Патриарх Никифор, занимавший константинопольский престол с 806 г. вплоть до начала новой фазы иконоборчества в 815 г., наряду с многочисленными богословскими сочинениями написал также «Краткую историю» ( στορα σντομος), охватывающую годы с 602 по 769 184 , отчасти используя те же неизвестные нам источники, что и Феофан. Сведения Никифора менее подробны, чем у Феофана, однако его сочинение почти не уступает ему по исторической ценности и в целом отличается большей обстоятельностью. Напротив, весьма ограниченной ценностью обладает составленный им хронологический список ( χρονογραφικν σντομον), простирающийся от Адама до года смерти автора (829). Определенную замену скудных греческих источников представляют собой сведения восточных писателей. На первом месте здесь следует упомянуть сочинение армянского епископа Себеоса , написавшего в 60-е гг. VII в. (предположительно в 661) «Историю Ираклия» 185 . История Ираклия и его великого врага Хосрова II является центральной, хотя и не единственной темой этого сочинения, которое начинается кратким сообщением о предыдущих временах, продолжает повествование вплоть до восхождения Муавии на трон халифов (661) и подробно рассказывает о церковных делах Армении. Очень важной для начала правления Ираклия является имеющая, к сожалению, значительные пропуски и сохранившаяся в поздней эфиопской версии всемирная хроника египетского епископа Иоанна Никиуского конца VII в. 186 Следует также выделить несколько современных и позднейших анонимных сирийских хроник 187 , а также использующую более ранние сообщения хронику митрополита Илии Нисибинского 188 , а также чрезвычайно важный труд Михаила Сирийца 189 . Огромным значением для истории славянских вторжений на Балканы являются « Чудеса св. Димитрия », в которых с большой живостью и многочисленными яркими подробностями описываются нападения славян и аваров на Фессалонику (Солунь) в конце VI и начале VII в., а также во второй половине VII в. 190 Это агиографическое произведение, которое значительно дополняет наши скудные знания о жизни южных славян на их новой родине, состоит из двух частей: первую часть около 620 г. составил арихиепископ Солунский Иоанн, а вторую – один из его учеников в 80-е гг. VII в. (добавленная позднее третья часть не имеет значения) 191 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Понимая, что их сил недостаточно, чтобы завоевать столицу, осторожный Ираклий решил привлечь египетскую аристократию, и августал Египта Феодор, сын Мины, обещал ему содействие. Помимо этого, выделив значительные суммы из личных средств, восставшие обеспечили участие в военном походе на Константинополь мавров, и в Трополитане вскоре сформировался военный отряд численностью в 3 тыс. воинов, где значительную часть составляли нанятые варвары. К восставшим постепенно подходили новые силы – Никита, племянник Ираклия и префект Мареотиды Леонтий. Как выяснилось, осторожность Ираклия была не лишней – новый августал Египта Иоанн и Александрийский патриарх Феодор узнали о планах восставших и донесли о них Фоке. Узурпатор немедленно направил в Египет военные подкрепления и приказал магистру армии Востока Коттоне выдвинуться с войсками в Египет, чтобы покарать восставших. Но Ираклия и его сподвижников уже было не остановить. Поддерживаемый Леонтием, Никита шёл вперед и захватил крепость Кабсен, где томилось множество узников. Пополнив ими свою армию, он нанёс войскам Фоки тяжёлое поражение возле канала Дракон, после чего население Александрии стало на сторону восставших. Патриарх Феодор и августал Иоанн пали жертвой народного гнева – их нашли в храме, где они прятались, и растерзали. После того как Никита занял Александрию, сдался остров Фарос, где располагалась сильная крепость, и начали присягать на верность Ираклию соседние города. Но в это время в Египте высадился префект Константинополя Воноз с войском, которому удалось разбить отряды Никиты. Пленные были подвергнуты казни, вместе с ними погиб и епископ города Никиус Феодор, давший