в) Сердце самого пророка, подобно гуслям, отзывается сочувствием плачу Моавитян. Пророк рыдает о Моавитянах ( Ис. 15:5, 16:9, 11 ), подобно тому, как он оплакивал Самарию и Иерусалим. ( Ис. 22:4, 28:1 ). На это сходство и отрицательная критика обращает внимание. Гитциг говорит, что плачем о Моавитянах Исайя начинает элегию о Самарии. Опустошение вражеское соединено будет с бедствием засухи: реки и поля Моавитские высохнут, (15, 6), этим же угрожал пророк Египтянам (19, 5–7). В этих стихах встречаются следующие вы­ражения: а) 15,1 – ночь=21, 11. 30, 29. б) 15, 10 – 29, 19. в) 15, 6 ст. – 19, 7 – исчезновение зелени. Точно также в 16 главе: а) Для спасения от врагов, пророк предлагает Моавитянам снарядить посольство в Сион (16, 1) – мера, которую Исайя предлагает Филистимлянам (14, 32). б) Моавитское посольство уподобляет своих соотечественников блуждающей птице, лишенной своего гнезда (16,2). В такое же положение намерен был привести разные народы (а в том числе может быть и Моавитян) Ассирийский царь (10, 11). в) Моавитяне будут просить у Иудеев защиты и освещения от зноя и непогоды (16, 3). Такою сенью и покровом пророк Исайя считает отрасль Иеговы, египетскую силу и Иудейских князей ( Ис. 4:5–6, 30:2, 32:2 ). г) Потомок Давида, имеющий воссесть на царском престоле для милостивого и истинного суда (16, 5), без сомнения есть Эммануил и Отрасль Иессея( Ис.9:7, 11:1–6 ). На основании указанного сходства, первые шесть стихов 16 главы Эвальд счел произведением Исайи. В этих стихах встречаются следующие выражения: а) 16, 3=5, 19=11, 12. б) 16, 5–1, 17 ­ ­ 9,6. В 12 ст. 16 гл. пророк говорит, что Моави­тяне напрасно будут утомлять себя молитвою, на своих высотах и святилищах своим богам (16,12). Подобным образом пророк Исайя описывает тщет­ность молитв к языческим богам Иудеев и Египтян (2, 20–21. 19, 3). 16, 12­=l, 12 – являться перед Богом. При несостоятельности возражений и при существовании положительных доказательств подлинности есть полная возможность признать пророчество Исаии о Моавитянах подлинным. 1 Ис. 16, 13–14 читаются так: вот слово, которое изрек Господь о Моаве издавна. Ныне же так говорить Господь: чрез три года величие Моава будет унижено со всем великим многолюдством и остаток будет очень малый и незначительный. 2 Связь может быть только в том отношении, что Моавитская земля могла входить в покоренные Иеровоамом страны от входа в Эмао до моря пустыни. Но так как св. историк прямо не говорит об этом, то с одинаковым правом можно думать, что Моавитяне не были подчинены Иеровоаму. Читать далее Источник: Юнгеров П.А. Подлинность пророчества Исаии о моавитянах.//Православный собеседник, 1886, Ч. 1. С. 339-344.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

  2). Контекст и логическая последовательность речи автора (κολουθα). При решении различных трудностей в тексте важно также сохранять внимание к контексту, чтобы не разрушить логическую связь мыслей автора и гармонию повествования . Это один из наиважнейших принципов толкования текста, которому всегда старались следовать все христианские экзегеты . Однако, при работе с пророческими книгами, язык которых достаточно сложен, иногда трудно отделить одну мысль от другой . «Пророки, — пишет наш автор, — предвозвещают различные события, которые должны произойти в разные времена. И так выше он предсказал им спасительное рождение Еммануила (Ис. 7, 14) и тут же к этому присоединил пророчество о Факее и Рецине, говоря: И будет оставлена земля, за которую ты страшишься двумя царями ее (Ис. 7, 16) . Это произошло в эпоху пророческой деятельности [Исаии], в то время как то, что касалось Еммануила, исполнилось более шестисот лет спустя. Однако пророчества были предсказаны одновременно, без какого-либо различия» . Блж. Феодорит, как правило, преодолевает эти трудности, раскрывая смысл пророчества путем последовательного исследования текста . Седьмая глава книги Исаии посвящена двум темам: избавлению Иудеи от врагов и воплощению от Девы Бога Слова. Однако в повествовании эти две темы трудно разделить, поскольку пророчество о рождении Еммануила от Девы является подтверждением обещания Господа спасти Иерусалим от захватчиков (см.: Ис. 7. 1 — 16) . Блж. Феодорит, рассматривая последовательно текст пророчества, замечает, что в нем говорится не о простом подтверждении непреложности воли Божией, а о величайшем знамении и в высоте и в глубине (Ис. 7. 14), то есть о том, что будет иметь значение для всей вселенной . Далее пророк описывает этого необычного Ребенка и еще раз обещает избавление от врагов: Прежде, нежели Он узнает или предпочтет худое, изберет благое. Потому как, прежде нежели Дитя узнает доброе или худое, отвергнет худое, чтобы избрать благое. И будет оставлена земля, за которую ты боишься, обоими царями (Ис. 7, 1516). Здесь так же два пророчества находятся в тесной связи и как бы неотделимы друг от друга. Впрочем из текста видно, что речь идет не о обычном ребенке.

