После смерти Юлиана Отступника, убитого в походе, святой мученик Иоанн Воин был освобожден по приказу нового императора-христианина Иовиана (363–364). Испытанный скорбями и очищенный ими, как золото в горниле, он посвятил остальную жизнь служению Богу и людям. Все свое имение он употребил на пользу бедным, больным и страждущим, которые находили в святом Иоанне истинного утешителя и помощника. В чистоте и святости мученик Иоанн дожил до глубокой старости и мирно отошел ко Господу. Он завещал совершить погребение своего тела на том месте, где погребали странников и нищих, которые всегда были близки его душе. Со временем место погребения святого мученика Иоанна Воина было забыто. Однажды он явился в сонном видении благочестивой женщине и указал, где его могила. Святые мощи мученика были обретены нетленными. Господь прославил их чудотворениями. Позднее честные мощи мученика Иоанна Воина были положены в константинопольском храме во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (†98–117; память 8 мая). На Руси имя святого мученика Иоанна Воина известно с давних пор. Он почитается как защитник обидимых, страждущих и покровитель воинов. По молитвам святого также обличаются воры и находятся украденные и утерянные вещи. Во многих местах нашего Отечества строились храмы во имя мученика Иоанна Воина. В XVIII веке в Москве также был храм его имени. Этот храм, расположенный на низком берегу реки Москвы, заливало водой во время половодья. В 1709 году по приказу Петра I началось строительство нового храма во имя мученика Иоанна Воина. Новый храм, построенный на возвышенном месте, был освящен в 1713 году. Он находился на Большой Якиманке (ныне улица Димитрова) и в то время был третьим высотным строением в Москве (после колокольни Ивана Великого и Сухаревой башни). Ныне церковь святого мученика Иоанна Воина – один из прекраснейших храмов Москвы, в нем находится чтимая икона святого мученика. Литература 1 . Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковью или местно чтимых. Вып. 11, июль. Тверь, 1901, с. 349–352.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

За богослужением пел хор Московский духовной академии под управлением иеромонаха Нестора (Волкова). На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам по строительству храма праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове игумен Дамиан (Залетов), настоятель храма, был удостоен права ношения наперсного креста с украшениями. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан пресвитера диакона Германа Демидова, клирика Высоко-Петровского ставропигиального монастыря г. Москвы. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Андрей Алексеев, настоятель храма благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове г. Москвы. По окончании богослужения настоятель храма игумен Дамиан (Залетов) приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону праведного воина Феодора Ушакова. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх передал старинный список иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Затем Святейший Владыка вручил церковные награды потрудившимся в деле строительства храма праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове г. Москвы. Патриарших наград были удостоены: Патриаршие грамоты были вручены главе муниципального округа Южное Бутово ЮЗАО г. Москвы П.В. Голубцову, генеральному директору ООО «Фирма Снарк», члену ревизионной комиссии храма праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове П.В. Торбученкову, начальнику Управления контроля за объектами недвижимости по ЮВАО г. Москвы К.В. Светику, генеральному директору ООО «ТД ТрансСервис», председателю ревизионной комиссии храма праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове П.В. Корчагину, председателю правления, директору Национального благотворительного фонда генерал-лейтенанту В.А. Носову.

