Самым ранним указанием (не позже IX века) на литургическое чествование памяти святого Мирона Ахайского, как и вообще первым сохранившимся до нашего времени упоминанием мученика, является, как ни странно, само житийное повествование. Хотя оно дошло до нас в рукописях (пространной версии) и сокращенных синаксарных переложениях X и более поздних веков , однако текст канона утрени, посвященного святому и составленного византийским поэтом Иосифом Песнописцем (скончался в 883 году) , заключает в себе почти все подробности из жизни святого, имеющиеся в вышеуказанном повествовании о мученике. Этих подробностей в каноне на удивление много, что не характерно для сочинений Иосифа сходного жанра; это заставляет предположить, что Мученичество какое-то время уже существовало в данном случае в Византийской Церкви и, не исключено, казалось вполне достоверным как песнописцу, так и его окружению. (Впрочем, возможно, что оно особенно понравилось Иосифу за стройность, краткость и одновременно насыщенность повествовательной канвы.) В частности, в каноне говорится о пытке, которой подвергли Мирона — строгание тела . Помимо этого несколько раз упоминаются и прославляются терпение и мужество святого, которые он проявил перед лицом угрозы быть заживо сожженным, а затем съеденным зверями; также при этом прославляется божественное вмешательство, благодаря которому, по сюжету Мученичества, святой Мирон остается невредимым . Иосиф неоднократно вводит в рассматриваемый литургический текст и сцену со сдиранием заживо кожи с мученика (с последующим или одновременным разрезанием ее на части) . Более того, в каноне упомянутые события даже выстраиваются дважды в том же хронологическом порядке, что и в тексте Мученичества. Так, в первом из этих двух случаев сначала упоминаются пытки, затем помещение мученика в раскаленную печь, и только после этого говорится о сдирании кожи . Другой раз соблюдение последовательности повествовательной канвы Мученичества зафиксировано в восьмой песни канона. Здесь каждый из тропарей посвящен воспоминанию и прославлению нескольких сцен Мученичества: сдиранию кожи с мученика, последующим пыткам при помощи «кошачьей лапы», упоминанию голоса с Небес, отдании святого на растерзание зверям.

http://bogoslov.ru/article/1041214

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [греч. Ιωννης], прп. Руфинианский (пам. греч. 16 марта; пам. визант. 15, 17 марта). Время и обстоятельства жизни неизвестны. Подвизался в одном из мон-рей (возможно, в мон-ре св. Ипатия) в Руфинианах близ Халкидона. Память И. содержится под 15 марта в большинстве визант. календарей: Петровом Синаксаре РНБ. Греч. 240, 1249 г. (архетип XI в.), Синаксарях семейств В, D и R по классификации И. Делеэ, а также в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца . Посвященное И. двустишие («Чтет Иоанне твое отхождение, еже паче к Богу рещи») помещено под 17 марта в греческих стишных Синаксарях (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.), под 16 марта - в греч. печатной Минее (Венеция, 1596). В отдельных рукописях И. упоминается под 14 и 21 марта. При переводе юж. славянами стишного греч. Синаксаря память И. и двустишие ему попали в состав стишного Пролога под 16 марта (напр., ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.), и оттуда были внесены в ВМЧ (ВМЧ. Март, дни 12-25. С. 785). В совр. календарь РПЦ имя И. не включено. Неоднократно предпринимались попытки отождествить И. с др. святыми, носящими то же имя. Так, существует гипотеза, что И. является одним лицом с прп. Иоанном Аскетом (IX в.; пам. груз. 26 марта), игум. мон-рей во имя мучеников Сергия и Вакха и мч. Диомида в К-поле. Житие этого святого, составленное прп. Иосифом Песнописцем , сохранилось только в груз. переводе и было издано прот. К. С. Кекелидзе (Этюды по истории древнегруз. лит-ры. Тифлис, 1955. Т. 3. С. 251-270 (на груз. яз.)). Особый интерес прп. Иосифа к этому подвижнику объясняется тем, что он неск. лет жил в к-польском мон-ре Сергия и Вакха. Также высказывалось предположение, что составленный прп. Иосифом Песнописцем канон в честь некоего «прп. Иоанна аскета» (Ταμεον. N 532. Σ. 177) посвящен тому же святому, хотя и помещен под 15 марта ( Stiernon D. La vie et l " oeuvre de St. Joseph l " Hymnographe: A propos d " une publication récente//REB. 1973. T. 31. P. 243-266). Совпадение дня памяти этого Иоанна с днем памяти И. и наличие в Руфинианах церкви (возможно, монастырской) во имя мучеников Сергия и Вакха позволили высказать предположение о тождестве этих преподобных, однако, как можно заключить из груз. Жития прп. Иоанна, ц. Сергия и Вакха находилась в столице, а не в Руфинианах ( Janin. Églises et monastères. P. 452). Ф. Алькен считал И. одним лицом с Иоанном, «архиепископом Иерусалимским», упоминаемым в нек-рых списках визант. Синаксарей также под 26 марта. По мнению исследователя, этот святой был не Иерусалимским патриархом, а игуменом мон-ря мч. Диомида в К-поле, т. к. тот часто именовался в источниках Иерусалим или Новый Иерусалим ( Halkin F. Un énigmatigue St. Jean de Jérusalem//AnBoll. 1968. Vol. 86. P. 38). Однако единого мнения относительно идентификации И. с др. одноименными святыми среди исследователей пока не существует.

