Разделы портала «Азбука веры» истории паломников Александр Павлович Лопухин Профессор Александр Павлович Лопухин " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 1  голос:  5.0 из  5) Исторический очерк В истории христианского Иерусалима и его святых мест можно установить несколько периодов с определенным характером. Из них первый период, протекающий со времени Спасителя до Константина Великого , можно назвать переходным, сохраняющем римско-иудейский, языческий характер. Около 41-го г. Агриппа Iй производил сооружение своих стен вокруг Иерусалима, не успев, однако, вполне закончить обводной стены. Около 64-го г. закончены были работы по святилищу иерусалимского храма; но уже в следующем году начались известные волнения, а между 66–70 гг. в Иерусалиме господствовала анархия. По случаю взятия Иерусалима в 70 г., в истории Тацита помещено известное описание города, а у Иосифа Флавия даны сведения о разрушениях, исполненных римлянами после взятия города. Тит, – по словам Иосифа, – приказал разрушить весь город до основания, за исключением той части стены, которая смотрела на запад, где он решался устроить цитадель, и трех самых высоких башней на Сионе. «Проезжая затем по Иерусалиму, Тит, – по словам иудейского историка, – убедился в том, что он представляет совершенную пустыню и что мерзость запустения воцарилась и на святом месте». Но археология имела уже много случаев убедиться в том, что фразы историков о полном разрушении древних городов мало отвечают действительности, а более риторике. Пожары древних городов покрывали их территорию такою массой мусора, который закрывал нередко не только фундаменты древних зданий, подвалы и остатки стен, но даже нижние этажи, а – по обычаю древних – для построек фундаменты устраивались поверх развалин и куч мусора, их скрывавшего. В восточных городах, среди развалин, находят себе приют семьи бедуинов, и в Иерусалиме на холме Сиона, посреди развалин бывшей крепости, устроилась бедная слободка, в среде которой христианская община руководилась, ради святости места, епископом.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/ierusali...

1–17 ст. 13-й ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ Приидоша же нецыи… поведающе Ему о галилеях, ихже кровь Пилат смеси с жертвами их ( Лк. 13:1 ) «Воскресное Чтение», 1820 В 27 году по Рождестве Христовом от римского правительства назначен был прокуратором Иудеи Пилат, названный Понтием, или Понтийским потому, как некоторые полагают, что пред тем временем он был правителем острова Понтии, именуемого ныне Понзою, на западной стороне Неаполитанского королевства. С ненавистью к религии и обычаям иудейским Пилат прибыл к Иерусалиму в сопровождении войска, призванного им из Кесарии и имевшего на знаменах своих изображение римского императора. Иудеи не впустили его в город, боясь осквернить его языческим изображением, и мужественно противостали воинам прокуратора. Пилат принужден был уступить упорству народа и мирно вошел в Иерусалим. Но этот опыт не сделал его благоразумнейшим. По свидетельству Иосифа Флавия, он объявил свои притязания на сокровища храма и требовал их на преднамереваемое построение водопроводов; но иудеи воспротивились этому требованию, при чем некоторые из них были убиты. Пилат довершил несогласие, возникшее между ним и народом, когда повелел поставить в храме Иерусалимском статую императора и потребовал, чтобы священники иудейские приносили пред нею жертвы. В это время находились в ограде храма многие галилеяне, пришедшие туда для жертвоприношения. Они сильно восстали против предпринятого Пилатом осквернения дома Божия и за свое сопротивление, по приказанию его, были умерщвлены воинами, причем кровь убиенных смешалась с кровью закланных ими жертвенных животных. Об этом-то происшествии рассказывали Спасителю некоторые из последователей Его в то время, когда Он проповедовал Свое учение народу, и рассказом своим подали Ему случай произнести грозное определение Божие о погибели нераскаянных грешников, и вслед затем сказать притчу о бесплодной смоковнице ( Лк. 13:2–9 ). Исторический урок из слов Иисуса Христа в 4–5 стихах 13-й гл. Евангелия от Луки Свт. Филарет, митр. Московский. Из Беседы пред благодарственным молебствием по прекращении губительной болезни

