Праздник Пятидесятницы имеет свои корни в Ветхом Завете. Согласно книге Исход ( Исх.23:14-16 ), для древнего Израиля были установлены три важнейших праздника: праздник опресноков (в 15й день 1го месяца еврейского календаря), праздник жатвы первых плодов (через пятьдесят дней после Пасхи; также «праздник седмиц») и праздник собирания плодов (в конце года). В эти три праздника должен являться весь мужской пол твой пред лице Владыки , Господа твоего ( Исх.23:17 ). Праздник седмиц, к которому восходит Святая Пятидесятница, первоначально отмечался через семь недель после начала жатвы (Втор.16:9: Начинай считать семь седмиц с того времени, как появится серп на жатве ), затем семь недель стали отсчитывать от Пасхи. Определение точного дня праздника вызывало разногласия среди иудеев: так, саддукеи отсчитывали семь недель от первой субботы после первого дня Пасхи (при этом праздник всегда приходился на первый день после субботы); фарисеи считали, что под «субботой» подразумевается первый день Пасхи, т. е. 15 нисана, и отсчитывали семь недель от следующего дня — 16 нисана. В I в. по Рождестве Христовом позиция фарисеев возобладала. Во II в. по Рождестве Христовом с праздником седмиц в иудаизме стало соединяться воспоминание обновления Завета на Синайской горе через пятьдесят дней по выходе евреев из Египта. Эта ассоциация, возможно из иудейских источников, была известна церковным писателям (например, блаженному Иерониму, блаженному Августину 1 ). В раввинистической литературе праздник носит названия «седмиц», «завершающего собрания», «завершающего собрания Пасхи». Термин «Пятидесятница» в иудаизме не встречается, но известен по памятникам эллинистического иудаизма ( 2Мак.12:32 ; Тов.2:1 ; несколько раз упоминается в книге Иосифа Флавия «Иудейские древности»). В позднем иудейском богослужении традиционно используются, в частности, чтения: Исх.19 и 20 (о даровании закона на горе Синай), Чис.28:26—31 (здесь отражается древнее значение этого дня как праздника жатвы) 2 . В сирийском Лекционарии по рукописи Британской библиотеки из фонда Additional (Add. 14528) в числе чтений на Пятидесятницу указывается Исх.19:1 - 20:17 (возможно, это говорит о влиянии практики иудейского богослужения).

http://azbyka.ru/sluzhba-v-nedelyu-svyat...

Разрушение Иерусалима было одним из величайших исторических событий: им с поразительною силою исполнился суд Божий над Иудеями, предвозвещенный Иисусом Христом. Однако это событие, само по себе представлявшее величайшее несчастье в жизни Иудейского народа, последовало только после целого ряда других бедствий, которые как бы были предназначены Божественным Промыслом к отягчению участи Иудеев. Одним из предвестников таких бедствий было появление в среде Иудеев лжемессий и лжепророков. Не напрасно Господь, предвозвещая падение Иерусалима, прежде всего предостерегал учеников от обольщения каким-нибудь лжемессиею: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие приидут под именем Моим и будут говорить: я Христос, и многих прельстят ( Мф. 24:4,5 ). Предостережение это имело значение не только нравственное, но, как показали последующие обстоятельства, оно имело отношение и к политической будущности Иудеев. Такое событие, как появление лжепророков и лжемессий, могло, конечно, быть чисто религиозным фактом в других государствах, но никак не в Иудее. С самого своего начала царство израильское было теокротическим. В силу этого отношения между религиозной и политической жизнью в нем было несравненно теснее, нежели где бы то ни было. История подтверждает прямую зависимость политической жизни народа еврейского от жизни религиозной. Первая не освящалась и подтверждалась только религией, – она в своем основании как бы отожествлялась с ней. – Потому всякое более или менее значительное событие в религиозной жизни народа еврейского производило соответствующие следствия в жизни политической. Это засвидетельствовала вся история евреев. Их государство было теократическим в истинном и полном смысле этого слова. Появление лжепророков было поэтому далеко не посторонним событием для государственного организма. Лжепророки, будучи противниками истинного Бога, царя еврейского народа, действовали так же разрушительно на государство этою народа, как анархисты действуют на современные государства: умножение их указывало на то, что государственный организм начинает разлагаться. Это явление мы замечаем