Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИТА Исп. Никита Халкидонский. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1547 г. NI_364 Исп. Никита Халкидонский. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1547 г. NI_364 (Кон. VIII - нач. IX в.), прп., исп. (пам. 28 мая), еп. Халкидонский. Его Житие неизвестно, но короткое сказание о нем сохранилось в неск. визант. Синаксарях, находящихся в рукописных сборниках, к-рые хранятся в Великой Лавре на Афоне (Laur. Δ, 36, Δ 39, Θ 87, Ω 147), а также в Типиконе лавры прп. Саввы Освященного и других палестинских литургических и агиографических памятниках; известен канон Н., составленный прп. Иосифом Песнописцем († ок. 886), что явствует из акростиха. Часть этого канона приводит Софроний (Евстратиадис), еп. Леонтопольский, в своем «Агиологионе». В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) память Н. отсутствует (И. Делеэ приводит ее (без сказания) в одном из второстепенных синаксарей (SynCP. Col. 713)). Согласно сведениям источников, Н. с юных лет посвятил жизнь служению Богу, отрекшись от мира. После долгих лет монашеской жизни Н. был возведен на епископскую кафедру Халкидона (ныне Кадыкёй в черте Стамбула). Будучи архипастырем, он отличался нищелюбием и милосердием, странники находили в его доме приют, а неправедно преследуемые - защиту. Когда при имп. Льве V (813-820) были возобновлены гонения на почитающих иконы и начался 2-й период иконоборчества (815), Н. без колебаний встал на сторону иконопочитателей, обличая их гонителей в ереси. За свою приверженность истине Н. был отправлен в изгнание, как и многие его единомышленники во время 2-го периода иконоборчества, он претерпел множество др. унижений. Из канона прп. Иосифа известно, что Н. пострадал, т. е. подвергся неким преследованиям, вместе с 2 своими родственниками - дядей Никитой и братом Игнатием (в синаксарных сказаниях не упомянуты). Через нек-рое время после изгнания преставился ко Господу и был сразу же прославлен Им как святой чудесами исцелений, происходившими от его мощей.

http://pravenc.ru/text/2565354.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВПСИХИЙ [греч. E ψχιος] († 361-363), мч. Кесарие-Каппадокийский (пам. 9 апр.), возможно, одно лицо с мч. Евпсихием († 117-138, пам. 7 сент.). Источники Мч. Евпсихий. Фрагмент миниатюры из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О.1.58. Л. 109) Мч. Евпсихий. Фрагмент миниатюры из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О.1.58. Л. 109) Греч. источники, содержащие сведения о мч. Е., условно делятся исследователями на 2 группы по причине существования 2 традиций почитания святого. Согласно одной традиции, мученичество Е. относится к периоду гонений имп. Юлиана Отступника (361-363), согласно другой - к правлению имп. Адриана (117-138). К числу источников, представляющих 1-ю традицию, принадлежит прежде всего анонимное Мученичество Е. (BHG, N 2130), сохранившееся в единственной рукописи греч. минеи за апр. из мон-ря ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос (Patm. 254. Fol. 83-86v. XI в.). Она впервые была описана А. Эрхардом ( Ehrhard. S. 611-614), к-рый предположил, что автором Мученичества является Никита Пафлагон (позже мнение опровергнуто Л. Г. Вестеринком). Впосл. работу с текстом продолжил Ф. Алькен, в 1983 г. Вестеринк подготовил его критическое издание. На этом Мученичестве основано сказание о Е. в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. P. 23-24) и в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 37), Сказания, помещенные под 7 сент. Также известен канон Е., написанный Иосифом Песнописцем (в акростихе читается имя «Иосиф»), к-рый содержится в греч. минее под 9 апр. и строго следует тексту Мученичества. В основе 2-й традиции лежит описание преследования христ. населения Кесарии после разрушения языческих храмов ранневизант. церковного историка Созомена ( Sozom. Hist. eccl. V 4 11). Рассказ Созомена послужил основой для заметок, помещенных под 9 апр. в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. P. 593) и в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 396). Кроме агиографических источников сведения о почитании Е. в Кесарии в IV в. содержатся в письмах свт. Григория Богослова (Ep. 58, датируется ок. 372-373) и свт. Василия Великого (Ep. 100, 142, 200, 252, 372-376). Вопреки мнению нек-рых исследователей ( Aubert. P. 1420; Burchi. Col. 238) 176-е письмо свт. Василия Великого к еп. Амфилохию Иконийскому (PG. 32. Col. 653) не является свидетельством о почитании Е. Мученичество