http://pravenc.ru/text/469009.html

иером. Иаков (Цветков) В неделю пред Рождеством Христовым ( – Св. отец) 31 Кондак, глас 1-й. Подоб. Лик онгельский... Лик пророческий божественно празднуете бывшее на Тебе чудо, Дево, Ты на земле родила Бога воплотившагося: почему ангелы с пастырями славословят, волхвы же с Иосифом с верою возвещают пред Давидом чудеса. Икосы: Иисус, над всеми Бог (πρθεος), по великой (Своей) благости, милосердствуя снисшел от Отца к нам (дотоле) чуждым (Ему) (τος ξνους), дабы (соделать своими) Отцу (Своему) нас (бывших врагами Его. ( Рим. 5:10 ) и навыки (ε) водворить в раю, из котораго древле мы вышли (ξλθομεν) изгнанниками. Посему, Дево, Ты предприемлешь путь в Вифлеем, дабы прежний заключенный Едем опять отверз (нам) двери, и принял всех предпразднствующих ныне пречистое рождение Твое, и с верою чтущих Тебя, Деву, млеком питающую (θηλζουσαν). (Ατς) Он есть Бог наш предвечный, соделавший, как Всемогущий, дивныя чудеса. Ибо, как в средине (Вавилонской) пещи Он неложно явился во образе человека, так и во утробе Твоей, Пресвятая Дево, Он вместился как младенец, неизъяснимо вселившись, и исшедши неопально, путеводив чрез звезду волхвов от Персиды, свыше уверив пастырей, а праведнаго Иосифа вполне убедив, что Ты пребываешь Дева Чистая, млеком питающая. (Σεσαρκομνος) Безплотный ныне созерцается воплотившимся, и, по изволению Своему, на руках Матери носится Создавший Своими руками человека; и грядет во Египет нигде Невместимый; и всякий вид страдания (πντα το παθεν) принимает Неповинный, да напишет освобождение от греха виновным, и да отпустит (ποσει) долг, который соделала Ева , и да укрепить рожденных от нея презирать посмеваемаго незримаго Ирода, и да благовествуетъ Давиду чудеса. (Μετ ποιμνων) С пастырьми прославим, с волхвами принесем (в дар) добродетели: веру, надежду и любовь; а со звездою мысленно потечем, яснейшим образом принимая откровение (χρησμν) от ангела, подобно как свыше принял Иосиф, вместе с ним в простота веры исповедуя. Бога, родившагося в пещере и возлегшего в яслях безсловесных (животных), да искупит от безсловия словесных и спасет концы земли ( – πρατα), благовествуя Давиду чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДР ВОИН И АНТОНИНА ДЕВА († 312 или 313), мученики (пам. 10, 9 или 12 июня, 3 или 2 мая). Согласно актам, св. Антонина происходила из городка Вродамна (или Кродамна), местоположение к-рого точно неизвестно и к-рый, вероятно, располагался во Фракии или М. Азии; происхождение А. В. неизвестно. Благочестивая дева Антонина, исповедав христ. веру перед президом (наместником) Фестом в гонение имп. Максимина , была отправлена им в публичный дом. Один из воинов Феста, молодой человек 22 лет А. В., к-рому ангел велел спасти Антонину, нашел ее и, покрыв своим плащом, дал ей возможность уйти, а сам остался вместо нее. Это обнаружили др. воины и донесли наместнику. А. В. исповедал перед ним христ. веру, за что был подвергнут бичеванию. Затем ему и вновь схваченной Антонине после многочисленных истязаний отрубили кисти рук и сожгли обоих мучеников на костре. Не называя ни года, ни места мученичества, акты точно сообщают его день и час: суббота, 2 мая, в 9-м ч. дня (ок. 15 ч.). Мч. Александр Воин. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Мч. Александр Воин. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Далее сообщается, что правитель Фест умер через неск. дней, после чего гонение на христиан прекратилось. Римский мартиролог упоминает этих мучеников под 3 мая. Стоящая в синаксарях дата 9 или 10 июня может рассматриваться как дата перенесения мощей мучеников в К-поль. Синаксари упоминают, что А. В. и Антонина особенно почитались в к-польском мон-ре Максимина, где покоились их мощи. Этот мон-рь впервые упоминается в VI в. при имп. Юстиниане I . Канон в честь этих святых был составлен в IX в. Иосифом Песнописцем . Краткое житие мучеников переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно вновь было переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . В XVI в. жития включены под 9 и 10 июня в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 217, 223). Иконография