http://bogoslov.ru/article/1146143

Во время войны с Иеровоамом, Авие отнял у него некоторые города от Ефрема и Манассии, и многие из израильтян перешли к нему ( 2Пар.13:18–20, 15:8–15 ). Конечно, в сравнении с десятью коленами, оно было очень невелико; но ему подвластны были некоторые соседние народы, напр. идумеи ( 4Цар.8:20, 14:22 ), филистимляне ( 2Пар.17:11 ) и аммонитяне ( 2Пар.26:8, 27:5 ). Кроме того, и это главное, оно обладало святым городом и Храмом с законным священством, что давало ему особенно высокое значение; и сверх того род Давидов в нем не пресекался, тогда как в Израильском царстве, во время его существования, в 254 года сменилось девять различных родов царских. Таким образом по внешнему могуществу оно могло быть не менее сильным, как и Израильское царство. Только дважды израильтяне могли взять верх над ·иудеями: при Амассии и при Ахазе; и для царей Иудиных не трудно было бы подчинить себе Израиля, если бы была воля Божие на то (сн. 2Пар.17:1 и далее). При Асе, Иосафате, Иоафаме и Езекии могущество и благосостояние Иудеи достигало такого состояния, в каком было оно в лучшие дни Давида и Соломона ( 2Пар.14:1–8, 20:30, 30:26 ); и если Иуда никогда вполне не достигал прежнего величия и не имел прежней обширности, то он мог. однако же, при помощи Божией, противостоять нападениям могущественнейших завоевателей, каковы напр. Сусаким, Зарай, моавитяне, Сеннахирим. К сожалению, Иуда, вместо того чтобы более и более укреплять союз свой с Богом, всегда только далее удалялся от Него, и вместо того чтобы служить для Израиля жилищем света и спасения, только более и более погружался в нечестие, идолопоклонство и пороки языческие, какие господствовали в царстве Израильском. Во времена Озии и Иоафама пророки обличали в царстве Иудейском, кроме нечестия идолослужения, роскошь, надменность, несправедливость, притеснение бедных, своекорыстие ( Ис.3:15–16, 10:2 . Иер.5:28, 22:3 ), надежду на свои силы и на внешнее соблюдение обрядов закона ( Ос.8:14 . Ис.1:11–17, 29:13 . Иер.6:20, 7:9–15 ), ложь и непокорность ( Ис.30:9 ), ослепление, упорство и ожесточение против вразумлений и предостережений Божиих ( Иер.5:3, 21 ), лживость и злость ( Иер.9:3 ), нарушение субботы ( Иер.17:21–23 ), невразумление примером отверженного Израиля ( Иер.3:6–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Поход ассирийского царя на Иудею при Езекии вызван был, вероятно, между прочим, отказом Езекии платить дань (ст. 7) новому царю ассирийскому, Сеннахириму (евр. Санхериб; ассир. sin-ahi-riba; у Геродота II, 141: Σαναχριβος), сыну и преемнику завоевателя Самарии Саргона. По ассирийской хронологии (т. наз. «канон эпонимов»), Сеннахирим царствовал 705–681 гг., почему поход его в Иудею обычно теперь относят к 701 году. По библейской же хронологии годы царствования Езекии – 727–698 гг., ввиду показания ( 4Цар.20:6 ), что Езекия после похода Сеннахирима и современной ему болезни Езекии, последний жил еще 15 лет, событие нашествия Сеннахирима падает приблизительно на 713 год (ср. И. Флав. Иуд.Древн. 