Вершиной в развитии церковной гимнографии следует безоговорочно признать труды преподобных Иоанна Дамаскина и Космы Маиумского (VIII b.), так же как творчество преподобного Феодора Студита (VIII – нач. IX bb.) с братом его Иосифом, епископом Солунским, составивших последование Постной Трио­ди. Многие каноны святым написаны в те же годы VIII в. и в первой половине IX b. преподобным Феофаном, епископом Никийским, братом преподобного Феодора Начертанного. Церковным песнописцем этого времени был и святитель Мефодий, патриарх Константинограда, вместе с другими исповедавший истину иконопочитания. И все же церковное богослужение было завершено лишь трудами преподобного Иосифа Песнописца, жившего в IX b. и скончав­ше­гося в последней его четверти. По свидетельству профессора Московской Духовной академии А. П. Голубцова, до святого Иосифа в церковной гимнографии имелось всего до 200 канонов на дни праздников и святых, преподобный же Иосиф один составил более 220 канонов 2 . Трудами этого отца и других песнописцев к началу Х в. были, таким образом, определены основные формы церковной службы, сформирован полный месяцеслов с установленным кругом праздников. К XI b. уже имеются полные месячные минеи со службами на каждый день месяца, тогда как раньше были только минеи праздничные. В последующие века православная гимнография лишь слабо пополняется трудами отдельных церковных писателей. “Пора оживленной, можно сказать, лихорадочной деятельности на этом поприще миновала с этими великими тружениками-литур­гистами, — пишет проф. А. П. Голубцов, — и дальнейшая судьба церковной гимнографии на востоке представляет движение слабое и медленное в направлении, положенном песнописцами VIII–X ве­ков” 3 . Сказанное в значительной степени относится к личности преподобного Иосифа Песнописца. Посвящая данный очерк трудам преподобного Иосифа, мы не считаем для себя возможным с достаточной полнотой осветить эпоху, в которой жил Преподобный, так же как не задаемся целью детально систематизировать его произведения. Целью нашего очерка является попытка остановиться на тех строках канонов Преподобного, которые имеют немеркнущий во все века смысл, непреложно, истинно и верно руководят верующего ко спасению. Если творения преподобных Космы Маиумского и Иоанна Дамаскина наполняют сердце человека возвышенным чувством великих христианских истин, то строки тропарей и икосов в канонах преподобного Иосифа касаются непосредственно сердца молящегося, ведут его к покаянию и спасительному умилению. А все это так необходимо людям нашего века, забывающим об основных слагаемых жизни человека.

http://pravmir.ru/liturgicheskoe-nasledi...

Известны 7 посмертных чудес, совершенных Е.: 5 из них произошли на месте его кончины и погребения, 2 - во время перенесения мощей Е. в К-поль, вероятно еще в М. Азии. Чудо 1 повествует о некоем сумасшедшем Илии, к-рый, по словам очевидца, получил исцеление у гроба Е. В Чуде 2 вдова помазала своему ребенку парализованные руки маслом из лампады над гробницей Е., и ребенок исцелился. Др. женщина помазала лампадным маслом парализованные ноги своего сына, и тот также стал здоров (Чудо 3). В Чуде 4 речь идет о бесноватой, к-рая бросалась в воду и изнемогала до полусмерти, пока не исцелилась у гроба Е. Др. больная выздоровела, приложив к телу смоченную слезами землю с могилы Е. (Чудо 5). Эта весть разнеслась повсюду, и целительную землю стали рассылать по окрестным районам. Родители Е., прослышав о совершающихся чудесах, захотели, чтобы тело сына было захоронено в К-поле. Василий, будучи занят на гос. службе, не смог приехать на могилу Е., Евдокия же добралась до места и, распорядившись поднять могильный камень, нашла тело сына нетленным и сохранившим полную гибкость членов, хотя оно пробыло в земле полтора года. Местные жители препятствовали желанию матери увезти тело Е. в К-поль, и той пришлось договориться с мон. Иосифом (возможно, одно лицо с прп. Иосифом Песнописцем († 886)) о тайной переправке мощей. Ночью Иосиф сумел вывезти тело Е. Дорогой ему встретилась одержимая бесом женщина, к-рая была исцелена у гроба Е. (Чудо 6). Затем, когда мощи проносили мимо Мантинейского мон-ря (расположенного, вероятно, на границе Галатии и Вифинии), одна монахиня подошла ко гробу и получила исцеление от болезни (Чудо 7). Во 2-й пол. IX-X в. мощи Е. пользовались большим почитанием, были нередки случаи исцеления. В кон. 40-х гг. IX в. в К-поле был построен храм Пресв. Богородицы, где были положены мощи Е. В Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) говорится о местонахождении этого храма в к-польском р-не Эксакионий, хотя на этот счет существует 2 мнения (см.: Лопарев. 1908. С. 190). К кон. XII в. на месте храма был уже мон-рь, по сведению XIV в.- женский. Имеется также свидетельство патриарха Матфея I, датируемое июнем 1400 г., о винограднике, принадлежавшем ц. во имя Е. и находившемся внутри городских стен, рядом с храмом. Почитание Е. не прекращалось на протяжении всего существования Византийской империи, о чем сохранился ряд свидетельств (см.: Лопарев. 1908. С. 195).