присягу на верность Ираклию. После этого Воноз направился к Александрии, где Никита организовал оборону, пополнив свою армию местными жителями 546 . Два штурма Воноза не увенчались успехом, и тут произошло событие, которое изменило настроение обеих сторон. В Александрию пришёл известный отшельник, проведший на столпе более 40 лет, и предсказал Никите успех их предприятия. Вдохновлённые этим предсказанием, восставшие сделали вылазку и буквально разгромили армию Воноза, потерявшую осадную технику и многих командиров. Следствием этого поражения стало то, что командующий флотом Павел занял нейтральную позицию, отказав Вонозу в поддержке его операциям. Делать нечего – Воноз отошёл к городу Никиуссе и, сделав ещё несколько попыток вернуть инициативу, возвратился в 609 г. в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Творческая эпоха династии Ираклия пришла к своему концу с первым правлением Юстиниана II. На период, прошедший со времени вступления на престол Ираклия до первого свержения Юстиниана, приходится самая тяжелая борьба за выживание, которую когда-либо вела Византийская держава, и самое большое внутреннее преображение, которое она когда-либо испытывала. Победительница персов и аваров, Византия была вынуждена уступить арабам обширные и богатые области. Тем не менее свои коренные земли Империя отстояла в жестокой борьбе и тем самым преградила мусульманам путь в Европу, а себе обеспечила существование в качестве великой державы. Протяженность Империи резко сократилась, однако в своих новых границах она была сплоченнее и крепче. В дряхлое римское государственное устройство вдохнули новую жизнь глубокие внутренние реформы и приток новых нерастраченных сил извне. Империя получила стройное, единообразное военно-административное устройство и новую военную организацию, которая основывалась на силах посаженных на землю стратиотов; возникает крепкое свободное крестьянство, которое возделывает новые земли и в качестве налогоплательщиков составляет надежнейшую опору государственного бюджета. На принципах, созданных в VII в., основывается в последующее время мощь византийского государства. Благодаря своему обновлению при династии Ираклия Византия смогла выдержать оборонительную войну с арабами и болгарами и в конце концов перейти в Азии и на Балканском полуострове в решительное и победоносное наступление. Насколько эта эпоха богата героическими сражениями, настолько же она бедна культурным творчеством, ибо с отмиранием старого аристократического слоя исчезает и представляемая им старая культура, и за блеском и богатством литературы и искусства времен Юстиниана I с VII в. следует период культурного бесплодия. Это обстоятельство придает данной эпохе достаточно печальный облик, тем более что в Византии водворяется типично восточная жестокость нравов. Изобразительное искусство скудно; мировая литература и науки умолкают; господствует получившее новый импульс в вероучительных спорах богословие; Церковь приобретает все больший вес; византийская жизнь обретает мистико-аскетические черты; мистиками являются сами императоры: «освободитель Святой Земли» Ираклий, «светоч Православия» Константин, «раб Христов» Юстиниан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§ 40. Сборники церковно-гражданские Сборников, в которых содержатся законы греко-римского гражданского законодательства касательно церкви, три, и все они составлены на Востоке. Collectio 87 capitulorum 539 . Этот сборник составил Иоанн Схоластик между 565 и 578 годами, как прибавление к его каноническому сборнику, о котором мы уже упомянули 540 , и с которым этот сборник всегда соединен в рукописях. Что сборник действительно составлен Иоанном Схоластиком, об этом свидетельствует, между прочим, находящееся в нем заключительное примечание 541 . Разделен он на 87 глав и составлен исключительно из отрывков новелл Юстиниана, а именно: 6, 5, 83, 46, 120, 56, 57, 3, 32, 131, 67 и особенно 123, которая сама составляет 60 глав (28–87) 542 . В славянской Кормчей этот сборник напечатан в 42 главе 543 . 