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

1 Святитель Амвросий Медиоланский, блаженные Иероним Стридонский и Августин Иппонийский, Феодорит Кирский и другие. 2 Доказательство этому, заимствуемое из слога Павловых писаний, нимало не противоречит догмату о вдохновении святых писателей. Ибо если даже принять мнение некоторых древних писателей (в чем, впрочем, нет никакой нужды), что Дух Святый вдыхал писателям не только мысли, но и самые слова, то надо утверждать, что Он при этом сообразовался с их естественными способностями и познаниями, иначе нельзя объяснить, почему слог каждого святого писателя сообразен с его характером. 3 Выражение: «Принеси… книги, особенно кожаные»: 4 Гамалиил был сын Симеона, внук Гиллела, названный за ученость в отличие от обыкновенных раввинов «равваном». Талмуд усвояет ему главное начальство над фарисейским училищем в Иерусалиме. 5 У древних иудеев даже обратилось в пословицу, что кто не обучает сына своего какому-нибудь ремеслу или искусству, тот учит его красть. 6 Одни разумеют под ним делание инструментов; другие — ковров; иные — попон или войлоков, из которых составлялись палатки; многие — просто делание палаток, которые на Востоке по причине жаркого климата и недостатка в гостиницах были в великом употреблении у путешественников. Последнее мнение вероятнее, ибо и святитель Иоанн Златоуст, который, конечно, хорошо знал смысл слова «скинотвор_ 7 Зилотами назывались у иудеев некоторые ревнители отечественной религии и свободы, которые, проповедуя, что народ Божий не должен платить дани кесарю, позволяли себе убивать тех, которые, будучи благоразумнее, имели твердость противиться их возмутительным замыслам. 8 Ибо только они могли решиться на убиение Стефана вопреки узаконению римлян, чтобы смертные приговоры исполнялись не прежде утверждения их прокуратором. 9 Спрашивается: какую власть имел первосвященник над синагогой чужеземной, дамасской? Из творений Иосифа Флавия видно, что чужеземные синагоги добровольно повиновались Верховному иерусалимскому синедриону, особенно в делах, касающихся религии, как то: в распознании ложного учения, лживых пророков и тому подобное, и что римские областные правители не противились этому обыкновению, которое имело вид некоторого национального закона у иудеев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3203...

I. Имя св. Иоанна Крестителя оживляет перед нами великий образ человека, которого Спаситель назвал самым большим из рожденных женами. Он стоит на распутии двух эпох: в нем, после долгого перерыва, вновь ниспослано было людям божественное пророчество, и явилось в такой силе, какой не имело и в цветущие времена Израиля, когда голос Божий часто раздавался перед слухом избранного народа, – и в нем же заключилась длинная история ветхозаветного откровения, приготовлявшего человечество к принятию нового слова о спасении. Св. Иоанн Креститель проповедовал приближение нового царства, говорил о скором явлении величайшего необыкновенного Посланника Божия, и себе вменял в особенную честь быть предтечею этого Посланника Божия. Наша церковь окружает особенным благоговением память последнего и большего из ветхозаветных пророков, и приглашает всех чад своих чтить его пророческое величие. Между тем образ его у нас в сознании темен и неясен. Мы знаем больше чудесные обстоятельства его рождения и мученической смерти, чем собственно пророческую его деятельность. Пророческая деятельность его заслонена пред нами величием божественного Учителя, еще при жизни Иоанна начавшего возвещать исполнение ветхозаветного пророчества, и произведшего спасительную перемену в состоянии всего рода человеческого. Благоговейная память побуждает нас приблизиться своею мыслью к образу Предтечи Господня и по мере возможности уяснить те черты, из которых слагается его величие. Полного восстановления великого исторического характера мы не можем обещать: у нас пред глазами только немногие отрывочные известия, сообщенные нам в Библии , и после них едва ли нужно и упоминать о некоторых известиях об Иоанне Иосифа Флавия. Но мы не можем не сознаться, что для внимательного и чуткого ума здесь содержится все, что может взывать благоговейное почтение к великому имени. II. Смутное время переживала иудея во дни рождения св. Иоанна Крестителя. Это время богато было надеждами, ожиданиями и запросами, но бедно было средствами удовлетворения духовных потребностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

