Церковное прославление благоверной княгини Анны и торжественное открытие ее мощей состоялось 12 июня 1650 года. В тот день святые мощи благоверной княгини Анны были перенесены из деревянного Успенского собора в древний каменный Воскресенский собор. На перенесение мощей иеромонах Епифаний Славинецкий составил службу. Тогда же было установлено общецерковное празднование два раза в год: 21 июля, в день обретения мощей, и 2 октября, в день кончины. Ныне память святой Анны празднуется также и 12 июня, в день перенесения мощей. Житие благоверной княгини Анны написано вскоре после ее прославления старцем Соловецкого монастыря Игнатием (впоследствии митрополит Сибирский). В 1677 году Патриарх Иоаким (1674–1690) и Собор упразднили празднование памяти благоверной княгини Анны в связи с обострением старообрядческого раскола, использовавшего ее имя в своих целях. Однако в народе почитание святой Анны не прекратилось. Память о святой поддерживалась чудесами от ее мощей. Во время воины 1812 года по молитвам благоверной княгини Анны Кашин был избавлен от разорения французами. Благодарные жители города в 1817 году перенесли святые мощи благоверной княгини Анны из древнего в новосооружаемый Воскресенский собор. В 1848 году во время холеры мор прекратился после крестного хода по городу с иконой святой Анны. К святым мощам приходило множество богомольцев из других губерний страны. В 1909 году, по многочисленным прошениям кашинцев, церковное почитание святой благоверной княгини Анны было восстановлено. Празднование приурочено к 12 июня, дню первого перенесения ее мощей. Ныне святые мощи почивают в храме в честь святых апостолов Петра и Павла в г. Кашине. Литература: Архангелов С., священник. Житие и чудеса святой благоверной великой княгини Анны Кашинской. СПб., 1909. Преподобнаго отца нашего Арсения, Коневскаго чудотворца НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Небесных радований причастника,/во славе святых Божественною славою озаряемаго,/всесветлаго светильника нашего,/Богомудраго Арсения,/на земли добродетельми просиявшаго,/наста днесь светлое торжество.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Есть следы родственников в Швеции. Будем, с Божией помощью, пытаться выйти на оставшихся в живых потомков. 20 июля 2005 году, когда мы с мужем были у могилы Анны в день ее упокоения, к могиле подошла женщина, как потом оказалось, родственница Веры Запеваловой, служанки Анны. Она пришла полить цветы на могиле своих родственников, в том числе и Веры. Промыслом Божиим могилы их рядом, на одной линии, хотя разница в годах смерти - 20 лет. Эта женщина и ее брат Паули Карасваара посещали Веру, знали и Анну. С тех пор мы общаемся с ними. У Паули Карасваара хранится кое-что из скудной обстановки их квартиры и предметов личного пользования, он же по нашей просьбе написал воспоминания о Вере. После смерти Анны ее архив хранился у Веры. Вера скончалась в доме престарелых русских людей, архив хранился на чердаке дома. После смерти Веры, через определенное время по причине его невостребованности, был уничтожен. В музее финской православной церкви города Куопио якобы хранится перстень Царицы Александры Феодоровны, данный Анне, когда их разлучали в Царском Селе и они обменялись кольцами. Сама я, к сожалению, там не была. На письменный запрос мы получили ответ, что архива Анны они не имеют. У нас есть печальная история по собиранию акварелей Анны. С упомянутым выше Йормой Охисало мы договорились делать совместную работу по собиранию фактов из жизни Анны в Финляндии. Он сказал, что жил недалеко от Анны и у него было две ее акварели, мы с мужем попросили его собрать и оставшиеся, так как живем в 70 км от Хельсинки. Предложили свой проект по их популяризации. Он собрал около 20 акварелей и осенью 2008 года организовал выставку в Успенском Соборе. Пока он, к сожалению, не выходит на связь с нами... - Архиепископ Арсений из Ново-Валаамского монастыря написал несколько глав о финском периоде жизни Анны Александровны. Он использовал при написании материала какие-то подлинные документы? - Во второй книге воспоминаний Анны Александровны на финском языке есть одна глава, написанные епископом Арсением о финском периоде жизни Анны Александровны «Новая Родина».

http://ruskline.ru/analitika/2009/07/14/...