http://pravoslavie.ru/126578.html

Стих об убогом Лазаре принадлежит к числу любимейших («Лазаря петь» — для всей этой поэзии). Но исследователи указывают, что не евангельский текст был прямой основой этого стиха . Ни одно из событий земной жизни Спасителя не легло в основу народной песни. Стихи о Рождестве, столь распространенные на Западе и Юге, отражают католические влияния. Нам встретился лишь один краткий великорусский их вариант, позволяющий говорить о народной обработке. Зато излюблен стих о Милосливой жене, на основе апокрифического сказания, связанного с избиением вифлеемских младенцев: «милосливая жена» сама отдает своего сына на муки, чтобы спасти младенца — Христа. От избиения младенцев — прямо к страстям Господним, которые изображаются нередко в противоречии с евангельским повествованием. Другая особенность этих многочисленных стихов — страдания Христа в них показаны сквозь муки Богоматери. Излюбленные варианты: «Сон Богородицы», где муки распятия провидятся еще до рождения младенца; «Хождение Богородицы», разыскивающей своего уже распинаемого Сына. Там же, где распятие изображается непосредственно, главным содержанием великорусских стихов, кроме предательства Иуды, остается плач Богоматери и ее утешение Христом. Еще Бессонов указывал на отсутствие стихов о Воскресении (5, 15). Стих о Вознесении ничем не связан с Новым Заветом, но использует апокрифическую прощальную беседу Христа с учениками для прославления нищенства . Весьма обширная группа стихов о Страшном Суде также мало отражает текст Евангелия и Апокалипсиса, но примыкает к святоотеческой и апокрифической литературе эсхатологического содержания . Из житийных сюжетов популярнее всех, бесспорно, стих об Алексее Божием человеке, рисующий вольные страдания юноши, отрекшегося от сыновней и супружеской любви. Из других подвижников-аскетов народ поет только о царевиче Иосафе, идущем спасаться в пустыню и беседующем с ней. Очень любимы стихи о великомучениках Георгии и Феодоре (Тироне) . Последний, как и в греческих легендах, является змиеборцем, подобно Георгию в стихах о Егории и царевне Елисаве (Елисавете). Стихи о Феодоре и Егории, единственные героические — изображающие битвы со злыми силами, — дают иногда повод для вторжения чужеродного былинного элемента. Но интересно, что повесть о Егории и царевне, столь распространенная на Западе (и на русской иконе), мало популярна на Руси, сравнительно с чисто с русским стихом о Егории Храбром , половина которого изображает неслыханные мучения святого, на основе апокрифического, но церковного жития, а другая рисует скорее мирное утверждение христианской веры и устроение русской земли. Лишь отдельные чудеса Николы Угодника и Димитрия Солунского отложились в стихи. Из русских святых воспеваются только Борис и Глеб, юные страстотерпцы .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=839...

После, когда мысль сия ослабела, евреи утратили чувство веры в Промысл, стали нарекать имена по расчетам житейским, остановились на узах крови, стали, так сказать, на одну доску с язычниками. «Имя Захарии». Оно казалось им ближе всех. Младенцу, который дан отцу в старости, приличнее всего дать имя отца; в нем отец как бы воскресает. Мать говорит, «да наречется Иоанн» (Лк. 1; 60). Почему мать не назначила имени Захарии? Не узнала ли она каким-либо образом от мужа, что сына нужно назвать «Иоанном» ? Не было невозможности узнать; но причина, кажется, была другая. Если бы Елисаве-та узнала от мужа, то Евангелист упомянул бы об этом. Внутреннее чувство, мысль сама собою могла остановиться на сем имени. Также могло это произойти по таинственному вдохновению свыше. Мы видели, что Елисавета говорила с Марией по откровению; почему же она и здесь не могла сказать по тому же откровению? А почему муж не передал ей как-нибудь имени рожденного сына? Молчание, наложенное на него, давало ему знать, что он не только языком, но и другими средствами не должен передавать своих мыслей. Сродникам показалось странным назвать новорожденного Иоанном; ибо в родстве у них никто че назывался этим именем. Впрочем, имя Иоанна было употребительно у евреев; также встречается у Неемии. «И помаваху отцу..». Почли нужным обратиться к отцу. Ибо ему собственно принадлежало право нарекать имя, особенно младенцу мужеского пола. «И чудяхуся еси» (Лк. 1; 63). Чему чудились все? Неприготовленному согласию мужа с женой. Мать говорила: «да наречется Иоанн», а отец написал: «Иоанн будет имя ему». И это уже показывает, что мать говорила от себя, а не по согласию с отцом. Чудились особенно потому, что не знали предшествовавшего сему делу обстоятельства - благовестия Ангела. «Отверзошася же уста его абие и язык его, и глаголаше благословя Бога» (Лк. 1; 64). Время наказания прошло, и оно снято. Но наказание как бы несколько продолжено сверх срока. Ангел прежде сказал: «се, будеши молча и не могий проглаголати до негоже дне будут сия» (Лк.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=124...

