5:8 ). И еще: «...поклоняйтесь подножию Его: свято оно» (Пс. 98:5), а также: «Поклонюсь пред святым храмом Твоим...» (Пс. 137:2). Иисус Навин «...пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним...» (Иис. Нав. 7:6). Во всех этих случаях поклонение приносится не Богу, а вещи, святыне. Но разве были Давид и Иисус Навин идолопоклонниками, поклоняясь храму, Божию подножию и ковчегу? Разве не является поклонение Божьей святыне поклонением и Богу? Когда православный поклоняется храму, лобзает икону или крест, благоговеет перед мощами и другими святынями, он тем самым воздает поклонение и почитание самому Богу, как делал это и святой пророк Давид, и Иисус Навин. Достаточно только проследить отношение евреев и язычников в Ветхом Завете к ковчегу и действия Бога через него, чтобы понять, что святыня есть нечто другое, нежели идол. Филистимляне устрашились прибытию ковчега и сказали: «Бог тот пришел к ним в стан» (1 Цар. 4:7). Неужели филистимляне не знали, что не ковчег является Богом евреев? И этот ковчег причинил им немало бед после его захвата (1 Цар. 5), но, конечно, не сам ковчег, а Бог через него. Давид сознавал себя не достойным, чтобы ковчег прибыл в его жилище так, как будто бы Сам Бог должен был прийти в его дом (1 Цар. 13:12). На обвинение Мелхолы в плясании пред ковчегом Давид сказал: «Пред Господом плясать буду», как будто ковчег был самим Богом (2 Цар. 6:16, 21). Также и в Числ. 10:35-36 Моисей практически отождествляет Господа с ковчегом. Пред ним, как перед самим Богом, приносили всесожжение (3 Цар. 3:15); кадили (Исх. 40:26-27); возжигали лампады (Исх. 37:17, 23). В этих случаях люди относились к ковчегу со страхом и благоговением, как и к самому Господу. Но неужели он был идолом? Почитая святыню, люди почитали тем самым Самого Бога. Или мы действительно думаем, что признанные нами священники А. Мень, Лопухин и те 20 толковников Толковой Библии, и другие образованнейшие и умнейшие люди были столь грубыми идолопоклонниками, что поклонялись вместо Бога простой деревяшке и изображению как богу, как идолу? Священники ведь постоянно целуют свое одеяние и крест при облачении, престол, блюдо и чашу, на которых совершается Евхаристия, иконы и т.д.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

В НЗ Иисус Навин упоминается 2 раза. В Деян 7. 45 о нем говорится в связи с рассказом о скинии, к-рую после захвата Ханаана обустроили на этой территории. В Евр 4. 8 образ Иисуса Навина напоминает о несовершенном и прообразовательном характере покоя, который воцарился в земле обетованной по окончании завоевательной войны (Нав 11. 23; 22. 4) и являлся лишь преддверием иного покоя, дарованного Богом посредством Христа (Евр 3. 7-14). П. Ю. Лебедев Богословие И. Н. к. Центральной богословской темой И. Н. к. является учение о том, что земля Ханаана была завоевана израильтянами благодаря обетованию Господа патриархам и Его особенной помощи Иисусу Навину. Все остальные темы и сюжетные линии являются производными от нее. Вступление в Ханаан и его завоевание рассматриваются как исполнение обетований, данных праотцам и патриархам евр. народа: Аврааму, Исааку и Иакову (Быт 12. 7; 17. 8; 26. 3; 35. 12). Господь оказался верен Своим обещаниям, Своему завету с Авраамом и его потомками. Т. о., учение И. Н. к. о даровании земли обетованной завершает одну из основных богословских тем Пятикнижия (Исх 6. 4, 8; Числ 14. 7; Втор 8. 7; 15.4). Господь даровал Израилю обетованную землю, к-рой Он Сам владеет и правит (Нав 22. 19). Земля дана израильтянам лишь в управление, подлинным хозяином ее является Сам Господь. Именно поэтому она должна быть распределена равно, по справедливости среди всех семейств Его народа. Не случайно описанию разделения земли по жребию, к-рое является сакральным действием, уделено в книге много места (Нав 13. 1-19. 51; 21. 1-45). Как собственность Господа, эта земля священна, идолопоклонство является осквернением ее. Земля, на к-рой поселяется израильский народ, становится местом особого присутствия Господа, местом пребывания Его святилища, а Израиль превращается в религ. общину, посвященную Господу и призванную жить в Его присутствии и Его славе. Это богословие Св. земли и св. общины получит развитие в книгах поздних пророков (напр., в Иез 6. 8; 11. 17), в исторических книгах, в межзаветный период - в лит-ре кумран. общины и, наконец, в НЗ (особенно в Откровении Иоанна Богослова). И. Н. к. повествует о заботе Господа о Своем народе, о Его участии в жизни народа, при этом милость Божия не ограничена одним народом Израиля, она изливается на всякого, кто готов оставить прежние обычаи и познать Его (Раав, гаваонитяне).

