Некоторые исследователи считают, что в Евангелии от Луки упомянут этот инцидент, но самаряне по ошибке названы галилеянами. Однако в таком случае Евангелист был бы повинен не только в смешении галилеян с самарянами, но еще и в анахронизме: Иосиф говорит об этом инциденте уже после упоминания о казни Иисуса Христа. Произошел он в 35 году по Р. Х., и в результате его Пилат был отозван в Рим. Кроме того, Иосиф не упоминает ни о каких жертвоприношениях, о которых говорится у Луки. Пилат. Художник Андреи Дроздов Еще одна история, рассказанная Иосифом Флавием, рассматривается как возможный прототип для повествования Луки. Это история у Иосифа предшествует упоминанию о казни Иисуса Христа и, следовательно, произошла при Его жизни: Затем Пилат соорудил водопровод в Иерусалиме. На это он употребил деньги святилища. Водопровод питался ключами, находившимися на расстоянии двухсот стадий от города. Однако население воспротивилось этому, и много десятков тысяч иудеев собралось около рабочих, занятых сооружением водопровода, и стало громко требовать, чтобы наместник оставил свой план. Как то обыкновенно бывает в таких случаях, некоторые из них позволили себе при этом оскорбить Пилата ругательствами. Последний распорядился переодеть значительное число солдат, дал им дубины, которые они должны были спрятать под платьем, и велел им окружить толпу со всех сторон. Толпа, в свою очередь, получила приказание разойтись. Но так как она продолжала поносить его, то он подал воинам условный знак, и солдаты принялись за дело гораздо более рьяно, чем то было желательно самому Пилату. Работая дубинами, они одинаково поражали как шумевших мятежников, так и совершенно невинных людей. Иудеи, однако, продолжали держаться стойко; но так как они были безоружны, а противники их вооружены, то многие из них тут и пали мертвыми, а многие ушли, покрытые ранами. Таким образом было подавлено возмущение  (Иосиф Флавий. Иудейские древности 18, 3, 2. С. 763). Однако эта история имеет еще меньше общего с упоминанием о галилеянах у Луки, чем рассказ о мятеже самарян. Можно предположить, что в ситуации общей нестабильности и постоянного сопротивления жителей оккупированных областей римским властям подобные инциденты возникали неоднократно, и упомянутый Лукой — один из многочисленных подобного рода случаев. То, что о нем не упоминает Флавий, вовсе не означает, что он не имел место в действительности. Образ Пилата как жестокого римского префекта, не останавливающегося перед пролитием крови и не уважающего то, что для иудеев является священным, вполне соответствует его описанию у Иосифа Флавия.

http://foma.ru/besplodnaya-smokovnitsa.h...

По иронии, когда родился Мессия евреев, Иудеей правил Ирод, потомок Едома. Вскользь об истинном характере Ирода Великого можно прочесть в Матф. 2:1–20 . Ирод, услышав, что, в отличие от него самого, получившего титул царя в результате политических и военных интриг, другой «Царь иудейский» родился, приказал убить всех младенцев мужского пола в округе Вифлеема. К тому времени Ирод был стар, смерть его приближалась. Но это не играло роли – им владела мания величия. Согласно исторических и астрономических данных, приводимых Иосифом Флавием, Ирод умер в марте- апреле 4 года до Р.Х. (Древн. XVII.6.4–5-XVII.9.3; Иисус родился годом или двумя ранее, в 5–6 гг. до Р.Х.). Ирод умер от тяжёлой болезни в Иерихоне, но был похоронен с пышностью в крепости Иродион, южнее Вифлеема. В мае 2007 года археологи объявили, что найдены остатки гробницы Ирода в Иродионе. Политические границы во дни Иисуса (сыновья Ирода и прокураторы) За пять дней до смерти Ирод Великий убил своего сына-наследника. Вопрос наследования престола «завис». Три других сына Ирода, Архелай, Антипа и Филипп, прибыли в Рим к Кесарю Августу, чтобы предъявить претензии на отцовский престол. Вместо того чтобы отдать царство одному, Август разделил его между тремя. САМАРИЯ и ИУДЕЯ – АРХЕЛАЙ, затем ПРАВИТЕЛИ, Матфея 2:19–23 Сердце Иудеи и Самарии досталось Архелаю. Он правил всего 10 лет (4 г. до Р.