Когда Он вышел из поры первого младенчества, опасения все так же не покидали всегда взволнованного, всегда чуявшего беду сердца Матери... Вот они опять вдвоем с Иоанном, сыном Елисаве-ты, присели около дома и с несвойственной детям тихостью ведут между собой какую-то беседу, а сердце Матери бьется тревогой... О, если б можно было остановить время, если б можно было, чтоб эти родственники-мальчики никогда не уходили с глаз Ее, Девы Марии! Если б мир, если б жизнь со всеми ее загадками, со всеми тайнами непонятными никогда не призвала их к себе, не встала между ними, этими несказанно милыми и дорогими детьми и всегда готовыми к самоотверженной защите грудью их матерями... Но нет, нет, будущее сурово: жизнь грозится... «Оружие пройдет душу...» О, если б время могло остановиться, если б после всех чудес свершилось еще новое и большее чудо: если б Божественный Младенец мог навсегда остаться Младенцем, не выходить из Назарета, от зоркого охраняющего взора Матери!.. В Евангелии нет решительно никаких указаний на детство Христово. Лишь с благоговением напрягая свое воображение, мы можем представить себе приблизительные картины этого детства. Евангелие говорит, что Христос был в повиновении у Иосифа и Девы Марии. Так как Иосиф тяжелым трудом добывал для маленького Иисуса и Его Матери насущный хлеб, то, конечно, Христос, как только стал подрастать, уже должен был помогать мнимому Своему отцу в его трудах. До сих пор ни в духовной литературе, ни, тем менее, в искусстве не разрабатывали эту тему — о «трудниче-стве» Отрока Иисуса. Но вот в 1908 году на выставке парижского салона (громаднейшая международная выставка картин) появилось полотно, обращающее на себя внимание всех верующих, старающихся проникнуть в тайну детских лет Христа. Изображена внутренность очень бедного помещения. Столярный верстак, прекрасная Дева, бедно одетая, вертит колесо. Дева вся в белом, с белым длинным покрывалом на голове, спадающим простыми складками к поясу. У маленького каменного колеса, которое вертится силой другого большого, в сосредоточенной позе сидит старый плотник, обняв руками маленького Мальчика. Луч света, пробравшись снаружи из небольшого оконца, образует род сияния вокруг головы Ребенка. В Своих ручках Он держит кусочек дерева, из которого летит мелкий дождь опилок от соприкосновения с быстро вращающимся колесом верстака... Кто не узнает в этой обаятельной картине старца Иосифа, обучающего Отрока Христа столярному делу? Чье верующее сердце не наполнится сладкой грустью при воскрешении этих невидимо блеснувших заветных, священных дней?

