крест, две иконы Спасителя и Божией Матери, – и вдруг напал на врагов большой страх и какая-то тьма покрыла их, и они пришли в смятение от силы Божией, и помрачились умы их, и начали умерщвлять друг друга, а иные сами себя убивали. Преп. Патермуфий и Коприй и Александр мирянин Отступник Преп. Коприй, прельщенный Иулианом Богоотступником, оставил веру христианскую и сделался идолопоклонником; но когда преп. Патермуфий описал его состояние загробное, когда особенно сказал, что отступили от Коприи ангелы и вокруг него стали бесы, что он отвержен Богом и предан диаволу, тогда Коприй тронутый словами Патермуфия опять обратился в христианство . Муки Иулиан раскаленную ложицу велел положить на уста преп. Коприя; но Коприй сказал преп. Патермуфию: «моли за меня Бога, отче, ибо ужасаюсь мук». Старец сказал: «терпи, чадо, с радостью, и Господь поможет тебе». Приложенная к языку, ложка стала холодна как лед, а язык не ожегся. Когда мученики восходили на раскаленную сковороду, Патермуфий робкому Коприю указал на ангелов, сходящих с неба, главы которых были покрыты росою, – и действительно сковорода охладела. Когда один воин по имени Александр, тут же обращенный, решился идти с ними в разжженную печь, то сказал к пламени: «если ты – пламень, выходишь из печи повелением Божиим, то сожги человека грешного»; но пламень расступился на две стороны и не прикоснулся к Александру. Там, увидя ангелов, он сказал: «молю вас, спасите меня грешного». «Для того мы сюда и посланы, отвечали они, чтобы спасти тебя», – и он умер, а тело осталось нетленно. Также вступили туда и прежние мученики. «Πο истине велик Христос», сказал Иулиан, но подумав – присовокупил: «нет, наши боги велики, а Христос ничтожен», – и он велел, наконец, мечем обезглавить мучеников. Пред. Патермуфий разбойник Обращение разбойника Однажды этот атаман разбойников взобрался на крышу хижины одной девицы, но, трудясь целую ночь, чтобы ее проломать, не мог – и там уснул. Явившийся во сне муж советовал ему покаяться от злых дел. Поутру, проснувшись, он увидел стоящую над собою девицу – и чрезвычайно испугался. Он просил ее отвести его в церковь , где его крестили, после этого он отправился в пустыню, где долго жил, питаясь кореньями. По возвращении, пробыв седмицу, он вновь пошел в пустыню, но питался уже хлебом, посылаемым ему с неба в день воскресный; – и Бог дал ему благодать разумения всего Божественного писания. Жизнь загробная лучше настоящей

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

В связи с назначением на эту должность о. Герасим был 12 мая 1849 г. возведен в сан архимандрита. Именно в Ставрополе о. Герасим откроет в себе новый талант и призвание – духовничества. Прекрасно владевший словом, широко образованный, а также много переживший и перечувствовавший, архим. Герасим умел привлечь к себе многих искавших утешения и нравственного наставления души. Особенно тянулись к Герасиму женщины. Очевидно, имевший опыт общения с противоположным полом в лице своей покойной жены и когда-то сильно любивший, о. Герасим хорошо понимал женскую психологию и женскую душу, умел разговаривать со своими духовными дочерьми. Первыми чадами его стали многие сестры из основанной в 1877 г. преосв. Иеремией Иоанно-Мариинской женской общины, располагавшейся в 3 верстах от Ставрополя. О. Герасим не раз приезжал сюда по благословению владыки, помогая ему в устройстве общины. Однако уже в 1849 г. Герасим был вынужден расстаться со своей паствой: его переместили на должность ректора Симбирской духовной семинарии. Ситуация здесь была во многом сходна с той, с которой Герасим столкнулся на Кавказе. Сама Симбирская епархия была образована совсем недавно – в 1832 г., семинария же появилась только в 1840 г. И то, и другое нуждалось в обустройстве. Кроме ректорства в семинарии и присутствия в Консистории, архим. Герасим был утвержден цензором проповедей, а также директором Симбирского попечительного общества о тюрьмах и попечителем Симбирской арестантской роты гражданского ведомства. Также он ревизовал вновь открытые Самарское и Сызранское духовные училища. В Симбирске располагался женский Спасский монастырь, в котором Герасим исполнял