верхнем углу за высокими каменными стенами с входными воротами - обитель Г. И. с одноглавым храмом в центре и 3 палатами. Ко 2-й пол. XVII в. относится икона сев. писем «Герасим иже на Иордане» с 12 житийными сценами» (ГТГ)- в среднике на фоне арки изображен Г. И. с развернутым свитком в руке, у его ног - лев. В клеймах подробно проиллюстрирована история Г. И.: 1. «Преподобный Герасим обвязал ногу льву»; 2. «…лев ведет осла»; 3. «Пояде лев осла преподобного Герасима»; 4. «Мужи аравийские отведоша осла ото льва»; 5. «Герасим дал льву хлеб и сочиво»; 6. «Лев погуби осла, пришед смирен, зрит долу»; 7. «Лев узна своего осла, приведе преподобному Герасиму»; 8. «Приведе лев к Герасиму осла и верблюды»; 9. «Приде преподобный Изосим преподобному Герасиму, лев паде к ногам его»; 10. «Преподобный Герасим благослови льва, он же отиде от Герасима»; 11. «Прииде лев к Изосиму, не виде преподобного Герасима и возрыда»; 12. «Преподобный Изосим показа гроб преподобного Герасима, лев паде на гроб, возрыда и умре». На иконе кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМЗК), как следует из названия на верхнем поле, представлена «Обитель пр[е]подобного Герасима иже на Иордане ему же лев поработа». Икона имеет вытянутую по горизонтали форму и включает неск. эпизодов жития Г. И., расположенных в пределах одной композиции: на 1-м плане показан святой, исцеляющий льва,- изображение построено по традиц. схеме (у Г. И. ноги полусогнуты в коленях, как у сидящего, но скамья и подножие отсутствуют); на 2-м плане в меньшем масштабе еще 2 эпизода: прп. Зосима показывает льву гроб Г. И., и лев умирает на гробе святого («Умре же и лев над гробом Герасима и закопаша (Зосима) льва подле гроба преподобнаго»). Верхний регистр занят далеким от палестинской топографии изображением обители Г. И.: белокаменные постройки с кокошниками, луковичными вызолоченными главами, красными кровлями крыш за каменной, красного кирпича оградой. Из коллекции Н. П. Лихачёва происходит сборник кон. XVII в., в составе к-рого на первых 14 листах представлено «Слово о святем Герасиме, емуже лев поработа», проиллюстрированное 12 миниатюрами,- это единственный известный сегодня иллюстрированный рукописный список повести о Г.

http://pravenc.ru/text/164611.html

Господи Иисусе Христе, прости меня - иначе не удержать. Матушка Иоанна, узнав, что я с севера, передала благословение жителям земли северной русской. После восхождения в гору немного отдохнули. В тра-пезной записала в к книгу гостей молитву ко Господу: Господи, благос-лови жителей земли северной Мурманской, людей русских и всех правос-лавных христиан. Иерихон. Какое древнее название. В детстве слышала о трубах Иерихонских. А теперь могу рассказать о его Ветхозаветной ис-тории. Древние евреи боялись и почитали Господа, не нарушали Его заве-та. Когда они возвращались из плена Египетского, то после смерти Мои-сея над народом был поставлен Иисус Навин. И было ему сказано, чтобы он вел народ за Иордан, в землю Ханаанскую. Господь повелел, чтобы впереди народа шли священники с Ковчегом Завета Как только их стопы ступили в воду Иордана, водарасступилась в обе стороны, а текущая сверху встала стеной. И весь народ перешел Иордан посуху против Иери-хона, По солову Божию 12 камней по числу колен Израилевых было поднято и вынесено со дна на берег. Из них потом был сделан памятник, напоми-нающий опомощи Божией Богоизбранному народ: И было сказано Иисусу На-вину Господом, чтобы в течение 6 дней обносили Ковчег Завета вокруг стен Иерихона, а впереди Ковчега шли бы 7 священников