http://sedmitza.ru/lib/text/440257/

Житие этого святого мужа ставило перед Великой княгиней старый и неизменно актуальный вопрос — о духовной результативности бытия человека, стремящегося с детства соблюдать заповеди Спасителя, не отступая от главной — о любви. Именно так была выстроена жизнь святого подвижника, что находило отражение не только в явных откликах горнего мира на мольбы святого, но и в скупых свидетельствах о непреклонном авторитете св. Корнилия у братии . Воздав молитвенное поклонение Комельскому преподобному, Великая княгиня продолжала прерванный путь. Войдя в храм, где почивал прп. Павел Обнорский, приложившись к кресту и приняв окропление водой, она проследовала к недавно пожалованной Их Императорскими Величествами освященной высокохудожественной раке угодника, где стояла в течение краткого молебна. По совершении его вологодский епископ Преосвященный Александр, сердечно поприветствовав царственную паломницу, преподнес ей св. икону прп. Павла в среброзлащенном окладе и цате, в стиле XV века, исполненную Оловянниковыми, предварительно освященную на раке чудотворца. До начала всенощного бдения Ее Высочество внимательно осмотрела новоосвященный храм (а утром Троицкий собор и Предтеченскую церковь), царскую раку прп. Павла и выразила желание прийти в рощу за рекой Нурмою, где некогда стояла убогая келья Павла Обнорского, выкопавшего здесь колодец, над которым были поставлены две скромные деревянные часовни. К шести часам, когда начался благовест ко всенощной, Великая княгиня вошла в храм и встала возле раки преподобного. По желанию Великой княгини всенощная совершалась как обычно, по уставу. И несмотря на то что служба продолжалась пять часов, Елисавета Феодоровна отстояла всю всенощную, отдыхая лишь во время чтения кафизм. «Глубокое молитвенное чувство, — писал автор статьи, — выражавшееся во всех движениях Царственной Паломницы, были красноречивым уроком и назиданием для всех присутствующих, как подобает в дому Божий жити» . В пять часов утра 1 августа царственная паломница в сопровождении преосв. Александра отбыла в бывшую Спасо-Нуромскую обитель, где почивал прп. Сергий Нуромский — ученик преподобного Сергия Радонежского, духовный отец, друг и собеседник прп. Павла Обнорского. После молитвы на Нурме Великая княгиня в 7 утра возвратилась в монастырь. Во время литургии священник обратился к Елисаве-те Феодоровне с проникновенным словом, где отметил, что она, чужая нам по происхождению, необыкновенно близка и дорога по духу святого православия, служа для верующих образцом высокого благочестия и неисчислимыми дарами милосердия. По окончании литургии начался крестный ход, в котором приняла участие Великая княгиня, неся в руках Корсунскую икону Богоматери. В память о посещении ею монастыря Елисавета Феодоровна принесла в дар на раку преподобного Павла шелковый покров красного цвета, оставив обители свой фотопортрет с дарственной надписью, а в иконно-книжной монастырской лавке на значительную сумму приобрела образки преподобного .

