Ист.: SynCP. Col. 199-201; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 53-54; ЖСв. Нояб. С. 135-142. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 457; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 213; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 2. С. 80-83. О. Н. А. Гимнография Память М. м. указана в Типиконе Великой церкви , отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., под 7 нояб.; на Пс 50 назначается тропарь 1-го гласа Τς λγηδνας τν γων (    ); на литургии - прокимен Пс 67. 36, Апостол - Евр 12. 1-10, аллилуиарий Пс 33. 18, Евангелие - Мф 20. 1-16, причастен Пс 32. 1 ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 92). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, М. м. не упоминаются. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., относящемуся к малоазийской редакции Студийского устава, память М. м. совершается 7 нояб.; богослужебное последование состоит из канона авторства Феофана Начертанного 2-го гласа, 4 стихир и седальна ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 308). В Мессинском Типиконе 1131 г. южноиталийской редакции Студийского устава память М. м. также отмечена под 7 нояб.: совершается рядовая служба без к.-л. особенностей (см.: Arranz. Typicon. P. 50). В древнейших сохранившихся греч. и слав. редакциях Иерусалимского устава (напр., см.: Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33), Типикон серб. архиеп. Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. Л. 56б)) память М. м. помещена под 7 нояб. В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. под 7 нояб. излагается устав соединения службы М. м. со службой в честь прп. Лазаря Галисийского и с рядовой службой Октоиха; М. м. назначается отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μαρτυρς σου, Κριε (      ). Такие же указания содержатся под 7 нояб. в московском первопечатном Типиконе 1610 г. и последующих (в т. ч. в современном); М. м. также поется кондак 8-го гласа       Последование М. м., содержащееся в совр. рус. и греч. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μαρτυρς σου, Κριε (      ); кондак 8-го гласа      (Минея (МП). Нояб. Т. 1. С. 189; ср.: Амфилохий. Кондакарий. С. 239); канон авторства Иоанна Монаха с акростихом Δξα κροτεσθω Χριστς τν Μαρτρων (Слава пусть возгремит Христос мучеников) 2-го гласа, ирмос: Δετε, λαο (    ), нач.: Δετε, πιστοπαντες (Приидите, верные все) (Μηναον. Νοεμβρος. Σ. 74-84); канон, составленный Иосифом Песнописцем , c акростихом           8-го гласа, ирмос:           нач.:        (Минея (МП). Нояб. Т. 1. С. 183-192; греч. оригинал этого канона известен по рукописям - см.: Ταμεον. Σ. 80); цикл стихир-подобнов; седален, светилен (разные в греч. и рус. Минеях).

http://pravenc.ru/text/2562904.html

Костер, в который затем бросили И., потух по молитве святой (у Метафраста потоки слез И. погасили пламя). Видя это чудо, во Христа уверовало ок. 500 мужчин и 130 женщин, которые были обезглавлены по приказу епарха. После этого И. поместили в кипящий котел, но он лопнул, и святая вышла из него невредимой. Тогда епарх осудил святую на усекновение мечом. Спустя некоторое время Елевсия постигло Божие наказание: его корабль попал в бурю и разбился, епарх был выброшен на остров, где его растерзали псы. Почитание Римлянка по имени София (в лат. Житиях Софония или Сефония), бывшая в то время по какому-то делу в Никомидии, увезла с собой нетленное тело святой. Она поместила мощи в специально построенной церкви во имя мц. Иулиании. В лат. Житии уточняется, что церковь находилась в Путеолах. В 568 г. мощи были перенесены из Путеол в Кумы (Кампания) в связи с нашествием лангобардов и помещены в базилике, посвященной И. и св. Максиму. С этими сведениями трудно согласовать представления византийцев о местонахождении мощей И. в К-поле. Из канона, составленного в честь этой святой прп. Иосифом Песнописцем , следует, что рака с ее мощами находилась в столице визант. империи. В 1200 г. рус. паломник Добрыня Ядрейкович (впосл. Антоний, архиеп. Новгородский ) видел нетленное тело И. («в теле лежит») в одном из храмов близ ц. вмц. Евфимии в квартале Петрий (видимо, имеется в виду ц. во имя мц. Иулиании в Петрии, известная из Типикона Великой ц. и Синаксаря К-польской ц.) (Книга Паломник. С. 32). В 1207 г. мощи И. были перенесены из Кум в мон-рь Пресв. Богородицы (ныне ц. Санта-Мария-Доннаромита) в Неаполе. Частицы мощей И. находятся в различных европ. странах, наиболее известны реликвии, хранящиеся в ц. Нотр-Дам-дю-Саблон в Брюсселе (Бельгия) и в ц. Санта-Хульяна (Колегиата) в Сантильяна-дель-Мар (Кантабрия, Испания), куда ее мощи были привезены в IX в. (в 870 здесь уже существовала церковь, посвященная мц. Иулиании). На Кипре частица мощей И. хранится в резиденции архиепископа, в Греции - в мон-ре прор.

