16 . Мч. Лонгина сотника, иже при кресте Господни. 17 . Прор. Осии, прмч. Андрея Критского , св. Лазаря четверодневного; мчч. безсребренников Космы и Дамиана и братий их мучеников: Леонтия, Анфима и Евтропия. 18 . Св. ап. и ев. Луки; мч. Марина, прп. Иулиана пустынника. Св. ап. и ев. Лука был первый иконописец и по преданию написал иконы Божией Матери Владимирскую, Смоленскую и Иерусалимскую. 19 . Св. прор. Иоиля; мч. Уара и с ним седми учителей христианских; блж. Клеопатры и сына ее Иоанна; прп. Иоанна Рыльского, сщмч. Садока, еп. Персидского, и с ним 128 мчч. 20 . Вкмч. Артемия, св. прав. Артемия Веркольского. 21 . Прп. Илариона Великого; перенесение мощей прп. Илариона, еп. Меглинского; мчч.: Дасия, Гаия и Зотика. Восшествие на престол Государя Императора Николая Александровича . 22 . Св. равноап. Аверкия, еп. Иерапольского; свв. седми отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина и Иоанна; мчч.: Александра еп., Ираклия воина и 4 жен: Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии; иконы Пресв. Богородицы Казанская. Раскольники-безпоповцы утверждают, что св. мч. Гликерия (II или III в.) ни разу в жизни не причащалась св. тайн, так как в житии ее об этом не говорится; но в житии ее, а равно и многих других св. угодников умолчано и о крещении их: неужели следует отсюда что она не крестилась? «Ей вси убо крестишася и вси причащахуся. Но сего ряди списателие молчаша о сем, ведяще, яко не нужно есть о сих писати, еже вси человеци ведят, яко не мощно есть христианину именоватися, аще не будет крещен или не причащается св. Христовых тайн» (Иос. Волоц. сл. II о иноч. жит. ст. 495). 23 . Св. ап. Иакова, брата Господня; перенесение честных мощей св. Иакова Боровицкого, Новгород. чудотв.; свт. Игнатия, патр. Цареградского. Предание утверждает, что св. ап. Иаков, по повелению Господа, был поставлен апостолами во епископа Иерусалимской церкви. 24 . Мч. Арефы и иже с ним (4252 челов.); мц. Синклитикии и двух дщерей ее; блж. Елезвоя, свт. Афанасия, патр. Цареградского; прп. Арефы Печерского; иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радости.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

В Тырнов, при царе Болгарском Калоиоанне, младшем брате Асеня, в 12 веке. Пролог. Есть служба. Свв. мучч. Дасия, Гаия и Зотика. После мук утоплены неверными, в Никомидии, за ниспровержение идолов. Пролог. Мес. В. Март. Р. 22 Св. равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского. Святительствовал в Иераполе (Фриг.), и славился чудотворениями при Марке Антонине Философе (161–180). Чет. Минея от Метафраста. (Or. Chr. I. col. 833. Vita Metaphr. latine apud Surium 22 oct. graece in Boissonadii Anecdotis. Paris. 1833. V. 462. Acto SS. febr. III. 720. Fabr. VII. 158). Март. P. В службе канон Иосифа. Св в . се ми отроков, и же в о Е д есе, Максимилиана, Иам в лиха, Марти н иана, Дионисия, Антонина, Кон стантина и Иоанна. См. 4 авг. В нынешний день воспоминается их преставление. Есть служба. Свв. мучч. Александра епископа, и Ираклия воина, и четырех жен, Анны, Елисавефы, Феодотии и Гликерии. Скончались от меча. Пролог. Март. Р. Мес. В. Празднество Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, чудотворной ради Ее иконы, нарицаемой Казанская, за избавление царствующего града Москвы от Литвы. В 1612 году. Пролог. В службе два канона: Одигитрии, иеромонаха Игнатия и празднику. См. 8 июля. 23 Св. апостола Иакова, брата Господня по плоти. Первый епископ Иерусалимский. Свергнут Иудеями с крыла церковного и побиен камнями, после 30 летнего управления церковью. Чет. Минея. (Act SS. I maii. Or. Chr. III col. 139). В соборе 70 апп. 4 янв., с Иосифом обручником и Давидом царем, в неделю по Р. Христову. 26 дек. В службе канон Феофила. Св. Игнатия, патриарха Константина града Сын царя Михаила Рангавея, преемник св. Мефодия; рукоположен в патриархи в 847 году. В 858, по наветам Барды, низведен с престола и сослан в заточение на остров Тсревинф. В 867 г. сент. 25. Василий Македонянин возвратил ему патриаршество. Пас Христову церковь до 878 года. Пролог. (Or. Chr. I. col. 215–247. Vita auct. Niceia paphlagoue exstat in Conciliorum collect. Harduini. V. 943). Март. Р. Мес. В. Св . блаженного Иакова , Боровицкого чудотворца .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

