Дьикти бэлиэни крдррг модьуйуу 1 Фарисейдар уонна саддукейдар кэлэннэр Кинини холоон крн, халлаантан дьикти бэлиэтэ крдр диэн модьуйбуттара. 2 Иисус эппитэ: «Эиги киээ халлааммыт тэтэрбит, сарсын кураан буолууу диигит, 3 оттон сарсыарда халлааммыт кыыспыт, бгн ардыыы дээит. Сирэй крбхтр! Халлаан ньуурун крн кн-дьылы кыайан билгэлиир эрээри, кэм-кэрдии бэлиэлэрин билбэккит дуо? 4 Хара санаалаах, содур клнэ дьикти бэлиэни эрэйэр, ол гынан баран киниэхэ Иона бэлиэтиттэн атын бэлиэ бэриллиэ суоа». Уонна кинилэртэн баран хаалбыта. Фарисейдар уонна саддукейдар аытыылара 5 рэнээччилэрэ ууор туоруулларыгар, килиэп ылалларын умнубут этилэр. 6 Иисус кинилэргэ эппитэ: «Фарисейдар уонна саддукейдар аытыыларыттан сэрэнэр буолу». 7 «Ити килиэппит суоун иин этэр», – диэн рэнээччилэрэ ботур-ботур кэпсэппиттэрэ. 8 Иисус ону билэн эппитэ: «Кэмчи итээллээхтэр, тоо килиэп ылбатахпыт дээитий? 9 Эиги кэм да йд иликкит дуо? Биитэр биэс килиэбинэн биэс тыыынча киини тоторбуккутун умуннугут дуу? Ордубут килиэпкит хас тымтай буолла этэй? 10 Оттон трт тыыынча киини сэттэ килиэбинэн тоторбуккутугар, ордубут килиэби хомуйбуккут хас корзина буолбутай? 11 Мин килиэп туунан эппэппин хайдах йдбкктй? Эиги фарисейдар уонна саддукейдар аытыыларыттан сэрэнэр буолу». 12 Иисус кинилэри килиэп аытыытыттан буолбакка, фарисейдар уонна саддукейдар рэтиилэриттэн сэрэтэрин кинилэр дьэ онно эрэ йдбттэрэ. Петр Иисус Христоу итээйэрин билинэр 13 Филипп Кесариятын сиригэр-уотугар кэлэн баран Иисус рэнээччилэриттэн: «Кии Уолун дьон ким дииллэрий?» – диэн ыйыппыта. 14 «Сорох Иоанн Срэхтээччи, сорох Илия, сорох Иеремия биитэр пророктартан биирдэстэрэ диир», – диэн рэнээччилэрэ хоруйдаабыттара. 15 «Оттон эиги Миигин ким диигитий?» – Иисус ыйыппыта. 16 «Эн – Христоскун, Тыыннаах Таара Уолаын», – диэбитэ Симон Петр. 17 Иисус эппитэ: «Эн алгыстаах киигин, Иона уола Симон! Маны эйиэхэ дьон буолбатах, Халлааа баар Аам арыйбыта. 18 Ол иин Мин эйиэхэ этэбин: Эн – Петргын , онон бу таас рдгэр Мин Церковпын туруоруом, оччоуна тгэн тгэин да кстэрэ кинини хотуохтара суоа. 19 Мин эйиэхэ Халлаан Саарыстыбатын клстэрин биэриэим: эн сиргэ тугу баайбыты – Халлааа бааллыаа; сиргэ тугу србт – Халлааа сллэ». 20 Инньэ диэн баран, Кини Христос буоларын дьоо кэпсииллэрин кытаанахтык боппута.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

3:8. Скот, покрытый вретищем. Возложение вретища (грубой ткани из козьей шерсти) на скот показывает, насколько далеко ниневитяне были от понимания Бога Израиля. Даже животные могли оскорблять божество, поэтому они исполняли тем самым ритуал умиротворения Бога. 4:1–11 Наглядные уроки 4:1–4. Негодование Ионы. Иона рассердился, что Бог так легко поддался языческой тактике умиротворения. Он раздосадован и не может взять в толк такую явную богословскую несуразицу, когда Яхве с готовностью проявляет Свое сострадание, поскольку это подразумевает, что Бога Яхве можно подкупить. Ведь ниневитяне ставили Его в один ряд со своими богами. 4:5–9. Растение и червь. Растение, под сенью которого находился Иона, по-видимому, относилось к семейству тыквенных. Как и в случае с китом (или большой рыбой), здесь применяется лишь общий термин, не позволяющий точно определить растение. «Червь» же, который подтачивает это растение из семейства тыквенных, скорее всего, насекомое (наподобие тли). 4:8. Знойный восточный ветер. Вероятно, речь не идет о hamsin (или сирокко), поскольку в таком случае солнце не сыграло бы предназначенной ему роли. Восточный ветер, который дул из пустыни, был проблемой для Палестины, но для ниневитян этот ветер часто приносил дождь. Здесь это особый тип восточного ветра, но данный термин встречается только в этом тексте, а потому его значение точно неизвестно. 