http://pravenc.ru/text/1237851.html

Михаила II Травла (820-829), к-рый из страха перехода части клира, разделявшего идеи иконопочитания, на сторону восставших, предоставил им возможность оставаться в столице. И. адресовано 10 писем Феодора Студита (37, 43, 72, 73, 111, 195, 222, 265, 333 и 355-е). В 1-м из них упоминается писательская деятельность И., который был плодовитым гимнографом. В ряде случаев атрибуция его произведений осложняется смешением И. с прп. Иосифом Песнописцем и, возможно, с другими авторами с тем же именем. Ист.: BHG, N 1754-1755d [Vita Theodori Studitae]; N 1756t [Translatio Theodori Studitae et Josephi]; N 1341 [Vita Nicetae Medicii]; N 1365 [Vita Nicolae Studitae]; N 2145 [Vita Euthymii Sardii]; N 2422 [Laudatio matris auctore Thodori Studitae]; N 2451-2452 [Vita Theophili Nicomedensis]; SynCP. Col. 820, 822, 213, 520; Mateos. Typicon. T. 1. P. 338; ЖСв. Янв. Ч. 2. С. 402; Перенесение мощей св. Феодора Студита/Пер., коммент.: Д. Е. Афиногенов//Реликвии Византии и Др. Руси: Письменные источники. М., 2006. С. 56-66. Лит.: Petit L. Les évéques de Thessalonique//EO. 1901. Vol. 4. P. 216; Pargoire J. Oeuvres de St. Joseph de Thessalonique//Ibid. 1907. Vol. 10. P. 207-210; Εστρατιδης Ε. Ιωσφ Στουδτης ρχιεπσκοπος Θεσσαλονκης//Μακεδονικ. 1952. Τ. 2. Σ. 25-88; Beck. Kirche und Theol. Literatur. S. 492. Anm. 6; P. 505 sq.; Janin R. Giuseppe Studita//BiblSS. Vol. 6. Col. 1309-1310; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 424; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 243; PMBZ, N 3448. Д. Е. Афиногенов Гимнография В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 338) память И. отмечается 15 июля без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 324, 325, 354), содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память И. отмечается 26 янв. и 15 июля. 26 янв. память И. присовокупляется к празднику перенесения мощей прп. Феодора Студита; совершается торжественная служба с пением на вечерне 1-го антифона 1-й кафизмы, со входом, с пением хвалитных стихир на утрене; святым назначаются общий отпустительный тропарь 4-го гласа      (  )   кондак, на утрене поется 2 канона святым; на литургии служба та же, что и 11 нояб.