http://pravenc.ru/text/64338.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕРМИЙ [греч. Ερμεας, Ερμας] († сер. II в.), мч. Команский (пам. 31 мая), пострадал при имп. Антонине Пии (138-161). Основным источником сведений о Е. является греч. Мученичество (BHG, N 744) кон. II - нач. III в. Известен канон Е., созданный во 2-й пол. IX в. Иосифом Песнописцем. Согласно Мученичеству, Е. был христианином и, несмотря на преклонный возраст, состоял на военной службе в Комане Каппадокийской в царствование имп. Антонина. Некий вельможа по имени Севастиан, прибывший в Каппадокию по приказу императора, повелел Е. принести жертвы языческим божествам. Разгневанный отказом Е., он приказал бросить его в раскаленную печь, но огонь пощадил мученика. Тогда Севастиан призвал колдуна, тот приготовил яд и подал Е. отравленную пищу. Однако яд не подействовал на Е., и колдун, видя это чудо, уверовал во Христа, за что вскоре был казнен. Севастиан приказал ослепить Е. и подвесить вниз головой. Через 3 дня горожане хотели снять тело, но Е. был жив, Бог ослепил пришедших за их неверие. Е. вернул зрение тем, кто признали истинного Бога. Узнав об этом чуде, Севастиан в гневе пришел к месту мучений Е. и отсек ему голову. Ранняя датировка Мученичества подтверждается использованием множества лат. заимствований (νννα, σπεκουλτορ и др.). С лит. и исторической т. зр. интересно упоминание отказа Е. собирать с населения подати (лат. annona), полагающиеся ему как военному. В западных источниках имя Е. впервые появилось в лувенском издании Мартиролога Узуарда 1568 г. В Римском Мартирологе кард. Цезаря Барония местом мученичества Е. ошибочно названа Комана Понтийская (также в ряде случаев и в рус. традиции). Ист.: BHG, N 744;PG. 117. Col. 482-484 [Минологий Василия II]; ActaSS. Maii. T. 7. Col. 424-427; SynCP. Col. 717-720; MartRom. P. 216-217; ЖСв. Май. С. 768-772. Лит.: P[apebroeck] D. De s. Hermia martyre Comanis in Cappadocia commentaries praevius//ActaSS. Maii. T. 7. Col. 423-424;

