Тогда юный Феодор обратился с теплой молитвой ко Господу и у Него просил разумения. Однажды, пред литургией, юноша спрятался в алтаре под престолом и здесь, молясь, уснул. Началось архиерейское служение. Отроку снится, что светоносный юноша питает его медом, вручает ему жезл и благословляет его. Проснувшись, св. Феодор выходит из-под престола и, по требованию изумленного архиерея, рассказывает ему о своих страданиях, молитвах к Богу и о бывшем ему видении. Уразумев из рассказанного, что молитва отрока услышана и ему суждено быть пастырем Церкви, архиерей приказал принять св. Феодора в клир. Впоследствии, еще, будучи юношей, св. Феодор, по особому внушению свыше, удалился в Палестину в обитель св. Саввы, где и подвизался иноком более 30 лет. После смерти Едесского епископа, св. Феодор, против своего желания, занял его кафедру, словом и делом просвещая свою паству. Будучи однажды в Вавилоне по делам Церкви, он исцелил и обратил к истинной вере Персидского царя Мавию, который впоследствии, под именем Иоанна, скончался мученически вместе с 3 двоими отроками-христианами, будучи убит подданными за исповедание Христа. Св. Феодор скончался в лавре св. Саввы, будучи предвозвещен о своем отшествии от мира видением. Преподобномучч. и и муч. Алеандра. Подвижники пустыни Египетской, приведенные на суд к Юлиану Отступнику, свв. Патермуфий и Коприй твердо исповедовали Христа и за это были подвергнуты жестоким мучениям, после которых были усечены мечом. Видя их твердость в страданиях обратился ко Христу св. Александр воин, за что и был брошен в разожженную печь. Препп. и (Египетских подвижников) IV в. Пр. Патермуфий, сначала язычник, атаман разбойников и гробокопатель, обращенный ко Христу Божьим видением, принял св. крещение, удалился в пустыню и, очистив свою душу покаянием, удостоился дара чудотворений. Любимым занятием его было служить больным и погребать умерших. Пр. Коприй, пресвитер, был очевидцем подвигов пр. Патермуфия, сказателем его чудес, и сам имел дар чудотворения. Явление чудотворного образа Пресвятой Богородицы Колочской (Х.М.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Отходя же, он сказал братиям вслух: «Спасайтесь, отцы и братия, спасайтесь; меня же здесь более не увидите» 253 . Преподобный Софроний, архимандрит, был учеником св. Феодосия и достойным преемником его по управлению киновией, им самим избранный в ее настоятели. Софроний во всем подражал своему великому учителю: и в подвигах, и в управлении, и в обращении с братией – и ревностно старался поддерживать в обители все то устройство, тот порядок, какие были при самом ее основателе. Бдительно он хранил иноков от еретической заразы. Когда оригенисты в числе сорока человек были изгнаны из Великой лавры Саввы Освященного и хотели было поселиться в Феодосиевой обители, благоразумный Софроний нашел в себе достаточно силы и умения отразить их, несмотря на всю их настойчивость. Открывшийся в Константинополе собор против зараженного ересью Евтихия антиохийского лжепатриарха Севира, на который приглашены были и игумены важнейших палестинских обителей, вызвал к деятельности также и Софрония. Считая благоразумным не оставлять своей обширной и многолюдной обители без личного надзора, вместо себя он послал на собор представителем своей обители и всей Иерусалимской пустыни инока Исихия, дав ему предварительно необходимые наставления. Исихий и подписался в актах собора вместо своего настоятеля: «Я, Исихий, по милости Божией священноинок обители блаженного аввы Феодосия, местоблюститель Софрония, священноархимандрита сей обители и всей пустыни Иерусалимской, подписался с прочими архимандритами Иерусалима, посланными