http://pravenc.ru/text/187277.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕМНОН Прп. Мемнон. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 111) Прп. Мемнон. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 111) Прп. и чудотворец (пам. 29 апр.; пам. греч. 28 апр.). Точное время и место жизни неизвестны. Краткое Житие М. содержится во всех видах визант. Синаксарей. Верхней хронологической границей его жизни является время составления прп. Иосифом Песнописцем († ок. 886) канона в честь М. (AHG. Т. 8. P. 349-358). С ранней юности М. посвятил себя служению Богу, умертвив телесные страсти тяжкими трудами. Он был поставлен начальником над монахами (игуменом). За свое равноангельское житие М. получил от Бога дар чудотворений, исцелял неизлечимых больных, творил также и много других чудес: напр., по молитвам святого на сухом месте появился источник воды, был спасен от потопления попавший в бурю корабль, изгнана саранча с монастырских полей. В течение многих лет жизни М. подвизался в посте и молитве и скончался, угодив Богу своим добродетельным житием. И после смерти М. продолжались исцеления болящих, одним призыванием его имени отгонялась саранча и разрушались вражеские козни. В Синаксаре К-польской ц. и в стишных Синаксарях Житие М. помещено под 29 апр. (SynCP. Col. 637), а в Синаксарях семейства В (по классификации И. Делеэ) - под 28 апр. (PG. 117. Col. 428-429). В одной из рукописей указано, что М. жил в Ликии (AHG. Т. 8. P. 444). Представление о чудесной помощи М. в борьбе с саранчой привлекло внимание юж. славян, о чем свидетельствует приписка в месяцеслове Апостола ГИМ. Хлуд. 35, XIV в.: «...призыванием Мемнона прузи прогоняются». В новогреч. агиографической традиции утвердилось празднование памяти М. 28 апр.: печатная Минея (Венеция, 1603; SynCP. Col. 637-638), «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца, совр. агиографические своды и календари. Прп. Никодим Святогорец помещает Житие М. под 19 мая ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 107-108).