     В день памяти святого апостола Андрея Первозванного митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершилБожественную литургию в Андреевском храме города Ждановка. После богослужения владыка обратился к горожанам с архипастырским словом. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, с праздником вас! Сегодня память апостола Андрея Первозванного. В честь него построен здесь, в Ждановке, храм, и мы празднуем сегодня престольный день. Кто такие апостолы? Из Евангелия мы знаем, что это ученики Христовы, — те, которые за Ним последовали и которых Он посылал ко всем остальным людям с проповедью о том, что Он Мессия, Спаситель. Они приходили и о Нём рассказывали. Свою проповедь они подтверждали той силой, которую они получили от Христа как Сына Божия. Силой Духа Святаго они совершали различные знамения, чудеса — это укрепляло в людях веру в Иисуса Христа как Мессию. Что это были за люди? Задумываясь об их подвиге, их служении, давайте себе представим, что сейчас Христос всем, кто здесь присутствует, сказал бы слова, которые когда-то Он сказал апостолам: «Следуйте за Мной». Давайте на секунду задумаемся: можем ли мы так? Мы могли бы сейчас оставить свои дома, семьи (они тоже это всё имели, как обычные люди) и последовать за Христом? Апостолы — это те люди, которые во Христе смогли увидеть что-то такое, ради чего они всё оставили и за Ним последовали. Они увидели в Нём то, что не увидели другие, и их сердца на это отозвались. Их было немного — сначала двенадцать, потом ещё семьдесят, и это — из всего избранного израильского народа. Израильтян было несколько миллионов в то время, — во всяком случае, по свидетельству Иосифа Флавия, столько собиралось на Пасху в Иерусалим. Из этих нескольких миллионов, которые имели и пророков, и Писание, и Храм, за Христом готовы были последовать всего-навсего двенадцать человек. На что можно было надеяться в этом случае, с человеческой точки зрения, непонятно. Вот, проповедник проповедовал, говорил, потом сказал: «Идите за Мной», — в итоге двенадцать пошло, остальные несколько тысяч пошли по своим делам. Как и сегодня, ничего нового.

http://pravoslavie.ru/109278.html

§ 1. Понятие о Церковной Истории Церковная История есть последовательное изложение происхождения на земле Церкви Божией и судьбы Ее от начала мира до ныне. § 2. Разделение Церковной Истории История Церкви Божией разделяется временем явления на земле Сына Божия на две половины: на Историю Ветхозаветную и Историю Новозаветную. Ветхозаветная История изображает, как Бог постепенно приготовлял людей к принятию Обетованного Спасителя и ко вступлению в Его благодатное царство. История Новозаветная показывает», как Обетованный Спаситель явился посреди людей и основа ль Свое благодатное царство, как это царство утвердилось и с тех нор существуешь до ныне. § 3. Польза Церковной Истории Изображая действия Божии в отношении к человеческому роду, Церковная История сообщает нам самое живое понятие о свойствах Божественных. Читая повествование о том, как по слову творческому возникла из небытия вселенная, какими благодеяниями осыпал Бог вначале человеков, какие средства употреблял Он к спасению их по падении, с какою любовию принимал Он покаяние от самых тяжких грешников, и как строго наказывал целые города, страны и весь человеческий род за нераскаянность и ожесточение во зле, мы невольно поражаемся Его всемогуществом», благостию и правосудием. Эти невидимые свойства Верховного Существа становятся для нас явными и как бы осязательными, и через то самое питаются и укрепляются в нас чувства веры, надежды и любви со спасительным страхом к всемогущему, благому и правосудному Богу. В то же время, изучая, чего Он во все времена требовал от людей и каким способом люди угождали Ему, мы достигаем отчетливого знания о воле Божией и о своих обязанностях к Нему. § 4. Источники Церковной Истории Главным и важнейшим источником для Истории Церкви Божией служат книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. После них второстепенными, источником для Встхозаветной Истории служат книги Иосифа Флавия: «О древностях иудейских». Иосиф Флавий был сын идейскаго священника и жил в половине первого века по Рождестве Христовом. В 20 книгах своих «Древностей» он изложил историю своего народа от начала мира до разрушены Иерусалима римлянами, причем он пояснил, дополнил и продолжил повествование священных писателей. Для Истории же Новозаветной Церкви после времен апостольских пособий существует бесчисленное множество. Первое место между ними занимают писания Евсевия, епископа Кесарии Палестинской, жившего в начале 4-го века. По расположению к нему Константина Великого , ему открыты были все архивы Римской Империи. Пользуясь сим, он с ревностью изыскивал все акты, касавшиеся Христианской церкви, и с большою точностию изобразил судьбу ее в оставленных им десяти книгах Церковной Истории. История церкви первобытной

