По молитве св. Прокопия юродивого, заступлением Пресвятой Богородицы, спасен Устюг от каменной тучи, и, в то же время, от Ее иконы истекло многоцелебное миро, в конце XIII века. Чет. Минея в Житии св. Прокопия. 9 Св. священномуч. Панкратия, еп. Тавроменийского. Христов самовидец, ученик ап. Петра, поставленный им во епископа Тавроменийского. Убиен неверными. Чет. Минея. (Act. SS. apr. I. р. 237–243.) Март. Р. 3 апр. Вторично воспоминается 9 февр. Есть служба. Св. священномуч. Kupu лл a , еп. Гортинского. Пострадал в царствование Декия от Лукия, имея от роду 84 года, святительствовав 50 лет. Чет. Минея из Вел. Четии. (Act. SS. iul. II. р. 682). Мес. В. Март. Р. Свв. преподобномучеников Патермуфия и Коприя, и св. муч. Александра воина. Египтяне. Коприй сначала отвергся Христа, но обличенный Патермуфием, своим наставником, раскаялся, и с ним обезглавлен по приказанию Иулиана. Александр, один из воинов, обращенный к Иисусу Христу сими преподобными отцами, скончался в разжженной печи. Чет. Минея от Вел. Четий сокращенно. (Act SS. iulii II. р. 698). Мес. В. Март. Р. Препп. Патермуфия и Коприя, египетских подвижников. Патермуфий, до поступления в иночество, был старейшиной разбойников. Очистив свою душу покаянием, удостоился дара чудотворений. Любимым его занятием было служить больным и печься о погребении умерших. Преп. Коприй был самовидец подвигов преп. Патермуфия, сказитель чудес его, и сам чудотворец. Жил в 4 веке. В 394 г. преп. Коприю было около 90 лет, а наставника его уже не было в живых. Чет. Минея от Руфина пресвитера (гл. 9). (Она пишет о сих препп., чтобы показать различие между ними и преподобномучениками, соименными им). Св. Феодора, еп. Едесского, и иных с ним угодников Божиих. Из иноков обители св. Саввы, рукоположен во епископа в царствование Михаила и Феодоры. Будучи в Вавилоне по делам своей церкви, исцелил и обратил к Иисусу Христу Персидского царя Мавию, преемника Адрамелехова, который впследствии, под именем Иоанна, соделался мучеником с тремя своими отроками христианами. Св. Феодор скончался в Иерусалиме. В его время подвизались два брата: преп. Феодосий, столпник Едесский, и преп. Иоанн, пустынник в странах Вавилонских.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Блаженный Василий Вологодский жил в XV в., был иноком Спасо-Каменного монастыря, находившегося на острове Кубенского озера (недалеко от Вологды).  При раке с его мощами находились тяжелые железные вериги, шапка из железных полос и икона, на которой он был изображен во весь рост.  В 1774 г., когда во время пожара сгорело все, что могло гореть, бывшая тогда над мощами угодника деревянная рака и образ святого на ней остались невредимыми. Преподобный Никифор Калужский (XV в.) Память его празднуется 16 июня в день памяти его наставника прп. Тихона Медынского Прп. Никифор — один из учеников прп. Тихона Медынского, в обители которого он подвизался. Он прославился святостью жизни. Считается, что он был преемником своего наставника. На иконах преподобный изображается вместе с другими калужскими святыми: прп. Пафнутием Боровским (память его 1 мая), прп. Тихоном Калужским и блаженным Лаврентием Калужским (память их 10 авг.). Преподобный Моисей Белоезерский (XV в.) Память его празднуется 23 февр. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святыхБелоезерский был иноком Троицкого Белоезврского монастыря.Прозорливец. Прп. Моисей • Из описания святых Белозерских следует, что прп. Моисей почил после прп. Кирилла Белозерского (1427) и прежде прп. Кирита Новоезерского (1532). Троицкий Устьшехонский монастырь на Белоозере был переведен на посад Белозерский в 1480 г. • Место подвижничества преподобного можно определить приблизительно: Белозерье входило в Новгородскую епархию, ныне входит в состав Вологодской обл. и епархии Преподобные Авраамий и Коприй Печенгские (XV в.) Память их празднуется 4 февр. в день тезоименитства Аврагшия Святые прпп. Авраамий и Коприй, иноки Кирилло-Белозерского монастыря, подвизались в XV в. Житие их сгорело во время татарского набега, а основанный ими монастырьбыл упразднен в 1764 г. Святые мощи их почивают в бывшей монастырской церкви; ныне это Владимиро-Печенгский погостВологодской губернии. • Преподобные основали Спасскую пустынь на р. Печенге, в 20 верстах от Вологды, в 1492 г. После закрытия монастыря в 1764 г., в правление Екатерины 11, Спасская Церковь стала приходской Впадимиро-Печенгского погоста (ныне этого населенного пункта нет). Места, в которых подвизались преподобные, связаны с совр. Вологодской епархией. Преподобные Корнилий и Авраамий Палеостровские (XV в.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

