Разоряя темныя облаки сердец наших… Это сказано даже не о явном прегрешении или проступке, это всего лишь – о тех неясных, темных помыслах, облаках нашего сердца, которые окутывают, затемняют его внутреннее зрение. И природный образ (облацы), хотя и соотносится с темными облаками сердца, несомненно, второстепенен. Основная задача преподобного Песнописца – добраться до сердца человеческого, разорить его темные облака в ожидании грядущего на Иордан Спасителя мира. В своем единственном каноне на двунадесятый праздник Вознесения Господня преподобный Иосиф не оставляет своих мыслей, своей заботы о человеке. Среди воспевания светлого праздника уже в 1-й песни Преподобный свидетельствует: Состаревшийся, Господи, мир многими грехми, обновив страстию Твоею… возшел еси, носим облаком, к пренебесным 745 . Очищение от грехов, обновление человека подвигом Христовым – вот то, что неустанно хочет видеть Преподобный, о чем он спешит сказать даже в великий праздник Владычний. Взятся превыше Ангел естество наше, древле отпадшее, – богословствует Преподобный дальше в 8-й песни канона, – и на Престоле посаждено бысть Божественне, паче смысла 746 . Вот что дорого Преподобному, что составляет предмет его размышлений и песнословий. Эта мысль имеет место и у творца первого канона на Вознесение Господне – преподобного Иоанна Дамаскина , – но каждый гимнограф излагает ее индивидуально. Мысль о почтенном посаждении на Престоле естества нашего подвигом Христовым владеет преподобным Иосифом: Соседением Отца почтеся естество наше отпадшее; торжествуим и согласно еси воскликнем, и восплещим руками радующеся 747 . Подвиг Христов, давший соседение естеству нашему, конечно, в центре внимания Преподобного. Но ему как знатоку души человеческой особенно дорого, что это естество отпадшее почтено такою славою. Впрочем, в душе преподобного Песнописца находятся и такие слова, которыми он воспевает дело Христово. В отдельных тропарях это воспевание достигает необыкновенной красоты как внешней формы, так и внутреннего содержания. Святым Ангелам усвояет Преподобный удивление непостижимым делом Христовым, таинством двух Его естеств, и восклицает в тропаре своего праздничного канона: Что червлены ризы плоти Соединившагося дебельству? святии Ангели Христа зряще, вещаху, страсти честныя Божественныя носяща образы 748 . – Почему красны одежды плоти Христовой, той плоти, которую Он вознес на небо и спосадил со Отцем? Так излагает преподобный Песнописец спасительные догматы нашей веры, разрешая себе только в редких строках богословствовать о страшных тайнах. В остальном же – и преимущественно – он бдит над сердцем спасающегося человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Разоряя темныя облаки сердец наших… Это сказано даже не о явном прегрешении или проступке, это всего лишь — о тех неясных, темных помыслах, облаках нашего сердца, которые окутывают, затемняют его внутреннее зрение. И природный образ ( об­лацы ), хотя и соотносится с темными облаками сердца, несомненно, второстепенен. Основная задача преподобного Песнописца — добраться до сердца человеческого, разорить его темные облака в ожидании грядущего на Иордан Спасителя мира. В своем единственном каноне на двунадесятый праздник Вознесения Господня преподобный Иосиф не оставляет своих мыслей, своей заботы о человеке. Среди воспевания светлого праздника уже в первой песни Преподобный свидетельствует: “Состаревшийся, Господи, мир многими грехми, обновив страстию Твоею восшел еси, носимь облаком, к пренебесным” 110 . Очищение от грехов, обновление человека подвигом Христовым — вот то, что неустанно хочет видеть Преподобный, о чем он спешит сказать даже в великий праздник Владычний. “Взятся превыше ангел естество наше, древле отпадшее, — богословствует Преподобный дальше в седьмой песни канона, — и на престоле посаждено бысть божественне, паче смысла” 111 . Вот что дорого Преподобному, что составляет предмет его размышлений и песнословий. Эта мысль имеет место и у творца первого канона на Вознесение Господне — преподобного Иоанна Дамаскина, — но каждый гимнограф излагает ее индивидуально. Мысль о почтенном посаждении на престоле естества нашего подвигом Христовым владеет преподобным Иосифом: “Со­седением Отца почтеся естество наше отпадшее; торжествуим и согласно вси воскликнем, и восплещим руками радующеся” 112 . Подвиг Христов, давший соседение естеству нашему, конечно, в центре внимания Преподобного. Но ему, как знатоку души человеческой, особенно дорого, что это естество отпадшее почтено такою славою. Впрочем, в душе преподобного Песнописца находятся и такие слова, которыми он воспевает дело Христово. В отдельных тропарях это воспевание достигает необыкновенной красоты как внешней формы, так и внутреннего содержания. Святым ангелам усво­яет Преподобный удивление непостижимым делом Христовым, таинством двух Его естеств и восклицает в тропаре своего праздничного канона: “Что червлены ризы плоти Соединившагося дебельству? святии Ангели Христа зряще, вещаху, страсти честныя божественныя носяща образы” 113 . — Почему красны одежды плоти Христовой , той плоти, которую Он вознес на небо и спосадил со Отцем? Так излагает преподобный Песнописец спасительные догматы нашей веры, разрешая себе только в редких строках богословствовать о страшных тайнах. В остальном же — и преимущественно — он бдит над сердцем спасающегося человека.