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

С разрешения Великой княгини весной 1912 года М.В. Нестеров начал показывать свою работу друзьям. В эти дни церковь посетило человек тридцать. Художник слышит много похвал, поздравлений, удивлений. Храм посетили В.Д. Поленов, В.М. Васнецов и другие художники, оставившие восторженные отзывы о росписи. Великую княгиню и великого художника роднило во время росписи особое чувство цвета. В отличие от Абастуманской, густо орнаментированной церкви, в Покровском храме орнаментов было мало. По согласованию с Великой княгиней роспись храма была задумана и осуществлена в светлых, пасхальных тонах. Основной фон росписи, как и в Абастумане, белый. Ему хотелось этим, как признавался художник, дать ощущение праздника, дать отдых душе. Строя роспись таким образом, М.В. Нестеров стремился найти свой собственный стиль, в котором воплотилась бы его вера, творческая сила, живая душа художника. Ему думалось, что в деле веры, религии, познания Духа Божия это было необходимо. Стиль — это его вера, стилизаторство же — это вера, но чья-то, за ней можно хорошо прятать отсутствие собственной веры. И до освящения храма, и после этого события Великую княгиню поздравляли государственные и общественные деятели, художники. Но поклонники В.М. Васнецова, сторонники строгого следования канону в росписи, не унимались, считая, что Покровский храм имел право расписывать только такой художник, как Виктор Васнецов. Хулители М.В. Нестерова собирались поднять против него самого Федора Дмитриевича Самарина, признанного знатока канона. Слово его в Москве было свято, суд нелицеприятен. Этой встречи опасались и Великая княгиня, и М.В. Нестеров. Федор Дмитриевич был тогда уже тяжело болен и не выезжал из дома. И все же, когда он почувствовал себя немного лучше, его уговорили и привезли в Покровский храм. На встречу с хулителями и Самариным Елисаве-та Феодоровна направилась одна, оберегая имя и покой художника. Через полчаса после вынесения приговора Ф.Д. Самариным Великая княгиня встретилась с М.В. Нестеровым в обительском саду.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, и Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. Это необычайное событие – единственное в истории Русской Православной Церкви. Святая княгиня с терпением и смирением перенесла и это посмертное испытание: чудеса у гроба праведницы продолжали совершаться, ее предстательством Кашин в 1812 году остался в стороне от нашествия французов и не раз избавлялся от различных эпидемий. Память преподобной не предавалась забвению, и в XIX веке в различных церковных изданиях: «Словаре историческом о русских святых», труде архимандрита Леонида Кавелина «Святая Русь» – имя благоверной княгини Анны Кашинской стояло в ряду местночтимых святых. Хотя церковная развенчанность благоверной княгини Анны длилась 230 лет, благодарная народная память хранила крепкую веру в предстательство пред Господом своей небесной покровительницы. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятий, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах, болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны. В «Чуде о пономаре именем Герасиме» сообщается, что в 1611 году в кашинской церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы было найдено погребение Анны Кашинской. Успенская церковь в то время сильно обветшала, церковный помост обвалился и разрушился; гроб Анны Кашинской, бывший под полом, оказался на поверхности. Однако жители города, не зная, чье это захоронение, относились к нему без должного благоговения: клали на гроб шапки и даже садились на него. В церкви пономарем служил некий Герасим, который был тяжело болен. В одну из ночей ему явилась Анна Кашинская, исцелила его и сказала: «И почто гроб мой ни во что же вменяете и мене презираете? И доколе тако быти ми от вас попираеме ногами?» Анна Кашинская повелела Герасиму рассказать о своем явлении настоятелю храма и зажечь свечу перед ее гробом у Нерукотворного Образа Спасителя. После этого у погребения Анны Кашинской стали происходить многочисленные чудеса и исцеления (до прославления святой было записано 41 чудо). Одно из чудес случилось с расслабленной Софией Гавреневой, постриженной в монашество с именем Феодосия в кашинском Сретенском монастыре. По ее просьбе в Успенской церкви у гроба Анны Кашинской был отслужен молебен празднику Успения Пресвятой Богородицы и лития, после чего инокиня исцелилась. В Кашин привозили больных из Твери, Углича, Переславля-Залесского, Новгорода и других мест. В 1645 году здесь побывал родственник царя Михаила Феодоровича боярин В.И. Стрешнев. Узнав о почитании Анны Кашинской, он подал челобитную царю о прославлении святой, но в 1647 году царь умер, не успев отдать распоряжений.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Москва. Церковь Иоанна Воина на Якиманке. Карта и ближайшие объекты Архитектура здания объединяет элементы стилей московского барокко с украинским барокко, и европейское влияние, распространённое в русской архитектуре во времена Петра. Архитектор остался неизвестным; сходство с Меншиковой башней предполагает работу Ивана Зарудного. Главное здание представляет собой традиционный московский восьмиугольник в квадрате (восьмерик на четверике), однако, в этом случае представлены два коаксиальных восьмиугольника, каждый венчает половину купола. Церковь святого Иоанна Воина на Якиманке: история, архитектура, почитаемые святыни, особенности месторасположения Церковь во имя святого мученика Иоанна Воина на Якиманке, «что в Малых Лужниках» (ошибочное название «Малые Лучники») расположена в очень живописной и интересной в историческом плане местности. Улица Большая Якиманка соединяет Якиманскую и Кадашевскую набережные Москвы-реки (Малый Каменный мост) с Калужской площадью. Этот район с Бабьегородским, Мароновским, Голутвинскими (и некоторыми другими) переулками, улицами - Большая Ордынка, Большая Полянка, Пятницкая, издревле назывался Замоскворечьем (замечательно красивая часть Москвы, что лежит за Москвой-рекой напротив Кремля). Название улицы «Якиманка» происходит от посвящения почитаемого храма во имя святых Богоотец Иоакима и Анны (1684-1686 годы), «что за Москвою рекою в Кадашеве, в Голутвинской слободе, у Патриаршего двора на Якиманке», расположенного в ее начале. Имя Иоаким в обиходной речи звучало как «Яким» или «Аким». Якиманкой улица стала называться на картах только с XVIII века, до этого она именовалась Большой Калужской. Определение месторасположения храма Иоанна Воина, «что в Малых Лужниках», происходит от урочища, простиравшегося от Большой Якиманки до самого берега Москвы-реки. Иногда в литературе встречается еще одно наименование церкви: «что у Калужских ворот». Оно происходит от ворот Земляного города, что были возведены в конце XVI века вместе с Земляным валом и вели на Калужскую площадь, которая находится в конце Якиманки