в сей царствующий град и представляющими собой лице всех архимандритов и иноков пустыни и трех Палестин». Перед кончиной своею сего Исихия Софроний назначил по себе преемником 254 . Преподобный Коприй (память 24 сентября) назван был этим именем 255 иноками Феодосиевой обители потому, что они нашли его близ монастырской ограды на гноище, где родила его и оставила мать, спасаясь бегством от сарацин. В этой же обители Коприй и воспитан был и потом провел в иноческих подвигах всю жизнь. Скончался он в глубокой старости (на 90– м году) около 530 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Затем он вернулся к ним в монастырь и пробыл три дня, поучая братию, открывая одним недостатки, которым они были подвержены, и ободряя других возрастать в добродетелях, которые они старались приобрести. Светлые речи его возбуждали в одних чувство покаяния и желание исправиться, в других — святое соревнование к высшему совершенству. Готовясь их покинуть, он их предупредил в своей прозорливости, что к ним скоро придут чужестранные братья, и советовал приготовить для них пищу. Действительно, к ним скоро пришли чужие иноки. Один молодой монах просил Коприя отвести его с собой в пустыню. Коприй объяснил ему, насколько трудное дело жизнь в пустыне, особенно вследствие борьбы, которую воздвигает демон против отшельников. Но этот брат упорствовал в этой просьбе, и Коприй, наконец, согласился, взял его с собой и отвел его в пещеру неподалеку от своей пещеры. Во время ночи демоны окружили ее и сперва искушали его разными дурными мыслями, а потом бросились на него, как будто желали убить его. При этом нападении испуганный отшельник обратился в бегство и укрылся в пещере Гелена, который успокоил его и дал ему советы относительно мужества и терпения и главным образом необоримой веры, которую всякий христианин должен иметь в Иисуса Христа и в Его силу, страшную бесам. Затем он отвел его в пещеру и провел вокруг него по песку борозду пальцем, запретив демонам именем Иисуса Христа переступать эту границу. С этих пор юный отшельник жил там спокойно и безмятежно. XVIII. Диоскор, Евлогий, Аппеллий и Иоанн, отшельники в Нижней Фиваиде Описатели подвигов отцов пустыни оставили нам лишь некоторые черты из жизни этих иноков. Диоскор был пресвитером и настоятелем общины, состоявшей приблизительно из ста иноков. Он с особой заботой и вниманием следил за тем, чтобы они приступали к святому причащению с чистой совестью. Он увещевал их неусыпно следить за своими помыслами и тщательно удалять от ума все образы, которые могли бы нарушить внутреннюю чистоту. Он желал также, чтобы они умерщвляли чувственность молитвой и постом. И говорил, что если люди, живущие всласть, в случае заболевания исполняют совет врача, приписывающего строгое воздержание, то еще понятнее должны принуждать себя к воздержанию иноки, чтобы поддержать свое душевное здоровье.

http://azbyka.ru/fiction/pustynya-ocherk...

Когда жил преподобный Аммун один в Нитрийской горе, рассказывают, принесли в нему скованного цепями отрока, находившегося в бешенстве, которое открылось в нем от укушения бешеной собакой. От несносной боли отрок всего себя искусал до крови. Св. Аммун, видя родителей его, пришедших просить о сыне, сказал им: «Что вы меня утруждаете, требуя того, что превышает мои силы? У вас в руках готова помощь: вознаградите вдовицу, у которой вы тайно закололи вола, и отрок ваш будет здоров». Пораженные уликою, они с радостью исполнили, что было велено. И по молитве Аммуна отрок стал здоров. 82 (Из Лавсаика, стр. 32). 