http://pravmir.ru/liturgicheskoe-nasledi...

Рождества Христова, 28 янв., 1 февраля, 9 марта. Меньше в настоящую эпоху, что и естественно, сделала для гимнографии лавра св. Саввы. Она дала одного лишь плодовитого песнописца прп. Феофана Начертанного († 843 г.), исповедника за иконы, умершего еп. Никейским. Он написал для Октоиха каноны 8 гласов ангелам, апостолам и усопшим, должно быть, некоторые Богородичные каноны на повечериях; для Триоди каноны на 1-ю Нед. поста — пророкам (ныне на повечерии, прежде должно быть, на утрени) и православию, на среду Средокрестную, на субботу ваий, пополнив четверопеснцы Космы и Дамаскина, первые тропари пасхального Богородичного канона (вторые тропари Иосифа песнописца), каноны Преполовения и Духу Св. на повечерии Пятидесятницы; для Минеи — канон Благовещению, Иоанну Предтече 7 янв., брату своему Феодору Начертанному 27 дек и на большую часть дней года более 180 канонов, из которых не все употребляются ныне вместе и Иосифом Песнописцем (см. ниже) это самый плодовитый творец канонов. Георгий, сначала хартофилакс св. Софии, потом митр. Никомидийкий, друг патр. Фотия, IX b., написал для Триоди канон на неделю Мытаря, для Минеи каноны Введению, Зачатию, предпразднеству Сретения и Благовещения, Положению пояса Богоматери 31 авг., Кресту 31 июля и нескольким святым. Митрофан, еп. Смирнский, сторонник патр. Игнатия в его споре с Фотием, написал для Октоиха Троичные каноны и должно быть, некоторые Богородичные. Иосиф Песнописец († 883 г.), сицилиец, много потерпевший в течение долгой жизни за иконы, пополнил Октоих до настоящего его вида (после Иоанна Дамаскина, Феофана и Митрофана) покаянными канонами в понедельник и вторник, канонами Предтече, Кресту, свт. Николаю и всем святым, пополнил и Триодь до нынешнего вида каноном Самаряныне и, должно быть, другими и трипеснцами на все дни Пятидесятницы; то же сделал и для Минеи, составляя каноны главным образом на дни, опущенные Феофаном, около 180 канонов, в том числе на большинство предпразднеств. Менее плодовитые, но большей частью столь же талантливые песнописцы: Феостерикт нач.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Самым существенным недостатком житий и синаксарных сказаний является отсутствие хронологических дат; «тогда», «потом», «немного спустя», «немало» – вот обычные хронологические указания, заставлявшие ради выяснения хронологии прибегать к другим более точным хронологическим датам в других источниках и сопоставлениям с точно известными событиями. Некоторые данные о преподобном Иосифе дает еще один канон, написанный в честь его и помещаемый в печатной Славянской Минее под 4 апреля. 33 Канон несомненно древний, написанный под влиянием Феофанова жития и отчасти сам послуживший материалом для труда диакона Иоанна. В IX, 3 тропаре певец просит преподобного Иосифа: «не престани поминать словесных твоих питомцев (τν λογικν σου θρεμμτων μνημονεειν μ πασ), но, как, живя, ты помогал (нам), так и теперь, переселившись к жизни нескончаемой, не оставляй…» Вероятно, канон от питомцев Преподобного, вообще тех, что учились у него, или жили при нем, может быть, в его монастыре, где была некоторого рода школа песнописцев и автор канона – один из них. В Петровом прологе Пантелеимоновского монастыря под 3 апреля, после памяти преподобного Иосифа, указано: καν. ευ´. Δετε λαο, т. е. канон Еводия, ирмос Δετε λαο. Указываемый нами канон тоже 2 гл. с тем же ирмосом. Но есть ли это один канон? По-видимому, да. Во II отд. Библиотеки Академии Наук в числе Греческих рукописей есть пергаменный лист из Служебной Минеи, по-видимому, XIII в. Большая часть листа занята службой на 3 