припевом, но библейским - Исх 15. 1. Во время песни трех отроков в храм входил епископ вместе с «великим множеством» новокрещеных, и совершалась евхаристическая литургия, начинавшаяся чтениями: прокимен из Пс 64, Апостол 1 Кор 15. 1-11, аллилуиарий со стихом Пс 29. 2, Евангелие Мф 28. 1-20. После отпуста литургии, как и писала Эгерия, в ротонде Воскресения Христова была еще одна литургия, начинавшаяся с Евангелия Ин 19. 38 (или 20. 1) - 20. 18. Утром в день П.- еще одна литургия, с чтениями: прокимен из Пс 64, Апостол Деян 1. 1-14, аллилуиарий со стихом Пс 147. 1, Евангелие Мк 15. 42 (или 16. 2) - 16. 8. В день П. после обеда - собрание на Елеонской горе, откуда с пением гимнов процессия спускалась к ротонде Воскресения (это также соответствует рассказу Эгерии), а далее шла на Сион (этого у Эгерии нет), где пели прокимен из Пс 149 и читали Евангелие Ин 20. 19-25 ( Renoux. Lectionnaire arménien.

http://pravenc.ru/text/Пасха.html

Что говорил Сам Господь Иисус Христос? «Якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну человеческому, да всяк, веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный» ( Ин.3:14–15 ; ср. Чис.21:8–9 ). «Сын Человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу свою избавление за многих» ( Мф.20:28 ). «Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки; и хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира» ( Ин.6:51 ). «Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое» ( Лк.22:19 ). «Сия есть Кровь Моя новаго завета, яже за многия изливаема во оставление грехов» ( Мф.26:28 ). «Аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит» ( Ин.12:24 ). «Аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе» ( Ин.12:32 ). «Тако писано есть, и тако подобаше пострадати Христу, и воскреснути от мертвых в третий день, и проповедатися во Имя Его покаянию и отпущению грехов во всех языцех» ( Лк.24:46–47 ). «Уне есть вам, да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, послю Его к вам» ( Ин.16:7 ). Что говорили о Крестной Жертве Иисуса Христа ветхозаветные пророки? «Той язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем: язвою Его мы исцелехом. Вси яко овцы заблудихом: человек от пути своего заблуди, и Господь предаде Его грех ради наших. И Той, зане озлоблен бысть, не отверзает уст Своих: яко овча на заколение ведеся» ( Ис.53:5–7 ); «ради беззаконий людей Моих ведеся на смерть» ( Ис.53:8 ). «Предана бысть на смерть душа Его, и со беззаконными вменися, и Той грехи многих вознесе, и за беззакония их предан бысть» ( Ис.53:12 ). «Яко обыдоша Мя пси мнози, сонм лукавых одержаша Мя; ископаша руце Мои и нозе Мои, исчетоша вся кости Моя: тии же смотриша и презреша Мя» ( Пс.21:17–18 ). Что говорил Предтеча Господень Иоанн? «Се Агнец Божий вземляй грехи мира» ( Ин.1:29 ). Что говорили Апостолы? Св. Ап. Иоанн в своем Евангелии, упомянув о совете, который дал Каиафа иудеям об Иисусе Христе: «уне есть нам, да един человек умрет за люди, а не весь язык погибнет» ( Ин.11:50 ), далее от себя прибавляет: «сего же о себе не рече, но архиерей сый лету тому, прорече, яко хотяше Иисус умрети за люди; и не токмо за люди, но да и чада Божия расточеная соберет во едино» ( Ин.11:51–52 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/arkhiepisko...

Таким образом, у тебя нет причин сомневаться в том, что они не обладали полным знанием Троицы, так как не соорудили ни завершенного, ни истинного жертвенника. Поэтому они, как сказано, низвергли не так много врагов и царей противоборствующих держав. Сказано, что за Иорданом были изгнаны только Сигон, царь Аморрейский ( Чис.21:21 и далее), Ог, царь Васанский ( Чис.21:33 и далее), и Амаликитяне. Однако за то же время под ударами войска Иисуса пали пять царей, и не только пали, но были повешены «на пяти деревах» ( Нав.10:5:16–26 ); также было захвачено «двадцать девять городов с их селами» ( Нав.15:32 ), и несметное множество воинов неприятельского войска были поражены и все уничтожены (ср. Нав.11:4 и далее) – все, кто обладал священной землей в нечистоте и в горечи злобы удерживал «землю, где течет молоко и мед» ( Нав.5:6 ). 3 . Тем временем Иисус послал соглядатаев в Иерихон, «и пришли они в дом блудницы, которой имя Раав» ( Нав.2:1 ). Этих соглядатаев, посланных пред лицем Иисуса, можно рассматривать как посланников или ангелов Божьих, согласно сказанному: «Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» ( Мф.11:10 ; Мк.1:2 ). Исполнившееся в других невидимо видимо исполнилось в Иоанне, о котором это тоже было сказано. Господь о крещении Иоанна сказал, что книжники и фарисеи не поверили Иоанну, а «мытари и блудницы поверили ему» и были крещены. Это же исполнилось и в том, что именно блудница приняла соглядатаев Иисуса и через это избежала гибели, которой подвергся весь враждебный народ. 4 . И, наконец, посмотрим, кто эта блудница. Сказано, что имя ее – Раав, что означает «обширность». А что есть обширность, если не Церковь Христа, собранная из грешников, словно бы из блудниц? Церковь говорит: «Тесно для меня место; уступи мне, чтобы я могла жить. И кто же возрастил их мне?» ( Ис.49:20–21 ). И еще сказано ей: «Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих» ( Ис.54:2 ). Таким образом, та, которая принимает соглядатаев Иисуса, есть «обширность».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010