В 1921 г. Г. начал переговоры о возвращении на Украину, убеждал главу СНК УССР Х. Г. Раковского отказаться от однопартийной системы и создать социалистический блок партий, в к-рый вошла бы УПСР. После окончательной победы на Украине советской власти Г. заявил о прекращении политической деятельности, в 1921-1923 гг. организовал помощь голодающим на Украине. В марте 1924 г., после избрания Г. действительным академиком по кафедре укр. истории Всеукраинской АН (ВУАН), он вместе с семьей вернулся в Киев. Возглавил историческую секцию ВУАН, открыл ряд новых научно-исследовательских кафедр и комиссий, возобновил издание ж. «Украïна», создал новую школу укр. историков (С. Шамрай, О. Баранович и др.). В 1929 г. Г. был избран членом АН СССР. В нач. 30-х гг. в ходе масштабных репрессий, начавшихся после процесса против «Cniлku визволення Украïни» (Союз освобождения Украины) и «дела академиков» (1929-1930), созданные Г. научные учреждения были закрыты, мн. ученики арестованы. В 1930 г. Г. был арестован в Москве, обвинен в том, что возглавлял «контрреволюционную организацию «Украинский национальный центр»». Вскоре освобожден, жил в Москве под наблюдением НКВД. Имя Г. фигурировало в фабриковавшемся НКВД в 1933-1934 гг. деле о «контрреволюционной национал-фашистской организации, именовавшейся «Российская национальная партия»», в ходе следствия по делу было арестовано мн. видных деятелей науки. Г. остался на свободе. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве. Г. опубликовал более 2 тыс. работ. Помимо научных исследований он занимался переводами библейских книг на укр. язык (не опубл.), писал рассказы и новеллы на религ. темы («Остання кутя», «Hiч» и др.), мемуары («Спомини»). Являлся почетным членом Краковской АН (1895), членом Археографической комиссии Московского археологического об-ва (1900), Одесского об-ва истории и древностей (1901), д-ром рус. истории honoris causa Харьковского ун-та (1907), академиком Чешской АН (1914) и др. История Церкви на украинских землях в сочинениях Г. Этой теме посвящены мн. отдельные труды Г., он касается ее почти во всех исследованиях по истории Украины, считая правосл. Церковь неотъемлемой частью национальной жизни. Г. неоднократно писал о том, что Православие рассматривалось на Украине как «национальная святыня» и во мн. периоды истории являлось «единственной опорой украинского элемента в сфере культурно-национальной» (Icmopiя Украïни-Руси. Т. 8. С. 11).

