Вот, среди этих-то обстоятельств, выступил на поприще исторической деятельности 24-летний каноник Луцкой униатской епископии Иосиф Семашко . Провидению угодно было сопоставить здесь ясновидение ума и непреклонность воли молодого представителя унии в римско-католической коллегии с неодолимыми, по-видимому, силами латино-польских интриг и в самой коллегии и вне её, на важнейших постах русской государственной среды. Мы уже сказали, что высшее управление униатской церкви составляло второй департамент римско-католической коллегии, но по всем важнейшим делам решение полагалось в общем собрании коллегии по большинству голосов, которое, конечно, всегда оказывалось на стороне латинян. Вследствие этого, униаты не имели возможности провести ни одной меры, благотворной для их церкви и не могли остановить самого пагубного для неё распоряжения. Положение Иосифа было тем тягостнее, что тогдашний униатский митрополит Иосафат Булгак, бывший брестский каноник и прежде заодно действовавший со своею капитулой, отстал от неё и сделался покорным орудием латинян-поляков. Пять лет выносил это положение Иосиф Семашко , надеясь одолеть зло силою правды. Иногда он достигал великого успеха. Рассказывают современники, знавшие дела римско-католической коллегии, что когда Иосиф являлся в общее собрание её, то одно появление его изменяло лица латинских прелатов, а когда он выступал на защиту униатов по какому-либо делу, то смущал самых даровитых и смелых представителей латинства. Но эти частные, случайные успехи не могли, конечно, удовлетворить Иосифа Семашко и дать успокоение его русской душе, страдавшей страданиями родного замученного народа. Ранее или позже Иосиф должен был сделать решительный шаг на этом пути. Завет Лисовского и Красовского, подвиги миллионов людей, спасавших в западной России русскую веру и русскую народность не могли не вызвать этого избранника Божия на этот шаг. Однажды вечером, это было 1827 года в первых числах ноября, именно пятого, каноник Иосиф был у тогдашнего директора департамента иностранных исповеданий Карташевского, и по поводу третий десяток лет тянувшего дела о совращении в Виленской епархии 20 000 униатов, стал высказывать негодование на неправды латинских членов коллегии по отношению к униатам и доказывать необходимость отделения униатского управления от латинского.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

митрополит Иосиф (Семашко) (25.12.1798–05.12.1868) митрополит Иосиф (Семашко) Митрополит Литовский и Виленский, церковно-общественный деятель. Благодаря его трудам на Полоцком Соборе 1839 г. была ликвидирована уния на территории Польши и Беларуси. Биография Родился в селе Павловка, Липовецкого уезда, Киевской губернии. Его отец был сыном униатского священника, но сам не стал принимать священного сана и занимался земледелием. Молодой Иосиф помогал отцу, ездил в Крым и на Дон за рыбой и солью. Семья будущего православного иерарха, хотя и принадлежала к униатам, но и не чуждалась Православия, поэтому мальчик ходил читать и петь в православный храм. Вообще, все условия домашнего быта и воспитания, а равным образом и отношение его родителей к Православию, положили начало развитию в будущем митрополите тех убеждений, по вопросам веры, которые впоследствии привели его самого к принятию Православия и подвигнули на труд воссоединения униатов с Православною Церковью. С детских лет в родительском доме Иосиф приучался к трудолюбию, выполняя многие хозяйственные и полевые работы. Трудолюбие осталось отличительной чертой на всю его жизнь. Первоначальное образование он получил дома под руководством местного дьячка, который отмечал в юноше «не дюжие способности», хорошую память и трудолюбие. С ранних лет в нем проявилась большая любовь к чтению книг, его мало занимали детские забавы, им он предпочитал прогулки в лес, в поле. Любовь к природе, народной музыке и поэзии с детства была присуща Иосифу. В сентябре 1809 г. Иосиф поступил в Немировскую школу, которая по характеру всего учебного процесса была чисто польским учебным заведением. Все преподавание велось на польском языке. По своим способностям и умственному развитию Иосиф оказался в числе лучших учеников школы. В 1816 г. он окончил Немировскую школу первым учеником и в этом же году был послан своим отцом для продолжения образования в Главную духовную семинарию при Виленском университете. Редкое трудолюбие и усидчивость, отличавшие Иосифа во все годы обучения его в Главной семинарии, поражали даже его учителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В