http://sobory.ru/article/?object=02242

Р.Б. Екатерину. Елену. † 5 фев. ст. ст. иерея Алексия, прот. Николая (Богородские) протоиерея Иоанна (Орлов, Борзово) убиенного младенца Иоанна, в г. Угличе, убит 25 июня 1663 года, по фамилии Чеполосов. Похоронен в церкви Предтечи память его 25 июня и 10 апреля день Ангела. Архимандрита Власия, Паисиев мон. Василий Богородский помер 29 окт. по ст. ст., а жена его Екатерина 9 ноября. Оба в один год. Инокиню Агриппину. инокиню Параскеву. Похоронена 10–23 янв. 1963 г. в г. Рыбинске. Померла в доме престарелых, в монастыре были обе просворни. Р.Б. Александру (Коптелову) Александру. 7 сент. 1961 г. Рабов Божиих: Александра. 13.11.1958 Иоанна, † 30 марта, память 7 января. Марии. † 30 августа, память 1 апреля. Николая. Екатерину. младенцев: Марии. Алексия. Бориса, Веры, Бориса, Антонины, отрока Александра. воина Николая. Алексия, Феклы, Фомы, Анны. девицу Параскеву, Анну. Илию, Наталию. Иоанна, Михаила. Василия. Феклы. Параскевы. Александра, Павла, Николая, Марии, младенца Веры. Феодора, Александры. Илию, Марии. Михаила, Евдокии. Илию, Екатерины. Иоанна, Любовь. Николая. Василия, Агриппину. Александру. Иоанна, Пелагию. Александра. воина Иоанна. Иоанна. †12 авг. 61 г. Феодора. Любови. Рабов Божиих: Татьяну, Анастасию, девицу Ольгу. девиц: Татианы, Клеопатры, Марии, Иулиании, Анастасии, Агапии. Натальи. Надежды. Рабов Божиих Иоанна, Зою. и их сродников, воина Романа. Помяни Господи девицу Веру и р.Б. Татиану, Анастасию. инокиню Параскеву. девицу Марию (бабушка Белякова) и р.Б. Феодора, Александры. Павла. Александра, Иоанна, Любовь, Татиану, Николая, Александру. Параскеву, воина Виктора. Марию, младенца Виктора. Татиану, Василия. Александру. Марию, отроковицу Валентину, Нину, девицу Елену. Марию, воинов: Димитрия, Николая, Мелании. Марии, Павлы. Иоанна, Евгении, Павлы. Лидии. Иоанна, Лидии, воина Николая. Иоанна, Марию, Александру. Елизавету: р.Б. Елизавету, Александру, Марию. Любовь. Марию, Сергия. Михаила, Екатерину: Марию. Веру. Наталию, девицу Анну. иеросхимонаха Феофила.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010