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

А. Разумовский 1. Сведения о лице и жизни пр. Даниила а) Жизнь и деятельность пр. Даниила при Навуходоносоре Четвертым из так называемых больших пророков Ветхого завета был Даниил 1 . О происхождении Даниила нигде ясно и определенно не упоминается ни в Св. Писании вообще, ни у самого пророка в его книге, в частности. Впрочем, на основании его книги можно предполагать, что Даниил происходил из колена Иудова из знатного, вельможного рода и может быть даже из царского ( Дан.1:3–6 ). Это предположение оправдывается и свидетельством Иосифа Флавия (Иуд. древ. X, 10, § 1). Даниил отличался красивою наружностью, превосходными дарованиями и способностями и, в особенности, любознательным и обширным умом ( Дан.1:4 ). За красоту и отличные дарования он в юных летах, еще прежде разорения Иерусалима, в 3-й год царствования Иоакима, в 604 г. до Р. X., будучи взят в плен с другими тремя отроками – Ананием, Азарией и Мисаилом, был представлен на службу при дворе Вавилонского царя Навуходоносора. Высший надзор над сими отроками Навуходоносор поручил начальнику своего двора – Асфеназу, который дал им халдейские имена 2 . Даниил получил имя Валтасара, конечно, потому, с одной стороны, что он своими дарованиями обратил на себя особое внимание и благосклонность начальника евнухов – Асфеназа, а с другой – нужно думать, что и сей последний назвал его так, приспособляясь к имени главного божества вавилонского ( Дан.4:5 ), а трем отрокам даны были имена: Седрах, Мисах и Авденого 3 . Первые три года жизни своей в Вавилоне Даниил употребил на изучение халдейского языка и приготовление себя к придворной службе, к которой был призван со своими товарищами. Трехгодичное высшее воспитание при царском дворе давало пищу его любоведению и служило к раскрытию его обширных умственных способностей ( Дан.1:17 ), а жизнь и постоянное обращение между язычниками давали случаи к подвигам веры и верности отечественному закону Божия народа ( Дан.1:8–16 ); так, напр., Даниил и три отрока, имея в сердце страх Божий, довольствовались простою растительною пищею и питьем из воды и не хотели принять пищи с царского стола, с одной стороны, из опасения, чтобы не оскверниться пищею, запрещенною законом Моисея, а с другой – в тех видах, чтобы постом и молитвой еще больше возвысить и укрепить себя духовно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Брюс М. Мецгер (пресвитерианец) Часть третья. Апостольский век Глава 7. Источники и хронология апостольского века Изучая христианство апостольского века (период примерно между 30 и 100 годом н.э.), историки опираются преимущественно на новозаветные тексты. Есть, конечно, и неканонические источники, но они почти не содержат подробной информации. Спорный отрывок из «Иудейских древностей» Иосифа Флавия завершается словами: «Поныне [т.е. около 93 н.э.] существуют христиане, именующие себя, таким образом, по его имени» (см. выше). Римские авторы раннехристианского периода упоминают об этой новой религии с точки зрения аутсайдеров. Ценность их свидетельств состоит преимущественно в том, что они подтверждают сведения, гораздо более подробно изложенные ранними христианами. Из неканонических христианских текстов, написанных во II веке и позднее, отметим здесь так называемые апокрифические Деяния Апостолов: например, Деяния Павла, Деяния Петра, Деяния Иоанна, Деяния Фомы, Деяния Андрея. Однако для любого читателя очевидно: перед нами просто романтизированные и легендарные повествования, которые больше говорят о своих авторах, чем об апостолах I века 60 . Самые важные документы, содержащие информацию о происхождении, распространении и опыте ранней церкви, – Деяния Апостолов и 21 послание, включенные в Новый Завет. Авторы этих посланий раскрывают, каждый со своей точки зрения, аспекты христианской жизни в восточной и северной областях средиземноморского мира. О каждом из этих посланий мы поговорим в главах 10 и 11; сейчас достаточно сказать, что литературная форма послания дает автору возможность соединить в одном документе глубокое богословское содержание с непосредственным личным подходом к читателю. Современные историки особенно ценят античную корреспонденцию, ибо она проливает свет не только на мышление авторов писем, но и на обстоятельства их написания. I. Деяния апостолов Главный источник наших сведений о первоначальной церкви – анонимный трактат под названием «Деяния Апостолов», ныне фигурирующий в Новом Завете как связующее звено между четырьмя Евангелиями и посланиями. Большинство ученых считают, что он принадлежит тому же автору, что и Евангелие от Луки:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Глава 14 1–2. Тревоги Ирода Антипы. – 3–12. Казнь Иоанна Крестителя. – 13–21. Возвращение учеников и насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами. – 22–33. Утишение бури на озере. – 34–36. Возвращение в землю Геннисаретскую. Мф.14:1 .  