Х. – 4 г. по Р.Х.), прежде чем был выслан. В 6 году по Р.Х. Рим назначил своих представителей власти для руководства Иудеей и Самарией. Главным наместником в дни Иисуса был Понтий Пилат (26–36 гг. по Р.Х.). Правители, или прокураторы, не были иудеями. Их штаб-квартира находилась в Кесарии у моря. У правителей было две основных функции: собирать налоги и поддерживать мир. Это требовало сильного военного присутствия, чему местное еврейское население с его националистическими чаяниями неизбежно противилось. Когда Иисусу было 12 лет, Он пошёл с родителями из Назарета в Иерусалим на Пасху. Это путешествие произошло вскоре после изгнания Архелая, в начале периода правителей. После Пасхи Иисус остался в Иерусалиме. Через три дня родители нашли Его в храме, разговаривающим с религиозными учителями. Ответ Иисуса родителям показывает, что Он уже осознавал Своё предназначение Мессии ( Лук. 2:41–52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Втор.28:49 .  Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь, Втор.28:50 .  народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши; Ср. Лев.26.25 . Имеются в виду сменявшиеся в Палестине иностранные владычества и гегемонии: Ассирии, Вавилона, Персии, Греции, Сирии, Египта, Рима. Втор.28:53 .  И ты будешь есть плод чрева твоего, плоть сынов твоих и дочерей твоих, которых Господь Бог твой дал тебе, в осаде и в стеснении, в котором стеснит тебя враг твой. Ср. Лев.26.29 . Втор.28:54 .  Муж, изнеженный и живший между вами в великой роскоши, безжалостным оком будет смотреть на брата своего, на жену недра своего и на остальных детей своих, которые останутся у него, Втор.28:55 .  и не даст ни одному из них плоти детей своих, которых он будет есть, потому что у него не останется ничего в осаде и в стеснении, в котором стеснит тебя враг твой во всех жилищах твоих. Втор.28:56 .  [Женщина] жившая у тебя в неге и роскоши, которая никогда ноги своей не ставила на землю по причине роскоши и изнеженности, будет безжалостным оком смотреть на мужа недра своего и на сына своего и на дочь свою Втор.28:57 .  и не даст им последа, выходящего из среды ног ее, и детей, которых она родит; потому что она, при недостатке во всем, тайно будет есть их, в осаде и стеснении, в котором стеснит тебя враг твой в жилищах твоих. Ужасные сцены голода, имевшие себе место при осаде Иерусалима римлянами и подробно описанные иудейским историком Иосифом Флавием, подтверждают грозное пророчество Моисея. Втор.28:64 .  И рассеет тебя Господь [Бог твой] по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву и камням. Ср. Лев.26.33 . Втор.28:65 .  Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души; Втор.28:66 .  жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

“Устав” Кумранской общины не оставляет места для семейной брачной жизни. Найденные документы показывают точность описания жизни ессеев Иосифом Флавием: в брачном вопросе допускалось разнообразие решений. Для одних общин и поселений предлагалось полное воздержание, для других разрешалась семейная жизнь (см. так называемый “Устав двух колонок” ). Так что аскетическая жизнь евреям была известна. Еврейское предание говорит, что каббалист Шимон бар-Йохай тринадцать лет провел отшельником в пещере, где он писал свою книгу “Зохар”. Таким образом, безбрачие Христа могло удивлять современных ему евреев, но не могло у них считаться абсолютной новинкой или преступлением. Далее, в концепции Брауна есть внутреннее противоречие. Если в Израиле не могло быть холостых взрослых мужчин, то и Апостолы Христа — это семейные люди. Тогда отчего же это им пришло в голову скрывать семейный статус своего учителя? Кроме того, мы знаем о женах Авраама и Моисея, других библейских Пророков. Но после смерти своих супругов они не становились во главе народно-церковной общины и в общем-то