Но видеть себя оставленным, если даже не преданным тем же врагам, от правительства, от начальства Православной Церкви – грустно, весьма грустно. Впрочем, облегчив сердце сим душевным признанием пред архипастырем, к личным качествам коего и высоким заслугам Церкви питал я всегда глубочайшее уважение, – я иду нетрепетно, без малодушия, по пути, предназначенному мне Провидением. Да будет святая воля Его! и да поможет мне Бог быть ещё сколько-нибудь полезным Церкви Православной. P. S. Утешьте меня, Высокопреосвященнейший, уведомлением о получении сей бумаги – а-то я подумаю, и её к вам не допустили. Записка, поданная генералу Ростовцову в 10-й день мая 1844 года. По случаю участия моего в воссоединении Униатской Церкви к Православию, пострадали более или менее все мои родственники от неудовольствия за сие господствующей в западных губерниях польско-католической партии. В числе их, потерял большую часть прежней практики родной мой брат, вольнопрактикующий лекарь Киевской губернии Липовецкого уезда, Николай Семашко. По родственной обязанности, я взялся пристроить одного из его сыновей, Августина. Это мальчик на одиннадцатом году, здоровый, хороших способностей, имел оспу, получил первоначальное образование, обрусел довольно здесь в пансионе, Православного исповедания и фамилии дворянской, признанной в сем звании герольдией. Покорнейше прошу означенного моего родного племянника, Августина Семашку, согласно желанию его родителей, принять в который-либо из здешних кадетских корпусов, или в Брестский, хотя бы на память присутствия моего при открытии сего корпуса. Платону, епископу Ковенскому, 11 июня 1844 848 (конфиденциально). По случаю запроса, сделанного вам его высокопревосходительством генерал-губернатором: поедете ли вы в Ковно на встречу Государю Императору, частным письмом требуете вы моего на это разрешения и присылки певчих. Вашему Преосвященству должно быть известно, что делать встречи Государю Императору, без особого соизволения, по духовной части не допускается; и я не могу дать на это разрешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Владыка письменно поблагодарил духовенство «за столь всеобщую добрую решимость отказаться от табакокурения», относительно же десяти отщепенцев распорядился так: правления духовных училищ и семинарии не должны были принимать детей их на казну, так как лица, имеющие средства на приобретение табаку, должны иметь средства и на воспитание детей своих» (Т. 2, стр. 619). Всячески заботясь о своем духовенстве, как добрый отец о своих единоутробных детях, Семашко деятельно оберегал его от всяких притеснений со стороны, он зорко следил и направо и налево – не обижает ли кто его детей. В западном крае особенно сильно притесняли духовенство помещики. Отстаивая по большей части интересы разрушенной Польши, в православном духовенстве они видели заклятых врагов своих; потому что возрожденное духовенство, всецело проникнутое стремлением к России, прямо и непосредственно влияло на народ, вселяло в него верноподданнические чувства к русскому престолу. Поэтому, чуть какая оплошность со стороны священника, помещик немедленно пишет на него доносы и к архиерею, и к губернатору, и даже к самому министру внутренних дел. «Поп-де неправильно службы совершает, обижает его, помещика, волнует его крестьян и пр. и пр.» 2 А иной еще расправится и самосудом: испортит церковную землю, а попа велит выдрать плетьми. Проницательный архипастырь все это знал, тип западного задорного кутилы и развратника-помещика был знаком ему еще с детства, и ничто так не претило нравственному чувству владыки, как эти якобы обижаемые духовенством баре. И горе же тому доносчику, если жалоба его по расследовании дела оказывалась сущей клеветою. Не отвяжется владыка от такого помещика, сам возбудит законное преследование против него и самое меньшее сделает, как если подставит его под шеф-жандармскую руку. Взаимный антагонизм между помещиками и духовенством усиливался еще нередко и от того, что администрация западного края почти исключительно держала руку первых. Разные исправники, становые пристава, будучи по большей части римско-католического исповедания, всегда были против духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

