Приведем о ессеях подробную выписку из Иосифа Флавия, который является свидетелем, ибо он в молодости три года жил в пустыне с ессеями, но затем вернулся в Иерусалим. Биографы полагают, что, возможно, он не выдержал трехлетнего испытательного срока, установленного ессеями для своих приверженцев: «Своеобразен также у них обряд богослужения. До восхода солнца они воздерживаются от всякой обыкновенной речи; они обращаются тогда к солнцу с известными древними по происхождению молитвами, как будто испрашивать его восхождения. После этого они отпускаются своими старейшинами, каждый к своим занятиям. Поработавши напряженно до пятого часа, они опять собираются в определенном месте, опаясываются холщевым платком и умывают себе тело холодной водой. По окончании очищения они отправляются в свое собственное жилище, куда лица, не принадлежащие к секте, не допускаются, и очищенные, словно в святилище, вступают в столовую. Здесь они в строжайшей тишине усаживаются вокруг стола, после чего пекарь раздает всем по по­рядку хлеб, а повар ставит каждому посуду с одним единственным блюдом Кто уличается в тяжких грехах, того исключают из ордена; но исключенный часто погибает самым несчастным образом. Связанный присягой и привычкой, такой человек не может принять пищу от не собрата – он вынужден, поэтому, питаться одной зеленью, истощается, таким образом; и умирает от голода. Вследствие этого они часто при­нимали обратно таких, которые лежали уже при последнем издыхании, считая мучения, доводившие провинившегося близко к смерти, достаточной карой за его прегрешения После Бога они больше всего благоговеют пред именем законодателя [пророка Моисея]: кто хулит его, тот наказывается смертью. Повино­ваться старшинству и большинству они считают за долг и обязанность, так что если десять сидят вместе, то никто не позволит себе возражать против мнения девяти. Они остерегаются плевать пред лицом другого или в правую сторону  Подобно эллинам они учат, что добродетельным назначена жизнь по ту сторону океана – в местности, где нет ни дождя, ни снега, ни зноя, а вечный, тихо приносящийся с океана нежный и приятный зефир. Злым же, напротив того, они отводят мрачную и холодную пещеру, полную беспрестанных мук» (Иосиф Флавий. Иудейская война. Кн. вторая. Гл. восьмая). Приведенные цитаты убеждают, что в учении ессеев были элементы язычества. Некоторые исследователи считают, что ессеи восприняли их от халдеев.

http://pravoslavie.ru/6934.html

     В день памяти святого апостола Андрея Первозванного митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершилБожественную литургию в Андреевском храме города Ждановка. После богослужения владыка обратился к горожанам с архипастырским словом. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, с праздником вас! Сегодня память апостола Андрея Первозванного. В честь него построен здесь, в Ждановке, храм, и мы празднуем сегодня престольный день. Кто такие апостолы? Из Евангелия мы знаем, что это ученики Христовы, — те, которые за Ним последовали и которых Он посылал ко всем остальным людям с проповедью о том, что Он Мессия, Спаситель. Они приходили и о Нём рассказывали. Свою проповедь они подтверждали той силой, которую они получили от Христа как Сына Божия. Силой Духа Святаго они совершали различные знамения, чудеса — это укрепляло в людях веру в Иисуса Христа как Мессию. Что это были за люди? Задумываясь об их подвиге, их служении, давайте себе представим, что сейчас Христос всем, кто здесь присутствует, сказал бы слова, которые когда-то Он сказал апостолам: «Следуйте за Мной». Давайте на секунду задумаемся: можем ли мы так? Мы могли бы сейчас оставить свои дома, семьи (они тоже это всё имели, как обычные люди) и последовать за Христом? Апостолы — это те люди, которые во Христе смогли увидеть что-то такое, ради чего они всё оставили и за Ним последовали. Они увидели в Нём то, что не увидели другие, и их сердца на это отозвались. Их было немного — сначала двенадцать, потом ещё семьдесят, и это — из всего избранного израильского народа. Израильтян было несколько миллионов в то время, — во всяком случае, по свидетельству Иосифа Флавия, столько собиралось на Пасху в Иерусалим. Из этих нескольких миллионов, которые имели и пророков, и Писание, и Храм, за Христом готовы были последовать всего-навсего двенадцать человек. На что можно было надеяться в этом случае, с человеческой точки зрения, непонятно. Вот, проповедник проповедовал, говорил, потом сказал: «Идите за Мной», — в итоге двенадцать пошло, остальные несколько тысяч пошли по своим делам. Как и сегодня, ничего нового.