один из значительных городов Болгарии, в древности бывший даже столицею. < >< back 1) > < >< back 2) > Память святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского с 161 по 180 г. богатый город в Фригии, области Малой Азии считались от восхода солнца так, что 9-й час соответствовал нашему 3 часу пополуночи. деньми — так называется Первое Лицо Св. Троицы. Наименование это употреблено пророком Даниилом при описании одного из таинственных его видений в Вавилоне: «видел я, наконец, — говорит св. пророк, — что поставлены были престолы и воссел Ветхий деньми». лица, управлявшие провинциями Римского государства. место конских скачек и состязаний в езде на колесницах. занимали области Азии, лежавшие между Евфратом и горными странами на Инде. Парфяне были кочевниками и в позднейшее время не утратили этого характера, отличаясь во всех войнах, как превосходные и храбрые всадники, в совершенстве владевшие стрелой и копьем. Война о парфянами была счастливо окончена в 165 г. Луцием Вером. один из городов Сирии. еретики II века, признававшие два начала: благого Бога и материю, находящуюся под владычеством диавола, или лукавого существа, вечного и злого. или Низибида — большой и многолюдный город провинции Мигдонии, в Месопотамии. юго-восточная береговая страна Малой Азии. область Малой Азии. или Синнады, город на севере Фригии, близ горной цепи, где находились знаменитые Синнадские мраморные ломки. Ныне развалины близ Ескикари — Гассаф. около 167 года. Память святых мучеников Александра епископа, Ираклия воина и четырех жен: Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии пострадали в Адрианополе в III веке. Память преподобных Феодора и Павла Ростовских, основателей Борисоглебского монастыря основу изложения положена здесь «Повесть о Борисоглебском монастыре от коликих лет и како бысть его начало, еже исперва от древних старец слышахом и мало писания обретохом», написанная в XVI веке в самом Борисоглебском монастыре и сохранившаяся в рукописи XVI-ro века в библиотеке Троице-Сергиевой лавры, в сборнике за 782. — Борисоглебский второклассный монастырь существует и теперь и находится в Ярославской губернии в Ростовском уезде в 18 верстах от Ростова по дороге (теперь шоссейной) из Ростова в Углич, на реке Устье, которая, соединившись в девяти верстах от Ростова с вытекающею из Ростовского озера рекою Версою, образует реку Которость, впадающую в Волгу в г. Ярославле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Остальные годы жизни своей святой Аверкий провел в преподобии и правде, разумно управляя своею паствою. О своей кончине он был извещен заранее: в видении ему явился Господь и сказал: — Аверкий, уже приблизилось время почить тебе от трудов твоих. После сего Аверкий собрал всю свою паству и, возвестив, что скоро окончится жизнь его, стал по обычаю поучать всех, умоляя слушателей своих, чтобы они всегда были непоколебимы в вере, не отчаивались в надежде и нелицемерно любили друг друга. Затем, приготовив себе гроб и подав всем в последний раз свое пастырское благословение, он предал Господу святую свою душу. Так окончил свое земное поприще святой равноапостольный Аверкий на 73 году жизни [ 14 ]. Оплакав его, жители Иераполя благоговейно погребли его честное тело и возложили с большим трудом на могилу святого тот камень, который некогда повелением святого принесен был из Рима. И по молитвам святого много подавалось исцелений, как от его гроба, так и от источника теплых вод, изведенного его молитвами, коими и нам Господь да подаст Свою милость во веки. Аминь.   