Преподобный Симон, архимандрит Смоленский, ученик преподобного Сергия Радонежского, был настоятелем монастыря в Смоленске, но оставил почет и уважение, которыми там пользовался, покинул родную сторону и с посохом простого странника в 1357 году пришел к преподобному Сергию и просил принять его послушником. Он был первый, принятый сверх числа двенадцати учеников. На пожертвование преподобного Симона архимандрита построили более обширный храм Живоначальной Троицы. Преподобный Симон архимандрит жил в келлии рядом с игуменом. Когда преподобный Сергий удостоился откровения о будущей судьбе его учеников, он именно святого Симона позвал быть участником дивного видения птиц, летавших по всей обители и вокруг нее. Преподобный Симон архимандрит скончался в глубокой старости и был погребен с великой честью преподобным Сергием. День тезоименитства преподобного Симона архимандрита — 1/23 мая. Служба ему составлена преосвященным Симоном, архиепископом Рязанским и Касимовским, в 1981 году. Преподобный Симон на иконах пишется «сед, брада курчава, подоле Иоанна Богослова». Преподобный Герасим Болдинский, в миру Григорий, родился в 1490 году в Переяславле Залесском. В раннем детстве он часто посещал храм Божий. Узнав о святой жизни преподобного Даниила Переяславского, 13-летний Григорий со слезами просил старца принять его к себе. Старец принял мальчика послушника и в скором времени постриг с именем Герасим. После 26-летнего пребывания под руководством преподобного Даниила святой Герасим, получив благословение старца на отшельничество, поселился недалеко от города Дорогобужа в Смоленской земле, в диком лесу. Здесь его учеником стал преподобный Аркадий. Святой много раз подвергался нападениям разбойников, но кротко и терпеливо сносил все обиды и молился за обидчиков. По особому видению он перешел на Болдинскую гору, где в 1530 году воздвиг храм во имя Святой Троицы и построил келлии для собиравшейся братии. Кроме Болдина монастыря, преподобный Герасим основал еще монастыри в честь Иоанна Предтечи в городе Вязьме, а затем в Брянском лесу, на реке Жиздре — обитель в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Преставился преподобный Герасим 1 мая 1554 года.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Монастырь основан преподобным Герасимом в середине V столетия. Один из великих подвижников Православного Востока, Герасим не был большим богословом, в годы монофизитской смуты готов был одно время примкнуть ради мира церковного к еретикам. Но неподалеку, верстах в десяти, жил Евфимий Великий, подлинный столп и учитель веры. И как сказано в Житии, «святыня пошла к святыне, пустыня к пустыне». Увещание Евфимия вернуло Герасима на путь истинный. Но не этим вошел навсегда Герасим в историю Православной Церкви, а «человеколюбивым» отношением к братьям нашим меньшим. Не по размеру меньшим. В Житии рассказывается, как однажды лев, царь зверей... занозил себе лапу. В отчаянии воющий зверь прихромал к Герасиму, и старец вынул занозу, смазал рану – словом, исцелил пациента. На чудной русской иконе XVI в. из Третьяковки старец Герасим так и изображается – с протянувшим ему больную лапу львом. ...Звери во все времена бывают добрее и привязчивее, чем люди. Лев остался при старце, в монастыре. Осел вращал воротное колесо глубокого колодца, лев сторожил осла. Однажды осла увели разбойники, а старец подумал, что его подопечный решил вернуться к «скоромной» пище. Ну что ж, сказал Герасим льву, ты съел осла, будешь теперь трудиться вместо него. Зверь покорно впрягся в ярмо и стал добывать воду из колодца. На следующую весну разбойники вновь проходили мимо, и лев узнал и отбил у них «своего» осла. Старец был потрясен, он просил у зверя прощения в своем против него грешном помысле. И лев «простил». Они жили неразлучно до самой смерти Герасима. Но после этого, как ни старались монахи, лев не отходил от могилы старца и не принимал пищу. Так они остались неразлучными и после смерти, оставив нам всем небывалый урок подлинно «экологического» отношения к окружающему миру. ...