4:11. Население Ниневии. Специалисты по Ассирии оценивают население Ниневии (город и прилегающие селения), когда она была столицей, примерно в 300 тыс. человек, поэтому приведенная цифра в 120 тыс. на более ранний период времени вполне допустима. Книга Пророка Михея 1:1–16 Суд против Самарии и Иерусалима 1:1. Морасфит. Расположенный примерно в 6 милях к северо-востоку от Лахиса в Шфеле, Морасфит (Tell el-Judeideh, в 20 милях к юго-западу от Иерусалима) был одним из пригородов филистимского города Гефа (Tell es-Safi). После установления царства Давидова он, наряду с Одолламом и Марешей ( 2Пар. 11:7,8 ), служил крепостью. Все эти города, а также «бесчисленные» селения были разрушены войсками Сеннахирима в 701 г. до н. э.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Ст. 5. И спаше ту и храпляше. Иона, после великой нравственной борьбы, успокоился в сознании, что сделал угодное Богу, ревнуя о Его славе и не желая спасения врагам Божьим. Ст. 7. Поднялась буря, В то время было распространено мнение, что боги карают преступников особенно во время мореплавания; поэтому корабельщики решили найти виновного посредством жребия, какой способ был в обычае того времени. Ст. 8. Так как вид Ионы не представлял ничего дурного, напротив он казался человеком кротким и благомыслящим, то все стали спрашивать, кто он и откуда. Ст. 9. Пророк объявил, что он – раб Иеговы и торжественно исповедал величие Божие и свою виновность пред Богом. Ст. 10. Когда корабельщики услышали, что наказывает их Бог Еврейский за грех Ионы, они ужаснулись, потому что слава Его была далеко распространена и среди язычников. Хотя, из соображения обстоятельств, они и сами увидели, что Иона – действительно виновник несчастия, но не хотели сначала бросать его в море, а старались пристать к берегу, но, видя, что все их старания тщетны и буря не прекращается, решились исполнить определенный жребий – бросили Иону в море и при этом просили Господа не вменять им сего в грех . Когда после этого буря прекратилась, они обещали в благодарность за спасение принести Богу Еврейскому жертву; исполнить это они могли впоследствии в храме Иерусалимском, во двор которого могли входить и язычники. Глава 2-я. Поглощение Ионы китом великим и молитва Ионы к Богу Ст. 1. Под китом нельзя разуметь в собственном смысле кита; Еврейское слово – даггадолъ означает вообще морское чудовище; справедливее разуметь акулу, потому что во 1) у кита пасть маленькая, и он не может глотать целого человека, между тем акула может это сделать; во 2) акулы обыкновенно следуют за кораблями и ищут около них добычи; в 3) в желудках акул часто находили мертвые тела людей. Если LXX перевели слово доггадолъ через χυτος (кит), то это объясняется тем, что в то время не было строгого различия между морскими чудовищами, и все они назывались китами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

700 Спросят: как понимать присутствие столь ложных мыслей в канонической книге? Не все, записанное в канонических книгах, составляет безусловную истину само по себе, по своему внутреннему смыслу; иное здесь истинно безусловно (догматические и нравственные истины); другое истинно только в смысле исторической достоверности. К приведенному месту из кн. Екклезиаста и к другим подобным нужно относиться так же, как мы относимся к горьким сетованиям пр. Ионы на то, что растение, прикрывавшее его голову, засохло. 