2 . Collectio 25 capitulorum 544 . Неизвестно, кто составил этот сборник, временем же его появления можно предполагать последние годы VI или первые VII века, во всяком случае до императора Ираклия (610–641) 545 . Он разделен на 25 глав, из которых первые 21 содержат столько же императорских законов, взятых из кодекса Юстиниана, а последние четыре содержать 137, 133 и 120, и 2 главы из 123 новеллы 546 . 3 . Collectio constitutionum ecclesiacarum или Collectio tripartite или еще Paratitla 547 . В этом сборнике содержатся все законы государственной власти, касающиеся церкви и изложенные во всех Юстиниановых сборниках 548 . Он разделен на три отдела, вследствие чего и назван tripartita collectio. Первый отдел содержит в обширном извлечении первые тринадцать титлов Юстинианова кодекса с соответствующими паратитлами, т. е. параллельными местами из других титлов кодекса и новелл 549 . Второй отдел, в шесть титлов без паратитлов, составляют извлечения из Дигест и институций, касающихся священных предметов 550 . Третий отдел составлен из 34 новелл и имеет три рубрики, из коих первая говорит о епископах, клириках и монахах, вторая – о еретиках, иудеях и самарянах 551 . Как прибавление к этому сборнику, в конце находятся четыре новеллы императора Ираклия 552 . Неизвестно, кто составил этот сборник 553 , может быть, автор, составивший в первой редакции номоканон в XIV титлов, о котором мы будем говорить в следующем параграфе. Время же составления этого сборника определяется упомянутыми новеллами Ираклия, следовательно это – последние года царствования Ираклия 554 . Никаким другим сборником церковно-гражданских законов столько не пользовались восточные канонисты, как этим, и он же послужил главным источником при составлении вышеназванного номоканона. § 41. Номоканоны

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

В связи с победоносным завершением войны с Персией император Ираклий впервые назвал себя василевсом В 629 году, в связи с победоносным завершением войны, император Ираклий впервые назвал себя василевсом. Греческим эквивалентом титула императора было «автократор», что можно перевести на русский как «самодержец». Греческие панегиристы давно величали императоров царями – василевсами, но в официальную титулатуру это слово было включено впервые в преамбуле новеллы, датированной 21 марта 629 года. Этот акт издан от имени «Ираклия и Ираклия, сына Константина, верных во Христе василевсов» – «Ираклеос каи Ираклеос неос Константинос пистои эн Христо василеис» . В феврале 630 года Ираклий снова отправился на Восток, чтобы наладить управление на территориях, переданных ромеям Персией, и чтобы позаботиться о возвращении все еще остававшегося в плену Животворящего Креста Господня. По требованию императора Крест был доставлен из Ктесифона в Иераполь, куда прибыл Ираклий. Его дальнейший путь с Крестом шел через Берою (Алеппо), Эмесу, Дамаск, Тивериаду, куда к нему пришли посланцы от иудеев из всех городов Галии. «Они поднесли ему богатые дары и просили предать забвению их вины в прошлом, а в обеспечение от мести христиан выдать им грамоту. Ираклий внял их просьбам и выдал грамоту, скрепив ее печатью и клятвой» . Встреча Ираклия была особенно торжественной: он доставил в Иерусалим Животворящий Крест 21 марта 630 года василевс прибыл в Иерусалим. До тех пор ни один из императоров не посещал Святой Город. Встреча Ираклия была особенно торжественной, потому что он доставил в Иерусалим Животворящий Крест, возвращенный на свое прежнее место на Голгофе в храме Гроба Господня. Себеос рассказывал об этом событии: «В день вступления в Иерусалим немало происходило там ликования. Раздавался голос плача и печали, лились слезы умиленного сердца у царя и знати, всех войск и жителей города. И никто не мог петь Господних песен от плачевного умиления. Царь водрузил Крест на своем месте, всю церковную утварь расположил по своим местам и роздал церквам и жителям города подарки и деньги на ладонь» .