http://pravenc.ru/text/578451.html

Помимо канонов в Постной Триоди, указанных предшествующими исследователями, как принадлежащий перу преподобного Феофана профессор И. А. Карабинов указывает канон в неделю блудного сына, а в рукописях также самогласны и стихиры великих Пятка и Субботы 16 . Епифаний Нестеровский, который в своей Литургике (1901) дает очень верные характеристики многим песнопевцам, воздерживается от оценки творчества преподобного Феофана 17 . В Литургике профессора А. П. Голубцова (1918), которая содержит целый ряд критических замечаний о творчестве отдельных православных гимнографов, также ничего не сказано о трудах Преподобного. Автор только относит к его заслугам участие в составлении Октоиха (вместе с преподобным Иосифом Песнописцем) 18 . Нам представляется необходимым остановиться на посильном разборе канонов преподобного Феофана Начертанного, так как они занимают значительное место в православном богослужении и могут поддерживать и укреплять как человека, находящегося в недрах Церкви Христовой, так и всех ищущих опору на путях их внутренней жизни. Труды преподобного Феофана Начертанного, как было указано выше, представлены преимущественно в Минее . Здесь есть его каноны: 1) пророкам, 2) апостолам, 3) святителям, 4) преподобным, 5) мученикам и мученицам. Следует сказать, что Преподобный пишет каноны наиболее прославленным святым; его младший современник преподобный Иосиф Песнописец составляет каноны тем святым, которые не были воспеты преподобным Феофаном. Канон на Благовещение Пресвятой Богородицы до 6-й песни написан преподобным Феофаном, остальные песни принадлежат преподобному Иоанну Дамаскину. Преосвященный Филарет считал, что преподобный Феофан дополнил четверопеснец святого Иоанна Дамаскина 19 . Но профессор Е. Ловягин указывает, что преподобному Иоанну в этом каноне принадлежат только две последние песни 20 . Значительные труды положены святым исповедником на составление Октоиха . Здесь известны его каноны: 1) святым ангелам (на все восемь гласов и его же стихиры); 2) святым Апостолам (кроме 7-го гласа); 3) восемь канонов о усопших (по числу гласов; канон 6-го гласа наиболее известен и поется на погребении); 4) каноны Божией Матери в пяток, хотя они и не надписаны.

http://pravmir.ru/zhizn-i-tvoreniya-prep...

Мученики прославляются как «звезды сияющие, души верных просвещающие и тьму заблуждения рассеивающие» (I, 1), а также «как нежные цветы на луге мистическом… благоухания исполненные, зловонное заблуждение отгоняющие» (VI, 3). «Тьмой заблуждения» называется исламское учение. Это один из традиционных эпитетов для него в византийской полемической литературе. Как духовно победившие ислам, мученики почитаются небесными заступниками православных христиан в их противостоянии мусульманам. Засвидетельствовав смертью верность Христу, мученики духовно победили врагов: «Подражая божественным трем отрокам, плененным некогда в Вавилоне, как плененные ненавистными [агарянами]… вы, победные мученики, пленили врага, [повергнув его] в великое замешательство» (VII, 2). Вероятно, имеется в виду удивление мусульман тому, что мученики, вместо того чтобы принять ислам, предпочли остаться христианами и умереть. Возможно также, что под врагом здесь имеется в виду сатана, пытавшийся через мусульман соблазнить мучеников. Канон 42-м мученикам Амморейским песнописца Игнатия Кроме канона, написанного преподобным Иосифом, есть еще иной канон Амморейским мученикам, написанный песнописцем Игнатием. Если первый ныне употребляется в греческих Церквах, то второй находится в богослужебном употреблении у славянских Поместных Церквей. В каноне говорится, что мученики своим подвигом «разрушили варварского безбожия мрачное злочестие» (III, 2), «иссушили мутные потоки прелести» и «благочестно отринули скверну нечестия» (VI, 2,3). В икосе мученики ублажаются как те, кто «от [всей] души возненавидели и возгнушались агарянской безбожной веры и прелести лютого беса», а о мусульманах говорится как о врагах, ненавидящих Христа-Бога. «Исмаил пребезумный, отвергнувший Богомудрые учения Христовы, был посрамлен» (VII, 4). В стихирах говорится, что мученики «светлостию страдания просветили всю землю и разрушили тьму заблуждения». Халиф именуется «зверем злоименитым». В стихирах на стиховне мучеников просят: «Молитвами вашими сокрушите свирепство безбожных агарян и от всякого обстояния избавьте людей благочестно думающих». Стихиры надписаны в Минее как «творение Сикеота», но это не может принадлежать известному песнописцу преподобному Феодору Сикеоту (+613).