12. Радость по поводу скорбей Некоторый брат тем был веселее духом, чем более бесчестили его и насмехались над ним. Он говорил: «Бесчестящие нас и насмехающиеся над нами доставляют нам средство к преуспеянию, а похваляющие нас вредят душам нашим». («Отечн.» епископа Игнатия). 13. Примеры избавления людей от бедствий земной жизни Один пресвитер, по имени Коприй, имел монастырь в пустыне. Это был муж святой, почти девяноста лет, настоятель пятидесяти братий. Он делал весьма много чудес: врачевал болезни, изгонял демонов и творил много знамений. «Он без всякой гордости, по просьбе нашей, – пишет Палладий, епископ Еленопольский, в своем “Лавсаике”, – стал нам рассказывать о жизни своей и своих предшественников, великих мужей, из коих многие превосходили его, и которых жизни подражал он. – “Дети, – говорил он, – нет ничего удивительного в моих делах в сравнении с подвигами отцов наших”. Между тем, как пресвитер Коприй еще рассказывал об этом, пришел один поселянин с корзиной, наполненной песком, и, приблизившись, ожидал, пока брат кончит свой рассказ. Мы спросили пресвитера, чего хотел этот поселянин с песком. Авва сказал нам в ответ: «Дети, не надлежало бы нам хвалиться перед вами и рассказывать о славных делах отцов, дабы, возгордившись умом, мы не лишились награды; но так как вы пришли к нам из столь отдаленной страны, то за такую ревность и искание пользы я не лишу вас назидания, но в присутствии братий расскажу, что Бог устроил через нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скончались мирно в Испании. Словенская икона Богородицы явилась в 1635 г. Находятся в Костромской епархии, на месте бывшей Словенской пустыни. Точный список с нее имеется в селе Новоспасском, Московской епархии, Дмитровского уезда. 24-е число Фекла называется первомученицей, потому что первая из христианок пострадала за христианскую веру и благочестие, и равноапостольной, потому что своей проповедью обратила ко Христу многих из язычников. Она была знатного рода. 18-тилетней обращена ко Христу апостолом Павлом в Иконии. Возлюбив Христа, святая дала обет остаться девой, между тем как мать уже нашла было для нее жениха. Мать, рассердившись, избила ее и отдала на сожжение. Господь чудесно спас Феклу от сожжения, и она отправилась с апостолом Павлом в Антиохию. Здесь один из жителей хотел жениться на ней и, за отказ, донес на нее, что она исповедует веру Христову. Святую осудили на растерзание зверям, но звери не коснулись ее. Тогда оставили ее в покое, и она удалилась в Селевкию исаврийскую, где и скончалась на 90-м году жизни. Св. Секла совершила много чудес. Преподобный Коприй жил в VI веке, подвизался в обители св. Феодосия, в Палестине. Мать его, спасаясь бегством во время нашествия агаряне на Палестину, разрешилась от бремени на гноище (по-гречески – Копри), близ этой обители, и тут оставила младенца. Братия обители нашли дитя, назвали Коприем и воспитали у себя в обители. Св. Коприй скончался 90 лет. Преподобный Никандр родился от поселян Псковской губернии. С малых лет полюбил благочестие, чтение духовных книг, пост и молитву, чуждался нарядных одежд и молился, чтобы Бог спас его от житейских искушений. По смерти отца, мать его раздала имение и поступила в монастырь, а он, ища уединения, поселился в пустынном и болотистом месте, между Псковом и Порховым, на реке Демьяновке, и здесь предался иноческим подвигам. Два раза докидал пустыню, когда народ, узнав о нем, начинал прославлять его. Однажды воры избили святого, в другой раз – крестьяне, принявшие его за поджигателя; но он прощал своих мучителей, когда те, вразумившись, просили у него прощения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Один пресвитер, по имени Коприй, имел неподалеку оттуда монастырь в пустыне. Это был муж