Но несмотря на неблагодарность потомков, идея борьбы за Животворящий Крест, которая была осмыслена Мартиной и озвучена Ираклием перед солдатами во время персидской войны 623–628 годов, оставалась актуальной на протяжении трех веков непрерывных византийско-арабских войн, вплоть до Никифора II Фоки (962–969) и Иоанна I Цимисхия (969–976). Эта идея делала Константинопольскую империю в глазах германских королей и племен форпостом христианства на пути агрессивного магометанства. О присутствии крещеных германцев, готов-тетракситов, а также гепидов как в войсках предшественников Ираклия, так и в его собственной армии свидетельствует хотя бы тот факт, что незаконный сын императора, рожденный еще до брака с Мартиной, возможно, от готской женщины, носил готское имя Аталарих. Если бы готы не продолжали служить империи, причем служить с доблестью, Ираклий не стал бы называть своего отпрыска готским именем, а дал бы ему римское или греческое имя даже несмотря на привязанность к любимой женщине. Три столетия спустя германский император Оттон II (973–983) в своих обращениях к Василию II (976–1025) признавал его своим старшим братом. В эпоху Алексея I Комнина (1081–1118) идея первенства Константинополя в деле борьбы с сарацинами повлияла на идеологию англосаксов, скандинавов, норманнских и франкских рыцарей, служивших Византийской империи. Это обстоятельство может в некоторой степени служить обоснованием предположения Питера Франкопана о том, что проект Первого Крестового похода в действительности был рожден не под сводами Клермонского собора, а в портиках Влахернского дворца [Francopan 2012: 71-89]. Ибо не с колокольни Клермонского собора, а из окон Влахернского дворца маленькая принцесса Анна Комнина созерцала в марте 1091 году зарево пожарищ, зажженных печенегами вокруг константинопольских стен, которые успешно обороняли в августе 626 года от аваров и славян гвардейцы Ираклия и Мартины. Воспоминания Анны Комниной о рыцарях крестоносцах, которых она видела в детстве при дворе своего отца [Lilie 1987: 49-148], красноречиво свидетельствуют о том, как могла воспринимать готов и гепидов, служивших в армии Ираклия, императрица Мартина во время своего участия в персидской кампании на южном Кавказе.

http://bogoslov.ru/article/6192254

Ангелина 2018/04/19, 23:03:58 Дорогие Отцы и Братия, прошу ваших молитв к Пресвятой Богородице, Господу нашему Иисусу Христу и святому преподобному Сергию Радонежскому о прощении грехов, о здравии и спасени Алексия, Игоря, а так же об успешной сдаче экзамена Пелагеи, Ники. Во имя Отца и Сына и Святого духа. Аминь. р.Б.Ника 2018/04/05, 13:12:54 Дорогие Отцы и Братия, прошу ваших молитв к Пресвятой Богородице, Господу нашему Иисусу Христу и всем Архангелам о здравии Раисы. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. р.Б. Ника 2018/03/30, 21:40:47 Дорогие Отцы и Братия, прошу ваших молитв о здравии Галины, Иулии, Татианы, Олега, Татианы, Ольги, Георгия, Руслана. Спасибо за молитвы. Божией помощи, мира, здравия вам. р.Б. Ника 2018/03/30, 15:16:12 Отцы и Братия, прошу ваших молитв о ново преставленном рабе Божием Сергии. Во имя Отца и Сына и святого Духа. Аминь. р.Б. Ника 2018/03/29, 17:27:04 Дорогие Отцы и Братия, прошу ваших молитв к Пресвятой Богородице и святому целителю Пантелеимона о здравии болящей Ники, болящего отрока Димитрия, воина Виталия, воина Александра, воина Владислава, воина Эдуарда, воина Сергия, Павла, Димитрия, Иулии, Павла, Георгия, Константина, Ольги, младеницы Софии, Константина, Владимира и Господу Иисусу Христу Вседержителю о здравии Ники чтобы сдать завтра экзамен. Спасибо вам за молитвы. Божией помощи вам, мира, здравия. р.Б.Ника 2018/03/12, 13:44:04 Дорогие Отцы и Братия , прошу Вас помолиться о здравии и исцелении моего ребенка, у нее болен позвночник, помолитесь и обо мне о моем жен.здоровье, исцелении от оккульт.дара и порчи, помолитесь о рабе Божьем Марате (о его исцелении от порчи), чтобы у него и у меня пошли дела, помолитесь о том, чтобы я побыстрее сдала свой дом в аренду хорошему человеку и о том, чтобы мой дом очистился от всякой скверны, которую я очень сильно чувствую во время поста. Аминь. Ангелина 2018/02/23, 21:51:35 Дорогие Отцы и Братия, прошу Ваших молитв к Пресвятой Богородице, к Господу нашему Иисусу Христу и Всем Святым о прощении всех грехов, о здравии и спасении рабов Божиих Алексия, Ники, воина Виталия, отрока Димитрия, младенца Олега, отрока Виталия, Диниила, Мелании, Марины, Иулии, Димитрия, Павла, Анны, Павла, Георгия, Константина, Димитрия, Ольги, Константина, Владимира. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