http://pravoslavie.ru/109278.html

Непосредственно после упоминания о занятиях Иосифа и братьев его сообщается и обстоятельство, послужившее первой причиной ненависти братьев против Иосифа: он доводил до сведения отца недобрые слухи о них (Vulg.; «crimine pessimo»). LXX толковников и славянский текст дают обратную мысль, т.е. что братья оклеветали Иосифа (так и святой Иоанн Златоуст ). Но Таргум Онкелоса, Ахила, Симмах, самарянский перевод, арабский, Вульгата выражают мысль еврейского масоретского текста (как и русский Синодальный). В чем состояло обвинение, библейский текст не говорит; Мидраш и раввины строили об этом разные предположения (Beresch. r., s. 410). Быт.37:3 . Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, – и сделал ему разноцветную одежду. Особенная любовь Иакова к Иосифу мотивируется тем, что последний был сыном старости его. Но Иссахар и Завулон, сыновья Лии, родились у Иакова почти одновременно с Иосифом ( Быт. 30:18–23 ), Вениамин же был еще моложе Иосифа лет на 15. Поэтому свидетельство Библии может быть восполнено показанием Иосифа Флавия, что Иаков любил Иосифа как рожденного Рахилью (после долгих ожиданий) и отличившегося красотою ( εγνεια) тела и добродетелью души (Ant. 2:2, 1). Преимущественную любовь свою к Иосифу Иаков выразил тем, что сшил ему как бы первенцу (ср. Быт. 27:15 – о богатой одежде Исава) особую одежду, ketoneth passim. По буквальному значению еврейского слова pas, это – «одежда оконечностей», т.е. длинная с рукавами туника (tunica manicata et talaris – Гезен., по Акиле и Симмаху); в таком виде надо представлять себе ketoneth passim и дочери Давида, Фамари ( 2Цар. 13:18 ). Но LXX толковников (также слав.-русск.) передают: χιτν ποικλον, хитон разноцветный, и обычаи Востока, древнего и нового, – употребление преимущественно цветных материй для костюмов ( 2Цар. 1:24 ; Притч. 31:22 ) дают вероятность этому переводу (Vulg:. «tunicam polymitam»). На одной из страниц Бени-Гассана семиты изображены в одеждах ярких цветов. Быт.37:4 . И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт.37:15 . И нашел его некто блуждающим в поле, и спросил его тот человек, говоря: чего ты ищешь? Что Иосиф сбился с пути близ Сихема, это понятно, так как он жил там еще мальчиком. Традиция еврейская в человеке, встретившем здесь Иосифа, видела архангела Гавриила, который будто бы и потребовал, чтобы он не возвращался назад и точно исполнил приказание отца. Быт.37:17 . И сказал тот человек: они ушли отсюда, ибо я слышал, как они говорили: пойдем в Дофан. И пошел Иосиф за братьями своими и нашел их в Дофане. Дофан, или, по чтению LXX, Дофаим (упоминаемый позже в истории пророка Елисея, 4Цар. 6:13 , и еще позже в истории Иудифи, Иудиф. 4:6, 7:3, 8:3 ), по показаниям Иосифа Флавия и блаженного Иеронима , лежал к северу от Самарии и Сихема, при входе в долину Изреель; через эту долину и через город Дофан пролегала караванная дорога с северо-востока в Египет. Место удержало древнее название доселе. Быт.37:18–20 . И увидели они его издали, и прежде нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его. И сказали друг другу: вот, идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов. Увидев еще издали (может быть по характерной одежде) Иосифа, братья – кроме Рувима и Иуды (как видно из последующего, ст. 21–30), а также, конечно, малолетнего Вениамина, – злоумышляют убить, причем как из названия «обладатель» (евр. baal) снов, так и из того, что через убийство брата-сновидца они надеются предотвратить исполнение его снов, видно, что они твердо верили в возможность осуществления их и сильно встревожены были этим. Но именно этот умысел их Бог обратил в одно из звеньев пути, приведшего Иосифа к его возвышению (ср. Быт. 50:20 ). По преданию, предложение убить Иосифа исходило от Симеона и Левия (ср. кровопролитие сихемское) или от одного Симеона: в последнем случае объяснялось бы, почему впоследствии Иосиф именно Симеона ( Быт. 42:24 ) оставляет заложником в Египте. Убитого Иосифа братья предполагают бросить в одну из сухих цистерн (bor) пустыни, каких, особенно в летнее время, немало в Палестине и теперь (ср. Иер. 41:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4Цар.25:9 .  