Кондак, глас 8: Яко священника превеликаго, и апостолов совсельника, церковь почитает тя вся верных, Аверкие: юже твоими молитвами соблюдай блаженне, непобедиму и необуреваему от всякия ереси, и нескверну, яко приснопамятный. Память святых мучеников Александра епископа, Ираклия воина и четырех жен: Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии Святой Александр многих обратил и крестил в веру Христову. Он был взят игемоном и, понуждаемый принести жертву идолам, претерпел много мучений, но не повиновался. Видя его терпение, воин Ираклий уверовал во Христа и, после жестоких мучений, был усечен мечем. Святой же Александр, благодатью Божиею, был внезапно исцелен от ран. После того он обратил ко Христу четырех женщин: Анну, Елисавету, Феодотию и Гликерию, которые также предстали пред игемоном и за обличение суетности идолов были усечены мечом. После всех скончался от усечения же мечом и святой Александр и предал свою святую и блаженную душу Господу [ 1 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Син. 1. Вас. и все с X в. (кроме Кап.). М. Р. Канон Иосифа. Стихира I. монаха. Служба. (Остр. Охр. 20 окт. Екл. 4 дек. Остр. и Охр. еще 5 дек. LXI февр. 26.). Свв. седми отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина и Иоанна . Петр. Мст. Гр. 111. Кондакарь XIII в. У. 1298. М. 424. Соф. М. XV в. Служба. Канон Иосифа по Гр. М. 446, что и у нас. В Греч. печ. Мин. канон Иосифа другой. Сн. 4 авг. Свв. мучч. Александра епископа и Ираклия воина и четырех жен Анны, Елисавефы, Феодотии и Гликерии в Адрианополе. Вас. Остр. Сирл. М. Р. В Екл. и Охр. одного Ираклия 51 окт. 21. Неап. 31 окт. Ираклия Филим. 24 окт. Анны, Елисавефы и других. Екл. 1295 окт. 8. Остр. втор. 239. Сирм. Мед. Маз. 9 октяб. 878 окт. 10. Муч. Гликерии см. 24 окт. Пострадали ок. 2–3 в. по Болландистам Oct. IX. 520). Праздник иконе пресв. Богородицы Казанской избавления ради от ляхов в 1612 г. Св. 1646. Пролог. Канон Игнатия, после митрополита никейского. Служба (сн. 8 июля). II. Муч. Захарии в море. 1429. (По Никодиму отличен от Захарии 21 окт. Правда стихи разные и сей не преподобномученик, но кончина одна?) Св. Руфа в мире. 1429. См. об нем Достопам. сказ., Рай Ираклида и у Никодима. Пр. Лота , в IV в. в Египте. 1429 (1295 ноябр. 26. См. Рай Ираклида и у Никод. Сн. 27 янв. опр. Петре). III. Препп. Феодора и Павла ростовских. Основатели Борисоглебского монастыря на р. Устье. Св. Феодор † 1409 г. 22 окт. Вскоре после него умер и св. Павел, основавший еще ковженский монастырь в 40 верстах от Белозерска при впадении Ковжи в Белоозеро. 209. В службе Григория Сузд. (Погод. 21 окт. Филим. 8 окт.). IV. Св. Богородицы . Остр. Зогр. 2. Обновление св. Захарии . Ев. 1355. В Миросл. ныне муч. Захарии иерея. Вероятно, отец Иоанна Крестителя. (5 сент. и 23 окт.). V. Св. ап. Иакова . Охр. Ев. 1355 (23 окт.). Иже во св. о. н. Игнатия . Муз. 13. (23 окт.). Свв. бессребреников. Неап. Сим. 1. (17 окт.). Св. Анастасия в Салоне. Антон. (25 окт.). Пр. Иоанна рыльсого. НПодл. Строг. (19 окт.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Прочие страны Израиль. Иерусалим - Масличная гора. Успения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Иоакима и Анны) Палестина. Иудейская пустыня, Вади Кедрон. Часовня Иоакима и Анны и третья келья Саввы Освященного (координаты не указаны) Псковская область Псков, город. Псков. Иоакима и Анны на Полонище, церковь Республика Башкортостан Баймакский район. Баймак. Иоакима и Анны, часовня Республика Мордовия Зубово-Полянский район. Ясная Поляна. Иоакима и Анны, церковь Республика Татарстан Лаишевский район. Верхние Кармачи. Церковь Иоакима и Анны Ростовская область Ростов-на-Дону, город. Ростов-на-Дону. Иоакима и Анны, церковь Румыния Яссы. Рэзбоени. Иоакима и Анны, церковь Долж. Крайова. Иоакима и Анны и Харалампия, церковь Рязанская область Рязанский район. Борисково. Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Иоакима и Анны) Рязань, город. Рязань. Бориса и Глеба, собор (с приделом Иоакима и Анны) Рязань, город. Рязань. Иоакима и Анны, крестильный храм Шиловский район. Заполье. Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Иоакима и Анны) Скопинский район и г. Скопин. Клекотки. Воздвижения Креста Господня, церковь (с приделом Иоакима и Анны) Самарская область Самара, город. Самара. Иоакима и Анны на Стара-Загоре, церковь Самара, город. Самара. Иоакима и Анны при бывшем Первом городском шестиклассном училище, домовая церковь Саратовская область Балаковский район. Наумовка. Казанской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Иоакима и Анны) Саратов, город. Саратов. Спасо-Преображенский мужской монастырь. Церковь Иоакима и Анны Свердловская область Верхняя Пышма (ГО Верхняя Пышма и ГО Среднеуральск). Верхняя Пышма. Иоакима и Анны, церковь Сербия Моравичский округ. Прелина. Иоакима и Анны, собор Рашский округ. Брезова. Студеницкий Успенский монастырь. Церковь Иоакима и Анны Смоленская область Вяземский район. Вязьма. Параскевы Пятницы, церковь (с приделом Иоакима и Анны) Смоленский район. Буценино. Иоакима и Анны, церковь Ставропольский край Ставрополь, город. Ставрополь. Иоакима и Анны при Краевом перинатальном центре, церковь

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=34

Его «власть» признана несколько поздно: когда сам Георгий уже «состарелся». И сам патриарх (liqa-pâpâs) оставил за ним его полномочия по возвращении своем (если под «патриархом» разуметь Кира), или же в свою очередь признал его полномочия (если под «патриархом» разумеется Пирр константинопольский 72 . Но мотив, которым руководствуется в своих отношениях к Георгию «Анастасий господин», выражен довольно своеобразно: «Ибо он [конечно Георгий] получил назначение [на кафедру александрийскую] от Ираклия нового». В хронике, рр. 459. 215. 216, «Ираклием новым» (hrqâl hadis) два раза назван несомненно Ираклий II «Ираклона». Но едва ли можно сомневаться и в том, что на александрийскую кафедру Георгия назначил не Ираклона. Предполагать, что вместо «Ираклия нового» в хронике следует читать: «Ираклия старшего», было бы тем более ненаучно, что нет никаких оснований видеть в Анастасии поклонника Ираклия I. Но припомним, что император Константин назывался " Ηρκλειος Νος Κωνσταντνος. Иоанн может быть пользовался александрийскою официальною записью о назначении Георгия и – введен в заблуждение 73 полным именем назначившего императора. В 501 г. римский клир и сенаторы, во время пререканий между антипапами Симмахом и Лаврентием, просили короля остготского Теодориха – в виду предстоящих пасхальных празднеств назначить в Рим епископа-визитатора 74 . С подобною же просьбою, может быть, обратились к августу Константину и александрийцы, когда им стало известно, что папа Кир уже сослан, – сослан, разумеется, без церковного суда, без низложения с кафедры. Георгий, πρην александрийский, был словно создан для того, чтобы выручить правительство из затруднения, в какое ставила его не вдовствующая кафедра св. евангелиста Марка, оказавшаяся без патриарха. Если бы Кира постигла опала не пред самою смертью Ираклия I, а годом или двумя ранее, то конечно Георгий получил бы назначение еще от Ираклия I, не от «Ираклия Нового Константина». И если Анастасий господин действительно ради «Ираклия нового» чтил Георгия, это показывает только, что praefectus augustalis Aegypti охотнее поклонялся светилу восходящему, чем заходящему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Том I Том II Содержание Предисловие Источники и научная литература Фока Начало правления. Дела на Востоке. Заговоры в столице. Успехи Хосрова и их последствия. Отношения Фоки к Италии Бунт ираклия и низвержение Фоки Ираклий Первое десятилетие правления Ираклия. Избрание на царство. Династический принцип верховной власти. Общее состояние государства и правительства Успехи