http://pravenc.ru/text/293947.html

В Мих.3:5, 10–11 осуждаются израильские судьи и священники за взяточничество и несправедливый суд; справедливая плата за труд священника этим местом не воспрещается (см. 1Кор.9:7, 11, 14 . 2Кор.11:8 . Гал.6:6 ). В Мал.1:6–2:9 осуждаются ветхозаветные пастыри и пасомые за небрежное отношение к алтарю Господню. Высказанные здесь ветхозаветным пастырям предсказания Господни уже сбылись; храмовая молитва совершается теперь не в одном Иерусалиме, но на всяком месте (1, 11); кровавые жертвы прекратились, и этим «плечо» у иудейских священников отнято (2, 3): иудейские пастыри вместе со всеми иудеями находятся теперь в пренебрежении у всех народов (2, 9). Называя самозваных пресвитеров штундистских «старшими братьями», сектанты, на основании 1Пет.5:3 , делают упрек, православным пастырям за их начальственное положение. Упрек этот не уместен, так как сам апостол, похваляет «достойно начальствующих пресвитеров» ( 1Тим.5:17 ). Заповедуя пастырям, чтобы они с своей стороны не допускали недостойного господствования над пасомыми, которое может подавлять последних, сам Апостол от пасомых тут же требует, чтобы они «повиновались» пастырям ( 1Пет.5:5 . Евр.13:17 ). § 14. Чествование тварей Истинному богопоклонению не препятствует правильное чествование творений Бога: само Св. Писание дает примеры чествования св. ангелов ( Нав.5:14 ), св. людей ( 4Цар.2:15 ), свящ. мест ( Исх.3:5 ; Нав.5:15 ; Деян.7:33 ), свящ. предметов ( Числ.10:35, 36 . Евр.11:21 ). При чествовании тварей мы чествуем и покланяемся собственно силе Божией, которая проявилась в этих – св. личностях ( 2Пет.1:4 ; 2Фес.1:10 ) и свящ. предметах ( Мк.5:27–30 ; Деян.19:11, 12 ). Но самое чествование и поклонение должны мы воздавать Господу и тварям не одинаково: как выразил это VII вселенский собор отцов Церкви, Господа мы должны чествовать «истинным по вере нашей богопоклонением, которое подобает единому Божескому естеству» (λατρεα – напр. Рим.1:9, 14 ), а тварей – «почитательным поклонением» τιμητικ προσκνησις – Евр.11:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Убийство, без которого не обходятся войны, рассматривалось как тяжкое преступление пред Богом уже на заре священной истории. «Не убий», — гласит закон Моисеев (Исх. 20. 13). В Ветхом Завете, как и во всех древних религиях, кровь имеет священный характер, поскольку кровь — это жизнь (Лев. 17. 11-14). «Кровь оскверняет землю», — говорит Священное Писание. Но тот же библейский текст предостерегает обращающихся к насилию: «Земля не иначе очищается от пролитой крови, как кровию пролившего ее» (Числ. 35. 33). VIII.2. Неся людям благую весть примирения (Рим. 10. 15), но находясь в «мире сем», который пребывает во зле (1 Ин. 5. 19) и исполнен насилия, христиане невольно сталкиваются с жизненной необходимостью участвовать в различных бранях. Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством. Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних. Многих воинов Святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели и относя к ним слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13). Когда святой равноапостольный Кирилл был послан Патриархом Константинопольским на евангельскую проповедь и прибыл в столицу сарацин, с ним вступили в спор о вере ученые последователи Магомета. Между прочими вопросами задали ему такой: «Христос есть Бог ваш. Он заповедал вам молиться за врагов, добро творить ненавидящим и гонящим вас, — бьющим в ланиту подставлять и другую, — а вы что делаете? Если кто обидит вас, изощряете оружие, выходите на брань, убиваете. Почему