апреля, на память το σ[ου] ωσ το μνογρου, и тут между прочим читается κα[νν] πο[η]μα Εοδου μο[ν]αχ[ο]. Канон начинается словами: σματικ τν μνογρον τιμσωμεν. То есть самый канон, который мы нашли в Греческой рукописной Минее Пантелеимоновского монастыря, под 51, и что помещен в нашей Славянской Печатной Минее. По-видимому, и Еводий есть тот самый, который вместе с преподобным Иосифом, по случаю освящения храма Амморейским мученикам, по поручению императора Василия Македонянина писал в честь мучеников похвальное слово, а преподобный Иосиф канон. 34 Если так, то возможно, что Еводий и Иосиф были друзьями и возможно, что Еводий и почтил преподобного Песнописца по его смерти целым каноном.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Свидетели вознесения Господня, утешенные обетованием скорого сошествия Святого Духа и видением Божественной славы своего Учителя, возвратились в Иерусалим с великою радостию. В воспоминание преславного Вознесения Господня установлен двунадесятый праздник, которого начало, по свидетельству блаженного Августина , восходит ко временам апостольским. В IV, V и следующих веках этот праздник был уже всеобщим в христианской Церкви, что видно из поучений, произнесенных святым Григорием Нисским († 396 г.), святым Епифанием Кипрским († 403 г.), святым Иоанном Златоустым († 404 г.), святым Львом Великим († 461 г.), святым Григорием Двоесловом († 604 г.). С течением времени была составлена праздничная служба, в которой древними песнописцами прославлено священное событие. В паремиях говорится – в первой ( Ис. 2:2–3 ) – о горе Господней, возвышающейся превыше других гор, во второй ( Ис. 62:10–12, 63:1–3, 7–9 ) – о спасении людей, совершенном Господом, и в третьей ( Зах. 14:4, 8–11 ) – о прославлении Господа в Иерусалиме и на горе Елеонской. Евангельское чтение на утрене ( Мк. 16:9–20 ) и на Литургии ( Лк. 24:36–53 ) и чтение из Деяний Апостольских ( Деян. 1:1–11 ) излагают историю священного события. Каноны составлены древними святыми песнописцами – Иоанном Дамаскином и Иосифом. Праздник Вознесения Господня продолжается с попразднством 9 дней и служит вместе с тем приготовлением к празднику Сошествия Святого Духа. Святая Пятидесятница Сошествие Святого Духа В 50 день по Пасхе Тропарь, глас 8 Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе. Кондак, глас 8 Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа. У древних израильтян праздник Пятидесятницы, или седмиц, был одним из трех главнейших (см.: Исх. 23:14, 16–17 ). Пятидесятый день по исшествии из Египта был ознаменован Синайским законодательством, которое положило основание церковному и гражданскому устройству народа, избавившегося от рабства. С этим воспоминанием, по заповеди Моисея, было соединено также благодарственное прославление Господа Бога за окончание жатвы, которая, обыкновенно, начиналась после первого дня опресноков (см.: Исх. 23:16 ; Лев. 23:10–11 ; Втор. 16:9 ). А посему в праздник Пятидесятницы в храме Иерусалимском, между многочисленными жертвами благодарения, всесожжения и о грехе (см.: Лев. 23:18–19 ; Чис. 28:27–30 ), с особым обрядом движения вверх, вниз и по странам света, были приносимы два кислых хлеба, приготовленных из новой муки (см.: Лев. 23:17, 20 ). Этот праздник был торжественный и радостный (см.: Втор. 16:11 ); на него охотно стекались в Иерусалим не только жители Палестины, но и иудеи, жившие в рассеянии в разных странах света ( Деян. 2:5, 9–11, 20:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Теперь опубликован серьезный труд протоиерея Владимира Рыбакова о преподобном Иосифе Песнописце . Автор дает углубленный разбор жития Преподобного