http://pravenc.ru/text/2562960.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мч. Иуст. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I. 58. Л. 121) [греч. Ιοστος] (I в.?), мч. (пам. 14 июля). Сохранилось краткое Житие И. в составе визант. Синаксарей, в т. ч. в Минологии имп. Василия II (кон. Х - нач. XI в.) и в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.). И. происходил из Рима, служил в отряде под командованием трибуна Клавдия. Однажды, возвращаясь из похода против варваров, он увидел на небе сверкающий, подобно кристаллу, крест и услышал Божественный глас. Прибыв в Рим, И. принял св. крещение и раздал свое имущество нищим. Когда трибун Клавдий узнал, что И. уверовал во Христа, он попытался убедить его вернуться к язычеству, а затем отослал на суд к правителю Магнентию. Тот велел бичевать И. сырыми сухожилиями. Затем на голову мученику надели раскаленный железный шлем и положили И. на раскаленную жаровню. После этого святого бросили в печь, где он скончался, но при этом его тело не пострадало от огня. А. Аморе предположил, что под Римом подразумевается «Новый Рим» - К-поль, поскольку о почитании И. на Западе неизвестно, тогда как в визант. столице в день памяти мученика совершалась торжественная служба в квартале Орфанотрофий ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 91; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 338). Канон в честь И., составленный прп. Иосифом Песнописцем (Ταμεον. Σ. 245. N 756), вошел также в древнерус. служебные Минеи. Краткое Житие И. было включено в славянские нестишной и стишной Прологи и в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 311 (2-я паг.)). Ист.: PG. 117. Col. 540; SynCP. Col. 819-820; MartRom. Comment. P. 286-287; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 63-65. Лит.: ActaSS. Iul. 1723. T. 3. Р. 651-652; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 213; Π[απαδπουλος] Γ. Σ. Ιοστος//ΘΗΕ. 1965. Τ. 6. Σ. 985; Amore A. Giusto//BiblSS. 1966. Vol. 7. Col. 23-24; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 223; Aubert R. Juste (3)//DHGE. T. 28. P. 631. Э. П. А. Гимнография В совр. богослужебных книгах служба И. отсутствует, однако по рукописям известен канон И., составленнный прп. Иосифом Песнописцем, с акростихом Ιοστον μν μρτυρα στεφηφρον. Ιωσφ (Иуста воспою мученика венценосного. Иосифов), плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Ιερονκους στεφνους (Священнопобедные венцы) (Ταμεον. Σ. 245). Рубрики: Ключевые слова: НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/1237893.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Иоанн Солунский, прп. Описания иконы Иоанн Солунский, ученик Григория Декаполита Преподобный Иоанн родился в конце VIII века. В юношеском возрасте он стал учеником преподобного Григория Декаполита († ок. 820, память 20 ноября) и принял от него иноческий постриг в Солунском монастыре. Под руководством опытного учителя преподобный Иоанн достиг высокого духовного совершенства. Когда император Лев Армянин (813–820) возобновил гонение на православных христиан за почитание святых икон, преподобный Григорий Декаполит вместе с преподобным Иосифом Песнописцем († ок. 820, память 4 апреля) и своим учеником преподобным Иоанном отправился из Солуни в Константинополь, чтобы противодействовать иконоборческой ереси. Несколько лет, невзирая на гонения, святые Григорий и Иоанн безбоязненно защищали Православие, проповедуя почитание святых икон. После многих трудов преподобный Григорий скончался (около 820 года), а вскоре за ним отошел ко Господу и его верный ученик Иоанн. Преподобный Иосиф Песнописец перенес мощи святых Григория и Иоанна в построенную им церковь во имя святителя [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Минея - Апрель (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 6766.jpg:   Размер: 276x1200, 0.33 MPix, 67 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (149) , (4) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 18 апреля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 6767.jpg:   Размер: 379x1200, 0.45 MPix, 86 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (122) , (1) . Описание: Современная именная икона. Размер: 6х8см. Дерево:липа. Левкас. Сусальное золото. Темпера. Иконописная мастерская " Твоя Икона " . Нижний правый угол был закрыт рекламным логотипом, поэтому я восстановил эту часть одежды в фотошопе наугад. Файл 21177.jpg:   Размер: 320x423, 0.14 MPix, 87 Kb. Дата: 2013-05-23, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (166) , (5) .

