а) составом и порядком песнопений б) надписаниями В пользу прп. Иосифа Студита имеются: 1.  Сомнительные суждения: а) Никифора Ксанфопула ( 1327) б) Codin’a ( 1457) 2.  Ватиканская поздняя рукопись 786 (1379 г.), всецело навеянная суждениями Никифора, и другие поздние рукописи. 3.  Печатные издания и труды ученых, повторявшие ложную традицию. Кому же после этого приписать указываемую нами выше однообразную писательскую манеру, свойственную в церковно-богослужебных книгах произведениям с надписанием «Иосифа» или «Кир Иосифа»? Вывод определенный. В заключение повторим наши основания. Во-первых, исторические свидетельства, во-вторых, свидетельства рукописей: надписание на поле или в строке имени автора; далее, акростихирование этого имени в одной IX Песни, а иногда в VIII и IX песнях канона или в целом ряде стихир и др. произведений; наконец, лексическое и стилистическое однообразие в произведениях. Наличность этих признаков в целом ряде церковных песнопений – канонов, стихир и других произведений, характеризуя известную писательскую манеру автора, заставляет признать все произведения, имеющие указанные признаки, делом одного творца, и на основании исторического материала – житий, синаксарей, церковных служб и других именно делом св. Иосифа Песнописца Сицилийца. Б. Описание песнотворческих трудов прп. Иосифа в служебных Минеях. Среди церковных поэтов-писателей едва ли можно указать другое лицо, которое могло бы сравняться по количеству написанных песнопений с прп. Иосифом Песнописцем. Поэтому будет вполне справедливо назвать его писателем исключительной продуктивности и поразительного разнообразия. Он с одинаковою легкостью пишет во всех родах церковных песнопений; каноны, трипеснцы, четверопеснцы, стихиры, кондаки, икосы, седальны – все это одинаково доступно ему. Но более всего он пишет каноны, почему уже с древних времен за ним установилось преимущественное (κατ ξοχν) наименование Песнописца (μνογρο) 324 , которое и стало его вторым именем. 325 Он прославил в канонах (δι καννων) апостолов, мучеников, иерархов, пророков, преподобных и особенно Богородицу – поэтому, по словам Γεωργου Παπαδοπολου, может быть назван Богородичным писателем (Θεοτοκαριογρο). 326 Синаксарист Никодим Святогорец указывает, что он написал каноны в честь Богородицы, Великого Николая, Иоанна Богослова, Архангела Михаила, св. Стефана Первомученика, св. Георгия, св. Пантелеимона и многих других святых, которые (т. е. каноны) сохраняются на Святой горе в рукописях и не изданы. 327 Число произведений св. Иосифа Песнописца точно неизвестно, но оно должно быть громадно. Различные исследователи богослужебных церковных книг неодинаково определяют это число в зависимости от того материала, какой мог быть ими рассмотрен и обследован, причем одни увеличивают это число, другие слишком уменьшают. Октавий Кайетан, на основании Греческих богослужебных книг и исследований Алляция, приписывает св. Иосифу 305 канонов и располагает их таким образом:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В последующих тропарях канона печатлеется та же высокая и светлая радость, которая не падает в своей силе до последней стро­ки. “Клас прозябшая Божественный, яко нива неоранная яве, — слышим мы в третьей песни канона, — радуйся, одушевленная трапезо, Хлеб животный вмещшая” 75 . “От Тебе роса укану 76 , пламень многобожия угасившая, — возглашает преподобный Иосиф дальше, находя все новые и новые образы в прославлении Пречистой, — тем вопием Ти: радуйся, руно одушевленное, еже Гедеон, Дево, предвиде” 77 . Но и это еще не все, что скажет преподобный Иосиф о Деве Марии. “Воспеваем Тя, вопиюще, — слышим мы дальше в словах канона, — радуйся, колеснице Солнца умнаго, лозо истинная, Грозд зрелый возделавшая, вино источающий, души веселящее верою Тя славящих” 78 . Да, воистину, человеку необходимо веселие, радость, и в этот вечер акафиста радости дан широкий и светлый путь, и преподобный Иосиф — путеводитель по этому пути. “Явилася еси просвещение наше, — в заключительной девятой песни свидетельствует Преподобный, — тем же вопием Ти: радуйся, звездо незаходимая, вводящая в мир великое Солнце” 79 . Для данного очерка внешняя структура творчества преподобного Песнописца представляется нам достаточно освещенной. Далее необходимо перейти к анализу внутреннего содержания канонов Преподобного.  