и его творений. Вместе с тем этот очерк творчества и личности преподобного Иосифа Песнописца не исключает и последующих исследований. Жизненный путь преподобного Иосифа Песнописца Преподобный Иосиф был уроженцем Сицилии (год его рождения мог приходиться на конец VIII или начало IX века) . В Сицилии прошли детские и отроческие годы Преподобного; оттуда из-за набегов варваров, по словам святителя Димитрия Ростовского , его семья переселилась в Грецию (Фессалию). Оставив родителей, на 15–м году жизни преподобный Иосиф вступил в Солунскую обитель, где вел строгую монашескую жизнь. В монастыре, кроме других послушаний, он занимался чтением и списыванием божественных книг. Настоятель и братия убедили его принять сан пресвитера, в котором он продолжал свои подвиги, «часто Божественныя Тайны совершая, — пишет святитель Димитрий Ростовский, — со слезами же о себе и о всем мире моляся» . Преподобный Григорий Декаполит, познакомившись в монастыре с преподобным Иосифом, упросил игумена и братию отпустить того с ним в Константинополь, где они укрепляли православных при Льве Армянине, возобновившем иконоборчество. Будучи послан в Рим для того чтобы известить папу о гонениях на Церковь, преподобный Иосиф был по воле иконоборца схвачен морскими разбойниками, привезен на остров Крит и ввергнут в темницу. Здесь он утешал и поддерживал заключенных вместе с ним за почитание святых икон, направляя их к подвигу исповедничества. Преподобный провел в темнице 6 лет и был чудесно освобожден от уз в ночь на праздник Рождества Христова. Возвратившись в Константинополь, он создал обитель в уединенном месте близ церкви святого Иоанна Златоуста. Сюда перенес он мощи святого апостола Варфоломея, которые получил еще в Фессалии, и построил церковь во имя этого святого. Преподобный имел большую любовь к апостолу Варфоломею. В его сердце родилось желание сложить духовные песни ко дню памяти его, но он, не имея дерзновения, долго молился и подвизался, чтобы получить о том вразумление от Господа. Святой Апостол, по слову преосвященного Филарета Черниговского, явился Преподобному в навечерие памяти своей, возложил ему на грудь святое Евангелие и сказал: «Да благословит тебя десница Всесильного, песни твои усладят Вселенную» . С тех пор преподобный Иосиф начал писать церковные гимны и каноны, «исполнився, —после явления святого Апостола, по слову святителя Димитрия Ростовского, — неизреченныя радости и благодать премудрости в себе ощутив».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

1. Idem, только более пространно. Автор указывает на Феофана, но хочет его распространить, так как Феофан, будто по торопливости, много опустил. На основании каких источников он хочет это сделать – не указывает. 2. Родина – Сицилия, именно один из знаменитых городов ее, давший немало знаменитых людей; может быть, Сиракузы. 2. Idem, без указания города. 3. Родители – Плотин и Агафия («сияют благочестием»); соответствие их жизни с самыми именами. 3. Idem, пространно о благочестии их; Idem об именах, но с другим содержанием. 4. Богатые природные дарования; воспитание в священных предметах. Успехи. 4. Idem. 5. Нашествие варваров, бегство в Пелопоннес (σν τεκοσι κα δελο), удаление в Солунь и пострижение 15 лет от благоговейного мужа. 5. Idem, но монастырь Латома в Солуни – ερν ροντιστριον το Μεγλου Θεο κα Σωτρο… το Λατμου; лета Иосифа при пострижении не указываются. 6. Суровая монастырская жизни, с усиленными подвигами благочестия по примеру святых, упоминаемых в Писании. 6. Idem, пространно перебирает ветхозаветных праведников, которым Иосиф подражал. 