во времена, предшествовавшие вавилонскому плену. Это же, по пророчеству Спасителя, должно было последовать и пред разрушением Иерусалима, когда теократия будет окончательно ниспровергнута, а с нею вместе погибнет и самое государство. Появление лжепророков выразительно признается Господом одною из болезней. ( Мф. 24:8 ). Эта-то болезнь и должна была предварить ряд последних величайших бедствий в жизни Иудейского народа: Многие приидут под именем Моим, говоря : что это я; и это время близко ( Лук. 21:8 ). И многие лжепророки восстанут и прельстят многих ( Мф. 24:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ричард Бокэм (баптист) 4. Имена палестинских иудеев Какие имена носили палестинские иудеи во времена Иисуса •Самые популярные и редкие имена • Происхождение евангельских имен • Как различали людей с одинаковыми именами Новый источник для изучения Евангелий В этой главе мы на время отвлечемся от поиска очевидцев евангельских событий и обратимся к предмету, который может помочь нам в этом поиске. Это изучение имен, которые носили палестинские иудеи в эпоху Иисуса и раннехристианской церкви. Имена – ценный источник для историков Древнего мира, однако исследователи Евангелий этим ресурсом почти не пользуются. Поскольку имена сохранились не только в литературных произведениях, но и, в огромном количестве, в эпиграфике (например, надгробных надписях) и нелитературных папирусах (например, юридических документах), – у нас на руках имеется множество упоминаний людей, о которых мы, за исключением имен, мест и дат (порой весьма приблизительных) жизни, практически ничего не знаем. Верно это, среди всех прочих, и для палестинских иудеев. Такого рода свидетельства сообщают нам о том, какие имена были наиболее распространены, как они употреблялись и т.д. – а это, в свою очередь, может пролить некоторый дополнительный свет на известных по именам персонажей литературных произведений, в частности, Евангелий. Однако, чтобы успешно использовать этот источник, необходима база данных. Такую базу – бесценную для исследователей Нового Завета – составила недавно израильская специалистка Таль Илан: ее работа опубликована в 2002 году под заглавием: «Лексикон иудейских имен поздней античности: часть I – Палестина, 330 год до н. э. – 200 год н.э.» 155 По словам исследовательницы, ее работа – «одновременно словарь имен и биографический словарь. Словарь имен – поскольку в нем содержатся все дошедшие до наших дней имена иудеев Палестины [между 330 годом до н. э. и 200 годом н. э.] Биографический словарь – поскольку в нем даются сведения не только об именах, но и о людях, носивших эти имена. В этом отношении он несколько напоминает современную телефонную книгу» 156 . Хронологический период, покрываемый лексиконом, – от эллинистического завоевания Палестины до конца периода Мишны. Среди источников – труды Иосифа Флавия, Новый Завет , тексты из Иудейской пустыни и из Масады, надписи на черепках из Иерусалима, древнейшие (танахические) раввинистические источники. Для изучения Евангелий период длиной в пять веков, возможно, слишком обширен; однако это мнимое неудобство собрания Илан для ученых-новозаветников искупается, во-первых, тем, что практика наречения имен за этот период, по-видимому, изменялась мало, и, во-вторых, обилием данных, относящихся именно к первому и началу II века н.э. (до 135 года) – просто потому, что от этого периода сохранилось намного больше источников, чем от других.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Родился в селе Руднево Пронского уезда Рязанской губернии в семье священника, окончил Скопинское Духовное училище (1874), Рязанскую Духовную Семинарию (1880), 2 года работал учителем в селе Малый Сапожок Сапожковского уезда Рязанской губ. В 1883 г. поступил в Московскую Духовную Академию, окончил её в 1887 г. (1-й магистрант 42-го курса), был оставлен в академии профессорским стипендиатом. С 1888 г. исполнял должность доцента кафедры Священного Писания Ветхого Завета Московской Духовной Академии. 1 мая того же года Жданов женился на Екатерине, дочери экстраординарного профессора Московской Духовной Академии кафедры еврейского языка и библейской археологии П. И. Горского-Платонова . В 1891 г. защитил магистерскую диссертацию «Откровение Господа о семи азийских церквах: Опыт изъяснения первых трёх глав Апокалипсиса» (М., 1891); утверждён в степени Указом Святейшего Синода от 23 сентября. Работа получила положительный отзыв Синода и экзарха Грузии преосв. Палладия (Раева). 