http://pravoslavie.ru/3684.html

Последование Н., содержащееся в совр. греч. и рус. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Ο Μρτυς σου Κριε (      ); кондак 2-го гласа Αθλσας καλς (    ) с икосом; иной кондак 4-го гласа      (Минея (МП). Октябрь. С. 680; греч. оригинал сохранился в рукописях - см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 238); канон (в совр. последовании помещен анонимно, но в Евергетидском Типиконе его автором назван Иосиф Песнописец - см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 301) без акростиха 4-го гласа, ирмос: Αρματα Θαρα (    ), нач.: Αρματι φλογερ (На колесницу пламенную); цикл стихир-подобнов; седален; светилен. По рукописям известны песнопения Н., не вошедшие в совр. богослужебные книги: кондак 2-го гласа Τν πανοπλαν το σταυρο (Всеоружие Креста...) (см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 210); кондак 2-го гласа Ως το Χριστο τν παθημτων (Христовым страданиям...) (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1938. Τ. 37. Σ. 479); кондак 4-го гласа Θωτοβλοις λμψεσι (    ) c икосом (см.: Ibid. Σ. 479-480; Амфилохий. Кондакарий. С. 238), канон, составленный Иосифом Песнописцем, с акростихом Τιμ σε πιστς, μρτυς γλασμνε Ιωσφ (Почту тебя верно, мучениче прославленный. Иосифов) 4-го гласа, ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Τν θεαν επρπειαν περιφανς στολισμενος (Божественною красотою славно украсился) (AHG. T. 2. P. 313-321); цикл стихир-подобнов, ексапостиларии (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). 1938. Σ. 479-480). Е. Е. Макаров Иконография Иконография святого, как и его прославление, тесно связана с именем вмч. Димитрия Солунского, в Житии к-рого содержатся основные сведения о жизни и мученическом подвиге Н. Согласно иконографической традиции, сложившейся к концу иконоборческого периода, Н. изображается молодым человеком с темными короткими волосами, без бороды. В Византии его изображение размещается в большинстве храмов, если в программу их декорации включен чин воинов; нередко Н. представлен рядом с вмч. Димитрием. Хотя ничего не известно о службе Н. в рим. армии, в его облачении возможны 2 варианта: воинское с оружием или, как у мученика, хитон и плащ, в руке - крест.

http://pravenc.ru/text/2565128.html

Каноны А. м. составлены их современниками - св. Иосифом Песнописцем († 886) (акростих греч. «Τν πτριθμον ποιμνων χορν σβω. Ιωσφ» - Седмочисленный пастырей лик почитаю. Иосиф) и Игнатием Диаконом († после 845). Среди стихир есть самогласны (славники - на Господи воззвах К-польского Патриарха Мефодия I , на стиховне вечерни - Сикеота). В совр. богослужебной практике РПЦ поется канон Игнатия, в греч. Церквах используют канон Иосифа, при к-ром помещен кондак «Τος νεοφανες πλτας τς πστεως» (Новоявленных воинов веры) в отличие от содержащегося в совр. слав. печатных Минеях «          ». В совр. печатной афинской Минее указан по 6-й песни канона на утрене Стишной Пролог А. м. Д. Е. Афиногенов, О. В. Лосева, А. Ю. Никифорова Иконография В визант. и древнерус. искусстве А. м. изображались обычно группой, в хитонах и плащах, с крестами в руках. Представлены преимущественно в минейных циклах, напр. в росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- оплечно; греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 102 об., XV в.) - в рост, а также на рус. минейных иконах кон. XVI в. (ВГИАХМЗ), сер. XVII в. (Музей икон г. Рекклингхаузен), посл. трети XVIII в. (ЦМиАР), кон. XIX в. (ЦАК МДА), святцах годовых 1864 г. (ГМЗРК), исполненных в технике финифти; на иконе «Покров Богородицы с избранными святыми», 1795 г. (ГИМ), происходящей из Новодевичьего московского мон-ря ,- вместе с группой священномучеников Херсонесских . «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., сообщает о том, что «святые сорок два мученика в Аморее были усечены мечами» (Ч. 3. § 22. 6 марта); в рус. иконописном подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., сказано подробнее: «Имена первому Феодор, стоит, рус аки Козма, риза празелень, испод киноварь, подле его, аки Константин, именем Георгий зрит на него, вохра средняя и киноварь, испод лазорь. Посреде их рус именем Феофил, аки Флор, риза празелень, в плечах вохра, а иный Калист, видет что Иоанн Богослов, а иный Василий что Никола, а иныя аки Андрей апостол, а иныя стары и млади».