http://pravenc.ru/text/187053.html

Прибыв туда, Иосиф и Григорий поселились при церкви святых мучеников Сергия и Вакха и, соревнуя друг другу, повели жизнь суровую и изнурительную, – особенно блаженный Иосиф, подражавший старейшему подвижнику, великому отцу Григорию; взяв его себе в образец, он решил в сердце своем непрестанно совершенствоваться в добродетели. Оба трудились, прилежно поучая благочестивых соблюдать себя от вредной ереси, не смущаться и не сомневаться в догматах правой веры и быть твердыми в исповедании истины. В то время нечестивый царь Лев Армянин возобновил уже осужденную 2379 иконоборную ересь, и воздвиг великое гонение на Церковь ; он извлекал из храмов Божиих святые иконы, бесчестно попирая их ногами; единомысленных с ним еретиков он ставил на престолы православных пастырей, которых свергал и при этом мучил и губил различными способами некоторых из них. Тогда святой Григорий с святым Иосифом, облекшись в броню веры, начали обходить городские улицы, площади и дома верных, с советом, увещанием и мольбою – не прельщаться еретическим лукавством. И были слова их подобны росе утренней, когда она оживляет цветы и траву полевую, вянущую от дневного зноя: они оживляли сердца человеческие, малодушествующие, сомневающиеся и как бы увядающие от зноя еретических учений. Потом многие иночествующие обратились с просьбой к преподобному Григорию, чтобы он блаженного Иосифа, как искусного в слове и способного по своей телесной крепости предпринять труд долгого пути, послал в древний Рим, к православному папе Леону третьему 2380 и ко всем тамошним православным, возвестить о гонении, воздвигнутом в Царьграде на святую Церковь . Они рассчитывали, что православные окажут из Рима помощь гонимым, опровергнут неправые догматы и заградят хульные уста еретиков. Преподобный Григорий в беседе с блаженным Иосифом подавал ему такие советы: – Чадо, настало ныне время явить сердечную любовь твою к Богу и ревность к благочестию; иди в древний Рим и возвести главе тамошних христиан и всем православным на западе, какую беду на святую восточную Церковь навел злочестивый царь и по имени зверь, как оскорбил и попрал икону Христову и Пречистой Его Матери, отнял у Церкви украшение ее, изгнал неповинных добрых пастырей, а лжепастырям наемникам и хищным волкам вручил стадо Христово, и теперь овцы расхищаются и разгоняются. Возвести, как изо дня в день яростная буря, поднятая державным, волнует Церковь Христову, и лютый Лев, пришедший из Армении, изрыгает угрозы и поглощает многих своим еретическим лукавством. Возвести, убеди и упроси, да обнажат православные меч слова Божия и противостанут гонящим нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В визант. и греч. церковной традиции П. обычно почитается вместе с дочерью. Так, их совместная память без сказания указана под 15 февр. в Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.