http://isihazm.ru/1/?id=506&c_pid=1

До тех же пор, по словам Евтихия, они постились эту неделю не вполне, воздерживаясь только от мяса, а теперь обещались держать пост более строгий и не употреблять молока, сыра, яиц и рыбы. Но зарок не имел успеха и исполнялся недолго. Со смертию Ираклия о нем забыли, и дело пошло по-старому. Жители Сирии, Дамаска и вообще мельхиты возвратились к прежнему своему обычаю и даже в середу и пятницу, пропостившись до 9-го часа, разрешали на сыр и яйца. Только конты, по словам хроники, остались при своем прежнем обычае и проводили эту неделю в строгом посте. Вот вкоротке содержание рассказа, записанного в Александрийской хронике Евтихия. Из него следует, что у православных сирийцев (мельхитов) до Ираклия неделя, предшествующая Четыредесятнице, считалась полупостною и разрешалось только на сыр и яйца, между тем как конты и вообще монофизиты проводили ее в строгом посте наравне с другими неделями Четыредесятницы, в смысле восьмой недели Великого поста. Мельхиты присоединились было к этому обычаю по особенному обстоятельству, но держались его только при жизни императора Ираклия, а потом возвратились к своему прежнему образу действий, мотивируя свой отказ тем, что Ираклий принадлежал к секте маронитов, «от которой да сохранит нас Бог» 21 . принадлежности Ираклия к этой секте говорят большая часть византийских писателей, и это обстоятельство положило темное пятно на его церковную репутацию, стоявшую так высоко благодаря его победе над Хозроем и освобождению Иерусалима и Креста Христова. Рассказ Евтихия составлен в интересах православной стороны и отдает предпочтение тому способу провождения сырной Недели, какой был принят у мельхитов. Произошло было временное его нарушение благодаря влиянию императора-маронита, но оно продолжалось недолго, и с его смертью снова наступило разобщение в этом отношении между сектантами и православными 22 . Выражением воззрения последних может служить вышеприведенное письмо о святых постах, правило Никифора Исповедника и постановления древних уставов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

«Ο Трех главах» (544 г.). Необходимость вселенского собора. V Bceлehckuй собор (553 г.). Оригенизм и Ориген. Вопрос о принятии V Bceлehckoro собора на западе. Волнения и расколы на западе из-за V Bceлehckoro Собора. Церковно-государственная система Юстиниана. Строительство Юстиниана. Внутренние движения в монофизитстве, разделявшие его. Тритеистские споры. Политическая рама церковных событий от Юcmuhuaha I до Ираклия (610-641 гг.). Спор о титуле «вселенский». Отход от православия по националистическим мотивам. Отпадение Армении. Армения от Юстиниана до Ираклия (565-610 гг.). Церкви сирского языка в персии. Персидские (халдейские) христиане (поздние несториане). Яковиты. Копты. Яковиты в Персии. Религиозная политика Ираклия. (Так называемые унии. Начало монофелитства). Воссоединение части армянской церкви (630-632 гг.). Воссоединение сирских яковитов (630 г.). Воссоединение александрийских монофизитов (632 г.). Еретичество папы Гонория. «Эктезис». Ислам. Преемники Ираклия. Положение в Египте. Реабилитация Рима. Папа Uoahh IV. Отношение к монофелитству на западе. Св. Максим Исповедник. Типос (648 г.). Πапа Mapmuh I и Латеранский собор 649 г. Суд над преподобным Максимом Исповедником. Конец Консты (668 г.). Дипломатические отношения между Римом и Константинополем. Константин Погонат (668-685 гг.).   VI Bceлehckuй собор (680-681гг.) . Окончание собора 680-681 гг. Монофелитство после VI Bceлehckoro собора. Последние Ираклиды. (Политическая обстановка). Дела церковные, «пято-шестой» или Трулльский собор 691-692 гг. Каноны Трулльского собора и Римская церковь. Рецидив монофелитства. Установившееся отношение Рима к Трулльскому собору. Марониты. Отношения с армянской церковью во время монофелитских смут.   VII Bceлehckuй собор 787 г . Иконоборчество. Начало иконоборчества при Льве Исавре (717-741 гг.). Обострение конфликта с западом. Константин V (741-775 гг.). Иконоборческий собор 754 г. Константиново гонение. Защита икон вне империи. На Западе. Император Лeb IV Хазар (775-780 гг.