и сжег дом Господень и дом царя, и все домы в Иерусалиме, и все домы большие сожег огнем; 4Цар.25:10 .  и стены вокруг Иерусалима разрушило войско Халдейское, бывшее у начальника телохранителей. 4Цар.25:11 .  И прочий народ, остававшийся в городе, и переметчиков, которые передались царю Вавилонскому, и прочий простой народ выселил Навузардан, начальник телохранителей. 4Цар.25:12 .  Только несколько из бедного народа земли оставил начальник телохранителей работниками в виноградниках и землепашцами. В ( Иер.52:12 ) день прибытия Навузардана (его должность по-еврейски названа как рабтаббахим – «глава палачей»: ср. ( Быт.37:36 ), т.е. телохранителей: «исполнители казни всегда составляли ближайшею стражу» проф. Гуляев, с. 384) назван не седьмым, как здесь, а 10-м; последний указан и у Иосифа Флавия («Иудейская Война» 6:4,8; в «Иудейские Древности» 10:8,5 он, впрочем, днем сожжения храма считает 1-е число 5-го месяца). Пятый месяц Аб соответствует большей части нашего августа. По Иосифу Флавию («Иудейская война», цит. м.) храм Соломонов был сожжен вавилонянами в тот самый день пятого месяца (Аба, у Иосифа Флавия – «лооса» 23 ), в какой впоследствии (70 г. по Р. X.) сожжен был римлянами храм Иродов. Талмудическое предание относит разрушение обоих храмов к девятому аба (Таанит, 29а), и в этот день был установлен пост. Кроме храма и дворца царского Навузардан сжег также все сколько-нибудь значительные дворцы города, разрушены были и стены города, составлявшие его твердыню (см. 2Пар.32:5,33:14 ). Навузардан, выселив из Иудеи последние остатки сколько-нибудь зажиточного люда, в Иудее он оставил лишь совершенно бедных жителей – земледельцев и садоводов. 4Цар.25:13 .  И столбы медные, которые были у дома Господня, и подставы, и море медное, которое в доме Господнем, изломали Халдеи, и отнесли медь их в Вавилон; 4Цар.25:14 .  и тазы, и лопатки, и ножи, и ложки, и все сосуды медные, которые употреблялись при служении, взяли; 4Цар.25:15 .  и кадильницы, и чаши, что было золотое и что было серебряное, взял начальник телохранителей:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Маккавеи Сюжетом Слова 15-го 1068 стал подвиг мучеников Маккавеев, память которых совершается в Восточной Церкви 1 августа. Слово произнесено, вероятно, 1 августа 362 г., 1069 когда Григорий только начинал свое священническое служение, а у власти в Восточно-Римской империи находился император-отступник Юлиан. За полтора месяца до этого, 17 июня 362 г., он опубликовал свой знаменитый Эдикт об учителях, запрещавший христианским профессорам преподавание в университетах. Возможно, Слово 15-е является прямой реакцией на начатую Юлианом кампанию по дискредитации христианства и дискриминации христиан. О мучениках Маккавеях говорится в греческой Библии , а именно во 2-й Книге Маккавейской, однако Григорию было известно и отдельное сочинение Иосифа Флавия, посвященное Маккавеям. 1070 События, о которых идет речь в Книге Маккавейской и у Иосифа Флавия, относятся к периоду гонений сирийского царя Антиоха IV Епифана (176–164 до Р.Х.), который проводил политику интенсивной эллинизации Иудеи, сопровождавшуюся принуждением евреев к участию в языческих жертвоприношениях, нарушению субботы и других «законов отеческих» (См. 2Мак. 6:1–11 ). За отказ принять язычество тысячи евреев были казнены Антиохом. Одной из его жертв стал пожилой книжник Елеазар со своей женой и семью детьми, которые за отказ вкушать свиное мясо были подвергнуты жестоким мучениям и смерти. 