12 ноября того же года был утверждён в должности доцента кафедры Священного Писания Ветхого Завета. В 1892 г. Жданов дал отрицательный отзыв на докторскую диссертацию ординарного проф. Московской Духовной Академии М. Д. Муретова «Ветхозаветный храм. Ч. 1: Внешний вид храма» (М., 1890; Отзыв о докт. дис. доц. Московской Духовной Академии М. Д. Муретова. 1893). Жданов считал, что перевод текста с еврейского языка, сделанный Муретовым, во многом уступает синодальному переводу, что неверны интерпретации древних авторов, в частности Филона Александрийского и Иосифа Флавия. Ошибочным был признан основной метод работы, опиравшийся на описание устройства трёх ветхозаветных храмов, Соломона, Зоровавеля и Ирода, при этом недостаточность информации в одном описании восполнялась примерами из другого (Там же. С. 57-58). Критиковал Жданов диссертанта и за выбор историографической традиции, за излишнее доверие к сочинениям предшествующих русских исследователей-археологов, в частности профессора КДА А. А. Олесницкого , и за недостаточное использование «текстуально-критических и экзегетических трудов», посвященных книгам Исход, Царств, Паралипоменон и Иезекииля, таких авторов, как К. Ф. А. Диллман, Й. Кнабенбауэр и др. Неоправданными считал Жданов и попытки Муретова «поставить храм в связь с историей еврейской теософии» и выявить «генетическую зависимость позднейших иудейско-раввинских идей» от наружного вида храма (Там же. С. 74). Жданов пришел к выводу, что «критико-экзегетическая задача труда выполнена неудовлетворительно», предложенная новая реставрация храма «стоит ниже «общепринятой»… основной принцип реставрации ложен… и ведёт к затемнению свидетельств Библии» (Там же. С. 74-75).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Родиной Авраама Библия называет город Ур ( Быт. 11:26 и далее). Относительно местоположения этого города ученые как древние, так и новые спорят. В кн. Бытия он называется Халдейским, тогда как первомученик Стефан, говоря о явлении Бога Аврааму в Месопотамии, прежде поселения Авраама в Харране ( Деян. 7:4 ), дает повод думать, что Ур находился в Месопотамии, а не в Халдее. Сторонники последнего мнения отождествляют Ур с греческой Одессой, новейшей Орфой, которая по-видимому, некогда называлась Орра и упоминается Птолемеем. Город этот находится в верхней Месопотамии. В христианские времена он приобрел большую известность в качестве столицы того царя Авгаря, который, по преданию, писал письмо Христу. Древнее предание также отождествляет Ур с этим городом, в котором доселе сохранились следы предания об Аврааме в названиях городской мечети и озера 27 . Но, по справедливому суждению противников этого мнения, слово Месопотамия употреблено Стефаном в общем смысле, охватывающем все области, отделенные рекою Евфратом от Хананеи, как-то: Ассирию, Халдею, собственно Месопотамию и Вавилонию. Такое употребление слова – Месопотамия находим у Иосифа Флавия 28 . С большей справедливостью следует искать город Ур в собственной Халдее, наносной полосе земли на берегу Персидского залива. В настоящее время на правом берегу Евфрата, в 10 верстах от него, находится древняя деревня Мугейр, основанная на развалинах древнего города. Город этот, называющейся в надписях на сохранившихся памятниках Уром, и есть без сомнения Ур Халдейский, родина Авраама. Мнение это подтверждается и преданием, приводимым Евсевием из Евполема, до-христианского греческого историка, по которому Ур или Урия есть Вавилонский город Камарина или Халдеополь 29 . Имена эти, по замечанию профессора Ролинсона, указывают на то, что город этот посвящен лунному богу 30 , каковым городом и был именно Ур. В эпоху рассеяния народов в Ур Халдейский переселился один из послепотопных патриархов, именно сын Нахора Фарра, отец Авраама. Халдея, благодаря промышленности, была очень оживленной и по тому времени очень цивилизованной страной. Здесь процветали науки, а особенно астрономия с сродной ей астрологией. Но наблюдение за небесными планетами привело Халдеев к обожанию их и породило идолопоклонство. Обожаемым светилам строились храмы, делались их изображения. В этой-то стране идолопоклонства занялась утренняя заря богоизбранного еврейского народа. На долю младшего сына Фарры Авраама выпало избрание Божие быть родоначальником еврейского