первую очередь было обращено внимание на улучшение образования униатского духовенства. В 1823 г. была учреждена для униатов 2-я семинария (Литовская) в местечке Жировицах . Своими преобразовательными действиями Иосиф Семашко нажил себе много врагов, особенно среди латинян, которые питали надежду со временем ополячить и окатоличить его униатское население. Для выполнения намеченных мероприятий Иосифу необходимо было непосредственно участвовать в жизни униатского населения. В 1829 г. он принял монашество без изменения имени. Мстиславский униатский епископ 8 августа 1829 г. старший соборный протоиерей Иосиф Семашко был хиротонисан во епископа Мстиславского , викария Полоцкой епархии с оставлением присутствующим в коллегии. Из-за отсутствия в Петербурге униатской церкви хиротония совершалась в католическом костеле Брестским униатским митрополитом Булгаком и Полоцким епископом Мартусевичем, а также латинским епископом Гедройцем. В марте 1830 г. еп. Иосиф отправился для обозрения Белорусской и Литовской епархий, чтобы на месте проверить, как приняты и как исполнялись на деле преобразовательные меры, направленные к сближению унии с православием и что еще требовалось предпринять для достижения намеченной цели. Обзор епархий продолжался в течение 6 месяцев, после чего еп. Иосиф возвратился в Петербург с подробным отчетом о проделанной работе. В период с 1830 по 1833 гг. в связи с возникновением польского мятежа правительство мало обращало внимания на униатский вопрос. Но епископ Иосиф не оставлял начатого дела. Литовский униатский епископ Решительными действиями Иосифа ознаменовался период 1833 - 1837 гг. 2 апреля 1833 г. он был назначен Литовским епархиальным греко-униатским епископом с оставлением членом Греко-униатской коллегии. В начале этого периода, не видя деятельной поддержки со стороны правительства в осуществлении намеченных мероприятий, еп. Иосиф решился оставить столь успешно начатое дело и 15 мая 1833 г. написал прошение в Святейший Синод о личном присоединении к православию.

http://drevo-info.ru/articles/6368.html

—117— 1868 г. предубеждений противу сей последней церкви, а напротив с важными предубеждениями противу римской“. По выходе из университета, в 1820 г. Иосиф принял священный сан, не вступая в брак и определен был заседателем Луцкой Консистории. Здесь он ознакомился с весьма затруднительным положением униатов между православною и римско-католическою церковью. В 1822 г. Семашко определен был в Петербург заседателем в униатский департамент римско-католической духовной Коллегии из Луцкой унитской епархии. Здесь началась та замечательная деятельность Семашко, которая имела конечным результатом уничтожение унии. Новый заседатель Коллегии отличался умом проницательным, положительным, математическим, чуждым всяких отвлеченностей, трудолюбием, необыкновенною силою воли, простотой и ограниченностью потребностей в обыденной жизни; в этой натуре были все задатки государственного человека. В Коллегии Семашко, проникнутый искренним чувством преданности Православной церкви и русскому Правительству, должен был вести постоянную борьбу с прочими членами и в особенности с председателем Коллегии, Митрополитом Булгаком 893 , ревностным приверженцем латинской церкви. Но эта борьба с латинянами еще более укрепила твердый от природы характер Семашки, доставила ему опытность и приучила к самостоятельности. С этого времени он начал помышлять о православной церкви и стал изучать ее историю. В ноябре 1827 г., после частной, но весьма одушевленной, беседы о делах греко-унитских с директором департамента духовных дел Иностранных исповеданий, Г.И. Карташевским 894 , Семашко в одну ночь начертил записку о положении униатской в России церкви и средствах возвратить оную на лоно православной церкви. Записка эта представлена была тогда же, без ведома однако ж Семашки, Министром Народного просвещения Шишковым 895 Государю Императору Николаю Павловичу, кото- —118— 1868 г. рому она весьма понравилась, и имела потом особенное значение в деле воссоединения Униатов с Православною церковью 896 . В апреле 1829 г. Семашко наречен был в епископа Мстиславского, викария Белорусской епархии, а в августе рукоположен в Петербурге. В апреле 1833 г. он назначен был епархиальным Литовским епископом. Ему предлагали, по смерти Мартусевича 897 , Белорусскую кафедру, которая была гораздо богаче Литовской (при этой состояло только 400 душ крестьян, а при той 2000), но он предпочел епархию Литовскую, именно, потому, что она была беднее и труднее Белорусской, так как более была ополячена и окатоличена.