святой, почти девяноста лет, настоятель пятидесяти братий. Он делал также весьма много чудес: врачевал болезни, совершал много исцелений, изгонял демонов, творил много знамений, и некоторые в наших глазах. Увидев и помолившись о нас, он умыл нам ноги и спрашивал нас, что делается в мире. Но мы просили, чтобы он лучше рассказал нам о добродетелях своей жизни и о том, как Бог ниспослал ему дары и каким образом он получил сию благодать. Он без всякой гордости стал нам рассказывать о жизни своей и своих предшественников, великих мужей, из коих многие превосходили его и которых жизни подражал он. «Дети, — говорил он, — нет ничего удивительного в моих делах в сравнении с подвигами отцов наших». Между тем как пресвитер Коприй ещё рассказывал об этом, один из наших братий, не веривший его словам, задремал и видит, что в руках у того мужа находится дивная книга, исписанная золотыми буквами, и что какой–то седой муж подошел и грозно сказал ему: «Что же ты не внимаешь чтению и дремлешь?». Устрашенный брат тотчас по латыни рассказал нам слышанное и виденное им. Ещё он говорил нам об этом, как пришел один поселянин с корзиной, наполненной песком, и, приблизившись, ожидал, пока брат кончит свой рассказ. Мы спросили пресвитера, чего хочет этот поселянин с песком. Авва сказал нам в ответ: «Дети, не надлежало бы нам хвалиться перед вами и рассказывать о славных делах отцов, дабы, возгордившись умом, мы не лишились награды. Но поелику вы пришли к нам из столь отдаленной страны, то за такую ревность и искание пользы я не лишу вас назидания, но в присутствии братий расскажу, что Бог устроил чрез нас. Соседняя нам страна была бесплодна, и владевшие ею поселяне, посеяв хлеб, едва собирали его вдвое против посеянного, ибо червь, зарождаясь в колосе, повреждал всю жатву. Земледельцы, оглашенные нами и сделавшиеся христианами, просили нас помолиться о жатве. Я сказал им: «Если вы имеете веру в Бога, то и этот пустынный песок будет приносить вам плод». Они немедленно набрали в пазуху вот этого песка, по которому мы ходим, и принесли к нам, прося нашего благословения. Когда я помолился, чтобы было по вере их, они посеяли его на полях вместе с хлебом, и вдруг земля их стала плодоноснее всякой земли в Египте. Таким образом, привыкши это делать, они ежегодно приходят к нам с прежнею просьбою».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

Памвон, муч. Египетский при Максимиане, с Маркианом и др. 5 июня. Памфалон и Памфамир, мучч. Халкидонские при Максимиане, с Солохоном. 17 мая. Памфил пресв., Валент диакон, Павел и др. мучч., постр. в Кесарии Палестинской от Фирмилиана в 309 году. 16 февр. Памфил и Капитон мучч. 12 авг. Панкратий священномуч., еп. Тавроменийский, ученик ап. Петра. 9 февр. и 9 июля. Пансофий, муч. Александрийский при Декии, ок. 250 года. 15 янв. Пантелеимон, или Пантолеон, безмездный врач, муч. Никомидийский, ок. 305 года. 27 июля. Панхарий, муч. Никомидийский, ок. 302. 19 марта. Папий, муч. Диррахийский при Траяне, с Перегрином и др. 7 июля. Папий, муч. Коринфский 252 г., с Викторином и др. 31 янв. Папий, Диодор и Клавдиан мучч., постр. в Перге Памф. при Декии от Павлина. 3 февр. Папий воин, муч. Римский ок. 305 г., с Маркеллом папой и др. 7 июня. Папий, пли Папа, муч. Ликаонский при Максимиане. 16 марта и 14 сент. Папп, еп. Китрский (в Кипре). Субб. с. Папила, диакон Фиатирский, муч. Пергамский при Декии, с Карпом еписк. и др. 13 окт. Парамон, и с ним 370 мучч., при Декии. 29 ноября. Параскева, муч. Римская при Нероне, с сестрою Фотиной Самаряныней. 20 марта. Параскева, преподобномученица при Антонине. 25 июля. Параскева, великомученица Иконийская при Диоклетиане. 