с семью трубами. Чтобы на 7-ой день сделали семь кругов вокруг города и трубили бы в трубы, а весь народ, чтобы громко восклицал. Так и было: во время гла-са труб и восклицания народа стены Иерихона рухнули, и город был взят. В тот же день посетили монастырь Святого Герасима Иорданского. Он основан в 455 году на месте остановки Святого Семейства по пути в Еги-пет. Этот монастырь отделен от Иордана расстоянием в одну милю и выг-лядит маленькой каменной крепостью. Раньше в нем жили более 70 мона-хов. В середине Лавры находилась киновия - общежитие для новоначалъ-ных монахов, были кельи для старцев. 5 дней в неделю монахи не вкушали ничего, кроме воды, фиников и хлеба. В субботу и воскресенье они соби-рались в общей трапезной и вкушали немного вареной пищи и вина после принятия Святых Тайн. Святой Герасим был родом из Мир Ликийских. Он был монахом особо строгой - аскетической жизни. Память Святого празд-нуется 4 марта - этот день всегда приходится на Великий пост - время скорби и покаяния, которое особенно любил Святой Герасим. Предание до-несло до нас свидетельство того, что в Великий пост Святой Герасим во-обще обходился без пищи, только причащаясь Святых Тайн. Преподобного изображают на иконе со львом. Этот лев, после того, как Святой Герасим исцелил его, стал неразлучным и преданным послушником, он помогал Преподобному на монастырских работах. Почил Святой Герасим в 475 году. Место его погребения не извеетйо. И мощи его до сих пор не обретены.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

Эти сведения могут, также, относиться только к новой церкви, построенной в начале ХХ века, однако, если распространять их на весь скит, то они безусловно противоречат более убедительному отчетам арх. Серафима (Иванова) и еп. Мефодия (Кульмана), описывающим состояние обители осенью 1952 г и в 1961 г. соответственно. Согласно этим отчетам, о. Герасим в одиночестве прожил в скиту два десятка лет (т.е., если считать с 1918 г., то, надо полагать, где-то до 1928-1930 г.). При этом арх. Серафим упоминает только одно сожжение монастыря, не указывая даты, а еп. Мефодий датирует его временем «перед последней войной». Наблюдающим монахом, наезжавшим с Елеона в Фаранскую лавру, оказался, по Серафиму, всё тот же о. Герасим (который оставил лавру незадолго до посещения её арх. Серафимом в 1952 г., – противоречие налицо, так что можно предположить, что о. Герасим отнюдь не был в числе первых афонских монахов, а прибыл в обитель в конце 20-х - начале 30-х годов ХХ века). Новую русскую церковь начала ХХ века Серафим не упоминает, однако Старая (пещерная) церковь осенью 1952 г. действовала и отнюдь не была поругана. Однако судите сами: «От тех иноков (возобновивших обитель в 1903 г. – С.) в настоящее время остался один единственный монах Герасим. Больше двух десятков лет прожил он в ней одиноким пустынником. Собственными руками возобновил церковь и несколько келий после поджога монастыря неизвестными злоумышленниками, даже материал для постройки он подносил на своих плечах из Иерусалима, от которого Фаранская Лавра находится в 2 часах пути (60.000 шагов). Старость и болезни заставили о. Герасима в недавнее время переселиться на Елеон, но он по 2-3 раза в месяц наведывается в дорогую ему Обитель». И далее: «Отец Герасим легкой, привычной походкой быстро опередил нас, затеплил лампады и свечи в церкви и встретил с честью колокольным звоном не то в один, не то в два маленьких колокольчика. В церковь можно подняться только по приставной деревянной лесенке, так ведется от времен препод. Харитона.