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После смерти Булгака, председателем униатской коллегии назначен был Иосиф Семашко. «С кончиною – писал граф Протасов в докладе своем Государю – греко-униатского митрополита Иоасафата представляется необходимость назначить председательствующего в греко-униатскую духовную коллегию. По сему предмету я имел особое совещание с преосвященными митрополитами киевским и московским и с министром внутренних дел, и мы полагали, что председательство в коллегии всего приличнее может быть предоставлено старшему из греко-униатского духовенства, литовскому епископу Иосифу». 226 Личность Иосифа, его действия и даже внутренние стремления возбуждали столько противоречащих и разнообразных рассказов и толков, что имя его стало более или менее известно всякому, хотя несколько образованному человеку. Семашко родился в 1798 г. в Киевской губернии, где отец его, дворянского происхождения, был священником. Образование свое он начал в Немировской гимназии, откуда поступил в главную семинарию при виленском университете, где пробыл четыре года. По окончании здесь курса, Семашко получил ученую степень магистра богословия, посвящен в священника (1821 г.) и определен к должностям: кафедрального протоиерея, асессора луцкой консистории и профессора богословия в епархиальной семинарии; на следующий год его назначили луцким протопресвитером и асессором духовной коллегии; последнюю должность он исправлял до 1829 года, быв между тем повышен в сан каноника (1823), потом прелата-схоластика (1825 г.) и, наконец, старшего соборного протоиерея (1828 г.). В 1829 г. его посвятили в сан Мстиславского епископа, викария белорусской епархии, с правом присутствия в униатской коллегии, а в 1833 году назначили епископом литовским. Остававшись председателем униатской коллегии почти до самого её закрытия, Семашко в 1847 году был пожалован в члены св. синода, а в 1852 году в сан литовского митрополита. С именем Семашко мысль тотчас переносится ко времени воссоединения униатов, которого он был душою, двигателем, советником, помощником, указателем, руководителем и самым ревностным исполнителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме того, он занимался покупкой и продажею волов, а также самолично «чумаковал», т.е. ездил в Крым за солью и за рыбою. Иосиф Семашко был женат на дочери униатского священника Фекле Семеновне, урожденной Ивановской. Нужно заметить, что в доме родителей митрополита Иосифа говорили по-малороссийски и никогда не говорили по-польски, а мать его, женщина ангельской доброты, даже не умела по-польски. 1 ноября 1811 года Иосиф Семашко был рукоположен униатским митрополитом Григорием Кохановичем, в месте Жидичине, в униатские священники на алтарию (т.е. к приделу, или к особому боковому престолу). Служил Иосиф Семашко на устроенном им самим и поддерживаемом на собственные средства боковом алтаре в Илинецком латинском костеле. В 1814 году ксендз Иосиф Семашко (так назывались в то время официально и в частных сношениях униатские священники) был назначен вице-благочинным, а в 1818 году – духовным депутатом по Липовецкому уезду. За ревностную приверженность к отечеству он получил бронзовую медаль на Владимирской ленте в память войны 1812 года. В 1829 году ему Высочайше пожалована была пожизненная пенсия, по 600 рублей ассигнациями в год, во внимание к ревностному служению его сына Иосифа и в виду затруднительного его положения. В первые годы деятельности Иосифа по воссоединению униатов (1827–1829) почтенный родитель его испытал много огорчений. Ксендзы и ревнители унии оскорбляли и притесняли его и даже угрожали лишить права богослужения в Илинецком латинском костеле, как отца преосвященного Иосифа, виновника «схизмы». Последний едва мог успокоить своего родителя, на первых порах также подозревавшего своего сына в наклонности к «схизме». Он успел убедить старика-отца, что вводимые тогда реформы в униатской церкви делались для блага самих же униатов. Старик-отец был в восторге, прочитав однажды (в 1828) в доставленном ему номере «Виленского Вестника» статью о торжественном открытии (в том же 1828) униатской семинарии в Жировицах. Старик с удовольствием узнал из этой польской газеты, что новооткрытая Литовская семинария, для образования пастырей «греко-славянского» исповедания, осталась неизменно в соединении с римскою церковью, а не обращена Иосифом в схизму, как разглашали прежде его противники, ревностные униаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