- Mateos. Typicon. T. 1. P. 232), в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.- SynCP. Col. 468) и в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.- PG. 117. Col. 313). В нек-рых визант. стишных Синаксарях (напр., Paris. gr. 1582, XIV в.- SynCP. Col. 79) и в греч. печатной Минее (Венеция, 1592; Рим, 1888-1902) под 25 сент. (день памяти прп. Евфросинии) обозначена отдельная память П. Прп. Никодим Святогорец также поместил в составленном им «Синаксаристе» память П. и посвященное ему двустишие без сказания под 25 сент. В «Новом синаксаристе» иером. Макария Симонопетрского память святого содержится под этим же числом. В рус. переложении «Нового синаксариста» под 25 сент. приводится общее сказание о прп. Евфросинии и П. ( Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. Τ. 1. Σ. 295 (рус. пер.: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 1. С. 331-333)). На грузинском языке под 25 сент. в коллекциях афонского Иверского монастыря , Иерусалимской Патриархии и Екатерины великомученицы монастыря на Синае сохранилась служба П. и Евфросинии, написанная прп. Иосифом Песнописцем и переведенная в XI в. прп. Георгием Святогорцем (Ath. Iver. georg. 73/57, XI в.; Hieros. Patr. iver. 124, XI-XII вв. Fol. 100v - 102; Sinait. iber. 7, XI-XII вв.- Георгий Святогорец, прп. Минея: Сентябрь/Сост., исслед.: Л. Джгамаия. Тб., 2007. С. 346-350). Служба содержит 3 стихиры на «Господи, воззвах», прокимен, указание на каноне петь ирмосы 1-го гласа «Фараона с колесницами в мори» ( Габидзашвили. 2011. Переводные памятники. Т. 5. С. 440). В слав. Прологе краткой редакции (перевод с греч. яз. выполнен в кон. XI или нач. XII в.) под 15 февр. содержится память П. и прп. Евфросинии без сказания (слав. и греч. текст см.: Славяно-рус. пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. Т. 1: Текст и комментарии. С. 760-761). В стишном Прологе (переведен в Болгарии в XIV в.) под 15 февр. память П. не обозначена, под 25 сент., после памяти прп. Евфросинии и сказания о ней, приводится двустишие, посвященное ее отцу ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 1. С. 85). Однако в ВМЧ митр. Макария под 15 февр. указан день памяти П. вместе с днем памяти прп. Евфросинии, при этом ошибочно (вероятно, из-за неверного понимания указания Типикона Великой ц.) сказано, что их «собор совершался в диакониссе» ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 482 паг.]). Свт. Димитрий, митр. Ростовский, под 15 февр. П. не упомянул, под 25 сент. он поместил сказание о прп. Евфросинии, в к-ром речь идет и о П. ( [Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 118 об.- 123). В современной редакции «Житий святых» свт. Димитрия Ростовского под 15 февр. обозначена память преподобного без сказания.