http://pravenc.ru/text/114568.html

Память К. С. значится в копто-араб. календаре Абу-ль-Бараката (XIV в.) под 29 кихака (25 дек.) и 23 хатура (19 нояб.) (Le Calendrier d " Abou " l-Baraka  t/Éd., trad. E. Tisserant. P., 1915. P. 259, 261. (PO; T. 10. Fasc. 3)). На груз. языке сохранились 2 версии метафрастической (расширенной) редакции Жития К. С. и синаксарное сказание о нем. 1-я версия была переведена на грузинский язык в XI в. Феофилом Хуцесмоназони (рус.- Иеромонах), насельником груз. Иверского мон-ря на Афоне, и сохранилась в коллекции мон-ря в рукописи того же века (Ath. Iver. georg. 20. Fol. 61v - 67). 2-я версия дошла в рукописи XVI в. и была издана (Кут. 4. С. 145-154.- Древний метафрастический сб. 1986. С. 188-196). Обе расширенные версии находятся под 13 сент. Синаксарное сказание было составлено в XI в. прп. Георгием Святогорцем , также подвижником Иверского мон-ря, и включено под 20 окт. в сб. Великий Синаксарь, который сохранился в рукописях того же века в скрипториях разных монастырей (Ath. Iver. georg. 30; Sinait. iber. 4; Hieros. Ратг. georg. 24/25; НЦРГ. А 97, А 193, Н 2211). Служба К. С., составленная прп. Иосифом Песнописцем , дошла под 12 сент. в 2 груз. гимнографических сборниках XII в. в коллекции Иерусалимской Патриархии (Hieros. Patr. georg. 110. Fol. 65v - 67v; 124. Fol. 48v.- Георгий Мтацмидели. 2007. С. 188-192). Перевод был выполнен в XI в. прп. Георгием Святогорцем, служба содержит стихиру на «Господи, воззвах» 1-го гласа, прокимен и канон. В палестино-груз. календаре Sinait. iber. 34 (X в.) память К. С. отмечена под 20 окт. ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 98, 362). В древнерус. календарях память К. С. встречается под всеми датами, известными из визант. агиографической традиции: 11 сент. (напр., в Месяцесловах Апостола - ГИМ. Син. 722, 1307 г., и Евангелии Симеона Гордого, 1343-1344), 13 сент. (в большинстве месяцесловов), 19 окт. (в месяцеслове Евангелия Мстислава Великого, нач. XII в.) и 20 окт. (напр., в месяцеслове Евангелия - ГИМ. Син. 69, 1358 г.). Постепенно 13 сент. стало единственной датой памяти этого святого.