4:8, 9. Никто не подумает, что, если жаловался пророк, то приключение с ним действительно заслуживало такой крайней скорби (лучше мне умереть, нежели жить), какую обнаружил Иона. Здесь истинно только то, что пр. Иона действительно жаловался и жаловался именно так, как записано в канонической книге. Точно так же мы должны относиться и к леденящим кровь проклятиям прав. Иова на день своего рождения. Гл. 3. Книга Екклезиаста представляет мучительный процесс, посредством которого удрученный дух Соломона от сомнений и недоумений дошел до положительных и непререкаемых истин; добытые им истины прикрыли и совсем устранили то, что было высказано им ложного под влиянием скорби, сомнений и недоумений. 706 Книга Екклезиаста несомненно принадлежит Соломону. Все доводы против этой мысли и за позднейшее происхождение книги от какого-то неизвестного лица нисколько не убедительны. Сами сторонники позднейшего происхождения книги соглашаются, что в ней много данных, побуждающих приписать ее Соломону. М. Олесницкий . Книга Екклезиаст. Киев. 1873 г. стр. 129–131. Надписание книги: «слова Екклезиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме» – с поразительною ясностию указывает на Соломона, и попытки ослабить силу доказательства, какое оно дает в пользу происхождения книги от Соломона, положительно несчастны. См. там же, стр. 137–8. Здесь не место входить в подробное опровержение оснований, по которым кн. Екклезиаста приписывается позднейшему автору. Заметим только, что сторонники этого мнения допускают подлог в канонической книге, когда утверждают, что позднейший автор имел намерение выдать свое произведение от лица Соломона. Такое намерение, если бы оно было, нельзя оправдать никакими благовидными целями.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

В 6-й песни утреннего канона, во вторник, глас 5-й, сказано: «якоже пророка от зверя избавил еси, Господи, и мене из глубины неодержимых страстей возведи, молюся». Также и в ирмосе крестовоскресного канона на утрени, глас 6-й, песнь 6-я: существо, поглотившее Иону, называется не только китом, но зверем. И в ирмосе 6-й песни вторничного канона на утрени, глас 2-й, сказано: «но якоже Иону от зверя, и мене от страстей возведи, и спаси мя». И в среду на утрени, в ирмосе 6-й песни, глас 3-й, богородичного канона, сказано: «спаси Спасе, якоже спасл еси от зверя пророка». И в воскресном каноне на утрени, в ирмосе 6-й песни, глас 7-й, говорится: «Плавающаго в молве житейских попечений, с кораблем потопляема грехи, и душетленному зверю приметаема, яко Иона, Христе, вопию ти: из смертоносныя глубины возведи мя». Можно привести еще множество текстов из Ирмология (сборника ирмосов), где говорится о водном звере. А теперь о китах. В науке известны разнообразные породы китов. Так, например, есть род китов имеющих 44 зуба в нижней челюсти и достигающих 60–65 футов длины (18–20 метров). Но они имеют очень маленькую глотку. Вероятно, это и послужило поводом утверждать, что Иона не мог быть поглощен китом. Есть другой вид кита, так называемый «бутылочно-носовой» или «с клювом». Это небольшой кит, до 30 футов длины (9 метров). Хотя он и малый, но имеет довольно большую глоту и вполне мог бы проглотить человека. Но пророк не мог быть поглощен им, потому что он пережевывает пищу и имеет зубы. То есть, он скорее сжевал бы Иону, нежели извергнул из себя. Есть киты, не имеющие зубов, но снабженные «китовым усом». Среди такого типа китов есть киты, называющиеся «Фин-Бак». Эти киты бывают до 88 футов (26 метров и 40 см) длины. Желудок такого кита имеет от 4 до 6 камер или отделений, причем, в любом из них могла бы свободно поместиться небольшая группа людей. Этого типа киты дышат воздухом, имеют в голове воздушную запасную камеру, являющуюся расширением носовых полостей. Прежде чем проглотить слишком большой предмет, кит «Фин-Бак» проталкивает его в эту камеру. В случае, если в голове этого кита окажется слишком большой предмет, то он плывет к ближайшей суше, ложится в мелкие воды и выбрасывает ношу.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-ch...