10:1,1 16 ). Ввиду того, что Сеннахирим посылает послов Езекии из Лахиса (ст. 17, ср. ( 4Цар.14:17 ), Onomasticon, 647), лежавшего к юго-западу от Иерусалима, можно заключить, что целью похода была и Филистимская земля и, может быть, пограничные области Египта; можно также думать, что в данное время имела место опять, как и пред падением, коалиция разных мелких азиатских государств против Ассирии, ждавших помощи из Египта: Иудея при Езекии, как видно из обличительных речей пророка Исаии ( Ис.31:1–3,30:6 ), сильно тяготела к союзу с Египтом, а по ассирийским памятникам, заключила союз Сидона, Аскалона и проч. ; в связи с этим стоит, вероятно, и упоминаемое в истории Езекии посольство к нему вавилонского царя Меродаха-Баладана, ( 4Цар.20:12 и далее, Ис.39:1 и далее). Вообще нашествие Сеннахирима было обычным завоевательным походом. Первым под оружием Сеннахирима пал, по ассирийским данным, Сидон, а за ним – окрестные города; затем Сеннахирим по морскому берегу дошел до филистимских городов Екрона (Аккарона) и Аскалона и, покорив их, пришел в иудейский город Лахис (Schrader op. cit., s. 291 ff. ср. у епископа Платона, «Древний Восток при свете Божественного Откровения», Киев. с. 236 и д. ), Езекия и приближенные его ожидали помощи от Египта (ст. 21), но, вместе с тем, сильно укрепили Иерусалим и на случай долговременной осады засыпали источники вне города ( 2Пар.32:2–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

руах) или «духа и силы» ( Лк.1:17 ) Илии, духа пророчества и чудотворения – уделить ему преимущественную часть, а не двойную, сугубую часть в сравнении с духом Илии, как в текстах LXX-mu, Vulg., славянском, русском синодальном списках: как пророк Илия мог сообщить преемнику своему больше, чем сам имел? Просьбу Елисея пророк Илия находит трудной (ст. 10), поскольку выполнение ее зависит от того, удостоит ли Бог Елисея, откроет ли ему духовные очи (ср. 4Цар.6:17 ) видеть преславное преставление пророка Илии. Пророк Елисей духовным оком узрел ( 4Цар.2:11–12 ) это, и это было знамением для него, что просьба его (ст. 9) услышана и исполнена; напротив, близко стоявшие ( 4Цар.2:7 ) сыны пророческие, очевидно, ничего не видели, как отошел из этой жизни Илия, почему и искали его на земле ( 4Цар.2:16–18 ). Ср. блаж. Феодорит, вопр. 7 на 4 книгу Царств. 4Цар.2:11 .  Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. 4Цар.2:12 .  Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части. Образ преставления пророка Илии облечен был в символические образы вихря, огня, колесницы и коней – обычные символы ветхозаветных богоявлений ( Ис.66:15 ; Авв.3:8 ; Пс.49:3,103:3 ). В данном случае символы вихря и огня соответствовали пламенной ревности духа Илии ( Сир.48:1–12 ); колесницы же и кони, как главная сила, опора и слава народа ( Исх.14:9,17 ; Втор.20:1 ; 3Цар.10:29 ; Ис.31:1 ; и далее) обозначали преставление пророка, как прославление его, триумфальное шествие в мир небожителей (LXX, слав. ст. 1, 11: ς ες τν σρανον, яко на небо). Указанное здесь символическое значение колесниц и коней служит к объяснению и восклицания пророка Елисея (ст. 12) в отношении к исчезнувшему пророку Илии: «отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!»: цари других народов на войне употребляли коней и колесницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Тогда как суд Божий совершился над Израилем и царство Израильское было разрушено Салманассаром ( 4Цар.17:5–6, 18:9–12 ), Езекия был благоуспешен во всех делах своих. Кроме побед его над филистимлянами и чудесного избавления его от Сеннахирима, к его времени относятся блистательные завоевания колена Симеонова в Аравии ( 1Пар.4:38–43 ). Сам Езекия обладал великими богатствами и славой; он строил города и делал разные