http://pravoslavie.ru/97351.html

50–51). Вместе с тем он отстаивал учение об одной природе, одной ипостаси и одной энергии Христа, будучи в этом отношении последовательнее моноэнергистов-халкидонитов, которые не отказывались от учения о двух природах и требовали от монофизитов их исповедания, как и признания Халкидона и возглашения на литургии имени папы Льва (см. Serg. ep. ad. Hon. (ed. Allen), p. 189) «в обмен» на принятие моноэнергизма. В этом контексте следует обратить внимание на недавнее исследование Ларисона (Larison 2011; диссертация опубликована позднее в виде монографии, но она нам недоступна). Автор, анализируя идеологически значимые тексты, имевшие хождение при дворе Ираклия, в частности поэмы Георгия Писиды, полемизирует с традиционной точкой зрения на униональную политику Ираклия как на некий компромисс с монофизитами. Ларисон утверждает, что при дворе Ираклия царила жесткая антимонофизитская идеология, а унию Кира с монофизитами следует рассматривать не как компромисс с ними, а как навязывание стоявшими у власти халкидонитами своего учения, которое к тому времени и было моноэнергистским. Думается, что говорить об убежденности в моноэнергизме Ираклия и Сергия все же нельзя, хотя бы на основании принятия ими Псифоса, в котором на выражение «одна энергия» накладывался запрет. Нельзя, вероятно, говорить и об отсутствии «политики пряника» со стороны Константинополя в отношении монофизитов, как это видно из истории с монофизитскими монахинями, описанной в ep. 12 прп. Максима (см. прим. 280), из-за строгости в отношении которых (они, бежав от персов и, получив прибежище в Карфагене, распространяли монофизитскую пропаганду, за что были отправлены в православные монастыри) был снят префект Карфагена Георгий. Так что полностью согласиться с мнением Ларисона мы не можем, точнее было бы сказать, что в отношении монофизитов власти Константинополя применяли политику кнута и пряника поочередно; это касается как силовых методов, так и вероучения – любыми средствами их старались подчинить господствующей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Правда, в последних строках послания императора от 8 апреля 628 г. читается живейшее желание увидеться с константинопольцами 16 . Но 15 мая 628 г. Ираклия несомненно еще не было в столице, и 8 апреля он был так далеко от нее, что курьеру потребовалось до 35 дней на доставку императорского послания в столицу 17 . Между тем из этого же документа видно, что 8 апреля мир не только не был ратификован, пошла речь лишь о месте, «куда должны прибыть персидские уполномоченные для заключения «мира», и об особых требованиях, которые может Ираклий предъявить шахан-шаху 18 . Следовательно, дело находилось еще в стадии прелиминарных переговоров. А что сношения даже и по самым важным делам в Персии невозможно было вести с быстротою, которая не оставляла бы ничего желать, ясно из того, что Шерое вступил на престол 25 Февраля, а известительная грамота его об этом была доставлена Ираклию лишь 3 апреля. Разность в 38 дней. Предполагая, что па доставку ответа Ираклия Каваду, на путешествие уполномоченных лиц и всю процедуру мирных переговоров потребуется не более 70 дней, мы получаем срок заключения мира 17 июня, или 1 фарвардинмах, день нового персидского года. Какую особую и чрезвычайную просьбу имел Ираклий к Каваду, угадать не трудно. Византийский император мог