вы не слушаете своего Христа?» Выслушав сие, святой Кирилл спросил у совопросников своих: «если в каком-либо законе будут написаны две заповеди, который человек будет совершенный исполнитель закона — тот ли, кто исполняет одну заповедь, или тот, кто исполняет обе заповеди?» Когда агаряне сказали, что совершеннее исполнит закон тот, кто соблюдет обе заповеди, то святой проповедник продолжал: «Христос Бог наш, повелевший нам молиться за обидящих нас и им благотворить, сказал также, что большей любви никто из нас в жизни сей явить не может, разве кто положит душу свою за други своя (Ин.

http://patriarchia.ru/db/text/419128.htm...

3:2–6 Противопоставление Христа Моисею. 3 кто устроил его. Автор послания говорит, что Иисус настолько превосходит Моисея, насколько Творец превосходит Свое создание. 3 верен во всем доме Его. Моисей был верным слугою Божиим, но закон, который он передал народу Израилеву, исходил не от него, а от Бога. для засвидетельствования... что надлежало возвестить. Служение Моисея, главным образом, заключалось в том, чтобы засвидетельствовать приход Христа ( Ин. 5,46.47 ). Закон Моисеев был только тенью тех благ, которые должен был принести Христос (9,11; 10,1) и Дух Святой сошел только тогда, когда рукотворенная скиния была заменена чем-то несоизмеримо лучшим (9,8). 3 дом же Его мы. Дом Божий это Его народ ( 1Цар. 2,35 ; 2Цар. 7,16 ; Еф. 2,19–22 ; 1Тим. 3,15 ). Это одна из важнейших тем Священного Писания. если... сохраним до конца. Это условие выражает идею полной принадлежности верующего Господу, что и является, по сути, единением со Христом. 3 в день искушения. См. Исх. 17,1–7 . Во время исхода из Египта народ Израилев возроптал, и Моисей ударил по скале, чтобы напоить жаждущих. Последствием этого ропота явилось сорокалетнее странствование по пустыне. 3 поклялся. Божие обещание не впустить непокорное поколение израильтян в землю обетованную. См. Числ. 14,21–30 . покой Мой. См. ком. к 4,8. 3:12–13 Автор призывает к исповеданию веры и верности Богу и членам Церкви Христовой, предостерегая их от падения, началом которого является ожесточение сердца. 3 сердца лукавого и неверного. Т.е. такого, которое имели отцы их (ст. 9), за что они и не были допущены в покой Бога (ст. 19). 3 " ныне». См. ком. к 4,7. обольстившись грехом. Т.е. не усомнился в верности Божией и в Его обетованиях. 3 причастниками Христу. Т.е. теми, кто имеет общую с Ним участь. Глава 4 4 будем опасаться. Опасаться не того, что могут сделать люди, но отпадения от Бога и обольщения грехом. 4 нам оно возвещено. Возвещено слово Божие, но если израильтяне не могли слышать его, как и созерцать Бога, то Христос возвестил слово Благой Вести так, чтобы Его слышали все.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Любитъ млтыню и сдъ гдь, млти гдни исполнь земл. 5. Он любит правду и суд; милости Господней полна земля. 6. Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их: з. собирай к мхъ воды полагай въ сокровищихъ бездны. 7. Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. 6–7. Господь всемогущ. С особенною ясностью это свойство Божие открывается в творении неба с его светилами и духовными обитателями и в ограждении твердыни пределами вод морских, окружающих землю. Что величественнее и поразительнее зрелища необъятного пространства небес с невидимо обитающим на них бесчисленным воинством (слав.