28 окт. Параскева, преподобная Сербская. 14 окт. Пард, отшельник горы Арион. 15 дек. Паригорий, муч. Самосатский, с Романом и др. 29 янв. Пармений, пресв. Вавилонский, муч. кордувский ок. 251 г., с еп. Полихронием. 30 июля. Пармен, ап. из 70, с Прохором, и др. 28 июля. Парод преп., муч. Болгарский, с Мануилом и др., ок. 815 года. 22 янв. Парфений, еписк. Лампсакский, сконч. при Константине Вел. 7 февр. Посикрат и Валентин, мучч. из Доростола. 24 апр. Пассарион, преп. Иерусалимский, ранее 5 века. В субб. сырную. Патапий, преп. Египетский. 8 дек. Патермуфий, из 156 мучч. Тирских при Диоклетиане от Ветурина. 17 сент. Патермуфий и Коприй препп., и Александр воин, мучч. Египетские при Иулиане, и Патермуфий и Коприй, препп. Египетские 4 в. 9 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

4. В 4 беседе на Песнь песней. 5. Крин — лилия. 6. Св. Епифаний — современник св. И. Златоуста; был епископом на о. Кипре в течение 36 лет. 7. Города Листра и Дервия находились в Ликаонской области в Малой Азии, недалеко от Иконии. 8. Предместье Антиохии. 9. Сии слова находятся в беседе св. Киприана о мучениках. 10. Об обеих сих женах упоминается в Римских месяцесловах под 10 ноября, а именно: «Память святых жен Трифены и Трифосы, живших в Иконии Ликаонской; наставляемые проповедью святого Павла и назидаемые примером святой Феклы, они много успели в христианском учении». 11. Сии слова Златоуста заключаются в беседе о слепорожденном. 12. Святой епископ Медиоланский Амвросий известен победоносной борьбою с арианами и заботами о благе своей паствы. Он скончался в 397 г. Память его 7 декабря. — О св. Фекле упоминается во 2-й книге о девстве. 13. Селевкия — на юг от Ликаонии и на север от Антиохии. 1. Имя Коприй греческое от «копра» — гноище, навозная куча. 2. Святой Коприй скончался около 530 года. 1. Князь Василий Иоаннович — 1505-1533 гг. 2. Преподобный Савва, основатель Крыпецкого Иоанно-Богословского монастыря в 20 верстах от Пскова, преставился в 1495 г.; память его 28 августа; преподобный Евфросин Псковский преставился в 1481 году; мощи его почивают в основанном им Спасо-Великопустынском Елеазаровом монастыре в Псковской губернии на реке Толбе в 30 верстах от Пскова; память прп. Евфросина — 15 мая. 3. Ныне уездный город Псковской губернии. 4. Блаженный Николай Псковский преставился 28 февраля 1576 года. 5. Уж или ужевник — дикая горчица, другое название этого растения — брылена. 6. Келарь (от греческого «келлариос») обязан был хранить монастырские припасы. 7. Память преподобного Антония Великого, который доблестно вел брань с духами злобы, празднуется 17 января. 8. Его память 30 августа. 9. Тимпан — музыкальное орудие, обтянутое кожей и состоящее из двух металлических тарелок, по бокам прикреплены погремушки. Свирель — духовой инструмент. 10. Стефан Баторий был королем Польским с 1576 по 1586 гг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Клавдий, муч. Остийский при Диоклетиане, с Сосанной и др. 11 авг. Клавдий, из 40 мучч. Севастийских ок. 320 года. 9 марта. Клавдия, из 7 дев, мучениц Анкирских ок. 304 г., с Феодотом. 18 мая. Клавдия, мученица Амисская при Максимиане, с Александрой и др. 20 марта. Клавдия девица, мученица Коринфская, с Текусой и др. 6 ноября. Клеоник, муч. Амисский ок. 308 г., с Евтропием. 3 марта. Клеопа, ап. из 70, брат Иосифа Обручника. 4 янв. Клеопатра, блаж. 4 в., с муч. Уаром. 19 окт. Климент, или Клим, ап. из 70. 25 ноября и 22 апр. Климент, священномуч. Анкирский ок. 312 г., и Агафангел. 23 янв. Кодрат, ап. из 70. 21 сент. Кодрат, Киприан, Дионисий и др., мучч. Коринфские при Декии ок. 250 года. 10 марта. Кодрат, муч. Никомидийский, с Саторином и Руфином, при Декии и Валериане. 