В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе (Ср. Мк.6:14 ; Лк.9:7 ). В этом и следующем стихах евангелист помещает то, что должен был бы поместить после 12-го стиха, если бы рассказывал в порядке времени, потому что слова 2-го стиха Ирод мог произнести уже после того, как Иоанн был казнен. «Молва об Иисусе» и замечание Ирода служат для евангелиста поводом припомнить об обстоятельствах казни Крестителя, о которых еще не было рассказано в Евангелии. Оба другие евангелиста рассказывают о тревогах Ирода гораздо позже, чем Матфей. При этом последовательность рассказа у Марка одинакова с Матфеем, но у Луки совсем нет рассказа о казни Крестителя. Евангелист Лука ограничивается только замечаниями по поводу его смерти, сходными с замечаниями Матфея, но с тем различием, что (как и Марк) влагает слова о воскресении Иоанна из мертвых в уста не самого Ирода, а окружающих его лиц, Ирод же только повторяет мнения о Крестителе, высказанные ими. В существенном же сообщения синоптиков об этом предмете сходны. «В то время» здесь, как и во многих других местах, неопределенное обозначение времени. Марк и Лука относят события ко времени после посольства апостолов ( Мф.10:5 ), вследствие которого молва о Христе сильно распространилась. «В то время услышал Ирод (дословно) слух ( τν κον) об Иисусе». Это был Ирод Антипа, родной брат Архелая и сын Ирода I, избившего вифлеемских младенцев, родившийся от Малфаки самарянки. Часть царства Ирода, назначенная Антипе во втором завещании его отца (в первом он был назначен царем), была Галилея и Перея, где он был утвержден Августом в достоинстве тетрарха. Он был женат на дочери арабского царя Арефы, которую отверг из-за Иродиады. Имя Ирод было первоначально чисто личным, но потом перешло к двум сыновьям Ирода, Ироду Боэту и Ироду Антипе, а потом к царю Агриппе I и другим младшим членам Иродова дома. Слово «тетрарх» по-гречески следует читать τεραρχης, а не τετρρχης, т.е. без элизии первого a (см. Бласс, Gram., § 28, 8). Вместо этого точного титула ( Лк.3:1, 19 , Лк.9:7 ; Деян.13:1 ; Иосиф Флавий, «Иудейские древности», XVII, 8, 1; XXIII, 2, 3) Антипе дается в народной речи, как и другим правящим Иродам, еще неточный титул «царя» ( Мф.14:9 ; Мк.6:14, 22 ). Подобная же неточность встречается и у иудейского историка Иосифа Флавия («Иудейские древности», XVIII, 4, 3; «Жизнь», 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14     В русской и славянской библиях за книгой пророка Даниила, а в еврейской после книги Иезекииля следуют книги Двенадцати малых пророков. В древности все эти книги составляли одну, которая у евреев называлась schaejasar (Арам. trejasar, treisar), а у греков δωδεκαπιρφητον. Первое свидетельство о том, что книги малых пророков были соединены в одну, можно находить у Иисуса сына Сирахова ( Сир 49.10 ). Это свидетельство, затем, находит подтверждение и у Иосифа Флавия, который считает в еврейском каноне только 22 книги (Апион I, 8) и у церковных учителей Мелитона Сардийского (Евсевий, Церк. Ист. IV, 26), Афанасия Великого (39 Пасх. Посл.), Кирилла Иерусалимского (Сл. IV, 35), Григория Богослова (33 стих.) и др., употребляющих термин δωδεκαπιρφητον определяющих число ветхозаветных канонических книг только в 12. Мотивы соединения 12 пророческих книг в одну неизвестны, так как высказанное блаж. Феодоритом (Предисл. к толков. на малых пророк.) и р. Кимхи (Comment. in psalm. proef.) и принимаемое некоторыми новыми авторами (Гоонакер) соображение, что книги соединены были вследствие малого объема, для предупреждения потери их, не может считаться основательным. Составляя одну книгу, писания Двенадцати пророков занимали в кодексах Библии не одинаковое место: по Мелитону, они помещались после книг великих пророков, по Оригену и Епифанию пред этой книгой, как и теперь в принятом тексте LXX-mu. Равным образом, порядок отдельных произведений в сборнике малых пророков изменялся. В евр. библии сохранился порядок, принятый в наших текстах, а у LXX книги располагались иначе, именно: Осия, Амос, Михей, Иоиль, Авдий, Иона, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Какие мотивы легли в основу указанного распределения книг малых пророков, нельзя сказать с определенностью; по-видимому твердого принципа не было, а отчасти руководились принципом хронологическим, отчасти принимали во внимание и объем книг. Поэтому книги послепленных пророков помещены были в конце всего собрания, а из допленных книг большая по объему кн. Осии помещена была впереди кн. Амоса, хотя Амос был предшественником Осии в пророческом служении.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010