-греч. сила, т. е. рать, ополчение, ср. Числ.1:3; 10:15 и проч.) ангелов (ср. Пс.102:20–21; 148:2 ; Неем.9:6 ) и видимо украшающим их несчетным множеством различных светил, которые, своим сиянием в определенные им времена и стройным течением по назначенным им от века путям (ср. Быт.1:14–18 ; Пс.18:2–7; 8:2–1 ), также представляют собою как бы воинство Царя небесного (ср. Втор.4:19 ; Ис.40:26 ; Вар.3:34–35 ; Сир.43:1–11 ). И все это сотворено из ничего, одним словом Господа, т. е. «одним мановением» Его творческой «воли» (св. Василий В. на шестопс. бес. I, стр. 4 и бес. II, стр. 85; св. Амвросий in Нехает. lib. I, с. 9; св. Иоанн Дамаск. Точн. изл. прав. веры кн. I, гл. 11), и духом уст Его, т. е. подобным дыханию, или дуновению (ср. русск.-евр., Пс.134:17 ; Исх.15:8:10 ), мгновенным действием всемогущей и «животворящей силы» Его (св. Василий В. прот. Евн. кн. V, в р. п. т. III стр. 193–4 и 181; ср. св. 1. Злат. на Быт. бес. ХΙΙΙ, гл. 3). Что на земле грознее и непреодолимее силы напора волн морских, когда он во время бури, вздымаясь страшными громадами, неистово рвутся на берега, как бы думая потопить собою всю землю? Но Господь Своею всемогущею силою собрал эти громады вод в прочные вместилища, страшные пучины (бездны) моря «содержит заключенный, как бы в каких сокровищницах» (Феодорит), в твёрдых хранилищах, оградив их берегами и указав им предел, далее которого не должны простираться бушующие волны (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Крещения Господня в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы 19 января 2014 г. 17:58 19 января 2014 года, в праздник Крещения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию свт. Василия Великого и чин великого освящения воды в Богоявленском кафедральном соборе в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словами проповеди. Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Богоявления Господня. «Ныне явилась благодать Божия» (ср. Тит. 2:11), — говорит в послании к ученику своему апостол Павел. И неслучайны эти слова, потому что благодать Божия через рождение, крещение, жизнь, страдания, смерть и воскресение Спасителя низведена на род человеческий. Под благодатью мы подразумеваем часть Божественной жизни, Его силу и Его энергию — эта самая Божественная энергия и снизошла на род человеческий через Господа Иисуса Христа. Мы знаем, что и до пришествия в мир Спасителя благодать Божия выборочно, по молитвам особо вдохновенных мужей, по неизреченному Божественному промыслу отображалась даже на материальных предметах. Известно, что именно так был облагодатствован жезл Аарона, брата Моисея: он расцвел, став для еврейского народа, спасающегося бегством из Египта, символом и знаком, что особая сила Божия почивает на Моисее и Аароне (Числ. 17). А разве не была явлением Божией благодати манна, которой питался род избранный в течение сорока лет путешествия по пустыне (Исх. 16:35)? И когда по велению Божиему была создан первый ветхозаветный храм — скиния, во святая святых, в особое отделение скинии, был помещен ковчег завета, где хранились манна, ниспосланная с неба, и расцветший жезл Аарона (Евр. 9:4). И Ветхий Завет, и особенно Завет Новый исполнены множеством ярких примеров того, как благодать Божия, Божественная энергия, которая питает всю вселенную, но в первую очередь обращена к людям, нисходила на людей через посредство предметов. Так получали исцеление те, кто лишь прикасался к краю одежды Спасителя (см. Мф.9:20-23). Исцелялись те, на кого падала тень проходившего апостола Петра (см. Деян.5:15). Исцелялись от прикосновения платков (см. Деян.19:12), частиц одежды, исцелялись посредством других физических предметов, в том числе водой, ведь именно так еще при пророке и Предтече Крестителе Иоанне от греховной скверны в водах Иордана освящались люди.