персов в войне с империей. Завоевание Сирии и Палестины. Судьба Иерусалима. Посольство к Хосрову от сената. Деятельность Никиты в Египте. Завоевание Египта персами Дела в Испании и Италии Водворение славян на балканском полуострове. Авары. Эпизод 617 года. Мир с аварским ханом Первая кампания Ираклия против персов Приготовление Ираклия к походу. Переезд в Пилы. Подготовка армии. Встреча с персами. Отъезд в столицу. Возвращение к армии. Вторжение в Атропатену. Отступление в Албанию. характер войны в течение 624 года. Вытеснение Ираклия в малую азию Осада Константинополя аварами. Поражение Шахина. Ослабление аварской державы Вторая экспедиция Ираклия против персов Хазары. Вторжение Ираклия в Ассирию. Битва при Ниневии и дальнейшие успехи Ираклия. Заговор против Хосрова и его низвержение. Широе и его сношения с Ираклием. Шахрбараз и его измена Хосрову. Свидание в Арависсе и его последствия. Возвращение ираклия в Константинополь Возвращение Креста Господня в Иерусалим. Дела в Персии Церковные дела Усиление монофизитской церкви на Востоке под владычеством персов. Начало монофелитства. Политические и церковные отношения в Армении. Попытка унии, осуществленная Ираклием в Сирии. ДЕла в Персии и посольство Ишояба. Собор в Феодосиополе. Уния в Египте. Софроний. Издание Эктесиса. Дела в Риме. Протест папы Иоанна против Эктесиса Арабы и их завоевания Арабы до Мухаммада. Ислам. Вторжение арабов в Сирию. Ираклий в Эдессе. Указ о крещении иудеев. битвы при Габифе и на Ярмуке. Дальнейшие успехи арабов. Завоевание Персии. Вторжение арабов в египет и его покорение Последние годы жизни Ираклия и его кончина Константин, Мартина и Ираклий младший События в столице и дела в Египте Констант (Константин) События в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Феофан сохранил в своем повествовании описание религиозных практик Ираклия и его речи, адресованные солдатам в период персидских походов 623–628 годов. Пауль Шпек датировал источники Феофана, повествующие о событиях войны Ираклия с персами, концом правления Ираклия, примерно 630-ми годами, и при этом утверждал, что при описании событий правления Фоки Феофан опирался на некий неизвестный источник, которым пользовался также секретарь Ираклия Феофилакт Симокатта [Speck 1993: 226-229; Greatrex, Lieu 2002: II 297]. Но в рассказе Феофана о походах Ираклия основным источником хрониста был современник этого императора, греческий диакон и поэт Георгий Писида. Это обстоятельство позволяет нам признать подлинность речей, отражающих религиозно-политическую программу императора Ираклия. В этих речах Ираклий говорил о том, что римская армия идет защищать поруганные церкви, мстить за истинного Бога и за растление священных дев, освобождать Крест Христов. Ираклий приказал своему конвою возить вместо знамени (лабарума Константина?) Мандилион, икону Нерукотворного Спаса, и шел в бой вместе с иконой. Георгий Писида пишет: «Он [Ираклий] взял тот божественный и почитаемый образ с изображением неописуемого, который не описывали руки человеческие, но который в неписанной иконе отобразило все образующее и формирующее Слово, которое, как известно, зачато без семени. Ибо нужно, чтобы некогда зачатое без семени в дальнейшем было запечатлено без кисти, дабы посредством как того, так и другого твердо сохранялась вера в вочеловечение воплотившегося Слова в опровержение заблуждения фантазиастов. Доверяя всецело этому богописанному образу, Ираклий посвятил Богу начало военной кампании» (λαβν δ τν θεαν τε κα σεβσμιον μορφν κενην τς γραφς τς γρφου, ν χερες οκ γραψαν, λλ " ν εκνι πντα μορφν κα διαπλττων Λγος νευ γραφς μρφωσιν, ς νευ σπορς κησιν ατς, ς πσταται, φρει· χρν γρ ατν, ς ττε σπορς δχα, οτω τυποσθαι κα πλιν γραφς νευ, πως δι " μφον το Λγου μορφουμνου μνοι τ πιστν τς νανθρωπσεως, τν Φαντασιαστν ξελγχον τν πλνην, τοτ πεποιθς τ θεογρφ τπ, θεαν παρχν τν γνων εργσω) (Giorgio di Pisidia 1959: 91 (Pers. I. 139).