http://sobory.ru/article/?object=18570

И ушел преподобный Герасим от старца Даниила, не видя дороги от многих слез. И стал он обходить пустынные места, где бы ему можно было поселиться безмолвствовать. Сколько же времени преподобный Герасим ходил по пустыням, я не смог узнать, только обрел, когда пришел он в пустынь, где ныне лежат его честные целительные мощи и где он множество иноков собрал и наставил на путь спасения. Мы же к прежнему возвратимся. О приходе преподобного старца Герасима в лесную пустынь Пришел преподобный отец наш Герасим в пустынь, в лес, в Дорогобужский уезд в год 7036 (1528) в 25 й день месяца марта, как один из нищих, не имея с собою никого, и стал поселяться при большой дороге. Прежде же было тут жилище разбойников, которые проливали много человеческой крови и беды причиняли людям, проходившим по той дороге, – грабили, били и до смерти убивали. Старец Герасим не знал о случавшихся здесь разбоях, поставил себе хижинку малую и стал жить в безмолвии, как один из убогих. Не желающий же добра роду человеческому враг дьявол, вознамерясь изгнать святого из пустыни, устрашал его то невидимо, то видимо, нападал на него всякими бедами колдовскими и привидениями, а иногда зверями и гадами и разными наваждениями. Преподобный же Герасим вспоминал пророчество старца Даниила, как говорил он о многих должных быть ему искушениях; и возлагал он надежду на Бога и на Пречистую Богородицу, и на молитвы преподобных отцов Сергия и Пафнутия чудотворцев, старца своего преподобного Даниила призывая, – и тотчас исчезали вражьи наваждения. Тогда старый губитель враг дьявол поднимает на преподобного злых людей, которые стали причинять ему лютые беды. Разбойники, приходя к нему, били его безжалостно, другие же выпытывали у него сокровища. Иногда проходившие мимо злые люди, не боясь Бога, издевались над преподобным, жестоко избивая и влача его. Еще же более вредили преподобному близ той пустыни жившие люди, которые ненавидели его и, считая это место своим, говорили: «Уходи, старец, отсюда. Чего ты хочешь на этом месте? Место это – наша вотчина».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Белоруссии Герасим помогал реставрировать храмы двум братьям-священникам Базилевичам. И один из них, отец Борис, убедил поступать в семинарию. Оставайтесь, сказал, старообрядцем, а закончите семинарию и приведете в Церковь всю свою братию. В 1951 году Герасим присоединился к Церкви через миропомазание и поступил в семинарию, которую окончил в 1954 году. В семейной жизни будущий пастырь хранил всё тот же патриархальный московский уклад, к которому привык у родителей. Свою дочь воспитывал в строгости, считал, что родительское воспитание — самое важное и никакая воскресная школа его не заменит. Со своей супругой они прожили вместе 50 лет. Как только Герасим в молодости увлекся росписью храмов, с тех пор постоянно напряженно работал, не мог и дня прожить без новых дел. Тут ему очень пригодилась спортивная подготовка, которую он получил в детстве, играя в футбол: до самых преклонных лет он с необыкновенной ловкостью умел лазить по строительным лесам. Сначала его пригласили расписать Богоявленский собор в Елохове, затем, в конце 1950-х годов, кафедральный собор в Перми. Там тогда служил отец Михаил Луканян, очень образованный и тонкий человек, он эмигрировал после революции во Францию, но потом не смог жить на чужбине и вернулся. Его опыт и знания помогли Герасиму Петровичу. Роспись собора должна была быть в стиле Васнецова, и художник даже специально ездил в Киев, чтобы изучать фрески Владимирского собора. Следующей масштабной работой живописца, которая дала ему также ценный духовный опыт, стала роспись храмов Псково-Печерского монастыря. В обитель Герасим Петрович любил приезжать на протяжении всей жизни, жил там подолгу. Помимо храмов самого монастыря он расписал приходскую церковь Сорока мучеников Севастийских в Печорах. В дальнейшем художнику довелось расписывать храмы Новодевичьего монастыря, кафедральный соборный Храм Христа Спасителя, патриаршую резиденцию в Переделкине. Его работы украшают также православные храмы Сербии и Чехии. Трудился он и в домовом храме Академии Генерального штаба, и во многих других московских церквях. Например, одной из его любимых работ был храм Преображения Господня в Богородском, где он и венчался, и крестил дочь.