http://patriarchia.ru/db/text/3529114.ht...

С чем же связано то, что Господь повелел в Храме установить множество изображений Херувимов и Ангелов (на ковчеге, завесе, стенах и пр.)? С тем, что человек психологически существо слабое, и ему необходима помощь даже при молитве. После своего грехопадения человек оделся в «кожаные ризы» – он стал духовно дебелым, приземленным, плотяным. И в таком новом для него состоянии, когда телесные очи перестали видеть духовный мир, ему нужна помощь. Ведь трудно молиться, глядя в пустоту, на «белую стену». Взгляд разбегается и внимание рассеивается. И здесь икона, изображение помогают в молитве человеку. Интересно, кстати, что дети вообще не могут сосредоточенно молиться без помощи иконы. Икона – это попытка увидеть Бога, Его Ангелов и святых, как их описывает Священное Писание и Предание Церкви. Когда мы смотрим на образ Спасителя, мы видим Лик Мужа, у которого длинные волосы и борода – очевидно, именно такого, каким Он был при земной жизни. Впрочем, на картинках литературы секты также изображается мужчина тридцати лет с бородой и почему-то, как правило, не с длинными волосами (впрочем, это не самое удивительное; больше удивляет характерная голливудская улыбка у их Иисуса). Кстати, подробности внешности Спасителя остались благодаря Церковному Преданию, которое отвергается сектой. В средние века, когда большинство народа не умело читать, икона несла в себе богословие в краске. Например, посмотрев на икону входа Господня в Иерусалим, можно увидеть все Евангельские обстоятельства соответствующего Евангельского события. На иконе можно изобразить Евангелие с его основными событиями для простого народа. И потому икона несла в себе, ко всему прочему, поучительный и назидательный характер. Знаменательно, что в Священном Писании мы можем обнаружить поклонение не только Богу, но и поклонение Храму: «Поклоняюсь пред храмом Твоим святым» ( Пс.137:7 ), «поклоняюсь святому храму Твоему» (5,7). Также мы знаем, что Ковчег Завета в Ветхом Завете был предметом поклонения: перед ним приносили всесожжения (3Царст.3:15), воспевали ( Пс.137:1–2 ), кадили ( Исх.40:26–27 ), возжигали лампады (37,17,23) – все то, что сегодня осуществляется и перед иконами (кроме всесожжения, конечно). Ковчег даже отождествлялся с Богом и назывался Господом ( Числ.10:35–36 )! Это дает право называть икону святой.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Из этих слов Тайновидца следует, что антихрист устроит на земле свою святыню. Эта святыня будет видимым образом зверя. Такую святыню антихрист поставит на виду, заставляя людей поклоняться ей. Теперь сообразите: если бы у христиан никогда не было никакой рукотворенной святыни, мог ли бы антихрист сделать что-нибудь подобное? Тогда бы люди сразу признали его обманщиком, лжецом, – и отвернулись бы от него все. А то антихрист успешно соблазняет людей выдуманным изображением зверя. Значит, на место бывших чудотворных икон, он поставляет свою волшебную «икону зверя». Отсюда убеждаемся, что священные рукотворенные изображения у христиан были и будут всегда . – Вон он куда гонит! – шумели сектанты. – К иконе зверя... Как бы нам не ошибиться: лучше уже никаких икон не принимать!.. Я ответил: – Если поступать по вашему, так не нужно брать никаких денег в руки. Почему? Потому что, рядом с настоящими монетами, ходят по рукам поддельные... Но подделывателей судит закон, а мы деньгами настоящими себе на здоровье пользуемся. Так будет при кончине мира. Если на иконах изображен будет Господь, как о Нём проповедано в Евангелиях, – не бойтесь таких икон. Они – от Бога. Если же через какие иконы станут заставлять вас отречься от