Бытия, гл. 22: жертвоприношение Исаака. Ангел Господень, явившийся Аврааму, говорит здесь от лица Божия: «Я знаю, что ты боишься Бога, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (22, 12, 15–18). Исход, 3 гл.: явление Моисею купины неопалимой. «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды терновного куста» (ст. 3) «И воззвал к нему Бог из среды куста…. и сказал: Я Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова» (6 и далее, до самого откровения имени Божия Иегова). Это же самое подтверждается и в речи первомученика Стефана: «явился (Моисею) в пустыне горы Синая ангел Господень в пламени горящего терновного куста» (Деян. 7,30), а в то же время здесь же говорится: «а когда подходил рассмотреть, был к нему глас Господень» (ст. 31). А далее еще выра–зительнее: «сего Моисея… Бог чрез ангела, явившегося ему в терновом кусте, послал начальником и избавителем» (ст. 35). 0 синайском законодательстве в Исх. 19, 3 лишь говорится: «Моисей взошел к Богу (на гору), и воззвал к нему Господь, с горы говоря» (и далее в гл. 19 все время говорится о повелениях самого Господа, явлении Славы Его и проч. До конца книги Исход). И, тем не менее, эта теофания изъясняется в Новом Завете как ангелофания, именно, в той же речи Стефана прямо говорится о Моисее: «это тот, который был в собрании в пустыне с ангелом, говорившим ему на горе Синае». И столь же определенно в Послании к Галатам (3, 19) говорится, что закон «преподан чрез ангелов» (уже множественное число в отличие от единственного у Стефана). Сюда же относится и Евр. 24: «ибо, если чрез ангелов (также множ. ч.) возвещенное слово было твердо», то как возне–радим о спасении, «которое, быв сначала проповедано Господом», утвердилось от Бога знамениями, и чудесами, и раздаяниями Св. Духа . Исход 13, 21–14: предшествие Израилю при Исходе из Египта Самого Господа (ср. Числ. 14,14, Втор. 1, 33; 4, 37, Неем. 9,19), о чем, однако же, говорится и так: «и двинулся ангел Божий, шедший пред станом» (14, 19). Ср. также Числ. 20, 16 . Исход 23, 20–23: Господь говорит Израилю: «вот Я посылаю Ангела хранить тебя на пути… Блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его, не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо Имя Мое в Нем».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Приведенные тексты, полагаем, ясно указывают на близость и реальность того родства, какое существовало между Богом и Иудейской Церковью , иначе пророк говорил бы только о блуде, а о прелюбодеянии. И надо полагать, что родство это было установлено Богом между Им и всем видимым обществом, ибо вся видимая Иудейская Церковь , во всей целости, отступила от Бога, что и вызвало у пророка строгие обличение. Далее, мы находим, что Бог обещает пребывать среди сынов Израилевых; многократно говорит им, что Он обитает среди них, несмотря на все их уклонения от Его заповедей и что это самое присутствие Его между ними в высшей степени увеличивало вину многократного отпадение от Него. Израильтяне не только являлись ослушниками Закона, некогда данного им чрез Моисея, но не веровали в него, и даже пренебрегали действительным постоянным присутствием и пребыванием Бога, для которого Он избрал храм их, который был жилищем и святилищем Его, а главный город их – градом Великого Царя». Вот, слова Св. Писания, подтверждающие эти мысли: Исх.15:17 : «Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты сделал жилищем Себе, Господи, во святилище, которое создали руки Твои, Владыка!» Исх.29:45 : " И буду обитать среди сынов Израилевых и буду им Богом»; Исх.35:8 : «И устроят они мне святилище, и буду (дабы) обитать среди их», Числ.35:34 : «Не должно осквернять землю, на которой вы живете, среди которой обитаю Я, ибо Я Господ обитаю среди сынов Израилевых», Второз.6:15: «Господь Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель, чтобы не воспламенился гнев Господа Бога твоего на тебя»; 3Цар.8:13 : «Я построил храм, в жилище Тебе, место чтобы пребывать Тебе вовеки», 4Цар.1:3 : «Тогда Ангел Господень сказал Илии Фесвитянину: встань, пойди на встречу посланным от Царя Самарийского и скажи им: разве нет Бога в Израиле, что вы идете вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское»? 2Парал.36:15: «И посылал к ним Господь Бог отцев их посланников своих от раннего утра, потому что Он жалел Свой народ и Свое жилище»; Псалом 45:3: «И было в Салиме жилище Его, и пребывание Его на Сионе».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Агнец пасхальный ( Исх.12:3–13 ). Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно; как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих ( Ис.53:6–7 ). Посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный. И говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение ( Откр.5:6,12 ). Пасха наша, Христос, заклан за нас ( 1Кор.5:7 ). И другие жертвоприношения, узаконенные Богом чрез Моисея, были прообразами Христа 21 . Манна ( Исх.16:11–15 ). Господь отверз двери неба и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им. Хлеб ангельский ел человек ( Пс.77:23–25 ). Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть. Иисус сказал им: хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру, есть хлеб жизни ( Ин.6:31,33,35 ). Медный змей. Сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека] ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив ( Числ.21:8–9 ). Как Моисей вознес змею в пустые, так должно вознесену быть Сыну человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:14–15 ). 21 В законе Моисеевом различается несколько видов жертвы, но общее значение жертвы не изменяется от того, и ап. Павел, в объяснение ветхозаветного жертвоприношения, говорит так: «Все почти по закону очищается кровью и без пролития крови не бывает прошения… но невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношений Ты [Бог-Отец] не восхотел, но тело уготовал Мне… потом прибавляет: се иду исполнить волю Твою, Боже. Отменяет первое, чтобы поставить второе. По сей-то воле освящены мы единократным приношением тела Иисуса Христа ( Евр.9:22 ; Евр.10:4–5,10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И он назвал его Шива. Посему имя городу тому Беершива (Вирсавия) до сего дня». 28: 19: «И нарек (Иаков) имя месту тому Вефиль, а прежнее имя того города было Луз». 31:47–49: «И назвал его (каменный холм) Ладан: Иегар-Сагадуфа, а Иаков назвал его Галаадом. И сказал Лаван (Иакову): сегодня этот холм (и памятник, который я поставил) между мною и тобою свидетель. Посему и наречено ему имя Галаад, также Мицца, оттого что Лавам сказал: да надзирает Господь надо мною и над тобою, когда мы скроемся друг от друга». 32: 1–2: «И встретили его ангелы: Божии. Иаков, увидя их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя месту тому Маханаим». 32:30: «И нарек Иаков имя месту тому Пенуел, ибо (говорил он) я видел Бога лицом к: лицу, и сохранилась душа моя». 35:7: «Иаков, устроил там; (в Вефиле) жертвенник и назвал сие место: «Эл-Вефиль, ибо тут явился ему сам Бог, когда он бежал, от лица (Исава) брата своего». 50:11: «И видели жители земли той, Хананеи, плач в Горен-гаатаде и сказали: велик этот плач у Египтян. Посему наречено имя месту ему: плач Египтян, что на Иордане». Исх. 15:23 : «Пришли в Мерру – и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому (месту) имя Мерра (горечь)». Исх. 17:7 : «И нарек месту тому имя: Масса и Мерива (искушение и укорение), по причине укорения сынов Израилевых, и потому что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас или нет?» 17:15: «И устроил, Моисей жертвенник (Господу) и нарек ему имя: Иегова Нисси (Господь знамя мое)». Числ. 11:3 : «И нарекли имя месту сему Талера (горение), потому что возгорелся, у них огонь Господень». 11:34: «И нарекли имя месту сему: Киброт-Гаттаава (гробы прихоти), ибо там похоронили прихотливый народ». 13:25: «Место сие назвали долиною Есхол, по причине виноградной кисти, которую срезали там сыны Израилевы». 21:3: «Господь услышал голос Израиля и предал Хананеев в руки ему, и он положил проклятие на них и на города их и нарек имя месту тому Хорма (заклятие)». (Ср. Нав. 1:17; 32:38–42 : (переименование городов), Нав. 5:9 : «И сказал Господь Иисусу: ныне Я снял с вас посрамление Египетское.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Убийство Убийство запрещается: Не убивай ( Исх.20:13 ). Знаешь заповеди: не прелюбодействуй; не убивай; не кради, не лжесвидетельствуй; не обижай; почитай отца твоего и мать [говорит Иисус Христос] ( Мк.10:19 ). Ненависть есть убийство: Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей ( 1Ин.3:15 ). Убийство есть дело плоти: Дела плоти известны. Они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство, и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так царствия Божия не наследуют ( Гал.5:19,21 ). Убийство исходит от сердца: Ибо от сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф.15:19 ). Убийство не может быть скрыто от Бога: Ибо, вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь, и уже не скроет убитых своих ( Ис.26:21 ). Убийство вопиет о мщении на небе: И сказал [Господь]: [Каин] что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли ( Быт.4:10 ). Убийство оскверняет землю: Не оскверняйте земли, на которой вы [будете жить]: ибо кровь оскверняет землю, и земля не иначе очищается от пролитой крови, как кровью пролившего ее ( Числ.35:33 ). Убийство должно быть искуплено кровью убийцы: Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию ( Быт.9:6 ). Бог · считает гнусным делом убийство: Вот что ненавидит Господь: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную ( Притч.6:16–17 ). Но было ко мне слово Господне, и сказано: ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицем Моим ( 1Пар.22:8 ); · делает исследование об убийстве: ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных ( Пс.9:13 ). Он отмстит за кровь рабов Своих, и воздаст мщение врагам Своим, [и ненавидящим Его воздает], и очистить [Господь] землю Свою и народ Свой ( Втор.32:43 ). И ты истребишь дом Ахава, господина твоего, чтобы Мне отмстить за кровь рабов Моих пророков и за кровь всех рабов Господни, павших от руки Иезавели ( 4Цар.9:7 ). Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником ( Мф.23:35 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Чудеса предназначаются Богом для того, чтобы а) дать свидетельство и силу Своим посланникам: Увидели израильтяне руку великую, которую явил Господь над египтянами, и убоялся народ Господа, и поверил Господу и Моисею, рабу Его ( Исх.14:31 ). Спасение, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами и различными силами ( Евр.2:3–4 ); б) даровать свидетельство Своему слову: Господь во свидетельство слову благодати Своей творил руками апостолов знамения и чудеса ( Деян.14:3 ); в) привести к обращению и покаянию: Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись ( Мф.11:21 ). Расслабленного, воздвигнутого Петром, видели все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились ко Господу ( Деян.9:35 ); г) произвесть веру: Доколе будет народ сей не верит Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его? ( Числ.14:11 ). Многие, видя чудеса, которые Господь творил, уверовали во имя Его ( Ин.2:23 ). Проконсул, увидев чудо, уверовал, дивясь учению Господню ( Деян.13:12 ). Чудеса а) совершаются, чтоб породить послушание: Глаза ваши видели все великие дела Господа, которые Он сделал. Итак, соблюдайте все заповеди Его ( Втор.11:7–8 ); б) производят удивление, изумление и ужас: Народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими ( Мф.15:31 ). Чрезвычайно дивились и говорили: все хорошо делает, и глухих делает слышащими и немых говорящими ( Мк.7:37 ). Устрашившись ангела, стрегущие пришли в трепет и стали как мертвые ( Мф.28:4 ). Все ужаснулись так, что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? ( Мк.1:27 ). Ужас объял Петра и всех бывших с ним от лова рыб, ими пойманных ( Лк.5:9 ). Чудеса бывают иногда недействительны для произведены обращения и веры: Авраам сказал богачу: если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят ( Лк.16:31 ). Столько чудес сотворил Иисус пред иудеями, и они не веровали в Него ( Ин.12:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В более поздние времена к убийству приравнивалось прямое оскорбление человека, если оно приводило к тому, что лицо человека становилось красным от прилившейся крови. Жизнь, дарованная Господом, является настолько бесценным даром, что умаление всех ее проявлений: физической, физиологической, семейной, культурной, научной, социальной, сакральной и других, есть действие против жизни, т.е. становится грехом.  Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти ( Исх. 21:12 ); Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват; но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти ( Исх. 21:28-29 ); Если кто застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему; но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь ( Исх 22:2-3 ). Если кто ударит кого железным орудием так, что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти ( Числ. 35:16 ); и если кто ударит кого из руки камнем, от которого можно умереть, так что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти ( Числ. 35:17 ); или если деревянным орудием, от которого можно умереть, ударит из руки так, что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти ( Числ. 35:18 ); или по вражде ударит его рукою так, что тот умрет, то ударившего должно предать смерти: он убийца; мститель за кровь может умертвить убийцу, лишь только встретит его ( Числ. 35:21 ). И не берите выкупа за душу убийцы, который повинен смерти, но его должно предать смерти ( Числ 35:31 ). Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти ( Лев 24:17 ). Кто убьет скотину, должен заплатить за нее; а кто убьет человека, того должно предать смерти ( Лев 24:21 ). Прелюбодеяние Прелюбодеяние — церковнославянское слово, которым сегодня часто обозначается грех соединения двух людей, как правило, мужчины и женщины, вне брака. Но его точное значение — это нарушение супружеской верности. Если же соединяются неженатый мужчина и незамужняя женщина, то это называется любодеяние.