Преподобный Иосиф — проповедник покаяния По-видимому, приходится признать, что наиболее прославленными произведениями преподобного Иосифа являются его покаянные каноны, составленные на восемь гласов Октоиха. Выше мы приводили отзыв о них преосвященного Филарета Черниговского 80 . Действительно, этим канонам присущ дух деятельного и непадательного покаяния, которое насаждается святым Иосифом от опыта его жизни. Однако тот же дух умиления и деятельного устремления к Богу отличает и все остальные произведения преподобного Песнописца. В этом можно было убедиться на примере тех его трудов, которые разбирались нами в предыдущем разделе. Таким образом, нам кажется, более правильным будет сказать, что преподобный Иосиф во всех своих произведениях, где только находит эту возможность, является проповедником спасительного покаяния . Проповедь и воспевание покаяния для Преподобного — дело всей его жизни, всех устремлений его души. Покаяние, которое воспевает, к которому зовет преподобный Иосиф, всегда окрашено верной и твердой надеждой на Бога, почему в тех же строках, где он — учитель покаяния, он приводит людей и к чувству умиления, примирения с Богом.

http://pravmir.ru/liturgicheskoe-nasledi...

В последующих тропарях канона печатлеется та же высокая и светлая радость, которая не падает в своей силе до последней строки. «Клас прозябшая Божественный, яко нива неоранная яве, – слышим мы в третьей песни канона, – радуйся, одушевленная трапезо, Хлеб животный вмещшая» 75 . «От Тебе роса укану 76 , пламень многобожия угасившая, – возглашает преподобный Иосиф дальше, находя все новые и новые образы в прославлении Пречистой, – тем вопием Ти: радуйся, руно одушевленное, еже Гедеон, Дево, предвиде» 77 . Но и это еще не все, что скажет преподобный Иосиф о Деве Марии. «Воспеваем Тя, вопиюще, – слышим мы дальше в словах канона, – радуйся, колеснице Солнца умнаго, лозо истинная, Грозд зрелый возделавшая, вино источающий, души веселящее верою Тя славящих» 78 . Да, воистину, человеку необходимо веселие, радость, и в этот вечер акафиста радости дан широкий и светлый путь, и преподобный Иосиф – путеводитель по этому пути. «Явилася еси просвещение наше, – в заключительной девятой песни свидетельствует Преподобный, – тем же вопием Ти: радуйся, звездо незаходимая, вводящая в мир великое Солнце» 79 . Для данного очерка внешняя структура творчества преподобного Песнописца представляется нам достаточно освещенной. Далее необходимо перейти к анализу внутреннего содержания канонов Преподобного. Преподобный Иосиф – проповедник покаяния По-видимому, приходится признать, что наиболее прославленными произведениями преподобного Иосифа являются его покаянные каноны, составленные на восемь гласов Октоиха. Выше мы приводили отзыв о них преосвященного Филарета Черниговского 80 . Действительно, этим канонам присущ дух деятельного и непадательного покаяния, которое насаждается святым Иосифом от опыта его жизни. Однако тот же дух умиления и деятельного устремления к Богу отличает и все остальные произведения преподобного Песнописца. В этом можно было убедиться на примере тех его трудов, которые разбирались нами в предыдущем разделе. Таким образом, нам кажется, более правильным будет сказать, что преподобный Иосиф во всех своих произведениях, где только находит эту возможность, является проповедником спасительного покаяния. Проповедь и воспевание покаяния для Преподобного – дело всей его жизни, всех устремлений его души. Покаяние, которое воспевает, к которому зовет преподобный Иосиф, всегда окрашено верной и твердой надеждой на Бога, почему в тех же строках, где он – учитель покаяния, он приводит людей и к чувству умиления, примирения с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Содержанием песней канона служат лица, события, мысли, чувствования, молитвенные обращения, касающияся содержания и религиозного значения праздника. Но первые стихи – ирмосы или прямо взяты из песней ветхозаветных, или же, в большей части