народа, с одной стороны, и отцом всех верующих без различия наций, с другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. Лосев Содержание I. Экзегетические произведения св. Амвросия Медиоланского II. Исагогика св. Амвросия III. Герменевтика св. Амвросия IV V Заключение     Намереваясь наложить экзегетические воззрения св. Амвросия Медиоланского на основании сочинений его, посвящённых истолкованию Священного Писания Ветхого Завета, мы считаем нужным предварительно изложить биографию св. Амвросия. Это прольёт свет на некоторые стороны исследуемого нами вопроса и даст нам твёрдую почву для правильной оценки экзегетических трудов и воззрений св. епископа. Св. Амвросий Медиоланский происходил из знатной римской фамилии. Предки его уже были христианами и в среде своей имели мученицу за Христа – Софериду 1 . Отец его, носивший также имя Амвросия, был долгое время преторианским префектом галлов, пользовался в этой должности большим доверием императора и потому имел почти верховную власть над значительной частью Европы 2 . Здесь в Галлии, в резиденции префекта, вероятно, в Трире 3 , в 340 году 4 родился св. Амвросий. Он был третьим, из трёх, детей этого семейства. Старше его были – сестра Марцеллина и брат Сатир. Ещё в детстве св. Амвросий был научен истинам христианской веры 5 . Скоро жизнь этой благочестивой семьи омрачилась. На тринадцатом, году 6 (352 г.) жизни своей св. Амвросий лишился отца и вместе с матерью и сестрой переселился в Рим. Это переселение для него имело то важное значение, что он здесь легко мог получить соответствующее своему происхождению образование 7 . Подобно своему отцу, он, намеревался посвятить свою жизнь политической деятельности. В видах этого он усердно изучал язык греческий, что впоследствии оказало ему весьма важную услугу; тщательно изучал латинских и греческих, классиков, на которых часто ссылается в своих произведениях. Он цитирует Еврипида 8 , Софокла 9 и Гомера 10 , подражает, образу речи Теренция, Ливия, Лукана, Тацита и особенно им любимого Виргилия 11 . Ознакомился c учениями великих философов, изучив их, по всей вероятности, не в подлиннике, а по Цицерону. Изучал произведения иудейских писателей – Иосифа Флавия и Филона. С особенным же вниманием, в видах намеченной области деятельности, св. Амвросий изучал римское право и красноречие. Занятия его в последней области принесли блестящие плоды. Чтобы убедиться в этом, достаточно бросить беглый взгляд, на произведения св. епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Скачать epub pdf 1. Введение. Ранний иудаизм Предметом нашего рассмотрения является мессианская идея в раннем иудаизме в ее связи с эсхатологическими ожиданиями и ее завершающая реализация в Новом Завете. Материал, подлежащий рассмотрению, датируется эпохой Второго храма, т.е. периодом между 515 до Р.Х.–70 г. по Р.Х.; безусловно, в некоторых случаях приходится выходить за установленные пределы. Вторжение в предшествующий период Вавилонского плена необходимо в силу того, что именно тогда были заложены основы мессианской идеи; обращение ко времени после разрушения Второго храма вызвано тем, что некоторые источники эпохи раннего иудаизма датируются после 70 г., в их числе, в частности, 3Енох, писания Иосифа Флавия и др. В их числе находятся и новозаветные писания. Мы не стремимся противопоставлять корпус ветхозаветных писаний новозаветным, но оцениваем их как непрерывность, континуум, принимая во внимание широкий круг произведений, находящихся между ними и создающих эту непрерывность 1 . Универсальная (вселенская) значимость мессианской идеи была определена в эпоху раннего иудаизма почти во всей своей полноте, но получила свое разрешение в лице Господа нашего и Мессии Иисуса из Назарета. От предшествующей эпохи и от религии древнего Израиля ранний иудаизм унаследовал одну важную конструктивную черту, которую лишь отчасти передал современному иудаизму, а именно соединение и сочетание разнообразных подходов к оценке и истолкованию одного и того же явления. Эта черта исторически легко объяснима, среди ее причин можно назвать (а) временную продолжительность религиозной традиции, которая в разные эпохи сталкивалась с необходимостью переосмыслять старые идеи в новом свете, вместе с этим не забывая и не отказываясь полностью от прежней трактовки; (б) разделение еврейского народа на центр и периферию, т. е. диаспору, самая удаленность которой от