Монастырь был восстановлен греческими православными монахами в 1882 г. Руины византийского времени (в том числе мозаика VI в.) вошли в состав церкви. Есть данные, что авва Герасим не заново построил обитель, а лишь возобновил более древнюю Лавру Каламон (Доброе пристанище), названную так потому, что на этом месте останавливалось, по преданию, Святое Семейство на обратном пути из Египта. Когда во второй половине XIX в. сюда вновь пришли православные монахи, обитель лежала в развалинах. В верхнем этаже сохранилась лишь часть алтарного полукружия с несколькими старинными фресками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

652 По поручениям патриарха Никона архимандрит Герасим не раз бывал в столице. В декабре 1662 г. архимандрит Герасим, наместник монах Иосиф, строитель Аарон и семь монахов были в Москве для славления царя по случаю праздника Рождества Христова – Гиббенет 1, 149–150, 157–158, 264–263. 18 декабря 1664 г., когда патриарх Никон пытался вернуться на патриаршую кафедру, в Успенском соборе вместе с ним был и архимандрит Герасим, который извещал царя о приходе Никона в Москву – Гиббенет 2, 117–118. 654 РИП 2004, 156–161; Зеленская 2005, 112–138. О книжной деятельности и литературных трудах Герасима источники умалчивают, однако есть пока не подтверждённое мнение, что Герасим записал рассказ о видении венца на главе патриарха Никона – Харлампович 1914, 276. По мнению Леонида (Кавелина) , архимандрит Герасим погребён на старом братском кладбище – Леонид 1876, 146; см. также: Зеленская, Святославский 2006, 109. 656 Позднеев 1958, 364–370; Позднеев 1961, 419–428; Позднеев 1969, 150–158; Панченко 1973, 103–115; Панченко 1992, 198200; Зеленская 2002, 312–321; Васильева 2002, 253–261; Авдеев 2006, 194–206. 673 Леонид 1876, 128–129; Зеленская 2002, 321–325. Г.М. Зеленская высказала предположение, что стихотворная эпитафия иподиакону Никите Никитину и монастырскому труднику Петру Ивановичу Заборскому, двум верным сподвижникам патриарха Никона , погребение которых в Воскресенском монастыре в 1665 г. совершил сам патриарх Никон , составлена архимандритом Никанором – Зеленская 2002, 325–326. 677 28 октября 1667 г. царь Алексей Михайлович указал «никоновского подьяка Ивашка Корнилова сына Шушерина, у Семена Полтева взяв, держать голове московских стрельцов Федору Нарышкину». Этот документ подтверждает рассказанное И. Шушериным в «Известии» о патриархе Никоне о собственных страданиях «во дни соборов» и заточении – Эйнгорн 1893, 13. 684 «В причитаниях смерть влетает в окно чёрным вороном или сизым голубком. В приметах если птица залетит в окно, то это сулит скорую смерть» – Топорков 1995, 286; Топоров 1984, 168.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Василий III назначил ему в старости преемника и сделал его крестным отцом своих сыновей. Герасим Болдинский (fl554) постригся в тринадцать лет у преподобного Даниила и в течение двадцати лет был его благоговейным учеником. Житие в сильных выражениях рисует его аскетические подвиги: его пощение – вкушал пищу через день или через два; его «благопротяжную молитву», на всю ночь до заутрени, его выносливость к стуже и зною, которыми он обуздывал «буяго и дивияго зверя, плоть свою». Потом с благословения игумена он ушел в пустыню, но не в Заволжье, а в смоленские пределы, где жил в диком лесу, много терпя от бесов и лихих людей. Рассказывается о «кузовце», который преподобный повесил при дороге, чтобы проходящие клали милостыню для неведомого им пустынника, от которого ворон – кстати, любимая птица Пафнутия Боровского – отгонял зверей. Через два года Герасим основал свой монастырь на новом месте, в Болдине, в 15 верстах от