Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРАКЛОНА (Ираклий Младший, Константин) [греч. Ηρακλωνς, Ηρακλεωνς, Ηρκλειος; лат. Heraclius] (626, Лазика - после нояб. 641, о-в Родос?), визант. имп. (апр. или май-нояб. 641). Сын имп. Ираклия (610-641) и августы Мартины. Род. во время большого похода имп. Ираклия на Восток против персов, в к-ром Мартина его сопровождала. При крещении получил имя Константин, которое позже использовалось как официальное при чеканке монет (Catalogue of the Byzantine Coins. 1968. P. 390). 1 янв. 632 г. ( Niceph. Const. Brev. hist. P. 185-186; Кулаковский. История. С. 110) провозглашен кесарем, 4 июля 638 г.- августом с именем Ираклий, как соправитель своего отца и сводного брата Константина III , 1 янв. 639 г.- консулом ( Niceph. Const. Brev. hist. P. 191). В нек-рых позднейших визант. источниках (в хрониках Феофана Исповедника , Георгия Кедрина , Иоанна Зонары ) появляется его уменьшительное прозвище Ираклона, вероятно данное юному И., чтобы отличать его от др. представителей династии Ираклидов с именами Ираклий и Константин. В др. источниках (в хрониках Иоанна , еп. Никиуского, в «Краткой истории» патриарха Никифора I , в соч.«О церемониях византийского двора» имп. Константина VII Багрянородного ) он назван Ираклием. После кончины Ираклия (11 февр. 641) в соответствии с его волей управление гос-вом перешло Константину III, И. и Мартине. Однако жители К-поля выступили против Мартины, заявив, что признают царями только Константина III и И. Первые полгода после смерти Ираклия И., являясь 2-м августом, находился в тени, в то время как вся политическая власть была сосредоточена в руках Константина III. После его скоропостижной смерти в апр. или мае 641 г. (точная датировка является предметом научной полемики: Stratos. 1972. P. 184-185) единственным августом стал 15-летний И., а реальная власть сосредоточилась в руках Мартины. Незадолго до смерти Константин III, опасаясь за судьбу своего сына Ираклия (будущий имп.

