Эта записка, поданная через министра народного просвещения А.С. Шишкова, в чьем ведении находились все дела Католической Церкви в России, императору Николаю встретила заинтересованность монарха, который 6 декабря 1827 г. с формулировкой «за отличноые способности, ревность и примерное благонравие» наградил ее автора бриллиантовым крестом. Ободренный вниманием, прелат Иосиф 17 января 1828 г., подал А.С. Шишкову подписанное всеми членами униатского департамента Римско-католической духовной коллегии (кроме архимандрита Януария Быстрого) представление о преобразовании Униатской Церкви согласно своим идеям. На его основании в канцелярии Шишкова при деятельном участии Семашко, высказывавшего свои мнения по конкретным вопросам в многочисленных конфедициальных записках, был составлен «Всеподданейший доклад о преобразовании Греко-униатской Церкви соответственно истинным потребностям и пользам принадлежащих сему исповеданию». Следствием доклада стал высочайший указ «Об учреждении Греко-Униатской духовной коллегии» от 22 апреля 1828 г., всецело впитавший в себя предложения прелата Иосифа и положивший начало возвращению униатов в Православие. Инициированный Иосифом проект разрыва Брестской церковной унии на территории Российской империи предусматривал: 1) размежевание Высшего управления Униатской Церкви и Высшего управление Католической Церкви латинского обряда путем учреждения самостоятельной Греко-униатской духовной коллегии; 2) повышение эффективности церковного руководства в Унии посредством укрупнения епархий (их число при этом сокращалось с 4 до 2 – оставались Белорусская с центром в Полоцке и Литовская с центром в м. Жировичи); 3) унификацию органов управления униатских епархий со свойственными тому времени православными образцами; 4) подрыв могущества базилианского ордена ликвидацией монашеского самоуправления, подчинением монастырей епархиальному начальству, сокращением их числа с 83 до 24, лишением большой части доходов и разрешением монахам, пришедшим в Унию из латинян, вернуться в римский обряд; 5) возвышение роли и сословное укрепление белого духовенства (это должно было достигаться повышением уровня его образования (предполагалось открыть униатскую духовную академию и епархиальные семинарии, с принятыми в Русской Церкви стандартами образования и воспитания), улучшением материального положения за счет средств базилиан, а также уменьшением напряженности внутри духовенства через разрешение детям священников выходить из духовного звания); 6) отмену права патроната (коляторства) польских землевладельцев над униатскими церквами.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Дело дошло до государя, который через новоназначенного обер-прокурора Св. Синода графа Н.А. Протасова потребовал от преосвященного Иосифа объяснений. В ответ Семашко представил 8 октября 1836 г. записку, в которой описал опасности для подготовки упразднения Унии. Он видел их со стороны: 1) неправильной организации дела (подчинение униатов Д.Н. Блудову как министру внутренних дел и главноуправляющему иностранными исповеданиями); 2) православного духовенства, не доверявшего униатскому священноначалию, миссионерской активностью отталкивавшего большую часть униатов от Православия; 3) латинского духовенства и польских патриотов. Единственный выход из затруднения, по мнению владыки, мог заключаться только в подчинении Униатской Церкви если не прямо Св. Синоду, то хотя бы его обер-прокурору. «Замедление, – делал вывод И., – решительно обращается только в пользу Римлян, и, по всей вероятности, через некоторое время эта мера будет уже бесполезной и только подвергнет оное начальство (т.е. правительство – А. Р.) ответственности за неуспех дела, предыдущими обстоятельствами приготовленный». Записка имела успех и 1 января 1837 г. заведование униатскими делами перешло в ведомство обер-прокурора Св. Синода с одновременным подчинением Греко-униатской коллегии Пр. Сенату. Эта мера была половинчатой, но она давала надежду на координацию действий православных и греко-католических духовных властей. Отчасти надежды архиерея-воссоединителя оправдались. В 1837 г. по ходатайству Н.А. Протасова епископ Смарагд был переведен из Полоцка на Могилевскую кафедру. С его уходом из региона компактного проживания униатов частные присоединения практически прекратились, что устранило альтернативу воссоединительному проекту. В 1834–1838 гг. преосвященный Иосиф трудился над литургическим сближением униатов с православными, полагая это необходимым предварительным условием подчинения греко-католического Высшего церковного управления Св. Синоду. Его действия в этом направлении в основном носили характер личной инициативы, поэтому он мог действовать только в пределах своих властных полномочий на территории Литовской епархии. Белорусская, находившаяся под омофором митрополита Иосифа Булгака, была ему недоступна.