Храма выдвигала особые религиозные и национальные задачи; (в) влияние и воздействие со стороны окружающих народов, соседство которых всегда оказывалось вызовом и препятствовало развитию изоляционизма и партикуляризма. При отсутствии такого социального центра, который мог бы целенаправленно вести работу по стабилизации и унификации религиозной идеологии, такое разнообразие подходов обусловливало продуктивность раннеиудейской традиции, придавало ей жизненность, экзистенциальную значимость, оно делало иудаизм эффективным орудием осмысления меняющихся условий существования большого и пестрого по своим географическим, социальным и этническим характеристикам народа. Лишь один подход отторгнут был в конце концов в эту историческую эпоху, и это – “иисусоцентрическая концепция” Мессии. Это событие знаменовало собою конец раннего иудаизма, изменение его природы, победу изоляционизма и партикуляризма, о чем нам позже еще придется говорить. 2. Введение. Происхождение концепции Мессии

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Скачать epub pdf Cod. 238. Иосиф Флавий. Иудейские древности Переводчик: Г.П. Власов (Агностик) Прочитал Иудейские войны Иосифа Флавия. Настоящая выборка представляет, что он говорит об Ироде: восстановлении храма, способе, которым он узурпировал Иудейский трон, как его потомки наследовали власть и как их власть исчезла в пользу аристократии, когда первосвященники забрали преемственность из под контроля народа, и все прочие события, связанные с этими 586 . Ближе к концу пятнадцатой книги своих Древностей 587 Иосиф говорит, что на восемнадцатом году своего царствования Ирод перестроил Иерусалимский храм, первоначально построенный царем Соломоном и уничтоженный, потом восстановленного по завершении сорок шестого года от возвращения из вавилонского плена, при помощи Дария, царя Персии. Этот храм был известен шестьсот лет; Ирод разрушил старые основания и воздвиг новые и создал здание в два раза большее чем замененное. В самом деле, храм построенный пленниками был менее высоким по некоторым измерениям, чем таковой Соломона. Храм Ирода был сто локтей в длину и больше двадцати в высоту, высота которого уменьшалась со временем в результате эрозии, и который евреи задумали восстановить во времена Нерона. Святилище было, как выяснил Иосиф, построено Иродом за восемнадцать месяцев, и его здания и корпуса, которые окружали святилище, были закончены за восемь лет. Камень, который использовался при возведении храма был белый и прочный; каждый из них имел двадцать пять локтей в длину, восемь в высоту и примерно двадцать в толщину. Работы были завершены в соответствии с планом. Ирод вложил немало самомнения в эту затею; он таким образом начал собирать всякие материалы; он имел тысячу повозок переданных ему для перевозки камня; он имел в дополнение к десяти тысячам работников тысячу священников, которые выполняли работы в Святая Святых, такова была численность тех, кто был научен строить, работать с деревом и он купил для них священническое одеяние. Эти приготовления позволили ему выполнить свои долгосрочные намерения гораздо быстрее, чем можно было надеяться, и он принял множество великих знаков признательности от имени народа, который, кроме того, поддержал Ирода весьма рьяно. Он пожертвовал во время завершения храма три сотни коров; что другие евреи предложили в жертву, это вообще невозможно подсчитать 588 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Часть II. Еврейские источники Тексты, составленные на еврейском языке, включают переписку между членами общин иудейской диаспоры, в том числе т. н. еврейско-хазарскую переписку, кембриджский документ, письмо киевской еврейско-хазарской общины, письмо евреев из Салоник (XI в.), сообщающее о еврее из «Руссии», который владел лишь славянским – «ханаанским» языком; комплексу этих документов присуща религиозная риторика, отсылки к божественному промыслу, характерные для средневекового эпистолярного жанра. Фрагментарную информацию о Восточной Европе содержат книги «трех еврейских путешественников» – Эльдада ха-Дани, Вениамина Тудельского и особенно Петахии Регенсбургского. Перечень народов Европы содержит хронограф второй половины X в. – «Книга Иосиппон». Канонические сочинения раннесредневековых раввинов включают лишь отдельные упоминания славян (ханаанского языка) и т. п. Издания: Mann J. Texts and Studies in Jewish History and