Дорогобужа, и, сходив на поклон к «царю» Василию III, получил от него богатую милостыню. Если в молодости Герасим, по-видимому, имел влечение к пустынному житию, то впоследствии он показывает себя неутомимым строителем монастырей и организатором киновий. Всего он построил четыре обители: в Болдине, Вязьме, на Жиздре и в Сверкове (на Днепре), во главе которых он поставил своих учеников. Биограф святого, игумен Антоний, передает его предсмертное поучение братии. Оно всецело совпадает с «Законом», или завещанием, которое оставил после себя преподобный. Эти наставления и этот «Закон» касаются монастырской дисциплины и выдержаны в духе Иосифовой «Духовной грамоты». У Иосифа же Герасим заимствует институт двенадцати соборных старцев, с которыми игумен делит свою власть. Видное место в житии и в посмертных чудесах занимают наказания обидчиков монастыря и хулителей святого. Однако почти во всех случаях святой прощает раскаявшихся и исцеляет их. Самое суровое наказание постигает крестьян, которые травили собаками проходивших монахов: Герасим предсказывает падеж скота в этой деревне, «да не ктому унижают иноческий чин».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. – В 12 т. – М., 1911. – Т. 11. – С. 291–305, 333. Савва (Тихомиров) . Хроника моей жизни. – В 9 т. – Сергиев Посад, 1911. – Т. 9. – С. 109, 386, 659. Полный православный богословский энциклопедический словарь / изд. П. П. Сойкина . – В 2 т. – СПб., 1912. – Т. 1. – Стб. 259, 633 ; Т. 2. – Стб. 1993. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1395, 1411. Никанор (Бровкович) . Минувшая жизнь: из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века. – В 2 т. – Одесса, 1913. – Т. 1. – С. 125. Русский биографический словарь. – В 25 т. – СПб. ; М., 1914. – Т. 4. – С. 473–476. 1 Недавно в Иркутске было издано одно из таких сочинений: Н. А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа Евгения в Киренский уезд в июне – июле месяцах 1913 г./публ. и авт. вступ. ст. Т. А. Крючкова, А. И. Шинковой; коммент. Т. А. Крючковой. – Иркутск, 2007. 2       Впервые дневники арх. Герасима были опубликованы в «Астраханских Епархиальных Ведомостях»: Герасим (Г. Добросердов), архиеп. Выдержки из дневника одного из вдовых священников в 1841 г./Герасим//Астрахан. епарх. ведомости. – 1879. – 49–51; 1800. – 1–3. Герасим (Г. Добросердов), архиеп. Выдержки из дневника ученика Иркутской семинарии, Высшего отделения, Егора Добросердова, командированного в июле 1831 г., по распоряжению Его Высокопреосвященства, преосв. архиеп. Иринея, в улусы бурят Аларского, Балаганского и Идинского ведомств в качестве миссионера, с свящ. Ник. Комаровским/Герасим//Астрахан. епарх. ведомости. – 1879. – 45–47. До сегодняшнего момента это была их единственная публикация. 3       Составлен на основании дневников и писем святителя Герасима, воспоминаний современников, «Жизнеописания Герасима» монахини Евсевии, документов из Государственного Архива Иркутской области, а также материалов сайта http://www.iliinka.orthodoxy.ru . 4       Родная фамилия Георгия Добросердова – Попов – установлена впервые, и ранее не упоминалась. Источник – Клировые ведомости Бельской Сретенской церкви за 1835 г. (ГАИО. ф. 50, оп. 1, д. 4506). Отец Георгия – Иоанн Прокопьевич Попов, дьячок, сын священника, в Сретенской церкви служил с 1786 г., с 14 лет. Пономарем при Бельской церкви был дядя Георгия, двоюродный брат Иоанна, Михаил Васильевич Попов, сын дьякона. В 1833 г. дьячком Бельской церкви станет родной младший брат Георгия – Харлампий.