Отчасти эта книга о живительной силе подлинного покаяния. Однако отнюдь не покаяние – центральная тема этой книги. Как верно подмечено комментаторами, если бы это было так, то достаточно было бы первых трех глав, и побег Ионы не имел бы непосредственного отношения к замыслу всей книги. Но главная мысль книги как раз о самой сущности пророческого слова. Иона понял о природе Бога нечто определенное: «Ты – милосердный Бог и добрый; от безмерной любви Твоей неизменной не спешишь Ты гневаться и готов отменить наказание» (4:2). Он знает, что Бог откажется от уничтожения Ниневии, и бежит, чтобы укрыться от Бога, будучи уверенным, что его пророчество о грядущем возмездии окажется ложным. Он озабочен тем, что пробным камнем истинности пророческого слова является его исполнение, как об этом открыто сказано во Втор 18:21, 22. Но Бог хочет показать Ионе нечто несоизмеримо более ценное, чем исполнение пророчества или отношение к пророку – Свою глубочайшую заботу о беспомощных людях и невинных животных (4:11), о спасении Своего творения. Пророчества о гибели (ср. Иер 28:9), даже в отношении иноземных народов, носят условный характер и будут исполнены лишь при отсутствии подлинного покаяния (Иер 18:7, 8). Бог, явленный нам в этом рассказе полновластным Владыкой, заботящимся о Своем творении, неуклонно вел Иону к постижению Его любви. О том, чего достиг Господь в движении к Своей цели, и свидетельствует сама книга Ионы.   Основное содержание книги Призыв Ионы и его непослушание 1:1–16 Покаяние Ионы и спасение 2:1–11 Весть Ионы к Ниневии 3:1–10 Божья милость к Ниневии 4:1–11   Бегство Ионы 4 А Господь наслал в это время на море сильный ветер – разыгралась буря, и кораблю грозило крушение. 5 Страх объял моряков, и каждый из них стал взывать к своему богу, моля о помощи. В отчаянии они побросали за борт весь груз, чтобы облегчить корабль. А Иона тем временем спустился в трюм, лег там и заснул крепким сном. 6 Капитан, натолкнувшись на него, возмутился: «Как можешь ты спать? Вставай, воззови и ты к своему богу! Может быть, твой бог позаботится о нас и не допустит нашей гибели».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

[сак]), т. е. грубую одежду простой формы, наподобие мешка, сделанную из козьей шерсти ( 3Цар.21:27 ; Иоил.1:13 ; Иона 3. 6, 8 ; Неем.9:1 и др.); сидение либо возлежание в пепле или посыпание им своей головы ( Ис.58:5 ; Неем.9:1 ; Дан.9:3 ; Есф.4:3 и др.). Пост и вретище как проявления покаяния были известны и за пределами Палестины, что видно из повествования книги Ионы, где описано, как раскаявшиеся ниневитяне наложили пост и вретища не только на себя, но и на свой скот ( Ион.3:7 ). Одним из важнейших проявлений покаяния было публичное исповедание грехов пред Господом. Это могло быть исповедание всего народа, как, например, при Самуиле, когда народ раскаялся в идолопоклонстве ( 1Цар. 7:6 ), при Неемии, в момент возобновления Завета, когда сыны Израилевы «встали и исповедывались во грехах своих и в преступлениях отцов своих» ( Неем. 9:2 ), или же отдельных личностей — как покаянная молитва Даниила и песнь трех отроков, Седраха, Мисаха и Авденаго, вверженных в вавилонскую печь ( Дан. 9:4–19; 3. 25–90 ), — хотя и они раскаивались не в своих личных грехах, а в грехах всего народа. в) покаянная историософия в Ветхом Завете Мотив общественного покаяния красной нитью проходит через повествование книги Судей, историософия которой рассматривает бедствия Израиля в первый период пребывания в Палестине (в частности, подпадение под гнет соседних народов) как следствие уклонения народа в идолопоклонство. Священный автор считает, что через эти бедствия Бог вразумлял народ Израилев. Каждый раз, не будучи в состоянии дольше терпеть притеснение завоевателей, «сыны Израилевы» вопияли «ко Господу» ( Суд.3:9 и др.) и Тот воздвигал им лидера, под руководством которого они свергали иноземное иго. Эти лидеры вошли в историю под названием судьи (евр. [шофетим]). Книга Судей описывает цикл, который многократно повторялся в домонархический период истории Израиля: отпадение народа от Бога — тяжелые многолетние бедствия как наказание Божие к вразумлению — покаяние народа и призыв к Богу о помощи — освобождение через судию — и многолетнее благоденствие, сочетающееся с богопочтением.