http://pravenc.ru/text/2579800.html

В «древнем» и арм. Мученичествах сохранились имена всех воинов: Акакий, Елпидий, Гимнасий, Дометий, Евсевий, Антонин, Кандидиан, Врисон (Вивиан в арм. версии), Лисимах, Василиск, Лаврикий, Вимарх, Емений, Дорофей, Мемнон, Геронтий, Оливрий, Алипий, Макрин, Анфемий, Маркиан, Араксий, Фрасимид, Аникит, Феодор, Виталий, Фирасий, Григорий, Евтропий, Георгий, Константин, Гигантий, Евагрий, Геннадий, Олимпий, Домнин, Илиад, Дулкит (Дульцимий), Еварест, Дометиан, Исихий, Дионисий, Комасий, Дедалий, Николай, Евагрий, Ксанфий, Далматий. На следующий день Пресентин вызвал новообращенных воинов на суд, и после того как они исповедали себя христианами, велел подвергнуть их мучениям и затем утопить в водоеме, называемом Океан. Когда воины были брошены в воду, их «узы развязались», и они «стояли на воде как на суше», а К. совершил св. крещение. В это время на них с неба спустился венец и раздался голос: «Дерзай, Каллистрат, со святым своим стадом!» После этого произошло сильное землетрясение, от которого упали и разбились статуи языческих богов, обрамлявшие водоем. Видя это, 105 (135, согласно версии Симеона Метафраста) др. воинов уверовали во Христа. Опасаясь возмущения войска, Пресентин снова заключил 49 воинов и К. в темницу и стал совещаться с дукинарием Виром, что с ними делать. Ночью по его приказу мученики были рассечены мечом на части. 105 воинов, уверовавших во Христа, тайно погребли их мощи и построили на этом месте церковь. В Мученичестве Симеона Метафраста поясняется, что эта церковь находилась в центре города. По мнению болландистов , К. принял мученическую кончину не в Риме, а в Новом Риме - Византии (впосл. К-поле), т. к. о его почитании в Риме ничего не известно, а в К-поле в древности существовал монастырь во имя этого мученика. Кроме того, Рим не расположен непосредственно на морском побережье. П. Стирлинг предположил, что К. был родом не из Карфагена (Кархидона), а из расположенного рядом с визант. столицей Халкидона (ActaSS. Sept. T. 7. P. 174). Из канона, составленного в честь К. прп. Иосифом Песнописцем , известно, что в IX в. мощи К. и Гимнасия находились в К-поле и от них происходили чудеса.

http://pravenc.ru/text/1320119.html

В «Житиях святых» свт. Димитрия (Савича (Туптало)), митр. Ростовского, сказание о К., Дионисии, Киприане, об Анекте, о Павле и Крискенте представляет собой смешение всех известных текстов о К. (ЖСв. Март. С. 198-205). 10 марта также при Деции и Валериане пострадал мч. Кодрат Никомидийский с дружиной; совпадения имен иногда приводят к путанице между не имеющими друг к другу никакого отношения святыми. В греческой печатной Минее содержится канон К. и его дружине, составленный прп. Иосифом Песнописцем ( Рыбаков. 2002. С. 132). Также известны каноны песнописцев Климента Студита (наиболее ранний список - Crypt. D.a. 17. Fol. 35-39v; AHG. T. 7. P. 137-149) и Георгия (по списку Paris. Coislin. 309. Fol. 37v - 41; AHG. T. 7. P. 150-157). В каноне Иосифа упоминается храм в Коринфе, освященный во имя мучеников. Сведения о почитании мучеников в Коринфе в V-VI вв. подтверждаются данными археологии ( Rothaus. 2000. P. 97-98; Brown. 2008. P. 150-151). Ист.: BHG, N 357-358; ActaSS. Mart. T. 2. P. 5-12, 696-700; PG. 117. Col. 345; 149. Col. 503-520; Δουκκης. ΜΣ. Τ. 3. Σ. 163; SynCP. Col. 523-528; Laty š ev. Menol. T. 1. P. 216-218; AHG. T. 7. P. 137-149; Leone P. L. M. La «Passio sancti Codrati» di Niceforo Gregora//ΕΕΒΣ. 1987/1989. Τ. 47. Σ. 275-294; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 61. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 101; Delehaye H. Catalogus codicum hagiographicorum graecorum bibliothecae D. Marci Venetiarum//AnBoll. 1905. T. 24. P. 189; Ehrhard. Überlieferung. Bd. 1. S. 426-429; Bd. 2. S. 644-645; Halkin F. Saint Léonide et ses sept compagnes martyrs a Corinthe//ΕΕΒΣ. 1953. Τ. 23. Σ. 217-223; idem. Catalogue des manuscrits hagiographiques de la Bibliothèque nationale d " Athènes. Brux., 1983. P. 75-76. (SH; 66); Lucchesi G. Quadrato, Dionigi, Cipriano, Anecto, Paolo e Crescente//BiblSS. T. 10. Col. 1271-1272; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 254; ВМЧ. Март. Дни 1-11. С. 196, 199-200; Rothaus R. M. Corinth, the First City of Greece: An Urban History of Late Antique Cult and Religion. Leiden; Boston; Köln, 2000; Рыбаков В., прот. Св. Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность. М., 2002; Brown A. R. The City of Corinth and Urbanism in Late Antique Greece: Diss./Univ. of California. Berkeley, 2008; Παρασκευοπολου Η. Το αγιολογικ και ομιλητικ ργο του Νικηφρου Γρηγορ. Θεσσαλονκη, 2013. Σ. 109-115.