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Воодушевленный их подвигами, Гавриил ревностно заботился о своем спасении, примерно исполнял послушание и под руководством старцев постигал науку из наук – монашескую жизнь. Невидимая брань со страстями, келейная молитва, чтение Слова Божия и творений святых отцов, ежедневное внимательное самоиспытание и откровение помыслов – вот те духовные делания, в которых возрастала и крепла его душа. В 1878 году после семнадцати лет подвижнических трудов в обители он был пострижен в мантию с именем Герасим и назначен на послушание трапезного 1400 . Впоследствии, видя его стремление к строгой духовной жизни, настоятель о. Исаия (Гомолко) назначил его пономарем при церкви Ближнего скита 1401 . Более двадцати лет благоговейно исполнял это послушание о. Герасим. Подвиг непрерывного внимания к себе и самоукорение много способствовали старцу в приобретении умной молитвы и созерцании Бога. Молитвенные воззвания и хвала Господу стали той благодатной атмосферой, в которой пребывала душа старца. По отзывам современников, о. Герасим занимался Иисусовой молитвой и достиг в ней высокого совершенства 1402 . Настоятель схиархимандрит Иоанникий (Гомолко) ценил его и писал, что о. Герасим «качеств очень хороших и внимательной жизни» 1403 . Молитвенный дар старца, молитвенное созерцание им мира духовного влекли к нему сердца многих братий и богомольцев, которые хотели быть его учениками. Опытный делатель молитвы, о. Герасим давал подробные указания, как проходить этот подвиг людям самых разных положений и в разных обстоятельствах. Старец учил, что стяжание истинной молитвы в своем сердце требует от христианина большого труда и настойчивости. Он не должен ждать расположения к молитве, но всегда понуждать себя к ней. Перед тем как приступить к молитвенному правилу, нужно подготовить себя к нему: оставить все посторонние мысли, успокоить чувства и вспомнить о Том, к Кому обращаешься с молитвой. Старец говорил, что мы должны дорожить временем молитвы и помнить: погибает тот день и час, в которые человек не призывает Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

И. (ФИРИ РАН. Собр. Лихачёва. 638). Характер миниатюр, раскрашенных в 2-3 цвета, напоминает лубочные картинки. О популярности жития Г. И. свидетельствует неоднократное его воспроизведение в гравюре. По своду Д. А. Ровинского известны 4 изображения: лист «Прп. Герасим» работы Леонтия Бунина (1714) с 4 сюжетами Жития, с подписями в 2 клеймах с историей Г. И.; гравюра в 3 листа «Преподобный Герасим с деянием», 1-я пол. XVIII в.,- слева ростовой образ Г. И., остальная часть разделена на 2 полосы, в к-рых 10 сюжетов жития; гравюра в 4 листа «С. Преподобный Герасим иже на Иордане» работы Ивана Любецкого , датированная 1735 г.,- в среднике представлен Г. И., по сторонам 10 клейм жития, аналогичных предыдущей гравюре, с небольшими изменениями в тексте; листовая гравюра «Препод. Герасим с деянием», 1820-1830 гг.,- в среднике Г. И., по сторонам и сверху 10 сюжетов жития, внизу подпись с кратким изложением в 10 строках (есть варианты в 9 и 8 строк) истории Г. И. В росписи нач. XXI в. Введенской ц. Герасимова Болдинского мон-ря (над входом в храм из трапезной палаты) преподобный изображен в предстоянии Иисусу Христу вместе с прп. Герасимом Болдинским. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., в разд. «Преподобные отцы наши отшельники» Г. И. описан как «старец с густою бородою» (Ч. 3. § 13. 32). В иконописном подлиннике сводной редакции, XVIII в. (собр. С. Т. Большакова), облик Г. И. уподобляется свт. Власию Севастийскому, «…лев под ногами его вохрян, [Г. И.] рукою благословляет, а в левой свиток, а в свитце глаголет: Именем Господним зверь повиновение имеет, а Инде пишет: сие повиновение имели ко Адаму зверие». Лит.: Ерминия ДФ. С. 171; Большаков. Подлинник иконописный. С. 77; Ровинский. Í ародные картинки. Кн. 3. С. 571-574. 1419-1422; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 518, 1047; LCI. Bd. 6. Sp. 391-393; Ξυγγπουλος Α. Α τοιχογραφαι το καθολικο τς μονς Προδρμου παρ τς Σρρας. Θεσσαλονκη, 1973. Σ . 13-15. Pl. 9-11; Bakalova E. Scenes from the Life of St. Gerasimus of Jordan in Ivanovo//ЗЛУ.