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Реализация нового политического курса предусматривала, во-первых, решительное «подавление пришлого польского элемента» и, во-вторых, «упрочение и возвышение русской народности и Православия так, чтобы не было и малейшего повода опасаться, что край может когда-либо сделаться польским». Адресный, целевой характер муравьевских реформ, направленных на защиту интересов западно-русского крестьянства и Православной церкви, определял новый вектор политики России в отношении её западных окраин - ускорение процессов интеграции с центральными губерниями на основе «прочного устройства быта крестьян и распространения общественного образования в духе Православия и русской народности». Граф Михаил Николаевич Муравьёв-Виленский Как начинался процесс церковных и государственных преобразований в Литве и Белоруссии в дореформенный период? Рассматривая вопрос о региональной церковной политике М.Н. Муравьева необходимо обратить особое внимание на отношения, которые существовали между виленским генерал-губернатором и митрополитом Литовским и Виленским Иосифом (Семашко). К моменту прибытия М.Н. Муравьева в Вильну 14 мая 1863 г. оба деятеля, государственный и церковный, уже давно знали друг друга. Как отмечал Г. Я. Киприанович: «Эти два необыкновенные мужа встретились теперь, как старые знакомые, подвизавшиеся некогда совместно на поприще дорогой для них обоих западной России. М.Н. Муравьев был в 1827 году витебским вице-губернатором, в 1828 году - могилевским губернатором, а с 1831-го до 1834 года - гродненским губернатором. Находясь в последней должности, он принимал участие в подавлении мятежа 1831 года и в 1834 году оказал деятельную поддержку высокопреосвященному Иосифу при производившемся в то время устройстве униатских церквей по образцу православных. Отправляясь в Вильну, М.Н. Муравьев был вполне уверен, что воссоединенное Иосифом духовенство, вместе с преданным ему народом, будет для него самым надежным оплотом как в подавлении мятежа, так и в предположенных им реформах к теснейшему слиянию Западного края с остальной Россией, и что митрополит Иосиф явится для него наиболее авторитетным советником и сотрудником в исполнении возложенного на него Государем весьма трудного и крайне ответственного поручения».

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/29/m...

На одиннадцатом году Иосиф из родительского дома поступил в Немировскую гимназию, главным руководителем которой был известный польский патриот, граф Фаддей Чацкий. В этой гимназии он проучился шесть лет и обучался латинскому, французскому, русскому и польскому языкам, математике, физике, всеобщей истории, праву и географии. Хорошая подготовка дома принесла много пользы мальчику, особенно в двух низших классах гимназии, где, благодаря плохим учителям, ничего нельзя было приобрести. Насколько плохи были учителя в этих классах, можно судить потому, что один учитель, старичок, не бывал в классе даже и четвертой части урочного времени, а ограничивался тем только, что поручал слушать уроки товарищей юному Семашке, которого поставил авдитором над авдиторами, а сам в то время с другими учителями ходил по коридору. Если в классе поднимался шум, то учитель этот отворит дверь, крикнет: «Молчать», и по-прежнему продолжает расхаживать по коридору. Явившись в класс в конце урока, если время осталось, просмотрит заметки авдиторов о знании уроков другими учениками, накажет не знавших и, наконец, берет учебник и назначает ногтем следующий урок, говоря: «С этого места по это». Подобного рода системы преподавания держался этот учитель не только с уроками, заучиваемыми наизусть, но даже с арифметикой и географией, в знании которых он уступал своему первому ученику – Семашке. Последнего часто призывали из первого класса во второй, т. е. высший, чтобы он своими ответами пристыдил учеников этого класса. На третьем или четвертом году учения Иосифа в гимназии, в нем произошла перемена, оставшаяся на всю жизнь. Прекрасная память слов, которой он отличался в детстве, пропала, и ему стоило большего труда, выучивать уроки. Взамен памяти слов, в нем развилась больше прежнего память идей и предметов. Эта способность юноши была надлежащим образом оценена с переходом его в математические классы, где преподаваемые ему предметы он изучал с успехом зрелого ума. Благодаря вниманию и прилежанию, а также своим природным способностям, Семашко окончил курс в Немировской гимназии первым учеником и подучил отличный аттестат.