http://pravicon.com/icon-1967

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАНТИДИЙ, КАНТИДИАН И СИВЕЛ [Кат(т)идий, Кат(т)идиан и Солев (Совел); греч. Κατ(τ)διος, Κατ(τ)ιδιανς κα Σλεβ/Σβελ], мученики (пам. 5 авг.; пам. визант. 4, 5 авг.). Время мученической кончины неизвестно. Житие святых не сохранилось. Память К., Кан. и С. и посвященное им двустишие содержатся в византийских стишных Синаксарях (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.). К. и Кан., родные братья, были побиты камнями, а С. пронзен стрелами в Египте. Скорее всего С. пострадал отдельно от К. и Кан., т. к. в стишных Синаксарях перед памятью С. помещена память прп. Нонны , матери свт. Григория Богослова. Кроме того, в служебной Минее Sinait. gr. 631 (Х в.) под 4 авг. содержится канон, составленный, вероятно, прп. Иосифом Песнописцем, в честь 2 святых - К. и Кан. (Ταμεον. Σ. 263. N 280). Из византийских стишных Синаксарей сведения о К., Кан. и С. были включены в греч. печатную Минею (Венеция, 1591) и «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца . В славяно-рус. нестишных Прологах память К. и Кан. помещена под 4 авг., а в стишных Прологах и ВМЧ - под 5 авг. ( Петков. 2000. С. 452). Именно в славяно-рус. рукописях появляются искаженные формы имен К., Кан. и С. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 402-403 (2-я паг.)). В греческих источниках С. назван Солев или Совел. С. Пападопулу указала, что это имя представляет собой палиндром: при чтении в обратном направлении получается слово βλος - стрела. Кард. Цезарь Бароний внес сведения о К., Кан. и С. в Римский Мартиролог. Ист.: ActaSS. Aug. 1751. T. 2. P. 72; SynCP. Col. 869-870; MartRom. Comment. P. 324; Νικδημος. Συναξαριστς. 19984. Τ. 6. Σ. 168; ЖСв. Авг. С. 88; Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Τ. 12: Αγουστος. Αθναι, 2009. Σ. 39-40. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 236-237; Doren R., van. Cantidius//DHGE. 1949. T. 11. Col. 781; Lucchesi G. Cantidio, Cantidiano е Sobele//BiblSS. 1963. Vol. 3. Col. 747; Π[απαδοπολου] Σ. Καττδιος//ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 466; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 249, 427. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: ДИОДОР И ДИДИМ мученики Лаодикийские (пам. 11 сент., пам. визант. 10 и 11 сент., 6 и 9 окт.; пам. зап. 11 сент. и 9 окт.) ИСАВР ДИАКОН, ИННОКЕНТИЙ АФИНЯНИН, ФИЛИКС, ЕРМИЙ, ВАСИЛИЙ, ПЕРЕГРИН, РУФ И РУФИН († 283-284), мученики Аполлонийские (Аполлониадские) (пам. 6 июля; пам. визант. 7 июля; пам. греч. 17 июня)

http://pravenc.ru/text/1470291.html

В основе его положен древний мартиролог, то есть, месяцеслов, содержавший имена почти одних мучеников, как мы видим в Сирском месяцеслове 412 года. Древний мартиролог постепенно восполняем был именами ветхозаветных святых, апостолов, святителей и преподобных. В рассматриваемом нами синнаксаре действительно видны наслоения. Ветхозаветные святые, апостолы, святители и преподобные ставятся очень часто между мучениками дня в средине или в конце дня после мучеников. После немучеников часто следуют опять мученики, это значит, что синаксарь восполняем был не однажды из разных месяцесловов или синаксарей. От того он, как сводный и имевший разных неискусных составителей, не устроен. В нем одни и те же памяти святых повторяются и даже в один и тот же день в измененном виде, например: 5 окт. муч. Мамелхфы в Персии и опять муч. Малфефы в Персии, 25 окт. муч. Уара и Уария. Муч. Дасий повторен 19 и 20 ноября. Преп. Зотик 29 и 31 декабря, 13 марта Савиниан и Савин, 5 апреля муч. Фервуфы и сестры ее и опять мученика Ферма и сестры его; 4 и 5 июля Марфы матери пр. Симеона дивногорца. Очевидно, он составлялся из разных источников неумело в разные времена. В этом типиконе есть памяти святых, доселе бывших еще неизвестными, или известные поставлены в такие дни, в которые доселе не встречались. Синаксарь отличается необычною полнотою памятей святых на все дни года, есть по 5 – 7 памятей в день. Есть в нем исторические сведения о святых более или менее пространные. В других известных нам уставах нет такого обилия памятей в синаксарной части 155 Этот синаксарь занимает среднее место между месяцесловами полными и синаксарями, в которых (синаксарях) есть сказания более или менее пространные о святых. В этот синаксарь внесены многие ветхозаветные святые: Авраам, Моисей, Самуил, Илия, Елисей, из больших и малых пророков не оказалось только Иезекииля и Аггея. Но служба показана только пророку Елисею, одному из всех ветхозаветных. Показана служба св. отец пред Р. Хр. Апостол, что и ныне праотцам, Волос. Егда Христос явися, но евангелие другое: входящу Иисусови в некую весь. Затем в неделю пред Р. Хр. показана служба свв. отец Авраама, Исаака и Иакова и трех отроков с Даниилом. Служба царю Давиду с Иосифом обручнином и Иаковом братом Господним показана в неделю по Р. Хр. Из 12 апостолов служб не показано Симону Зилоту 10 мая, Матфию (поставлен 21 июля вместо 9 авг.), Иуде 16 и 22 мая (вместо 19 июня). Иакова Алфеева совсем не оказалось 9 октября и в другие дни. Памяти 70 апостолов 4 января совсем не имеется, равно нет памятей апостолов по группам, как они внесены в позднейших синаксарях. Самые каноны написаны им Иосифом песнописцем († в 883 г). Но есть по местам памяти некоторых и из 70, например: Иуста 26 ноября, Фаддея 19 августа, апостола Силы, епископа Коринфа, 26 ноября, и, к удивлению, не нашлось памяти апостола Стахия2-го епископа Византийского после апостола Андрея.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