http://pravenc.ru/text/168213.html

Соч.: Руководство к изучению Священного Писания – Четвероевангелия. Дж., 1954 (2-е изд. СПб., 1995; 3-е изд. М., 1999) Руководство к изучению Священного Писания – Апостол. Дж., 1956 (2-е изд. М., 1995) Толкования Священного Писания: В 2 т. Дж., 19601961 Учебник по гомилетике. Дж., 1964; Святой Марк Ефесский . Дж., 1964 Истинное православие и современный мир. Дж., 1971 Слова и речи: В 4 т. Дж., 19601975 Современность в свете Слова Божия. Дж., 1975 Семь вселенских соборов. М., 1995 Литургика. Дж., 2000. Лит.: Боголюбов С.Н. 20-летие священнослужения еп. Аверкия. ПР. 1956. 12 Игнатий, иером. Жизненный путь преосвящ. Архиеп. Аверкия. ПР. 1976. 9 Мысли вслух (памяти владыки Аверкия). ПР . 1976. 22 Дмитриев-Котлин А. Светлой памяти Архиеп. Аверкия. ПР. 1978. 8 Косик В.И. Русская Церковь в Югославии Кнорре Б.К. Аверкий (Таушев) архиеп. ПЭ. Т. 1. Аврамий (Терешкевич Александр Николаевич; 1.3.1900, СПб. – 7.5.1974, Розэ-ан-Бри, Франция), архимандрит (иногда ошибочно Авраамий). Из семьи дворянства. Окончил Киевский кадетский корпус (1917), поступил на юридический факультет Киевского университета (1917), участник Гражданской войны в рядах Добровольческой армии, эмигрировал через Болгарию (1921), окончил юридический факультет Софийского университета (1924) и два курса Св.-Сергиевского богословского института (19251927), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), пострижен в монашество (5.3.1927), иеродиакон (20.3.1927), иеромонах (3.7.1927), рукоположение совершил митр. Евлогий в храме Сергиевского подворья в Париже, настоятель Св.-Николаевской церкви в Южине (17.2.192815.12.1930), командирован в Марокко помощником настоятеля Воскресенской церкви в Рабате (15.12.193012.2.1937), по совместительству обслуживал Троицкую церковь в г. Куриге, работал в управлении заводом г. Курига, вернулся во Францию из-за плохого состояния здоровья, настоятель Крестовоздвиженской церкви в г. Сен-Морис под Парижем (1.10.193727.3.1939), сверхштатный священник при Воскресенской женской обители в Розэ-ан-Бри близ Мелэна (27.3.193915.8.1946), игумен (17.4.1943), после смерти митр. Евлогия выбрал юрисдикцию МП (15.8.1946), помощник настоятеля церкви Трехсвятительского подворья в Париже (15.8.194624.11.1946), помощник настоятеля церкви в Гааге (24.11.194615.5.1947), настоятель Покровской церкви в Лионе (1.3.19481.8.1949), архимандрит (26.4.1948), снова поселился в старческом дому при Воскресенской обители в Розэ-ан-Бри (1.4.1950), принят обратно в состав клира Русского Экзархата КП (1954), настоятель Троицкой церкви в Озуар-ля-Ферьер под Парижем (23.10.19541957), настоятель церкви при обители в Розэ-ан-Бри (19571974).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Е. П. Метревели. Фотография. Сер. ХХ в. [Груз. ] Елена Павловна (13.12.1917, с. Квирилы (Джугели), ныне г. Зестафони, Грузия - 4.03.2003, Тбилиси), советский и груз. ученый, филолог, литературовед, исследователь истории древнегруз. культуры и лит-ры, археограф. Доктор филологических наук (1958), профессор (1970), заслуженный деятель науки Грузинской ССР (1977), член-корреспондент (1974), действительный член (1983) АН Грузинской ССР, член Археографической комиссии АН СССР (с 1991 РАН) (1968-2003), председатель Археографической комиссии АН Грузинской ССР (1976-1990), член Комиссии по установлению академического текста поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (1969-1994), почетный доктор теологического фак-та Тюбингенского ун-та (Германия, 1994). М. род. и выросла в семье педагогов. С 1935 по 1940 г. училась на филологическом фак-те Тифлисского (Тбилисского) гос. ун-та. В 1944-1946 гг. читала курс древнегрузинской лит-ры в Горийском педагогическом ин-те. С 1946 г. работала старшим научным сотрудником в Отделе рукописей Гос. музея им. С. Джанашия. В 1948-1959 гг. вела курс древнегруз. лит-ры в Тбилисском гос. педагогическом ин-те им. А. С. Пушкина. В 1958-1968 гг. руководила Археографическим отделом в Институте рукописей имени Корнелия Кекелидзе АН Грузинской ССР (ныне Национальный центр рукописей Грузии им. К. Кекелидзе). В 1968-1988 гг. директор Ин-та рукописей, в 1988-2003 гг. советник директора ин-та. М. занималась исследованием вопросов груз. филологии, грузино-визант. лит. отношений, литературоведением, археографией, кодикологией, лексикологией, историей груз. культуры. Она является автором более чем 130 научных исследований, среди к-рых 15 монографий. В большинстве своем ее труды основаны на анализе первоисточников - текстов, рукописей, колофонов, приписок и поминальных записей. Одна из основных сфер научных изысканий М.- деятельность средневек. груз. книжников в монастырских центрах христ. Востока, в частности на Афоне и Синае, в Сирии и Палестине. Глубокий анализ первоисточников позволил М. выявить неизвестные до этого науке крупные литературно-просветительские центры, установить связанные с ними историко-лит. факты и по-новому осветить историю ряда лит. центров и их значение для истории как христ. Востока, так и визант. культуры. Среди трудов, посвященных данной проблематике, особое место занимают исследования, касающиеся лит. школы и истории афонского Иверского монастыря (Ивирона), деятельности его основателей, груз. отцов-просветителей преподобных Иоанна-Торникия , Иоанна Святогорца , а также Евфимия Святогорца и Георгия Святогорца , где проанализированы мн. специфические вопросы истории этой крупной культурной обители. Результаты многолетней работы в данном направлении обобщены в монографиях «Очерки из истории культурно-просветительского центра на Афоне» (1996) и «Книга агап Афонского грузинского монастыря» (1998).