http://pravenc.ru/text/673875.html

Мир был заключен, и послы вернулись в столицу. 176 Это было делом необходимости ввиду решения Ираклия начать войну с Персией. Первая кампания Ираклия против персов Приготовление Ираклия к походу. Переезд в Пилы. Подготовка армии. Встреча с персами. Отъезд в столицу. Возвращение к армии. Вторжение в Атропатену. Отступление в Албанию. характер войны в течение 624 года. Вытеснение Ираклия в малую азию Для организации войны нужны были прежде всего деньги. 177 Утрата богатых культурных областей и расстройство торговых сношений с востоком легли тяжким бременем на государственный бюджет, и уже в 615 году вес серебряной монеты был понижен наполовину и соответственно этому уменьшены все оклады служащих. Потеря житницы Константинополя вызвала страшный кризис и полное оскудение казны. Денег не было и негде было их добыть. Патриотизм патриарха Сергия открыл новый источник: то были церковные драгоценности, сосуды, предметы культа из драгоценных металлов, щедрые дары и пожертвования императоров и частных лиц, оставшиеся от старых добрых времен. Все драгоценности из церквей столицы, а вероятно также и других городов, переплавлялись на металл, из которого чеканили деньги. 178 Жертва, принесенная церковью, имела характер займа, так как император обещал возместить церкви взятые у нее драгоценности, и счастливая судьба позволила ему исполнить это обязательство. В связи с необходимостью водворить экономию в расходах на содержание клира столичных церквей и патриархии были изданы около этого времени два указа, дошедшие до нас. Первый, от 619 года, является по существу повторением указа, изданного в 612 году, в котором точно определено число клира со штатным содержанием в храме св. Софии и Влахернском храме Богородицы. Второй, относящийся, вероятно, к 620 году, заключает в себе подробно мотивированный запрет членам провинциальных клиров являться в столицу с целью пристроиться здесь и обеспечить себе средства существования. 179 Когда деньги нашлись, явилась возможность заняться организацией военных сил государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Отъезд в армию был назначен на второй день праздника Пасхи, т. е. 5 апреля (622 года). Прощание с двором и столицей было обставлено весьма торжественно, о чем сохранил несколько подробностей Георгий Писида, сопровождавший Ираклия в этом походе. – После церковного служения в храме св. Софии, где произошло затем прощание с двором, император вышел к народу со знаменем в руках, на котором был образ Нерукотворного Спаса. 185 Прощаясь с народом, Ираклий дал клятву сражаться с врагом до смерти и заботиться о своих подданных, как о родных детях. Готовая к отплытию эскадра ждала императора в гавани, и он вступил на свой корабль. Плаванье продолжалось один день. Конечным пунктом его была гавань Пилы на берегу Астаканского залива Пропонтиды, лежавшая южнее Никомедии. 186 Переезд был не вполне благополучен. Дул сильный встречный ветер, и близ Герейского мыса императорский корабль сел на риф. Дружными усилиями матросов, в которых Ираклий принял личное участие и разбил в кровь руку, опасность была предупреждена, и дальнейшее плаванье обошлось благополучно. 187 Хотя поэтическое описание Георгия Писиды совершенно ясно, но так как первый издатель этого произведения, Кверчи, отождествил Пилы с Киликийскими воротами, то отсюда получилось совершенно превратное представление о первой кампании Ираклия, какое и дал Гиббон в своем классическом труде. Уже в 1852 году Тафель указал на ошибку; но авторитет Гиббона был так силен, что искаженное представление много раз повторялось повествователями судеб Византии, и в недавнее время вновь воспроизведено в весьма основательном труде Батлера. 188 Ираклий ехал в Малую Азию не с готовой для похода армией, а с тем, чтобы ее собрать, сформировать, обучить и приготовить для далекого похода, в исполнение выработанного им самим плана. Георгий Писида в подробном, цветистом и панегирическом описании действий Ираклия в первый год кампании говорит лишь о передвижениях Ираклия, не называя при этом ни одного топографического имени, и только уже в описании столкновений с армией Шахрбараза можно скорее угадать, чем узнать от него территорию.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Религиозная политика Ираклия. (Так называемые унии. Начало монофелитства) А.В.Карташев. Вселенские соборы//Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. (оглавление) Ираклия короновал 5 октября 610 г. патриарх Сергий. Последний стал его другом и советником. Сергий был родом сирийцем из яковитской семьи. Лишь в юности принял православие и выдвинулся в константинопольском мире. Это был образованный, умный, но не богослов, a практический деятель. Он горячо интересовался государственной политикой и наследственно имел интерес по вопросу ο соединении с монофизитами. Этот «ориентальный» нерв византийских интересов питался уже 200-летней давностью варварских и прямо азиатских династий и азиатского правящего класса в Византии. Богословски же христологический вопрос созрел для рассмотрения психологической стороны метафизики Халкидонского собора. И если бы Юстиниан I Великий не занял церковь спором ο «трех главах,» то богословы, вероятно, занялись бы вопросом ο волях и действиях во Христе столетием раньше. Ираклий, как бы неразумно разжегший тяжелый монофелитский спор, действовал совсем не случайно. Да и восточные войны Ираклия не были для этого вопроса одной внешней случайностью. Национально-политический вопрос был неотвратим. И решение его в смысле достижения единства империи через единство вероисповедания было неизбежным по тому времени решением. Даже для нашего времени устроение единства государства на основе свободы вер не является совершенным. Тем более тогда. Вопрос шел лишь ο технике достижения: то насилием, то соглашением, то искренними уступками (например, зачеркиванием Халкидонского собора Василиском), тο дипломатическим замалчиванием (Энотикон Зинона). Ο возникновении объединительной политики Ираклия в форме монофелитства мы имеем два вида исторических сообщений.