http://pravenc.ru/text/2458719.html

В 2 рукописях этого памятника (XI и XIV вв.) упоминается также Родион 10 нояб. (Ibid. P. 97). В рукописной слав. Минее на апр. (ГИМ. Син. 165, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Т. 2. С. 56) отмечается память И. 8 апр.; в ноябрьской Минее память Родиона не зафиксирована. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. T. 1. C. 310, 445) 10 нояб. совершается память апостолов Олимпа, Родиона и др., а 8 апр.- И., Агава и др.; для обоих памятей указаны каноны авторства прп. Иосифа Песнописца (IX в.). В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 145) отмечается только память И. 8 апр. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава (Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33, 47) упоминаются оба апостола: И.- 8 апр., Родион - 10 нояб. В первопечатном греческом Типиконе (1545) отмечается память И. (8 апр.) и Родиона (10 нояб.). В слав. рукописных Минеях XV-XVII вв. под 8 апр. может быть указана память как И. (напр., РГБ. Троиц. 548. Л. 35, 1514 г.; 550. Л. 44, нач. XVI в.; 555. Л. 55, XVII в.), так и Родиона (напр., РГБ. Троиц. 547. Л. 47 об., 1509 г.; 552. Л. 52 об., XVI в.), под 10 нояб. может упоминаться как И. (напр., РГБ. Троиц. 494. Л. 107 об., 1509 г.; 497. Л. 92, XVI в.), так и Родион (напр., РГБ. Троиц. 492. Л. 107 об., 1469 г.; 499. Л. 127 об., XVI в.; 503. Л. 122, XVII в.). В дониконовских печатных Типиконах (1610, 1633) 8 апр. и 10 нояб. упоминается только И. В исправленном Типиконе 1682 г., ориентированном на греч. богослужебные книги, и последующих изданиях (в т. ч. современном) 10 нояб. отмечается память Родиона, 8 апр.- И. В совр. греч. и рус. богослужебных книгах память И. совершается 8 апр., Родиона - 10 нояб. В богослужебном последовании каждого из этих дней присутствуют гимнографические каноны, составленные прп. Иосифом Песнописцем (упом. уже в Евергетидском Типиконе). В каноне И. 8 апр. отражено предание о мученической кончине апостола в Патрах (Μηναον. Απρλιος. Σ. 63; Минея (МП).

http://pravenc.ru/text/674095.html

Вершиной в развитии церковной гимнографии следует безоговорочно признать труды преподобных Иоанна Дамаскина и Космы Маиумского (VIII в.), так же как творчество преподобного Феодора Студита (VIII – нач. IX вв.) с братом его Иосифом, епископом Солунским, составивших последование Постной Триоди. Многие каноны святым написаны в те же годы VIII в. и в первой половине IX в. преподобным Феофаном, епископом Никийским, братом преподобного Феодора Начертанного. Церковным песнописцем этого времени был и святитель Мефодий, патриарх Константинограда, вместе с другими исповедавший истину иконопочитания. И все же церковное богослужение было завершено лишь трудами преподобного Иосифа Песнописца, жившего в IX в. и скончавшегося в последней его четверти. По свидетельству профессора Московской Духовной академии А. П. Голубцова , до святого Иосифа в церковной гимнографии имелось всего до 200 канонов на дни праздников и святых, преподобный же Иосиф один составил более 220 канонов 2 . Трудами этого отца и других песнописцев к началу Х в. были, таким образом, определены основные формы церковной службы, сформирован полный месяцеслов с установленным кругом праздников. К XI в. уже имеются полные месячные минеи со службами на каждый день месяца, тогда как раньше были только минеи праздничные. В последующие века православная гимнография лишь слабо пополняется трудами отдельных церковных писателей. «Пора оживленной, можно сказать, лихорадочной деятельности на этом поприще миновала с этими великими тружениками-литургистами, – пишет проф. А. П. Голубцов , – и дальнейшая судьба церковной гимнографии на востоке представляет движение слабое и медленное в направлении, положенном песнописцами VIII–X веков» 3 . Сказанное в значительной степени относится к личности преподобного Иосифа Песнописца. Посвящая данный очерк трудам преподобного Иосифа, мы не считаем для себя возможным с достаточной полнотой осветить эпоху, в которой жил Преподобный, так же как не задаемся целью детально систематизировать его произведения. Целью нашего очерка является попытка остановиться на тех строках канонов Преподобного, которые имеют немеркнущий во все века смысл, непреложно, истинно и верно руководят верующего ко спасению. Если творения преподобных Космы Маиумского и Иоанна Дамаскина наполняют сердце человека возвышенным чувством великих христианских истин, то строки тропарей и икосов в канонах преподобного Иосифа касаются непосредственно сердца молящегося, ведут его к покаянию и спасительному умилению. А все это так необходимо людям нашего века, забывающим об основных слагаемых жизни человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010