укрепления; дворцы его были наполнены золотом, серебром и множеством драгоценностей; в кладовых его были огромные запасы всякого хлеба, вина и елея, скотоводство при нем было в самом цветущем состоянии; многие в его царствование приносили дары Господу и драгоценные вещи ему, и он возвеличился в глазах всех народов ( 2Пар.32:23, 27–30 ). Но это внешнее возвышение и эти земные блага и преимущества теряют свое значение пред теми величайшими и утешительнейшими обетованиями, которыя возвещены были в его царствование устами пророков: не только удаление наказаний и избавление от плена и рабства возвещено чрез них, но близкое пришествие Спасителя и благословенные времена благодатного царства Его, и заглаждение чрез Него наших грехов и беззаконий и наше в Нем искупление, и распространение света Боговедения; между всеми народами, и всеобщее призывание ко спасению, и вечное прославление праведных. и вечная погибель нечестивых (сн. Ис.9:11, 35, 40, 42, 44, 49–55, 60–66 ). Zell. 1. р. 612–615. сн. Herz. VI. p. 151–157. Библ. Слов. Верх. 1. стр. 634–639. б) 1Пар.8:23 . – Из сынов Шехании и Неарии, потомства Давида и Зоровавеля. Но о них ничего не известно, и в родословной ев. Матфея ни об одном из них не упоминается. Keil и Del. на Пар. р. 59. в) Соф.1:1 . – Из предков пророка Софонии. г) 2Пар.28:12 . – Сын Шаллума, из начальников сынов Ефремовых, давших голос и совет не отягощать рабством братьев своих, иудеев, захваченных ими в плен во время войны при Ахазе, но возвратить их в их отечество, к братьям своим. Сн. Берехия – а). д) 1Ездр.2:16 . Неем.7:21 . 2Ездр.5:15 . – Из израильтян – из его дома сыны Атера значатся в числе возвратившихся из плена с Зоровавелем. е) Неем.10:17 . – Из глав народа во дни Неемии давших обязательство быть верными Богу и не иметь родственных связей с иноплеменными. ж) 2Ездр.9:14 . – Сын Феоканы – из начальников над сонмом израилевым по делу разбора и исследования об имевших жен иноплеменных во дни Ездры. В 1Ездр.10:15 : Яхзеия, сын Фиквы. з) 2Ездр.9:43 . – Вероятно, из начальников и глав народа, во времена Ездры, в 7-м месяце, во время чтения им закона стоявших по правую его сторону. В параллельном месте у Неем.8:4 : Хелкия. Сн. Анаиа – а). Читать далее Источник: Опыт библейского словаря собственных имен/[Соч.] прот. П. Солярского. - Т. - Санкт-Петербург : Типо-лит. Цедербаума и Гольденблюма, 1879-1887./[Т. 1: А-Е]. - 1879. - II, 666 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

После завоевания Ханаанской земли израильтянами и поселения в ней к образу добавились другие значения. Одно из них – исполнение: давно обещанное и предвосхищавшееся стало реальностью. Второе значение – овладение: Бог позволил народу «овладеть сею доброю землею» ( Втор.9:6 ). Кроме того, после странствий земля стала образом оседлой жизни и покоя: «Господь, Бог ваш, успокоил вас, и дал вам землю сию» ( Нав.1:13 ). Иными словами, эта земля стала родиной. Еще один мотив – распоряжение: землю дал Бог (во Втор.5:31 говорится о «земле, которую Я даю им во владение»), и, разделив ее между коленами и родами, народ распределил ее для ведения хозяйства. На следующем этапе ветхозаветной истории – пленения и приведших к нему событий – основным образом, связанным с землей, стал суд. Земля не только сама по себе оказалась физически далекой, когда народ отправился в ссылку, но и занимала видное место в пророческих обличениях пороков