Христа и Его Евангелия, – бегите от таких рукотворенных изображений. – Вот мы и боимся, как бы изображениями-то вы не завлекли нас в какую-нибудь ересь! – сказал Петр Данилович. Я успокоил возбужденных сектантов и мирно заметил им: – Еще раз подумайте, друзья, что на православных иконах не пишется ничего против Евангелия Христова. Поэтому и не бойтесь их. У нас в точности соответствует всё Священному Писанию . Прежде люди не видели Лица Божия и потому вспоминали о Нём через кивот ( Втор.4:15 ; Числ.10:35–36 ), – ныне Христос явил нам Отца Своего ( Ин.14:9 ) и потому о Боге мы воспоминаем иначе, – представляем Его себе, в виде человека ( Флп.2:6–8 ). Прежде образом медного зверя люди напоминали себе о Христе ( Ин.3:14 ); ныне мы яснее изображаем Его, как Страдальца на кресте за наши грехи ( Евр. 12, 2 ). Прежде святые угодники не были прославлены Богом ( 3Ездр. 4, 35 ) и имена их лишь буквами писались на груди у первосвященников ( Исх. 28, 9–12 ), ныне души праведных предстоят Господу и уже наслаждаются отчасти блаженством ( Откр. 4, 4 ; ср.: Откр.7:9–11 ). Вследствие того и Церковь Православная, в память их ( Евр. 13, 7 ), сооружает честные и святые иконы... Ясно, таким образом, что через иконы ни в какую ересь Церковь вас не влечет...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Так, я не назову Финееса убийцею, хотя он одним ударом пронзил двух человек ( Числ.25:8 ); также и Илию – за сто (убитых) воинов с их военачальниками и за обильный поток крови, пролитой им при убиении жрецов демонских ( 4Цар.1 ; 3Цар.18 ). Если же мы опустим это из виду, и если кто будет смотреть на одни дела, не принимая во внимание намерения действовавших, тот может и Авраама обвинить в детоубийстве, а внука и потомка его обвинить в злодеянии и коварстве; потому что один (Иаков) овладел первородством (брата своего), а другой (Моисей) перенес египетские сокровища в израильское войско ( Быт.27 ; Исх.12:35–36 ). Но нет, нет; не допустим такой дерзости! Мы не только не виним их, но и прославляем их за это; потому что сам Бог восхвалил их за это. Обманщиком справедливо должен называться тот, кто пользуется этим средством злонамеренно, а не тот, кто поступает так со здравым смыслом. Часто нужно бывает употребить хитрость, чтобы достигнуть этим искусством величайшей пользы; а стремящийся по прямому пути нередко наносит великий вред тому, от кого не скрыл своего намерения. Слово 2 Иоанн . – А может ли что быть, – сказал я, – важнее той пользы, как оказаться исполняющим то, что служит доказательством любви ко Христу, по словам самого Христа? Обращаясь к верховному из апостолов Он говорит: «Петр, любиши ли Мя? – и когда тот исповедал любовь свою, Он прибавляет.– Если любишь Меня, паси овцы Моя» ( Ин.21:15–16 ). Учитель спрашивает ученика, любим ли Он им не для того, чтобы Самому узнать это (ибо может ли не знать Испытующий сердца всех?), но чтобы научить нас, как Он печется о пасении этого стада. Если же это очевидно, то будет также ясно и то, что великая и неизъяснимая уготована награда принимающему на себя тот труд, который дорого ценится Христом. Если и мы, видя людей, пекущихся о наших слугах или стадах, принимаем такое попечение их за знак их любви к нам, хотя все это приобретается за деньги, то Стяжавший себе это стадо не деньгами и не другим чем, но собственной смертью , и вместо цены давший за него Кровь Свою, каким даром вознаградит пасущих его? Посему, когда ученик отвечал: «Господи, Ты веси, яко люблю Тя» ( Ин.21:16 ) и призвал самого Любимого в свидетели своей любви, то Спаситель не остановился на этом, но указал и самый знак любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010