обязанности духовника. Многие из монахинь обители стали его духовными дочерьми и верными друзьями на долгие годы. Была среди них и Евсевсия, автор его подробного жизнеописания, на которое мы уже неоднократно ссылались в нашем биографическом очерке. Однако такой авторитет о. Герасима вызвал нападки и обвинения со стороны его недоброжелателей. Как писала Евсевия, «особенно за посещение обители нашей и наших келий приходилось ему выслушивать потрясающие неприятности и, больно сказать, даже неприличные выходки и поношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Кровь павших в битве товарищей вселяет в бойцов новые силы к борьбе. Так же подействовали на отца Герасима смерть жены и дочери. Если и раньше его редко можно было видеть дома, то теперь отец Герасим заглядывал к себе лишь для того, чтобы взять лекарства да урвать у ночи несколько часов для сна. Он забросил не только свою квартиру, но и церковь. Скучным показалось ему стоять часами в церкви и тратить время на славословие Бога, когда там, за стенами храма, неслышными ни для кого стонами был наполнен весь воздух, когда каждая минута, каждая секунда нужна была для того, чтобы вырвать чье–либо здоровье или чью–либо жизнь из когтей смерти. Часто, совершая каждение пред святыми иконами, отец Герасим чувствовал, как в сердце его поднималось чувство озлобления против этих безмолвных небожителей, которые казались ему такими равнодушными к той бездне клокотавшего людского горя, в самой середине которого стоял он, отец Герасим. И вот, все короче стал позванивать церковный колокол, все реже и реже отпирались церковные двери, и скоро светлые ризы на иконах в храме подернулись серым налетом пыли. Отслужив посокращеннее церковную службу, отец Герасим спешил скорее к своим страдальцам. На лицах последних каждый раз при его появлении расцветала радость. Но не было радости на сердце самого отца Герасима, наоборот, он чувствовал, что с каждым годом его собственная жизнь становится ему тяжелее. Лечил отец Герасим с успехом, но там, где медицина оказывалась бессильной не только при его познаниях, но и в руках самых опытных врачей, отец Герасим бросал все лекарства и окружал больного такой лаской, таким теплом, что умиравшие страдальцы благословляли его не менее выздоравливающих. Успех, однако, не радовал отца Герасима. Чем большую успешную помощь оказывал отец Герасим, тем больше и больше возрастал спрос на нее. Выздоравливал один, взамен его являлись трое. Выхватывал отец Герасим из нищеты одного, на место его являлось пятеро. Со своим горем, с болезнями со всех сторон пошли к отцу Герасиму люди волной, и начал чувствовать отец Герасим, что эта волна захлестнет скоро его самого. Шаг за шагом раскрывалась перед ним ширь необъятного моря людского горя, и, ища берегов этого моря, отец Герасим понял, наконец, что оно безбрежно. Понял и ужаснулся. И от ужаса стали опускаться у него руки, сгорбилась спина, поседела голова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

ГЕРАСИМ (Мочалов Григорий Игнатьевич; 1870-1937), иером., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГЕРАСИМ (Сухов Герасим Федотович; 1866-1937), иером., прмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 152-154 ГЕРАСИМ (Протопапас Константин; 1839/41 - 1897), патриарх Антиохийский (30 мая 1885 - 28 февр. 1891), Иерусалимский (с 28 февр. 1891) 154-155 155-156 ГЕРАСИМ (Завадовский Гордей; 1681 - 1745), архим., уставщик, головщик (бас), автор партесных концертов, монодийных распевов Обихода 156-157 ГЕРАСИМ (Замыцкий Григорий Петрович; † после 1526 - ранее марта 1529?), архим. Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (1520-1526), писец-каллиграф 157-158 158-159 159-160 ГЕРАСИМ (Никитин Глеб; 1833 - 1913), игум., настоятель Ниловой Сорской во имя Сретения Господня муж. пуст. и Филипповой Ирапской во имя Св. Троицы муж. пуст. ГЕРАСИМ (Петранович; 1820 - 1906), еп. Бока-Которский, Дубровникский и Спичанский, духовный писатель и богослов 160-161 161-163 163-164 164-165 165-166 166-169 169-170 ГЕРАСИМ КОМЕЛЬСКИЙ († между 1551 и 1560), ученик прп. Арсения Комельского, строитель Арсениева Комельского в честь положения Ризы Пресв. Богородицы во Влахерне мон-ря 170-171 171-173 ГЕРАСИМОВА-ПЕРСИДСКАЯ Нина Александровна (род. 23.12.1927, Киев), укр. музыковед, исследователь укр. традиции многоголосного пения XVII в. 173-174 174-179 ГЕРАСИМОВСКИЙ НАПЕВ совокупность мелодий церковных песнопений, сочиненных иером. (впосл. архимандритом) Герасимом (Завадовским) 179-180 180-181 181-182 182-183 ГЕРАСИМ († 1-я четв. XVI в.) Волоколамский, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) 184-185 ГЕРБ опознавательный символический знак, соответствующий особой визуальной модели и утвержденный верховной властью (иногда закрепленный практикой употребления) 185-188 ГЕРБЕРТ Мартин (крестильное имя - Франц Доминик Бернхард), барон фон Хорнау (1720 - 1793), кн.-аббат мон-ря Санкт-Блазиен, нем. теолог, историк, музыковед

http://pravenc.ru/vol/xi.html

Тут к нему кафедральный с ключарем подскочили, на ступеньках подхватили его под руки, а он им: «Не беспокойтесь, — говорит, — я не беременный». Схватил сам одного да другого под руки и потащил их перед собой. «Ну, — говорит, — показывайте, где тут моя квартира, а вас всех, отцы и братия, прошу ко мне пожаловать в воскресенье вечерком на чай…» Да, оригинальный архиерей… — закончил свой рассказ отец Герасим. Немного погодя он снова начал: — В прошлое воскресенье владыка служил в соборе. Нарочно сходил посмотреть на его служение. Хорошо служит. Голос у него такой сильный, звучный; так по собору эхом и раскатывается. Собой представительный, а в полном архиерейском облачении еще лучше выглядит. Как пойдет по собору кадить, любо смотреть. Осанка прямо царская… Завтра тоже он служит тут в монастыре. Сходи, посмотри, если есть желание… — предложил отец Герасим своему гостю. — Я и сам думал: прежде чем идти к архиерею с просьбой — взглянуть на него где–нибудь со стороны. У меня глаз на этот счет верный. Понравится — пойду, не понравится — не пойду: все равно толку никакого не будет. Стук в дверь прервал разговор приятелей. — Пожалуйте, кто там? — ответил на стук отец Герасим. Дверь отворилась, и в нее просунулась всклокоченная голова какого–то оборванца. — Батюшка, а вы обещали к нам зайти, так не забудьте. — Сейчас, сейчас, иду, — заторопился отец Герасим. — Ну, Павлуша, ты меня пока извини; я тут побегаю по одному дельцу. Ты ведь у меня ночуешь? Да ты где ж остановился? На постоялом? Зачем же? Ты переезжай ко мне… Сейчас же… Ладно? Поживем вместе, пока твое дело решится. — Что ж, если позволишь, я с большим удовольствием, — согласился отец Павел. — Только я уж лучше после к тебе, а то сегодня ты, кажется, занят. Вот уже побываю у архиерея, тогда… — Как хочешь. После — так после, только приходи. Кстати сообщишь, что тебе скажет архиерей. Товарищи распрощались. Отец Герасим ушел с ожидавшим его около двери оборванцем, а отец Павел направился к постоялому двору в свою каморку. Глава третья Только в первом часу ночи вернулся в свою одинокую квартирку отец Герасим, усталый и измученный. «Дельце», по которому он ушел, проводив отца Павла, ему не удалось «уладить». Слишком поздно позвали его. Федотыч — так звали оборванца — пригласивший к себе отца Герасима, ждал от него помощи своей умирающей жене. Звать доктора у него не было средств, да и зачем, когда он знал, что отец Герасим выхаживал иной раз больных лучше многих докторов. Вошедши в убогую каморку Федотыча, отец Герасим увидел, что с больной уже началась агония. Часа через полтора больной не стало. Перед отцом Герасимом остался растерянный Федотыч. Отец Герасим знал, что у Федотыча нет никого из знакомых, а потому, не теряя времени, снял с себя рясу, засучил рукава подрясника и, отыскав воды, стал обряжать покойницу. Через час, при помощи Федотыча, покойница была обряжена и уложена на стол под образами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