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

Все это Старец сохранял в тайне, а мне рассказал как своему чаду. Отец Герасим, как и Старец, хранил тайну о видении. Жившие в скиту Святого Василия решили, что отца Герасима исцелил хороший климат. Старец избегал афишировать себя, раскрывать, что это его молитва исцелила отца Герасима. Ведь смысл видения был таков: голубь, убивший змея, спустился не непосредственно с неба, а из рук Старца. Это значит, что отца Герасима исцелила молитва Старца. Но мы никому не говорили об этом. Ведь отец Герасим был человеком грамотным, образованным, ученым. А кроме этого, он очень нам помог в Катунаках. Во время немецкой оккупации ему удавалось посредничать в переговорах с немцами. Помог отец Герасим и катунакским отцам, когда те чуть не умерли от голода. Он связался с немецким комендантом в Карее, а тот уведомил коменданта Салоник, и во время сильного голода нам прислали около четырех тонн пшеницы, которая и была поделена между всеми отцами. Позже отец Герасим ушел от Старца и заболел снова. Он сразу вернулся к Старцу и сказал ему: – Старче, одна из моих болезней вернулась. – Да? А какой у тебя был помысл перед тем, как она вернулась? – Такой: «Теперь, когда ты выбросил все свои лекарства, что ты будешь делать, если заболеешь снова, здесь, в пустыне, где нет лекарств?» – Вот это и есть причина. Из-за твоего неверия болезнь к тебе возвратилась. – Старче, пожалуйста, исцели меня, и я буду внимательным, чтобы в другой раз не поддаться неверию. – Нет. Видно, это воля Божия – иметь тебе этот крест. Довольно с тебя, что ты выздоровел от двух других болезней. Теперь терпи, чтобы приобрести награду. Из-за болезни отцу Герасиму пришлось выйти в мир. Но он вернулся и продолжил жить в суровой пустыне, с самоотречением и верностью монашеским правилам. Прошли годы. Я был уже диаконом в Новом Скиту, мне было тогда двадцать три года, когда Старец узнал, что отец Герасим пришел в монастырь Святого Павла и был при кончине. Старец сказал мне: – Возьми сухарь, отнеси его отцу Герасиму и скажи, что это я посылаю ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Когда же водворилось повсюду на Востоке спокойствие, возвратился о. Василий на Афон. Капсальское его убежище было уже в запустении, почему старец попросился в Зограф, где и был принят радушно. Но жизнь в монастыре, тем более бывшем тогда штатным (своежительным), стала для него нестерпимою, и он просил проэстосов монастыря позволить ему поселиться в заброшенной калибке лесничего в логу в расстоянии менее часа ходу от монастыря. Старцы благословили. Поселившись в калибке, старец поправил ее, сколько можно было сделать самому, и предался глубокому уединению, которое с течением времени дошло до совершенного безмолвия. Через несколько лет он уже совсем затворился и никого не принимал, ни с кем не беседовал и никуда не выходил. В Зограф старец прежде ходил на большие праздники, а потом являлся только раза 3 в год. Слух об его подвижнической жизни достиг до отдаленных пустынь Афона и возбудил одного подвижника, иеромонаха Герасима, известного в то время всему Афону, как опытного делателя умной молитвы, посетить старца. Герасим находился в то время в качестве послушника у знаменитого отшельника, духовника Иллариона – грузина. В монастыре отговаривали о. Герасима идти к старцу, говоря, что труд его будет напрасен. Старец, говорили ему, и для своей монастырской братии никому не отворяет дверь. Это, однако, не остановило о. Герасима. Он сказал, что пришел не ради любопытства, но чтобы получить пользу от беседы со старцем. – Верую, – говорил о. Герасим, – что Господь не лишит меня возможности увидеть старца и побеседовать с ним! – С таким несомненным упованием он отправился по логу к пустынной кельи. И надежда его не посрамилась. По устроению Промысла Божия старец Василий вышел из калибы в то время, когда о. Герасим подходил к ней, и они встретились. Приветствуя старца, о. Герасим просил его благословить войти к нему; тот не отказал, и они вошли. Не известно – имя ли великого Илариона, которому о. Герасим служил, или только их беседа; но скоро растворилась внутренняя клеть сердца о. Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Посетив святые места, Кириак пришел к некоему человеку Божию, по имени Евсторгию, устроившему монастырь близ святого Сиона 8 ], и, будучи им принят, провел там зиму. Взирая на подвиги иноков, Кириак и сам начал подвизаться в иноческой жизни и, как бы по лестнице — с одной ступени на другую, восходил на саму вершину добродетельной жизни. Проживая в обители Евсторгия, он слышал от многих о святом Евфимие 9 ], устроившем лавру 10 ] в пустыне, и о совершенной его жизни; посему он умолил блаженного Евсторгия отпустить его в Евфимиеву лавру, ибо он любил пустыню и хотел жить в ней. Преподав надлежащее наставление Кириаку, Евсторгий отпустил его с молитвою и благословением к преподобному Евфимию. Евфимий с любовью принял его, провидя в нем имеющие открыться дарования Божии; вскоре он своими руками постриг Кириака в иноки и послал на Иордан к святому Герасиму 11 ], который заменил собою великого Феоктиста 12 ], отшедшего ко Господу. Видя, что Кириак еще слишком молод, святой Герасим повелел ему жить у себя в общежитии монастырском и трудиться в различных послушаниях 13 ]. Кириак показал себя готовым на всякие труды и пребывал на поварне, рубя дрова, нося воду и приготовляя кушанья; вообще всякое послушание исполнял он с благодарностью, не давая себе покоя, и тем самым утруждал свое тело. Ибо днем он работал со всем усердием для монастыря, а ночь стоял на молитве, лишь иногда на некоторое время забываясь сном; постился же он так строго, что только чрез два дня вкушал хлеб и воду. Когда же, по обычаю, соблюдавшемуся в праздники, ему случалось вкусить немного вина, то он сначала разбавлял его водою, а равно и в елей вливал сок укропа. Видя такое воздержание в столь молодые годы, преподобный Герасим дивился сему и полюбил Кириака. У Герасима был обычай уходить на святую Четыредесятницу в глубокую пустыню, называемую Рува, куда иногда удалялся и преподобный Евфимий. Любя блаженного Кириака, Герасим брал его с собою в пустыню, чтобы и ему дать возможность упражняться в особом воздержании. Там Кириак каждую неделю причащался из рук Герасима Святых Христовых Таин; так пребывали они в пустынном безмолвии до недели Ваий и потом возвращались в обитель с великою пользою для души своей. Спустя некоторое время преставился преподобный Евфимий, о чем святой Герасим узнал, находясь в своей келлии, ибо видел ангелов Божиих, с радостью возносивших на небо душу преподобного. Тотчас он взял с собою Кириака и пошел в лавру Евфимия, где нашел преподобного скончавшимся о Господе; предав погребению его честное тело, Герасим возвратился с возлюбленным учеником своим в свою келлию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Имея веру в святого, Герасим молил его о себе, дабы он наставил его на путь спасения. Когда, по смерти старца Тимофея (о котором святой упоминал в беседе с Феофаном так почтительно и любовно, называя его «Кир-Тимофеем», т. е. Господином-Тимофеем), под началом которого жил Герасим, среди братии произошло смущение. Виновником смущения, как мы видели из слов святого, был Феодорит, который ушел из братства келлии, перешел в другой скит и манил к себе Герасима. Герасим, бывший еще в сане иеродиакона, удержался. За это и похвалил его святой, когда беседовал с Феофаном в 1814 году во образе пастуха, порицая