10 марта. Кодрат, муч. Никомидийский ок. 303 г., с Исакием и Аполлосом. 21 апр. Коинт [Квинт), муч. Фригийский прп Аврелиане (270–275). 6 июля. Конкордий пресв.. муч. Сполетский ок. 175 года. 4 июня. Конкордия, мученица Римская при Валериане, с Ипполитом и др. 13 авг. Конон, муч. Исаврийский, стр. от Магдона, во 2 веке. 5 марта. Конон, градарь, муч., постр. в Памфилии при Декии. 5 марта. Конон, преподобномуч. Иконийский и сын его Конон, постр. ок. 273 г. при Аврелиане. 6 марта. Константин, он же Ексакустодиан, из 7 отроков Ефесских. 4 авг. и 22 окт. Константин Великий, ум. 337, и Елена, матерь его. 21 мая. Константин друнгарий, из 42 мучч. Амморейских в 840 году. 6 марта. Константин, преп. Синадский. 26 дек. Константин, в схиме Кирилл, еписк. Моравский, ум. ок. 869, с Мефодием. 11 мая. Константин, сын Феодора, князя Смоленского, с отцом и братом Давидом. 19 сент. и 5 марта (перенесение мощей). Константин бл., митрополит Киевский, ум. 1159. 5 июня. Константин, князь Муромский, ум. 1205, и чада его Михаил и Феодор. 21 мая. Константин Всеволодович, князь Ярославский, 13 в., с кн. Василием. 3 июля. Коприй преп., муч. Египетский при Иулиане. с Патермуфием. 9 июля. Коприй, преп. Палестинский, ум. ок 530. 24 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

128. Особенно полезное напоминание в наше время... 129. Разумеются те, кто держат волосы в диком беспорядке, чтобы внешним видом производить впечатление чего-то необычайного... 130. Факт весьма знаменательный: в одной обители нашлось несколько человек, знающих латинский, греческий и египетский языки!.. 131. Сего святого подвижника надлежит отличать от Аммона Нитрийского, о котором говорится в 30 главе, и от Аммона Тавеннского, отца 3000 монахов, о котором говорится в 3-й главе. 132. Разумеется крокодил. Крокодилы походят издали на длинную глыбу черной земли, - говорит Норов. 133. См. прим. к гл. 24-й. 134. Путешественники с кротостью приняли укор в недостатке веры, но едва ли был прав и укоривший. Как некогда, во времена гонений, Церковь неодобрительно смотрела на тех, кто сами вызывались на мучения, так не следует добровольно, без всякой нужды подвергаться очевидной опасности в надежде на помощь свыше... 135. Память преподобных Патермуфия и Коприя - 9 июля. Их следует отличать от соименных им святых мучеников, также подвижников пустыни египетской, пострадавших при Юлиане. О святом Коприи упоминают Созомен, кн. VI, гл. 28, и Никифор, кн. XI, гл. 34. Никифор говорит: " Коприй получил благодатный дар изгонять демонов и разнообразных исцелений " . В VI веке известен был еще Коприй, подвижник палестинской обители святого Феодосия Киновиарха, скончавшийся около 530 года. Память - 24 октября. 136. " На восточном берегу (Нила) продолжающиеся к югу (от Гермополя) горы аравийские испещрены пещерами. Это - древнейшие каменоломни и гробницы. И здесь-то были фиваидские уединения, прославленные чудными делами христианских подвижников. Они начинались от нынешней Миниэты и тянулись далеко на юг " ... Прим. к главе 141 " Луга Духовного " в переводе преосв. Филарета. С. 274. Палладий, проведший четыре года близ Гермополя и Антиноэ, говорит, что здесь было до 20000 иноков - великих подвижников. Палладий " Лавсаик " , гл. 81. О знаменитейших из них и идет рассказ преподобного Коприя. 137. Ограбление могил - порок, распространенный в древности. Ср. 77 и 78 гл. " Луга Духовного " в новом переводе. Сильное обличение его смотри, например, в творениях св. Григория Богослова. Т. V. Стихотворения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/956/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010