http://pravenc.ru/text/1841654.html

Лит.: Quentin H. Alypius//DHGE. T. 2. Col. 904; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 29; Janin. Églises et monastères. P. 19. В. А. Бугаевский Гимнография А. С. упоминается в Месяцесловах Типикона Великой ц . IX–X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 114-115), Стишного Пролога XI в., сочиненного к-польским поэтом Христофором Митилинским , и во мн. др. греч. и слав. литургических источниках ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 366). В разные времена и в различных богослужебных традициях варьировался состав памятей, приходящихся на этот день, и тип службы. Согласно нек-рым к-польским редакциям Студийского устава - Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. (ГИМ. Син. 330. Л. 100, XII в.) и Евергетидскому Типикону 1-й пол. XII в.- 26 нояб. отмечалась память 2 святых - сщмч. Меркурия и А. С., совершалась служба с Аллилуия ; на утрене по Студийско-Алексиевскому уставу читали житие А. С., а по Евергетидскому ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 326) - обоих святых. В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем собой италийскую редакцию Студийского, обозначена служба с Аллилуия только А. С. и чтение его жития ( Arranz. Typicon. P. 62). В ранних списках Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- см. Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33) указана служба с Аллилуия А. С. Русский первопечатный Типикон 1610 г. предписывал в тех случаях, когда 26 нояб. попадало на понедельник, среду или пятницу, петь службу с Аллилуия; в др. случаях - службу 2 святых без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ) - А. С. и вмч. Георгия Победоносца (в память освящения одноименной церкви в Киеве). По принятому в наст. время в РПЦ Типикону А. С. положена служба с Аллилуия или без знака (Типикон. Т. 1. С. 289), по Типиконам греч. Церквей служба без знака 2 святых - А. С. и Никона Метаноита. Служба А. С., зафиксированная во многих Минеях студийского типа (напр., РНБ. гр. 227-1. Л. 152об.- 151об.; гр. 551. Л. 198-200об., обе XII в.), совершается в совр. богослужебной практике рус. и греч. Церквей. Канон (5-го гласа) А. С. с акростихом «Радуяся похваляю Алипиевы болезни» составлен св. Иосифом Песнописцем († 886); дополнения к нему по рукописям, хранящимся в Венской национальной б-ке, изданы Хр. Ханником. О популярности этого святого в Византии свидетельствует большое число сохранившихся в греч. рукописях христ. Востока, не вошедших в печатную Минею канонов А. С. гимнографов Киприана (Paris. gr. 1619. Fol. 205v - 207v, XI-XII вв.), Иосифа (Paris. gr. 259. Fol. 266v - 269, XI в.; Vat. gr. 2309. Fol. 57-57v, XIV в.), Леонтия (Sinait. gr. 640. Fol. 183-189, 1539 г.), Феофана (Paris. gr. 259. Fol. 264-266v, XI в.) и 3 анонимных (Paris. gr. 259. Fol. 270v - 271, XI в.; Patm. 196. Fol. 200v - 207v, XIV в.; Sinait. gr. 572. Fol. 81-84, XI-XII вв.; Vatic. Reg. gr. 63. Fol. 118v - 121, 1260 г.).