И тотчас после слов его прилетело великое множество птиц , числом столько, сколько было избиенных гадов; и каждая птица взяла по одной змее, отнесла далеко и бросила там; таким образом было очищено от гадов то место, на котором жил Преподобный» с. 398]. Подобным образом птицы послужат для очищения земли в последний день Страшного Суда. Апокалипсис, гл. 19 17. И видех единаго Ангела стояща на солнце; и возопи гласом велим, глаголя всем птицам парящим посреде небесе: придите и соберитеся на вечерю великую Божию. 18. Да снесте плоти царей и плоти крепких и плоти тысящников, и плоти коней и седящих на них, и плоти всех свободных и рабов, и малых и великих. 21. ...И вся птицы насытишася от плотей их. 17. И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, 18. чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих. 21. ... и все птицы напитались их трупами. Служение животных Святым бывало порой весьма необычным. Свидетельство блаженного Иоанна Мосха «В окрестностях Мертвого моря есть гора, под названием Марес. На горе живут отшельники. У них есть сад, в шести верстах, у подошвы горы, при морском заливе. Садом заведывал один из них. Всякий раз, как отшельники собирались в сад за овощами, они взнуздывали осла и говорили ему: – Ступай в сад к садовнику и принеси нам овощей. И осел один отправлялся к садовнику . Став у двери, он ударял головою в дверь. И тотчас садовник, навьючив его овощами, отпускал. Можно видеть, как осел ежедневно ходит один и служит только старцам, не повинуясь никому другому» гл. 158, с. 381–382]. Преподобный Коприй (24 сентября) «Он поднимался на гору вместе с ослом, чтобы привезти в обитель дров. В то время, как он начал собирать дрова, медведь укусил осла в бедро. Тогда святой Коприй возложил на медведя дрова и сказал ему: – Ты теперь должен работать до тех пор, пока осел не выздоровеет.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

II. 44. русск. перевод). Коприй пресвитер . Он сам рассказал свою жизнь и свои чудеса Палладию, который и передал их в своем Лавсаике последующим родам (русск. перевод стр. 173). Поскольку пр. Коприй сделал это не для восхваления себя, а для пользы других; то и сам получил от сего большую пользу. Св. Феодор, еп. едесский . Житие его, от Василия амасийского писанное, в великой минеи четьи положенное, в слав. печатной минее сокращенно собрано. Василий амасийский или правильнее емесский был родной племянник св. Феодора, сын сестры его, как это видно из самого жития и сопутствовал ему во многих путешествиях. Из того же жития видно, что св. Феодор жил во время царствования в Константинополе императора Михаила и Феодоры т. е. между 842–857 годами. В сочинении Никона Черногорца (XI в.) уже приводятся места из сего жития. На новогреч. языке оно издано в Каловерини (Благовремении). Мощи его в теле аки живого видел в лавре св. Саввы игумен Даниил, паломник русский в начале 12 века. После него осталось 100 глав или правил аскетической жизни. См об нем в Учении об отцах Филарета § 276. Освящение храма Богородицы в Пигии в Царьграде . Пресв. Богородица явилась на источнике в 450 году Льву Макеллу, после императору, который воздвиг на месте того источника храм. Иустиниан В. (527–565), исцеленный от водяной болезни водою из сего источника, построил близ прежнего другой храм, который возобновлен после Василием Македонянином. Вероятно, освящение сего храма здесь и разумеется. В 1833–1835 годах создан новый храм на живоносном источнике, доселе изливающем исцеления. См. описание живоносного источника в книге: Слава пресв. Владычицы стр. 115. Праздник со службою Богоматери на живоносном источнике совершается во всей православной церкви в пятницу на Светлой неделе. Кипрская икона Богоматери . В книжке: изображения икон пресв. Богородицы, показаны Кипрской Богоматери два различные изображения. 20 апреля на троне с младенцем и двумя предстоящими лицами, держащими в руках нечто круглое на подобие яблоков, и 9 июля обыкновенное изображение с младенцем и державою внизу; сие находится в Успенском соборе; первое же, неизвестно где.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