и в предсказаниях грядущего суда как символ Божьего наказания своенравного народа. В число образов входят осквернение, упадок и засуха, и в этом отпадении от благодати можно увидеть аналогию с первоначальным изгнанием из Едемского сада. В израильской истории земля служит барометром взаимоотношений с Богом, показывающим благословение при послушании и проклятие при непослушании. Наконец, пророчества о «золотом веке» грядущего восстановления никогда не упускают из виду влияние образа земли на воображение иудеев. При восстановлении Бог «поселит их на земле их» ( Ис.14:1 ), «возвратит их в землю их» ( Иер.16:15 ), сделает так, что Израиль будет «жить на земле своей» ( Иез.28:25 ), «водворит их на земле их» ( Ам.9:15 ) и так далее. Ветхозаветная тема земли как образа страстного желания и заветного благословения в Новом Завете в значительной степени уступает место Христу и Царству Божьему. Символика земли принимает универсальное значение в словах Павла об обетовании Аврааму и его потомкам «быть наследником мира» ( Рим.4:13 ). А тема исхода с последующим овладением землей перекликается с образом Христа, «избавившего нас от власти тьмы» и «призвавшего нас к участию в наследии святых во свете» ( Кол.1:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Ее имя вписывается в Книгу Жизни, и она получает новое имя «Град убежища». Ей открывается, что она станет «вечной невестой Иосифа» и убежищем для многих народов, «потому что многие племена, к Господу Богу Всевышнему [обратившиеся], в тебе найдут убежище, и многие народы, Господу Богу покорившиеся, под крылами твоими укроются, и кто во имя Обращения прилепился к Господу Богу Всевышнему в стенах твоих спасены будут». «Обращение» (μετνοια) - это вечно смеющаяся Дева, сестра Человека и Дщерь Всевышнего, которая любит всех «дев», т. е. прозелитов, очищенных от грехов (сама Асенефа также именуется Дщерью Всевышнего - Iosephus et Aseneth. 15. 7; она земное подобие Девы по имени Обращение, как Иосиф - земное подобие Человека). Получив чудесный мед, как хлеб жизни, чашу бессмертия и помазание нетления, одновременно Асенефа получает и вечную молодость и бессмертие. Она - город-мать (μητρπολις) для всех, кто прибегнут к Богу (Ibid. 16. 16; ср.: Ис 1. 26). Далее следует загадочная сцена. Человек прикасается перстом к краям сота, ориентированным по сторонам света, начиная с востока, и след от его перста «был как кровь», а из ячеек сота по зову Человека вылетают мириады чудесных пчел: «И пчелы были белые, как снег, а крылья их - как пурпур, и как яхонт, и как багрец, и как вышитый златом покров из виссона, и золотые диадемы были на головах их. Жала у них были остры, но они никому не вредили. И облепили все эти пчелы Асенефу с ног до головы. А были и иные пчелы, крупные и необычные, словно царицы их, и поднялись они из [следа на] соте, и стали роиться вокруг лица Асенефы, и сотворили во рту и на устах ее сот, подобный соту, лежавшему перед Человеком. И все пчелы ели сот, бывший на устах Асенефы. И молвил Человек пчелам: «Отправляйтесь в место ваше». И все пчелы поднялись, и улетели, и удалились в небеса. А те, которые хотели повредить Асенефе, упали наземь и умерли. И протянул Человек жезл свой к умершим пчелам и сказал им: «И вы поднимитесь, и удалитесь в место ваше». И поднялись умершие пчелы, и отлетели в прилегавший к дому Асенефы двор, и сели на плодоносных деревьях» (Iosephus et Aseneth.