обратить в пыль всю персидскую державу; но все его победы были бы только полупобедою, если бы он не возвратил из персидского плена древа креста Господня. Сами персы прекрасно понимали, что возвращение этой святыни будет непременно поставлено как conditio sine qua nou мuphoro договора. Заключительный пункт обвинительного акта против Хосрау II корит низложенного шаха за то, что он не уважил желания византийского государя на счет обратной выдачи ему креста из дерева, который ни на то не нужен ни самому шаху, ни его подданным 19 . А так как – в общем хорошо осведомленный – армянский епископ (VII в.) Себеос утверждает, что крест Господень Ираклию возвратил только Хорьям, т. е. Шахрбараз, царствовавший с 27 апреля 630 по 9 июня 630 г., и что «Хорьям едва успел отыскать его с большим трудом» 20 , так как – по персидским источникам – древо креста переслала Ираклию чрез католикоса Ишоява лишь царица Боран (с лета 630 по осень 631 г. 21 : то очевидно мы имеем право заключить, что древо креста было возвращено императору не тотчас после 8 апреля 628 г. Шерос на настоятельную просьбу Ираклия ответил обещанием отдать крест Господень, если удастся найти его 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Надежда... 2018/05/26, 06:32:46 Святые Отцы,благословите! Прошу Вас помолиться ко Пресвятой Богородице о здравии духовном и физическом р.б. Евгения, о его успешной сдачи экзаменов , о успешном завершении курсовой работы.Спаси Господи! Любовь 2018/05/26, 05:10:13 Дорогая Афонская Братия! Прошу в помощь Ваших святых молитв за упокой души родителей моих рабов Божия: Николая, Екатерины, Михаила, Екатерины и всех почивших сродников, прости им все прегрешения и введи их в жизнь вечную. Аминь! Низкий поклон Вам, Святые молитвенники наши, здоровья Вам и Божией Благодати! Берегите себя! Галина 2018/05/25, 23:22:26 Прошу пожалуйста, помолитесь о моё отце и брате р.Б.Ярославе и Евгении отец очень заболел и на душе тяжело. Брат в уныние и в отчаянии, не знает как дальше жить!пожалуйста если можно! Надежда... 2018/05/25, 20:03:49 Дорогие братья,помолитесь за тяжелоболящего раба Божьего Виктора. И за меня грешную,рабу Божью Галину. В трудное для семьи время потеряла работу. Надеюсь с Божьей помощью и молитвами Вашими,вновь ее обрести. Галина 2018/05/25, 11:07:21 Дорогие Отцы и Братия, прошу ваших молитв о здравии духовном и телесном бол.Татианы. Выписали из больницы, а болезнь не проходит. Спаси Господи! Татиана 2018/05/25, 04:12:56 Святые Отцы,благословите!Прошу Ваших молитв ко Пресвятой Богородицы о помощи в учебе моего сына р.б.Евгения ,о здравии его духовном и физическом,о сдаче экзаменов.Спаси Господи! Любовь 2018/05/24, 20:43:27 Дорогие о Господе отцы и братия Святой горы Афон! У меня сильные боли в области желудка и страх перед серьёзными заболеваниями. Прошу ваших святых молитв на Божию помощь, милость, заступление, укрепление, прощение моих согрешений и если угодно Богу, то исцеление меня грешнаго р.б. Олега. Спаси вас Господи! 2018/05/24, 20:40:40 Дорогие Отцы и Братия, прошу ваших молитв к Пресвятой Богородице, Иисусу Христу и святому Иоанну Воину о прощении грехов , о здравии и спасении Леонтия 2003 года рождения пропал без вести, воина Виталия, воина Александра, воина Эдуарда, воина Сергия, воина Димитрия, воина Владислава, Павла, отрока Димитрия, Павла, Евгения. Божией помощи вам, мира, здравия. Спасибо.