http://sedmitza.ru/lib/text/435290/

Военные победы и сама память о многолетней войне с персами сохранились в двух праздниках, до сих пор соблюдающихся в практике Православной Церкви: акафист Богородице «Взбранной воеводе» и Воздвижение Креста Господня. Как справедливо отмечают, уже из этого можно сделать вывод о глубине религиозного чувства Ираклия Великого и византийского общества и о мотивах этой кровавой и многотрудной войны 605 . Глава 3. Монофепитсцая ересь «Эктесис» императора Ираклия После церковной политики Фоки, нетерпимого в угоду Риму к монофизитам, в начале царствования Ираклия и экзархата Никиты раскол несколько утих и принял относительно мирные формы. Никита не только смягчил отношение Кафолической Церкви к антихалкидонитам, но и активно содействовал в деле восстановления общения между монофизитами Египта и Сирии с государственной Церковью. Поставленный велением императора на Александрийскую кафедру, патриарх св. Иоанн Милостивый (609/610–619/620) совместно с Никитой вёл примирительную политику в отношении монофизитов, что создавало основу для последующего их воссоединения с Православием 606 . Отвоевание римских земель, где преобладали монофизиты и несториане, от Персии требовало от императора Ираклия Великого очень чуткой политики. В противном случае христиане этих провинций могли легко отойти под власть другого правителя, либо, как минимум, высказать открытое неподчинение императору-схизматику. Достаточно привести два многозначительных факта: последним православным патриархом Антиохии был Анастасий (599–610), погибший ещё в 610 г., и то, что жена Хосрова Ширин являлась монофизиткой, и потому её царственный муж многое сделал для укрепления монофизитской церкви. Кроме этого, нельзя не вспомнить, что во время остановки в Эдессе император желал причаститься, но Эдесский митрополит Исаия отказал ему в принятии Святых Даров до тех пор, пока Ираклий не осудит Халкидонский Собор и «Томос» папы св. Льва Великого 607 . Эти обстоятельства требовали найти некий богословский выход из уже почти двухсотлетнего спора между сторонниками Халкидона и монофизитами – проблема, которую на этот раз попытался решить Константинопольский патриарх Сергий. Твёрдый государственник по призванию, способный ради мира и единства Церкви и Империи отступиться в известной степени от догматов, он не считал невозможным поступиться какими-то «частностями», чтобы получить искомое. Ещё задолго до победы Ираклия он начал осторожно выяснять вопрос, незадолго до того поднятый некоторыми египетскими монахами, о единстве энергии в Иисусе Христе (монофелитство) и увлёк своей идеей императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приложение Экскурс I. К вопросу о дате возвращения Креста Господня в Иерусалим из персидского плена 844 Возвращение Креста Господня из персидского плена и водворение его в Иерусалим – события такого великого значения для современников – засвидетельствованы в предании византийских хронистов крайне скудно и притом в двух противоречивых версиях. По одной из них, которую представляет Феофан, Крест Господень был возвращен Ираклию первым преемником Хосрова, царем Широе. Свидетельство об этом имеет вид краткого общего замечания, прибавленного в заключение весьма полного и детального описания последнего похода Ираклия в Персию, имевшего роковые последствия для Хосрова, и дано в таких словах: «Тогда Широе пишет Ираклию, оповещая его о гибели нечестивого Хосрова и заключает с ним (Ираклием) вечный мир, выдал ему всех находившихся в заточении христиан и содержавшихся в Персии пленных, вместе с патриархом Захарией и честным животворящим древом, которое было увезено из Иерусалима Шахрбаразом, когда он его взял». 845 – Военные события последнего похода Ираклия в Персию и его последствия для царя Хосрова, а также и это заключительное замечание отнесены Феофаном к 17-му году правления Ираклия. Под 18-м – Феофан рассказывает о возвращении Ираклия в столицу, сводя это событие к описанию торжественной встречи императора клиром, синклитом и народом в Иерии, на азиатской стороне Босфора, причем вовсе не упомянуто о Кресте Господнем, который, по предыдущему сообщению того же автора, был уже возвращен Ираклию царем Широе. А под 19-м годом помещено известие об отъезде Ираклия, «в начале весны», на восток и водворении Креста Господня в Иерусалиме. Гораздо полнее и богаче подробностями, касающимися судьбы Креста Господня, другая версия, которую сохранил Никифор. По его сообщению, в ответ на первое сообщение преемника Хосрова, Широе, полученное в Армении, Ираклий потребовал незамедлительного возвращения Креста Господня. Но Широе этого требования не исполнил и писал Ираклию, что Крест будет отослан, когда его удастся найти.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Эти фрески были посвящены истории Животворящего Креста, известной из «Золотой Легенды» Якова Ворагинского. На одной из фресок живописец изобразил знаменитый эпизод из истории Животворящего Креста, представляющий собой битву между восточноримским императором Ираклием (610–641) и персидским шахом Хосровом II Парвизом (591–628). Войска Ираклия были представлены в миланских доспехах, современных художнику, под штандартами Священной Римской империи. Пьеро делла Франческа выбрал тему для своей работы далеко не случайно, ибо фрески, иллюстрирующие историю Животворящего Креста, стали художественным откликом автора как на падение Константинополя под ударами султана Мехмеда II Фатиха в мае 1453 года, так и на собор в Мантуе, провозгласивший крестовый поход против турок-османов девять лет спустя. Фреска «Битва Ираклия с Хосровом» за освобождение Креста композиционно предваряется фреской, изображающей битву Константина с Максенцием. Подобная композиция в полной мере соответствовала византийской религиозно-политической идеологии, присутствующей в «Хронографии» Феофана (760–818), которая была переведена на латынь Анастасием Библиотекарем (810–879) и стала, таким образом, известна в Западной Европе. Примерно два десятилетия спустя после создания фресок Пьеро делла Франческа, около 1481 года, испанский художник Мигель Хименес (1462–1505), ставший придворным живописцем арагонского короля Фердинанда II (1479–1516) продолжил изображение истории императора Ираклия. Мигель Хименес совместно с Мартином Бернатом (1450–1505) написал картину для приходской церкви Блезы (Теруэль), хранящуюся ныне в музее Сарагосы. На картине был представлен император Ираклий, возвращающий Животворящий Крест в Иерусалим после победы над персами в обществе равноапостольной императрицы Флавии Елены, матери Константина Великого. Причем лица Ираклия и Елены имели явное портретное сходство с католической королевской четой – Фердинандом и Изабеллой. Не исключено, что эта картина была создана под впечатлением нападения войск османского султана на Отранто, приморский город в южной Италии, в 1480–81 годах.