1071 Сначала был умерщвлен отец, потом его семь сыновей, которых мать увещала мужественно встретить смерть; после всех скончалась мать. Перед лицом смерти все – и отец, и мать, и сыновья – твердо исповедали веру в единого Бога, в загробное воздаяние и воскресение мертвых. Так один из сыновей, умирая, говорил исполнителю казни: «Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной». Другой, протянув руки для отсечения, говорил: «От неба я получил их, и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их». Еще один из сыновей говорил: «Умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит» ( 2Мак. 7:9–14 ). Рассказ о мучениках свидетельствует не только о мужестве иудеев, которые были готовы умереть за свои отеческие традиции, но и о том, что вера в воскресение мертвых была широко распространена в еврейском народе задолго до пришествия Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Сразу после жертвоприношения Е. узнал, что многие из израильского народа, включая священников и левитов, породнились с окрестными народами и участвуют в языческих культах. Услышав об этом, Е. разодрал на себе одежду и обратился к Богу с молитвой покаяния за свой народ (1 Езд 9). Эта молитва Е. оказала действие на многих из израильтян, осознавших свое преступление; было решено заключить с Богом завет и отпустить всех иноплеменных жен и рожденных ими детей, а руководителем в этом деле назначить Е., к-рый впосл. успешно довел его до конца (1 Езд 10). «Когда наступил седьмой месяц», весь израильский народ собрался в Иерусалиме, чтобы просить Е. читать им на площади книгу закона Моисеева. Е., священники и левиты с «деревянного возвышения» «читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное». Это производило такое впечатление, что «весь народ плакал, слушая слова закона» и «отвечал: «аминь, аминь»,- поднимая вверх руки свои» (Неем 8. 1-9). На следующий день представители народа обратились к Е., «чтобы он изъяснял им слова закона» (Неем 8. 13). Было решено исполнить указание о том, «чтобы сыны Израилевы в седьмом месяце, в праздник, жили в кущах» (Неем 8. 14; ср.: Лев 23. 33-36). Длившееся, согласно указаниям закона, 7 дней празднование сопровождалось ежедневным чтением «из книги закона Божия» (Неем 8. 18). После этого весь народ собрался «во вретищах и с пеплом на головах своих» (Неем 9. 1), левитами была произнесена от лица всех покаянная молитва, и затем было дано обязательство «исполнять все заповеди Господа» и «не отдавать дочерей своих иноземным народам, и их дочерей не брать за сыновей своих» (Неем 10. 30). В последнем упоминании о Е. в Библии сообщается, что он шел впереди «сыновей священнических» во время освящения стен Иерусалима (Неем 12. 35-36). Иосиф Флавий в качестве источника информации о деятельности Е. использовал, вероятно, греч. текст неканонической 2-й Книги Ездры и др. источники ( Шарапов. 1910. С. 26), весьма возможно, и перевод Септуагинты канонической 1-й Книги Ездры ( Соболевский. 1913). Он уделяет Е. гораздо меньше внимания, чем нек-рым др. библейским фигурам, поэтому для выяснения его отношения к Е. нередко более важным оказывается не то, что он говорит о нем, а то, что из библейского текста он опускает ( Feldman. 1993. P. 210). На первый взгляд это отношение к Е. кажется необъяснимым ввиду его значимости для всей иудейской традиции. Кроме того, именно для Иосифа Флавия личность Е. могла быть привлекательной по 2 причинам: известно враждебное отношение Иосифа Флавия к самаритянам, к-рые в свою очередь считали Е. главным врагом ( Idem. 1992), извратившим, по их мнению, текст и содержание Торы ( Idem. 1993. P. 191); Иосиф Флавий очень ценил свое священническое происхождение ( Ios. Flav. Vita. 1-2) и отмечал важность исследования генеалогий для семей священников ( Idem. Contr. Ap. 1. 31-32), а Е. был священником, и его генеалогия приводится в Библии (1 Езд 7).