Феодорита и передавая Герасиму следующие слова: «Как мирствовал (т. е. как сей раз мирно перенес смущение и не подвигся), так и впредь да мирствует, да пожнет, да снесть плод, и пусть не принимает помысла, что в ином месте для него будет покойнее». Приняв от Феофана эти слова святого, Герасим тогда же дал клятвенное обещание пред св. престолом неизменно пребыть на месте пострижения. Но вслед за этим восстали на него еще большие напасти, и Феодорит, пользуясь ими, усиленно убеждал Герасима перейти к нему. В туге сердечной, не зная, что делать, Герасим прибегал к святому. В ответ на это, святой явился Феофану в измененном против первого образе врача Анатолия и приказал передать Герасиму вышеприведенные слова, укоряя его за неустойчивость помыслов. На Герасима до этих скорбей восставали подобные напасти, немедленно вслед за тем, как он поклялся не уходить с келлии, но тогда он просил помощи святого и устоял. Исцелил святой также Герасима от (заикания), которое весьма смущало Герасима, ибо ему предстояло принять священство; он усердно просил святого об исцелении от сего, и святой исполнил его просьбу. (Позволим себе высказать здесь несколько слов по поводу отношения святого Нила к открытию и разделению его святых мощей, вызвавших его негодование. Из жития святых мы видим, что они двояко относятся к своим св. останкам: одни предоставляют себя на раздробление и благодатное пользование, являя сим свою любовь «до конца» к братиям, бедствующим на земле, другие же, проведшие жизнь свою в совершенном удалении от мира, не допускают даже открыть своих мощей, как, например, прп.

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

Воробьёв Г.А. Воробьёва Н.В. Воротынский Иван Алексевич, кн., бр. Востоков А. Вухтерс Даниель, художник Вухтерс-сын, художник Выговской Иван, гетман Г авриил (Раич), патр. Сербский и Болгарский Гавриил, митр. Халкидонский Гаврилов Тимофей, порт., участник «дела» об отравлении патр. Никона Гад, сын Иакова, родоначальник племени Гада, библ. Гай, боярин, персонаж из Жития Иоанна Златоуста Галин, врач Гардзанити М. Гаспаров М.Л. Г-в С. Гедеон, архиеп. Молдавский Геллей Г. Гемп А.А., коллекционер Гемп К.П., коллекционер Геннадий, патр. Константинопольский Георгий Амартол, византийский хронист Георгий Писидийский, византийский автор Георгий Победоносец, вмч. Георгий Хозевит, прп., св. Гера, вениамитянин, отец Семея, библ. Герасим Влах Герасим Фирсов, соловецкий книжник Герасим, архим. В.Н.-И. мон. Герасим, епископ Смоленский Герасим, иером., стрл. Троицкого мон. Герасимова Н.М. Герман, патр. Константинопольский Герман, стрл., затем архим. В.Н.-И. мон. Гермоген (Ермоген), патр. Московский Геронтий, еп. Коломенский, затем митр. Московский и Всея Руси Герцен А.И. Гиббенет Н.П. Гиезий, слуга прор. Елисея, библ. Гладкова О.В. Глеб Владимиров, св., кн. Муромский, сын Владимира Святославича Глеб, удельный кн. Белозерский Глумилов Евстафий, зять патр. Никона Гнутова С.В. Голейзовский Н.К. Голиаф, филистимлянин, великан, побеждённый Давидом, библ. Голицын Иван Андреевич , кн., комнатный ст., бр. Голосов Лукьян, д. Голубинский Е. Голубцов А.П. Гольдберг А.Л. Гонно П. Гончаров Афанасий, фабрикант Горбунова Л.Н. Гордиенко Э.А. Горский А.В. Горяинов Иван Савинович, д. Горячева М.Ю. Гостинщиков Андрей, сл. Гостинщиков Степан, сл. Готфрид Булионский, король Иерусалимский Грабарь И.Э. Гребенюк В.П. Грибов Ю.А. Грибоедов Фёдор А., д. Григорий Богослов , архиеп. Константинопольский, отец Церкви Григорий Синаит , византийский писатель Григорий Цамблак, митр. Киевский Григорий, архиеп. Омиритский Григорьев Артамошка, дес. стр. Григорьев В. Григорьев Гордюшка, стр. Григорьев Максим, костромитянин

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010