По словам блаженного Симеона Солунского , список Устава святого Саввы сгорел в то время, когда персидский царь Хосров взял Иерусалим в 614 году. Святой Софроний, патриарх Иерусалимский, долгое время живший в Лавре святого Саввы, около 640 года редактировал и ввел в церквах своей Патриархии Устав иерусалимского храма Воскресения. В VIII веке Устав обогатили своими канонами и стихирами святой Иоанн Дамаскин , сам долго подвизавшийся в Лавре святого Саввы, святой Косма Маиумский и святой Андрей Критский . Особенно в Студийской обители в Константинополе Устав был много восполнен песнопениями, составленными ее подвижниками (Студитами) – Митрофаном, Анатолием, Феодором Студитом , его братом Иосифом, Феофаном Начертанным, Иосифом Песнописцем и Григорием, митрополитом Никомидийским. Позднее над обработкой Устава трудились Никон Черногорец (XI век), патриархи Константинопольские Алексий (XI в.) и Филофей (XIV в.) и патриарх Тырновский (Болгарский) святой Евфимий (XIV век). Первоначальная редакция Устава святого Саввы была краткой. В нем Дисциплинарные правила преобладали над богослужебной частью. О более поздней редакции Устава святого Саввы можно судить по Тактикону Никона Черногорца, монаха на Черной Горе, близ Антиохии (вторая половина XI – первая половина XII века), много способствовавшего распространению Иерусалимского Устава. Никон, хорошо знавший современные ему уставы Студийский, Иерусалимский, Афонский и другие, сравнил их, и благодаря этим его записям можно составить представление о не дошедших до нас редакциях уставов того времени. У Никона было тяготение к общежительству; он предпочитал его келлиотскому образу жизни. Во времена Никона Устав Иерусалимский еще не был так разработан, как впоследствии, в частности, в нем еще не было так называемых Марковых глав. До XI века богослужение совершалось по Иерусалимскому Уставу в Иерусалимской, Александрийской и Антиохийской Церквах, затем он стал входить в практику других Церквей. Главной причиной распространения Иерусалимского Устава был его авторитет, как создания подвижников Святой Земли. В условиях охватившей весь православный Восток магометанской экспансии славянские Церкви, как и Русская, в Иерусалиме видели светоч Православия, хранимый Промыслом Божиим. Способствовали распространению этого Устава и такие, в частности, обстоятельства, как устройство метоха (подворья) иерусалимской Лавры святого Саввы в Константинополе; приезды Иерусалимских патриархов в Константинополь, наконец, занесение святым Саввой Сербским Иерусалимского Устава в афонский монастырь Хилендар и в Сербию, откуда он стал распространяться и в другие области.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В обстоятельном исследовании Постной Триоди И. А. Карабинова показано, что триодные песнопения составлялись братьями Феодором и Иосифом между 813 и 820 гг., когда они находились в церкви святого Романа в Константинополе 13 . Вместе с тем И. А. Карабинов допускает, что трипеснцы могли быть составлены преподобным Феодором и в монастыре Саккудион после избрания его игуменом, между 794 и 815 гг. 14 . По мнению исследователя, значение трудов преподобного Феодора Студита при составлении Постной Триоди столь велико, что история этой богослужебной книги должна иметь такую периодизацию: I период  — до преподобного Феодора Студита; II период  — деятельность преподобного Феодора Студита и продолжателей его труда, песнописцев IX b.; III период  — с Х по XV b. 15 . Архиепископ Черниговский Филарет придает большое значение тому, что святые братья Феодор и Иосиф приводили в порядок песни Триоди, составленные до них. Они дополнили Великий Канон Андрея Критского, отчетливо разделив его на песни и присоединив к нему тропари в честь святых Андрея и Марии Египетской 16 . И. А. Карабинов также согласен с тем, что окончание песен Великого Канона, их троичны и богородичны, принадлежит преподобному Феодору 17 . К трудам преподобного Феодора в Постной Триоди относятся каноны, стихиры и трипеснцы. Назовем прежде всего каноны Преподобного: 1. на субботу мясопустную (о усопших) со стихирами; 2. на субботу сырную (прославление памяти преподобных отцев, в подвизе просиявших) со стихирами; 3. Канон на неделю мясопустную (на второе пришествие Христово); 4. Канон на 3-ю неделю Великого Поста, Кресту Христову; Исследователи Постной Триоди установили, что каноны преподобного Феодора на неделю мясопустную и неделю крестопоклонную претерпели изменения: в них опущена 2-я песнь, а в начале каждой песни этих канонов опущены два тропаря, прославляющие Воскресение Христово. Канон в субботу сырную, напротив, имеет некоторые добавления. В Триоди Постной преподобному Феодору принадлежат также 35 трипеснцев (по И. А. Карабинову — 30); четыре четверопеснца (на субботы 2-й, 3-й, 4-й, 5-й седмиц Великого Поста), 30 подобных стихир и 30 седальнов 19 . Эти песнотворческие произведения преподобного Феодора Студита составляют живую ткань богослужений Святой Четыредесятницы и предоставляют возможность разбора отдельных богословских положений.