http://pravenc.ru/text/2563084.html

Столь же небезынтересны и порой парадоксальны авторские умозаключения, выносящие на суд читателя весьма неожиданные идеи и выводы, как-то: «Славянофильское мировоззрение Императора Николая II, как главная его трагедия» (с. 133), ведь Ан. Степанов открыто позиционирует себя как наследник мировоззрения славянофилов… Авторские историко-революционные экскурсы интересны не столько сами по себе, сколько актуальны в контексте нынешнего поиска Россией оптимального пути в будущее. Животрепещущей является мысль о том, что, не гнушаясь в выборе средств, даже прибегая к «демократическому», а по своей сути фашистскому террору, «коллективный Запад» вкупе с внутренней либеральной «пятой колонной» предпринимает огромные усилия по уничтожению России на исторической арене. В этой связи не менее актуальны предостережения Ан. Степанова о том, как уберечь страну от внутреннего неолиберального взрыва, как, с учётом трагического опыта гибели российской монархии, умело противостоять западным «партнёрам», сделавших ставку на русофобию, полную изоляцию России от цивилизованного мира. …Разумеется, означенными выше проблемами книга Ан. Степанова себя далеко не исчерпывает. Да, её идеи и теоретические выкладки порой спорны, полемичны, где-то неубедительны и даже наивны, тем не менее чрезвычайно актуальны, с точки зрения обострившейся международной обстановки в наши тревожные непредсказуемые дни. Но тем книга и ценна, ибо, как известно, истина находится ни слева, ни справа, а в глубине. Идти мы к ней можем разными путями, но цель у нас должна быть одна – глубинная: сохранение во что бы то ни стало нашего Отечества – великой, единой и неделимой России. Владимир Александрович Юдин , профессор, доктор филологических наук, Заслуженный работник высшей школы, писатель Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/09/ya...