http://pravenc.ru/text/189571.html

И познал Адам еще (Еву) жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф; потому что (говорила она), Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин ( Быт. 4:25 ). Так повествует Библия (Танах) о начале человеческой родословной. Повествуется и о времени этого события: Адам жил сто тридцать (230) лет, и родил (сына) по подобию своему (и) по образу своему ( Быт. 5:3 ). Древние предания восполняют и расцвечивают краткое библейское свидетельство. Естественно, в наше время ни о каких аргументированных доказательствах, как и опровержениях, речи быть не может. Потому вслушаемся в предания – такие, какие они есть. Вот свидетельство Иосифа Флавия: «Адам же... после того, как Авель был зарезан, а Каин должен был, вследствие этого убийства, бежать, стал очень помышлять о новом потомстве. Это сильное желание иметь детей возникло у него, потому что ему было уже двести тридцать лет, хотя он и умер, прожив сверх того еще семьсот лет. [Иосиф Флавий следует исчислению Септуагинты. – Г.Ф.] И вот, у него родилось еще несколько других детей, и, в том числе, Сиф» 299 . Свидетельству Иосифа Флавия соответствует иудейское предание о 130 годах покаянного воздержания Адама и Евы между рождением первых двух сыновей и потом – Сифа и других. Мидраши повествуют, что, когда Адам встретил Каина, то обнаружил, что с его сына снята одна сторона проклятия – он перестал скитаться, и стал вести оседлый образ жизни в земле Нод. Это произошло в результате запоздалого раскаяния Каина в содеянном. Тогда и Адам покаялся перед Богом и надолго разлучился с женою. После 130 лет, проведенных в трудах искупления, Адам возвратился в мир и познал еще Еву, жену свою 300 . Своеобразно восполняется это предание в арабских сказаниях. По их свидетельству, Адам и Ева после грехопадения были не только изгнаны из рая, но и разлучены – Адам попал на остров Шри-Ланку (Цейлон), а Ева – на побережье Красного моря, недалеко от Мекки, где ныне порт Джидда. Там, в районе Мекки, они встретились только через двести лет. Гора Арафат, где Адам и Ева впервые познали друг друга после столь продолжительной разлуки, почитается как одна из мусульманских святынь 301 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Мф.24:20 .  Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, (Ср. Мк.13:18 – пропускает слова «в субботу».) У Луки совсем нет этого стиха. Речь о неимоверных трудностях спасения. Заметка у Матфея «в субботу» характерна и отличается чисто еврейским характером. Были случаи, когда иудеев избивали враги только потому, что они не хотели ничего делать в субботу ( 1Мак.2:32–37 ; 2Мак.5:25–26 ). Христос говорит, что бедствие может застигнуть Его учеников в такие дни, когда они будут наслаждаться покоем. Такая речь общего характера носит на себе и несколько специальный колорит, относясь, собственно, к ученикам Спасителя из иудеев. О каком-либо фарисейском соблюдении субботы здесь совсем не говорится. Это просто образное выражение, цель которого была побудить не стесняться даже религиозными установлениями, чтобы избежать опасности. Мф.24:21 .  ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. (Ср. Мк.13:19 ; Лк.21:23 .) Речь Христа очень сходна с Дан.12:1 : «и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени» ( κενη μρα θλψεως οα οκ γενθη φ´ ο γενθησαν ως τς μερας κενης ср. Иер.30:7 ; 1Мак.9:27 ). «Ибо» относят не только к предшествующему (19-му) стиху, но вообще ко всей речи стихов 16–20. Слово «тогда» не относится только ко времени разрушения Иерусалима. Относительно разрушения Иерусалима предсказание Спасителя полностью подтверждается сообщениями Иосифа Флавия в «Иудейской войне». Мф.24:22 .  