случаев, новозаветное содержание их христианскими песнописцами выражено по образцу ветхозаветных песней и их словами, так что содержание ветхозаветной песни, как прообраз или пророчество, соединяется с новозаветным исполнением. Церковные каноны богослужебные, составленные христианскими песнописцами (например, Иоанном Дамаскиным , Иосифом Песнописцем и друг.), явились довольно поздно – не ранее VIII–IX века. До того же времени в утреннем богослужении христиане пели ветхозаветные песни, имеющие особенно близкое отношение к содержанию христианской веры. В богослужебном каноне, которому предшествует после чтения евангелия 50-й покаянный псалом, выражающий сознание греховности, жажду благодатного оправдания и возрождения, содержится ряд пророчеств о Христе на пространстве полуторы тысячи лет – от Моисея до Захарии, питавших веру и надежду церкви ветхозаветной и приготовлявших ее к достойному сретению Христа Спасителя. В нем ряд пророчеств ветхозаветных заканчивается уже новозаветным благовестием об исполнении всех пророчеств, потому что девятая песнь взята уже из евангельской истории о явлении Бога Слова во плоти для спасения мира. Кроме того, в канонах, составленных христианскими песнописцами на основании пророческих песней о Христе, с этими пророчествами соединяется указание исполнения в празднуемых воспеваемых канонами новозаветных событиях. В последней песне канона, именно в песни Захарии, отца Предтечи, и Самой Пресвятой Девы Богородицы мы слышим уже евангелие об откровении на земле обетованного праотцам и предвозвещенного пророками спасения в Имеющем родиться от Девы. Потому-то последняя часть утреннего богослужения вся состоит из целого ряда торжественных песней славословия Богу Спасителю псалмами так называемыи хвалебными или хвалитными (148, 149, 150), правда, ветхозаветными по происхождению, но по силе и торжественности совершенно приличными языку церкви новозаветной, не ожидающей, а торжествующей спасение. Молящиеся приглашаются к сретению Бога-Спасителя со славою, приглашается мир весь – небо и земля, ангелы и человеки, все твари разумные и неразумные – к участию в этом хвалебном гимне.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Уместно привести здесь слова Иоанна, жизнеописателя преподобного Иосифа, на которые мы кратко указывали в начале данного очерка. «Когда он [преподобный Иосиф] стал писать стихи, — повествует Иоанн, — то и слух услаждал чудно приятностию звука и поражал сердца силою мыслей. Какого рода музыки нет у него? какая сладость стиха не исторгается из уст его? ЧУдное находят отдохновение здесь и те, которые стремятся к жизни совершенной; возмущаемые, как волнами, сердечными движениями укрощают в себе смятение, когда слушают их; а радующиеся начинают плакать от полноты радости и восторга. Но что говорю я о разнообразии и гармонии стихов? Зачем распространяюсь о приятности и сладости, которыми, как благовонными ароматами, благоухают поэмы Иосифа? Если кто прочтет жизнь святого, празднуемого в какой-либо день Церковию, тот сам увидит достоинство песней Иосифа и узнает жизнь прославляемого. Пусть славят иные святые кротость его, другие — мудрость, третьи — дела его; и все купно да славят благодать Святаго Духа, которая так щедро и беспримерно обогатила его своими дарами» . Очевидно, что современники очень чутко оценили дарование преподобного Песнописца, почему могли с таким пониманием и так глубоко коснуться сущности «поэм Иосифа». Преподобный Иосиф и старчество Чтобы личность преподобного Иосифа Песнописца, целокупный образ его был нам осязаемо памятен, в заключение необходимо коснуться еще одного свойства его души, о котором попутно упоминалось выше. Это — духовничество преподобного Иосифа, которое было ему поручено в Константинополе в отношении всего столичного клира. Уже говорилось, что он имел чудный дар прозорливости по отношению к тем душам, которые приходили к нему. Он видел тайные грехи, которые ему не открывали, и смиренно ждал, не обличал, долготерпел, вел душу к добровольному раскаянию и, как говорится в его жизнеописании, «успевал» в этом делании. В канонах преподобного Иосифа Песнописца можно найти косвенное свидетельство