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Притом имелось в виду, что плодом постепенного хода Униатского дела будет не одно верное и беспрепятственное присоединение Униатов к Греко-Российской Церкви. Во всех местах, где имеются Униаты, помещики и прочее Римско-Католическое население, за отдалённостью своих костёлов, отправляются постоянно к богослужению в Униатские церкви и здесь по большей части получают удовлетворение в духовных требах. Можно даже сказать, что сии Католики вообще более привязаны к Униатскому духовенству, нежели к Римскому, частью от того, что первое по бедности своей более им угождает, частью же по общей безнравственности последнего. Посему легко предвидеть, что если не касаться слишком поспешно одеяния приходского Униатского духовенства и некоторых наружностей по церквам, то сие Католическое население, привыкнув нечувствительно к Святейшему Синоду, Православным архиереям, высшему духовенству и всему Русскому, присоединится к Греко-Российской Церкви. Все изложенные соображения заставили думать, что предполагаемое подчинение Греко-Униатской коллегии Святейшему Синоду есть самая надёжная мера к упрочению и благополучному довершению Униатского дела; и как скоро Государю Императору благоугодно было одобрить оную, все действия по Униатской части были уже соображаемы с 1832 года с сим предположением. Нужно было приготовить надёжных пособников для действий Св. Синода по сей части: и для Белоруссии назначен новый Православный Полоцкий епископ, которому, может статься, суждено быть преемником управляющего ныне Белорусской Греко-Униатской епархией митрополита Булгака. Для Литвы, где нужно более осторожности, продолжительнейших и больших усилий, назначен епископ Иосиф Семашко . Наконец, рукоположены три новые Униатские епископы, не только как надёжные делатели в пользу Православия, но и как оплот от перехода Униатов в Латинский обряд, в случае совершенного прекращения архиепископского управления Греко-Униатской Церкви. Нужно было предупредить и ослабить по возможности противодействие со стороны самых преданных Латинской Церкви Униатов: и уже упразднены две трети базилианских монастырей; дозволено Греко-Униатским монахам, перешедшим из Римского обряда, возвратиться в оный, – чем и воспользовались более пятидесяти человек; отменено по Униатской Церкви право ктиторства, по коему назначение к приходам священников сего обряда зависело от тамошних помещиков – Римских Католиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В национальном отношении белорусский крестьянин того времени плохо сознавал свою принадлежность к русскому народу и скорее считал себя поляком, чем русским. В вероисповедном отношении сам митр. Иосиф Семашко признавал, что к моменту возсоединения стерлось всякое различие между унией и католичеством и не оставалось никакой преграды к переходу из унии в католичество. В этом виновато было само униатское духовенство. Из материальных выгод оно подделывалось под ксендзов и поляков. Оно носило такую же одежду, как католическое духовенство, могло служить, как в униатских храмах, так и в католических костелах. Богослужебные облачения были одинаковы. Православные обряды были заменены католическими. Богослужебным языком считался славянский, но он коверкался, и многие священники просили о переходе на польский язык. Проповеди говорились по-польски. При возсоединении униатов священники были оставлены на своих местах под условием подписки о переходе в православие. На народ же не обращалось никакого внимания, в расчете, что паства пойдет за пастырями. Несмотря на данные подписки, многие священники в душе продолжали оставаться униатами, находясь под сильным польским влиянием. Другие были женаты на польках-католичках. В семейном быту в употреблении был польский язык. За отсутствием русской интеллигенции духовенству часто приходилось вести знакомство с польской шляхтой и поневоле ей подражать. Хотя со времени возсоединения прошло 30 лет, но польско-униатский дух был еще силен среди старого духовенства и еще более силен среди крестьян. О действительном возвращении в лоно веры своих отдаленных предков народ часто даже и не помышлял. За недостатком кандидатов священства, таковые выписывались из великорусских губерний, но таковых было слишком мало, чтобы они в состоянии были изменить тип западно-русского священника. В виду недостаточного влияния духовенства на народ, Муравьев предлагал радикальную меру: разослать бывш. униатское духовенство по разным епархиям, а взамен выписать духовенство из внутренних епархий, но этому сильно воспротивился митр. Иосиф Семашко . Для улажения конфликта в Вильну приезжал обер-прокурор Синода Ахматов.