И явился ему огненный столп от земли до неба, и был глас: если можешь быть как столп сей, то поди — служи. Услышав это, Феодор рассудил никогда не принимать на себя диаконства. Когда пришел он в церковь, братия принесли пред ним раскаяние, говоря: если ты не хочешь служить, по крайней мере, держи чашу. Но он и сего не принял, говоря: если вы меня не оставите, то я уйду от места сего. После сего они оставили его. 32.  Иоанн Колов сказал: врата к Богу есть смирение; и отцы наши многими скорбями, радуясь, взошли в град Божий. 33.  Еще сказал: смиренномудрие и страх Божий — выше всех добродетелей. 34.  Авва Иоанн Фивейский сказал: монах прежде всего должен сохранять смиренномудрие, ибо оно — первая заповедь Спасителя, говорящего: блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное (Матф. 5, 3). 35.  Брат спросил авву Исаака: как человек достигает смиренномудрия? Старец отвечает ему: чрез страх Божий. Брат говорит ему: а через какое дело человек доходит до страха Божия? Старец отвечает: по-моему, чрез то, чтобы каждый унижал себя при всяком деле, и чтобы предавался телесному труду, сколько у него есть силы, до самого исхода своего отсюда и суда Божия, — и успокоится. 36.  Некогда рассуждали отцы Скита о Мелхиседеке, и забыли позвать авву Коприя. После же позвали его и спрашивали о Мелхиседеке. Коприй, ударивши по устам своим трижды, сказал: горе тебе, Коприй! ты оставил то, что Бог заповедал тебе делать, а испытываешь то, чего Он не требует от тебя. И братия, услышавши это, разбежались по своим кельям. 37.  Авва Макарий рассказывал о себе, говоря: когда я был слишком молод и жил в келии в Египте, взяли меня и сделали клириком при церкви в селении. Не желая быть клириком, я убежал в другое место. Приходил ко мне благочестивый мирянин, брал мое рукоделие и служил мне. Случилось же по искушению диавольскому одной девице в селении пасть. Когда она зачала во чреве, спрашивали ее: кто виновник сего? Она же отвечала: отшельник. Тогда, вышедши из селения, взяли меня, навесили на шею мою сажею очерненных горшков и ушков от посуды, водили меня в селении по улицам, били меня и говорили: этот монах обесчестил нашу девицу; возьмите его, возьмите! — и избили меня едва не до смерти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Однажды Патермуфий зашел к болящему брату и застал его мертвым; облобызав тело его, он спросил мертвого: «что лучше для тебя, – отшедши, жить со Христом, или еще с нами в теле пребывать?» Инок воскрес сел и стал говорить: «для чего ты меня возвратил? Для меня лучше, отшедши, жить со Христом, а во плоти жить не хочу». «Спи же с миром и о мне молись», отвечал старец. Тот лег и уснул на веки. Надобно заблаговременно каяться Придя к одному больному иноку и видя, что он, умирает, Патермуфий сказал ему: «почему не готов ты к смерти? Думаю, что совесть, обличительница твоя, с тобою туда идти хочет». «Прошу тебя, отче, сказал инок, помолись за меня Богу, чтоб Он дал мне еще времени для покаяния». Старец отвечал: «теперь ли ищешь времени для покаяния? а прошедшее время где? И что делал ты во все дни иночества твоего? Разве ты не мог прежних язв уврачевать? Напротив, ты новейшие еще прилагал». Инок болящий усилил свою просьбу к старцу. «Пожалуй, если не станешь прилагать злые дела к злым, помолюсь; ибо благ Господь, человеколюбив и долготерпелив, и подаст тебе несколько времени для очищения грехов твоих.» Став на колени, помолился и потом сказал; «вот три года Господь дает тебе в сей жизни, только покайся,» – и, взяв за руку его, поднял здоровым. Чрез три года покаявшийся явился в собрание иноков, беседовал с ними о плодах покаяния, – потом, как бы вздремнув, предал душу свою в руки Божии без болезни и без страха, – уснул как бы сладким сном. Преп. Коприй пресвитер Вера в писания отцов полезна Преп. Коприй часто рассказывал братии о чудесах из жизни св. Петермуфия, но один инок не верил тому. Воздремавши, он увидел в руках Коприя книгу, написанную золотыми буквами, и близ него увидел светлого старца, который, грозно воззрев на дремавшего, сказал: «почему ты не веришь сказываемому и не внимая дремлешь?» После сего инок слушал с верою и вниманием. Вера оплодотворяет землю Близ монастыря было идолопоклонническое село, Обращенное потом в христианство; но земля около его была бесплодна. Люди стали молить преп. Коприя, чтобы он молитвами к Иисусу Христу испросил плодородие земле. Святой сказал: «мы помолимся, только бы была вера с вашей стороны»; поселяне набрали около келлии песку, который, по благословению Коприя смешивали с зернами хлеба; от того был великий урожай. Впоследствии поселяне часто брали у святого благословенный песок. Еретика жжет огонь