Literature. Cincinatti, 1931; rda hebrajskie do dziejw Sowian i niekotrych innych ludw rodkowej i Wshodniej Europy/Opracowali F. Kupfer, T. Lewicki. Wrocaw; Warszawa, 1956; Голб H., Прицак О. Хазарско-еврейские документы X века/Ред. В. Я. Петрухин. Изд. 2-е, доп. и исправл. М.; Иерусалим, 2003. Литература: Берлин И. Исторические судьбы еврейского народа на территории Русского государства. Пг., 1919; Йерушалми Й. X. Захор. Еврейская история и еврейская память. Иерусалим – М., 2004; История евреев в России: Учебник/Ред. Л. Прайсман. М., 2007; The World of the Khazars: New perspectives. Selected Papers from the Jerusalem 1999 International Khazar Colloquium/Peter B. Golden, Haggai Ben-Shammai & András Rna-Tas. Leiden; Boston 2007. II.1. Книга Иосиппон Произведение анонимного автора, выдающее себя за еврейский оригинал истории иудейской войны Иосифа Флавия (псевдоэпиграф), написано в середине X в. в южной Италии. Сведения о восточноевропейских народах отразились в «Таблице народов» (X гл. книги Бытия) Иосиппона. Библия для Иосиппона была частью собственной этнокультурной традиции. В этом проявлялось его отличие от христианских или мусульманских авторов, использовавших текст «Таблицы народов» для того, чтобы доказать происхождение своего народа от какого-либо из библейских патриархов-эпонимов. Главная тема «Иосиппона» – война между иудеями и римлянами (иудейская война), относимыми в книге к народу Киттим, происходящему от одного из сыновей родоначальника греков – Явана, сына Яфета ( Быт. 10:4 ). Принадлежность Киттим к потомкам Яфета стала причиной особого внимания к ним в «Иосиппоне», при отсутствии списка потомков Сима и Хама.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тир Тир (скала) – название древнего знаменитого финикийского города, на который многократно указывается в Свящ. Писании и у классических авторов ( Hab. XIX, 29 ). По свидетельству Иосифа Флавия, основан за 240 лет до храма Соломонова. При разделении Обетованной Земли Тир находился на границе колена Асирова, но им владели его первоначальные жители, и он долгое время управлялся своими собственными царями. Имена некоторых из них указаны в Свящ. Писании ( II Цap. V, 11 ; IIIЦap. V, 1 ). В царствование Давида и Соломона между тирянами и евреями существовал особенно дружеский союз, и, несомненно, он много благоприятствовал торговым сношениям евреев, так как тиряне издавна уже славились своей морской торговлей. Роскошь, нечестие и идолопоклонство тирян неоднократно с особой силой обличались пророками, предсказывавшими за это конечную гибель Тира ( Uc. XXIII, 1 , Uep. XXV, 22 , Aм. I, 9–10 , Ueз. XXVI, 2 и др.). Некоторые из этих библейских предсказаний, и преимущественно находящихся в кн. пр. Иезекииля, отличаются особенной своей силой, ясностью и полнотой. В них указывается на могущество Тира, на его разнообразную и громадную торговлю, его богатства, роскошь и др. Тир не был так древен, как Сидон, но он стал выше его. Он состоял из двух отдельных частей: одна из них находилась на скале или небольшом острове, вблизи от берега, а другая на материке; но которая из них древнее – вопрос спорный. Часть Тира, находившаяся на материке, называлась Пале-Тир, или старый Тир, она простиралась вдоль берега на 7 миль, а островной Тир имел 22 стадии в окружности; впрочем, по мнению большинства толкователей, часть Тира, находившаяся на материке, древнее первой. О ней упоминает уже Иисус Навин, как об укрепленном городе ( Hab.XIX, 29 ). При городе находились две гавани, одна на северной части, называвшаяся Сидонской, а другая на южной – Египетская. Громадный канал, проведенный через весь город, соединял между собой обе эти гавани. О Тире неоднократно упоминается в Библии в царствование Давида и Соломона, как на это указано уже выше. Хирам, царь тирский, вступил в союз с Давидом и Соломоном и доставлял им кедровые деревья, плотников и каменщиков для построения храма и дворца в иудейской столице. С помощью Хирама Соломон завел флот на конце Эланитского залива Чермного моря, неподалеку от Елафа, в идумейском городе Ецион-Гавере, и вместе с тирскими мореходцами евреи отправлялись в Офир, вывозя оттуда множество золота, серебра, драгоценных камней слоновой кости и пр. Через несколько времени по смерти Соломона дочь тирского ц. Ефваала, Иезавель, была выдана замуж за израильского ц. Ахава.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010