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Между тем Иосиф зорко продолжал следить за происками и успехами ксендзовско-шляхетской партии. Кафедральный протоиерей, осматривавший церкви Дисненского уезда, донес митрополиту, что там вновь выстроены, тайно и без дозволения начальства, четыре костела и каплицы, и что к ним определены особые ксендзы, также без дозволения начальства. До сведения митрополита дошло, что и в других местностях появляются новые латинские каплицы и к ним назначаются ксендзы. По этому делу весьма трудно было получать полные и точные сведения, в виду того, что православное духовенство не доносило своему начальству, опасаясь преследований со стороны помещиков и ксендзов. Вредное влияние ксендзов при новых каплицах на воссоединенный народ опиралось на деятельную поддержку почти исключительно польского выборного и коронного чиновничьего класса. 21 сентября митрополит просил Синод ходатайствовать пред правительством о прекращении дальнейшей пропаганды латинян среди воссоединенных, посредством замены польских чиновников русскими. 26 сентября Иосиф сообщил обер-прокурору Св. Синода, что он не находит должной поддержки делу православия со стороны представителя гражданской власти в крае И. Г. Бибикова. Он убедился, что генерал- губернатор и по способу управления, и по среде, его окружавшей, и по убеждениям, сделался вольным или невольным орудием в руках врагов православия, которые называют его своим благодетелем и возлагают на него большие надежды. Благодаря попущению латино-польского чиновничества, в пределах Литовской епархии раскольники пользовались значительною свободою в отправлении церковных обрядов, на что указывали раскольники соседних губерний. Генерал-губернатор, вероятно, желая сложить ответственность за это на духовное ведомство, просил митрополита, чтобы было усилено наблюдение со стороны православного духовенства за действиями раскольников. Митрополит отклонил эту просьбу генерал-губернатора, ссылаясь на то, что преследование открытого оказания ереси и ограждение господствующей церкви от соблазна и оскорблений лежат, по закону, на обязанности гражданского, a не духовного начальства. В письме же к обер-прокурору митрополит заметил, что он не находит возможным и полезным в Литовской епархии усилить действия против раскольников со стороны православного духовенства. Только 20 православных причтов находятся в соприкосновении с 30000 раскольников, живущих на пространстве Ковенской и Виленской губерний, писал Иосиф. Притом меры строгости только усилили бы взаимный раздор. По отношению к раскольникам всего лучше поступать так, чтобы они считали наших священников, живущих среди католиков, скорее друзьями, чем врагами. Такой образ действий, по отношению к раскольникам, еще более необходим потому, что они, как коренные русские люди, составляют в Литве сильный противовес непрекращающимся мятежным стремлениям поляков.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Если бы возможно было полагаться, что Греко-Униатское управление в настоящем, отдельном его виде будет постоянно и неуклонно следовать по нынешнему данному Вашим Императорским Величеством направлению, то должно бы надеяться, что Униатское дело в течение десяти или пятнадцати лет достигло бы предположенной цели, так сказать, само собою, одним внутренним постепенным действием в преобразовании Греко-Униатской Церкви. Но в течение столь долгого времени внимание верховного правительства может быть отвлечено от сего дела другими важнейшими предметами; противодействие Римско-Католической польской партии может усилиться; усердные делатели из среды Униатов могут ослабеть: и плоды нынешних попечений правительства могут быть невозвратно потеряны. Посему весьма полезно и почти необходимо упрочить дальнейшее преобразование Греко-Униатской Церкви, сблизив оную ещё более в общей системе управления с Церковью Греко-Российской, и Вашему Императорскому Величеству благоугодно было одобрить основанное на сем предположение о подчинении Греко-Униатской коллегии Святейшему Синоду. Вследствие этого, с конца 1832 года, все действия по Униатской части были уже соображаемы с сим предположением. Нужно было приготовить надёжных пособников для действий Святейшего Синода по сей части: и для Белоруссии назначен новый Православный Полоцкий епископ, которому, может статься, суждено быть преемником управляющего ныне Белорусской Греко-Униатской епархией митрополита Булгака. Для Литвы, где нужно более осторожности, продолжительнейших и больших усилий, назначен епископ Иосиф Семашко . Наконец, рукоположены три новые Униатские епископы, не только как надёжные делатели в пользу Православия, но и как оплот от перехода Униатов в Латинский обряд, в случае совершенного прекращения иерархического управления Греко-Униатской Церкви. Нужно было предупредить и