По выходе из университета, в 1820 г. Иосиф принял священный сан, не вступая в брак и определен был заседателем Луцкой Консистории. Здесь он ознакомился с весьма затруднительным положением униатов между православною и римско-католическою церковию. В 1822 г. Семашко определен был в Петербург заседателем в униатский департамент римско-католической духовной Коллегии из Луцкой унитской епархии. Здесь началась та замечательная деятельность Семашко, которая имела конечным результатом уничтожение унии. Новый заседатель Коллегии отличался умом проницательным, положительным, математическим, чуждым всяких отвлеченностей, трудолюбием, необыкновенною силою воли, простотой и ограниченностию потребностей в обыденной жизни; в этой натуре были все задатки государственного человека. В Коллегии Семашко, проникнутый искренним чувством преданности Православной церкви и русскому Правительству, должен был вести постоянную борьбу с прочими членами и в особенности с председателем Коллегии, Митрополитом Булгаком 202 , ревностным приверженцем латинской церкви. Но эта борьба с латинянами еще более укрепила твердый от природы характер Семашки, доставила ему опытность и приучила к самостоятельности. С этого времени он начал помышлять о православной церкви и стал изучать ее историю. В ноябре 1827 г., после частной, но весьма одушевленной, беседы о делах греко-унитских с директором департамента духовных дел Иностранных исповеданий, Г. И. Карташевским 203 , Семашко в одну ночь начертил записку о положении униатской в России церкви и средствах возвратить оную на лоно православной церкви. Записка эта представлена была тогда же, без ведома, однако ж, Семашки, Министром Народного просвещения Шишковым 204 Государю Императору Николаю Павловичу, которому она весьма понравилась, и имела потом особенное значение в деле воссоединения Униатов с Православною церковию 205 . В апреле 1829 г. Семашко наречен был в епископа Мстиславского, викария Белорусской епархии, а в августе рукоположен в Петербурге. В апреле 1833 г. он назначен был епархиальным Литовским епископом. Ему предлагали, по смерти Мартусевича 206 , Белорусскую кафедру, которая была гораздо богаче Литовской (при этой состояло только 400 душ крестьян, а при той 2000); но он предпочел епархию Литовскую, именно, потому, что она была беднее и труднее Белорусской, так как более была ополячена и окатоличена.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Для примера мы укажем на одно такое дело, где Иосиф Семашко проявил себя, как истинный поборник правды и нелицеприятный судья. Не должно забывать еще, что все это он сделал в первые дни своей службы в греко-униатском департаменте. На полоцкого униатского архиепископа Красовского последовал в департамент донос. Его обвиняли в нетрезвой жизни и каких-то будто бы несправедливых поступках относительно некоторых духовных, ему подведомственных. На самом же деле Красовский был невинен; это был умный, энергичный и вполне самостоятельный человек, но за это-то судьи и были им недовольны. Митрополит Булгак имел с ним еще какие-то личные счеты и кроме того желал воспользоваться богатой его Полоцкой епархией. Другие же епископы, члены суда, не любили его за то, что он был первый архиерей из белого униатского духовенства, и что он сильно заботился о независимости своей церкви от римского порабощения. Наконец Красовского почему-то сильно невзлюбил тогдашний министр духовных дел кн. Голицын. В виду всего этого архиепископа всячески старались подавить. Еще прежде суда его уволили от епархии, свидетелей пригласили по указанию самого доносчика, хотя архиепископ открыто заявил, что это его личные враги. Сами же обвинения были настолько неопределенны, мелочны, «что я, пишет митрополит Иосиф, не принял бы их за решительные доказательства и в отношении какого-либо причетника, а не архиерея». Тем не менее, все судьи присудили Красовского к окончательному отрешению от епархии. Семашко с этим не согласился, и несмотря на то, что его стращали гневом министра, несмотря на то, что он подвергался немилости главного своего начальника митрополита Булгака, подал особое подробное мнение, да еще одного из товарищей своих, членов экстренного суда, убедил присоединиться к себе. Благодаря этому мнению Красовский был помилован и получил в управление луцкую епархию. Когда узнали члены униатского департамента твердость характера Семашко, его неподкупный образ действий, то стали во всем ему верить. Даже римско-католический департамент, прежде присылавший, когда дела требовали совместного решения обоих департаментов, бумаги в униатскую коллегию только «для подписи», стад побаиваться молодого униатского дельца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Его совре­менник, известный историк и публицист, профессор С.