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Монахи Скита не имели одного общего начальника, но подчинены были собранию старцев. В истории скитских подвижников часто упоминается об этих собраниях. Собрания бывали обыкновенно в церкви, и чаще в субботу и воскресенье, когда иноки собирались для присутствования при Богослужении. В особенных случаях они заранее назначались пресвитером, совершавшим службу, и происходили под его председательством. В этих собраниях разсуждали или о духовных предметах, или об общих для всех пустынников делах, или судились важные проступки братии, или выбирались лица для церковных должностей. Если возникали в сих собраниях разсуждения о предметах, не относящихся к назиданию, но более питающих любопытство, то мудрые отцы останавливали такие разсуждения. Так, однажды скитские отцы собрались разсуждать о Мельхиседеке. Авва Коприй воскликнул: «Горе тебе, Коприй! ты оставил делать то, что заповедует тебе Бог , а испытуешь то, чего Он от тебя не требует». Братия, услышав это, оставив собрание, разошлись по келлиям 158 . Хотя решение важных дел зависело от собрания старцев, но пресвитеры четырех церквей Скитской пустыни не были лишены духовной власти над теми иноками, которые причислялись к их церкви. Они, как духовные отцы, наставляли, руководили иноков и иногда сами налагали наказания. Как духовными нуждами братий заведывали пресвитеры: так для заведывания потребностями житейскими был избираем эконом. Кассиан говорит 159 , что в должность эконома никто не вступал по своей воле, но в нее возводили по выбору старцев, общим согласием утверждавших в сем звании достоуважаемых и по возрасту, и по силе веры, и по святости жизни. Хотя в Скиту не было общежития иноческого, но подвижники Скита, живя в отдельных келлиях по одному или с несколькими учениками, содержались трудами рук своих; но потребность поддержания церквей, при которых кроме того были больницы для престарелых или больных иноков, заставляли принимать от усердствующих приношения. Многие благочестивые люди считали долгом приносить инокам начатки и десятины плодов своих полей. Эти приношения разсылались от эконома инокам по келлиям, и самые великие старцы огорчались, если их обходили в этом дележе. Так, однажды прислано было в Скит несколько мелких смокв, и их, как ничего не стоящих, не послали к Авве Арсению. Старец, услышав об этом, не пошел в церковь и сказал: вы отлучили меня, лишив благословения, которое Бог послал братиям и которого я не удостоился получить. Всех тронуло смирение старца. Пресвитер пошел, отнес ему смокв и с радостью привел его в церковь 160 . В случае значительного приношения устроялись для братии общие вечери 161 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Отец Феодосий был тогда послан в Карею в качестве распорядителя Министерства продовольствия, которое помогало неимущим и нуждающимся. Именно тогда, когда отцу Феодосию пришел в голову помысл, что он напрасно разрывается между многими заботами и хлопотами, отец Герасим послал ему 5 ноября 1946 года удивительное письмо: «Твое дружеское письмо от первого числа я получил, и оно очень меня обрадовало. Я увидел в нем, что ты, насколько это от тебя зависит, пылко стремишься оказать поддержку нашим братиям, святогорским старцам, которые уже сейчас начали ощущать нехватку продовольствия... Поверь, брат мой, что этот порыв вложила в твое сердце Предстательница и Матерь наша, Госпожа Богородица, наша всегдашняя Кормилица. Ты пишешь, что тебе следовало бы затвориться где-нибудь и плакать о грехах своих, а не брать на себя стольких забот и так много помогать другим. Но я напомню тебе о том, что ты, конечно же, и сам знаешь: не существует лучшего лекарства для избавления от грехов наших, нежели милосердие. Святой Иоанн Златоуст наставляет нас, говоря: „Даже если у тебя много грехов, оправданием твоим будет милосердие, ибо оно требует у Владыки должного и держит в руках свидетельство в свою пользу». Далее он пишет: „Дай бедному, и, если ты будешь безгласен, тысячи уст оправдают тебя». И еще: „Милосердие есть очищение души " ». Исполненный любви, милосердия и добрых плодов 404 , отец Герасим напоминает в своих письмах о всех нуждающихся и неимущих, о румынских старцах из обители Иоанна Предтечи, о подвижниках из Виглы и Кавсокаливии. Часто на его письмах стоит характерная подпись: «Герасим монах, недостойный называться монахом». Натура утонченная, он еще более источил себя резцом труда и болезни. В монастыре Великой Лавры отец Герасим оставил о себе наилучшие воспоминания. Приснопамятный игумен Лавры архимандрит Афанасий рассказывал нам: «Отец Герасим был самоотверженным человеком. Жизнь в пустыне тогда была суровой, не то что сейчас, когда существует множество утешений. У него был бескорыстный, благородный и кроткий характер».