никак не влияли на ее судьбу. Значит, если бы Христос следовал ветхозаветным традициям, Его женитьба не могла бы считаться тайной, а Его вдова не могла бы играть заметной роли в жизни Церкви. Не догмам противоречит гипотеза Брауна, а фактам. — Но в чем кощунство гипотезы о брачной жизни Христа? — Дело в не в кощунстве, а в бессмысленности. Христос — Спаситель. Тут надо понять главное различие Христа церковной веры и “Христа” оккультизма. В вере христиан путь Христа идет сверху вниз. Он всегда был Богом, Логосом, но 2 000 лет назад Он стал человеком ради нашего спасения. У оккультистов “Христос” — это человек, который по мере своего духовного возрастания достиг Божественного статуса. Христос Евангелий приходит в мир из-за нашей болезни и для исправления ее последствий. Но Церковь не считает брачную жизнь болезнью. Грех Адама и Евы совсем не во вкушении яблока (см. с. 289) и не в соитии. Человек пал не сексуальным путем, а потому и путь спасения лежит не через область секса.

http://azbyka.ru/fiction/pravda-i-fantaz...

Во времена Домициана (81 — 96 гг.), в последние годы его царствования, среди гонимого населения оказались также и христиане. Тогда апостол Иоанн Богослов был сослан на остров Патмос. Традиция сохранили также имя Флавии Домициллы, жены некоего Флавия Климента, сосланной за исповедание Христа на остров Понтию (или Пандатерию) в 96 году. Однако эти гонения на христиан нельзя рассматривать обособленно от событий, связанных с взиманием иудейского налога и преследованием тех, кто не сделал предварительного заявления о своей принадлежности к иудейской религии. Если христиане и были преследуемы, то наравне с иудеями. Все сведения о специальном преследовании неконкретны и содержатся только в более поздних христианских источниках. Одновременно взимание иудейского фиска могло делать более заметным в глазах правительства различие между иудеями и христианами: последние, возможно, могли заявлять о том, что они исповедуют иную веру. Для царствования Домициана характерен другой неприятный для христиан эпизод, который передает Евсевий (Ц. И. Ш, 19 — 20), ссылаясь на древнее сказание: «Когда Домициан распорядился истребить всех из рода Давида, то кто-то из еретиков указал на потомков Иуды (он был братом Спасителя по плоти) как происходящих из рода Давида и считающихся родственниками Христа. Об этом Еге- зипп повествует дословно так:«Еще оставались из рода Господня внуки Иуды, называемого по плоти братом Господним. На них указали как на потомков Давида. Эвокат привел их к кесарю Домициану: тот боялся, так же как и Ирод, пришествия Христа»». Домициан, таким образом, искал потомков Давида, подозревая в них опасность для своего трона. Это главная причина беспокойства кесаря. Примечательно, что римская община христиан — последователей Христа, царя иудейского, — не рассматривается в этой ситуации как заговор, но основанием подозрения выступает общая для всех иудеев идея о грядущем царе из дома Давидова. Серединой 90–х годов (возможно, последним годом царствования Домициана) датируется написанная Иосифом Флавием апология иудеев «Против Апиона» (между ужесточением отношения к иудеям и ее написанием нельзя не усматривать определенной связи). В своем предыдущем сочинении — «Иудейские древности» (XVIII, 3, 3) — автор упоминает христиан и Христа («Свидетельство Флавия» — Testimonium Flavianum). В первоначальном тексте, восстановленном по арабской рукописи «Всемирной истории» Агапия   , Иосиф говорит, что Христос был мудрым и добродетельным человеком и что многие люди стали его учениками. При этом живущий в Риме автор, обращаясь к языческому читателю и зная о христианах, ни в том, ни в другом своем сочинении не считает нужным подчеркнуть свою обособленность от приверженцев «назорейской ереси», что само по себе свидетельствует о незначительности внешних проявлений христианства в то время.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=802...