21 апреля 1829 года последовал Высочайший указ «о бытии Семашко викарным епископом и председателем консистории белорусской греко-униатской епархии, с наименованием епископа Мстиславского и дабы присутствовать ему в коллегии, когда будет находиться в Петербурге». С момента посвящения Иосифа в сан епископа открылся более широкий простор для его деятельности, как на месте его епископского служения в епархии, так и в Петербурге в качестве присутствующего в коллегии. Изображению местной деятельности Иосифа мы посвящаем особый очерк; теперь же продолжим описание деятельности Иосифа по униатскому делу, поскольку она проявлялась им в Петербурге. Правда, на первых порах своего епископства ревностный святитель униатов не мог многого сделать на пути осуществления своих заветных целей. Вспыхнувшие почти при самом начале епископской деятельности Иосифа польский мятеж на время заставил правительство как бы отодвинуть на задний план заботы о потребностях униатской церкви. Плодом его усиленной заботливости и хлопот за это время явилось несколько не лишенных важности правительственных распоряжений, имевших значение для обособления униатской церкви. В числе их прежде всего заслуживают внимания: а) воспрещение иметь в римско-католических монастырях служителей православного и униатского исповедания; б) закрытие светских училищ, содержимых базилианами в губерниях Киевской, Волынской и Подольской; в) предписание, чтобы в западных губерниях по иноверному ведомству члены в консистории и священники к приходам назначались не иначе как по сношении с начальниками губернии; г) принятие особых мер к отвращению самовольных отлучек белого и монашествующего духовенства. К тому же, пользуясь замешательством польского мятежа, находились недоброжелатели униатскому делу, «которые готовы были жертвовать всем, чтобы оное уронить, или по крайней мере остановить». К этому присоединилось еще и то обстоятельство, что Блудов, только что было освоившийся с положением униатского дела, сделан был министром внутренних дел, так что униатские дела оставались только ничтожной частью его занятий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Не смотря на все эти столь неблагоприятные обстоятельства, ревностный святитель не угасил одушевлявшего его пламени ни на одну минуту. Он и в это столь неблагоприятное для его деятельности время неуклонно идет по пути еще прежде ясно поставленной им задачи окончательного отторжения униатской церкви от всякого общения и связи с римско-католической церковью и утверждению по возможности прочной внутренней организации в среде первой. Одновременно с этими распоряжениями униатский епископ усиленно хлопочет и о том, чтобы разъяснять дальнейшие виды правительства относительно униатского дела и в видах опасения за будущность этого начинавшего колебаться дела ходатайствует о подчинении греко-униатской коллегии Святейшему Синоду. Он даже сам лично решился присоединиться к православной церкви. При столь настойчивой заботливости со стороны ревностного епископа униатскому делу не суждено было быть заброшенным. После почти трехлетнего затишья, господствовавшего во время начала польского мятежа, оно вновь воскресает и быстро приходит в движение. 2 апреля 1833 г. Семашко Высочайше назначен был литовским епархиальным епископом с оставлением и членом греко-униатской коллегии. Одновременно с этим его назначением состоялись важные законодательные мероприятия относительно униатов, которыми навсегда порывались и самые последние нити зависимости униатов от латинян. Так теперь окончательно было отменено относительно униатов латинское право ктиторства, по которому предоставлялось помещикам представлять в своих имениях кандидата на открывающиеся вакансии приходских священников. Так как помещики почти без исключения были римско-католического исповедания, то это право оставалось при тогдашнем положении униатского дела излишним. Вслед за этим распоряжением относительно белого униатского духовенства сделано было не менее важное распоряжение и относительно духовенства монашествующего. В отношении этого последнего дозволения базилианам, происходящим из латинян, возвращаться в латинство ограничено шестимесячным сроком и тем ускорено по возможности очищение монашества от вредных элементов и предотвращено в нем колебание на будущее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Большую заслугу в этом отношений признает за преосв. Макарием и историк Литовской духовной семинарии 1526 . Преосв. Макарий весьма внимательно относился и к постановке воспитательного дела в духовно-учебных заведениях Литовской епархии. Так, напр., когда ему были представлены при журнале семинарского правления от 7 сентября 1870 года «правила семинарской жизни и деятельности», – составленные инспектором иеромонахом Иустином и одобренные педагогическим собранием, то преосв. Макарий утвердил их, предварительно исправив их собственноручно в некоторых местах 1527 . Отношения преосв. Макария собственно к воспитанникам духовно-учебных заведений были проникнуты духом глубокой гуманности. Так, на журнале педагогического