http://bogoslov.ru/article/6192254

Лит.: Бутков П. Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 г. по 1803 г. СПб., 1869. Ч. 1. С. 228-339; Гарсеванишвили А. Царь Ираклий II как военачальник: Ист. монография. Кутаиси, 1889. (Опыт; Кн. 1) (на груз. яз.); Джанашвили М. Царь Ираклий. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); Перадзе И. Грузинский царь Ираклий II и его молитва//ДВГЭ. 1898. 2. С. 1-3; Натроев А. Мцхет и его собор Свэти-Цховели: Ист.-археол. описание. Тифлис, 1900. С. 219-220, 322; Чичинадзе З. Крестьяне - герои Ираклия. Батум, 1902 (на груз. яз.); он же. Плач по поводу кончины груз. царя Ираклия/Ред.: Н. Канделаки. Тбилиси, 1957 (на груз. яз.); Иоселиани П. Жизнь Георгия XIII. Тифлис, 1936 (на груз. яз.); Кикодзе Г. Ираклий Второй. Тбилиси, 1941, 19472 (на груз. яз.); он же. То же/Пер. с груз. яз.: А. Зардиашвили. Тбилиси, 1945, 19482; он же. Войны царя Ираклия. Тбилиси, 1943 (на груз. яз.); Макалатия С. Героизм и самопожертвование Ираклия Второго. Тбилиси, 1942 (на груз. яз.); Сихарулидзе К. Борьба грузин за Родину во главе с Ираклием II: По фольклорным мат-лам. Тбилиси, 1942 (на груз. яз.); Гвритишвили Д. История Тбилиси. Тбилиси, 1952. С. 93 (на груз. яз.); Лионидзе С. Плач плачей по достойному блаженства царю Грузии Ираклию: По автографическим рукописям XVIII в. Тбилиси, 1957 (на груз. яз.); История Грузии. Тбилиси, 1962. Т. 1/Сост.: Н. Бердзенишвили, В. Дондуа и др. С. 400; Маркова О. П. Россия, Закавказье и междунар. отношения в XVIII в. М., 1966. С. 139; Думбадзе М. Освобождение Картли-Кахети от Иранского владычества//Очерки истории Грузии. Тбилиси, 1973. Т. 4. С. 600-601 (на груз. яз.); Рогава А. Зачатки капитализма в Грузии и политика Ираклия II. Тбилиси, 1974; Табагуа И. Грузия на междунар. арене во 2-й пол. XVIII в.: Из истории внешней политики Ираклия II. Тбилиси, 1979 (на груз. яз.); он же. Европейские сведения об Ираклии Втором. Тбилиси, 2000 (на груз. яз.); Пайчадзе Г. Г. Георгиевский трактат. Тбилиси, 1983; Тухашвили Л. Россия и общ.-полит. движение в Грузии, 2-я пол. XVIII в. Тбилиси, 1983 (на груз. яз.); Авалиани С. Антоний I (Багратиони): Жизнь, деятельность, филос. мировоззрение. Тбилиси, 1987. С. 8 (на груз. яз.); Саникидзе Л. Мать-История. Тбилиси, 1996. С. 319 (на груз. яз.); Гоголаури Р. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. и освободительная борьба Ираклия Второго в Самцхе-Джавахети. Тбилиси, 1997 (на груз. яз.); Спарсиашвили З. Культ предков и поэзия Важи: Ираклий Второй. Тбилиси, 1999 (на груз. яз.); он же. Этот наш царь Ираклий. Тбилиси, 1999 (на груз. яз.); Ираклий II//Цари Грузии. Тбилиси, 2000. С. 225-230 (на груз. яз.); Вачнадзе М., Гурули В. Грузино-русские отношения: История, итоги, уроки. Тбилиси, 2001; они же. Вместе с Россией и без нее. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.); Швелидзе Д. Европейские знания об Ираклии Втором: По СПб. ведомостям. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/673857.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010