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Быстро промчались семинарские годы. Начальство прочило Герасима Ивановича в академию, но он отказался. Ему скорей хотелось добраться до дела. И вот осуществилась, наконец, его мечта. Герасим Иванович стал отцом Герасимом, настоятелем одной из окраинных в городе церквей. Пылко взялся отец Герасим за работу, и сразу же весь ушел в нее. Полились из уст его горячие речи о Божией правде, о любви, о мире. И за обедней, и за вечерней, и за всякой службой раздавалась в церкви горячая проповедь красноречивого, талантливого и неутомимого проповедника. Слушатели отца Герасима были именно таковыми, каких он желал иметь себе. О многих из них можно было сказать, что они утратили в себе не только образ Божий, но и обличье человека. Слушателей было мало: приход по объему был велик, но «настоящих прихожан» почти не было. Большинство домишек, входивших в район прихода, населяла именно городская рвань, которая заходила в церковь только с целью укрыться от непогоды или найти какого–нибудь богомольца, от которого можно было поживиться копеечкой. Слушатели не шли к отцу Герасиму. Тогда отец Герасим сам пошел к ним. Он перенес центр своей проповеднической деятельности в самое гнездо, кишевшее отбросами общества, — в ночлежку и здесь с еще большей энергией принялся за проповедь евангельской любви. Целыми днями, напрягая все силы своей души и пользуясь самым разнообразными средствами, старался он, не жалея своих мрачных красок, обрисовать своим слушателям гнусное царство отвратительной злобы, мучительной тьмы, омерзительного порока и резко противопоставлять ему во всем пленительном блеске светлое царство благодатного мира, радостной любви и святой правды. Тяжел был труд на ниве Божией, но отец Герасим сеял, сеял, и сеял. Всходов, однако, никаких не показывалось. Его слушатели не стали лучше ни на волосок, в отношении же себя он ясно различал начинавшую зарождаться в слушателях беспричинную ненависть к себе. Дальше — хуже. Скоро отец Герасим увидел и факт явного издевательства над своей проповедью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Никогда не опускал совершения пятисотницы. И молитву Иисусову творил непрестанно. Любил творить эту молитву Петр Павлович еще и на Калужке. Проснется, бывало, утром, первым делом осенит себя крестным знамением и прочитает молитву Иисусову. В свободное от молитвы время Петр Павлович любил посещать о. Нила, своего духовника, и через каждые две недели у него исповедовался и приобщался Св. Таин. Еще будучи в миру Петр Павлович довольно часто приобщался Св. Таин. Глубоким уважением Петра Павловича пользовался и старец о. Герасим, к которому он довольно часто ходил в келлию, и о. Герасим также посещал Петра Павловича, особенно, когда хотел скрыться от посетителей. О. Герасим имел намерение основать женскую общину, а всеми своими предположениями по этому делу он делился с Петром Павловичем. Но особенной любовью Петра Павловича пользовался келейник о. Герасима о. Михаил, теперь иеромонах Герасим, с которым он часто молился вместе, читал акафисты и каноны. Часто приходили к Петру Павловичу с просьбами написать прошение ко владыке, и Петр Павлович никогда не отказывался. Ранее мы сказали, что перед тем, как вознамерился Петр Павлович поселиться в Шамордине, он родовой и особенно чтимый свой Животворящий Крест, резной работы, оставил у внука. Поселившись в Лаврентьевом монастыре, в порыве горячей любви, Петр Павлович подарил этот крест о. Герасиму, который и поставил его в Садовой часовенке. Петр Павлович постоянно ходил в эту часовенку молиться пред святым Крестом. Во время зимы, когда часовенку заносило снегом, Петру Павловичу ходить было очень трудно. О. Герасим попросил его пока взять свой крест в келлию. Необычайная радость наполнила душу Петра Павловича, когда его родовая святыня Животворящий Крест, пред которым он изливал свои скорби, скорби многолетней жизни, и который был невредимо вынесен из двух пожаров, наконец, опять возвратился к нему. Петр Павлович считал это чудом. И с этим Крестом уже не разлучался до самой смерти своей. В нем находил успокоение от своих скорбей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010