7. Иосиф – иеромонах. Когда? Точного указания нет. Вероятно, не скоро: το μακαρου ωσ το πνευματικο καρπο βρθοντο, т. е. когда был отягчен, преисполнен духовных плодов или как ранее: τοσοτοι διαλμπων το κατορθμασιν… 7. Idem. Когда? Нет указаний. Пространно об усиленных подвигах Преподобного в священном сане. 8. Прибытие в Солунский монастырь прп. Григория Декаполита , знакомство с прп. Иосифом, сближение и самая искренняя дружба на почве аскетиче­ских стремлений и подвигов. 8. Idem. 9. Отправление Иосифа с Григорием в Константинополь. По какой причине и для чего? О первой не говорится; второе – совместные аскетические подвиги. 9. Idem. Св. Григорий уходит в Константинополь «по некоторой необходимости» (δι τινο νγκη) и, не желая расстаться с Иосифом, берет его с собою. 10. В Константинополе поселяются при храме сщмч. Антипы, недалеко от св. Мокия (πλησον… το γου Μωκου) и предаются усиленным занятиям и изучению св. Писания вплоть до иконоборческого движения. Сколько времени? Вероятно, немало. Перечисляя разные занятия и их благочестивые упражнения, Феофан в конце главы замечает: να πιτμω επω τ χρνοι παρεκταθντα συχνο, т. е. скажу кратко о том, что растянуто на протяжении большого времени (гл. V).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во-вторых, 1 июля: канон авторства Германа I К-польского без акростиха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Τν Ισραλ κ δουλεας (      ), нач.: Τος θησαυρος τν αμτων (Сокровища исцелений), со 2-й песнью (AHG. T. 11. P. 2-22); канон, составленный Иосифом Песнописцем, с акростихом Αναργροις δησις ατη δευτρα. Ιωσφ (Бессребреникам моление это второе. Иосифов; указание акростиха на то, что это 2-й канон К. и Д., предполагает, что Иосиф составил на память К. и Д. «венок» канонов) 2-го гласа, ирмос: Δετε λαο (    ), нач.: Αγλ θεο πεπυρσευμνοι (Воспламененные сиянием Бога) (Ibid. P. 23-31); канон, составленный Иосифом Песнописцем, с акростихом ] δ τετρτη τος ναργροις πρπει. Ιωσφ (Песнь четвертая бессребреникам подобает. Иосифов) 4-го гласа, ирмос: Θαλσσης τ ρυθραον πλαγος (      ), нач.: Ως φγγει τ νεσπρ (Яко невечерняя заря) (Ibid. P. 32-40); канон авторства Иосифа Песнописца с акростихом ] δπρεπντως γδη τος πανσφοις. Ιωσφ (Песнь подобает восьмая всемудрым. Иосифов) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Υγρν διοδεσας (    ), нач.: Ως λχνοι τς θεας νατολς (Словно светильники божественного востока) (Ibid. P. 41-49); канон авторства Иоанна Дамаскина с акростихом Κροτ σε Κοσμ σν Δαμιαν λγων (Воспою тебя, Косма, вместе с Дамианом) 1-го гласа, ирмос: Σο τροπαιοχος δεξι (      ), нач.: Κρτος τν μαρτρων σου Χριστ (Звук мучеников Твоих, Христе) (Ταμεον. Σ. 236); канон авторства Иоанна Дамаскина с акростихом Τ Κοσμ Δαμιανο δαξζω κλος (Космы и Дамиана прославляю славу) 1-го гласа, ирмос: Σο τροπαιοχος δεξι (      ), нач.: Τς μ συγχορεσ νοητς (Кто мысленно не сликовствует) (Ibidem); анонимный канон без акростиха 2-го гласа, ирмос: Εν βυθ κατστρωσ ποτε (        ), нач.: Εκ χειλων, μκαρ, ρυπαρν (От уст, блаженне, нечистых) (Ibid. Σ. 237); канон авторства Иосифа без акростиха 2-го гласа, ирмос: Εν βυθ κατστρωσ ποτε (        ), нач.: Τας μν πρς Κριον λιτας (Наши ко Господу молитвы) (Ibidem); канон, составленный Георгием , еп. Никомидийским, с акростихом Χρυσν γεραρω τν Αναργρων χριν. Γερργιος (Драгоценную почитаю бессребреников благодать. Георгий) 4-го гласа, ирмос: Θαλσσης τ ρυθραον πλαγος (      ), нач.: Χριστς μοι χορηγς τς γνσεως (Христос мне податель знания) (Ibidem); кондак плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа Εκ τς ρρτου σοφας εληφτες χαρσματα (От неизреченной премудрости получившие дары) с икосами ( Амфилохий. Кондакарий. С. 126).