http://pravenc.ru/text/164611.html

п. С днем св. Георгия было связано немалое число примет и наблюдений, по которым крестьяне гадали об      урожае и погоде: «На Егорья мороз – будет просо и овес»; «На Егорья мороз – под кустом овес»; «На Егорья мороз – гречи хороши»; «Яровое сей на Егорья»; «Юрий начинает полевые работы, Юрий и оканчивает» и др. В народных приметах и пословицах, как весной, так и зимой, Егорьев день часто соединялся с Николиным (см.: Никола Вешний, Никола Зимний). Так, напр., крестьяне говорили: «Егорий с летом, а Никола с кормом»; «Егорий с водой, а Никола с травой»; «Егорий с кормом, а Никола с комарами» и т. п. Память вмч. Георгию отмечается 23 апр./6 мая, 3/16 нояб., 10/23 нояб. и 26 нояб./9дек. Герасим Болдинский Преподобный (1490 – 1.05.1554), в миру Григорий, промыслом сапожник, 13 лет от роду поступил в Свято-Троице-Данилов Переславский монастырь при жизни его основателя прп. Даниила. Своей аскетической суровой жизнью стяжал всеобщее почитание, но это тяготило св. Герасима – он желал безмолвия и одиночества. В 26 лет он удалился в дикие смоленские леса и, видимо, по особенному видению, пришел на Болдину гору. Много оскорблений и унижений претерпел преподобный от местных поселян: его били палками и даже один раз, связав руки и ноги, хотели бросить в озеро, но по молитвам святого он был чудесно освобожден. С того времени имя св. старца снискало уважение, и в его пустынь стали приходить ревнители благочестия. Так вскоре была выстроена Свято-Троицкая обитель. Кроме Болдина монастыря прп. Герасим выстроил еще 4 монастыря. Устав он им дал особенный: монастыри эти были строго замкнутые, и никто из братии никогда из них не должен был выходить, даже согрешивших нельзя было изгонять. Настоятель должен был обязательно выбираться из среды братии и управлять с помощью 12 старцев. Прп. Герасим служил всем примером своей жизни: он спал сидя, питался хлебом и водой, исполнял самые тяжелые работы. Память прп. Герасиму отмечается 1/14 мая. Герасим грачевник Народное название дня прп. Герасима, 4/17 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А скаску писал Иосифова монастыря Осташковской слободы крестьянин Якимка Струнников. г). Донесение иосифовскаго архимандрита о болезни старца Терасима. 1667 г. 909 Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великия и Малыя и Белые Росии самодержцу, богомолцы твои, Волоколамскаго Успения Пресвятые Богородицы Иосифова монастыря архимарит Саватей з братьею челом бьем. В прошлом, государь, в 174-м году, по твоему, великаго государя, указу и по грамоте ис патриарша разряду прислан к нам, богомолцам твоим, выосифов монастырь Соловецкаго монастыря старец Герасим Фирсов под начал, и тот старец Герасим заскорбел, – лежит болен, опух весь, а желает он исповедатца и причаститца тела и крови Христа Бога нашего: и я, богомолец твой, без твоево, великого государя, указу исповедать и причастить ево не смею; а будет, государь, тот старец Герасим преставитца, и ево выосифове ль монастыре погрести, или где ты, великий государь, укажешь. д). Ответная грамота иосифовскому архимандриту на донесение его о болезни Герасима, 21 сентября 1667 г. 910 От царя и великаго князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, на Волок Ламской, Иосифова монастыря архимариту Саватею з братьею. Писали вы к нам, великому государю, что выосифове монастыре подначалной старец Соловецкаго монастыря Герасим Фирсов заскорбел, – лежит болен, опух