Вот другой пример, из середины I века — рас­пря между фарисеями и саддукеями, которая вспыхну­ла в Синедрионе. И поскольку собрание разделилось и сделался большой крик , то понадобилось вмешатель­ство блюстителя порядка тысяченачальника и вои­нов , чтобы разрешить ситуацию. Интересно, о чем они спорят таким неистовым образом? О бытии ан­гелов и о воскресении из мертвых! (Деян 23:6–9). Некоторые из его деяний упомянуты и Иосифом Флавием . Однажды он приказал внести в Иеруса­лим знамена с изображением императора. «Иудеи пришли в страшное волнение» (Иудейская война, 2, 9, 2). В другой раз Пилат пожелал восполь­зоваться корбаном, то есть храмовой казной. «Народ был сильно возмущен… и с воплями окружил его су­дейское место» (там же, 4). Но похоже, что не только посягательство на веру, но и сама вера могла стать предметом отчаянного противостояния. «Тора разделилась на две», — сооб­щает трактат Сангедрин. «Произошла распря… и со­брание разделилось», — читаем мы в Деяниях у Луки. «Умножились разногласия в Израиле» — Сангедрин. «Сделался большой крик… раздор увеличился» — Деяния. Все бурлит и накалено до предела. Стоит поднести спичку, и тут же, как огонь, вспыхнет распря (Деян 23:7). Фарисеи спорят с саддукеями (Деян 23: 6–9). Книжники спорят с учениками Иисуса (Мк 9:14). Ученики Иоанна спорят с иудеями (Ин 3:25). Иудеи спорят между собой (Ин 6:52; Деян. 28:29). На суде перед Феликсом Павел как о чем-то необыкновенном и заслуживающем особого внимания сообщает: не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения, и ни в святилище, ни в синагогах, ни по городу они не находили меня с кем-либо спорящим или производящим народное возмущение (Деян 24:11–12). Правда, чуть ниже он все же признается, что было одно то слово, которое громко произнес я, стоя между ними (Деян 24:21). Дебаты с Иисусом Это время отчаянных споров. И когда мы чита­ем, что пятеро в одном доме разделятся, трое против двух, и двое против трех (Лк 12:52), не мир пришел Я принести, но меч (Мф 10:34), не мир, но разделе­ние (Лк 12:51), «Я пришел, чтобы бросить огонь на землю!» (Лк 12:49), то понимаем, что евангельская проповедь не стояла в стороне, а, напротив, самым решительным образом сражалась на поле неутихаю­щих идейных баталий.

http://blog.predanie.ru/article/shkola-i...

Для более глубокого понимания духовного смысла важно найти параллели между Священным Писанием и агиографией, изучить ретроспективную аналогию поступков праведников и святых и определить их богословский смысл. Например, агиограф сравнивает благоверного князя Александра Невского с Иосифом Прекрасным: второго по значимости после Батыя князя на Руси со вторым по значимости после царя сановником в Египте. По мудрости – с Соломоном, по храбрости – с Титом Флавием Веспасианом, ставшим римским императором после подавления восстания в Иудее, так и Александр Ярославич власть возымел после подавления восстания в Новгороде. Параллели с библейскими персонажами важны для того, чтобы глубже усвоить ратный и духовный подвиги святого, обосновать его поступки. В случае с Александром Невским – это дело защиты Отечества и православной веры. Он препятствует распространению католицизма и продвижению ордена крестоносцев на Русь. Другой его подвиг – смирения во имя спасения большого количества русских людей, которых ему удалось «отмолить» от совместных военных походов с татаро-монголами. Он сам ездил в орду ходатайствовать за них и положил «живот свой за други своя» – ценой собственной жизни спасая жизнь своих подданных. Так что эти параллели между житием Александра Ярославича и Библией обусловлены типологией поведения святого. Как филолог, я не обязан их рассматривать, я могу лишь указать на источники, на возможные аллюзии. Но, преподавая в СДС, я обращаю внимание на духовный смысл того или иного творения, на богословский аспект всей словесности. Этим и отличается преподавание в СДС от преподавания в светском вузе. – В чем вы видите главную задачу своего предмета и лично вашу? – Русская литература всегда занималась воспитанием высоконравственной личности. Лучшие русские писатели никогда не были просто беллетристами, то есть сочинителями занимательных историй на забаву публики или ради гонорара. Русская литература XIX века – это глубочайшее философское достояние. Мы можем говорить о религиозных исканиях Гоголя, философии Толстого, Достоевского. Уже русская религиозная философия конца XIX – начала XX века не обошлась без глубокого философского осмысления «Легенды о великом инквизиторе» Достоевского. Нет такого русского религиозного мыслителя, который не написал хотя бы несколько строчек о ней.