И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. (Ср. Мк. 13:20 ; Лк. 21:24 .) У Марка речь сходная с Матфеем, у Луки совершенно иначе. По толкованию Августина, под днями понимаются сами бедствия (mala ipsa), подобно тому как в других местах Священного Писания говорится о несчастных, бедственных и лукавых днях ( Быт.47:9 ; Пс.93:13 ; Еф.5:16 ). «Никакая плоть» – гебраизм («ло кал») значит: никто из живущих людей и даже животных. Это, конечно, имеет общий смысл. Но Златоуст думает, что здесь под всякой плотью Спаситель «разумеет иудеев». Предсказание Христа исполнилось над иудеями. Более миллиона их погибло во время осады Иерусалима Веспасианом и Титом, 97 000 отведено в плен. Всего же, если положиться на свидетельства Иосифа Флавия, во время иудейской войны погибло 1 356 460 иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Злата они не требуют». Можно предположить, что благодарность с одной стороны и чувство мщения с другой, подстрекали и побуждали Гобриаса идти против Вавилона. Здесь, кстати заметить, что он был первый, который указал дорогу во дворец; а рука его – пути Всевышнего хотя и неисповедимы, но всегда правосудны, – находилась в числе тех, которые умертвили убийцу его сына. Между тем как перед нами такие обильные пояснения истины пророчеств относительно осады Вавилона, заметим, кстати, что нет царя или завоевателя, ни в древней истории, ни даже в христианские времена, характер коего, отличаясь благородным бескорыстием и еще благороднейшим самоотвержением, здравой, или что все равно, добродетельной политикой, честностью, которая еще более выигрывает при сравнении с другими, терпением и великодушием к побежденным неприятелям, исключая вавилонян, когда-либо превосходил, или, равнялся бы характеру Кира, как он описан светскими историками. Некоторые думали, по нашему мнению несправедливо, что характер Кира отчасти украшен вымыслом именно по причине его превосходства. Но описание дано язычником, и оно подходит так близко к словам пророка: «Так говорит Иегова помазаннику своему Киру, я воздвиг его в правде, и уравнял все пути его» 707 . Непосредственно за сим прибавлено пророком: «Он созиждет град мой, и отпустит переселенцев моих, не за выкуп, и не за дары, говорит Иегова воинств» 708 . И подлинно, это был человек, который первый приступил к приведению в исполнение определения относительно восстановления иудеев и сооружение нового храма. Нисколько не имея в виду свой личный интерес, он приказал полководцам и губернаторам по соседству Иудеи снабжать иудеев золотом и серебром для сооружения храма и животными для жертвоприношений, что и было ими исполнено 709 . Таким образом, названный по имени за сто двадцать лет до разрушения храма, Кир, по свидетельству Иосифа Флавия, повелел в предопределенное время, по истечении семидесятилетнего пленения иудеев, во исполнение промысла Иеговы относительно освобождения плененных иудеев снова построить город Иерусалим, и для этой цели издал свой декрет с полным сознанием, как говорит иудейский источник, о пророчестве Исаии. Священное писание гласит, что в первый год Кира, царя персидского, во исполнение слова Иеговы, изреченного устами Иеремии, Иегова подвиг душу Кира царя персидского, чтобы он повелел повсеместно провозглашать во всем своем царстве и словесно и письменно, говоря: «Так говорит Кир, царь персидский, Господь Бог Небесный дал мне все царства земли, и он повелел мне построить ему дом в Иерусалиме, что в Иудее». Слова указа приведены у Иосифа Флавия, они гласят так: «Всемогущий Господь, Бог Израиля, – дал ему все царства земные».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010