Сергий (Тихомиров Георгий Алексеевич, 03.06.1871–11.08.1945), митрополит, глава Японской Православной Церкви (1912–1945). По окончании в 1896 году С.-Петербургской духовной академии становится сначала ее преподавателем, а затем с 1905 года при возведении в сан епископа ее ректором. Преклонение юного отрока Вячеслава Егорова перед епископом Сергием, а затем, уже в зрелом возрасте, поездка к нему в Японию в 1915 году оказались определяющими в жизни будущего митрополита Гурия. В Японии и созрело в его сердце пламенное желание быть миссионером при любых внешних условиях жизни. Смолич Игорь Корнильевич (1898–1970), известный специалист по истории русского монашества. Жил в эмиграции. Владыка Иоанн (Вендланд) познакомился и сблизился с ним в Берлине в конце 1950х годов, а в 1988 году за несколько месяцев до смерти перевел с немецкого на русский его книгу «Жизнь и учение старцев», которая уже выдержала несколько изданий. Соболев Владимир Степанович (1908–1982), геолог, академик АН СССР и АН Украины, Герой Социалистического Труда. Лауреат Государственной и Ленинской премий за работы по минералогии силикатов, теоретической петрологии, по магматизму и метаморфизму горных пород. Друг митрополита Иоанна по Ленинградскому горному институту. Ему принадлежит фраза, сказанная о Владыке: «Ушел в попы, а мог бы академиком стать». Соловьёва Мария Николаевна (1924–04.12.1994), геолог, палеонтолог, кандидат геолого-минералогический наук. На протяжении многих лет работала в Геологическом институте АН СССР. Сфера ее научных интересов: Тянь-Шань, Северный Памир, западный сектор Арктики. Училась на геологическом факультете Среднеазиатского университета в Ташкенте, когда там преподавал Константин Николаевич Вендланд – будущий митрополит Иоанн. Была дружна с Владыкой на протяжении многих лет – навещала, состояла с ним в переписке, посылала свои стихи. Изучала происхождение камня, из которого в XII веке был построен Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Полученные результаты использованы ею в работе, написанной в соавторстве с геологом П. В. Флоренским (внуком священника Павла Флоренского ), «Белый камень белокаменных соборов», которая была напечатана в журнале АН СССР «Природа» и отвечала на вопрос: где и как добывался в древности материал для строительства церквей и соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Ломоносов М.В. Первые основания металлургии или рудных дел. Прибавление второе: О слоях земных. IV, § 164-167// Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений/АН СССР. — М.; Л., 1950—1983. – Т. 5: Труды по минералогии, металлургии и горному делу, 1741—1763. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954. — С. 616-619. Примечания//Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений/АН СССР. — М.; Л., 1950—1983. – Т. 2: Труды по физике, астрономии и приборостроению, 1744—1765 гг. — М.; Л.: АН СССР, 1955. — С. 767. Так, например, согласно декрету 786, принятому 8 апреля 1546 г. на четвертой сессии Тридентского собора, никому из католиков не разрешалось самостоятельно толковать Библию: «Имея целью поставить в будущем под контроль мятежные души и достигнуть единства в вопросах нравственности и веры, а также христианского учения, Собор постановляет, что никто не имеет права иметь собственные суждения и искажать смысл Священного Писания согласно собственным убеждениям, а также толковать его в смысле, противоречащем тому, что установила Святая Матерь-Церковь. Только ей одной принадлежит право определять истинный смысл и значение Писания; а оно было установлено единодушным согласием Отцов Церкви» (цит. по: Фантоли А. Галилей: В защиту учения Коперника и достоинства Святой Церкви/Пер. с итал. А. Брагина. – М.: МИК, 1999. – С. 177-178). Более того, еще с XIII в., в связи с борьбой против различных ересей (катары, альбигойцы и проч.), на некоторых поместных соборах Католической Церкви были даже приняты постановления о запрете чтения Библии мирянами. Рассуждения Галилея в пространном письме к Кристине Лотарингской многократно анализировались, в том числе и в указанных работах А. Фантоли и И.С. Дмитриева. А. Фантоли указывает работы и других исследователей (Прим. 30, с.182) Ломоносов М.В. Явление Венеры на Солнце…, с. 370. В «Слоях земных» Ломоносов также пишет о таких людях, «кои осмехают науки, а особливо новые откровения в натуре, разглашая, будто бы они были противны закону, коим самим мнимым защищением действительно его поносят, представляя оный неприятелем натуре, не меньше от Бога происшедшей, и называя все то соблазном, чего не понимают» и далее (§166-167, с. 618-619).