http://pravmir.ru/pesnotvorchestvo-prepo...

Затем им были переведены с греческого на славянский полные бденные службы: всем святым новомученикам, пострадавшим на Востоке, общая память которых празднуется во второе воскресенье Петрова поста; всем святым бессребеникам, общая память которых в обители совершается в воскресенье, ближайшее к 1 ноября; святой праведной Еввуле, матери святого Пантелеимона, память которой в обители совершается в четвертое воскресенье Великого поста вместе с памятью преподобного Иоанна Лествичника; полиелейная служба святым преподобномученикам Иулиану и Василисе иже с ними 10-ти тысячам инокам и одной тысяче инокинь, за Христа пострадавшим в 313 году, в царствование Диоклетиана (память их 8-го января); святому Иоанну Русскому, новому исповеднику, жившему и скончавшемуся в плену в Турции около 1730 года; святому новому преподобномученику Пахомию Россиянину, сопленнику святого Иоанна, пострадавшему от турок; святому новому преподобномученику Никите, иеромонаху Пантелеимонова монастыря, пострадавшему за Христа от турок 4 апреля 1808 года; святителю Григорию Двоеслову, папе римскому; святому новому преподобномученику Павлу Пелопонесскому, подвизавшемуся в обители и пострадавшему за Христа от турок на своей родине 22 мая 1818 года; святителю Модесту, Патриарху Иерусалимскому. Им же, надо полагать, переведена с греческого и потом в 1871 году напечатана в Санкт-Петербурге бденная служба святым новым преподобномученикам афонским: Евфимию, Игнатию и Акакию, пострадавшим за Христа от турок в начале 19 века; восемь канонов на память святого великомученика Пантелеимона, написанных преподобным Иосифом Песнописцем, торжественно читаемых в обоих соборных храмах обители после вечерни, в восемь дней предпразднственных памяти святого Пантелеимона начиная с 18 июля. Кроме этих полных служб, им самим написаны и переведены с греческого несколько требовавшихся по временам или исходя из его личного усердия тропарей и кондаков. Старец Аркадий с самого начала был постоянным сотрудником издаваемого обителью «Душеполезного собеседника». Его перу принадлежат много статей и житий святых, переведенных им с греческого языка, а также передовые статьи в «Душеполезном собеседнике» под рубрикой «Уроки слова благодатного», состоящие из выписок на разные темы из Священного Писания. Ему поручалось иногда написание ответов на письма благодетелей по каким-либо особенным и вообще затруднительным вопросам, а также составление писем к важным особам и речей в особо важных случаях.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2725

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010