http://bogoslov.ru/article/6192254

2018/09/27, 00:22:45 Дорогие братия монастыря. Прошу молитв о здравии внуков младенца Кирилла, и Артемия. 2018/05/15, 15:07:18 Здравствуйте, дорогие Старцы , прошу Вас помолиться о здравии и исцелении моего ребенка, у нее болен позвночник, помолитесь и обо мне о моем жен.здоровье, исцелении от оккульт.дара и порчи, помолитесь о рабе Божьем Марате (о его исцелении от порчи), чтобы у него и у меня пошли дела, помолитесь о том, чтобы дом до конца очистился от порчи и чтобы я побыстрее сдала его снова в аренду, помолитесь о том, чтобы мой ребенок поступил в муз.училище. Аминь. Ангелина 2018/04/06, 19:13:59 Дорогие Отцы и Братия, прошу ваших молитв об упокоении новопреставленного Сергия и о здравии воина Виталия и отрока Димитрия Благовещению Пресвятой Богородицы и святому Онуфрию Великому. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. р.Б. Ника 2018/03/03, 15:40:29 Дорогие Отцы и Братия, прошу Ваших молитв к Пресвятой Богородице, Господу нашему Иисусу Христу и Двенадцати Апостолам о прощении грехов, о здравии и спасении рабов Божиих: Льва, другого Льва, болящей Ники, болящего воина Виталия, болящего отрока Димитрия, воина Димитрия, Иулии, Павла, Анны, воина Владислава, воина Александра, воина Эдуарда, воина Сергия, Артемия, Евгения, Павла, Георгия, другого Георгия, Константина. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. р.Б. Ника 2018/01/18, 16:18:14 Дорогие Отцы и Братия , прошу Вас помолиться о здравии и исцелении моего ребенка, у нее болен позвночник, помолитесь и обо мне о моем жен.здоровье, исцелении от оккульт.дара и порчи, помолитесь о рабе Божьем Марате (о его исцелении от порчи), чтобы у него и у меня пошли дела, помолитесь о том, чтобы я побыстрее сдала свой дом в аренду хорошему человеку и о том, чтобы мой дом очистился от всякой скверны, которую я очень сильно чувствую и во время поста и сейчас. Аминь. Ангелина 2017/12/05, 15:44:51 Дорогие отцы и братия , молю о помощи в молитве ко Господу нашему о здравии и исцелении моего ребенка, у нее больна спина, помолитесь и о моем жен.здоровье, помолитесь о том, чтобы у раба божьего Марата пошли дела и востановился его бизнес. Аминь.