сказанному. В отдельных тропарях своих канонов Преподобный указывает на дар ВИДЕТЬ грехи и помогать очищать их. Выше мы приводили воспевание святым Иосифом преподобного Петра Афонского за то, что тот являлся большим снабдением, находкой, отрадой для тех, кто втайне стяжал греховные скверны, за то, что они обретали молитвенника в преподобном Петре при условии, что ясно каялись в своих грехах. Аналогичную мысль высказывает преподобный Иосиф в каноне святому Иоанникию Великому, когда пишет: Душа твоя, светозарением Божественнаго Духа освещаема присно, душ зряше верно приходящих тебе советы, блаженне, пророческими прознаньми священно удивляема .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Уместно привести здесь слова Иоанна, жизнеописателя преподобного Иосифа, на которые мы кратко указывали в начале данного очерка. «Когда он [преподобный Иосиф] стал писать стихи, – повествует Иоанн, – то и слух услаждал чудно приятностию звука и поражал сердца силою мыслей. Какого рода музыки нет у него? какая сладость стиха не исторгается из уст его? ЧУдное находят отдохновение здесь и те, которые стремятся к жизни совершенной; возмущаемые, как волнами, сердечными движениями укрощают в себе смятение, когда слушают их; а радующиеся начинают плакать от полноты радости и восторга. Но что говорю я о разнообразии и гармонии стихов? Зачем распространяюсь о приятности и сладости, которыми, как благовонными ароматами, благоухают поэмы Иосифа? Если кто прочтет жизнь святого, празднуемого в какой?либо день Церковию, тот сам увидит достоинство песней Иосифа и узнает жизнь прославляемого. Пусть славят иные святые кротость его, другие – мудрость, третьи – дела его; и все купно да славят благодать Святаго Духа, которая так щедро и беспримерно обогатила его своими дарами» 779 . Очевидно, что современники очень чутко оценили дарование преподобного Песнописца, почему могли с таким пониманием и так глубоко коснуться сущности «поэм Иосифа». Чтобы личность преподобного Иосифа Песнописца, целокупный образ его был нам осязаемо памятен, в заключение необходимо коснуться еще одного свойства его души, о котором попутно упоминалось выше. Это – духовничество преподобного Иосифа, которое было ему поручено в Константинополе в отношении всего столичного клира. Уже говорилось, что он имел чудный дар прозорливости по отношению к тем душам, которые приходили к нему. Он видел тайные грехи, которые ему не открывали, и смиренно ждал, не обличал, долготерпел, вел душу к добровольному раскаянию и, как говорится в его жизнеописании, «успевал» в этом делании. В канонах преподобного Иосифа Песнописца можно найти косвенное свидетельство сказанному. В отдельных тропарях своих канонов Преподобный указывает на дар ВИДЕТЬ грехи и помогать очищать их. Выше мы приводили воспевание святым Иосифом преподобного Петра Афонского за то, что тот являлся большим снабдением, находкой, отрадой для тех, кто втайне стяжал греховные скверны, за то, что они обретали молитвенника в преподобном Петре при условии, что ясно каялись в своих грехах. Аналогичную мысль высказывает преподобный Иосиф в каноне святому Иоанникию Великому, когда пишет: Душа твоя, светозарением Божественнаго Духа освещаема присно, душ зряше верно приходящих тебе советы, блаженне, пророческими прознаньми священно удивляема 780 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Несомненно, здесь черты современности. И говорят поэтому, что так мог написать Иосиф только тогда, когда сам был в плену на Крите, и, вероятно, в Гортине (на юге Крита), или недалеко. И это будто бы было, судя по Большому житию, при Льве Армянине, по смерти († 820) которого Иосиф вернулся с Крита в Константинополь. Следовательно, каноны написаны до возвращения из плена. Следовательно, и песнотворческий период в жизни Иосифа надо распространить до этого времени включительно. Но мы уже указывали, что Крит подпал под власть арабов ( некроткыихъ паганъ, варваровъ) с 825 г. Если в каноне изображается «горькое волнение» от напавших некроткыихъ паганъ, если это волнение по другому канону названо ныншней брей, мчащей, т. е. продолжение мучений тех, от лица которых самый канон, то ясно, что это могло