http://pravoslavie.ru/30485.html

И так подлинность происхождения рассматриваемой нами книги от Исаии, и притом, как от Пророка или Боговдохновенного писателя, издревле признавалась, несомненно. Вопрос о том, сохранилась ли в той целости эта книга, в какой она вышла из рук или самого Пророка, или собиравших его пророчества, тоже пророков (о чем прямое свидетельство дается Иосифом Флавием), – этот вопрос существенно связан с делом пререканий против значительной части книги. Эту часть Исаиных пророчества пререкатели относят к другому Исаии, современнику уже конца плена вавилонского; и так. об. книга составилась будто бы из разновременных и разноавторских книг, случайно и произвольно склеенных в одну книгу. Какова уж тут целость книги! Надо тщательно разобрать все дело этих пререканий в особом исследовании. О прорекаемой части книги св. пророка Исаии Эта часть книги Исаиной (начин. от 40 гл. до конца книги) принадлежит к самым важным, по содержанию, отделениям Св. Писания Ветхого Завета. Нигде в Ветхом Завете не изображается так величественно то время, когда лучшие израильтяне вместе с лучшими язычниками должны соединиться в одну Церковь – Церковь Христианскую; нигде Ходатай Нового Завета не виден так явственно, в чудном уничижении своем и в полной славе Единородного Сына Божия, как в прорекаемой части книги пророчеств Исаии. К ней-то преимущественно относится замечание Блаженного Иеронима, что Исаия не столько пророк, сколько евангелист 2 . И вот такое важное значение сих пророчеств и усиливаются некоторые из новейших подорвать или ослабить 3 . Они, как уже мы и выше говорили, по поводу прямых и обстоятельных указаний в сей части книги на вавилонский плен и на его окончание, на падение Вавилона и освобождение Иудеев именно Киром, приписывают ее (вместе с некоторыми другими, подобного содержания, отделениями книги Ис.13–14:23; 21:1–9 ), какому-либо другому писателю, жившему при конце вавилонского плена, а не Исайи, современнику Ахаза и Езекии, и в этом полагают первое для себя основание к превратному толкованию возвышеннейших пророчеств, содержащихся в ней. Высокая важность пророчеств, содержащихся в пререкаемой части Книги пророка Исайи и сама целость всей книги требуют того, чтобы подлинность ее была тщательно исследована и твердо доказана.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Началу войны предшествовали знамения. Ночью, на праздник опресноков, внезапный свет осиял алтарь и храм, и восточные медные врата его, с трудом отверзаемые силою двадцати человек, отверзлись сами собою, и на вечернем небе явились, в разных местах Палестины, конники и колесницы, стремящиеся к Св. граду; в день же пятидесятницы, жрецы и левиты, вошедшие в храм для принесения обычных жертв, с ужасом почувствовали тяжкое его колебание, и внезапно исшел из внутренности святилища громкий глас: «Изыдем отселе!» Но ежедневные жертвы, утратившие свое значение с тех пор, как принесена была однажды примирительная жертва Христова, не прекращались. Продолжался и ряд первосвященников, по чину Ааронову, утративших свою законность в лице Каиафы, который, не ведая сам силы слов своих, прорек о Христе, что «лучше одному человеку умереть за всех» и тем самым признал его Первосвященником вечным, по чину Мелхиседекову. Временные преемники Каиафы сменялись непрестанно, по прихоти народной или властью детей Ирода; ослепшие не хотели видеть конца завета ветхого и грядущего сбытия