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Сведения о дальнейшем пути Ираклия сохранил тот же Ованнес Мамиконьяц. «Когда император прибыл в город Ерез, церковнослужитель ночью отрезал большую часть (животворящего древа) и хотел было бежать. Но кто-то узнал об этом и довел до сведения государя. У виновного отобрали часть и отрезали ему голову. Отправившись в путь вместе с войском, император прибыл в Кесарию и дал (ту) часть патриарху кесарийскому именем Иоанну, а сам отправился в царствующий град Константинополь 43 . В том же году прибыл в Кесарию Бахан Камсаракан и дал патриарху Иоанну 36000 дахеканов 44 и, получив от него (тот) крест, принес его в глакский монастырь св. Предтечи и положил его в напрестольный ковчег. И оставался он там шесть лет».  Карин – Эрзерум      φ+39°54. 53            λ+41°16. " 42  Greenwich. Ерез – Эрзингьян     φ+39°42». 5             λ+39°27. 7            «       » Кесария – Кайсарийя  φ+38°42».           λ+35°27».            «       » Вероятно, из Кесарии каппадокийской император отправил животворящее древо в Константинополь. Сохраненная Никифором 45 дата этого события: «второй индикт» (окончившийся 31 августа 629 г.) вполне согласна, таким образом, с другими известиями. Лето 629 г. Ираклий проводит еще на востоке. Пресвитер Фома сообщает об этом следующее 46 : «И в 940 году [селевкидов] выступили персы из Александрии и всех городов Сирии в месяце хзиране [в июне 629 г.], Божиим повелением, не силою человеческою». «И во дни Ираклия в 640 году Александра в хзиране ночью было сильное землетрясение. В том же году в тамузе [в июле 629 г.] встретились (congressi sunt) друг с другом Ираклий, царь ромэев, и Шахрвараз, патрикий персидский, в одной клисуре (QLISVRA) на севере – ее имя ραβισσς [ ] Τριπταμος – и говорили там друг с другом о мире, и решено между ними, чтобы границею был Евфрат, и так они заключили мир друг с другом 47 . И построили там церковь и нарекли ей имя ΕΙΡΗΝΗ " 48 . Таким образом, лишь в июле 629 г. мир с персами был ратификован. До сих пор дело не выходило из стадии предварительных переговоров. Лишь теперь открылась для Ираклия возможность возвратиться в Константинополь и отпраздновать здесь свои триумфы, упроченные в Арависсе 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

После этого позорного отступления весь Египет оказался в руках восставших. Несмотря на молодость, Никита в дальнейшем продемонстрировал зрелость ума и умение проникать в существо проблем. Желая привлечь к себе местное население, он освободил на 3 года всех граждан Египта от налогов, а также коренным образом изменил вероисповедальную политику. Заинтересованный в добрых отношениях с Римским престолом, Фока проводил жёсткую линию против монофизитов. Никита, напротив, занял примирительную позицию, чем снискал доброе имя среди антихалкидонитов. После этой крупной стратегической победы на сцену выступил уже сын экзарха Африки, его тёзка Ираклий 547 . При помощи отца и друзей он организовал морскую экспедицию из Карфагена, причём на флагмане флота находился киот Богородицы, а на реях красовались Её изображения. Тем самым Ираклий показал всем, что Пресвятая Богородица является охранительницей их похода. Флот продвигался к столице медленно – Ираклий делал частые остановки на островах, где вступал в переговоры с представителями партий, чтобы заручиться их поддержкой. Но и это время Фока не сумел использовать для организации обороны – скорее всего, от него зримо отвернулись все те, кто вчера радостно рукоплескал узурпатору. Единственное, на что оказался способен Фока, так это заключить мать и невесту Ираклия в монастырь «Нового раскаяния», возведённого некогда императрицей св. Феодорой. Он хотел иметь у себя заложников, но Ираклия это не остановило. В конце сентября 610 г. Ираклий вступил в Дарданеллы и сделал остановку в городе Абидосе. Там к нему присоединились представители столичной знати, кто успел укрыться от террора Фоки. Бездействие томило Фоку, и он послал своего брата Доменциола на Длинные стены, но когда тот узнал о прибытии Ираклия в Абидос, то вернулся в столицу. Приск, на которого так надеялся узурпатор, лежал, сказавшись больным, во Влахернском храме, где его охраняла личная дружина. А вскоре прасины, пользуясь отсутствием войск в столице, изменив Фоке, освободили из заточения мать и невесту молодого полководца и доставили их к нему 548 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это будущее было сокрыто от взоров Ираклия. Он скончался в тревожном опасении за последствия созданных им семейных отношений. Он хотел оставить царство в наследие двум сыновьям-соправителям и своей супруге; но уже при жизни он имел достаточно поводов опасаться за то, что его желание не осуществится и по его смерти не останется в силе задуманная им новая форма организации верховной власти в старой империи, имевшей свои сложившиеся с давних пор традиции. 