семинарского правления за 5 марта 1875 года, где в ст. IV было решено, между прочим, учеников, не приготовивших уроков по лености, оставлять в классе по окончании занятий не свыше двух часов, преосв. Макарий 20 марта 1875 года положил следующую замечательную резолюцию: «исполнить. Но, по ст. VI, меру, принимаемую в пункте 4-м, без указания оснований, предлагаю подвергнуть новому рассмотрению. Заставлять учеников учить свои уроки в такое время, когда, просидев несколько классов и выслушав несколько лекций сряду, ученики утомились и телом и душею и когда тело обыкло требовать пищи – хорошо-ли это и можно-ли ожидать успеха от такой меры?» 1528 . В числе других нерешенных дел, преосв. Макарий получил в Литве от своего предшественника весьма важное дело об открытии высшего училища при Литовской духовной семинарии. Вопрос об учреждении в северо-западном крае высшего духовного учебного заведения был возбужден очень рано, на заре духовного возрождения этого издревле православно-русского края. Еще в 1828 году Иосиф Семашко думал об учреждении духовной Академии в Полоцке, которая, по его мысли, имела сделаться очагом воссоединения Литовской русско-униатской паствы с православною церковью. Боязнь остаться беспомощным в крае, в котором тогда были еще слишком скудны православно-русские силы, заставила Иосифа Семашко отказаться от осуществления своего проекта.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

1958. С. 364. Там же. Герцен А.И. Собрание сочинений в 30 т. Т. 14. Издательство АН СССР. 1958. С. 34. Там же. Там же. С. 151. Герцен А.И. Собрание сочинений в 30 т. Т. 30. Кн. 2. Издательство АН СССР. 1965. С. 510 Герцен А.И. Собрание сочинений в 30 т. Т. 15. Издательство АН СССР. 1958. С. 7. Хотеев А.С. Воссоединение униатов и деятельность преосвященного Иосифа (Семашко) на страницах российской исторической периодики второй половины XIX века//Актуальные вопросы изучения и преподавания истории, социально-гуманитарных дисциплин и права. Материалы международной научно-практической конференции к 100летию исторического факультета ВГУ им. П.М. Машерова. Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2018. С. 41. Подробнее об этом см.: Романчук А. Высокопреосвященный Иосиф (Семашко), митрополит Литовский и Виленский: очерк жизни и церковно-общественной деятельности. М.-Минск: Общество любителей церковной истории, 2015. С. 147-151. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/opp/2023/09/01/ai_ger...

Вот как сам митрополит объясняет мотивы этого подвига: «...я с детства имел... душевное влечение к Россиии и всему русскому... Неизмеримая Россия, связанная одною верою, одним языком, направляемая к благой цели одной волею, стала для меня лестным, великим отечеством, которому служить, благу которого споспешествовать считал я для себя священным долгом – вот сила, которая подвигла меня на воссоединение униатов, отверженных в смутные времена от величественного русского православного древа... Пламенное усердие к этому делу в течении 12 лет (1827 – 1839) постигло все мое существование». Вся последующая деятельность архиеп. Иосифа, по его словам, обязанного ответственностью перед воссоединенными и за воссоединенных, была посвящена устранению многих остатков латино-униатской старины, перевоспитанию духовенства на православно-русских началах, улучшению его быта, обновлению и украшению храмов и охранению православной паствы от усилившейся латино-польской пропаганды. Его деятельность не ограничивалась пределами образованной им Литовской епархии. Он заботился об укреплении православия и в других воссоединенных епархиях. Много сил, опытности, умения и тактичности в обращении требовалось от архиеп. Иосифа в этот период. Побежденные противники не могли простить ему своего поражения, распускали о нем различные небылицы, подкапывались под него со всех сторон. Они даже покушались на его жизнь. Только его мудрость, остроумие и необычайная проницательность помогли ему в достижении поставленной цели. В 1842 г. архиеп. Иосиф отправился в путешествие по святым русским местам. Он побывал в Новгороде , в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре , Туле , Задонске , Воронеже , Курске и Киеве и получил большое удовлетворение от виденных им древних русских святынь. По возвращении из путешествия, осенью 1842 г., архиеп. Иосиф был назначен членом комитета по делам о раскольниках и отступниках от православия. Это назначение мало утешало архиепископа и он 18 декабря 1842 г. снова обратился с прошением об увольнении его на покой. Прошение это не было удовлетворено и на этот раз, и архиеп. Иосиф оставался на своем посту еще в течение 25 лет.