А как, государь, про тех мятежных старцов, про Герасима, про Генадья, про Александра Стуколова, про Ефрема Каргополца, про Иону Брызгала, про попа Никона, про попа Пафнутья с товарыщи, и против их составной ложной челобитной, и про меня, богомолца твоего, в Соловецком монастыре обыск будет, вели, государь, их из Соловецкаго монастыря вывесть, куды ты, великий государь, укажешь, покаместа о том деле сыск минет. Царь государь, смилуйся пожалуй. Улики на старца Герасима Фирсова. В прошлом во 173-м году, в Соловецком монастыре заскорбел казначей старец Боголеп и для досмотру посланы были соборные старцы: Васьян, Дионисей, Иларион, Феодосей, Марк, Генадей, Александр, да он Герасим: и будучи в келье, тот старец Герасим украл у него, старца Боголепа, часы, и как учал быть сыск, и те часы он, старец Герасим, отдал лицом, и в том ево Герасимове воровстве те соборные старцы подали челобитную, что им впредь с ним, Герасимом Фирсовым, у монастырских дел быть нелзе; да под тою жь челобитною на нево жь подали роспись прежнему ево воровству, будучи он в монастыре и в монастырских службах, монастырскую казну крал, и бездушством своим у себя затаил, и за то он от собору отставлен. Он же, старец Герасим, у старца своево Исаии украл денег сто двадцать рублев: про то ведомо всему монастырю. Во 171-м году он же, Герасим Фирсов, украл у брата своего келейного, у старца Нектарья, денег семдесят рублев, и в тех деньгах по сыску был на правеже, и те деньги на нем доправлены, и челобитная повинная в том ево Герасимовы руки есть; он же, Герасим, будучи в монастырской в арзужской службе, межень рыбу семгу продал и деньгами хотел завладеть, и по сыску те деньги на нем доправлены. Он же, Герасим, будучи в умской службе рыбу продавал без монастырского указу и в тех деньгах заперся, и за то ево воровство ис той службы взят в монастырь скован. Он же, Герасим, будучи в яренской службе дважды, и что сенных покосов и з бобылей оброку и что собрал зборной рыбы с улову, да церковною казною рублев с пятьдесят издержал воровски на свои прихоти, и про те деньги прикащики на него писали, а крестьянишки миром били челом; и по се число те церковные деньги и оброчные на нем, Герасиме. Он же, Герасим, у отца своего духовнаго, у черного попа Игнатрия, украл денег двадцать рублев, и про то ведомо всей братьи. Да он же, умысля воровски, дважды обманул болничного старца Меркурья слепово, нарезал им белово железа вместо денег, и на те железные вырески покупал у него медь, и не хотя на себя челобитья, за те вырески платил серебряные деньги при многих людех, и болничной братьи ведомо.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Горячий любитель пустыни и безмолвия – раз принесший их в жертву благу и спасению других, до глубокой старости трудился над устроением обители, в назидании братии и приходящих и только уже предчувствуя приближение смерти, передал управление монастырем ученику своему Харитону, который состарился, во всем подражая ему. Время кончины пр. Евфимия неизвестно, но так как собеседник его пр. Александр, достигший глубокой старости, скончался еще в 1439 году, а Евфимий вышел из Каменного монастыря в пустыню прежде него и едва ли был его моложе, то по всей вероятности блаженная кончина пр. Евфимия последовала в начале второй половины XV века, не далее 1465 года. Ученик его блаженный Харитон более 40 лет продолжал труды своего наставника, старался во вссм ему подражать и украшенный святолепными сединами почил о Господе 11 апреля 7017 (1509) года. Монастырь их существовал до 1764 года. В 1662 году монастырь имел 113 дворов, а во время закрытия 530 душ. Настоятельство в нем было всегда игуменское. Ныне мощи преподобных Евфимия и Харитона почивают под спудом в приходской Вознесенской церкви. Память их совершается 11 апреля. В белозерских святцах 148 имя пр. Евфимия записано под 20 января, но вероятно это день тезоименитства, а не кончины его. Преподобные Аврамий и Коприй Печенгские По рукописному описанию святых 149 преподобные отцы Аврамий и Коприй иже у Спаса на Печенге Быша в лето 7000 (1492). Так как Комельский лес, в котором находилась их пустынная обитель, еще с половины XIV века начал привлекать к себе пустынножителей из разных мест, даже из далекой Греции и так как основанный в нем обители, кроме частых пожаров, подвергались еще нападениям и раззорениям от врагов, – то и не дошло до нас никаких сведений о том, откуда были родом и где пострижены в монашество преподобные Аврамий и Коприй. Не были ли они пострижениками монастырей