http://isihazm.ru/?id=510

Литература: Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1999 (репр. с изд. 1893 года). С.: 402, 403, 594, 595 Иванов О.А. К истории церкви Иоанна Воина//Московский журнал. 1999. С.: 28 Горчаков Н. Церковь св. Иоанна Войнственника в Москве//Московские губернские ведомости. 1841. 10. С.: 100 Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы, по определению Городской Думы собранные и изданные руководством и трудами Ивана Забелина. М., 1891. Ч. 2. Стб. 256 207) Григорий (Воинов-Борзецовский), архим. Церковь св. Иоанна Воина в Москве. М., 1883. С.: 3, 4; 14-16, 19, 27, 28, 38, 40, 58, 68 Желябужский И.А. Записки//Записки русских людей. СПб., 1840. С.: 245 Красовский М.В. Очерк истории московского периода древне-русского церковного зодчества. М., 1911. С.: 417-421 Грабарь И.Э. История русского искусства. Спб., 1913. Т.4 Воеводченкова Е.Б. Краткая история строительства храма Иоанна Воина и особенности формирования иконного собрания//Царицмнский научный вестник. М., 1999. С.: 345-379 Фролов Н.В., Фролова Э.В. О храме Иоанна Воина. Ковров, 1998 Датировка колокола и описание орнамента даются по фотографиям Константина Мишуровского Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979 Храмы, не закрывавшиеся при сооветской власти, обычно отличаются особым великолепием и благородством внутреннего убранства. Это относится и к храму Иоанна Воина, причём местная старина не давит, не создаёт ощущения " музейности " . Вход в храм расположен с северной стороны в основании колокольни. Ещё до порога в трапезную посетителя встречает икона святого мученика Иоанна Воина, как бы напоминающая, кому посвящён храм. Большая икона святого есть и внутри, но обилие крупных тёмных старинных икон различных святых, действительно, может сбить с толку. Расположение этих икон и что-то особенное в их облике сразу указывают, что они висят на своём месте уже который век, несмотря ни на какие внешние бури, и создают особо благовейное ощущение в храме. Внутренняя структура храма характерна для церквей подобной планировки: широкий притвор в дальней части трапезной завершается двумя боковыми приделами, из которых южный, во имя святых мучеников Гурия, Самона и Авива, был освящён ещё до центрального алтаря, а северный, во имя святителя Димитрия Ростовского, напротив, был пристроен позже. Между ними узкий проход с иконами (среди них - икона преподобной Анны Кашинской с частицей мощей) ведёт в основную, самую просторную и наиболее роскошную часть храма. Впрочем, и интерьер трапезной, не знавший обычных для советского времени переделок, отличается великолепием: лепнина, орнаментальные и сюжетные росписи, позолота, рельефные головы ангелов и другие фигуры. Однако главный храм выигрывает за счёт простора, света, льющегося из высоких окон, и прекрасного резного иконостаса. Иконостас сужается кверху, из-за этого в верхних его рядах уже не так много икон, но их нехватку, по крайней мере с визуальной точки зрения, компенсирует тонкий декор.

http://sobory.ru/article/?object=02242

Целуем край святого Евангелия, аки Гроб Господень. С понедельника для большего чествования перенесли память мч. Иоанна Воина. Целуем его образ, святцы, храмовый образ и образ юного мученика (в Чечне его замучили, и Церковь чествует его память). Вот и воины побеждали не только силой, но и молитвою. Бог победит. Александр Невский говорил: «Не в силе Бог, а в правде.» Всегда Бог побеждал и будет побеждать. Недаром мы поем: «С нами Бог . Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог.» Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам, даруй мирно провести ночь сию и завтра радостно и по-пасхальному праздновать праздник в нашей обители». 29 июля/11 августа 2002 г. Воскресенье. Св. мч. Иоанна Воина (перенесли с понедельника). Правило, акафисты, литургия, водоосвящение, крестный ход с иконой св. мч. Иоанна Воина. Проповедь батюшки на литургии: «Сегодня празднуем малую Пасху, поем чудное «Воскресение Христово видевше.» Вот этот гимн звучал от апостольских времен и будет звучать до скончания века. И Церковь будет жить, пока поется этот гимн. Слава Богу за эту седмицу! Обитель очищается. Ушел бывший игумен Кукша. Не молиться за него, как за Кукшу, – заблудший Александр. Благодарю Бога, что до моей смерти обитель очищается от «гнили.» Это духовные террористы. Единое братство, за духовное единство братии и сестер благодарим Господа. На этой неделе заговение на скоромную пищу для монахов. В среду память Крещения Руси. Река Днепр стала для Русской земли, яко Иордан. Дай, Господи, чтобы в мире и тишине поклониться Кресту, обнести его вокруг обители крестным ходом и петь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко.» Молитвенно чтим память св. мч. Иоанна Воина сегодня, т. к. завтра рабочий день. Молимся ему, чтоб Иоанн Воин, как при жизни, был помощником вдовам. Совершаем память воина Евгения. Уже написана его икона, предстоит канонизация. Прославим мощи воина Феодора в Санаксарском монастыре. Вот – преемственность. Я и сам очень чту Иоанна Воина, есть у меня келейная икона. Ухожу на службу, дома никого нет – я молюсь Иоанну Воину: «Обитель, дом сохрани.» И вы молитесь. В каждом доме должна быть его икона.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010