http://bogoslov.ru/article/2407007

д. (1909), губернатор (1910–1912) Черниговской губ. Управляющий (1912), министр внутренних дел (16.12.1912–5.06.1915), член Государственного совета (1915). После Февральской революции арестован, после Октябрьской революции расстрелян. Брат А. А., В. А. и Е. А. Маклаковых; Маклакова Елизавета Алексеевна (1868–?), сестра А. А., В. А. и Н. А. Маклаковых; Маковский Владимир Егорович (1846–1920), живописец, действ. член Петербургской АХ (1893), преподаватель Московского уч-ща живописи, ваяния и зодчества (1882–1894) и Петербургской АХ (1894–1918), с 1895 ее ректор, член Тов-ва передвижных выставок (с 1870); Маколей Томас Бабингтон (1800–1859), английский историк, публицист и политический деятель, иностранный член-корр. Петербургской АН (1858); Максим Грек (в миру Михаил Триволис) (ок. 1470–1555), писатель, публицист, переводчик. С 1516 жил в России; Максимейко Николай Алексеевич (1870–1941), историк, юрист, магистр (1902), доктор (1914) государственного права, член-корр. АН УССР (1925). Приват-доцент (1897–1902), профессор (1902–1920) юридического ф-та Харьковского ун-та. Профессор Харьковского ин-та народного образования и других вузов Харькова (1920–1926), руководитель секции истории украинского права НИИ украинской культуры (1926–1934), член Комиссии по изучению истории западно-русского и украинского права АН УССР (1926–1940), научн. сотрудник Ин-та истории Украинской АН (с 1940); Максимович Георгий Андреевич (1877–?), историк, магистр русской истории (1913). Наставник-руководитель по истории и географии гимназии при Историко-филологическом ин-те кн. Безбородко в Нежине (с 1909), преподаватель ун-та Св. Владимира в Киеве (с 1917), после Октябрьской революции преподаватель Таврического ун-та, профессор Крымского педагогического ин-та (в Симферополе); Мальмберг Владимир Константинович (1860–1921), историк искусства, археолог, магистр (1892), доктор (1905) теории и истории искусств, член-корр. Германского археологического ин-та. Приват-доцент Казанского ун-та (1888–1890), профессор историко-филологического ф-та Юрьевского (Дерптского) ун-та (1890–1907), МВЖК (с 1907).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Массовых волнений не было. Войска, которые правительство выделило на всякий случай, не понадобились Проблема однозначных, но некорректных заявлений А.И. Герцена о страданиях униатов, возможно, породила наивную веру польских повстанцев в то, что призывы к унии помогут поднять против России белорусских крестьян. В одной из своих листовок, выпущенных в 1862 г. накануне очередного восстания, активный деятель польского движения К. Калиновский призывал крестьян восстать за веру дедов – унию. Если бы ситуация с униатами была бы такой, какой она виделась А.И. Герцену, крестьянское участие в восстании было бы гораздо шире. На практике крестьяне, в основном бывшие униаты или их дети, не только не поддержали восстание, но еще организовывали сельские караулы для защиты от повстанцев, а также с удовольствием помогали русской армии вылавливать инсургентов по лесам. Антиимперский пафос А.И. Герцена был многообразным. В перечень претензий к властям попадало в том числе обвинение правительства и даже конкретно самого императора Николая I в жестокостях против униатов и силовой перевод их в православие. На практике переход из унии в православие прошел достаточно спокойно, а сами крестьяне не прельстились возможностью вернуться в униатство, что предлагала им польская повстанческая пропаганда. Историческая реальность в целом не соответствовала представлениям А.И. Герцена о гонениях на униатов. Сам публицист пренебрегал реальными фактами и делал не имеющие под собой оснований выводы, которые, однако, соответствовали его стремлению видеть ситуацию такой, какой он хотел её видеть. Герцен А.И. Собрание сочинений в 30 т. Т. 6. М.: Издательство АН СССР. 1955. С. 309. Там же. С. 426. Там же. С. 527. Герцен А.И. Собрание сочинений в 30 т. Т. 9. Издательство АН СССР. 1956. С. 137 Там же. С. 286. Герцен А.И. Собрание сочинений в 30 т. Т. 12. Издательство АН СССР. 1957. С. 41 Там же. С. 104-105. Там же. С. 266. Там же. С. 537. Там же. С. 292. Герцен А.И. Собрание сочинений в 30 т. Т. 13. Издательство АН СССР.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/01/ai_ger...