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=63

В 1994 году храм возвратили Церкви. После многих перипетий она приведена в должный вид и снова открыта для прихожан. Во время восстановительных работ был найден массивный памятник с могилы богатейшего человека Коврова, фабриканта-миллионера Ивана Андреевича Треумова (личность колоритная и неоднозначная). Сейчас это надгробие стоит на почётном месте у северо-востока алтаря бывшего кладбищенского храма. В 1946 году в парке Пушкина был похоронен известнейший конструктор-оружейник Василий Алексеевич Дегтярёв. Это, пожалуй, единственная нынешняя достопримечательность бывшего кладбища. Парк Пушкина так и не стал излюбленным местом отдыха горожан. Ковровчане, скорее пробегая в спешке мимо стен Иоанно-Воиновской церкви, нежели медленно прогуливаясь, зачастую даже и не догадываются, что путь их пролегает, без преувеличения, по костям своих далёких предков. В 2006 году на месте входной часовни над могилами князей Ковровых был поставлен православный крест – символический памятник многим поколениям ковровчан, нашедших упокоение на кладбище при церкви во имя святого великомученика Иоанна-Воина. 19 февраля 1932 г. Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК утвердила постановление Ивановского облисполкома от 28.01.-31 г. об изъятии у Автокефальной общины церкви Ивана-Воина в г. Коврове и передаче ее обновленческой общине (ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 15. Л. 3)//Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 54, 115. Церковь св. вмч. Иоанна Воина построена в 1827 г. усердием титулярного советника Петра Борисовича Ошанина и ковровского мещанина Ивана Федоровича Пилигримова. Церковь зданием каменная, при ней колокольня и ограда тоже каменные. Престолов в церкви два: главный – во имя вмч. Иоанна Воина и придельный – во имя вмч. Георгия Победоносца. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Опись церковного имущества составлена в 1894 г. и хранится в церкви. Церкви принадлежат здания: деревянный на каменном фундаменте дом, в коем помещаются члены причта, каменная сторожка, две каменные часовни на кладбище, из коих одна входная, а другая – невходная. Причт к церкви Иоанна Воина назначен в 1888 г. и состоит из священника и псаломщика. Годовой доход причта простирается до 900 руб.

http://sobory.ru/article/?object=09282

Закрыть itemscope itemtype="" > Народ не обманешь Ко дню памяти воина-мученика Евгения Родионова 21.05.2022 1632 Фото: Из интернет-источников 23 мая – день памяти воина Евгения Родионова, который погиб на первой Чеченской войне. Евгению отпилили голову за то, что он не снял с себя крест. Вспоминаю 2000 год. Поэт Мария Сухорукова написала пьесу для детей «Славься, Пасха Красная!» В пьесе есть диалог воина Евгения Родионова с чеченским боевиком. Евгений, как бы мысленно обращаясь к своей маме, говорит: «Я умираю за Россию, а это значит – за Христа». Детский театр, с которым мы подготовили пьесу к постановке, отказался читать этот диалог. И Марии пришлось говорить его и за воина Евгения, и за чеченца-боевика, и за чтеца. Когда мы стали выбирать дату для постановки спектакля, мы почему-то остановились на 23 мая. И уже во время спектакля композитор Борис Сазонов, в руках которого была книга о воине Евгении Родионове, вдруг обнаруживает, что 23 мая – это и день рождения Евгения, и день его гибели. В 2006 году мы готовили к печати книгу Марии Сухоруковой для детей «Золотая свежесть», где была и эта пьеса. Приехали в Москву . Тогда мы часто навещали столицу. Приходим в храм Николая Чудотворца в Пыжах. И там, не поверите, знакомимся с мамой Евгения Родионова – Любовью Васильевной. Я их с Марией фотографирую. И это фото навечно осталось в этой книге. Казалось бы странные совпадения? Но у Господа ничего не бывает случайным. Во всём усматривается Его воля. Господь сподобил Марию Сухорукову в год Своего 2000-летия написать пьесы о Рождестве и Пасхе. Господь выбрал дату постановки пьесы, где говорится о воине Евгении Родионове. Господь послал встречу с мамой воина-героя, воина-мученика. В народе Евгения давно прославили. Он – на хоругвях, он – на памятниках. Народное сердце не обманешь. Что же удивляет? Удивляет позиция наших церковных чиновников, которое ищет аргументы «против». Против канонизации, против воли Божией. Оказывается, он не ходил в храм, не причащался. А благоразумный разбойник на кресте, который первым из людей попал в рай, который всю жизнь грабил, убивал, насиловал, с ним как?! Ведь даже икона его есть.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/21/na...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010