http://azbyka.ru/biblejskie-osnovaniya-t...

Замечательным является название жертвы – анализ родственных аккадских понятий показывает, что древнееврейское слово «хаттат» использовалось для обозначения понятия греха как ненормального, ущербного бытия грешника. Поэтому – согласно «хаттат» – грех , будучи дисгармонией с установленным Богом порядком вещей, заключается не только в нарушении конкретных заповедей Божиих, нередко сопряженных с причинением вреда ближнему, но и в неполноценности жизни самого грешника, является причиной его безрадостного состояния. Для избавления от греховного состояния и предписана жертва за грех. Кроме прямо предписанных законом религиозных ритуалов, в ветхозаветных книгах встречается описание широко распространенных форм внешнего выражения раскаяния как со стороны всего народа, так и отдельных личностей. Прежде всего – это покаянные действия, выражающие внешнее смирение, которые заключаются в отказе от пищи и пития и передаются древнееврейским глаголом «цом», т. е. «держать пост». Постом была подкреплена покаянная молитва израильтян, произнесенная Самуилом, после обращения народа от языческих культов Ваалов и Астарт ( 1Цар.7:6 ); пост наложил на себя Давид после согрешения с Вирсавией, когда молился с покаянием об исцелении родившегося младенца ( 2Цар.12:16 ); усиленно постился и Ахав, когда узнал от Господа страшный приговор о себе и своем потомстве ( 3Цар.21:27–29 ). Описаны и другие формы внешнего выражения покаяния: раздрание своих одежд и облачение во вретище, т. е. грубую одежду простой формы наподобие мешка, сделанную из козьей шерсти ( 3Цар.21:27 ; Иоил.1:13 ; Иона.3:6 ; Неем.9:1 и др.); сидение либо возлежание в пепле или посыпание им своей головы ( Ис.58:5 ; Неем.9:1 ; Дан.9:3 ; Есф.4:3 и др.). Пост и вретище как проявления покаяния были известны и за пределами Палестины, что видно из повествования книги Ионы, где описано, как раскаявшиеся ниневитяне наложили пост и вретища не только на себя, но и на свой скот ( Ион.3:7 ).Одним из важнейших проявлений покаяния было публичное исповедание грехов пред Господом. Это могло быть исповедание всего народа, как, например, при Самуиле, когда народ раскаялся в идолопоклонстве ( 1Цар.7:6 ), при Неемии, в момент возобновления Завета, когда сыны Израилевы «встали и исповедовались во грехах своих и в преступлениях отцов своих» ( Неем.9:2 ), или же отдельных личностей – как покаянная молитва Даниила и песнь трех отроков, Седраха, Мисаха и Авденаго, вверженных в вавилонскую печь ( Дан.9:4–19, 3:25–90 ), – хотя и они раскаивались не в своих личных грехах, а в грехах всего народа. Покаяние народа

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010