http://pravenc.ru/text/114450.html

Место жительства Андрея было в Крите, именно Кастр, где он подвизался, с молодых лет посвятив себя на служение Богу. Слыша об ужасах, которые происходили повсеместно по случаю возникновения иконоборческой ереси, имевшей в лице императоров Льва Исаврянина и сына его Константина Копронима таких яростных защитников, усердный служитель Божий Андрей оставил своё пустынное уединение и выступил неустрашимым, деятельным борцом за истину Православия, утверждённую Церковью. Прибыв в Константинополь, он в церкви св. Маманта открыто обличил Копронима в его преступных действиях относительно почитания и почитателей святых икон. За это подвергся жестоким мучениям, после которых едва-живой заключён в темницу. Но бодрый духом, он и здесь наставлял, и утверждал православных, собиравшихся к нему в темницу. Когда это стало известно, то нарушивший своё безмолвие, чтобы возвещать признанное Церковью, был снова предан мучениям и присуждён к смерти. Проходя через город к месту казни, Андрей был забросан каменьями и наконец умерщвлён одним еретиком, бросившимся на него с топором. Это было в 767 году. Тело Критского мученика было выброшено в нечистое место, откуда извлекли его благочестивые люди. – В каноне, написанном в честь его через сто лет св. Иосифом песнописцем, мощам его приписываются многие чудеса. † Перенесение мощей св. праведн. Лазаря четверодневного Лазарь, друг Христов, умерший и воскрешённый Христом (Иоан. гл. XI), когда ему было около 30-ти лет, после того прожил ещё почти столько же лет, был епископом на о-ве Кипре, где удостоился посещения Божией Матери, Которая привезла ему в подарок омофор и поручи Своей работы. Он, подобно Апостолам, проповедовал Христа и мирно скончался на острове Кипре. По прошествии многих лет обретено было там тело его, в мраморном ковчеге, с иссечёнными словами: «Лазарь четверодневный, друг Христов» – и при Льве Философе (886–911) было перенесено оттуда в Константинополь и положено в храме во имя Лазаря, построенном ещё Василием Македонянином. Свв. бессребреников и самобратий Космы и Дамиана и с ними Леонтия, Анфима и Евтропия

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

О почитании А. С. на Руси свидетельствует упоминание его в рукописях кон. XI - нач. XII в.: память А. С. отмечена в месяцеслове Мстиславова Евангелия (Апракос Мстислава Великого. С. 279), служба святому содержится в Минее (РГАДА. Тип. 125. Л. 59-62). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А. С., включенный в нестишной Пролог. В 1-й пол. XIV в. житие А. С. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. Оба кратких жития в XVI в. помещены в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 419-420 (2-я паг.)). В анонимном хожении рус. паломника в Царьград (кон. XIII - нач. XIV в.) описывается мон-рь А. С., где находились нетленные мощи святого, от к-рых происходили многочисленные исцеления (Книга хожений: Зап. рус. путешественников XI-XV вв. М., 1984. С. 89). А. С. пользовался особым почитанием в княжеской среде. В 1089 г. Всеволод Ярославич построил в Переяславле-Южном ц. во имя А. С. ( Раппопорт. С. 38, 42). Внук Всеволода, младший сын Владимира Мономаха, Андрей Добрый родился 11 авг. 1102 г. и 18 авг. был наречен в честь А. С. (ПСРЛ. М., 1965. Т. 15. Вып. 2. С. 188). Гимнография Согласно редакциям Студийского устава - Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 182) и Евергетидскому Типикону 1-й пол. XII в.- служба А. С. соединялась с попразднством Успения Пресв. Богородицы ( Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 491-492). В рукописных (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 54) и печатных памятниках Иерусалимского устава память А. С. фиксируется регулярно. В Типиконе, принятом ныне в РПЦ, а также в Типиконе Георгия Виолакиса XIX в., используемом греч. Церквами, указана служба святого без знака (см. Знаки праздников месяцеслова ) вместе со службой попразднства Успения Пресв. Богородицы. Последование А. С., содержащееся во многих рукописных Минеях как студийского (напр., РНБ. Греч. 227. Л. 66-66об., XII в.; Ath. Doch. 32, XII в.), так и иерусалимского типа, используется рус. и греч. Церквами и в наст. время. Канон А. С. (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа; акростих «λδβλθυοτεΥμνοις κροτ σε, Ανδρα στρατηλτα. Ιωσφ» - Песньми восплещу тебя, Андрей Стратилат. Иосиф) составлен св. Иосифом Песнописцем ( 886), имя к-рого вписано в тропари 9-й песни. Корпус стихир слав. студийских Миней (напр., ГИМ. Син. 168, XII в.- см. Горский, Невоструев. Описание. О. 3. С. 75) отличен от находящегося в печатных греч. и слав. Минеях. В печатной греч. Минее по 6-й песни канона на утрене помещен Стишной Пролог (Μηναον. Αγουστος. Σ. 195). По неизданным греч. рукописям известны 2 канона: 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа гимнографа Георгия, имя к-рого вписано в богородичны (Alexandr. Patr. 118. F. 144v - 148. 1353 - Ταμεον. Ν 846. Σ. 270), и канон 1-го гласа Иоанна монаха (напр., Sinait. gr. 631. F. 74-75v. XI - AHG. T. 12. P. 233-242).