Похоже на подготовленный по заказу комментарий к статье, никакого отношения к вопросам о " 12 шагах " не имеющей. Во-первых. Цитата: центр не Православный (не религиозно ориентированный, по 12 шаговой программе). Читайте статью священника Максима Плетнёва " Программа " 12 шагов " как религиозное явление " : http://www.rusk.ru/st.php?idar=113629 . Там всё грамотно разъяснено по данному вопросу. Во-вторых. Цитата: Ребята многие тянутся к Церкви, к общению с нашими батюшками, но вот как подойти, поймут ли... Поймут, конечно. Если человек после прохождения программы " 12 шагов " придёт в храм (что маловероятно, поскольку после размывания понятия о Боге, о Святой Троице, о Христе в расплывчатый образ мифической " Высшей Силы как мы её понимаем " , сделать это чрезвычайно трудно) и осознает всю степень своей греховности + поймёт, что " 12 шагов " - путь в никуда и в этой программе нет исцеления и спасения для души, покается=то он в итоге с Божией помощью может стать православным христианином. Но, повторюсь, после прохождения " 12 шагов " сделать это ГОРАЗДО труднее, нежели если бы страждущий сразу обратился в Церковь за помощью к священнику. В качестве подтверждения моих слов фрагмент доклада протоиерея Сергия Белькова, руководитель Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму СПб епархии, на секции " Профилактика злоупотребления наркотиков среди молодежи " на XIV Международных Рождественских образовательных чтениях, 2006 год: " Стоит затронуть, прежде всего, вопрос, о том, что в программной литературе АА/АН особо подчеркивается духовный, но не религиозный характер " 12 шагов " . При этом понятие " духовность " не расшифровывается, оставляя полную свободу для каких угодно истолкований самими членами АА/АН. На практике это приводит к подверженности членов АА/АН влиянию со стороны любых религиозных, философских, псевдо-религиозных и оккультных систем, которые в том или ином контексте употребляют слово " духовность " . Наркозависимые и алкоголезависимые люди, конечно же, нуждаются в духовной поддержке и ищут ее, но " духовность " программы " 12 шагов " настолько неопределенна и расходится с традициями Русской Православной Церкви, что люди, попавшие в лукавые программы АА/АН, рискуют навсегда потерять связь с духовными и культурными традициями своего народа. "

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/23/...

Будучи ректором, М. поддерживал в академии строгие порядки и дисциплину. Важное значение в деле воспитания студентов М. придавал церковному богослужению. Много внимания он уделял улучшению материального положения наставников академии. Пополнение книгами академической б-ки также было одной из главных задач руководства академии. Назначение ректором СПбДА и возведение в сан епископа не мешали М. продолжать чтение лекций и трудиться над составлением следующих томов по догматическому богословию и рус. церковной истории. «Православно-догматическое богословие» в 5 книгах было высоко оценено свт. Иннокентием (Борисовым), рассматривавшим его по поручению АН (Общий отчет. 1854). 17 апр. 1854 г. это сочинение было удостоено полной Демидовской премии в 1428 р. 4 нояб. 1854 г. М. был утвержден в звании ординарного академика имп. АН по отд-нию рус. языка и словесности (РГИА. Ф. 796. Оп. 135. Д. 2102. Л. 1-4) на основании отзыва акад. И. И. Давыдова (Отчет Рос. АН по Отд. рус. языка и словесности за 1852-1865 гг., СПб., 1866. С. 136-140). Во время пребывания в С.-Петербурге М. не пропустил ни одного из заседаний II отделения академии. Десять из этих заседаний были посвящены разбору его докладов. Впосл., будучи уже епархиальным архиереем, М., приезжая в С.-Петербург, всегда старался посетить заседания в АН (РГИА. Ф. 675. Оп. 1. Д. 5. Л. 3). Архиерей тесно общался с учеными, историками и литераторами Погодиным, П. А. Плетнёвым, Н. Г. Устряловым и др. В 1853 г. при СПбДА было учреждено миссионерское отд-ние «для приготовления воспитанников на дело с раскольниками». В 1855 г. учение о расколе было введено в общий курс академического преподавания, а с 1857 г. во всех ДА учреждены кафедры «Учения о русском расколе» ( Сухова. 2006. С. 88). В качестве пособия в 1855 г. М. опубликовал «Историю русского раскола, известного под именем старообрядчества». Рецензентом данного исследования стал архиеп. Григорий (Постников). В отзыве он отметил, что сочинение М. написано обстоятельно, на основании серьезной источниковедческой базы.

http://pravenc.ru/text/Макарий ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010