Сильвестрова, Сергиева или Павлова, находившихся в том же Комельском лесу, не оставили ли они своих монастырей по причине многолюдства братии и по любви к пустынножительству? Известно только то, что в 1492 году они в первый раз пришли на рчку Печенгу в 20 верстах от Вологды и поселившись в здешнем, тогда глухом и непроходимом лесу, построили церковь Спаса Преображения, отчего и монастырь их получил название Спасского-Печенгского. Много надобно было подять трудов, много нужно было перенести нужд и скорбей, чтобы в пустом месте, не имея ни друзей, ни денег, устроить монастырь, завести в нем строгий во всем порядок и руководить собравшеюся братией не столько распоряжениями и приказаниями, сколько убеждениями и собственным примером, – но блаженные трудники не щадили себя и крепко подвизались для Господа до самой своей кончины. Монастырь их, имевший 227 душ крестьян, закрыт в 1764 году, а церковь обращена в приходскую. Мощи преподобных почивают в ней под спудом. По древним рукописным святцам память их 4 февраля 150 . Преподобные Авксентий и Онуфрий Перцевские

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Житие и страдание преподобных отцов Патермуфия и Коприя и с ними Александра мирянина Император Юлиан [ 1 ], сначала веровавший во Христа, а потом уклонившийся по действию диавола, снова в язычество, и ставший сыном сатаны, отправился на войну с персами. По пути в Персию он пролил много крови святых и, будучи в Антиохии, схватил двух антиохийских пресвитеров, Евгения и Макария, которые, после продолжительной пытки, были им сосланы в Мавританию, в заточение. В то время в египетских пустынях жили два преподобных мужа, Патермуфий и Коприй; они пребывали в полном единомыслии и вместе служили Богу. Патермуфий был старше годами и более опытен в подвигах иноческих и крепок добродетелью, Коприй же, младший первого по годам, был еще не вполне утвержден в иноческой жизни и мел в Патермуфии своего наставника и отца духовного. Прежде чем они были подвергнуты мучениям, Коприй рассказал Патермуфию следующее, бывшее ему ночью во сне, видение. — Видел я, — говорил он, — отверзающиеся небеса и некоторого светлого мужа, который, с жезлом в руке, шел ко мне. Потом я увидел, что навстречу ему идет с другой стороны кто-то черный, который зажигает огонь и распространяет вокруг себя дым. Этот черный простер руку и взял меня; очутившись в дыму, я находился в крайне бедственном состоянии и со всех сторон мне грозили опасности, а тот светозарный муж далеко ушел от меня. В это время с неба раздался голос: «плод этого человека будет разорван, но потом снова будет употреблен на доброе дело». После этого видения я, в смущении, проснулся. — Не хорош этот сон! — сказал Патермуфий. — Боюсь, как бы ты не отступил от Бога живого. Вот, преступный император Юлиан отрекся от Христа и воздвиг гонение на Церковь Божию. Думаю, что и мы будем подвергнуты мучениям. Смотри же, чадо, не отрекайся от Христа из боязни пред мучениями, будучи обольщен обещаниями наград. Бойся Бога, помни Его заповеди, и будь мужествен. После этого видения прошло немного времени, и император Юлиан с большим войском прибыл в Египет. Услышав, что в египетских пустынях живет много пустынников, он послал туда воинов, чтобы они захватили всех, кого найдут. Тогда были взяты вышеупомянутые отцы, Патермуфий и Коприй, и приведены на допрос к мучителю. И спросил Юлиан преподобного Патермуфия:

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

на этом, тогда крайне безмолвном, лесном месте. С терпением нужд всякого рода, совершали они подвиг иночества. Время кончины их неизвестно. Память 12 июня. Перцова пустынь еще в 1764 году совсем закрыта и обращена в приходскую церковь , в которой мощи преподобных и почивают под спудом. Место приписано к Вологодскому Горнему женскому монастырю, и там устроен скит для инокинь. 