ослабить по возможности противодействие со стороны самих преданных Латинской Церкви Униатов: и уже упразднена большая половина базилианских монастырей; дозволено Греко-Униатским монахам, перешедшим из Римского обряда, возвратиться в оный, – чем и воспользовались более 50 человек; отменено по Униатской Церкви право ктиторства, по коему назначение к приходам священников сего обряда зависело от тамошних помещиков – Римских Католиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Этим он обязан лекциям профессоров богословского факультета. Либеральный ум князя Адама Чарторыжского, видимо, желал освободить здешнее римско-католическое духовенство от ультрамонтанского обскурантизма, почему и были им подобраны соответственно этому направлению профессоры 9 . Последние читали свои лекции по руководствам, употреблявшимся в австрийских университетах, составленным в духе царствования императора Иосифа II и самым сильным образом, направленным против злоупотреблений папской власти. Часто случалось, что они с своей кафедры систематически и с жаром преследовали при каждом удобном случае самыми едкими сарказмами злоупотребления римского духовенства, особенно прелатов. До какого либерализма доходили в своих лекциях профессора Виленского университета, можно судить уже по тому одному, что профессор Капелли, упоминая о форме, употребленной в начале постановлений Тридентского собора: «По внушению св. Духа», заметил, что то было не по внушению св. Духа, а папского золота, как самого влиятельного аргумента, который при богатстве пап заключал в себе непреодолимый авторитет 10 . Благодаря такого рода лекциям, молодой Семашко, еще в родительском доме предубежденный против католицизма, тем меньшее сочувствие мог приобрести к нему в университете, когда профессора его с совершенной доказательностью указывали на несостоятельность одного из главнейших пунктов его – папизма. Сохранению же и развитию своего сочувствия к России Иосиф не мало был обязан профессору русской словесности в университете, Чернявскому, который имел обыкновение на своих уроках рассказывать все то, что приходило ему на мысль и рассказывать занимательно, с чувством и душей, о России, ее истории и быте народном. Таково было детство и воспитание будущего знаменитого Литовского архипастыря. Как то, так и другое в значительной степени способствовало тому, что из Иосифа вышел неутомимый и искусный борец за дело православия и русской народности в западном крае. Глава II. Деятельность преосв. Иосифа по воссоединению униатов с православной церковью

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

назначив того же архиепископа Ираклия митрополитом всех униатских приходов в России. «Митрополит Ираклий Лисовский не был сторонником окончательного слияния Униатской церкви с Православной, но возник­новению этой идеи он, безусловно, содейст­вовал» (44). Однако в гораздо большей степени возникновению этой идеи способствовало усер­дие не по разуму латинского духовенства, базилиан и польских землевладельцев, направлен­ное на обращение униатов в католическую веру. «Именно латинизация Униатской церкви приве­ла её в XVIII – первой трети XIX в. к расколу и тем самым способствовала быстрому сближению с Православием» (44). Но подобное же усердие не по разуму православных, особенно светских властей, нередко служило тормозом воссоедине­нию и вызывало протесты со стороны униатов, не желающих «веру ломать». В качестве примера можно привести случай происшедший 18 де­кабря 1834 г. в белорусском городке Вилейке, когда приехавшие туда из Минска православные священники-миссионеры не сумели убедить местных униатов перейти в Православие. «После этого, по приказу минского вице-губернатора, русские солдаты в сопровождении полицейских чинов пригнали в Вилейку всех униатов из окрестных деревень и заставили их присоеди­ниться к Православной Церкви, а униатский священник был вывезен из Вилейки при помощи солдат. Униатские епископы запротес­товали против насильственного обращения униатов, после чего подобные случаи не повто­рялись» (3), хотя менее грубые случаи адми­нистративного воздействия, конечно, проис­ходили и после этого. Грешил администри­рованием и православный Полоцкий епископ Смарагд (Крыжановский). Известно, что униат­ский епископ Иосиф (Семашко) обращался в С.-Петербург с «особой запиской», в которой отмечал торопливость в действиях епископа Смарагда. Мстиславский епископ ИОСИФ (Семашко) был в то время викарным епископом и предсе­дателем консистории униатской Белорусской архиепископии и имел право присутствовать на заседаниях Коллегии в Петербурге, можно сказать, был вторым по авторитету и значимос­ти человеком в Униат­ской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010