быть только после 825 г. и, следовательно, не могло быть, если базироваться только на Большом житии, до 820 г. Равным образом нельзя руководиться и Малым житием, считать эти каноны написанными св. Иосифом во время Критского плена, т. е. до 843 г. Малое житие определенно указывает начало и время получения Иосифом благодатного дара песнотворчества и ничего не говорит о раннейшем проявлении этого дара у Песнописца. Выражение второго канона – «варварское нахождение, нас мучащее» говорит, что канон писан от лица Критян, скорбящих о своем страдающем отечестве и молитвенно просящих своих святых соотечественников – свв. Кирилла и Евмения – остановить, утишить это и теперь продолжающееся несчастие. Очень возможно, что эти Критяне проживали в Константинополе и были одними из тех многих заказчиков знаменитого Константинопольского песнописца, к тому же испытавшего на себе всю тяжесть Критского плена. Возможно, что они просили св. Иосифа написать эти два канона. Это тем более возможно допустить, что в Константинополе, судя по Иерусалимскому списку Константинопольского устава, был храм в честь св. Евмения, епископа Гортинского, πλησον το ουστινιανο γερα (см. ст. Беляева: Виз. Вр. 1896 г. Т. III. С. 448).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Саввы. Правда он находится главным образом в иерусалимских памятниках, наприм. иерусалимском евангелии X века, коаленевом 2 месяцеслове, согласном с иерусалимским уставом, но иерусалимсвие памятники с X века почти не отличаются от константинопольских и синаксарь иерусалимского устава, не раньший по составу XII века, в существе дела не отличен, как ясно показано в 1 части нашего труда, от константинопольского. В иерусалимские памятники пр. Никита внесен из древних константинопольских, хотя он не находится в стишном синаксаре, месяцеслове Василия и других дошедших до нас константинопольских памятниках. Канон ему написан, как видно из акростиха, Иосифом песнописцем константинопольским пресвитером и в Константинополе. В каноне говорится о раке мощей святого, изливающей исцеления. Без сомнения, она была в Халкидоне; в каноне он прямо называется Халкидону удобрением. Но так как Иосифом песнописцем на нынешний день еще написан канон древнейшему святому Евтихию, еп. мелитинскому; то в видах сокращения канон Евтихия встречается один в константиноп. известных нам памятниках, а пр. Никиты в иерусалимских, в которые несомненно перешел из константинопольских, до нас не дошедших. В 8 песни канона говорится, что ныне празднуется успение пр. Никиты. С ним в каноне прославляется св. Игнитий, брат пр. Никиты, священнодейственный, вероятно, иерей. Св. муч. Евтихий, иже в Мелитине . Неизвестно, с чего Галезиний написал: в Мелитине св. Евтихия епископа и мученика, который при императоре Гордиане после разных мучений за веру наконец, быв усечен секирою, получил небесный венец. Не смешаны ли обстоятельства мучения Еликониды? В Деяниях св. (Mai VI. 734. Aug. IV. 751) не решаются определить: одно ли это лице с Евтихом, учеником Иоанна Богослова, что 24 августа, или разные. Стихословие в греческих минеях как 28 мая, так и 24 августа одно и тоже. Но у Никодима и в славянских рукописных прологах стихословия разной. Об Евтихии, ученике Иоанна Богослова, 24 августа в сказании синаксарном в минеях и у Никодима и в месяцеслове Василия говорится, что он умер после разных мучений в мире в отечестве своем Севастии, но в стихирах греческих миней ему приписывается кончина от меча, хотя все прочие обстоятельства его страданий и чудеса: приятие с небеси хлеба, избавление от пламени и зверей, описываются согласно с упомянутым проложным сказанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Брату его пр. Иосифу Студиту, соисповеднику за иконы, архиеп. Солунскому († ранее Феодора), в Триоди принадлежат первые трипеснцы, стихиры на Госп. воззв. и седальны на те же дни Четыредесятницы, трипеснцы на сырную неделю и канон в неделю Блудного. Писали песни и другие иноки Студийского монастыря, часто скрывая свои имена (отсюда надписание «Студитово»); по акростихам известны из них два непосредственных преемника св. Феодора по игуменству прп. Николай – каноном св. Феодору Стратилату 8 ф., и Климент Студит – канонами прор. Моисею 4 сент., архан. 