весь, и желает де он исповедатца и причаститца тела и крови Христа Бога нашего: и по нашему, великаго государя, указу, богомолцы наши, преосвященный собор, велели того подначалнаго старца Герасима допросить, истинное ль и неложное покаяние к церкви Божией и к священному собору приносит; и будет он, старец Герасим, в допросе скажет, что он истинное и неложное покаяние к церкви Божией и к освященному собору приносит, и Символ крепко держит и вся церковная и келейная исправляет, как напечатаны в новосправных печатных книгах, и ево велели исповедать, и по исповеди отца ево духовнаго будет достоин, и при смерти тела и крови Христа Бога нашего причастить, и как смерть ему случитца, и ево погребсти выосифове монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1430 году князем Литовским стал Свидригайло Ольгердович (1370-1452), который исповедовал католичество. Именно он, воспользовавшись паузой при избрании преемника на митрополичий Киевский престол в Москве, отправляет епископа Смоленского Герасима в Константинополь для поставления последнего в митрополита Киевского и всея Руси в 1432 году (о чем говорит известный церковный историк Е.Е. Голубинский со ссылкой на литовские летописи ). Не стоит упускать из виду сказанное выше предположение, что Герасиму обещали митрополичий престол после смерти святителя Фотия. По мнению историка Аркадия Евгеньевича Тарасова, возведение в митрополичий сан состоялось между 1 сентября 1432-го и началом 1433 г. в Константинополе, его совершил Патриарх Иосиф II. Именно к этому времени относится надпись-граффити на Соборе Святой Софии: «Господи, помози рабу Своему Иакову Григорьевичу, писарю Герасима, митрополита Киевского» . Осенью 1433 года уже митрополит Герасим вернулся в Смоленск. В Москву же владыка не торопился. Вторая Псковская летопись утверждает, что он не отправился в Москву только потому, что там были междоусобные войны , о которых мы уже упоминали выше. Архимандрит Макарий (Веретенников) утверждает, что причина заключалась вовсе не в этом: «Для Москвы же поставление главы Русской Церкви из рук Литовского князя было необычным, и последующая его судьба свидетельствует о его непризнании Москвой» . Это мнение намного больше похоже на правду, чем то, что нам предлагает Вторая Псковская летопись. Перед историками до сих пор стоит вопрос, каким именно митрополитом был Герасим. Историк Е.Е. Голубинский (1834-1912) приводит мнения разных летописей: Вторая Псковская летопись именует архиерея «митрополитом русской земли», Третья Новгородская летопись дважды называет его «митрополитом Московским» (хотя в Москве после возведения в сан митрополита Герасим так и не был). Однако В.И. Петрушко не доверяет Новгородской летописи, так как сам Новгород был обязан Герасиму рукоположением для него архиепископа: «Это могла быть и намеренная фальсификация, связанная с тем, что новгородцы использовали нового митрополита в своем противостоянии с Москвой» . Также известно, что Западнорусская «Кормчая» и смоленский «Требник» именуют Герасима именно «митрополитом Киевским и всея Руси», а в Толковом Евангелии, переписанном в 1434 году в Киево-Печерском монастыре неким иеродиаконом Иосифом, владыка вообще назван «архиепископом Киевским» . Однако следует заметить, что в Толковом Евангелии Герасим мог быть назван архиепископом не в качестве сана, а в смысле старшего епископа града Киева.

http://bogoslov.ru/article/6167235

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010