http://pravenc.ru/text/190153.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРИНЕЙ, ОР, ОРОПС [греч. Ερηναος, Ωρ, Ωροψις], мученики (пам. греч. 22, 23, 30 авг.). Время и место мученической кончины неизвестны. Предполагают, что они пострадали в Александрии, на это, в частности, указывает египетское имя одного из мучеников, названного в честь бога Гора - Ор. Краткие сведения об этих мучениках содержатся в синаксарных Житиях. Эпитома в рукописи Hieros. Patr. 17, XII в. ошибочно считалась составленной на основе несохранившегося Мученичества И., Ора и Оропса ( Lucchesi. Col. 902). На самом деле этот текст с указанием в заголовке имен И., Ора и Оропса (BHG, N 951), включенный также в Императорский Минологий 1034-1041 гг., относится к сщмч. Иринею Сирмийскому. И. назван в Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) «левитом», что по новозаветной терминологии соответствует диаконскому чину ( Lampe. Lexicon. P. 798), а в Минологии имп. Василия II (кон. Х - нач. XI в.) - «Христовым служителем», а Ор и Оропс - «иереями». За проповедь христианства они были схвачены язычниками, приведены к архонту и подвергнуты мучениям. Когда они были брошены в огонь, то внезапно пошел дождь, и пламя погасло. После этого мучеников отдали на растерзание зверям, но те не тронули их. Святых повесили на древе и ножами строгали их тела. Видя непреклонность мучеников, язычники пришли в ярость: наносили им удары дубинами, выбили камнями зубы, влачили за волосы и топтали. Затем они потащили их на веревках за город, где обезглавили. В одних визант. календарях память мучеников помещена под 22 авг. (напр., в Синаксаре К-польской ц. и в Петровом Синаксаре 1240 г.), в других - под 23 авг. (напр., в Минологии Василия II). Канон в честь И., Ора и Оропса, составленный гимнографом Феофаном, встречается в ряде византийских служебных Миней под 30 авг. (AHG. Т. 12. Р. 393-403), а канон, написанный прп. Иосифом Песнописцем ,- под 22 авг. (Ταμεον. Σ. 272. N 852). В современных календарях Греческих Церквей память И., Ора и Оропса празднуется 23 авг., в календарь РПЦ память этих мучеников не включена.