всех пророчеств над Иерусалимом; они не внимали вещему воплю Иисуса, сына Ананова, который, за четыре года до падения, скитался по всему городу, повторяя непрестанно: «Глас от востока, глас от запада, от четырех стран ветров, глас на Иерусалим, на храм и новобрачных, глас на весь народ!» Вещий голос сей замолк только во время осады, когда Иисус, воскликнув однажды «горе и мне!», поражен был брошенным из снаряда осаждавших камнем. – И как все течение духовной и гражданской жизни народа еврейского, от времен патриархальных Авраама, описано в его священных книгах: так и кончина ветхозаветного города с разительною точностью передана была потомству очевидцем событий, знаменитым по своей учености иудеем Иосифом Флавием, который, после многих битв, сам находился пленником в осадном стане римлян. Иосиф поставляет одной из причин, навлекших казнь Божию на его соотечественников, убиение ими праведного Иакова, брата Господня, первого епископа Иерусалимского, который, по древним преданиям, рукоположен был в сан сей самим Господом (Златоуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Различные факты в 4 книге пророка Варуха указывают на то, что она была составлена в первой половине II-ro в. после Р.Х. Например, сон Авимелеха который продолжается 66 лет, вместо привычных 70 лет Вавилонского плена, приводит к 136 году, т.е. 66 лет после падения Второго Храма в 70 г. после Р.Х. Скорее всего, книга была написана в Палестине или даже в Иерусалиме евреем около 136 года. Некоторые части книги были добавлены в христианскую эпоху, поэтому некоторые ученые считают, что 4 книга Варуха имеет христианское происхождение. Yosëf wäldä Koryon (Книга Иосифа, сына Корьона (бен Гуриона), т. е. Иосиппон). Хотя автор и отождествляется с историком Иосифом Флавием, книга была написана в X в. Книга начинается с Адама, затем автор переходит к легендарной истории Рима и Вавилона. Далее повествуется о завоевании Вавилона Дарием и Киром (539 до Р. Х.). Рассказывается согласно апокрифам о деятельности Даниила и Зоровавеля, строительстве Второго Храма, об Александре Великом и его преемниках. Затем дается история еврейского народа вплоть до падения Масады (73 г. после Р. Х.). Все эти сведения содержат множество хронологических ошибок и противоречий. Последняя часть содержит сведения о Карфагене. В этом рассказе названо несколько неизвестных по другим источникам карфагенских правителей и неизвестных войнах этой державы. Ганнибалу приписывается завоевания территорий на берегу Атлантического океана и Германии. Так же есть рассказ о некой коронации, которую можно соотнести с коронацией Оттона Великого, который стал императором Священной Римской империи в 962 г. Основными источниками Иосиппона были латинский перевод 16 из 20 книг «Иудейских древностей», и пересказ IV в. «Иудейской войны» Иосифа Флавия, получивший название «Хегесипп» (или «Гегесипп»). Из латинского перевода Маккавейских книг автор почерпнул сведения о Хасмонеях. Кроме того, он пользовался различными средневековыми хрониками, служившими ему источником информации о различных народах 16 . Синод или Синодос 17 – это сборник из четырех книг о церковном устройстве, традиционно приписываемых апостолам и Клименту Римскому . Все четыре книги разделены на каноны Они заключаются в следующем: Sirate Tsion (30 канонов), Tizaz (71 канон), Gitsew (56 канонов) и Abtilis (81 канон).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010