http://pravenc.ru/text/673673.html

Пророк (ст. 15) видит в 15 стихе, что Господь увидел беззакония и „это противно очам Его“; далее он видит (ст. 20) Искупителя (ср. LIII гл. и др.), но он еще не видит всего величия милосердия Божия, прощающего тех, которые с злобою поражали тело Его, забивая гвозди в пречистые руки Его, и радовались Его страданию и насмехались над Ним, над Его страданиями, над судом и истиною. И эти мучители могли быть прощены, если бы с покаянием и верою обратились к Нему. Мы должны повторить здесь последнюю часть стиха 15-го, с которой связуется ст. 16 и следующая. Пророк с 15-го стиха говорит уже не от лица народа, а от своего лица. Ст. 15:.... „И Господь увидел это (неправду и беззакония) и противно было очам Его, что нет суда“. 16 . И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника; и помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его. Место это очень трудно. Очевидно одно, что вторая половина стиха говорит о Том, который в ст. 20 называется Искупителем, Который в Ис. 50говорит: „Вот Господь Бог помогает Мне“, Который описан в главе LIII, и о пришествии Которого под именем Еммануила, Чудного, Советника, Бога Крепкого, Отца вечности, Князя мира, Отрасли Корня Иессеева, Пастыря 1760 , пророк проповедовал по повелению Духа Божия с самого начала своего служения, а именно в год смерти царя Озии ( Ис. 6:1,13 ), ибо в этом видении пророку было в таинственных словах открыто о „святом семени“, имеющем быть корнем новой земли и жизни. Но и ранее того пророку было открыто ( Ис. 2:2–4 ), что „гора дома Господня будет поставлена во главе гор“.... и „потекут к ней многие народы“.... и Некто, не наименованный еще, но названный Он, (который есть Бог Иаковлев) „будет судить народы“. В первой части стиха 16-го выражение: „нет заступника“ кажется должно быть истолковано на основании исторических сказаний ветхого завета. Первое указание на возможность спасения града, если в нем найдется хотя десять праведных, мы видим в молении Авраама о Содоме ( Быт. 18:32 ). Потом заступником за народ является Моисей (в книге Исход Исх. 32:11–13, 33:1–3,12–17 с пр. в Св. Летописи) после греха народа поклонения золотому тельцу. В книге Чисел ( Чис. 12:44–48 ) заступниками народа, поражаемого за ропот и возмущение, были Моисей и Аарон; последний, по приказанию Моисея, побежал в среду общества (48) и стал между мертвыми и живыми и поражение прекратилось“ В книге же Чисел ( Чис. 25:7–8 ) порыв Финееса спас народ от истребления, и о нем сказано так: ( Чис. 25:13 ) „Он показал ревность по Боге своем и заступил сынов Израилевых“. Нам кажется, что мысль Исаии может еще быть пояснена словами Иезекииля, который от имени Господа, видящего беззакония народа Своего, глаголет: „Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел“ ( Иез. 22:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

При папе Урбане VIII празднование Великой Субботы перестало быть обязательным. Только в 1955–1957 гг. пасхальное бдение вернулось на свое исконное место (с наступлением темноты; утром мессы нет — только утреня), но при этом сам чин подвергся существенным изменениям. В новом послереформенном Миссале (1970; см. ст. Novus ordo) сохранилось всего 7 чтений из ВЗ (Быт 1. 1–2. 2; Быт 22. 1–18; Исх 14. 15–15. 1; Ис 54. 5–14; Ис 55. 1–11; Вар 3. 9–4. 4; Иез 36. 16–28), причем официально разрешается сокращать их число до 3, и только Исх 14 читается обязательно. Традиц. новозаветные чтения мессы изменены на Рим 6. 3–11; Мф 28. 1–10 из-за возрождения традиции совершать на бдении после ветхозаветных чтений и перед мессой таинства Крещения. В амвросианском обряде в XII в. празднование Великой Субботы начиналось с утрени, на которую архиепископ приносил светильник. В полдень в соборе читались кн. Бытия и вполголоса — Евангелие. Затем один из священников приносил для благословения большую свечу, от которой зажигали «новый» огонь. Диакон возглашал Exsultet, текст которого отличался от принятого в Риме. Далее следовали 6 чтений (Быт 1. 1–2. 3 и 22. 1–19; Исх 12. 1–12; песнь Моисея (Исх 15; по др. источникамИсх 13. 18–14. 8 и песнь вавилонских отроков); Ис 54. 17–55. 11 и 1. 16–19). В конце чтений клирики переоблачались для служения мессы и с горящими свечами шли в баптистерий, где архиепископ освящал воду для Крещения и выливал в нее елей. Младшие священник и диакон сходили в купель и крестили младенцев. Архиепископ верхом на лошади отправлялся в церковь Сан Амброджио и служил там мессу (в память свт. Амвросия, скончавшегося в Великую Субботу), затем возвращался и заканчивал чин Крещения. Затем все шли в церковь Санта Мария и один из священников служил мессу для новокрещеных. После прочтения Евангелия архиепископ с клириками отправлялся в церковь Санта Текла, где провозглашал «Христос Господь воскрес» и совершал пасхальную мессу (Hebdomadae Sanctae Celebratio. 1997. P. 202–201). В Новое время амвросианский обряд испытал сильное влияние рим. В настящее время в Милане в Великую Субботу совершается крещальная литургия с 9 чтениями из Ветхого Завета и Нового Завета по римскому реформированному чину с некоторыми особенностями.

http://sedmitza.ru/text/414302.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010