8 н., неделе пред. Рождество Христово и муч. Ефесским 4 авг. (замечательно, что его каноны акростихованы Κμεντος, с пропуском λ – признак позднейшего удаления из канонов 2-й песни); современник Климента Киприан Студит написал только несколько стихир – на 8 н., 17 и 27 дек., предпр. Рождество Христово, 28 янв., 1 ф., 9 Мк.Меньше в настоящую эпоху, что и естественно, (с. 458) сделала для гимнографии лавра св. Саввы. Она дала одного лишь плодовитого песнописца пр. Феофана Начертанного † 843 г., исповедника за иконы, умершего еп. Никейским. Он написал для Октоиха каноны 8 гласов ангелам, апостолам и усопшим, должно быть, некоторые богородичные каноны на повечериях; для Триоди каноны на 1-ю нед. поста – пророкам (ныне на повечерии, прежде должно быть, на утрени) и православию, на среду Средокрестную, на субботу Ваий, пополнив четверопесницы Космы и Дамаскина, первые тропари пасхального богородичного канона (вторые тропари Иосифа песнописца), каноны Преполовения и Духу Св. на повечерии Пятидесятницы; для Минеи – канон Благовещению, Иоанну Предтече 7 янв., брату своему Феодору Начертанному 27 дек и на большую часть дней года более 180 канонов, из которых не все употребляются ныне вместе и Иосифом Песнописцем (см. ниже) это самый плодовитый творец канонов. Георгий, сначала хартофилакс. св. Софии, потом митр. Никомидийкий, друг патр. Фотия, проповедник IX в., написал для Триоди канон на неделю Мытаря, для минеи каноны Введению, Зачатию, предпразднеству Сретения и Благовещения, Положению пояса Богоматери 31 авг., Кресту 31 ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

В последующих тропарях канона печатлеется та же высокая и светлая радость, которая не падает в своей силе до последней строки. Клас прозябшая Божественный, яко нива неоранная яве, — слышим мы в 3–й песни канона, — радуйся, одушевленная трапезо, Хлеб животный вмещшая . От Тебе роса укану , пламень многобожия угасившая, — возглашает преподобный Иосиф дальше, находя все новые и новые образы в прославлении Пречистой, — тем вопием Ти: радуйся, руно одушевленное, еже Гедеон, Дево, предвиде . Но и это еще не все, что скажет преподобный Иосиф о Деве Марии. Воспеваем Тя, вопиюще, — слышим мы дальше в словах канона, — радуйся, колеснице Солнца умнаго, лозо истинная, Грозд зрелый возделавшая, вино источающий, души веселящее верою Тя славящих . Да, воистину человеку необходимы веселие, радость, и в этот вечер акафиста радости дан широкий и светлый путь, и преподобный Иосиф — путеводитель по этому пути. Явилася еси просвещение наше… — в заключительной, 9–й песни свидетельствует Преподобный, — темже вопием Ти: радуйся, звездо незаходимая, вводящая в мир великое Солнце . Для данного очерка структура творчества преподобного Песнописца представляется нам достаточно освещенной. Далее необходимо перейти к анализу содержания канонов Преподобного. Преподобный Иосиф — проповедник покаяния По–видимому, приходится признать, что наиболее прославленными произведениями преподобного Иосифа являются его покаянные каноны, составленные на восемь гласов Октоиха. Выше мы приводили отзыв о них преосвященного Филарета Черниговского . Действительно, этим канонам присущ дух деятельного и непадательного покаяния, которое насаждается святым Иосифом от опыта его жизни. Однако тот же дух умиления и деятельного устремления к Богу отличает и все остальные произведения преподобного Песнописца. В этом можно было убедиться на примере тех его трудов, которые разбирались нами в предыдущем разделе. Таким образом, нам кажется, более правильным будет сказать, что преподобный Иосиф во всех своих произведениях, где только находит эту возможность, является проповедником спасительного покаяния. Проповедь и воспевание покаяния для Преподобного — дело всей его жизни, всех устремлений его души. Покаяние, которое воспевает, к которому зовет преподобный Иосиф, всегда окрашено верной и твердой надеждой на Бога, потому в тех же строках, где он — учитель покаяния, он приводит людей и к чувству умиления, примирения с Богом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010