http://pravenc.ru/text/2458823.html

Купить книгу в интернет-магазине 1 Например, точно известно, что тропарь пророчества, употребляемый на 6-м часе в Великий Понедельник, был составлен прп. Авксентием, подвижником V в. с. 78]. 2 Далее мы перечислим только те произведения этих и других церковных гимнографов, которые включены в современную Триодь; те же песнопения, которые в итоге не вошли в печатную Триодь (а таковых было немало, например, прп. Иосиф Песнописец составил вместе с нынешними первыми трипеснцами еще и акростихованные трипеснцы для всех седмичных дней Четыредесятницы), мы указывать не будем. 3 Вероятность того, что первые трипеснцы сырной седмицы принадлежат прп. Иосифу, весьма высока, хотя доля сомнения все равно остается, т.к. в двух древнейших Триодях этих трипеснцев нет, а в некоторых других они даются без указания имени автора. Впрочем, И.А. Карабинов , оценивая этот факт, высказывает предположение, что данные трипеснцы могли быть составлены прп. Иосифом в другое время, нежели каноны для Четыредесятницы, потому они и не попали во все рукописи с. 154] . 4 Т.к. многие песнописцы составляли свои каноны для одних и тех же дней Постной Триоди, то в итоге службы данного периода получили избыточное количество песнопений одного вида (например, каждый день Страстной седмицы имел несколько канонов разных авторов, в похожей ситуации находились службы Недель сыропустной и Крестопоклонной). Вследствие этого редакторам Триоди приходилось останавливать свой выбор на одном из канонов, тогда как другие или опускались, или были переносимы на другие службы настоящего дня (так, для утрени дней Страстной седмицы выбор был сделан в пользу трипеснцев св. Космы, тогда как трипеснцы прп. Андрея Критского с утрени вынесены на повечерие). В редких случаях, если на седмице совершается несколько служб с общим богословским содержанием, «избыточные» каноны перенесены на другие дни (канон Кресту, составленный прп. Иосифом для Недели Крестопоклонной, в наше время поется в пятницу 4-й седмицы, когда также совершается служба Кресту).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Но мнение о принадлежности Октоиха святому Иоанну Дамаскину верно отчасти. Им положено лишь начало Октоиха – составлены службы одних воскресных дней (распределенных автором на восемь певческих гласов; отсюда οκτηχος: οκτ – «восемь» и χος – «глас»), и то не в целом виде. Так, Троичные, воскресные каноны написаны митрополитом Смирнским Митрофаном (IX в.), вторые – воскресные стихиры на «Господи, воззвах» и на «Хвалите» – учеником преподобного Феодора Студита (IX в.) монахом Анатолием, воскресные степенны антифоны – преподобным Феодором Студитом , третьи – стихиры на «Господи, воззвах» Богородичны – Павлом Амморейским, утренние евангельские стихиры – императором Львом Мудрым (X в.), ексапостиларии – его сыном Константином Багрянородным (X в.) и канон Божией Матери – императором Феодором Дукой (XIII в.). Последования остальных дней, начиная с понедельника и кончая субботой, также распределенные на восемь гласов, составлены Феофаном, митрополитом Никейским (IX в.), и Иосифом Песнописцем (IX в.). Указания на авторство этих двух лиц находятся отчасти в надписаниях их именами целых последований, отчасти в заглавиях Октоиха. Так, в Октоихе 1603 г. говорится: «Творение отчасти преподобнаго отца нашего Дамаскина, в лето по Р. Хр. 730, в лето же 861 блаженный Феофан, митрополит Никейский, и Иосиф Песнописец составиша тропари канонов по числу творения ирмосов Иоанновых и совокупиша в едину книгу». Таким образом, во времена Иоанна Дамаскина Октоих содержал одни воскресные службы, они были дополняемы песнописцами IX в. Прибавление их песнопений к песнопениям святого Иоанна Дамаскина и составило второй и последний момент в истории образования греческого Октоиха. И до сих пор он содержит одни воскресные службы. Службы же других дней седмицы, составленные Феофаном Никейским и Иосифом Песнописцем, образуют у греков особую книгу, известную под именем Параклитика и усвояемую Иосифу Песнописцу. Так, в конце ее встречается замечание: «Конец Октоиха новаго. Труд Иосифа». Подобное разграничение между Октоихом и Параклитиком существовало, например, уже в XII в.: около 1135 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010