http://pravenc.ru/text/115324.html

преподобномученице Февронии Св. великомученице Евфимии Св. блаженной царице Феофании Св. мученикам Евлампию и Евлампии Св. великомученику Дмитрию Солунскому Святым мучениеам Едесским: Гурию, Самону и Авиву Св. Иоанну Златоусту     Предисловие Содержанием сей книги служит перевод с греческого языка на русский третьей и последней части кондакария кардинала Питры, известной под названием; Anepigrapha carmina (песнопения без надписаний имен церковных песнописцев, или: песнопения безымянные). Не смотря, однако ж, на то, что акростихи сих песнопений «сами по себе или неясно показывают, или же вовсе скрывают имена их творцов, мы, при помощи усердных и многосторонних изысканий к. Питры, помещенных в его комментариях, старались, по возможности, на тех или других основаниях, как ниже увидит читатель, отнести многие из них к произведениям того или другого песнописца. Задачею нашею при сем предпоставлено было еще, между прочим, то, чтобы между сими песнопениями не опустить вниманием тех кондаков и икосов, каше, по известным данным, мы должны были отнести к творениям св. Романа Сладкопевца . В этом отношены показано все, что представлялось необходимым разъяснить по крайнему нашему разумению. В двух только случаях, в особенности, мы отступили от взгляда на дело, какой предпосылается Питрою: это – в отношении принадлежности кондаков с икосами на день Успения Пресв. Богородицы и св. пророку Исаии. Побуждена в сему мы нашли в тех, по нашему мнению, верных доказательствах какие читателю встретятся в заметках наших, помещенных под текстом перевода. Всех переведенных мною кондаков с икосами св. Романа Сладкопевца с акростихами имени его насчитывалось 793; присоединив к сему еще 73 кондаков с икосами, которые в предлагаемом изданы мы приписываем тому же св. Роману, – мы получаем 863, число, очень близко подходящее к показанному в наших славянских минеях и подтверждаемое другими учеными писателями. После св. Романа, более чем всеми прочими песнописцами, составлено кондаков и икосов, на различные праздники, некоторые особенные дни и памяти святых, св. Феодором студитом и Иосифом песнописцем. Но последний из сих был в особенности подражателем св. Роману не только в общем изложены и стихотворном метре, но и буквально во многих слововыражениях. Таким образом, в построены рассматриваемого нами рода церковных песнопений, открываются два главных, преобладающих мотива церковно-поэтической речи: Романовский и Студитовский.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010