263. Преподобнии отцы Аврамий и Коприй, иже бе у Спаса на Печенге в лето 7000 Спасская пустынь на речке Печенге, находилась в 20 верстах от Вологды, в Грязовецком уезде. В 1492 г. преп. Авраамий и Коприй поселились в здешнем, тогда глухом и непроходимом лесу, построили церковь Преображения Господня и основали монастырь Спасо-Печенгский. Много надобно было им вытерпеть разных нужд и скорбей: но они твердо подвизались до гроба. Год преставления не известен. Память 4 февраля. Мощи их почивают под спудом в Спасской церкви, ныне приходской. По «Иконописному Подлиннику»: «Авраамий подобием сед, брада аки Кирилла Белозерскаго, ризы преподобническия. Коприй подобием аки Александр Невский, ризы монашеския» (Филимонов, стр. 33). 264. Преподобный Иродион пустынник, иже бысть на Иле озере, ученик святаго Корнилия преставися в лето 7050 месяца сентября в 28 день Ученик и постриженник преп. Корнилия Комельского, под руководством великого подвижника, созрел в духовной жизни. По кончине наставника своего (1537 г.), когда многие из братии его стали расходиться по пустыням, блаж. Иродион удалился в Белозерскую сторону и сперва жил в убогой хижине на берегу озера Удро, где провел довольно времени в уединении. Потом, по внушению высшему, перешел на остров Илоозера, купил у крестьянина остров, издавна называвшийся Озадским, в 15 верстах от Белоозера, построил на нем кельи и храм в честь Рождества Богоматери. Это было началом Илозерской Озадской пустыни. Ум. 28 сентября 1541 года и погребен был в построенной им часовне. В 1653 г., по благословению митрополита (позднее патриарха) Никона, Белозерский архимандрит свидетельствовал чудеса, по временам

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Сам Констанций, сколько ни был озлоблен, отказал арианам в просьбе. Урок испытующим тайны Однажды иноки, обитавшие в ските, собрались, чтобы решить вопрос: кто был Мельхиседек 345 ? Всякий сказал, что думал. Когда же дошла очередь до аввы Коприя, он, трижды ударив себя по устам, произнёс: «Горе тебе, Коприй! Горе тебе, Коприй! Горе тебе, Коприй! Что оставляешь дела, которые повелел человеку творить Бог, и испытуешь то, чего Он от тебя не требует». Услышав это, братия с поспешностью разошлась по своим кельям. Военачальствующий пустынник Преподобный Афанасий, пустынножитель Афонской горы 346 , столь прославился благочестием, добрыми делами и даром чудотворения, что в лавру его не только стекались отовсюду молодые иноки, но даже архиереи, оставляя пастырство 347 , а вельможи свой сан, приходили к нему учиться равноангельской жизни. В числе последних был грузинский князь, по имени Торникий, который, проведя несколько лет в греческой службе с отличной славой, наконец восхотел с другими тремя грузинскими же князьями: Иоанном, Евфимием и Георгием, провести остаток жизни в обители преподобного Афанасия и от рук его принял монашеский образ. Вскоре персияне, ободрённые смертью греческого императора Романа II, напали на соседние области и, опустошая оные, грозили всему государству. Вдовствующая императрица Зоя, рассуждая, кому лучше в столь опасных обстоятельствах препоручить войска для отвращения персидских набегов, наконец решилась призвать Торникия. Но удалившийся от всех сует мира пустынножитель отказался. Тогда преподобный Афанасий при старейших и более уважаемых иноках с отеческой властью сказал ему: «Мы все – дети одного отечества, и потому все должны защищать оное. Неизменная обязанность пустынножителей – противопоставлять нападениям врагов свои молитвы к сокрушающему брани Богу; но если предержащая власть почитает необходимым употребить руку нашу и грудь, да повинуемся беспрекословно и облечёмся в оружие. Возлюбленный о Христе брат! Кто думает и поступает иначе, тот раздражает Бога. И ты, при всех подвигах твоего иночества, подвергнешься этот же страшной участи, если не послушаешь царя, его же устами вещает Сам Господь. Ты будешь отвечать за кровь избиенных, как соотечественник, который мог, но не хотел спасти их; будешь отвечать за разорение храмов Божьих. Гряди убо с миром и, защищая отечество, защити Святую Церковь . Не бойся через это утратить сладостные для нас часы богомыслия: Моисей предводительствовал воинством и беседовал с Богом. В любви к ближнему заключается и любовь к Богу. Дерзну сказать, что любовь к ближнему приятнее Богу, нежели крепкое тщание о спасении своей только души: ибо никтоже из нас себе живёт, и никтоже себе умирает» ( Рим.14:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010