http://azbyka.ru/smertnye-grehi-v-svyash...

Отбытие с Синая; возмущения израильтян 1 . Когда закон был дан народу на Синае, Моисей приступил к отправлению в землю Ханаанскую, „которую Бог пожелал дать Израилю“ ( Исх.20:12 ; Втор.5:16 ). Руководимый столпом облачным, он предпринял путь чрез пустыню Фаран ( Числ.10:11 и сл.). 1384 Однако, непокорность евреев должна была еще надолго задержать вступление их во владение землей Обетованной. Они прогневали Бога у подножия Синая поклонением золотому тельцу ( Исх. 32 ); они должны были возбудить еще не раз Его гнев своим духом противления и идолопоклонством: некоторое время спустя после своего исхода, они возроптали от утомления и отчаяния, в Тавере (Горение) ( Числ.11:1 и сл.), потом – от пресыщения манною и недостатка в мясе, в Киброт-Гаттааве (Гробы, Прихоти), Числ.11:34 . Первое возмущение было наказано чудесным пожаром, истребившим часть стана, откуда название. „Тавера“ или пожар, данное этому лагерю; второе – чрезвычайною казнью, характер которой не изъяснен; она погубила великое число виновных и отсюда название Киброт-Гаттаав или Гробы Прихоти, которое было приписано этой стоянке. 2 . Моисей продолжал, однако, свой путь до Асирофа ( Числ.11:34 ) и остановился затем в Кадесе ( Числ.13:1:27 ). Здесь он от двенадцати посланных им в Ханаан соглядатаев узнал, что ему можно лишь вооруженною силою проникнуть в землю Обетованную, и что несколько воинственных племен заградили ему вход в нее ( Числ.13:28 и сл.). Это сообщение возбудило ропот народа, который не имел упования на Бога и думал об избрании нового вождя,, чтобы возвратиться в Египет ( Числ.14:4 ср. Втор.1:26 и сл.). Моисей не поколебался в буре, с неизменною кротостью и непоколебимою твердостью уповая на Господа. Из двенадцати соглядатаев только Халев и Иисус Навин пытались, но без успеха, возвратить несколько мужества своим унылым собратьям. Разгневанный Господь хотел тогда истребить мятежников; Моисей дивною молитвою испросил для них прощение, но не полное однако, ибо все эти неисправимые мятежники были осуждены умереть в пустыне в продолжение сорока лет ( Числ.14:34–35 ), не входя в землю Обетованную ( Числ.14:29 ). Приговор этот касался всех тех, которые имели более двадцати лет, за исключением Халева и Иисуса Навина. Он исполнил страхом виновников, но вследствие частой реакции в народных волнениях, они пожелали искупить свою вину противоположным грехом: перейдя от излишества уныния в избыток самонадеянности, они отправились в поход, несмотря на запрещение их вождя, но были разбиты на голову и преследуемы до Хормы. 1385 Так рушилась прямая атака Палестины ( Числ.14:42–45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010