http://drevo-info.ru/articles/6368.html

Надежные деятели из среды греко-россиян и самых униатов столь бы умножились, что Синод мог бы иметь все способы к совершенному обращению униатов в православных и искоренению наружных более или менее важных нововведений. В течение этого времени римское духовенство отделилось бы от православного, сила оного ослабела бы от упразднения монастырей и других учреждений, влияние польского патриотизма исчезло бы при новом порядке вещей, русские чиновники, тогда еще новые в западном крае, с познанием местных обстоятельств, приобрели бы достаточно влияния и средств к исполнению намерений правительства и, следовательно, с одной стороны, уменьшилось бы противодействие, а с другой – доставились бы новые способы. Но этого мало. Иосиф думал, что если вести дело указанным им путем, то и католическое население, живущее среди униатов, присоединилось бы к православию. «Но ни одно верное и беспрепятственное присоединение униатов к греко-российской церкви, – писал в своей записке Иосиф, – будет плодом постепенного хода униатского дела. Во всех местах, где имеются униаты, помещики и прочее римско-католическое население, за отдаленностию своих костелов, отправляются постоянно к богослужению в униатския церкви и здесь по большей части получают удовлетворение в духовных требах. Можно даже сказать, что эти католики вообще более привязаны к униатскому духовенству, нежели к римскому, частию от того, что первое по своей бедности более им угождает, частию же по общей безнравственности последняго. Посему легко предвидеть, что если не касаться слишком поспешно одеяния приходского униатского духовенства и некоторых наружностей по церквам, то это католическое население, привыкнув нечувствительно к св. Синоду, православным архиереям, высшему духовенству и всему вообще русскому, присоединится к православной церкви» 26 . В другой своей докладной записке, поданной Блудову в Октябре того же 1832 года, Иосиф, кроме подчинения коллегии Синоду, указывает на необходимость привести в исполнение и некоторые другие меры, которые, по его мнению, должны были способствовать улучшению положения униатского духовенства, воспитанию в новом духе молодого поколения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

При этом Иосиф не без основания высказал предположение, что молитвы исключены из русских букварей и напечатаны только в польских, с коварным умыслом заставить православное юношество изучать польские молитвы по польским букварям. Как бы в подтверждение указанного предположения Иосифа, священник Кунахович донес своему духовному начальству, что помещица Пилецкая открыла частное училище в деревне Счечицах, населенной православными жителями, и что в этом училище католик-учитель, не знающий по-русски, обучает 16 православных детей польскому чтению, пению польских гимнов и римско-католическому катехизису по польским букварям и по таким же молитвенникам. В виду слухов об открытии подобных училищ и в других местностях, Иосиф, отношением от 29 марта, просил генерал-губернатора закрыть означенное училище и возложить на обязанность местных гражданских властей строго наблюдать за тем, чтобы впредь не учреждались подобные училища, без дозволения гражданской власти и без ведома православного духовного начальства, в том случае, если открывается училище среди православного населения. В конце августа 1859 года митрополит Иосиф, по Высочайшему повелению, был вызван в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде. Выезд владыки в С.-Петербург, для присутствования в Синоде, замедлился, отчасти, по причине постигшей его болезни. Болезнь началась в первых числах июня сильным припадком лихорадки, сопровождавшейся беспамятством и бредом по ночам. Причину лихорадки должно искать, по мнению владыки, в прошедшем, а может быть, в нервном раздражении от постоянного беспокойства и напряженного умственного труда. Последствием лихорадки явились упадок сил владыки и опухоль ног. Перед выездом в С.-Петербург митрополит возложил общий надзор за епархией, во время своего отсутствия, на Филарета, епископа Ковенского. Иосифа сопровождала в Петербург довольно многочисленная свита из 38-ми человек, в том числе, 1 архимандрит, 1 игумен, 2 иеромонаха, 4 иеродиакона и диакона, письмоводитель, регент и 14 певчих.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Настоятелю Дзикушской церкви соборному протоиерею Иосифу Семашко, от 15 мая за 1816, с препровождением Всемилостивейше пожалованного ему золотого наперсного креста, украшенного драгоценными камнями Его Императорское Величество , согласно удостоению Святейшего Синода, в 5 день минувшего апреля, Всемилостивейше соизволил пожаловать вашему высокопреподобию золотой наперсный крест, украшенный драгоценными камнями. Таковой крест получен мною ныне при отношении г. синодального обер-прокурора генерал-адъютанта графа Протасова, от 7 сего мая за 3300 Препровождая при сём означенный крест к вашему высокопреподобию для ношения по принадлежности, прошу уведомить меня о получении оного. Позвольте, батюшка, любящему сыну поздравить вас от всего сердца с этою Высокомонаршей милостью и знаком внимания Святейшего Синода к доброй вашей жизни и к доброму усердному служению Церкви святой. Да даст вам Бог красоваться ещё на многие годы пред глазами детей и почитателей ваших, да светить всем добрым примером и добрыми делами. Литовской духовной консистории, от 17 июня за 2277, о сделании распоряжения, чтобы вместо доставления Православным благочинным Латинскими ксёндзами списков, по которым уже кончено разбирательство, предоставлено было самому Латинскому духовенству составить списки лиц, подлежащих возврату в Православие На отношении Виленского Римско-католичеекого епископа Жилинского, от 17 июня за 1038, с ходатайством об изъявлении согласия, чтобы вместо доставления Православным благочинным Латинскими ксёндзами приходских списков, по которым уже кончено разбирательство, для снятия с них копий, предоставлено было самому Латинскому духовенству составить списки лиц, признанных по разбирательству подлежащими возврату в Православие, и таковые, после поверки их деканами, препровождать тогда же к Православным благочинным, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Для предположенной цели мера, предполагаемая здесь преосвященным Жилинским совершенно достаточна; почему я предлагаю консистории сделать соответственные распоряжения и предписания, и о том уведомить от моего имени преосвященного Жилинского, для сделания и с его стороны надлежащих предписаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010