-Петер­бургской Духовной Академии М. Коялович, считает, что «это был западно-русский ясновидящий, разре­шавший труднейшие вопросы и дела с тою простотою и лёгкостью, какие, кроме дарований и даже прежде даро­ваний, даются в самой плоти и крови родной землёй и родными историческими преданиями». Именно Иосиф Семашко сыграл ключевую роль в деле слияния униатов с Православной Цер­ковью в Белоруссии и Литве. В 1827 г., будучи асессором Римско-католической коллегии (а точнее – её департамента по делам Униатской церкви), прелат Иосиф Семашко обратился в Департамент иностранных исповеданий с предложениями по противодействию дальней­шей латинизации Униатской церкви. Вероятно в то время И. Семашко, как и митрополит Ираклий, не был ещё сторонником окончатель­ного слияния Унии с Православной Церковью. Он, в частности, предлагал осуществить сле­дующие меры: «вместо униатского департамента основать самостоятельную, независимую от Католической, Греко-униатскую коллегию; вместо четырёх униатских епархий оставить две – Белорусскую и Брестскую (Литовскую); По­лоцкому епископ) дать полномочия викария, с тем, чтобы он председательствовал в местной консистории; упразднить кафедральные капи­тулы (духовный совет при епископе; прим. автора) и ввести соборное духовенство; вместо римских дистинкторий ввести наперсные кресты; улучшить содержание и увеличить права консисторий; ...увеличить содержание семи­нарий, учредить при монастырях низшие учи­лища, прекратить отправление униатских воспитанников в римско-католическую семи­нарию при Виленском университете, преоб­разовать Полоцкую семинарию в Академию. Одновременно Иосиф Семашко предлагал также серию мероприятий для возвращения униатов, совращённых в католичество» (44). «Предусмат­ривалось также ликвидировать зависимость униатского духовенства от помещиков-като­ликов, которые, будучи ктиторами, не только оказывали материальную помощь церкви, но также влияли на избрание кандидатур священ­нослужителей в своих владениях» (48).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рьяный радетель униатов – Семашко с самых первых минут своей общественной деятельности не покидал ни на минуту мысли относительно прочной внутренней организации родной церкви. Он неустанно заботился и хлопотал пред правительством о всевозможных нуждах униатов. Благодаря его настоянию и заботливости видим мы, что одновременно и параллельно с развитием правительственных мероприятий относительно обособления униатской церкви от католической, развивался ряд правительственных распоряжений, направленных ко всесторонней организации внутреннего строя в среде униатской церкви. Эта организация в первые моменты деятельности Семашко (тогда бывшего еще протоиереем) началась с приведения в порядок административных органов униатской церкви. С целью избежания разного рода злоупотреблений со стороны католиков повелено было остановить избрание новых членов консисторий, и вместе с этим был изменен и самый порядок избрания членов в консистории с той особенно целью, чтобы их определять не на три года, как было прежде, и не по одному только усмотрению преосвященного (прил. 12). Как нововведение в администрацию литовской церкви теперь назначены были в консистории члены от монашества, на первый раз провинциалы и составлена для них инструкция (прил. 13, стр. 61). Всеми этими изменениями и нововведениями в административный строй униатской церкви значительно, что легко заметить, сравнительно с прежним, упрочивалась самостоятельность последней. Но еще гораздо более важное значение для последней цели имели годы правительственного мероприятия первых лет петербургской деятельности Семашко, направленные к целям обучения униатского духовного юношества. В первые же годы деятельности Семашко учреждена и открыта в Жировицах литовская семинария при существовавшей уже прежде в Полоцке белорусской семинарии. Ректором новооткрытой семинарии был назначен протоиерей Антоний Зубко, который был снабжен особой инструкцией и отправлен из Петербурга в Жировицы. Вместе с этим для руководства униатских академий, семинарий и низших училищ, приняты уставы, существовавшие для подобных заведений господствующей православной церкви, сообразно которым преобразовано учение в полоцкой семинарии и заведено в литовской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010