1 В нашем издании все дополнительные примечания внесены в текст как подстрочные. (Прим. Издателя). 85 Правильность этого сообщения Никифора (5, 10–13) подтверждается свидетельством письма сената к Хосрову от 615 года. С hr оп. Pasch. 708, 5–9. 88 Ib. 702 – ε γρ κα μ προσλϑεν π δρου λλ’ ον κριϑη λογισϑεναι ες πατεαν. – Консулат Ираклия считался с 14 января. 91 Constan. Porphyrog.De cer. II, 19, p. 630. – Описание выхода на ипподром 4 января 639 года. 93 Theoph. Sim.8, 12, 12; Theoph. 300, 4–6. – Это расследование, по правдоподобной догадке Бейнза , случилось в 613 году. 94 Jean de Nik.c. 110, p. 552. – О потоплении сокровищ знали и на далеком Западе, как видно из заметки по этому поводу у Фредегара , Hist. Franc. 4, 63 (потопление сокровищ упомянуто, как свидетельство безумства Фоки, за что и восстало против него население). 97 Свидетельство одного папируса позволяет утверждать, что Никита не носил титула августала, а именовался патрицием и его имя, наряду с именем императора, стояло в тексте присяги. – Cantarelli. Bull, de la Soc. Arch. d " Alex., 1912. 14 – Byz. Zeits. XX, 267. 98 Себеос.гл. 24, стр. 87, – упоминает о посольстве Ираклия к Хосрову в первый год правления, приводит надменный ответ Хосрова и сообщает, что, приняв дары, Хосров казнил послов. То же сведение воспроизведено у Михаила Сирийца, XI, 1, р. 400. Theoph.300, 20. – Бейнз в своем исследовании The military operations of the Emperor Heraclius, стр. 26 – считает возможным утверждать, что дальнейшие успехи Шахрбараза в этом году были задержаны Никитой, выступившим против него из Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Со времен походов Аттилы империя не стояла так близко к краю гибели. Ираклий оказался именно тем правителем, который, словно deus ex machina, явился и твердой рукой удержал государство от полного развала. Благодаря действиям этого не только разумного реформатора, но и умелого полководца, держава отстояла себя от нашествий персов. Однако трагичность правления Ираклия состояла как раз в том, что еще при его жизни с таким трудом отвоеванные земли в течение каких-нибудь шести лет покорились куда более могущественному завоевателю, имя которому – ислам ... Восток был объят пожаром войны, а жизнь семьи императора в Константинополе шла своим чередом. 7 июня 611г. Ираклий отпраздновал рождение дочери Августины, а 3 мая 612 г. – сына, Ираклия-Константина. Спустя одиннадцать дней василевс овдовел – императрица Евдокия, страдавшая эпилепсией, умерла. Через три месяца он женился вторично, но неудачный выбор Ираклия принес державе много проблем и горя, особенно после его смерти: его супругой стала племянница Мартина, дочь сестры Марии. Многие расценивали этот брак как кровосмесительный и преступный, а неприятности государства считали божьей карой за грех монарха. В октябре 612 г. Ираклий венчал на царство дочь, а 25 декабря, в день Рождества – сына, объявив заодно и о его помолвке с дочерью Никиты, Григорией. Расстройство казны вынудило Ираклия пойти на грабительскую перечеканку денег: в 615 г. содержание золота в монете было снижено наполовину. Взамен единого финансового ведомства стали создаваться канцелярии логофетов, ведавшие различными поступлениями в казну. С 616 г. начался новый этап потрясений для страны и ее правителя – персы принялись завоевывать Египет, главную житницу империи. Раздираемый междуусобными смутами, он покорился им достаточно быстро – через два года пала Александрия, Никита (ум. ок. 629) стал экзархом Африки. В столице начались голод и мор, а василевс отменил даже раздачи государственного хлеба – его попросту неоткуда было взять. Неважно обстояли дела и на Западе.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010