http://pravenc.ru/text/674043.html

Скачать epub pdf Память преподобного отца нашего Иоанна, ученика святого Григория Декаполита Память 18 апреля Мы знаем две страны с именем Декаполиса 2616 . Одна из них находилась в Палестине, близ Галилеи 2617 ; о ней упоминает святой Евангелист Матфей, говоря: «И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана» ( Мф.4:25 ). Именем Декаполиса называлась еще одна небольшая страна находившаяся в Исаврии 2618 . Из этого-то последнего исаврийского Декаполя и происходил преподобный Григорий , учитель сего преподобного Иоанна, память которого совершается в настоящий день. С юных лет отрекшись от этого мира и возлюбив Христа, преподобный Иоанн удалился к упомянутому своему учителю Григорию Декаполиту и, приняв от него пострижение в чин иноческий, подвизался вместе с ним, добродетельною жизнью своею угождая Богу. Он достиг такого смирения, послушания и вообще духовного совершенства, что за него радовался и прославлял Бога и сам учитель его святой Григорий. Когда нечестивый император Лев Армянин 2619 , возобновив иконоборческую ересь, воздвигнул гонение на Церковь Христову, то вместе со своим учителем Григорием и святым Иосифом Песнописцем прибыл в это время и сей преподобный Иоанн. Обходя город, они укрепляли православных, увещая их твердо хранить и мужественно исповедовать святую веру христианскую. Вскоре после этого Иосиф отправился в Рим 2620 , но по дороге был схвачен еретиками и заключен в темницу в Крите 2621 . Преподобный же Григорий Декаполит скончался в Риме после удаления Иосифа 2622 . Пребывая в Византии, преподобный Иоанн подвизался, как и ранее, заботясь не только о своем спасении, но и о спасении других людей. По прошествии нескольких лет, когда блаженный Иосиф, будучи освобожден из заключения, возвратился в Византию, преподобный Иоанн уже отошел ко Господу 2623 , дабы получить от Него награду за свои труды и был похоронен руками Иосифа около гробницы отца своего именем также Иосифа. Затем тело его было перенесено в другое место, о чем так сообщается в житии святого Иосифа Песнописца:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Подвиг 42 мучеников Аморийских в контексте православной полемики с исламом Падение в августе 838 года фригийского города Амория, родины царствующей аморийской династии, произвело большое впечатление на умы современников и было очень болезненно воспринято византийцами. Не говоря уже о хронистах, которые все отметили это событие, даже агиографы, писавшие о совсем посторонних сюжетах, нередко упоминали взятие Амория, как, например, мы видим в житии Иоанникия Великого и царицы Феодоры. Впечатление это усиливалось особенно тем, что падение города сопровождалось мученичеством многих людей, и в особенности 42 именитых военачальников, которые 6 марта 845 года были казнены на берегу Тигра. О мученичестве 42 аморийских мучеников мы имеем «несколько агиографических памятников, посвященных одному событию и написанных приблизительно в одно время» . Было написано несколько вариантов мученичества – Михаилом Синкеллом, Софронием Кипрским и монахом Еводием. Два канона были составлены Игнатием Никейским и преподобным Иосифом Песнописцем. Мученичество 42 аморийских военачальников представляет собой в литературном плане уникальное явление: на основе посвященных этому событию византийских памятников можно проследить разный уровень полемики с исламом, выражаемый в разных жанрах: агиографии, хроники, прямой полемики и гимнографии. Из этого обилия памятников особенный интерес представляет полемическая версия, составленная Еводием. Об авторе этой версии известно немногое. Он был младшим современником описываемого события. Он был монахом и подвизался в одном из монастырей Константинополя. Находился в дружеских отношениях с преподобным Иосифом Песнописцем, после смерти которого Еводий написал в его честь канон. Умер в 883 году. Евфимий Зигабен, ссылаясь на его труд, упоминает его как «святого Еводия», поэтому не исключено, что в Византии, два века спустя после своей кончины, он мог почитаться как святой, однако, насколько нам известно, в дошедших до нас святцах его имени нет. Ввиду того, что подвиг аморийских мучеников представлял собой борьбу Православия с исламом, Еводий изобразил подвиги их преимущественно как богословскую борьбу узников с мусульманами о вере. При этом данные от имени святых подобающие ответы на мусульманские упреки в адрес христианства должны были выглядеть тем более убедительными, что крепость веры была засвидетельствована мученическою кровию исповедников.

http://pravoslavie.ru/4094.html

4-е Преп. Иосифа Песнописца и творца канонов Сегодня Церковь совершает память св. Иосифа Песнописца – одного из великих борцов, отстаивавших иконопоклонение, одного из высоких молитвенников, «просвещённого дарами Божиими», обогатившего красноречивыми канонами сокровищницу молитвенных излияний, славословий – во все века возносимых верующими от избытка чувств, переполняющих сердце. Отечеством св. Иосифа была Сицилия, но, когда ещё он был отроком, произошло нападение Сарацин на Сицилию, и родители его, благочестивые Платон и Агафия, принуждённые оставить свою родину, удалились в Пелопонес. – По переселении сюда, со временем, в юноше Иосифе, с детства напитанном чтением св. Писания, взросшем в любви к посту и молитве, определилось окончательно отчуждение от всего мирского. Поэтому, расставшись с родителями, он, на 15-м году своего возраста, поступил иноком в Солунскую обитель, где и предался с самого начала строгой подвижнической жизни. Спал он на земле, покрытой кожей, одежда его состояла в едва прикрывающем его тело рубище; пища – в небольшом куске хлеба и «в меру» питие воды; молитвой его было постоянное пение в устах, стояние коленопреклонённое и продолжавшееся часто всю ночь. Чтение св. Писания и списывание книг было его главным и любимым занятием; таким образом преуспевал он из силы в силу в разуме духовном; был между братией, как ангел Божий, сияющий святостью, ради чего и был избран единодушно и принуждён принять чин настоятеля обители и сан священства. В этом сане ещё ревностнее предавался он трудам и подвигам, работая Богу своему и молясь о всём мире часто со слезами – при совершении Божественных Таин. Однажды посетил монастырь, где подвизался Иосиф, преп. Григорий Декаполит и, видя святую жизнь Иосифа, возлюбил его всей душой, сблизился с ним и пожил в монастыре несколько времени. Потом, отправляясь в Византию для укрепления верных, смущаемых тогда еретиками, пожелал ехать туда вместе с Иосифом, провидя в нём великого помощника в деле защиты Церкви, волнуемой бурей еретической. Прибыв в Византию, поселились они в церкви св. мучеников Сергия и Вакха и ревностно занялись вразумлением народа – как оберегать себя от вреда еретического и твёрдо держаться догматов и обычаев веры отцов своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

28-е число Св. Никиты исповедника, епископа Халкидонского С молодых лет подвизавшегося в посте и молитве, за что был возведён на епископский престол. Пострадал за иконопочитание от Льва Армянина. Скончался мирно. – Канон в честь его написан Иосифом Песнописцем, Константинопольским пресвитером. В каноне говорится о раке мощей святого, изливающей исцеления. Полагают, что она была в Халкидоне, потому что в каноне св. Никита называется прямо «Халкидону удобрением». – С ним в каноне прославляется и брат его – св. Игнатий, иерей. Св. Еликониды мученицы Родом из Солуни, жила в царствование Гордианово и Филиппово. Схваченная в Коринфе, как презрительница богов, представлена правителю, и за исповедание Христа после жестоких бичеваний, отрезания сосцов и пыток огнём, обезглавлена в 244 году. † Преставление св. Игнатия, епископа Ростовского В жизни святителя Игнатия по памятникам 434 открываются три высокие черты: подвижническая жизнь, просвещение Белозерского края св. верой и правление паствой патриотическое, но для него иногда скорбное. Подвижническая жизнь в Ростовском Богоявленском монастыре украсила его саном настоятеля той же обители. Она же в 1261 г. возвела его на архипастырскую Ростовскую кафедру 435 . Подвижнически жил он и в сане святительском, как показывали дела и кончина его. Князь Глеб Василькович, принявший в удел Белозерскую страну, тогда как старший брат его оставался Ростовским князем, раз отправился рекой Позоровицей на Кубанское озеро, чтобы потом рекой Сухоной достигнуть Устюга. На озере застигла его страшная буря с громом и молнией и суда его были близки к тому, чтобы погибнуть в волнах глубокого озера. В такой опасности жизни князь дал обет на первом месте, где пристанет спасённый, построить храм празднику дня спасения. – Суда принесены к Каменному острову. Здесь встретил князь 23 пустынника. Они занимались обращением к св. вере Чуди и Корелов, живших по северо-восточному берегу Кубенского озера. «Еще бо тогда не вси прияша святое крещение, но бе многое множество неверных человек вскрай Кубенского озера великого по брегом». Пустынники для молитвы собирались в бедную часовню: построить церкви не имели они средств. – Князь приказал построить для пустынников храм Преображения Господня и кельи. Потом он прислал для храма иконы и книги, а святитель посвятил старца Феодора в настоятеля обители и преподал с благословением антиминс для храма. С того времени успехи святой веры на Кубенском озере трудами подвижников и содействием святителя пошли быстрее. В 1269 г. на устье реки Шексны, на берегу Белоозера, поставлена обитель Святой Троицы, первая в Белоозерском краю; она также много содействовала распространению света Евангельского между Чудью 436 . Всё это было в правление святого Игнатия Ростовской епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010